Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Профессиональное самоопределение

Определение 2

Самоопределение – это личностный выбор своей жизненной позиции, своих взглядов и идей, а также направлений развития, определяющих методы самореализации и самоутверждения в конкретных жизненных условиях и ситуациях.

Профессиональное самоопределение – это самоориентирование учащегося на выбор своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение связано с поиском смысла личностью своего участия в конкретной трудовой деятельности. Кроме того, учащийся должен осознать смысл своего самоопределения, его необходимость и значимость. Смысл профессионального самоопределения отражает значимость и необходимость выполнения конкретных трудовых операций т.е. человек определяет для чего он желает заниматься именно этой профессиональной деятельностью, что она ему принесет.

Смысл профессионального самоопределения может быть представлен следующими показателями:

Получение справедливого заработка.
Труд на самого себя т.е

выполнение какой-то деятельности для того, чтобы обеспечить себя и свое существование.
Мучения, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию.
Интуитивная направленность на то, что может дать конкретная профессия для собственного самоутверждения, формирования чувства значимости и важности.
Желание занимать престижную должность, быть исключительным в профессиональной сфере.. Профессиональное самоопределение реализуется на двух уровнях:

Профессиональное самоопределение реализуется на двух уровнях:

  1. Изменение сознания личности и развитие ее самосознания. Они связаны с теоретической реорганизацией своего саморазвития и самоопределения.
  2. Реальные практические изменения социальной позиции и социального статуса личности. они отражают практические достижения в профессиональном выборе и профессиональных достижениях.

Профессионального самоопределения можно достичь через изменение смысла своего профессионального бытия и самореализацию в профессиональной сфере деятельности.

Кроме того, профессиональное самоопределение реализуется в ходе завершения какого-то этапа жизненного пути и развития: обучение в школе, институте, переезд в другой город/страну, смена работы, карьерный рост.

Рисунок 1. Этапы профессионального самоопределения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап – спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.
Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.Этапы самоопределения подростка:① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.③ Оценивает себя.④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, .
В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

Социальное самоопределение — осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе? Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать? Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию? Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть ? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес? Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным? Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь? Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?
Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться

В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности

После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности. Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность

Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Тема 15. Психологические проблемы профессионального образования и переподготовки кадров

Сущность
и основные стратегии профессионального
образования (по Э.Ф. Зееру, А.К.Марковой).
Проблема формирования личности и
ценностно-смысловой основы профессионала
(по А.Г. Асмолову, С.И.Гессену). Политехнические
идеи в профессиональном образовании;
проблема узкой специализации и
гармоничного развития человека в труде
(К.Маркс, В.И.Ленин, Н.К.Крупская). Идеи
непрерывного и опережающего
профессионального образования. Проблема
метода преподавания (по С.И.Гессену).
Студент как субъект учебно-профессиональной
деятельности; проблема готовности к
обучению в вузе (приемы эффективной
деятельности студента). Кризисы
учебно-профессиональной деятельности.
Проблема самообразования. Проблемы
взаимоотношений преподавателей и
студентов; самоуправление как фактор
развития вуза («альма-матер»). Проблемы
коммерциализации образования.
Преподаватель психологии как образец
достойного поведения (проблема уважения
и самоуважения психолога-профконсультанта).

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональный выбор как компонент профессионального самоопределения

Определение 3

Профессиональный выбор – это решение учащегося о выборе своего профессионального пути, направления деятельности, затрагивающее только ближайший временной период.

Профессиональный выбор предполагает выбор профессии. При этом, учащийся старшей школы не формирует детального плана своей будущей жизнедеятельности т.е. он не анализирует, насколько его выбор окажется удачным в будущем, каким образом он будет профессионально реализовывать себя.

Профессиональный выбор, в некоторых случаях, выступает следствием наличия каких-то жизненных целей, которых человек хочет достичь, посредством выбора данной профессии: разработать вакцину от рака, построить дом, обучиться выполнению конкретных операций в определенной сфере деятельности. При этом, этот выбор не отражает видение учащегося своего будущего. Он просто стремиться достичь желаемого, удовлетворить свои потребности.

Адекватный профессиональный выбор реализуется в три этапа:

Определение своих желаний. Учащийся выбирает чем бы ему хотелось заниматься в жизни, что приносит ему удовлетворение, что он будет делать с интересом и удовольствием.
Учет своих возможностей. Удовлетворить свои желания можно только при наличии у личности определенного уровня знаний, учебной подготовки, практических навыков, состояния здоровья, наличие творческих способностей.
Определение потребностей рынка в конкретных профессиональных кадрах

Важно, оценить востребованность данной профессии на рынке труда и перспективу ее развития. Для этого, зачастую, требуется пренебречь своими желаниями.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, , религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Список литературы

  1. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  2. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами//В сборнике: Педагогическая деятельность в режиме инноваций. Концепции, подходы, технологии. Научно-методический сборник. Факультет управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». Чебоксары, 2015. С. 107-109.
  3. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Развитие доверия у студентов в условиях вуза//Психология — наука будущего//Материалы Международной конференции молодых ученых. Под редакцией: А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой, К.Б. Зуева. 2013. С. 148-150.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004. – 304 с.
  5. Кочисов В.К. Индивидуальная работа как условие профессионального становления студента//Категория «социального» в современной педагогике и психологии//Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях, отв. редактор А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 338-342.
  6. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогический подход к изучению культурной идентичности личности// Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского: в 3-х томах. Ответственные редакторы А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Москва, 2013. С. 106-109.
  7. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  8. Темирова М.М., Гогицаева О.У. Проблемы возрастных отношений в семье//Международный студенческий научный вестник. 2014. № 4. С. 2.

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Структура профессиональной ориентации

Определение 1

Профессиональная ориентация – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору будущей профессии, оказание помощи в самоопределении, исходя из специфики личностного развития и параметров социально-экономического развития общества.

Профессиональная ориентация основывается на профессиональной консультации, представляющей собой индивидуально направленную помощь в самоопределении и профессиональном выборе.

Профессиональная ориентация выступает внешним направляющим, ориентиром профессионального поведения и профессиональной деятельности учащегося.

Профессиональная ориентация выступает системным процессом, включающем следующие компоненты:

  1. Профессиональное просвещение. Оно представляет собой ознакомление учащихся старшей школы с разновидностями профессий, их особенностями, востребованностью на современном рынке труда, пользой для общества, требованиями к той или иной профессиональной деятельности, к выполнению трудовых операций, понятием квалификации и способами ее повышения, а также возможностями карьерного роста в конкретном профессиональном сегменте. Профессиональное просвещение нацелено на мотивацию молодежи к трудовой деятельности, выбору конкретной профессии, поиску себя в профессиональном мире. Профессиональное просвещение помогает школьникам понять социально-экономические потребности общества, его заинтересованность в расширение объема профессиональных кадров конкретной специальности и оценить свой уровень развития, свои потребности и возможности получения данного профессионального образования и осуществления продуктивной профессиональной деятельности.
  2. Профессиональное консультирование. Оно ориентировано на ознакомление учащихся с различными видами профессиональной деятельности, оказание помощи в оценке своих потенциальных профессиональных возможностей, предоставление рекомендаций по выбору профессиональной деятельности конкретным учащимся, исходя их особенностей его развития, потребностей, стремлений, уровня интеллектуального развития и наличия творческого потенциала.
  3. Психологическое сопровождение. Оно помогает учащимся расслабиться, снять нервное напряжение, связанное с выбором будущей профессии, достичь положительного отношения к своему будущему, позитивного настроя, веры в себя и свои силы.

Профессиональная ориентация имеет важное значение для будущей социальной адаптации. Если школьник выбирает адекватную профессию, которая отвечает его возможностям, максимально соответствует его желаниям и стремлениям, то он будет успешно самореализован в профессиональной сфере, легко приспособиться к своей трудовой деятельности

От этого выигрывает и общество, так как, выбор адекватной профессии повышает производительность труда, а соответственно способствует повышению уровня жизни населения и общественному прогрессу.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector