Концептуальные модели современного понимания истины

Понятие и модели истины

Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.

Замечание 1

Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.

В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:

  • классическая,
  • априористская,
  • прагматическая,
  • экзистенциальная,
  • когерентная,
  • конвенциональная,
  • диалектико-материалистическая.

Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:

  • проблему действительности,
  • проблему познания,
  • проблему соответствия.

Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.

Философия права

Конвенционализм в применении к философии права — одна из трех конкурирующих концепций права, созданных американским философом права Рональдом Дворкином в его работе «Империя закона» . Две другие концепции права — это правовой прагматизм и право как целостность .

Согласно конвенционализму, как определено Дворкиным, правовые институты сообщества должны содержать четкие социальные условности, на основании которых принимаются правила. Такие правила будут служить единственным источником информации для всех членов сообщества, поскольку они четко разграничивают все обстоятельства, при которых государственное принуждение будет и не будет осуществляться.

Тем не менее Дворкин утверждал, что это оправдание не соответствует фактам, поскольку во многих случаях четкие применимые правовые нормы отсутствуют. Отсюда следует, что, как он утверждал, конвенционализм не может служить основанием для государственного принуждения . Сам Дворкин считал закон честностью как лучшим оправданием государственного принуждения.

Одна известная критика идеи Дворкина исходит от Стэнли Фиша, который утверждает, что Дворкин, как и движение критических юридических исследований , марксисты и приверженцы феминистской юриспруденции , были виновны в ложной «Теоретической надежде». Фиш утверждает, что такая ошибка проистекает из их ошибочного убеждения, что существует общая или более высокая «теория», которая объясняет или ограничивает все области деятельности, такие как государственное принуждение.

Другая критика основана на утверждении Дворкина о том, что утверждения позитивистов равносильны конвенционализму. HLA Hart , как мягкий позитивист, отрицает такое утверждение, поскольку он указал, что граждане не всегда могут открывать для себя закон как простой факт. Однако неясно , можно ли классифицировать Джозефа Раза , признанного жесткого позитивиста, как конвенционалист, поскольку Раз утверждал, что закон состоит «исключительно» из социальных фактов, которые могут быть сложными и, следовательно, трудными для обнаружения.

В частности, Дворкин охарактеризовал право как основную функцию сдерживания государственного принуждения. Найджел Симмондс отверг неодобрение Дворкина конвенционализма, заявив, что его характеристика права слишком узка.

Соответствие реальности

Конвенциональная мудрость не обязательно является верной. Зачастую она становится препятствием для того, чтобы воспринимать новые знания, внедрять новые теории и трактовки, и потому действует как помеха, которую необходимо преодолеть. Необходимо сказать, что конвенциональная мудрость, в отличие от нового знания имеет свойства, похожие на инерциею, мешая внедрению противоположных взглядов, порой, как абсурдное отрицание новой информации людьми, которые строго придерживаются устаревших взглядов. Эта инерция появляется ввиду того, что конвенциональная мудрость — производная удобных идей, глубоко укоренившихся в сознании общества и привлекательных, которое за эти идеи держится, даже когда они себя изжили. Неизбежным итогом становится то, что данные идеи полностью не соответствуют реальности.

Концепция конвенциональной мудрости также применяется в политике. Она применяется в уничижительном смысле для того, чтобы описать идеи, положения которых общеприняты, независимо от того, они верны или нет.

Понятие в более общем смысле относят к считающемуся при описании явления верным, в отношении которого вообще-то нет общепринятого мнения, и используемому для формирования убеждений или нормативного поведения, даже в профессиональной среде. Один из примеров конвенциональной мудрости — распространённая в 1950-х годах уверенность, даже среди многих врачей, что курение для здоровья не особенно вредно. В наше время конвенциональная мудрость гласит, что курение вредно. Еще один пример: в дискуссиях на технические темы применяется конвенциональная мудрость, которая гласит, что человек, который подвергается перегрузке, которая превышает 18 g, получает повреждения смертельного характера. Джон Стэпп разрушил данный миф, много раз выдержав во время собственных исследований перегрузку больше 46 g.

Конвенциональная мудрость может сама быть темой для легенд. К примеру, широко распространено мнение, что до Христофора Колумба считали, что Земля является плоской, хотя в действительности среди учёных к моменту путешествия Колумба уже давно бытовало общепринятое мнение о сферичности планеты.

Если достаточное число людей читает и в эти факты верит, вышеперечисленные предложения, будучи ложными, все же становятся конвенциональной мудростью.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Определения[править | править код]

В философииправить | править код

Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю, основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: «истина состоит в согласованности ума и вещи» (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам.

В марксизмеправить | править код

Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей гносеологии рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (ПСС, Т. 18, с. 137). Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений.

В логикеправить | править код

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В наукеправить | править код

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.[источник не указан 3147 дней]

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

История понятия[править | править код]

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.

Определение слова «Конвенционализм» по БСЭ:

Конвенционализм (от лат. conventio — соглашение)направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности,«принципом экономии мышления» и т.п. Основоположником К. был А. Пуанкаре (Франция), развивший К. в применении к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математических дисциплин, развитие неевклидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, но эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения и ничего не говорит о реальном мире. Следующий этап К. связан с развитием математической логики в 30-х гг. 20 в. и особенно ярко выражен в ранних работах Р. Карнапа (Австрия) и К. Айдукевича (Польша). Карнап сформулировал т. н. принцип терпимости, согласно которому в основу каждой естественнонаучной теории можно положить любую систему аксиом и правил синтаксиса. Айдукевич развивал точку зрения«радикального К.», согласно которой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причем в этом выборе мы свободны. Однако ни Карнап, ни Айдукевич в дальнейшем не смогли последовательно провести свою точку зрения и видоизменили свою концепцию. В настоящее время К. в чистом виде не встречается. отдельные его элементы имеются в Неопозитивизме, Прагматизме и Операционализме.Критикуя К., диалектический материализм видит его несостоятельность в отрицании им объективной основы конвенций в науке, в том, что он абстрагируется от содержательных аспектов научного знания.И. С. Добронравов.

Литература[править | править код]

В Викицитатнике есть страница по теме

Батищев Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФРАН, 1994.

Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи

Бердяев Н. А. Истина Православия на портале «Философия в России»

  • Блинов А. К. Дефляционная теория истины
  • Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: ИФРАН, 1998.

Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины

Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.

Даммит М. Истина на портале «Философия в России»

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке

Желнов М. В. «Cущность свободы как истина» и «Сущность истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале «Философия в России»

Куликов, С. Б. Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины (на материале западной философии). Автореферат дис. … канд. филос. наук. 09.00.01 — Томск, 2004. — 16 с.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины

Остин Дж. Истина на портале «Философия в России»

Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.

Стросон П. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.

Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОСПЭН, 1999.

Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики / Пер. А. Л. Никифорова.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине; Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.

Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности в библиотеке Максима Мошкова

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. С. 255—275 .

Рождается ли истина в спорах?

Существует и распространенное утверждение о том, что в споре рождается истина. Различные психологи и философы лишь отчасти соглашаются с этим утверждением:

  1. Искусство ведения дискуссии является таким же талантом, которым необходимо овладеть. В грамотном споре построение диалога проводится по определенным правилам, о которых знают не все спорщики.
  2. Не всегда люди спорят для того чтобы прийти к общему мнению Некоторые так выражают свое несогласие или желание подискутировать просто так.
  3. Правда и истина не являются тождественными понятиями, ведь первый термин применим к бытовому и субъективному мнению, а второй носит абстрактный смысл.

Основные критерии истины

Для того чтобы отличать реальное положение дел от ложного представления о них, были сформулированы основные критерии истинности:

  1. Практическая проверка людьми правильности суждения. То есть спустя время после выдвижения предположения о том, что земля шарообразна, космонавты были отправлены в космос и проверили эту теорию.
  2. Соответствие истинным и подтвержденным явлениям природы, логическое обоснование. Одна истина не может противоречить другой. То есть не противоречие другому принятому за истинное суждение.
  3. Ясность. Суть утверждения должна быть понятна как человеку, его изрекающему, так и его слушателям.
  4. Полезность. То есть суждение, противоположное ложному, должно приносить определенною пользу.
  5. Некоторые ученые добавляют и критерий эстетичности истины.

2.5. Прагматистская концепция.

Мы
уже упоминали о ней при анализе основных
стратегий решения фундаментальных
теоретико-познавательных проблем. Ее
суть сводится к тому, что знание должно
быть оценено как истинное, если способно
обеспечить получение некоего реального
результата (экспериментального,
утилитарно-прагматического и т.д.). Иными
словами, истинность отождествляется
здесь с пользой или результативностью.
В принципе, знание, особенно научное,
весьма прагматично. Если ученый-теоретик
не получает новых результатов, его
научная репутация, а потом и квалификация,
могут быть поставлены под сомнение.
Если инженер не изобретает новых
технических устройств и приспособлений
– ему могут перестать платить зарплату1.

Однако
утилитарную направленность науки не
следует преувеличивать. Самые выдающиеся
открытия совершаются творцами, конечно
же, не из утилитарных соображений, а из
чистой любви к истине. Многие научные
теории в момент их создания вовсе не
имеют никакого экспериментального и
технического применения. Более того,
самые стратегически значимые идеи, тем
более в философии, по определению
бескорыстны и антиутилитарны. В противном
случае они никогда не смогли бы открыть
новые горизонты в бытии и познании.
Недаром выдающийся испанский философ
Х. Ортега-и-Гассет обронил мысль, что
самое большое практическое значение
философии состоит … как раз в ее
абсолютной утилитарной бесполезности.

ⓘ Конвенционализм

Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным восприятия, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные теории в равной степени приемлемы ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной.

Гносеологическим основанием конвенционализма является возможность использовать различные теоретические средства для исследования того или иного явления и его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы измерения физических величин измерять расстояния в футах, метрах или парсеках, представлять процесс с помощью системы дифференциальных уравнений или графика, использовать для моделирования явления аналоговую машину или ЭВМ и т. п.

Основная идея конвенционализма встречается уже в античности задача астрономии — «спасти явления, представляемые планетами» и в эпоху Возрождения инструменталистская интерпретация теории Коперника. Современный конвенционализм берёт начало в работах Э. Маха, П. Дюгема и, в наиболее явной форме — Анри Пуанкаре. Согласно Пуанкаре, основные положения любой научной теории не являются ни синтетическими истинами a priori, ни отражением реальности a posteriori. Они суть соглашения, единственным абсолютным условием которых является непротиворечивость. Выбор тех или иных положений из множества возможных диктуется практическими соображениями: потребностью в максимальной простоте теорий и необходимостью успешного их использования. При появлении более эффективных конвенций старые отвергаются.

Несмотря на то, что конвенционализм был направлен против позитивизма, он был принят неопозитивистами, так, К. Айдукевич предложил так называемый радикальный конвенционализм, согласно которому в научной теории вообще нет неконвенциональных элементов. Доведённый до логического конца радикальный конвенционализм является самопротиворечивым понятием, поскольку объявляет конвенцией в том числе самого себя. К. Поппер считал, что конвенционален выбор базисных опытных предложений теории. Конвенционализм следует отличать от инструментализма: первый представляет собой эпистемологически позитивную идею теории являются конвенциями, а второй — эпистемологически негативную теории не являются ни истинными, ни ложными. Инспирирована конвенционализмом методология научно-исследовательских программ Лакатоса.

6.Познавательные способности человека: чувственное познание, абстрактное мышление, интуиция.

Познавательная
деятельность человека возможна в силу
того, что он обладает специализированными
механизмами отражения реальности,
которые принято называть познавательными
способностями человека. Они возникли
как в результате биологической
(конкретно-чувственная способность),
так и в результате социальной
(абстрактно-мысленная способность,
интуиция) эволюции человека. 1.
Конкретно-чувственное познание. 
Основано
на чувственно-сенситивном отражении,
присущем и животному миру, но специфически
развившемуся в процессе человеческой
практики. Диапазон органов чувств
человека специально приспособлен для
ориентации и деятельности в макромире,
поэтому микро- и мегамир остаются
недоступными прямому чувственному
познанию. Человек обладает тремя формами
чувственного отражения
ощущениями, восприятиями
и представлениями. Ощущения – 
форма
отражения, соответствующая отдельным
свойствам предметов. Ощущения могут
быть составными частями восприятия, а
также самостоятельными. Восприятия
– 
форма
отражения, соответствующая системе
свойств предмета. Ощущение и восприятие
возникают при непосредственном
взаимодействии с предметом.

Ощущения
несут информацию о свойствах предметов,
как собственных, так и диспозиционных.
Они информируют о субстрате предметов,
их качествах и в определенной степени
– об их структуре.. Представление
– 
это
чувственно-наглядный образ предметов
и явлений действительности, сохраняемый
и воспроизводимый в сознании без
непосредственного воздействия самих
предметов на органы чувств.

2.
Рациональное познание (абстрактное
мышление) 
возникает
в процессе трудовой и коммуникативной
деятельности человека, в одном комплексе
с языком и мышлением. Существует три формы
абстрактно-мысленного отражения
понятие,
суждение 
и умозаключение.
Понятие 

результат обобщения предметов некоторого
класса и мысленного выделения самого
этого класса по определенной совокупности
общих для предметов этого класса
признаков. Суждение –
это форма мысли, в которой посредством
связи понятий утверждается или отрицается
что-либо о чем-либо. (Отражение связей
между предметами и явлениями
действительности или между их свойствами
и признаками). Умозаключение 
рассуждение, в ходе которого логически
выводится новое суждение.

Отличительные
особенности абстрактного мышления по
сравнению с чувственным отражением:

1)
Способность к отражению общего в
предметах. При сенситивном отражении
в отдельных предметах не дифференцируются
общие и единичные признаки; они не
разделены, слиты в единый гомогенный
образ.

2)
Способность к отражению существенного
в предметах. В результате сенситивного
отражения существенное не отграничивается
от несущественного.

3)
Способность к конструированию на основе
познания сущности предметов понятий-идей,
подлежащих опредмечиванию.

4)
Опосредованное познание действительности
– как через посредство сенситивного
отражения, так и с помощью рассуждений,
умозаключений и применения приборов.

Некласические концепции

Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.

Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.

Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.

Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.

Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.

Специфика социальных систем. Системные модели общества в современной философии.

Система
– совокупность взаимосвязанных между
собой элементов, обладающих структурой
и организацией.

Структура
– иерархическая соподчиненность
элементов системы.

Организация
– способ взаимного согласования функций
и ролей внутри системы.

Виды
систем.

Жесткие

Гибкие

Строгое

Может
изменяться

Число
элементов

Централизованное

Автономия

Управление

Закреплены

Может
выполнять несколько функций

Функции

Существуют
в строго определенной среде

Существуют
в любой среде

Существуют
в

В
современных обществах число жестких
систем сокращается, а число гибких
увеличивается(неформальные субкультуры)

Все
системы делятся на: 1)механические(Ч
Ц); 2)органические(Ц Ч)

Вструктуре механических систем нет
лишних частей. В структуре социальных
систем есть элементы, не выполняющие
функции(есть скрытые резервы) способны
сохранять устойчивость при максимальных
перегрузках.

Механические
системы предназначены для сознания и
предсказуемы.

В
социальных системах невозможно
предсказать точный результат(только
диапазон); не поддаются 100% управлению(всегда
будет определенная цена)

Важно быстро
и точно исправить ошибку

Системные
модели общества

позволяют людям систематизировать
факты, явления и процессы.

Основные
системные модели общества в современной
философии:

  1. общественно-экономическая
    формация

  2. цивилизация

  3. культура

(1)
Общественно-экономическая
формация
— исторически определённый тип общества,
представляющий собой особую ступень в
его развитии; «… общество, находящееся
на определенной ступени исторического
развития, общество со своеобразным
отличительным характером».
Главное
– эконом. отношения.

Духовное
производство:

духовная
культура + общественное сознание

Идеологическая
надстройка

Политические
и правовые системы

Воспроизводство
человека:

Л

Социально-экономический
базис

ичность, соц. группа

Образование,
здравоохранение, соцзащита…

Материальное
производство:

Производительные
силы + Производственные отношения

(человек+
(организ. произ-ва,

мат.-тех.
база) распред., обмена, потреб.)

(2)
Цивилизация
— социальная форма движения материи,
обеспечивающая её стабильность и
способность к саморазвитию путём
саморегуляции обмена с окружающей
средой (человеческая цивилизация в
масштабе космического устройства);
единство исторического процесса и
совокупность материально-технических
и духовных достижений человечества
в ходе этого процесса.

Для
цивилизации как стадии общественного
развития характерно выделение социума
из природы и возникновение противоречий
между естественными и искусственными
факторами развития общества. На данном
этапе превалируют социальные факторы
жизнедеятельности человека, прогрессирует
рационализациямышления. Для этого этапа развития
характерно преобладание искусственных
производительных сил над естественными.

Также
признаки цивилизованности включают в
себя: развитие земледелия и ремёсел,
классовое общество, наличие государства,
городов, торговли, частной собственности
и денег, а также монументальное
строительство, «достаточно» развитую
религию, письменность и т. п.

Критерии,
отличающие цивилизацию от стадии
варварства:

  1. Система
    экономических отношений, основанная
    на разделении
    труда— горизонтальном (профессиональная
    и укладная специализация) и вертикальном
    (социальная стратификация).

  2. Средства
    производства(включая живой труд)
    контролируются правящим классом,
    который осуществляет централизацию и
    перераспределениеприбавочного
    продукта, изымаемого у первичных
    производителей через оброк или налоги,
    а также через использование рабочей
    силы для проведения общественных работ.

  3. Наличие
    сети обмена, контролируемой профессиональным
    купечеством или же государством, которая
    вытесняет прямой обмен продуктов и
    услуг.

  4. Политическая
    структура, в которой доминирует слой
    общества, концентрирующий в своих руках
    исполнительные и административные
    функции. Племенная организация,
    основанная на происхождении и родстве,
    замещается властью правящего класса,
    опирающейся на принуждение; государство,
    обеспечивающее систему социально-классовых
    отношений и единство территории,
    составляет основу цивилизационной
    политической системы.

(3)
Культура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector