Итоговое сочинение: каковы причины возникновения конфликтов между людьми? (3 варианта)
Содержание:
Поведение личности в конфликте
Поведение человека, оказавшегося в ситуации конфликта, будет обусловливаться тем, какие взаимоотношение у него с противником, насколько дорог ему предмет, около которого сложилась проблема, сколько внутренних ресурсов готов отдать для защиты своих интересов. Исходя из того, какими установками будет руководиться человек, можно выделить некоторые стратегии поведения личности в конфликте.
Стратегию соперничества принимает человек, зацикленный только на частной выгоде. Он будет до последнего спорить и навязывать свою точку зрения. Обе стороны, занявшие стратегию соперничества, смогут навечно остаться в неразрешенном конфликте. Результат для себя каждый из них видит лишь в собственной победе, не решаясь хоть на малые уступки. Они никогда не смогут обрести общие интересы или цели, для них проиграть – значит сдаться, показать, что ты слабее. Таким образом, будучи в длительном противостоянии конкурирующие стороны, тратят очень много ресурсов, и этим сможет воспользоваться тот, кто сильнее.
Поведение личности в конфликте, которая сильнее, нацелена на выдавливание из противника последних сил, пока тот не сдастся. Но, иногда бывает, что соперничество сторон, наоборот, приносит положительный результат. В таком случае противостояние содействует успеху и стимулирует воспитание конфликтующих сторон.
Когда две стороны направляют все свои силы на достижение такого исхода, который стал бы самым выгодным для обоих, и они оба знают, что такое решение является взаимовыгодным, это активная стратегия сотрудничества. Кажется, что такой вариант самый лучший в плане последствия, но сам процесс является очень непростым. Каждому из участников конфликта следует в таком случае забыть о собственном эгоизме и результате в свою пользу, а приложить усилия к рассмотрению всесторонних желаний.
Похожая на сотрудничество – стратегия компромисса. По этой стратегии обе стороны договариваются о взаимных уступках, предоставляя ущерб каждый своей выгоде. Они знают, что страдает их выигрыш, но бывают случаи, что только так достигается действенное решение, и есть вероятность остаться хоть с чем-то. Зачастую такой вариант решения проблем применяют, когда стороны конфликта пытаются сохранить хорошие отношения между собой и готовы даже пожертвовать каждый собственными первоначальными выгодами. Но когда проблема уже решена, после нее все равно остается горький осадок, который может навсегда оставить холодок в отношениях. Поскольку никто в споре не получил желаемого, понимая свой ущерб, первый обвиняет второго, в таком случае есть вероятность, что конфликт может снова возникнуть с новой силой.
Выделяют такое поведение личности в конфликте, которая практически бесконфликтно принимает противоположную к своей идею, сознательно снижая важность собственной, принимая требования оппонента и целиком признает его правоту, руководствуясь стратегией приспособления. Поначалу человек становится очень уступчивым, затем он постепенно начинает признавать правоту оппонента и уже через некоторое время полностью капитулирует перед ним
В ситуации приспособления на капитулирующую сторону оказать действие может авторитет личности оппонента, его способность манипулировать, переубеждать, а также дефицит ресурсов, или желание сохранить силы для дальнейшей стычки.
Соблюдая стратегию уклонения личность, попавшая в условия конфликта, пытается увильнуть от открытого противостояния. Подобное получается, если человека не специально вовлекли в конфликт. Его не интересует больше предмет спора или он давно изменил свое мнение, но не дает противнику это осознать, а также остерегается открытых активных действий.
Очень редко бывает, что используется только одна из тактик. Всегда происходит так, что задействуют сразу несколько стратегий поведения личности в конфликте, с преобладанием какой-то одной.
