Интересные факты о древней руси и славянах
Содержание:
- Содержание и направленность
- Древнерусская христианская архитектура
- Тридесятое царство
- Дети Ярослава Мудрого
- Сварог
- Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде
- Жанры и предпочтения
- Другие интересные факты
- Экономика
- Происхождение современных устойчивых выражений
- Где корни «славян»
- Книги стремятся не удивить читателя новизной, а «заворожить» привычностью
- Архитектура, зодчество
- И пираты, и кочевники
- Славяне практически ровесники нынешней эры.
- Остромирово Евангелие
- Славяне: исторические факты о них
- Наследник Великой Моравии
Содержание и направленность
Вначале литература имела чётко выраженную патриотическую направленность. В произведениях утверждались высокие нравственные идеалы, силы добра всегда побеждали зло, а люди объединялись для служения русской земле. Сюжеты в основном строились вокруг военных походов, междоусобиц князей, основания городов и нашествий кочевников. Книги носили поучительный и познавательный характер.
Большое внимание также уделялось развитию духовности, воплощению в жизнь христианских истин и идей. Отсюда и главная тема – ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, который связывался с христианством
В произведениях авторов средних веков были отражены все этапы формирования государства и развитие общественных и социальных отношений. Писатели максимально приближались к реальности, в основе сюжетов лежали исторические факты.
Это была литература формирующейся великорусской народности. О её объёме судить очень сложно, так как много произведений погибло во время набегов кочевников и бесчисленных пожаров.
В древнерусской литературе существовали как духовные, так и мирские произведения. Но переписыванием и хранением книг в то время занимались в основном монахи. Они не были заинтересованы в приумножении книг мирского содержания, и называли их «суетными». Духовные книги, наоборот, всячески поддерживались и поощрялись, так как содержали в себе непреходящие религиозные ценности. Поэтому большинство дошедших до нас книг имеет церковный характер.
Древнерусская христианская архитектура
О том, как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру, можно сделать выводы, сравнивая языческие и христианские постройки. В начале XI века было построено большое количество православных храмов, каждый их которых отличался неповторимым стилем, рожденным в недрах синкретического сознания мастеров. Однако и самобытность древнерусской культуры и искусства заслуживают внимания и уважения. Она выражалась в строительстве многокупольных храмовых комплексов, общей пирамидальности стиля построек. Самым первым храмом в Киеве стала Десятинная церковь, которая имела три купола. Далее началось возведение многокупольных соборов и храмов, быстро воздвигающихся во всех городах Древней Руси:
— Софийский собор (Киев);
— Владимиро-Волынский собор;
— Борисоглебский собор;
— Михайловский собор с золотыми куполами (Киев);
— Успенская церковь (Чернигов);
— Киево-Печерская Лавра (Киев).
Древнерусская архитектура удачно соединила в себе византийский и романтический стили.
К сожалению, до наших дней дошли не все постройки начального периода христианизации Руси. Например, на западных землях славян (княжество Галицко-Волынское) православные храмы в XIII–XV веках активно уничтожались католической церковью, поэтому об особенностях построек можно узнать только из литературных описаний.
По заказу новгородских князей в XII веке были построены соборы в Юрьевом монастыре. Самый удивительным из них можно назвать Георгиевский собор (1119), имеющий трехглавую асимметричную композицию, повернутую к западу, что нетипично для православных храмов. Собор построен из каменных блоков и кирпича. Зодчим был мастер Петр.
Тридесятое царство
Мало кто знает, что в знакомой с детства сказке о тридесятом царстве славяне видели нечто иное. Славяне верили, что после смерти они будут жить в «тридесятом царстве». Как в сказке помните далеко «за тридевять земель, за широкими реками синими морями, куда птица налетит, путник и конь не дойдет », все сделано из чистого золота горы, деревья, а брега там кисельные и текут бескрайние молочные реки.
Славяне не совершали человеческих жертвоприношений. Кто первый придумал эту легенду о кровавых языческих обрядах у славян? Впервые об этом заговорили христианские проповедники, вступающие против темных язычников.
Ученые давно доказали что в некоторых отдоенных диких племен на первобытной стадии развития, приносились кровавые жертвы. Но в период позднего язычества таких явлений уже не наблюдалось.
Славяне принесли в жертву богам исключительно «плоды своего труда». Устраивали пиры в честь богов. Они врыли, что во время праздников боги разделяют с ними трапезу. Кстати нечто подобное делают сегодня, поминают родственников, у изображения ставят символическое угощение. Кстати «жрать» произошло от старославянского слова ЖРЕТИ, переводится как жертва.
Дети Ярослава Мудрого
Самого Ярослава Мудрого называют «тестем всей Европы» за то, что он тщательно продумывал пару для своих детей и выбирал партию из представителей знатных сословий разных стран, таким образом завязывая политические отношения. А вот судьбу своей внебрачной дочери Ярославы он так и не смог устроить, потому что она просто сбежала от отца в обиде за то, что он бросил мать. На самом же деле юный князь испытывал сильные чувства к своей пассии, и даже построил для нее дом, но, не имея возможности распоряжаться собственной жизнью, утратил любимую, так как она не выдержала разлуки и предала себя служению Богу.
Сварог
Божество огня – это Сварог. Огонь древние язычники почитали как нечто святое. Запрещалось в него плевать либо выкидывать мусор. Если он горел, нельзя было произносить грязных слов. Считалось, что огонь исцеляет и очищает. Больных людей носили через костер, и считалось, что в нем гибнут злые силы. Брачный обряд заключался в том, что жених и невеста шли между двумя огнями. Так семья очищалась от порчи.
В честь Сварога были и жертвы. Их выбирали по жребию либо по указанию волхвов. Как правило, убивали животных, но могли выбрать и человека. В «Славянское хронике» 12 века сохранилась такая строчка: «…приносить иногда в жертву и людей – христиан… такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам». А в хрониках 11 века «Деяния гамбургских епископов» сохранилось повествование о смерти Иоанна: «Варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу… в жертву богу Радегасту». Позже культ плодородия сменился культом войны.
Около Великого Новгорода находилось капище Перынь, здесь приносили людей в жертву. Перынь некогда была островом. Но в 60-е годы ХХ века здесь возвели дамбу. И тогда остров стал частью материка.
Кровавое крещение Руси, скорее всего, не вымысел, вооружённые противостояния могли быть в Новгороде
Однако насильное крещение Руси отражено в исторических источниках. Это факт, и мы не можем закрыть на него глаза
Крещение Новгорода — важное событие в христианизации Руси, и оно не прошло бескровно
В 991 году епископ Иоаким Корсунянин и воевода Добрыня отправились с киевской дружиной в Новгород.
Однако жители великого города вовсе не желали принимать новую религию. На то имелись и политические причины, ведь стать христианами значило — зависеть от киевского князя.
Великий Новгород — город, который, по «Иоакимовской летописи», крестили огнём и мечом.
Началось вооружённое сопротивление.
Часто сторонники версии о бескровном крещении Руси приводят в качестве аргументов цифры. Рассуждают так: в дружину максимум могли бы набрать 40 тысяч человек. Что они против непокорного народа?
Но Добрыне и не понадобилось численное преимущество. Он просто начал сжигать дома новгородцев, пока те не сдались и разрешили распространение христианства на своей территории.
Однако не все исследователи верят в эту историю.
Историк Алексеев С. В. указывает, что единственный источник этой истории — «Иоакимовская летопись». Этот документ не все считают подлинным. Есть версия, что это поздняя фальшивка.
Жанры и предпочтения
Система жанров древнерусской литературы была особенной. В ней отсутствовали любовная лирика и рыцарские романы. Выделялись следующие жанры:
- летопись – подробная запись исторических событий;
- слово – сочинение с поучительным характером;
- поучение – как руководство, выстраивающее модель поведения человека;
- житие – биографии «святых» и выдающихся церковных служителей;
- повесть – сюжет воспроизводил естественное течение жизни;
- патерики – сборники с изречениями святых и отцов церкви, а также с их жизнеописаниями;
- четьи-минеи – свод всех церковных, духовно-поучительных произведений.
Произведения писались на основе исторических фактов. А если и присутствовал какой-то вымысел, то он тоже приписывался истории. Вымысел так органично вплетался в ткань повествования, что не только читатели, но и сам автор свято верил в историческую достоверность написанного.
Одной из первых на русский язык была переведена Библия – священная книга всех христиан. По ней постигали азы веры, учили детей грамоте и нравственности. Очень популярны были также описания жизни святых, таких как книга Епифания Премудрого − «Житие Сергия Радонежского».
Была также переводная литература, оригинальная (на языке автора) и светская (не церковная). Большой популярностью у читателей пользовался приключенческий роман о жизни Александра Македонского – «Александрия».
На протяжении XII – XVII столетий любимой книгой многих поколений был переводной сборник «Пчела», который был составлен византийским монахом Антонием. В содержание сборника входили более 70 разделов, а также 2,5 тысяч цитат из работ античных философов и писателей на самые разнообразные темы. Они искали ответ на самый главный вопрос, − как жить в этом непростом мире?
Другие интересные факты
- «Руси есть веселье питие, не можем без того быть!» — так воскликнул Владимир, когда узнал, что в исламе запрещено употребление вина
- В 987 г. Византийская империя, стремясь обезопасить себя, просила помощи у Руси в подавлении восстаний. Историки считают, что Византии было очень выгодно христианизировать Русь, оказывая на нее политическое влияние
- В начале переговоров Владимир потребовал принцессу Анну, чтобы этим браком поднять авторитет Древнерусского государства, византийский император в зятьях – это уважение со стороны развитых цивилизованных государств. Непременным условием для князя стало принятие христианства
- Христианизация Руси проводилась благодаря активному участию Византии: были завезены иконы и священные богослужебные книги
- Разрешение вести церковную службу на родном языке для новообращенных христиан – это одно из отличий византийского христианства от римской церкви, в которой богослужение велось только на латинском языке
- Принятие христианства способствовало развитию грамотности. В первые школы при монастырях, храмах, по приказанию Владимира, забирали детей высокого социального статуса, из «нарочитых». Для матерей это стало необъяснимой, надвигающейся бедой из-за непонимания: к чему такая необходимость отдавать свое чадо на учение?
- Сначала христианские церкви были лишь небольшими огоньками среди безмолвного моря, олицетворявшего язычество, однако примерно к 12 веку церковь уже имела определенные привилегии: получение земельных участков, введение судебных дел, не только религиозных, но и семейных, особое положение в иерархии приближенных к князю
Экономика
В XIV веке законодательно была утверждена стоимость домашних животных. При этом кошки и собаки были одними из самых дорогих питомцев. Их цена совпадала с ценой вола, в три раза обгоняя в этом плане лошадь и в пять раз – гуся. Кошки и собаки приносили пользу – отпугивали диких животных, ловили мышей (собаки тоже могут ловить мышей), сторожили жилище (кошки тоже могут сторожить жилище).
Мед был одним из основных товаров, продаваемых Древнерусским государством своим соседям. Мед переправляли по известным торговым путям «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Улей с дикими пчелами назывался «борть», а людей, которые собирали мед – «бортниками». До изобретения рамочных ульев при сборе меда улей разбивали, при этом, к сожалению, в большинстве случаев пчелиная семья гибла.
В Европе много проблем возникало с заготовкой еды на зиму. Для сохранения продуктов (особенно мяса) использовали соль, которая была единственным средневековым консервантом. Соль была дорогой. Холодные зимы позволяли экономить на соли, так как на холоде продукты не портились. Есть мнение, что иногда люди специально переселялись на север, где в лесах было много дичи, в реках – рыбы и были холодные зимы, позволяющие на протяжении длительного времени хранить продукты, не прибегая к консервации.
Происхождение современных устойчивых выражений
Оглавление
На Руси в в XI-XV веках основной денежной единицей служила гривна, название которой происходит от одноимённого обруча использовавшегося в качестве украшения и изготавливаемого из драгоценных металлов. Так вот гривна, представлявшая собой слиток серебра, делилась на четыре части, «рубля». Один из них часто получался больше других (точно разрубить было трудно), за что в народе ходил под названием «длинный рубль». Отсюда пошло распространённое выражение «гнаться за длинным рублём» о стремлениях сделать лёгкие деньги.
Раньше гонцы, когда доставляли особенно важные бумаги, «дела», чтобы их не нашли грабители, зашивали их себе под подкладку головного убора. Благодаря такой хитрости, сформулировалось выражение «дело в шляпе».
На Руси пятница была выходным днём, когда все ходили за покупками на базар. Довольно часто деньги за приобретения обещали отдать через неделю, то есть на следующий базарный день. Соответственно в беседах о ненадёжных людях стали говорить про «семь пятниц на неделе».
Словом «халява» называли славяне голенище сапога. Для экономии денег новая головка сапог (передняя часть, закрывающая пальцы и часть ступни) пришивалась к старому голенищу. Выражение «на халяву» означало выгодно или бесплатно.
Калачи было принято выпекать в виде навесного замка, где дужка выполняла роль ручки, за которую можно было удобно держать только что купленный хлеб, не пачкая его основной части грязными руками. По этой же логике такой кусок калача не ели, а отдавали неимущим или собакам. Съесть ручку значило показать своё бедственное материальное положение. Таким образом возникло выражение «дойти до ручки» об обедневших людях.
Когда Иван IV присоединил к Руси территорию казанского ханства, он решил наладить отношения с местной знатью. Её представители при этом старались выставить себя малоимущими и несчастными, желая получить от царя ценные подарки. Поэтому неоправданно прибедняющегося человека стали называть сирота казанская.
Многие убеждены, что выражение «растекаться мыслью по древу» пошло из «Слова о полку Игореве», однако это не совсем так. В данном литературном памятнике есть строки «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками», где «мысь» – белка. Однако многие переводчики, поддавшись фонетической схожести слов, некорректно перевели «мысь», как «мысль». Именно эта ошибка привела к распространению устойчивого выражения.
Крестьяне довольно длительный период времени имели возможность свободно переходить между разными хозяевами. Они устраивались на работу в Егорьев день, 6 мая(23 апреля), а оплату своего труда получали 14(1) ноября в осенние Кузьминки. Именно в эти дни землевладельцы, как и крестьяне, всячески хитрили и обманывали друг друга для достижения собственной выгоды. С тех пор в народе стали использоваться слова «объегорить» и «подкузьмить», означающие «одурачить», «облапошить».
В сёлах после стирки бельё как бы раскатывали своеобразной скалкой. После этой процедуры ткань была сухой и ровной (таким образо ее гладили). Благодаря этому, возникло выражение «не мытьём, так катаньем» о достижении желаемого всеми возможными средствами.
Посуда из дерева изготавливалась относительно легко из небольших кусков дерева, баклуш, откалывающихся от поленьев при рубке дров (рубить дрова было тяжелее, чем вырезать ложки). Так через некоторое время выражение «бить баклуши» приобрело значение «ничего не делать».
Достаточно выносливого бурлака (человек, который тянул корабль против течения), который мог идти в своей артели первым, называли шишкой. И сейчас человека солидного часто называют большой шишкой.
В XIV веке Золотая Орда доверила самостоятельно собирать дань с русских земель московскому князю Ивану Калите. Разумеется, он нередко пользовался своей властью, взымая лишнее для своего княжества. Жители других городов присылали в столицу челобитников с просьбами уменшить налоги, однако Калита был невозмутим. Отсюда пошло выражение «Москва слезам не верит».
Где корни «славян»
И так, на сегодня существует несколько теорий, которые говорят о происхождении славян. Самая простая говорит о том, что этнос берет свое начало от племени, которое испокон веком проживало на соответствующей территории. Но мы понимаем, что она достаточна далека от истины, поскольку наша история богата народами, что вели кочевой образ жизни.
Представители славянских племен
Отметим, что арийская или норманнская теория происхождения славян считается наиболее популярной. Она появилась в 18 веке благодаря работам немецких ученых. В теории выдвигалось предположение, что славяне — это индоевропейский народ, который пришел в Европу во время Великого переселения народов. А затем, в силу различных внешних факторов оказались отделены от римской цивилизации, но рядом с дикими восточными народами. Это привело к отставанию в развитии от своих собратьев.
Будущие славяне, согласно теории, были не в состоянии создать собственное государство, поэтому позвали править варягов. Подтверждение данного предположения историки находят в «Повести временных лет». Межкультурные связи между славянами и германцами прослеживаются и археологами.
Встреча славян и варяг
Да, действительно, маловероятно, если учесть, что даже у самого слабо развитого племени есть свой вожак. Но это теория и она имеет право быть.
Книги стремятся не удивить читателя новизной, а «заворожить» привычностью
Постоянно возникали новые требования, поэтому не удивительно, что в связи с этим обстоятельством писались и новые произведения. Многие из них переписывались несколько веков, и, само собой, читались – особенно понравившееся части входили в состав других произведений, т.к о чувстве авторства мало еще кому было знакомо.
У литературного произведения вовсе нет задачи преподнести читателю что-то новое, напротив, есть цель успокоить его и «заинтриговать» привычностью, что показывает общность с фольклором. Автор, создавая свое произведение, совершает, можно так сказать, некий ритуал, как известно, в ритуалах нежелательно наличие неожиданностей.
Архитектура, зодчество
Особенностью древнерусской архитектуры является то, что ввиду фактического отсутствия социальных различий между знатью и простыми людьми выделить различия в постройках сложно. Основные сооружения, снабженные фундаментами, чаще всего принадлежали храмовым языческим комплексам и были выполнены из камня, так как дерево для огненных жертвоприношений подходило плохо.
Что касается жилищ, то они могли быть глинобитные, каменные или деревянные. Из-за низкой устойчивости к пожарам мало сохранилось построек собственно дохристианского цикла восточнославянской истории. Например, Киев сжигался много раз полностью. Дошедшие до нашего времени отдельные постройки свидетельствуют о развитости резьбы по дереву, росписи на камне и глине и высоком уровне искусства в изготовлении домашней утвари. В южных районах поселений восточных славян постройки возводились из глины и камня, в северных – из дерева.
И пираты, и кочевники
Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.
Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.
Славяне практически ровесники нынешней эры.
Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V-VI векам. Однако, археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры ещё во II—IV вв. Весь процесс формирования древнеславянского этноса на базе преемственности сменяющих друг друга археологических культур продолжался от 1-го тысячелетия до н. э. до VI века, когда древние славяне были зафиксированы в эпиграфических памятниках как уже сформировавшаяся культурно-языковая общность.
Остромирово Евангелие
- Самая древняя рукописная книга.
- С начала 19 века книга хранится в Российской национальной библиотеке.
- Размер шрифта увеличивается в течение всего текста.
- В книге имеются миниатюрные изображения евангелистов, большое количество буквиц. Данный источник можно смело назвать произведением искусства.
- Общей размер рукописи – 294 листа пергамента.
- В некоторых местах заметны признаки сшивания дыр на листах.
- Книга была написана дьяконом Григорием в начале 11 века по заказу новгородского наместника Остромира.
- В конце книги описан причины и процесс создания книги.
- Это один из первых источников, имеющих точную дату – 1056-1057 год.
- Особенности словесности, выявленные в данном историческом источнике, со временем начали применятся в украинском языке.
- Первые упоминания о местонахождении рукописи относятся к 18 веку.
- Первые комментарии и толкование книги появились в середине 19 века.
- Рукопись была украшена драгоценными камнями. С этим связан интересный факт: в 1932 году она была украдена простым водопроводчиком, который забрал все камни. Книгу удалось вернуть, однако уже без красивого переплета. Повторно отделывать камнями ее не стали.
- В 20 веке были проведены мероприятия по реставрации книги.
Славяне: исторические факты о них
Исторические факты о славянах
Среди ученых не наблюдается согласия по вопросу происхождения древних славян. Но до сих пор не умолкают острые дискуссии о том, откуда пришли наши прародители и как они получили свое название.
Между прочим, наибольшее признание имеют взгляды, согласно которым сложилась общность на территории между Одером и Вислой. Произошло это около второго тысячелетия до нашей эры. В частности, отсюда древние племена начали свое продвижение. Особо интенсивно оно происходило в 6-7 веках нашей эры.
К 10 веку славянские народы расселились на территории от Балтийского моря и до Средиземноморья. Первые государства славян относят к 7 веку. Дальнейшая история знала взлеты и падения. Османское нашествие сильно повлияло на процесс развития государственности болгар и сербов, остановив его почти на 5 веков.
Восточные славяне в 9-11 вв. объединились в крупнейшее для того времени государство — Киевскую Русь. В его границах возникла единая древнерусская народность. Однако в 12 веке государство распалось на отдельные княжества. Но еще через двести лет на основе общей народности сформировались отдельные этносы. Кстати, в 17 веке они снова оказались в составе одного государства, но уже как отдельные нации.
Западные славяне до начала 20 века входили в состав многонациональных империй. Но создание собственной государственности пришлось у них на период между Первой и Второй Мировыми войнами.
Кстати, население России на 85,5% состоит из славян, количество русских при этом превышает 80%. Численность других славянских народов, проживающих в России достигает почти 6 млн. человек. В основном это украинцы, белорусы и поляки. Количество остальных славян, считающих своей родиной Россию, не превышает 50 тысяч человек.
Наследник Великой Моравии
С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.