Классификация памяти: долговременная и кратковременная
Содержание:
Как развить кратковременную память?
— Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.
— Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».
— Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.
— Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.
— Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:
— Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.
• Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.
• Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.
• Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».
• Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).
Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.
Объем кратковременной памяти
Объемом кратковременной памяти называется характеристика – какое количество единиц окружающего мира человек способен запомнить в единицу времени. Обычно объем варьируется от 5 до 9 единиц, что сугубо индивидуально. Также следует учитывать уровень развитости памяти. Если человек абсолютно не занимается развитием своей памяти, тогда она запоминает меньше информации, нежели бы тот же человек развивал свои способности.
Конечно, сверхспособности по запоминанию информации человек не сможет достигнуть. На это влияет множество факторов, например, интерес. Психологи отмечают, что интерес очень сильно влияет на то, как быстро человек запоминает информацию и в каком количестве. Если человеку интересно узнавать то, что он запоминает, тогда он больше уловит, нежели при отсутствии интереса к информации.
Кстати, человек часто переключает свое внимание, пока пытается запомнить какую-то информацию. Нередко это происходит неосознанно, например, как при внезапно возникающих громких звуках или вспышках света
Тогда возможно замещение – когда память начинает часть только что запомнившейся информации стирать и замещать ее новой информацией. Человек уже забывает о том, что он пытался запомнить, и начинает усваивать новую информацию. При попытках вспомнить о том, что человек хотел запомнить, у него ничего не получается, если только он вновь не соприкоснется с источником данной информации.
Кратковременная память запоминает не все, что окружает человека. Происходит отсеивание информации, которая человеку не нужна. Вот почему человек может читать книгу, не обращая внимания на шум, который царит в транспорте, в котором он едет
Если бы у кратковременной памяти не было такой способности, как отсеивание, представляете, какой хаос был бы в голове? Человек бы просто не смог переключаться и заострять внимание на том, что ему нужно
Кратковременная память и долговременная взаимосвязаны. Прежде чем что-либо запомнить, информация попадает в кратковременную память. Если информация сохраняется, многократно повторяется и воспроизводится человеком, тогда она уходит в долговременную память.
Для того чтобы запоминать информацию на короткое время, следует сосредотачивать свое внимание на ней. Только при сознательном обращении своего внимания возможно запомнить больше, чем это происходит несознательно
Также на длительность хранения информации в кратковременной памяти влияет количество времени, в течение которого человек вынужден ее хранить, чтобы наконец-то использовать. Человек обычно начинает забывать информацию по истечении времени, поскольку он ее держит в кратковременной памяти. Лишь многократное повторение способно удержать информацию. Если с момента запоминания до момента воспроизведения прошло много времени, тогда часть информации будет утрачена.
На сохранность информации влияет ее важность. Как уже говорилось выше, чем важнее и интереснее информация, тем лучше и больше человек ее запоминает
Если же информация неважна и неинтересна, тогда человек достаточно быстро ее забывает.
Поскольку объем кратковременной памяти составляет плюс-минус 7 единиц, следует отметить ее ограниченность. Либо человек информацию забудет, либо она перейдет в долговременную память, откуда сможет быть снова воспроизведена в нужное для человека время. Вот почему для запоминания кратковременной информации предлагаются такие способы:
- Группировка – когда разноплановая информация группируется по определенному признаку.
- Ассоциация – когда разноплановая информация начинает напоминать что-то, что человеку хорошо известно.
- Объединение в цельный образ – создание из разноплановой информации некоего образа, который все включает.
- Перекодирование – придание новой информации другой формы или значения, чтобы легче было запомнить.
- Рифма – когда человек замечать некие совпадения между информацией, опираясь на одно слово, он может вспомнить о другом.
Что такое кратковременная память?
Кратковременная память – это вид памяти, которая выполняет функции запоминания некоторой информации на короткое время с целью или быстрейшего использования в нужном месте. Обычно человек использует кратковременную память единоразово, то есть запоминает информацию, чтобы один раз воспроизвести, когда представятся нужные условия. Однако возможно и многократное воспроизведение информации в ближайшее время.
Порой, если человек много раз воспроизводит информацию, которую пытался запомнить ненадолго, она запоминается надолго. Когда человеку она уже не нужна, он может о ней вспомнить спустя несколько лет. Это уже проявит себя долговременная память, которая выполняет противоположные функции кратковременной.
Кратковременная память является активной и интенсивно развивающейся в дошкольном возрасте у детей. Приблизительными цифрами объема запоминания слов и предметов за один раз:
- У детей – до 5-6 единиц.
- У взрослых – до 7-9 единиц.
Однако все индивидуально. Многое зависит от развитости памяти, чем можно заниматься в любом возрасте.
Кратковременная память, как и долговременная, является очень важной для любого человека. Представьте себе, что бы вы делали, если бы вышли на улицу и забыли, зачем это сделали
Кратковременная память используется каждый день по несколько раз. Однако возможны ее нарушения.
Обычно патологии со способностью запоминать информацию и ее воспроизводить возникают после различных травм головного мозга или инфекционно-воспалительных заболеваний. Нередкими ухудшения функций памяти являются в пожилом возрасте, когда развивается слабоумие, деградация, дегенерация тканей и атрофия мышц. Если человек не пытается сохранить свои способности, тогда они теряются. В любом возрасте можно заниматься развитием кратковременной памяти, что будет способствовать улучшению запоминания.
Существуют различные заболевания, которые связаны с неспособностью человека запоминать информацию, которая происходила несколько минут назад. У тех, у кого нарушены функции кратковременной памяти, наблюдается рассеянность внимания (неспособность сосредоточиваться на чем-то одном), снижение наклонностей к обучению, забывчивость. Если у читателей есть маленькие дети, то они могут представить себе людей, которые не обладают или у которых нарушена кратковременная память.
Если кратковременная память страдает, это становится очевидным достаточно быстро. Человек не может вспомнить, что с ним происходило несколько минут назад, причем данная забывчивость становится постоянной.
У здоровых людей нарушения кратковременной памяти возникают при:
- Алкоголизме, наркомании.
- Хронической усталости.
- Хроническом недосыпании.
- Постоянном стрессе.
Эффективные упражнения
Есть много упражнений для улучшения памяти. Чаще они используются для детей, эффективно действуют также на взрослых. Но мало только знать, как упражнениями улучшить кратковременную память. Заниматься нужно регулярно, не менее 20-30 минут каждый день. Чтобы тренировка подействовала навсегда, должно пройти 1,5-2 месяца. Ученые, (да и вы сами это чувствуете,) уже доказали, что память нужно улучшать, без постоянной тренировки она постепенно ухудшается. Для этого можно использовать самые популярные упражнения. Каждое из них рекомендуется выполнять ежедневно по 5-6 раз.
«Техника Фибоначчи». Заключается в том, чтобы мысленно называть определенный ряд чисел. Каждое последующее представляет собой сумму предыдущих.
«20 слов». Нужно чтобы кто-то написал на листе 20 любых, не связанных между собой слов. Нужно смотреть на них минуту, можно проговаривать. После этого вспоминать
Важно не только количество запомнившихся слов, но и их порядок.
«Абзац». Открыть любую книгу наугад, прочитать первый попавшийся абзац
После этого нужно пересказать его как можно ближе к тексту.
«Техника Пифагора». Вечером нужно вспоминать все события дня, начиная от пробуждения. Постараться воспроизвести их в подробностях и правильной последовательности.
«Придумывание слов». Это упражнение эффективно активизирует работу мозга. Нужно на каждую букву алфавита придумывать по 10 слов.
На упражнения для тренировки памяти можно не выделять отдельного времени, а выполнять их в течение дня
Обращать внимание на постеры, запоминать 10 товаров на витрине магазина, вспоминать услышанную утром песню. Для каждого свои эффективные методы
Можно пользоваться только одним упражнением или применять все способы. Но кратковременную память можно и нужно тренировать.
Модели ограничений мощности
Слотовые модели
Известный класс моделей предполагает, что наблюдатели ограничены общим числом элементов, которые могут быть закодированы, либо потому, что возможности самого VSTM ограничены (например, Cowan, 2001; Luck & Vogel, 1997; Pashler, 1988). Этот тип модели имеет очевидное сходство с моделями урн, используемыми в теории вероятностей (см., Например, Mendenhall, 1967). По сути, модель урны предполагает, что емкость хранилища VSTM ограничена лишь несколькими элементами, k (часто оценивается в диапазоне от трех до пяти у взрослых, но меньше у детей (Riggs, McTaggart & Simpson, 2006). )). Вероятность того, что будет обнаружено надпороговое изменение, — это просто вероятность того, что элемент изменения закодирован в VSTM (т. Е. K / N ). Этот предел емкости был связан с задней теменной корой, активность которой первоначально возрастает с увеличением количества стимулов в массивах, но насыщается при более высоких размерах набора. Хотя модели урн обычно используются для описания ограничений производительности в VSTM (например, Luck & Vogel, 1997; Pashler, 1988; Sperling, 1960), только недавно была рассмотрена фактическая структура хранимых элементов. Лак и его коллеги сообщили о серии экспериментов, разработанных специально для выяснения структуры информации, хранящейся в VSTM (Luck & Vogel, 1997). Эта работа свидетельствует о том, что элементы, хранящиеся в VSTM, являются связными объектами, а не более элементарными функциями, из которых состоят эти объекты.
Шумовые модели
Альтернативная структура была предложена Вилкеном и Ма (2004), которые предполагают, что очевидные ограничения емкости в VSTM вызваны монотонным снижением качества хранимых внутренних представлений (т. Е. Монотонным увеличением шума) в зависимости от заданного значения. -размер. В этой концепции ограничения емкости памяти вызваны не ограничением количества вещей, которые можно закодировать, а снижением качества представления каждой вещи по мере того, как в память добавляется больше вещей. В своих экспериментах 2004 года они меняли цвет, пространственную частоту и ориентацию объектов, хранящихся в VSTM, используя подход теории обнаружения сигналов (см. Также тесно связанную работу Палмера, 1990). Участников попросили сообщить о различиях между визуальными стимулами, предъявляемыми им в последовательном порядке. Исследователи обнаружили, что различные стимулы кодировались независимо и параллельно, и что основным фактором, ограничивающим производительность отчета, был нейронный шум (который является функцией размера визуального набора).
Согласно этой структуре, ключевым ограничивающим фактором производительности рабочей памяти является точность, с которой может быть сохранена визуальная информация, а не количество элементов, которые можно запомнить. Дальнейшие доказательства этой теории были получены Бэйсом и Хусейном (2008) с помощью задачи распознавания. Они показали, что, в отличие от «слотовой» модели VSTM, модель обнаружения сигналов может учитывать как характеристики распознавания в их исследовании, так и предыдущие результаты задач обнаружения изменений (например, Luck and Vogel, 1997). Эти авторы предположили, что VSTM — это гибкий ресурс, совместно используемый элементами визуальной сцены — элементы, которые получают больше ресурсов, хранятся с большей точностью. В подтверждение этого они показали, что увеличение заметности одного элемента в массиве памяти приводит к тому, что этот элемент вызывается с повышенным разрешением, но за счет уменьшения разрешения хранилища для других элементов на дисплее.
Что такое кратковременная память
Простое определение звучит так: краткосрочная (оперативная) память – это функция человеческого мозга, задача которой – сохранять необходимую информацию в течение непродолжительного времени.
Невозможно рассматривать кратковременную память в отрыве от сенсорной и долговременной. Когда человек видит или слышит что-то, у него работает первый вид памяти. Сенсорная память хранит информацию несколько секунд, пока нервный сигнал сохраняется в нейронах. Но потом старая информация быстро сменяется на новую, которую человек воспринял через органы чувств.
Визуализация памяти в мозгу
Пример. Если в течение длительного времени смотреть на неподвижного человека, глаз будет помнить его силуэт. Сенсорная память отличается от краткосрочной тем, что первая работает лишь в момент воздействия предмета на органы чувств человека, а во второй – информация еще сохраняется в течение часа.
Есть и долговременная память. Из названия понятно, что в ней хранятся данные в течение длительного времени.
В кратковременную память информация может поступать как из сенсорной, так и долговременной. Ещё одно название рассматриваемого в этой статье вида памяти – активная, непосредственно ее человек использует в любой интеллектуальной деятельности.
Кратковременная и долговременная память тесно связаны: чем больше времени происходит удержание информации в голове, тем выше вероятность ее хранения в долгосрочной памяти.
Объем
Объем – характеристика, указывающая на максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти в каждый момент.
Сколько данных способен удержать мозг человека? Общепринято, что объем кратковременной памяти составляет 7+/-2 единиц или блоков информации. Это было открыто известным ученым Джорджем Миллером.
По мере обучения единицы информации объединяются в блоки. Например, поворот автомобиля на дороге состоит из уменьшения скорости, разворота руля в одну строку, к по окончании маневра – в другую. Новичок каждое действие из этой последовательности держит отдельно, поэтому более простое задание требует больше оперативки.
Кратковременная память в голове человека
Каждое из этих действий занимает минимум три ячейки в оперативной памяти человека. Но по мере обучения все они выполняются быстро и начинают занимать одну ячейку. Вот почему опытные водители умудряются говорить по телефону и водить машину одновременно. Им приходится перерабатывать одновременно всего два блока информации.
Правда, в нестандартной ситуации количество данных в оперативной памяти резко возрастает (много незнакомых единиц информации), и, если в это время ещё говорить, резко повышается вероятность аварии. Поэтому нельзя говорить по телефону за рулем, даже если кажется, что получается контролировать ситуацию на дороге. Непредвиденные ситуации возникают регулярно, во время вождения весь объем оперативки должен быть доступным для вождения. Умение эффективно управлять транспортным средством заключается в способности максимально концентрироваться на дороге, удерживая все ее объекты в кратковременной памяти.
Внимание! Объем оперативки может быть и меньше 5 единиц. Все очень условно
Нужно учитывать специфику запоминаемых данных, состояние человека, мотивацию и другие параметры.
Лечение временной амнезии
Терапия включает в себя соблюдение режима питания, применение медикаментозных средств, физических упражнений. Врача выбирают в зависимости от причины потери памяти:
- болезни центральной и периферической нервной системы лечит невропатолог;
- гормональным дисбалансом занимается эндокринолог;
- стресс, депрессия — психолог или психиатр;
- расстройство сна лечит сомнолог;
- естественные процессы старения — геронтолог;
- восстановлением организма после гиповитаминоза, истощения занимается диетолог или терапевт;
- восстановление организма после метаболических нарушений проводит терапевт, эндокринолог.
Чтобы правильно определить причину амнезии и начать лечение, перед посещением врача узкой специальности необходимо сдать анализы и пройти инструментальные методы обследования.
Медикаментозное лечение
Для восстановления памяти и функциональности головного мозга, рекомендуется применять препараты:
- ноотропы, с помощью которых в головной мозг попадает больше крови, содержащей полезные вещества и кислород;
- нейропротекторы, защищающие нервную ткань от повреждения (Церебролизин);
- препараты, усиливающие функцию запоминания (Глицин);
- витамины группы B;
- антиоксиданты;
- седативные средства.
Применяются препараты, которые лечат основное заболевание. Например, при атеросклерозе снижается количество поступающей в головной мозг крови. Для усиления кровотока используются препараты, снижающие холестерин.
Головной мозг будет функционировать нормально, если в нем достаточно развита функция кровообращения. Поэтому перед проведением лечение врач выявляет наличие ишемической болезни, атеросклероза, тромбоза, осложнений от сахарного диабета.
Диета
Пациент, страдающий проблемами с памятью, должен употреблять все продукты, содержащие витамины, микроэлементы, полезные вещества, минералы, аминокислоты. В рацион включают рыбу, мясо, фрукты, овощи, зелень. Если организму не хватает витамина B12, необходимого для нормального функционирования головного мозга, назначают поливитамины.
Профилактические мероприятия
После 50 лет функция памяти ухудшается. Поэтому рекомендуется в этом возрасте начать профилактические мероприятия, усиливающие кратковременное запоминание:
- разгадывание кроссвордов, головоломок;
- чтение книг;
- запоминание стихов;
- счет от 1 до 100, и в обратном порядке;
- постоянная работа, даже в пожилом возрасте;
- физическая активность, соответствующая возрасту (ходьба, плавание, пробежка трусцой);
- употребление поливитаминов;
- правильное питание со сниженным количеством сахара и холестерина.
Людям после 50 лет необходимо периодически посещать врачей. Если повышается или снижается артериальное давление, немеют конечности, это первый признак сосудистых нарушений. Если в головной мозг затрудняется приток крови с кислородом, снижается кратковременная запись информации, что приводит к потере памяти. Если болезнь на начальных этапах, назначаются медикаментозные средства для лечения и профилактики заболеваний.
Что делать, чтобы восстановить память
Восстановление работоспособности мозга, нервных окончаний – вот от чего напрямую зависит способность воспроизводить информацию. Доктора советуют кроме упражнений обязательно прибегать и к медикаментозному лечению
Рекомендуемые препараты, улучшающие память и внимание:
- Глицин;
- Биотредин;
- Пирацетам;
- Фенотропил;
- Витрум мемори;
- Кавинтон;
- Энцефобол.
Что дает каждое лекарство? Глицин, Биотредин и Пирацетам давно знакомы российскому потребителю. Кроме их положительного воздействия на мозговую деятельность в целом нельзя не отметить доступную цену. Назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. Глицин не имеет побочных действий априори, поэтому может быть использован как общеукрепляющее средство.
Фенотропил является одной из самых популярных таблеток для улучшения внимания и концентрации. Но есть ряд противопоказания: беременность, кормление грудью, аллергия на пирролидин. Кроме этого неправильное лечение может вызвать бессонницу, психоэмоциональное возбуждение.
Витрум мемори считается одними из лучших лекарственных средств данного направления. В составе витамины, цинк, вещества на растительной основе. Курс лечения составит около 2-х месяцев. На фоне положительного влияния на концентрацию внимания существует много побочных эффектов: от диареи и головокружения до Отека Квинке и анафилактического шока, поэтому применять их надо под строгим наблюдением врачей.
Кавинтон назначают значительно реже. Средство улучшает кровообращение в мозге, насыщает его кислородом. Также действует и Энцефобол, но его нельзя принимать при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы. Как правило, последние два препарата назначают при психиатрических заболеваниях.
ВЫВОДЫ.
- Объем КП для использованных в исследовании одномерных алфавитов варьирует несущественно. Несколько более низкие показатели объема КП для алфавита «пространственная ориентация» могут быть объяснены трудностью усвоения искусственной системы кодирования, выбранной для этого признака.
- С увеличением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП, выраженный в символах, уменьшается вдвое, объем КП, выраженный в двоичных единицах, напротив, возрастает.
- При изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов (в соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского), а в двоичных единицах.
- избыточность признаков кодового алфавита (т.е. наличие в нем скоррелированных параметров) нецелесообразно, т.к. не способствует увеличению продуктивности запоминания и приводит к незначительному снижению объема КП (в символах и двоичных единицах) по сравнению с одномерными алфавитами.
- Критическая длина ряда, при которой достигается максимальный уровень переданной информации, составляет для одномерных алфавитов 5-6 символов, для двумерных — 4 и трехмерных — 3 символа. Но при этом количество переданной информации гораздо выше для многомерных алфавитов.
- При оперировании многомерными алфавитами в КП вербальное описание играет вспомогательную роль. Основным средством запоминания является перцептивная организация материала и оперирование зрительными кодами.
- В процессе кратковременного запоминания многомерных визуальных стимулов испытуемые не оперируют целостными образами, а вычленяют в структуре многомерных сигналов отдельные параметры. При этом объем КП, измеряемый числом параметров стимулов, подлежащих запоминанию, измеряется числом 7±2, а объем КП, измеряемый числом целостных стимулов, колеблется в пределах 5±2.
Результаты исследования позволяют предположить, что кратковременная память обладает подвижной системой различных кодов: вербальных, зрительных, двигательных, семантических. Преимущественное использование одного из этих кодов при запоминании и сохранении того или иного материала определяется объективными условиями деятельности и индивидуальными особенностями субъектов деятельности. Возможно, что в экстремальных условиях деятельности (жесткий временной режим, большое количество информации на входе) процесс переработки информации осуществляется с использованием различных кодов. Таким образом, различные коды кратковременной памяти могут служить своеобразным «стратегическим резервом» в сложных условиях деятельности. Можно предположить также, что сформированность, гибкость системы кодов кратковременной памяти, возможность быстрого перехода от одного кода к другому (или другим) определяют уровень эффективности функционирования кратковременной памяти и индивидуальные различия в ее характеристиках.
ЛИТЕРАТУРА
- Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // В кн.: Инженерная психология. — М.: Прогресс, 1964.
- Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // В кн.: Проблемы инженерной психологии. — Л.: Изд. — ЛГУ, 1965. — Вып.3.
- Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
- Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. — Душанбе, 1974.