Конфликт имеет такую схему: первоначально происходит соперничество, наиболее активная фаза противостояния. Тогда соперники в открытую дискутируют, и каждый доказывает собственную правоту. После того как первая волна борьбы прошла, за ней следует еще намного энергичное противостояние, в котором уже напряженно чувствуется агрессия – это фаза конфронтации, вследствие которой происходит окончательное расторжение отношений между сторонами, теряются все личные доконфликтные связи.
6 Социализация личности
Социализация– процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям. В самом общем виде социализацию можно представить как процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого реализуются природные психобиологические задатки человека, личность приобщается к культуре. В ходе социализации происходит становление личности человека, формируется ее характер, раскрываются способности, складывается мотивационная сфера личности. В процессе социализации личность учится навыкам общения. Наконец, социализация выступает условием сохранения общества, поскольку люди усваивают сложившиеся формы поведения.
Социализация идет всю жизнь человека. Выделяют два основных ее этапа. Первичная социализация протекает с момента рождения до совершеннолетия человека. Ее содержанием является формирование личности. В ходе первичной социализации ребенок не может еще оценить те образцы поведения, которые предлагают ему взрослые, поэтому он адаптируется к тем условиям, в которых живет. Вторичная социализация – это социализация взрослых, в ходе которой человек приобретает новые навыки и умения. Механизмами социализации являются подражание, убеждение, руководство.
Выделяют различные агенты социализации, ими выступают социальные группы и организации, в которых проходит социализацию индивид. Важнейшим из них является семья, в которой формируется мотивация на привязанность к другим людям, готовность к общению. Семья прививает человек систему норм и стандартов повседневного поведения, в семье ребенок овладевает языком. Школадает человеку систему знаний и ценностей, необходимых для жизни в обществе. Вгруппе сверстников человек приобретает навыки межличностного общения, обучается выполнению таких групповых ролей как лидер, эксперт, аутсайдер и др. Наконец, современном обществе огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации, которые предоставляют человеку не только огромный массив знаний, но и системы оценок, ожиданий, стилей поведения. Многие социологи подчеркивают роль референтных групп в социализации.Референтная группа – это совокупность людей, с которыми отождествляет себя человек. Она может быть реальной и воображаемой (скажем, кино герой, которому подражает человек).
Человек проходит социализацию на протяжении всей жизни, в которой возможны ситуации, когда он утрачивает ранее приобретенные нормы и ценности. Такой процесс называетсядесоциализацией. Он наблюдается, например, если индивид попадает в тюрьму, клинику для душевнобольных, где значительно меняется не только стиль жизни, но часто и сама личность человека. Утрата прежних норм и ценностей может привести к формированию новых стандартов поведения, начнется процесс ресоциализации, в ходе которого человек либо полностью изменяет свои ценности и нормы, либо восстанавливает прежние стандарты поведения.
Концепции социальных конфликтов
Согласно концепции Зиммеля — конфликт занимает важное место в жизни общества, т.к. обновляет структуру жизнедеятельности и устаревшие культурные нормы.
Спенсер выдвигал идею о том, что конфликт выражается в столкновении людей за существование, которое носит ограниченный характер в силу ограничения ресурсов.
Согласно Марксу — конфликт между производством и производственными отношениями, в ходе развития техники и технологии, выражается ярче и острее, являясь предвестником революций, где происходит смена производства, вследствие чего общество выходит на новый уровень.
Вебер – в обществе происходит постоянное столкновение интересов отдельных лиц или групп, т.к
социум представлен в виде арены, где противоборствуют социальные структуры, осваиваются социальные роли и статусы.
«Теология освобождения»
В семидесятых годах прошлого века в Латинской Америке активизировалось мощное религиозное течение, которое стало известно, как «теология освобождения». Густав Гутьеррес, Серхио Менделес, Леонардо Боффа и другие идеологи концепции буквально бросили вызов сложившемуся в мире капитализму, основываясь на особой трактовке принципов христианства. В рамках «теологии освобождения» жизнь и учение Иисуса Христа представляют социальное восстание против Римской империи. Это некий католический «джихад», религиозная война против капитала. По факту появление подобной концепции стало только очередным свидетельством в пользу того, что в двадцатом веке религии все больше политизируются, включаясь в социально-политическое противостояние.
Но феномен «теологии освобождения» очень интересен. Например, для многих последователей Эрнесто Че Гевара, который еще в шестидесятых предложил союз левых и католиков, является легендарной персоной. Команданте многие сравнивают с Христом. В некоторых частях Боливии, например, в каждой семье молятся святому Че Геваре.
Поведение личности в конфликте
Поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих факторов:
- От того, насколько ему важен предмет спора.
- От отношений, в которых он находится со своим противником.
- От внутренних ресурсов, которые он готов направить на противостояние.
- От убеждений и воспитания.
Соответственно, выделяют такие виды поведения в конфликте:
- Соперничество – когда личность зациклена лишь на достижении своей выгоды. Здесь отсутствуют компромиссы и уступки. Человек желает настоять на своем мнении и готов бросать на это все имеющиеся у него ресурсы. Если подобной позиции придерживается оппонент, то зачастую конфликт длится очень долго, порой не разрешается никогда. Здесь может использоваться давление, чтобы сломить противника, пока он не сдастся.
- Сотрудничество – самая продуктивная стратегия, но очень сложная, поскольку обе стороны должны забыть о личной выгоде и рассмотреть вопрос с различных позиций, чтобы пойти на уступки и прийти к компромиссу.
- Компромисс – стратегия сотрудничества. Здесь оппоненты идут на взаимные уступки, отказываясь частично от своей выгоды. Порой это может оказать полезную услугу. Однако нередко каждая из сторон остается недовольной, поскольку полностью не были удовлетворены ее потребности. На компромисс идут люди, желающие сохранить хорошие отношения между собой. Однако нередко после решения конфликта остается неприятный осадок из-за того, что пришлось отказаться от своей выгоды.
- Приспособление – это стратегия, при которой индивид полностью отказывается от своего мнения и соглашается с правотой оппонента. Обычно такое происходит, если оппонент является авторитетным лицом, умеет манипулировать и переубеждать, личность желает сохранить ресурсы для следующей борьбы, боится потерять хорошее отношение к себе, слаба или зависит от второй стороны. В такой ситуации индивид постепенно отказывается от своего мнения, полностью принимая противоположную позицию.
- Уклонение – когда личность пытается увильнуть от разговора, ответов на открытые вопросы. Обычно так происходит, когда индивид был вовлечен в конфликт, не испытывает никакого интереса к предмету спора либо просто желает что-то скрыть.
В процессе конфликта могут быть использованы различные техники и приемы. Сначала оппоненты активно спорят, доказывают свою правоту, а затем уже начинают проявлять одну из моделей поведения.
перейти наверх
Уверенность в себе
Редко кто из подростков действительно доволен собственными достижениями. Знаний о мудрости жизни еще мало, а вот выражать свою позицию по любому вопросу уже хочется. Вот почему юноши и девушки так ценят людей, которые умеют выслушивать и понимать, не перебивая и не осуждая. Как правило, внешние данные многих не устраивают, отчего появляются многочисленные комплексы.
Проблема часто бывает надуманной, а вот страдания по этому поводу начинаются самые настоящие. Уверенность в себе – это то, что приобретается путем трудоемкой работы над собой. Конечно, она не может возникнуть за один день. Вот почему в молодежной среде так много конфликтов. Каждый юноша, хоть сколько-нибудь обладающий амбициями, стремится продемонстрировать окружающим свою силу и могущество.
Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.
Основными особенностями
конфликтов между личностью и группой являются следующие:
1. Структура
такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;
2. Причины
конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:
2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий
2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности
. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;
2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм
или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;
3. Формы проявления
таких конфликтов достаточно разнообразны:
3.1. Применение групповых санкций;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;
3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;
3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.
Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем
. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.
Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.
1. Этап прогнозирования конфликта
. На этом этапе целесообразны следующие действия:
1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;
1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;
1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:
– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;
– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;
– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;
1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;
2. Этап предупреждения
конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:
2.1. Применение педагогических
мер:
– беседа;
– разъяснение;
– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);
2.2. Применение административных
мер:
– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;
– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;
3. Этап регулирования
конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:
– разъяснение
конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;
– объяснение
лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;
4. Этап разрешения
конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:
– первый
, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;
– второй
, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).
Переходим к рассмотрению конфликта между группами.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат
Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.
От 250 руб
- Контрольная работа
Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.
От 250 руб
- Курсовая работа
Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Конфликты в межличностных отношениях
Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.
Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.
Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.
Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.
Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.
Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.
Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:
— стремление к доминированию, то есть соперничество;
— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;
— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.
Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.
Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).
К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.
Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.
Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.
Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).
Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).
Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:
— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;
— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;
— негативным самочувствием оппонентов;
— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.
Вариант 3
(425 слов) Почему люди враждую друг с другом? Существует множество причин. Межличностные конфликты, как правило, основаны на мелких поводах бытового характера, а вот социальные столкновения в масштабах всего общества происходят из-за идеологических разногласий. Примеры и того, и другого рода можно найти в художественной литературе.
Так, бытовой конфликт «по мелочам» описал А.С. Пушкин в романе «Дубровский». Два друга жили по соседству, но имели разные доходы. Владелец Кистеновки по меркам дворян был беден, а хозяин Покровского — богат. Но оба героя были гордецами и упрямцами, что, впрочем, не мешало им дружить много лет. И все же даже этой дружбе пришел конец, когда один сосед сильно обиделся на другого. Однажды Дубровский был в гостях у Троекурова и отметил, что его собаки живут лучше крепостных крестьян. Слуга богача решил выслужиться и отпарировал, что иные помещики могли бы почитать за честь обитать в таких условиях. Гость вспыхнул и ушел, ведь хозяин не выполнил его требование о наказании псаря. Так началась долгоиграющая ссора: один сосед вредил другому, пока Троекуров не подкупил чиновников и не отнял имение друга. Дубровский скончался от нервного потрясения. Причиной его конфликта с Троекуровым было столкновение темпераментов: один дворянин считал бесчестьем уступить другому и закончить бессмысленные препирательства. Гордость породила обиды и жажду мщения. Такие явления часто портят семейные и дружеские отношения.
Совершенно другие причины порождают конфликт общества и личности. Например, А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» изобразил столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Главный герой получил фундаментальное образование в Европе и спешил поделиться своими открытиями и результатами с соотечественниками. Но фамусовское общество было консервативно настроено и не отличалось высоким уровнем интеллекта или широким кругозором. Московские дворяне мечтали сжечь все книги и жить по-старому — паразитировать на крепостных крестьянах и доставать выгодные должности с помощью лести, лицемерия и «связей». Они не были заинтересованы в переменах, потому что и так хорошо жили, не видя проблем и не зная об их существовании. Александр же был честен и принципиален, прогрессивен и умен. В его речах сквозило осуждение существующих порядков. Он хотел доказать свою правоту и помочь стране развиваться. Однако все его попытки обернулись скандалом: Чацкого единодушно признали сумасшедшим и вынудили покинуть бал у Фамусова. Причина конфликта в данном случае — это идеологические разногласия. Александр хотел перемен, а его окружение — нет.
Таким образом, люди враждуют друг с другом по разным причинам. Мелкие бытовые поводы, столкновение характеров, гордость и предубеждение — все это провоцирует стычки между домочадцами, друзьями, коллегами. А вот общество или страна идет на конфликт из-за разницы мировоззрений и мироощущений. Как правило, масштабное столкновение влечет за собой ужасные последствия, поэтому человечеству нужно научиться находить в спорах истину, а не повод для войны.