Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей. Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.

Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки. После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.

Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу. Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Арт-терапия, изотерапия, цветотерапия — Роспись пряников как вид арт-терапии

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Арт-терапия: снятие тревожности во время самоизоляции. Поделки из шариков
https://www.youtube.com/watch?v=_cv_c2YT_s0 Учитывая все тревожные новости последних месяцев, вполне естественно испытывать беспокойство и тревогу. . В связи с пандемией коронавируса у всех нас есть реальные опасения по поводу нашего здоровья и здоровья наших близких. Люди беспокоятся…

Мастер-класс для педагогов «Цветотерапия как инновационная здоровьесберегающая технология»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий; • познакомить с методикой их проведения; • поделиться личным опытом работы по сохранению…

Терапевтическая сказка о принце Артуре для детей старшего дошкольного возраста
В одном прекрасном царстве-государстве жили-были Король и Королева. У них было двое детей – дочка – принцесса Анна и сын – принц Артур. Король и Королева очень любили своих детей, позволяли им многое, баловали маленьких Королевичей. Принцесса Анна и принц Артур очень любили с…

Арт-терапия, изотерапия, цветотерапия — Арт-терапия «Рисование на пене»

Публикация «Арт-терапия «Рисование на…»
Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада Вас видеть на нашем мастер – классе. Как вы уже знаете, рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия ООД «Хорошее настроение, которое всегда с тобой» с элементами арт-терапии
Конспект занятия ООД с элементами арт- терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Хорошее настроение, которое всегда с тобой» Цели: 1. Гармонизация личности. 2. Вызвать положительные эмоции путём воздействия на органы чувств. 3. Продолжать учить, совместно работать. 4….

Календарно-тематическое планирование по Арт-терапии
Календарно-тематическое планирование по Арт-терапии Класс: дети с РАС (старшая группа) Учитель: Колесова Алла Юрьевна Количество часов за год: 40 всего: 40 ч. в неделю: 1 час Планирование составлено на основе: адаптированной дополнительной общеразвивающей программы Календарно –…

Конспект НОД по цветотерапии «Фиолетовый цвет» в средней группе
Цель: расширение представления детей о фиолетовом цвете. Задачи: 1.Развитие слухового и зрительного внимания; 2.Формирование умения плавно и длительно выдыхать; 3.Развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей; 4.Развитие творческого воображения и…

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Другие виды

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Таковы некоторые упражнения из арт-терапии для дошкольников, которые действительно полезны для детей, помогают им справиться с проблемами и комплексами, научиться выражать себя, разобраться с чувствами и переживаниями. Главное правило, которого должны придерживаться родители, – ненавязчивость: малыш должен творить, создавать свое собственное произведение, а не «плясать под чужую дудку», не действовать по заранее определенному плану. Только в этом случае занятия окажутся полезными.

Техники и эффекты изотерапии

Мятая бумага

Бумага для рисования сначала мнется, затем разглаживается так, чтобы на ней можно было выполнить рисунок.  Используются любые карандаши, краскиит.д. Форму листа можно изменить по желанию.

Мокрая бумага

Лист бумаги нужно намочить, а затем нанести краски, давая им смешиваться, экспериментируя с цветами. Полученные в результате разводов формы и образы могут стать узнаваемыми. Тогда можно дать им названия, при желании поделиться впечатлениями.

Цветовые акценты

1.Выберите какой-то один цвет. Используйте его для изображения различных форм. Определите для себя смысл этого цвета.

  1. Выберите наиболее и наименее подходящий вам в настоящий момент цвет. Выполните по одному рисунку каждым цветом. Попробуйте сочетать эти цвета и связать их с противоположными качествами вашего характера.

Подберите пару или группу сочетающихся (на ваш взгляд) цветов и скомпонуйте их.

  1. Выразите рисунком свои самые актуальные переживания, используя подходящую для этого палитру. Затем сделайте рисунок, нейтрализующий ваши переживания.
  2. Используя оттенки одного основного цвета, выполните серию из нескольких рисунков. Для создания оттенков можно использовать другие цвета.

Можно ли мыть голову во время ветрянки

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это разновидность психокоррекционной и психотерапевтической помощи, основанная на использовании изобразительного искусства с целью улучшения психоэмоционального состояния человека. Также данный метод может применяться в диагностике психических состояний и особенностей психики личности в целом. Дословно «Арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Целью этого терапевтического воздействия является гармонизация и приведение в норму психического состояния отдельного индивида или группы средствами продуктивного самовыражения.

Сеанс арт-терапии используется при:

  • Длительном стрессогенном воздействии.
  • Депрессии.
  • Эмоциональной лабильности.
  • Пониженном настроении.
  • Проявлениях немотивированной агрессии.
  • Социальной депривации.
  • Межличностных конфликтах.
  • Повышенной тревожности.
  • Неприятностях семейного плана.
  • Страхах, фобиях.
  • Сниженной самооценке.

Но не стоит доводить свое психическое состояние до крайней точки. Арт-терапию можно использовать и как метод профилактики.

Изобретателем арт-терапии считается художник Адриан Хилл. Именно он в 1938 году, работая с больными туберкулезом, применил данный метод, что значительно снизило у них проявление астенического синдрома. Позже данный вид терапии применялся американскими психологами при работе с беженцами в годы Второй мировой войны как средство нивелирования посттравматического синдрома.

На современном этапе это один из самых распространенных и простых методов терапии, который доступен даже людям без психологического образования.

Плюсы и минусы использования арт-терапии

Использование арт-терапии имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами. Во-первых – это легкость использования, доступная каждому человеку, независимо от его возраста, пола, уровня творческих способностей, то есть почти не имеет противопоказаний.

Следующим преимуществом является то, что арт-терапия является невербальным методом, а поэтому особо ценна для интровертов, или людей, имеющих сложности с  выражением собственные переживаний.

При использовании на психотерапевтическом сеансе данная разновидность психологической помощи значительно улучшает уровень контакта специалиста с клиентом. Тем самым она формирует поле для продуктивного взаимодействия.

Как ни крути, а человек  часто ставит себе различные психологические блоки, которые мешают познанию собственной личности. Именно этот метод дает уникальную возможность «обойти» эти рамки сознания и заглянуть в самую суть своего существа, не стесняясь скрытых черт и желаний.

Данный вид  также обладает способностью мобилизовать творческие силы индивида, тем самым даря положительный эмоциональный заряд.

Как и в любом методе психологического воздействия существуют и отрицательные стороны данной психотерапевтической помощи. В основном они базируются на нежелании человека воспринять результат диагностики, или просто неготовности к переменам. Это в большинстве случаев чисто индивидуальные переживания относительно полученной информации в процессе сеанса.

Что такое арт-терапия

Арт-терапия – это способ исследования и лечения психоэмоционального состояния человека, основанный на самовыражении через искусство и творчество.

Она подходит всем, не имеет побочных эффектов или противопоказаний, как у таблеток, и ограничений по возрасту, полу и социальному статусу. А охват психологических заболеваний и отклонений, при борьбе с которыми помогает арт-терапия, необычайно широк.

Цель

В зависимости от проблемы, из-за которой человек принимается за лечение, можно выделить следующие цели:

  • борьба с подавлением эмоций;
  • избавление от негативных мыслей;
  • диагностирование психического заболевания;
  • контроль над определенным видом эмоций (например, управление гневом);
  • уменьшение влияния фобий;
  • решение конфликтов внутри семьи;
  • приобретение и развитие коммуникативных и творческих навыков;
  • повышение самооценки;
  • улучшение настроения.

К целям лечения не относится фундаментальное изучение какого-либо вида искусства. Не надо быть талантливым художником или гончаром, чтобы пройти курс арт-терапии.

Функции

Арт-терапия – это универсальный метод лечения, так как он не только приводит к положительному результату, но и делает это мягко, не травмируя и не вызывая болезненных воспоминаний.

Терапия выполняет ряд функций.

  1. Одна из основных – коррекционная. Во время лечения нередко меняется взгляд на жизнь, уходят страхи и комплексы, появляется чувство контроля над эмоциями и мыслями. Происходит коррекция эмоционального состояния и поведения.
  2. Развивающая. В центре внимания находятся сильные стороны человека, во время терапии они развиваются и укрепляются, а также приобретаются новые навыки и умения.
  3. Метод лечения предполагает создание чего-то нового: песен, книг, картин, музыки. Это суть творческой функции. Отмечу, что простое написание книги или работа с коллажем не является арт-терапией. Только взаимосвязь с психологией и анализирование своего творчества можно назвать методом лечения.
  4. Психотерапевтическая функция отвечает за лечение в прямом смысле этого слова. Арт-терапию эффективно применяют при борьбе с серьезными психологическими проблемами.
  5. А если использовать арт-терапию не как основной, а как дополнительный метод, чтобы ускорить процесс лечения или корректировки, то это вспомогательная функция.
  6. Также с помощью искусства можно провести не лечение, а диагностику пациента, отсюда и диагностическая функция. Самый распространенный способ сбора информации о человеке посредством рисунков.
  7. Очищающая функция помогает высвободить негатив, избавить тело от напряжения, а голову от токсичных мыслей.

Область применения

Как я уже писала ранее, поле деятельности арт-терапии обширно, от серьезных психических патологий до обычного плохого настроения.

Основными показаниями для проведения данного вида лечения являются:

  • каждодневный стресс;
  • депрессия;
  • эмоциональная нестабильность;
  • наличие фобий и психологических травм;
  • заниженная самооценка;
  • замкнутость и подавление эмоций;
  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • возрастные кризисы;
  • семейные конфликты;
  • задержка в развитии у детей.

Виды

Искусство, от которого и берет свое название метод лечения, многогранно, поэтому и видов лечения искусством существует достаточно много. Основные методы таковы.

Изотерапия (лечение рисованием) — широко применяется для диагностики психологических травм у ребенка, сложностей подросткового периода, у детей застенчивых и скрытных.

  • Библиотерапия (лечение книжкой) — самый известный подвид этого метода — сказкотерапия, используемый для детей младшего дошкольного и школьного возраста.
  • Музыкотерапия (лечение музыкой) — метод, который в диагностических целях используется редко, но широко и вполне успешно применяется для снятия повышенной тревожности, раскрепощения и релакса. Часто применяется для коррекции психологического состояния малышей и подростков с нарушениями зрительных функций.
  • Драматерапия (лечение приобщением к театральному действу) — метод хорошо показывает себя в работе с тревожными и чрезмерно эмоциональными мальчиками и девочками.
  • Куклотерапия (лечение кукольным театром) — метод разработан специально для занятий с детьми, у которых имеются нарушения речи, аутистического спектра, постстрессовыми расстройствами.
  • Танцевальная терапия (воздействием танцем) — лечение, которое отлично зарекомендовало себя в решении проблем зажатых и скрытных ребят, детей, страдающими ЗПР (задержкой психического развития).

  • (манипуляции с песком и мелкими фигурками) — метод аналитической психотерапии. Применяется и в традиционной психиатрии для диагностики некоторых нарушений восприятия. Особенно эффективны такие уроки для детей-аутистов и малышей, переживших серьезные психологические травмы, насилие.
  • Глинотерапия (лечение лепкой) — этот метод является разновидностью изотерапии, но имеет ряд преимуществ: во время лепки происходит стимуляция нервных окончаний на подушечках пальцев и на ладонях. Именно это дает положительные результаты в коррекции состояний у детей с нарушениями ЦНС, с нарушениями зрения, слуха, при энурезе и других патологиях.

Сегодня становятся популярными и сопутствующие разновидности арт-терапии, которые появляются по мере естественного развития технологий. Так, в последние годы набирает обороты фототерапия — метод, который применяют для детей подросткового возраста, особенно для так называемых «трудных» детей.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Необходимые материалы:

  • Мелки.
  • Бумага.
  • Фломастеры.

Цель методики:

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс. Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

Материалы:

  • Бумага.
  • Акварельные краски.
  • Кисти.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

Цель:

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).

Материалы:

  • Бумага.
  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Статью прочитали: 15 299

Сущность библиотерапии

Определение 1

Библиотерапия представляет собой психотерапевтический метод воздействия на клиента с помощью специально подобранной литературы, лечение с помощью книги.

Цель библиотерапии заключается в нормализации или оптимизации психического состояния клиента.

Чтение специально подобранной литературы снимает накопившееся напряжение, приводит к повышению личной удовлетворенности. От обычного коррекционное чтение отличается своей направленностью на конкретные психические процессы.

Воздействие коррекционного чтения проявляется в восполнении недостатка собственных образов и представлений, в замене тревожных мыслей и чувств. Для восстановления душевного равновесия клиента с помощью коррекционного чтения можно ослаблять или усиливать воздействие на его чувства. Помимо укрепления психической устойчивости, чтение помогает развить фантазию, критическое мышление, креативность, навыки общения.

При библиотерапии психокоррекционные процессы делятся на специфические и неспецифические. Для неспецифических процессов характерна широта и универсальность воздействия на всю личность и в целом на конкретные изменения. Так возникают ощущения удовольствия, радости, успокоения, уверенности в себе и своих возможностях, возникает общая психическая активность, стимулирующая нормальные и защитные психические реакции, подавляя при этом, негативные и травмирующие.

Рекомендуемая психологом литература имеет строго определенный набор книг и зависит от проблемы клиента.

Для специфических коррекционных процессов характерна узкая специальная направленность на личность или психический процесс – это какие-то конкретные чувства, деятельность, мышление, являющиеся простыми, конкретными и легче регулируемыми.

К ним относятся, например, контроль, эмоциональная проработка, разрешение конфликта, тренировка. Что касается контроля, то он может воздействовать на личность, как при сильных, так и при обычных переживаниях.

Контроль делится на несколько степеней:

  • понимание своего положения;
  • понимание своей роли в развитии своего состояния;
  • осознание своих отношений к важнейшим жизненным проблемам.

Чтение специально подобранных книг дает возможность клиенту отождествлять себя с героями книг, понять личностные особенности, осознать ошибки и посмотреть на свою жизнь со стороны.

Ни один психолог не сможет дать клиенту возможность узнать, понять себя, сделать анализ своих действий, как это сможет сделать литература, а значит, клиент сможет научиться контролировать свое эмоциональное состояние и свои реакции.

Совпадение сюжета жизни книжного героя с сюжетом жизни клиента, позволяют последнему увидеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что иногда приводит к разрешению эмоционального конфликта.

Библиотерапия характеризуется активным руководством со стороны психолога, который составляет актуальный для клиента список литературы, в соответствии с его проблемами и личными особенностями

Перед чтением клиент получает инструкцию, на что необходимо обратить особое внимание, а что можно опустить, обязательно со своим опытом и проверить на практике

Заключительным этапом является беседа психолога и клиента.

Виды и методы арт-терапии

В современной арт-терапии существует множество видов и методик занятий, благодаря которым, для каждого человека, нуждающегося в терапии, можно подобрать индивидуальную методику. Коррекцию, которая подходит именно для него. Ниже приведены самые популярные арт-терапевтические методы.

1. Изотерапия – психотерапия с использованием рисунка, раскраски и изобразительного искусства в качестве инструмента познания. Инструменты для рисования могут быть любые: карандаши, пастель, фломастеры и т.д. Метод популярен для оказания психологической помощи детям и подросткам, которые чаще, чем взрослые люди, испытывают трудности с социальной адаптацией.

2. Библиотерапия – лечение с помощью прочтения или других форм работы с литературными произведениями. Как правило, пациент выбирает наиболее значимые фразы из текста, составляет послания, или пишет свои впечатления от прочитанного сюжета.

3. Сказкотерапия. Метод заключается в том, что человеку читают легенду или сказку, а он анализирует её и пересказывает, либо сочиняет собственную сказочную историю. Используется преимущественно при работе с детьми.

4. Музыкотерапия. Для лечения используется музыка: прослушивание произведений, воспроизведение на музыкальных инструментах, сочинение собственных произведений.

5. Танцевальная арт-терапия. Пациент выражает собственные чувства, эмоции, переживания посредством танца. Этот вид терапии считается очень действенным, он повышает самооценку, дает возможность самовыражаться и лучше узнавать себя.

6. Песочная терапия. Во время сеанса арт-терапии используется песок, из которого можно создать фигуры и композиции, также пациент может рисовать и писать на песке. Манипуляции с песком отвлекают от тревожных мыслей и помогают выстроить терапевту с пациентом доверительный диалог.

7. Куклотерапия – лечение при помощи создания куклы своими руками из различных материалов: ткани, ваты, паролона, бумаги, пуговиц, нитей и т.д.

8. Глинотерапия. Обучение лепке из глины позволяет пациенту раскрыться, успокоиться, настроиться на нужный лад, чтобы поделиться с терапевтом своими тревогами и чувствами.

9. Мандалотерапия. В работе используются специальные геометрические фигуры – мандалы, которые можно раскрашивать, рисовать по памяти, шить, плести и т.д.

Также видами арт-терапии можно назвать фототерапию, оригами, вязание крючком, тканетерапию, тестопластику, коллажирование, раскраски, то есть любой творческий процесс, благотворно влияющий на человека.

Средства и техники для проведения арт-терапевтических занятий весьма разнообразны: карандаши, фломастеры, краски, музыка, книги, куклы, ткани, бумага и многие другие. Подходящими для применения могут быть даже предметы из разных материалов и с различными текстурами.

Арт-терапия для разных возрастов

Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.

Для дошкольников

Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.

Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.

Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.

Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.

Для подростков

В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.

Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.

После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.

Для молодежи и зрелых людей

Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.

Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:

  • шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
  • психические расстройства;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • низкая самооценка;
  • проблемы внутри семьи;
  • зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.

В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.

Для пенсионеров

Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.

Среди пожилых людей пользуются популярностью:

  • рукоделие;
  • пение;
  • рисование;
  • танцы.

Заключение

Арт-терапия доказывает, что искусство – это не только красиво, но еще и полезно. Недаром во все времена ценилось творчество. Оно не только повышает настроение, но и развивает навыки и способности, помогает бороться с психологическими проблемами и измениться в лучшую сторону.

Многое из того, что я написала, взято из личного опыта. Например, упражнение “Барашек в бутылке” применялось психологом, который работал со мной более десяти лет назад, когда я была подростком.

Есть ли у вас похожие истории? Расскажите, занимались ли вы творчеством с медицинской целью? А если не было подобного опыта, поделитесь, какой метод арт-терапии привлекает вас больше всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector