Древнегреческий бог аполлон — история, особенности и интересные факты

Культ Аполлона

Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим – здесь в его честь учредили вековые игры.

Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища – от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса – их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.

Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.

Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.

Аполлон – одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.

Праздники в честь Аполлона

Аполлон был главным племенным богом дорийцев и богом-покровителем Спарты. Дорийцы совершали два великие праздника в честь ему, Карнеи и Иакинфии (Иакинфии). Оба праздника были ежегодные. Карнейский совершался в честь Аполлона, как военного бога, каким изображала его, в шлеме, с копьем и луком, древняя колоссальная статуя его в лаконском местечке Амиклах. Карнейский праздник совершался в священном месяце карнее (августе). Народ ставил себе шатры; герольды возвещали о начале праздника; его принадлежностью была военные пляски, пение, музыка, гимнастические состязания и (с 665 года) пляски и игры нагих мальчиков (гимнопедии).

Иакинфский праздник, приходившийся в Древней Греции на месяц гекатомвей (июле) и длившийся девять дней, начинался печальными обрядами, в воспоминание о смерти прекрасного юноши Иакинфа (Гиацинта), олицетворения цветов. По древнегреческим мифам, он был любимец бога Аполлона, но по несчастной случайности диск, брошенный Аполлоном, убил его (то есть, диск солнца убил своим зноем цветы). Но Гиацинт был воскрешен и взят на Олимп; потому за печальными обрядами следовало веселье: юноши и девушки, увенчанные цветами, ходили торжественными процессиями, танцевали. Смерть и воскресение Иакинфа символизировали в мифах Древней Греции ежегодную смену погибели и возрождения растительности. В финикийском богослужении были обряды, имевшие тот же смысл.

Внешность, характер, атрибуты

Существует устойчивое определение Аполлона как прекраснейшего из богов. Стройный, светлоглазый, со светлыми волосами – эти указания на внешность почерпнуты из эпитетов Аполлона. Две характеристики Феба – длинные волосы и отсутствие бороды.

Можно также более подробно представить себе Аполлона. Скажем, один врач по имени Адамантиос в V веке писал: «Жители тех стран, где эллинский тип сохранился чистым, высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы, на щеках небольшой румянец; ноги прямые стройные, с небольшими ступнями, голова круглая, средней величины, крепкая шея. Их волосы с рыжеватым отливом, мягкие и слегка вьющиеся; у них прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом. Их глаза, подернутые влагой, отличаются мягким и проницательным взглядом и сильным блеском; из всех народов у греков самые красивые глаза».

Нельзя, конечно, утверждать, что Аполлон подобен смертным красотой, но это описание позволяет нам вообразить, из каких представлений о красоте исходили сами греки. Скульптуры изображают его либо стройным, либо – полнотелым (соответственно, поздние), с пухлыми губами и женскими чертами лица.

Характер Аполлона зависит от того, когда был создан тот или иной миф. Скажем, в мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода – он сама рассудительность, гармония, созидание (вспомним его принципы: «Познай себя», «Ничего сверх меры»).

Греки изображали Аполлона либо обнаженным, либо в длинном хитоне. Атрибуты – кифара (или лира), лук и стрелы; еще Аполлон владел золотым мечом.

Аполлон

Справка 1. Аполлон (он же Феб) – юный бог солнечного света, сын Зевса и Лето (мать непростая, дочь титанов, возлюбленная Зевса вне брака). У них получились разнополые близнецы: Аполлон и его сестра Артемида (Диана, богиня охоты). Как и она, Аполлон предпочитал лук со стрелами. Обладал даром предвидения (самый знаменитый греческий оракул – Дельфийский оракул в Дельфах – святилище Аполлона). Слово «оракул» имеет два смысла: само предсказание и место, где предсказание делается, в Дельфийском храме предсказания делала его жрица Пифия. Именно около Дельф Аполлон убил дракона-чудовище Пифона, который, в свою очередь, до своей кончины охранял оракул Геи (праматерь, была до Зевса и прочих богов-олимпийцев). Видимо, Аполлону как Гея, так и Пифон показались старомодными и архаическими, за что он и убил охранника. На месте старого оракула он и основал свой Дельфийский оракул.

Аполлон еще и красавец, его называют аполлон-мусагет, то есть предводитель и покровитель муз. Музы-богини всяческих искусств, самая известная – Терпсихора (муза танца). К сожалению, греки не сподобились среди 9 муз выделить музу скульптуры или живописи.

Аполлон также известен тем, что был соучастником в преступной группе, совершившей убийство двух и более людей, по предварительному сговору. Он, совместно со своей сестрой Артемидой, перестрелял из лука 7 дочерей и 7 сыновей Ниобы, которая, якобы, хвасталась, что у нее детей много, а у матери Аполлона — всего двое.

Не пожалел он и бедного талантливого музыканта Марсия, который рискнул вызвать Аполлона на музыкальное состязание. Естественно, бог выиграл состязание, а с живого Марсия зачем-то содрал кожу. Мотив, видимо, понравился Микеланджело, при котором откопали «Аполлона Бельведерского»: на фреске «Страшный суд» он приделал свое лицо к содранной со св. Варфоломея коже, что должно было выразить то, что его «достали» советами и упреками. Дурной пример заразителен.

Микеланджело. Кожа св. Варфоломея

Хотя Аполлон и красавец, считается, что «Аполлон Бельведерский» только-только выпустил стрелу в Пифона и смотрит, как она летит. Таким образом, бог явно демонстрирует, что «все суета сует», если это не вписывается в его планы.

Справка 2. Бельведерский дворец – один из дворцов Римских Пап. В этом дворце есть дворик, в четырех углах сделаны еще четыре маленьких уголка, в них самые знаменитые статуи Ватикана: «Аполлон», «Антиной» (Бельведерские), «Лаокоон» и «Персей» Кановы.  «Аполлон» потому и «Бельведерский», что в Бельведере. Статуя была найдена в XV веке и была установлена папой Юлием II, спонсором Микеланджело, то есть «вошла в обиход» не без участия Микеланджело.

Создание «Аполлона Бельведерского» приписывается греческому скульптору Леохару, который работал при дворе Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Тот создал огромную империю, но очень недолговременную: из нее родился эллинизм – сначала это означало правильное употребление греческого языка, потом – распространение греческой культуры. Распространялась эта культура на восток, вплоть до теперешней Турции (Анталии, где все отдыхают), Сирии и т.п.

Леохар. Аполлон Бельведерский. Вторая половина 4 в. до н.э. Римская копия. Мрамор. Бельведерский дворец (дворик) в Ватикане. Высота 2,24 метра

Полёт

«Аполлон-13» стартовал 11 апреля 1970 года с острова Меррит во Флориде, за пуском наблюдало очень большое скопление людей – около 100 000 человек. Это было ещё то время, когда покорители космоса действительно были всенародными героями и их имена знал любой мальчишка, а каждый запуск становился грандиозным событием и центральной темой новостей и разговоров.

Джеймс Ловелл

Командиром экипажа был назначен опытный астронавт Джеймс Ловелл, совершивший к этому времени уже три полёта, включая полёт к Луне на «Аполлоне-8». Пилотом командного модуля был Джон Свайгерт, в последний момент заменивший Томаса Маттингли, из-за угрозы заболевания последнего краснухой, к которой он не имел иммунитета. Пилотом лунного модуля был Фред Хейз. Экипаж Ловелла был резервным, но из-за заболевания одного из членов основного экипажа, он весь подлежал замене. Так обычная краснуха определила состав экипажа несчастливого тринадцатого «Аполлона».

Фред Хейз

Все системы были проверены и перепроверены десятки раз, на земле отработаны тысячи нештатных ситуаций. Астронавты были хорошо подготовлены и имели отличную поддержку команды инженеров и учёных на Земле. Их полёт должен был обеспечить третью высадку на Луне, закрепив успех НАСА.

Джек Свайгерт

Выход на орбиту Земли прошёл в штатном режиме с минимальными отклонениями по скорости и высоте. Через два с половиной часа полёта включилась третья ступень «Сатурна V» и разогнала «Аполлон» до второй космической скорости на траектории к Луне. Астронавты сняли скафандры, выдохнули, поудобнее устроились в креслах и приготовились к рутинной работе. После окончания разгона, основной блок (командный и сервисный модули) отделился от третьей ступени,и Джек Свайгерт, развернув корабль на 180-градусов, пристыковался к лунному модулю и извлёк его из транспортного контейнера ракеты. С этого момента в полностью собранном виде «Аполлон-13» вошёл в основную фазу полёта. Через 5 суток им предстояла сложная посадка на Луне, увлекательная работа на поверхности, а затем длительный путь домой.

Истории об Аполлоне

В начале 1900-ых годов несколько студентов школы силового искусства профессора Эдмона Десбоннета собрались на обычной тренировке. Среди них был  Джон Грун Маркс, пришедший со своим другом Аполлоном. Зная хорошо своего друга, Маркс как бы между делом сказал ему, что будет делать трюк, который в мире никто больше не делает. Медленно приблизился он к испытательной гире, весившей 226 фунтов (приблизительно 102,5 кг.) и имевшей очень толстую ручку. В действительности, в то время лишь три человека в мире могли поднять эту гирю одной рукой, одним из них был Маркс. После взятия веса он напомнил Аполлону, что это уникальное умение, и что никто больше не может это повторить. Не медля ни секунды, Луи схватил гирю одной правой рукой и поднял ее над головой.  Но так как он не сделал подсед, то потерял контроль над снарядом, который сорвался с его руки и с грохотом приземлился лишь в 10 дюймах сзади него. Как раз на такой эффект и рассчитывал Маркс. Зная необычайные способности Луиса, он видел, что для еще больших рекордов его друга нужно правильно замотивировать.

В следующий раз Луису Юни бросил вызов в 1889 Андре Бранделли, утверждавший, что никто не может сделать взятие на грудь с толчком штангу весом 278 фунтов (126 кг.) Аполлон прекрасно знал о его силе, но твердо решил пойти дальше и сделать рывок штанги, с которым с блеском и справился.

Через 3 года Луиса  вовлекли в еще одно состязание. Случилось это во время его выступлений 18 декабря 1892 в Театре Варьете в Лилле, которое позже стало легендарным. Трио немецких силачей называвших себя “The Rassio Trio” заявили, что пришли отобрать у Аполлона звание Самого сильного человека в мире. Самый здоровый из них Годфри Нордманн вступил на ринг. Аполлон предложил своему другу Батта (Чарльз Этьен) приготовить одну из самых тяжелый его штанг, а именно: наполнить 143 фунтовую (почти 65 кг) штангу песком. Что тот и сделал с помощью Поля Понса, известного силача, помогавшего Аполлону в его выступлениях. Тем не менее, Луи посчитал, что это всё ещё было слишком легко для него. Он попросил друзей наполнить песком и оставшиеся сферы. Доверяя им всецело, Юни вернулся на сцену. Но товарищи решили подшутить над ним и заменили 4 полые сферы на 4 шара из чистого железа. Они надеялись, что он не узнает, и утяжелили всю конструкцию до 341 фунта (почти до 155 кг.)! Выкатив эту необычайно тяжелую штангу на сцену, Батта и Понс поняли, что перестарались, и убежали за кулисы на тот случай если бы Луи догадался. Они слишком хорошо  знали нрав Аполлона и опасности, которые могли их ожидать, если бы он пришел в ярость. Ко всеобщей радости и необычайному удивлению, Юни не только не заметил разницы, но без труда взял ее на грудь и потом отжал ее над головой. А теперь барабанная дробь. Та самая легендарная часть того выступления. Луис передвинул правую руку ближе к центру штанги,  опустив левую в процессе, и оторвал правую ногу от пола. Потом он скинул ее на локти, но только чтобы поднять снова наверх, поймать и потом опустить на пол. Годфри Нордманн, думая, что вес штанги в районе 200 фунтов или 90 кг., выступил, чтобы повторить трюк Луиса, но был даже не в состоянии поднять штангу.  Все что ему оставалось: поблагодарить Аполлона и удалиться со сцены, признав его звание Самого сильного человека достойно ему принадлежащим.

Луи Юни и Поль Понс

Но даже великие ошибаются. Во время одного из выступлений во французском городе Виши в 1913 году  Луи пытался удержать 2 автомобиля распростертыми руками, не давая им двигаться. Но что-то пошло не так. Раздался дикий крик Луиса, у которого порвались мышцы, и произошло мощное кровотечение. В конце концов, Аполлон оправился от этой серьезной травмы и продолжил свои выступления в качестве циркового артиста и силача.

Редкое сочетание сильнейшего тела и фактурного лица заставляло его современников, глядя на него,  вспоминать римских гладиаторов. Аполлон продолжал поражать публику своей нечеловеческой силой вплоть до своей смерти в 1928 году в возрасте 66 лет.

В искусстве и науке

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражён и убит Зевсом.

Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».

В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующим порядок, ясность и свет. Противоположное начало выражено в образе Диониса.

Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа «Аполлон» и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, иногда упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как «отвратитель зла», «целитель», «заступник», «попечитель» «отвратитель» соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.

От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Перси Джексон и Олимпийцы[править | править код]

Проклятие Титанаправить | править код

Когда Артемида решает охотиться на Офиотавра, она просит Аполлона доставить Охотниц и нескольких полубогов в Лагерь Полукровок. Он соглашается и сочиняет хокку об их встрече, и у них с Артемидой происходит небольшой спор из-за количества слогов. Все присутствующие считают его хокку ужасными.

Аполлон организует полубогам и Охотницам поездку и разрешает Талии вести его колесницу, так как она дочь бога неба и он не ударит ее молнией. Тем не менее, из-за боязни высоты она сильно волнуется во время поездки и случайно поджигает часть Новой Англии. Аполлон тоже напуган, но пытается всех ободрить. Наконец они аварийно приземляются в озеро лагеря и бог улетает.

Когда Артемиду похищают, группа из лагеря отправляется ее спасать. Аполлон волнуется за сестру и пытается узнать что с ней с помощью своих сил, но понимает, что она скрыта от него. Он нарушает древние правила и помогает героям, отправив поезд на запад. Бог маскируется под бездомного по имени Фред, но Перси раскрывает его благодаря хокку. Он просит полубога не говорить никому об их встрече и советует найти Нерея.

Позже, на Олимпе, Аполлон голосует против убийства Перси и показывает ему поднятые большие пальцы. Тогда он слушал музыку, так что неизвестно, слышал ли он происходящее на совете. Он также предлагает Перси порулить солнечной колесницей и взять несколько уроков стрельбы из лука.

Последнее пророчествоправить | править код

Аполлон сражается против Тифона вместе с другими богами. Он также излечивает Аннабет и Хирона и присутствует при инициации Рэйчел Элизабет Дэр как нового Оракула в Лагере Полукровок. После победы над Тифоном Аполлон присоединяется к другим богам на Олимпе, где награждают героев. Когда Аннабет назначают архитектором Олимпа, он и Арес соглашаются с идеей Афродиты сделать много статуй богов.

Происхождение и способности

Аполлон, по прозвищу Феб («лучезарный, сияющий») – в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида – Луну).

Классический образ Аполлона включает в себя архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития, что порождает разнообразие и двойственность его проявлений:

  • губитель, карающий бог;
  • бог защитник, помощник и врачеватель;
  • солнечный бог;
  • бог-прорицатель;
  • пасторальный бог;
  • блюститель гармонии (космической и человеческой);
  • бог поэзии и музыки;
  • бог юности, эфебов.

Место рождения Аполлона – плавучий остров Астерия, принявший Лето, скрывающуюся от гнева ревнивой Геры. С рождением божественных близнецов остров прекратил свои скитания и получил наименование Делос – греч. «являю». Место рождения Аполлона и пальма, под которой Лето разрешилась от бремени, стали священными.

Как грозное божество Аполлона, вместе с Артемидой, приносит внезапную смерть старикам, иногда они поражают без всякого повода. Ещё совсем юным (на четвертый день, тотчас по рождении) Аполлон тысячью стрел сражает опустошавшего окрестности Дельф змея Пифона и забирает себе его оракула. Вместе с сестрой Аполлон поражает своими стрелами великана Тития и детей Ниобы, карая за оскорбления нанесенные ими Лето. Он убивает ковавших молнии Зевсу киклопов, участвует в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам:

  • его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму;
  • он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром;
  • с его помощью совершается убийство Ахилла Парисом.

Гнев Аполлона выражается не только в потоке губительных стрел. Победив в музыкальном состязании сатира Марсия, разгневанный его дерзостью Аполлон, сдирает с него кожу, а Царя Мидаса, который счел лучшим игроком на лире Пана, Аполлон наградил ослиными ушами. Воинственный характер Аполлона проявился и в его схватке с Гераклом, пытающимся овладеть дельфийским треножником, вызвавшей гнев Зевса, который прекращает распрю, метнув свою молнию.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи свойства помощника и защитника:

  • он целительи врач;
  • владычествуя над морем он защищает мореходцев от бурь и посылает ветры, облегчающие вход в гавань;
  • споспешествует созреванию полевых посевов и плодов;
  • защищает посевы от всевозможных вредных влияний, г.о. от саранчи и мышей.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой – бог темного и слепого экстаза; но после VII в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитеты Диониса – Плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов — забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя — козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.

Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Миссия «Аполлон»

«Аполлон» — одна из самых масштабных и известных программ НАСА. В 1961 году, вскоре после полёта Юрия Гагарина, президент США Джон Кеннеди поставил задачу высадить человека на Луну – и этим человеком во чтобы то ни стало должен был стать американец.

Эта задача была настолько амбициозной, что каждый её этап порождал выдающиеся достижения одно за другим, расширяя границы возможностей человечества. Для начала нужно было создать ракету, которая смогла бы вывести на орбиту всё необходимое для полёта к Луне и обратно. Знаменитый немецкий конструктор Вернер фон Браун, один из основоположников ракетостроения, взялся за решение этой проблемы. Ему первому удалось создать баллистическую ракету «Фау-2», которая, перелетая через Ла-Манш, бомбардировала английские города во время Второй Мировой войны. Теперь же его детище должно было послужить куда более благородной цели – забросить человека на спутник Земли. Результатом его работы стало создание «Сатурна V». Эта ракета и по сей день остаётся самой тяжёлой, самой грузоподъемной, самой большой и самой мощной из созданных человеком.

3-х местные «Аполлоны», названные в честь древнегреческого божества, специально создавались для отправки астронавтов к Луне. Эта серия стала ответом на успехи советской космической программы и была призвана обеспечить фору Соединённым Штатам Америки в технологической гонке с Советами. С 1968 года за семь лет было произведено 15 успешных стартов. 20 июля 1969 года командир «Аполлона-11» Нил Армстронг впервые в истории ступил на поверхность Луны: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». После него на Луне побывали ещё 5 «Аполлонов» и 11 человек. На сегодняшний день шесть пилотируемых посадок на Луну в рамках программы «Аполлон» — это единственные случаи высадки человека на астрономическое тело вне Земли.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон — бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

История создания

По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.

Статуя Аполлона

Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. Плутарх выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – Зевсу.

Аполлон и Зевс

Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

Искупление вины

После того как бог Аполлон пролил кровь Пифона, по решению Зевса он должен был очиститься от этого греха и искупить его. Юноша был изгнан в Фессалию, царем которой в то время был Адмет. Аполлону надлежало стать пастухом, чтобы простым тяжким трудом добиться искупления. Он со смирением пас царские стада и иногда, прямо средь пастбища, развлекался игрой на простой тростниковой флейте.

Музыка его была так чудесна, что даже дикие звери выходили из леса для того, чтобы ее послушать. Когда Аполлон — бог древней Греции — музицировал, свирепые львы и хищные пантеры мирно ходили среди его стада вместе с оленями и сернами. Вокруг царили радость и мир. В дом царя Адмета вселилось благоденствие. Его кони и сады стали самыми лучшими в Фессалии. Помог Аполлон Адмету и в любви. Он наделил царя огромной силой, благодаря которой тот смог запрячь в колесницу льва. Такое условие было поставлено отцом возлюбленной Адмета — Алкесты. Восемь лет Аполлон прослужил пастухом. Искупив полностью свой грех, он возвратился в Дельфы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector