Испанский стыд: откуда пошло выражение и за что может быть стыдно испанцам

Содержание:

Это признак того, что у вас с «неудачником» значимые отношения

Представьте себе ситуацию: вам нужно провести переговоры с очень важными людьми на сумму контракта, которая уже достигает десятки миллионов. При этом с вами на переговорах захотел побыть ваш руководитель и, конечно, вы обрадованы – еще один опытный человек на вашей стороне! Однако он не очень смыслит в информационных технологиях и во время подключения к зуму забыл выключить камеру, решив при этом поковыряться в носу на глазах у клиентов. Так, распахнув дверь с ноги, в вашу душу прокрался испанский стыд.

Такое опосредованное смущение может служить своеобразным психологическим тестом. В таком случае, если вы посмотрите на человека, чьи действия вызывают у вас приступ испанского стыда, то вы смело сможете сказать, что считаете его частью значимой для вас социальной группы, а раз плохо думают о нем, значит, по принципу похожести, и о вас. А это перебрасывает нас на пункт вниз.

Испанский стыд: хорошо это или плохо?

Попробуем разобраться, испанский стыд — это хорошо или плохо. Конечно, испытывать стыд за других не очень приятная эмоция. Особой опасности она не представляет. Если вы почувствуете такую эмоцию, знайте, что это проснулись ваши первобытные инстинкты. Не нужно возлагать на себя ответственность из-за чьей-то глупости. Однако есть особо чувствительные люди.

Как выяснили немецкие учёные, испанский стыд и сочувствие взаимосвязаны. Стремление помочь кому-то в неудобной ситуации возникает из чувства сострадания или симпатии. Чем приятнее объект издёвок, тем с большей вероятностью вместе с ним испытает чувство неловкости и наблюдатель. Чувства стыда, смущения – такие проявления психики являются естественными для общества. Они возникают на автомате, если люди нарушают писаные и неписаные поведенческие правила.

Последствия апатии могут сказаться на дальнейшей самооценке и психическом здоровье человека. Угрызения совести за другого вызывают стресс в организме, который сказывается на работе центральной нервной системе и может впоследствии привести к глубокой депрессии. В этом случае нужно обратиться к психологу и попробовать разобраться в чём причины таких эмоций.

Как избавиться от испанского стыда?

Если вы задумывались над вопросом, как перестать испытывать испанский стыд, то стоит прислушаться к некоторым рекомендациям психологов:

1. Повышение самооценки. Как упоминалось выше, низкая самооценка непосредственно влияет на появление и угасание эмпатии. Чем вы чувствительнее, тем сильнее вы испытываете эмоцию. Постарайтесь увидеть в себе что-то положительное и неординарное. Пользуйтесь рекомендациями психологов, чтобы улучшить отношение к себе.

2. Исключение раздражителя. Если чувство испанского стыда вызывается поступками отдельной личности, прекратите общение с ней. Исключите фактор возникновения испанского стыда, как бы ни было трудно это сделать.

3. Осмысливание. Спросите себя во время ощущения эмпатии: что изменится от моего беспокойства за поступки других? Помогут ли им мои психические переживания? Правильные осмысленные ответы позволят выйти из ситуации победителем. Систематически «возвращаясь в нужное русло», вы можете со временем полностью забыть об этой проблеме.

Не нужно скрывать, что вы испытываете чувство стыда за других. В конце концов сочувствие другим показывает на то, что вы порядочный человек. Но и не стоит этим чувством злоупотреблять. Здоровые правильные эмоции будут даже полезными. Принимайте общество и себя в полной мере, тогда все ваши эмоции будут пребывать в гармонии и равновесии, а психического здоровье будет вам на долгие годы.

С точки зрения этики

Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею[нейтральность?].

Мужские штуки, которые мы нашли на AliExpress

“Хорошее” чувство стыда.

Стыд может служить важным указателем на то, что в отношениях между людьми является допустимым, а что нет. Это как ограничитель, мораль, воспитанность. Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. В своем роде страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство. Во избежание стыда, человек стремится к совершенству, саморазвитию

Стыд акцентирует наше внимание на тех аспектах нашей личности или нашего поведения, которыми мы недовольны, которых стыдимся, вследствие чего развивается самопознание, и мы стремимся изменить, улучшить их. С другой стороны стыд выступает регулятором нашей самооценки

↑ Как можно выяснить наличие стресса

Конечно, если порвалось любимое платье или суровый начальник проигнорировал приветствие, не стоит сразу бежать к психоаналитику. Но если появляются такие симптомы, как:

  • вялость и слабость;
  • постоянные головные боли;
  • повышенная раздражительность;
  • состояние уныния;
  • хроническая неуспеваемость и несобранность;

в этом случае стоит задуматься: а, быть может, все-таки это стресс. Порой человек не придаёт значения самым простым причинам, при возникновении которых впоследствии возникают события, вызывающие разрушительное действие торнадо на функциональном и психологическом фоне. Безусловно, невозможно выверять каждый свой шаг, боясь того, что в дальнейшем это приведет к депрессии. Собственно, с этого она и начнется.

Но вот если предавать особую эмоциональную окраску каждому событию или переживать по малейшему поводу, то это должно послужить сигналом к тому, что что-то не так.

Стресс медленно ползет от уступа к уступу, как вьюнок, который охватывает, а потом душит растение-опору. Но, самое главное, если есть подозрения на то, что стрессу все-таки удалось завоевать доверие ЦНС, то не стоит излишне нервничать по этому поводу, потому что это новая ступень эволюции для незваного гостя.

Есть много способов, которые могут мгновенно замедлить развитие нервного напряжения, а впоследствии и вовсе помочь устранить его из своей жизни.

Чувство стыда за другого человека: почему так происходит, как избавиться?

Чувство стыда за другого человека

«Почему сделал он, а стыдно мне?» — именно этот вопрос задают себе некоторые личности, когда кто-то из их окружения поступил непозволительно либо сильно опозорился. На самом деле, чувство стыда за другого человека идет из детства. Почему так происходит?

Нередко дети слышат от родителей фразы: «не позорь меня», «веди себя хорошо, чтобы я за тебя не краснела», «ты должен получить на экзамене «отлично», иначе посрамишь фамилию» и т.д. Причем:

  • Сам ребенок стыда может и не чувствовать.
  • Однако папа с мамой будут повторять, что им стыдно за его поведение.
  • Впоследствии дети вырастают, сами становятся родителями. И ведут себя с детьми точно так же.
  • Кроме этого, чувство стыда возникает из-за предосудительных поступков не только отпрысков, но и друзей, знакомых, коллег, родственников.
  • Чувство стыда в данном случае вызывает вопрос самому себе: «Что скажут люди?», «Как общество воспримет действия этого человека? Если оно его осудит, то осудит и меня. И они подумают, что я такой же?».

Другими словами, человек и во взрослом возрасте не может отойти от заданного родителями, «морального ориентира»

Для личности, находящейся в социуме, очень важно поступать «правильно» с точки зрения этого самого социума

Достаточно рассмотреть типичную ситуацию:

  • На улице в беспамятстве валяется пьяный.
  • Мимо проходит его коллега, родственник, сослуживец или сосед.
  • Совершенно нормальным выходом из ситуации будет не оставлять человека в таком состоянии, а подойти к нему, постараться поднять на ноги и отвести домой.
  • Как минимум, можно позвонить его родным и уведомить их, где и в каком состоянии находится их близкий человек, попросить прийти в назначенное место. Хотя бы банально осведомиться у пьяного, не нужна ли ему помощь.

Однако, даже если «помощник» начнет поднимать пьяного с земли, он все равно будет испытывать стыд. Причина в том, что на эту пару могут смотреть десятки глаз, если они находятся на автобусной остановке. В большинстве случаев «помощник» будет опасаться того, что его также сочтут алкоголиком, а кое-кто из прохожих еще укорит: «Вот, зачем же так напиваться? Теперь до дома дойти не могут. Постыдились бы». Хотя, самому «помощнику», по идее, нечего бояться – ведь он просто оказывает поддержку человеку.

Второй пример — у одного из ваших друзей вечеринка по поводу дня рождения. Вы намерены пойти один или со своей второй половинкой. Но вдруг появляется некий знакомый, который также хочет составить вам компанию. Вы, как человек добрый, соглашаетесь. Однако в разгар торжества этот случайный «попутчик» перебарщивает с коктейлями, и начинает портить вечеринку. Он дерется, дебоширит, пристает к девушкам, со всеми ругается. Естественно, даже если его удастся усмирить или выпроводить, вы будете испытывать за него чувство стыда перед именинником и остальными гостями. Ведь это же вы его привели, а, следовательно, должны быть за него «в ответе».

Но можно ли избавиться от чувства стыда за другого человека?

  • Появляется данное чувство оттого, что личность, видя предосудительные поступки другого человека, начинает подсознательно ассоциировать его с собой.
  • Он задает себе вопрос: «Что, если бы я так сделал?», «Окажись я на его месте, я бы провалился со стыда». Этих параллелей следует избегать.
  • Да, обидно, когда позорится друг, родственник, знакомый, сосед и т.д. Но все же — это не вы, а другой человек. Лично вы не сделали ничего плохого.

Отпускать негативные эмоции следует, убеждая себя в том, что человек не всегда может воспрепятствовать позору другой личности. Соответственно, стыд должен испытывать сам вершитель аморального поступка.

«Не могу ничего поделать — стыдно…»

Вообще-то ситуация абсурдная: вроде бы не вы — герой комичной или глупой ситуации, но жгучая эмоция накрывает с головой. Настолько, что хочется уйти, закрыть глаза, переключить канал — лишь бы прекратить мучения. Почему так? Причины, как всегда, в голове и психике. Какие же?

«Нельзя быть клоуном!»

Вероятно, дело в том, что вы многое себе запрещаете — в первую очередь выглядеть смешно и неумно. В «фундаменте» запрета намешана куча всего: стремление к перфекционизму, строгое воспитание, неприятие себя со всеми погрешностями и слабостями… И когда на ваших глазах кто-то демонстрирует «прорыв блокады», вам стыдно, что человек ведёт себя неподобающе.

Это излечимо

Надо быть добрее к себе. Вы не сверхчеловек, как и другие, зато они смотрят на это сквозь пальцы. Если не научиться прощать себя, уготована двойная кара: первая — страдать от собственного несовершенства (а оно недостижимо), вторая — краснеть за ошибки других.

Все ошибаются, попадают в нелепые истории, так что вполне достаточно извиниться и посмеяться вместе со свидетелями. А уж если в оказию вляпался посторонний человек, можно пройти мимо или посочувствовать — это максимум, чего стоит тот или иной жизненный фортель.

«Я за тебя в ответе!»

На свете есть немало восхитительных людей, которым знакомо чувство ответственности — не только за себя, но и за других. Классический пример — трепетные мамы и жёны. В первом случае родительница страдает за чадо, во втором — за чужое взрослое чадо. И если материнский стыд ещё можно понять, ведь невоспитанный ребёнок — это упущение родителей, то с супружеским сложнее. И уж совсем непонятно, почему мы «краснеем удушливой волной» за незнакомых людей и даже вымышленных киногероев. Точнее, понятно — из-за гиперответственности.

Это излечимо

В один момент сбросить небо со своих плеч не получится, здоровому эгоизму нужно учиться. Простые истины попахивают равнодушным цинизмом. Увы, зачастую люди не хотят развиваться, учиться, им до лампочки, какое впечатление они производят. И если для них это не проблема, то почему она должна становиться вашей?

Ваша зона ответственности в отношении других заканчивается там, где вы можете что-то сделать, хотите этого и — самое главное! — вас об этом просят. Во всех остальных случаях нужно надеть на сердце защитную оболочку. Ну, в самом деле, даже Эйнштейн говорил, что по части бесконечности людская глупость даст фору бескрайней Вселенной. И каждый раз будете сгорать со стыда? А жить-то когда?

«У госпожи огромное сердце»

А что, если дело в эмпатии — то есть способности чувствовать эмоции других? Вот таким вы уродились: вам жалко, когда другие страдают, переживаете из-за чужих неприятностей. Про таких говорят, что они близко принимают к сердцу, вы и сами это знаете, но по-другому не умеете.

Это излечимо

Обычно с возрастом уровень эмпатии идёт на спад: душевных сил уже меньше, а жизненного опыта больше. И уже не кажется циничной пословица: «Живя возле кладбища, всех не оплачешь». А пока возраст не вступил в свои права, постарайтесь пригасить уровень переживаний аутотренингом: от ваших слёз, стыда и прочего негатива лучше никому не станет. Зато себе гарантировано прибавите морщин и стресса. Так что выдохните и не мучайтесь.

«То, что было не со мной, помню»

Психологи считают, что «испанский стыд» носит рудиментарный характер. Это отголосок древних, даже первобытных страхов общественного отторжения. У предков был разговор короткий: провинился — ступай прочь, подальше от нас. И не будет ни места у костра, ни угла в общей пещере, ни куска мамонта, добытого на совместной охоте. В одиночку было не прожить, поэтому стыдный проступок запросто мог привести к смерти в изгнании.

Страх прочно укоренился в подсознании, хотя в наши дни вообще неактуален, даже, напротив, мечтаем, чтобы нас наконец все оставили в покое… Но страхи очень живучи, особенно те, которые на уровне инстинктов.

Поэтому мы отводим глаза от чужого позора, глупости, бестактности, дерзости. Нам попросту страшно от воспоминаний, которых мы никогда не переживали.

Это излечимо

Борьба с выкрутасами подсознания — штука сложная уже хотя бы потому, что с этой вековой тьмой вы пытаетесь бороться сознанием, а оно относительно молодое и слабое. Начните с того, что идентифицируете «испанский стыд» и поймёте его природу.

«Я — часть целого»

Люди остаются связанными друг с другом, хотя убеждают себя в обратном. Мы твердим, что каждый из нас — Вселенная, что мы эгоисты и нет нам дела до других… А правда в том, что вся эта бравада наносная. Люди ассоциируют себя с другими, «ловят» их эмоции и болеют душой за них. Может, и не за всех, но за тех, кого по каким-либо признакам причисляют к «своим». А этих признаков хоть отбавляй — цвет глаз и родство, вероисповедание и цвет кожи, общее хобби и соседство, одинаковые имена и схожие политические взгляды.

Похоже, «география» стыда за других не ограничивается одной Испанией. И это здорово, потому что способность сопереживать делает нас людьми. Наконец-то удалось унять стыд и испытать гордость за себя и других!

Попытка повторить успех «Гоголя»

Те, кто смотрел другие проекты компании «Среда», скорее всего, ещё на первых минутах осознают, откуда растут проблемы «Шерлока в России».

Максима Матвеева всеми силами пытаются превратить в аналог Александра Петрова, играющего Гоголя в одноимённом сериале. Мало того, что похож образ, герою даже добавляют в характер странные припадки и мистические флешбэки. Постановка кадров ровно та же: большинство самых эмоциональных сцен — это крупные планы лица Шерлока с то замедляющейся, то ускоряющейся съёмкой.

Кадр из сериала «Шерлок в России»

Все спутники главного героя — те же вариации на тему персонажей «Гоголя». Глуповатый полицейский, мудрый доктор с травмами прошлого, загадочная девушка. Их просто переименовали и дали новые лица.

«Гоголя» при множестве недостатков спасало сочетание мистики и юмора, а также свежий для отечественного проекта подход. И это неплохо вписывалось в образ самого писателя. Создатели брали атмосферу его ранних рассказов и забрасывали туда героя. Да и на главные роли взяли настоящих звёзд: помимо упомянутого Петрова, появляются Олег Меньшиков и Евгений Стычкин.

В случае с «Шерлоком в России» детективу совершенно не идёт этот мистицизм. Проект кажется вторичным и максимально неестественным.

По первым двум эпизодам трудно понять, что именно хотели показать создатели «Шерлока в России». Сериал не дотягивает до мрачного нуара, каким был фильм «Шерлок Холмс и дело о шёлковом чулке» с Рупертом Эвереттом, не выглядит толковым детективом или приключенческой историей. Да и комедия из него получилась посредственная.

Проект даже сложно назвать просто плохим. Он вышел каким-то стыдным и максимально неуклюжим. Первая серия ещё может рассмешить такой нелепостью. Но дальше становится грустно.

Примечания

  1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. — СПб.: Питер, . — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
  2. , с. 37.
  3. , с. 45.
  4. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
  5. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
  6. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
  7. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
  8. работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
  9. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
  10. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
  11. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
  12. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
  13. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
  14. Гай Светоний Транквилл
  15. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
  16. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
  17. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
  18. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
  19. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
  20. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
  21. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
  22. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
  23. Лино Ферриани. «Письма преступников»
  24. Corre. «Les criminels», П., 1889
  25. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
  26. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
  27. например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853

Как избавиться от чувства неловкости за других?

Очевидно, что данное чувство не самое приятное, и в большинстве случаев от него хочется избавиться. Предлагаем вам несколько советов, которые позволят значительно ослабить неприятные ощущения:

  1. Повышайте собственную самооценку . Чем более уверенно вы себя чувствуете, тем менее подвержены излишним переживаниям и неприятным эмоциям. Поэтому уделяйте больше времени чтению и изучению материалов о том, как повысить самооценку.
  2. Исключите провоцирующий фактор . Если раздражитель слишком сильный, его следует исключить из собственной жизни. Иногда это подразумевает полное прекращение общения с определенным человеком.
  3. Осознайте бессмысленность переживания . При каждом обострении неприятных чувств задавайте себе вопросы «Как это влияет на меня?», «Как мне помогают переживания по этому поводу?» и подобные им.

Брэндон и Сисси как две противоположности

Если Брэндон скуп в выражении эмоций, то из Сисси они, напротив, буквально хлещут через край. Она фонтанирует чувствами, не стесняется высказывать их, в ее голове тесно ее же мыслям. И ей очень тяжело, когда окружающие не готовы принять этот поток эмоций и слов, который она на них выливает. Сисси можно назвать противоположностью Брэндона или его гармоничным дополнением, они как две половинки одного целого.


«Я, по крайне мере, ни от кого не завишу, а ты — настоящий паразит», — отвечает Брэндон Сисси на попытку поговорить по душам

Особое значение имеет сцена в баре, где Сисси поет песню «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Она несколько отличается от основного музыкального сопровождения картины: Баха в исполнении Глена Гульда. Изначально джазовая, в фильме Стива Маккуина песня «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стала скорее блюзом. Сам режиссер рассматривает эту сцену как наиболее откровенный и душевный разговор между Брэндоном и Сисси за всю картину, ведь в остальное время персонаж Майкла Фассбендера по привычке блокирует любые попытки сестры достучаться до его сердца.

Отношения с сестрой

Практически с самого его начала мы понимаем, что в отношениях между Брэндоном и Сисси что-то не так, и что причина кроется в чем-то довольно интимном. Но в чем конкретно дело – нам так и не рассказывают. Собственно, Стив Маккуин, выступивший в качестве режиссера и сценариста в одном лице, не раскрыл подробностей и в ходе интервью, посвященных выходу картины. И это, равно как и отсутствие красивых картинок, снова немного огорчает, но снова воспринимается как нечто, в наибольшей степени подходящее для этого проекта.


В конце фильма та же девушка выглядит гораздо более ярко и вызывающе

«Стыд» — это фильм, скорее, о состояниях людей, чем об историях их жизней. Персонажи выхвачены в определенные моменты времени, когда их проблемы и несовершенства видны во всей красе, и только эти моменты мы и должны увидеть. Мы можем лишь догадываться, что было до, и что будет после. Но объяснять это нам никто не будет, да и смысла в этом особого нет. Суть здесь, скорее, в том, чтобы понять главных героев и прочувствовать атмосферу, а не в том, чтобы построить какие-то логические цепочки.

Определения

Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля.

Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение..

должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное

Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида».

↑ Как распознать детский стресс

Это очень сложная проблема. Потому что при росте и развитии ребенка он и так получает довольно большую нагрузку в физиологическом и гормональном плане, но еще ему необходимо адаптироваться в социальной среде и найти свое место. При этом современные родители, обеспокоенные времяпрепровождением своего чада, кроме обязательной школьной программы, дополнительно устраивают его во всевозможные кружки и секции.

На выходе, в большинстве случаев, получается нервный бледный ребенок с обостренными аллергическими реакциями. И стартует новый этап испытаний, потому что ребенок должен быть здоров – начинаются походы по врачам. Далее, все по проторенной дорожке: от усиленного питания к медикаментозному лечению.

Причем в детской жизни, в основном, происходят не детские ситуации, и у несовершеннолетних более острая реакция на стресс. И если родители не сумели с самого начала расположить доверие ребенка к себе, то он будет справляться с проблемами в одиночестве. Для многих родителей признание того, что их родное чадо не может рассказать им о своих душевных терзаниях, нонсенс. Потому что они свято уверены в том, что сыт, одет, обут и планшет купили не хуже, чем у других – так какой еще может быть стресс?

А самый распространённый симптом детского стресса – это вылезающие из-под кровати чудовища. И это сильно усугубляется, если родители пытаются с помощью своего авторитета выгнать чудовище, то есть выключить свет и оставить ребенка побеждать свой страх. Зато потом начинаются недопонимания: а от чего у благополучного чада возникают следующие симптомы:

  • ночной энурез;
  • замкнутость;
  • постоянная подверженность простудам;
  • воображаемые друзья;
  • ночные кошмары;
  • ожирение;
  • злость.

Поэтому стоит помнить, что дети – это маленькие люди, и им совсем не просто расти в мире взрослых страстей. И, порой, счастье детства оказывается разрушено посттравматическим стрессовым расстройством.

Это эгоцентризм

Представьте себе, что вы с другом решили сходить в кино. Предвкушая приятный вечер с запахом попкорна, вы подходите к билетной кассе и просите два пропуска в темный зал. А вместо ожидаемой цены в условные 300 рублей вам объявляют цену в 350. Вы понимаете, что цены на сайте и в кинотеатре явно отличаются, да и в принципе готовы с этим смириться, чтобы не портить вечер. Но это вы, а вот ваш друг уверен, что это вопиющая несправедливость практически вселенского масштаба и решает срочно ее восстановить в не очень мирных переговорах с кассиром. И вас накрывает покалывающее ощущение стыда.

Так происходит потому, что ваши внутренние установки, ваш взгляд на мир кажутся вам более значимыми, нежели установки других людей. И именно так проявляется эгоцентризм — штука в целом естественная. Однако иногда он приводит к косности взглядов, невозможности посмотреть на мир с иной точки зрения. Впрочем, это уже совершенно другая история.

Как появился термин?

Чтобы более детально разобраться в том, что такое испанский стыд, давайте узнаем историю появления данного термина. Это относительно новое понятие, появившееся в русском языке в 2000-х годах. Оно пришло из Испании, где распространен термин «Verguenza ajena». В качестве русского перевода обычно приводится фраза «Стыд за другого». Но в действительности словосочетание переводится радикальнее: «Позор других». Поскольку оригинальное произношение фразы повторить довольно сложно («бэргуенса ахена»), в европейских языках стали использовать термин «Испанский стыд». В английском это «Spanish shame», а во французском – «Honte espagnole».

Существует популярная теория, утверждающая, что Испания не имеет отношения к данному термину. Согласно утверждениям сторонников данной версии, термин образован от слова «испа», переводящегося с иврита как «осина». Правда, непонятно, как образовались соответствующие словосочетания в остальных языках. Но версия с осиной довольно красивая и заслуживает подробного рассмотрения.

Согласно одному из апокрифов, Иуда повесился на осине. Из осиновой же древесины был изготовлен крест, на котором распяли Иисуса. Осина не была виновата, что с её помощью совершили такое злодеяние, но была проклята за чужие грехи. Поэтому и стыд за чужую глупость назвали «осиновым» или «испанским». Согласитесь, версия довольно красивая и аргументированная, хоть и применима только к русскому языку.

Разновидность стыда

Обычно краснеть приходится за свое поведение. Но интересен тот факт, что чувство стыда приходит и за то, что вы не сделали. Например, за плохое поведение своего ребенка или когда незнакомый парень целует девушку в общественном транспорте, а вам за них совестно. Причинами такого дискомфорта может оказаться ваше внутреннее табу на такие манеры или стремление брать на себя ответственность за кого-либо.

Первый сигнал, который будет информировать об этом, – это конфуз. Он говорит о том, что происходящее событие выходит за рамки условности. А чувство неловкости за постороннего называется испанским стыдом. О нем мы и поговорим далее.

Какие выводы можно сделать?

Не только красота спасет мир, но и общество самодостаточных и гармоничных лиц. Стоит опасаться индивидов с атрофированным чувством совести. Пристойность нужно регулировать в процессе социализации и воспитания ребенка, чтобы избежать негативных последствий. Порядочность – положительный симптом сущности, если он выражен в меру. Смущение служит маркером того, что происходит что-то не так. Мы отводим глаза, чтобы «сохранить лицо» того, кто попал в непростую ситуацию, – это сопереживание эмоционального сочувствия, отличный душевный порыв, делающий нас лучше. А значит, следует понимать, что испанский стыд – это позитивная черта в характеристике личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector