Что такое воображение

Практические советы для родителей по развитию воображения

Развитие фантазии и воображения у детей очень важно для усиления интеллектуальных данных ребенка. Поэтому даем вам несколько рекомендаций, как это осуществить

  • Складывайте вместе с ребенком развивающие конструкторы, не пользуясь инструкцией.
  • После просмотра фильма, мультфильма, прочтения книги предложите малышу представить себя на месте определенного героя. Пусть он расскажет, как бы он поступил в различных ситуациях (моделируйте вместе), почему именно так, каковы будут последствия таких действий.
  • Обсуждайте разнообразные способы применения предметов.
  • Побуждайте ребенка к сочинению историй с описанием характеров персонажей, места действия.
  • Во время прогулки обсуждайте прохожих. Пусть малыш придумает историю для каждого: где он живет, кем работает, куда спешит.
  • В этом возрасте обучающие курсы будут как никогда кстати. Специалисты рекомендуют отдать предпочтение ментальной арифметике. Эти занятия направлены на гармоничное развитие полушарий мозга. Это положительно сказывается на физическом и творческом развитии, способствует воображению и креативному мышлению.

Развитое мышление — залог успеха в учебе. Если родители культивируют в ребенке эту способность, в дальнейшем он становится активным, любознательным, легко справляется с нестандартными задачами и ситуациями

Но в ходе воспитания важно четко разграничить творческое мышление и беспочвенные фантазии

А теперь задания!

Для первых шести заданий вам нужна ручка и бумага. Приготовьтесь писать! Заранее установите для себя, сколько времени вам понадобится на их выполнение и постарайтесь уложиться!

1. В 400 словах опишите место, где вы мечтаете жить (для подсчета используете в меню Word «Сервис» пункт «статистика»).

2. Напиши рассказ под названием «Однажды у меня была возможность, но я её упустил…»

3. Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.

4. Напишите семь обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

5. Вы возвращаетесь из магазина домой. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута настежь.

6. Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечётку.

А эти задания можно распечатать или перерисовать:

7. Посмотрите внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назовите несколько вариантов, а потом можете её дорисовать так, как вы себе это представляете.

8. Подумайте, как можно эти фигуры превратить в подарки для ваших друзей. Попробуйте дорисовать.

 

Отложите ручку и попробуйте выполнить задание устно:

9. Придумайте название и описание картины. Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах».

Пожалуй, самое универсальное задание, которое можно практиковать практически везде:

10. Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Разновидности воображения

Существует много видов этого психического процесса. Коротко рассмотрим основные из них.

Активное. Благодаря ему мы обладаем способностью сознательно вызвать необходимый образ. В свою очередь оно делится на:

  1. Творческое – помогает создавать новые образы, которые позже воплощаются в картине, архитектурном произведении, музыке, одежде и др. Не имея хотя бы отдаленного представления о будущем результате своих трудов, человек не начнет работать. Этот вид еще называют продуктивным, так как образ, созданный нашим мозгом, позже воплощается в жизнь в виде картины, скульптуры, песни, одежды и многого другого.
  2. Воссоздающее – позволяет снова и снова представлять визуальный образ тех вещей, которые мы когда-то уже видели. Этот вид очень важен, так как накопленная им информация является базой, из которой черпаются идеи для творчества.

Пассивное. Оно генерирует образы и идеи, которые в ближайшем будущем не будут воплощены в жизнь человеком. Может быть сознательным или неосознанным.

  1. Мечта – способность человеческого мозга генерировать образы отдаленного будущего, планировать вещи, которые, в общем, осуществить возможно, но не в ближайшее время. Мечты проявляются сознательно.
  2. Грезы. Главная особенность этого вида воображения заключается в том, что осуществление созданных мозгом образом невозможно и нереально. Проявляются осознанно.
  3. Галлюцинации – неосознанное генерирование человеческим мозгом тех образов, которые являются нереальными и несуществующими. Проявляются в случае сбоя работы мозга (например, как следствие принятия некоторых препаратов или при психическом заболевании). Их воздействие настолько сильно, что человек абсолютно не сомневается в их нереальности.
  4. Сны, мы видим в то время, когда наш организм отдыхает. Проявляются неосознанно.

Развитие воображения

Определить этапы развития воображения достаточно сложно, но, тем не менее, можно выделить определенные закономерности в его формировании:

Первый этап. Проявления воображения на этом этапе связаны с процессом восприятия. Например, в полтора года детям сложно слушать даже простые сказки или рассказы. Они отвлекаются, засыпают, но с удовольствием слушают рассказ о том, что сами пережили. Здесь явно прослеживается связь воображения и восприятия. Рассказ о своих переживаниях ребенок слушает потому, что хорошо представляет, о чем идет речь. На следующей ступени развития эта связь между восприятием и воображением сохраняется, потому что в играх он начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул, например, может превратиться в самолет, коробка в домик и др. Первые образы ребенка всегда связаны с деятельностью, он воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже если это игра;
Второй этап. Дальнейшее развитие воображения связано с тем возрастом, когда ребенок начинает овладевать речью. Благодаря речи в воображение можно включить не только конкретные образы, но и отвлеченные представления и понятия. Овладевая речью, ребенок может перейти от выражения образов воображения в деятельности к их непосредственному выражению в речи

Вместе с овладением речью у ребенка увеличивается практический опыт и развивается внимание, значительно легче выделяются отдельные части предмета, но синтез происходит с искажениями действительности. Создать образ, близкий к реальной действительности, он еще не может, потому что еще нет достаточного опыта и критичности мышления

Возникновение образов воображения на этом этапе носят непроизвольный характер;
Третий этап. Появляются активные формы воображения, и процесс становится произвольным. Активные формы воображения вначале связаны с побуждающей инициативой со стороны взрослых, например, ребенка просят нарисовать дерево, в результате процесс воображения активизируется. Для выполнения просьбы взрослого, ребенок сначала должен воссоздать в своем воображении определенный образ. По своей природе этот процесс уже является произвольным, потому что ребенок пытается его контролировать, позже это произвольное воображение он будет использовать без участия взрослого. В развитии воображения происходит значительный скачок, который свое отображение находит в характере игр ребенка. Игры становятся целенаправленными и сюжетными. Вещи, окружающие ребенка, становятся материалом для воплощения образов его воображения. В возрасте 4-5 лет он комбинирует их в соответствии со своим замыслом;
Четвертый этап. В школьные годы в воображении происходит еще один важный сдвиг. Активизация процесса воссоздающего воображения обусловлена необходимостью понимания учебного материала. Ребенок начинает активно использовать свое воображение, чтобы усвоить школьные знания. Данная активизация вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Помимо этого бурное развитие воображения связано еще и с тем, что ребенок получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Новые представления являются прекрасной основой для воображения и хорошим стимулятором творческой деятельности.

Режим мыслей

Мыслительная активность человека протекает в двух режимах:

Собранный – умственные усилия направлены на решение конкретной задачи, и все ресурсы кратковременной памяти задействованы в процессе.
Рассеянный – внимание и усилия ни на чем конкретном не сфокусированы. Человек при этом занимается обыденными делами, отработанными до режима автоматизма: уборка, бег, готовка под просмотр телевизора.. Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме

Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное

Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме. Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.

Развитие воображения у детей

В целом для развития воображения у детей и взрослых используются примерно одинаковые способы

Однако стоит принять во внимание особенности дошкольного возраста

В дошкольном возрасте психика малышей наиболее чувствительна:

  • дети мыслят преимущественно образами;
  • открыты всему новому и необычному;
  • их образы живые и красочные;
  • они свободны от стереотипов и шаблонов мышления, которые свойственны взрослым.

Это относится к несомненным преимуществам детской психики. Однако есть и отрицательные особенности, которые стоит учитывать.

  1. У детей пока нет в памяти большого объема информации, необходимого для формирования воображения. Поэтому для начала лучше начинать развивать фантазию и восприятие. Учить ребенка быть наблюдательным и замечать необычное в простых вещах.
  2. Малыши быстро устают, часто отвлекаются. Им тяжело долго заниматься умственной деятельностью и концентрироваться на чем-то одном. Любые развивающие занятия должны нравиться ребенку и выполняться с большим желанием. А самый лучший способ развить воображение – это, конечно же, игры и чтение книг.

Мы, взрослые, своим примером и энтузиазмом можем увлечь ребенка – вместе играть, выполнять упражнения, фантазировать и таким образом развиваться. Особенно эффективны совместные занятия во время прогулок или длительных поездок.

Способы

Самый лучший способ развивать воображение у ребенка – это заразить его собственным примером. Ребенку должно быть интересно фантазировать. Покажите ему, как это здорово придумывать что-то новое и необычное. Малыш всегда стремится быть похожим на своих родителей и поэтому во всем им подражает.

  1. Читайте вместе книги, написанные в жанре фантастики. Надо не просто прочитать ребенку произведение, а еще обсудить его, проанализировать. Детям до 7 лет лучше всего читать сказки и небольшие фантастические рассказы. С подростком уже можно читать более серьезные научно-фантастические романы, например, романы Жюля Верна, братьев Стругацких и т. д.
  2. Задавайте ребенку необычные вопросы. Например, спросите его, какой суперспособностью он бы хотел обладать и для чего.
  3. Предлагайте ребенку затруднительные задачи. Например, ребенок очутился на необитаемом острове. Что ему надо делать, чтобы выжить?

Упражнения

Лучше всего развивать воображение, сочетая предложенные выше способы и различные упражнения, построенные на оттачивании приемов творческого мышления.

  1. Оживший рисунок. Представьте, что вы обладаете особым даром. Все, что вы нарисуете, сразу оживет. Пофантазируйте вместе с ребенком, во что бы вы хотели вдохнуть жизнь.
  2. Превращение. Человек превращается в птицу, зверя, насекомое, растение, в неживой природный объект, в другого человека. Что он будет чувствовать, делать. Это упражнение хорошо развивает эмпатию – способность смотреть на мир глазами другого объекта.
  3. Антропоморфизм. Этот способ предполагает наделение одушевленных и неодушевленных предметов человеческими свойствами. Например, говорящие животные. Придумайте вместе с ребенком 10 подобных примеров. Можете вместе сочинить сказку с придуманными образами.
  4. Житель с другой планеты. Предложите ребенку нарисовать обитателя далекой планеты, на которой совсем не такие условия жизни, как на Земле. Например, планета полностью покрыта льдом или атмосфера состоит из горящих газов.
  5. Новые вещи. Предложить ребенку усовершенствовать обычные вещи, наделив их новыми качествами или соединив между собой. Это может быть все что угодно: расческа, зубная щетка, кастрюля, светильник, подушка и т. д.
  6. Великан и коротышка. Представьте вместе с ребенком, что вы стали величиной с 5-этажный дом. Какие недостатки и преимущества у вас появятся? Что будете делать? Лучше всего сочинить рассказ на основе этого сюжета. А потом представьте обратную ситуацию – вы с ребенком уменьшаетесь до размера мышки. Что произойдет?

Итак, как развить воображение у детей и взрослых — упражнения

Чтобы развить свое воображение, вам предложены простые упражнения, которые могут подойти и детям и взрослым.

Проверьте, насколько у вас развито воображение: Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире. Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Для развития воображения нужно использовать все 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус — что у вас острее? Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне. Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше «на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения.

Упражнение — Как развить воображение

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке «квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет «апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца, чтобы развить воображение. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.

Если у вас не получается самостоятельно развить свое воображение, или у вас уже есть психологические проблемы, то вы можете

Психодиагностика (тесты для детей и взрослых, бесплатно)

Психологические и социальные тренинги детям и взрослым

Советы и рекомендации психоаналитика в психологическом журнале — читайте онлайн

Когнитивный диссонанс — это простыми словами несогласованность знания и факта

Как тренировать мозг?

Физиогномика лица в картинках, как читать человека по лицу — обучение онлайн

Как развить интуицию и скрытые способности — упражнения

Рассчитать индекс массы тела с учетом возраста онлайн — Калькулятор ИМТ

Советы актеров по развитию воображения

Развитие воображения – это не самоцель для актера и художника. Все упражнения и прокачивания направлены на развитие творческого мышления. Общее широкое развитие воображения театрализованными играми может приравниваться к получению многостороннего жизненного опыта и служить тренировкой ассоциативной памяти.

Подобных техник существует целое множество, среди них есть и системы для профессиональных актеров. Но будь то развитие воображения для сцены или обычной жизни, давайте помнить о том, что лучшие фантазии – позитивные и светлые. И именно вы можете сделать мир вокруг вас чуточку добрее и лучше уже сегодня и сейчас!

Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит

детская театральная школа в Москве

. Грамотная, красивая речь, способность держать себя, контролировать эмоции обезоруживают даже самого агрессивно настроенного индивидуума. Всем этим навыкам обучит

Организация занятия по развитию воображения

Как и для проведения любого другого урока в детском саду, занятие по развитию воображения требует составления временного плана — конспекта. Определение целей и задач воспитатель всегда соотносит с общим планированием работы. Подбор упражнений соответствует задачам, которые поставлены на данном занятии.

Нетрадиционные способы рисования оказывают положительное воздействие на развитие творческих способностей дошкольников

Задания, выполняемые детьми для развития воображения, могут одновременно решать и другие вопросы:

  • развивать мелкую моторику рук, если ребёнок рисует или играет в настольные игры;
  • тренировать крупную моторику, если используются подвижные игры;
  • развивать речь и словарный запас в словесных играх;
  • развивать логическое мышление, память при выполнении математических задач и т. д.

Занятия лепкой развивают фантазию и мелкую моторику ребёнка

Общая структура урока имеет стандартную схему проведения занятий в ДОУ.

Таблица: временной план занятия

Этап урока Продолжительность
Организационный момент 2–3 минуты
  • Установление контакта с детьми.
  • Рассаживание детей согласно плану урока.
  • Обязательный контроль позы ребёнка.
Вводная часть. 5 минут
  • Упражнение для повышения мотивации дошкольников, можно использовать сюрпризный момент.
  • Завязка сюжета, если занятие строится на одном сценарии.
Основная часть. 25–30 минут Выполнение упражнений для решения задач урока. Обязательно содержит физкультминутку.
Заключительная часть. 5 минут Подведение итогов. Рефлексия.

Простые приемы, тренирующие фантазию


Развивать воображение и фантазию можно в любом возрасте. Проще всего предлагать пофантазировать детям. Отлично стимулирует фантазию любой вид творчества. Во время занятий с ребенком предлагайте ему делать что-то необычное, как можно больше придумывать самостоятельно. Любые ролевые игры являются качественным плодом воображения. Когда ребенок перевоплощается в сказочного героя, он по-настоящему верит в свою новую роль. Подобная игра будет полезна и взрослому. Поиграйте с ребенком, представив себя каким-то животным или вымышленным героем. Можно попробовать выполнить это упражнение в одиночестве. Вообразите себя в другом месте или человеком противоположного пола. Главное — отбросить стеснение и предрассудки. Играйте выбранную роль так, как будто вы профессиональный актер.

Как развить воображение у взрослых и детей? Достаточно просто – фантазировать при любой возможности. Можно с вечера продумывать свое завтрашнее утро, представляя его во всех красках. Используйте техники медитации – закрывайте глаза и представляйте целые новые миры. Как развить воображение у ребенка 8-9 лет при помощи простых упражнений? Знакомьте сына или дочь с новыми для него видами искусства. Обсуждая конкретное произведение, спрашивайте, что в нем можно было бы изменить. Время от времени просите ребенка попробовать написать рассказ, не ленитесь вместе искать созвездия и обсуждать, на что похожи облака. Стимулируют фантазию и правильные игрушки: все виды конструкторов и некоторые головоломки.

Сравнительная таблица воображения и фантазии

Воображение

Фантазия

Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок

Ситуация или личность, которые далеки от реальности

В будущем вполне может стать реальностью

В будущем останется выдумкой

Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит.  Выделяют три вида воображения:

  1. Воспроизводящее. Это способность ребенка представлять то, о чем он услышал, прочитал, что увидел.
  2. Неуправляемое. Отсутствие соблюдения логики и последовательности событий при моделировании ситуации.
  3. Творческое. Самостоятельное создание образов, историй, сценариев.

С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:

  • решение нестандартных задач, выход из непредвиденных жизненных ситуаций;
  • быстрая адаптация к жизни, понимание своей значимости и места в социуме;
  • принятие решения с пониманием последствий.

Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального

Виды и этапы развития воображения

Существует несколько видов воображения: активное, пассивное и продуктивное. Рассмотрим их более подробно.

  1. Активное воображение, в процессе которого, человек с помощью усилий воли и по собственному желанию создает в своем сознании соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение характеризуется спонтанным возникновением образов, не зависимо от воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение в процессе, осуществления которого человек сознательно конструирует действительность. Данный процесс не является механическим или воссоздающим.

Воображение является уникальной способностью человека, которую невозможно получить с момента рождения, воображение развивается на протяжении всей жизни человека и основой его развития является имеющийся у человека жизненный опыт. В процессе роста и развития человека воображение проходит несколько этапов развития:

  • Начальным этапом развития воображения становится трехлетний возраст, который является своеобразным рубежом для развития данной способности как самостоятельного психического процесса.
  • На начальном этапе развития оно неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве своей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.
  • В старшем дошкольном возрасте происходит обратный процесс – слова текста вызывают образы без использования наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.
  • Процесс воображения становится особой интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего ребенка мира. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступают не только реальные объекты окружающего мира, но и имеющиеся у ребенка представления, которые находят свое проявление в речи.
  • К 6 – 7 годам воображение приобретает активные характер. Образы, воссоздаваемые ребенком, находят свое проявление в различных ситуациях и характеризуются особой содержательностью и специфичным характером.
  • Для подросткового возраста характерно постепенное формирование человека как автономной личности и детское восприятие окружающего мира заменяется на взрослый взгляд на вещи. Именно в данном возрасте происходит становление творческого воображения, которое позволяет выражать подростку себя как личность и выделяться из окружения сверстников.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной , три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают воображение при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Эх,яблочко!

Затем представь,что часть тебя остается в яблоке,подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты,мебель,близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали,что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару,то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям,работам по психоанализу и психологии,тренингам по развитию креативности уже можно говорить,что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы.

Эффективные упражнения для развития воображения и образного мышления

  • Оказаться на месте постороннего человека. Займите столик в понравившемся кафе и понаблюдайте за одним из посетителей, за его поведением. Предположите мысленно, о чем он думает, чем занимается, что могло бы измениться, если бы вы оказались на его месте. Как бы вы себя вели, как изменились бы ваши привычки, поступки. Зафиксируйте в своем мозгу историю о том, каким бы вы стали человеком в подобной ситуации.
  • «Дорисуй картинку». Расположите на листе бумаги точки, не задумываясь об их местоположении. Потом попробуйте соединить прямыми линиями эти отметины.

Прислушайтесь к ассоциациям, которые вызывает получившийся рисунок. Это упражнение возможно выполнять парой. Кто-то один рисует непонятное изображение, не смотря на бумагу, а второй старается его завершить, дополнив своими штрихами. После этого игроки могут поменяться местами.

  • «Излюбленные вещи». Воспроизведите на листе бумаги перечень, состоящий из 10 предметов, окружающих вас. Укажите, какие образы всплывают в голове, глядя на них, — рассказ, эмоциональное состояние, событие, переживание. Не ограничивайте фантазию обыденными стереотипами, дайте волю воображению.
  • «Эмоции, вызванные прекрасным». Рассуждения на тему художественных произведений, музыкальных композиций, эталонных образов являются самыми приятнейшими заданиями, направленными на развитие воображения. Сделайте более частыми посещения всевозможных выставок. Рассматривайте картины и старайтесь внутренне с максимальной приближенностью к образу их описать.
  • «Саквояж вздора». Собирайте и откладывайте в отдельную емкость креативные картинки, карикатурные изображения, цитаты, частушки, рекламные буклеты. Все, что может показаться вам необычным и вызвать нестандартные ассоциации. При необходимости поиска новой зацепки, выньте из емкости то, что первое попадется, постарайтесь наладить связь между поставленной задачей и случайно выбранным предметом. Порой результат превосходит ожидание!
  • Еще одно упражнение на развитие воображения — создание стихотворных форм на задаваемые рифмы. В последнее время буриме стало весьма популярной игрой, которую можно проводить как при тактильном общении, так и сражаться с соперником на просторах сети Интернет.

Игры, способствующие развитию воображения, наиболее часто применяются для детей. Но и для взрослых имеют смысл занятия, построенные в игровой форме:

Игра «Придумай и расскажи». Целью игры становится выдумывание определенной истории одним человеком, которую остальные участники дополняют словесно и с применением рисованных объектов, для полноты картины.

Эти упражнения не просто способствуют развитию фантазии, но и позволяют позитивно провести время.

  • Например, играя в «Пантомиму», участники должны угадать, кого или какое действие изображает ведущий. Для ведущего, как и для угадывающих, это служит большим плюсом в развитии воображения. Воображение развивается благодаря вытаскиванию из подсознания образов, которые ассоциируются с названным словом.
  • Отличная методика тренировки мозгов — рассказ сказки ребенку перед сном. Причем известные сюжеты знакомых сказок можно дополнять некоторыми вымышленными событиями, героев облекать новыми характеристиками.
  • Гимнастические упражнения для мозга. Превосходными заданиями на развитие внимания, памяти, мышления и воображения являются простые упражнения Андрея Родионова.

Зафиксируйте взглядом какой-либо предмет. Теперь закройте глаза и восстановите образ предмета по памяти

После этого снова откройте глаза и вглядитесь в него с повышенным вниманием

Повторите процедуру с закрытыми глазами, визуализируя его с более подробными деталями. Эти действия нужно повторять до тех пор, пока предмет не запомнится со всеми мельчайшими частицами и особенностями.

Другой вариант — начните просмотр видеофильма. Спустя некоторое время убавьте звук до нуля и постарайтесь вникнуть в суть происходящего на экране без участия речевых оборотов актеров. Можно прочесть по губам диалоги актеров, озвучивая сюжетную линию.

Музыкальные упражнения. Выберите несколько известных музыкальных композиций и попробуйте их напеть. Музыкальные произведения необходимо выбирать, не зацикливаясь на каком-то одном жанре. Попеременно напевайте мелодии второму участнику упражнения с целью услышать от него правильный ответ.

Упражнения на развитие мышления и воображения можно выполнять с толком для близких людей. Например, вы захотели сделать что-то малое, но приятное для родного человека. Попробуйте самостоятельно смастерить открытку с аппликацией, напишите оду или стихотворение, свяжите салфетку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector