Имбецильность и ее лечение

Общая характеристика заболевания

Иногда люди используют в повседневной речи понятия, относящиеся к медицинской науке, но не совсем понимают их значения. Например, нередко в качестве оскорбления используется слово «имбецил». Так говорят об индивиде, который ведет себя нелепо, нарушает общепринятые нормы. Однако подобное понятие не совсем корректно употреблять в отношении людей, не имеющих отклонений в умственном развитии. Что обозначает имбецил? Так специалисты в области психиатрии называют людей с низким уровнем интеллекта, практически неспособных к обучению.

Вам будет интересно:Дисфория – это… Определение, типы, причины, симптомы и лечение дисфории

У лиц с этой патологией слабо развиты память и мышление, преобладают простые инстинкты. Вследствие очень ограниченного кругозора такие индивиды нередко попадают под влияние других людей. Понятие «имбецил», значение слова предполагает наличие диагноза, поставленного психиатром на основе обследования.

Имбецилы — это кто?

Dante

Имбецилы — это люди, страдающие средней степенью олигофрении (слабоумия). Подразделяются на добрых, ласковых имбецилов (привязаны к близким, любят похвалу) и агрессивных. Имбецилы себя обслуживают, могут выполнять простые функции, но не самостоятельны в принятии решений. Речь их скудна, память очень малоёмка, а мышление их шаблонно, я бы сравнила его с поездом, едущим по рельсам — за рельсы ни-ни, т. е., возможность анализа предметов и явлений у них отсутствует. Имбецильность развивается при внутриутробном кислородном голодании, недоразвитии мозга, некоторых вирусных и аутоиммунных заболеваний. Если такой ребёнок остаётся в семье, его ещё можно социализировать — научить простейшим математическим действиям, письму. Чаще всего имбецилы содержатся в интернатах, где выполняют несложные работы.

Zmiter

Довольно часто вопрос «Кто такие имбецилы?» возникает после того, как кто-то (обычно не имеющий представления о точном значении этого слова) в порыве чувств резко выскажется с обзывательством «Имбецил!» в чей-то адрес.

В широкоупотребляемом смысле слово «имбецил» можно считать синонимом слова «дурак».

А в медицинском употреблении слово «имбецил» обозначает человека, страдающего имбецильностью (средняя степень слабоумия). Но если честно, то при чтении о том, что такое имбецильность, у меня возникали мысли, что может и не зря некоторых обзывают словом «имбецил» (очень уж признаки похожи), т.к. многих имбецилов можно даже научить простейшим трудовым навыкам, плюс ещё то, что у имбецилов практически отсутствует воля и способность принимать собственные решения.

Людмила козина

Имбецильность — это слабоумие, которое обуславливается задержкой развития мозга плода и ребенка в его первые годы жизни. Отстают имбецилы и в физическом развитии, причем эти отклонения заметны внешне. Имбецильность, прежде всего, средняя степень олигофрении, недоразвития интеллектуального. Люди с таким диагнозом вполне понимают речь окружающих, но сами отвечают короткими фразами, речь у них не связная,бедная, неправильная

Внимание, мышление, память недоразвиты. Однако имбецилам можно привить элементарные трудовые навыки, можно научить писать, читать, считать

Они очень привязываются к своим родным, любят, чтобы их хвалили.Такие люди нуждаются в постоянном надзоре.

Nastyastar

Имбецил — это диагноз, говорящий о том, что человек является недоразвитым умственно. Связано это с тем, что ребенок, находящийся в утробе матери испытывает задержку развития мозга. Также это может происходить и в первый год жизни маленького человечка. В следствии чего происходит нарушение в физическом развитии у детей.

Katalina

Имбецил — это умственно неполноценный человек. В народе всех умственно отсталых называют либо дураками, либо идиотами. Но идиотизм — это тоже диагноз человека с умственной отсталостью, только это крайняя степень. Имбецильность — еще не тяжелая степень умственной отсталости.

Bigenergy

Имбецил — это олигофрен, то есть человек с недостаточным уровнем умственного развития — слабоумный. В современном обществе малообразованные люди, к сожалению, называют так друг друга, используя медицинский термин в качестве оскорблений.

Iaira

Кто такие имбецилы?

Имбецилы — это люди, которые страдают средней степенью олигофрении, слабоумием, интеллектуально недоразвиты. Обычно причиной этого служит задержка развития мозга в первые года жизни ребенка и в утробе матери.

Иришенька

Если немного покопаться в медицинском справочнике, то можно прочитать, что имбецильность — это какая-то форма слабоумия. В жизни же люди часто слово имбицил заменяют словом дурак. Мне кажется, что эти слова — синонимы.

Alexey92719

Имбицилы это люди страдающие немного умственной отсталостью . У людей страдающих такой болезнью очень маленькая память, они не могу принимать собственные решения у них не очень развита разговорная речь .

Саяны

К имбецилам медицина относит категорию людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Термин возник от латинского слова imbecillus, то есть слабый или слабоумный. В эту категорию относят людей с IQ от 21 до 50.

bolshoyvopros.ru

Имбецильность лечение

Лечение сфокусировано на правильном воспитании, а также руководстве действиями больных. Врачи назначают ноотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы; рекомендуются занятия в системе с логопедом, психоневрологом, показано обучение на дому.

Обычная школьная среда таким пациентам не под силу. У детей возможны дефекты речи (заикание, шепелявость, косноязычие), что требует коррекции. Имбецилов возможно обучить считать, читать, писать, однако сложные арифметические действия им не под силу.

Асоциальное окружение плохо влияет на имбецилов, по этой причине больные представляют угрозу для общества. При развитии патологических неконтролируемых ситуаций, больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

Эффективность от лечения тем успешнее, чем раньше оно начато. Велико значение коррекционных лечебно-педагогических мероприятий.

Прогноз напрямую зависит от глубины умственной отсталости. Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование. Такое консультирование проводиться на территории медико-генетических учреждений.

Симптоматическая терапия использует лекарственные препараты, стимулирующие мозговой метаболизм, к ним относят (Церебролизин, Ноотропил, Аминалон); витамины группы В; психостимуляторы (Фенамин, Сиднокарб); дегидратирующие средства (Лазикс, Сульфат магния, Диакарб); препараты рассасывающего эффекта (Йодид Калия, Бийохинол); биогенные стимуляторы. Судорожный синдром снимается систематическим приемом противоэпилептических средств.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины развития

Имбецильность у ребенка может быть вызвана:

  • наследственными заболеваниями;
  • воздействиями повреждающих факторов, которые влияют на плод через организм матери;
  • инфекционными заболеваниями матери на протяжении беременности;
  • грубым нарушением диеты беременной (отказ от мяса без компенсации необходимых веществ и т.д.);
  • недостатком йода в организме беременной или в рационе ребенка в раннем возрасте (от новорожденности до 2-3 лет);
  • травмами головного мозга ребенка в процессе родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного);
  • недостаточным общением с ребенком на протяжении первых лет жизни.

К наследственным заболеваниям, вызывающим имбецильность, относят:

  • Фенилкетонурию (болезнь Феллинга), при которой в результате нарушения обмена фенилаланина образовавшиеся промежуточные продукты обмена веществ оказывают токсическое влияние на нервную систему ребенка. Слабоумие при данном заболевании носит прогрессирующий характер (к 3-4 годам достигает тяжелой формы). Сопровождается диспластическими нарушениями, гиперкинезами, незначительной микроцефалией, наличием мышиного запаха и др. симптомами.
  • Хромосомные нарушения, среди которых наиболее распространенными являются связанный с трисомией 21 хромосомы синдром Дауна (встречается с частотой 1:500), трисомия-Х у девочек и синдром дубль-Y у мальчиков (1:1000), возникающий при нарушении числа половых хромосом (от 47 до 49) синдром Клайнфелтера у мальчиков (1:1400) и вызванный отсутствием одной хромосомы синдром Шерешевского-Тернера (1:3300) у девочек, обусловленный отсутствием фрагмента 5-й хромосомы синдром «кошачьего крика» (1:4000), возникающий при трисомии 18-й хромосомы синдром Эдвардса (1:6800) и обусловленный трисомией 13-й хромосомы синдром Патау (1:7600).

Среди инфекционных заболеваний беременных, способных привести к развитию имбецильности у ребенка, выделяют:

  • Токсикоз беременных, который возникает в связи с беременностью и проходит в раннем послеродовом периоде. Вызывающие заболевание токсические вещества до настоящего времени не выявлены, но известно, что при токсикозе поражается плацента и плодное яйцо. На развитие токсикоза оказывают влияние хронические заболевания матери, употребление алкоголя, никотина или наркотиков, стрессы и др. негативные факторы.
  • Энцефалиты (воспаления головного мозга). Энцефалит может быть клещевым (вирус проникает в ткани мозга на 2 — 3 сутки после укуса клеща), вирусным, коревым, поствакцинальным (развивается под влиянием аутоиммунных механизмов, которые реагируют на введение вакцин АКДС, АДС и антирабических прививок).
  • Цитомегаловирусную инфекцию, передающуюся после пубертатного периода в большинстве случаев половым путем и протекающую у беременных под «маской» ОРВИ. Особенно опасна первичная инфекция, при которой вирус легко передается трансплацентарным путем плоду.
  • Сифилис, при котором заразившиеся через плаценту дети в результате поражения мозга, печени и других органов часто недоразвиты как умственно, так и физически.
  • Краснуху, которая в большинстве случаев передается от матери плоду (чем меньше срок беременности, тем больше вероятность заражения и нарушений развития плода).
  • Токсоплазмоз и др.

К повреждающим факторам, вызывающим имбецильность, относятся:

  • алкоголь, вызывающий необратимые изменения еще не сформировавшегося головного мозга и других органов и систем;
  • никотин, тормозящий маточно-плацентарное кровообращение и вызывающий кислородное голодание мозга;
  • наркотические вещества, оказывающие токсическое влияние на организм плода;
  • ионизирующее излучение;
  • бытовые токсины.

Причиной имбецильности может также быть возникающая при резус-несовместимости крови матери и плода гемолитическая болезнь новорожденных, гиперфункция коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга), возникающее при гипофункции щитовидной железы низкое содержание ее гормонов (синдром гипотиреоза), повышенное содержание в крови гормонов щитовидной железы (синдром гипертиреоза).

Лечение олигофрении

Лечением олигофрении занимаются психоневрологи либо психиатры. Дополнительно больные проходят терапию у психологов, дефектологов, логопедов. Лечение олигофрении возможно, только если заболевание появилось на фоне ферментопатии или мукополисахаридоза.

В других случаях терапия – лишь симптоматическая. Медикаментозное лечение олигофрении у детей осуществляется с помощью ноотропных препаратов («Аминалон», «Пирацетам», «Пантогам»), антиоксидантов, витаминов («Церебролизин», глутаминовая и янтарная кислота), антигипоксантов. Если наблюдается перевозбуждение, то рекомендованы успокаивающие препараты, при заторможенности – стимуляторы мягкого действия.

При возникновении слабоумия из-за нарушения работы щитовидной железы назначаются йодсодержащие или гормональные препараты. Лечение олигофрении легкой степени требует не только применения лекарств. Такие люди могут жить в социуме, а значит, их необходимо к этому готовить и помогать освоиться. Это не только контакты с родными, необходимы беседы с психологами, неврологами, занятия с логопедами. Коррекция проводится не только с детьми, но и с их родителями.

Особенное внимание уделяется вхождению в любой коллектив (д/с, школу и т. д.)

Дополнительно проводятся уроки по самообслуживанию. Взрослые помогают не только выбрать специальность, но и получить нужные профнавыки. При этом обязательно учитывается степень слабоумия, особенности физ-развития, психического состояния, отсутствие других расстройств.

Прогноз заболевания

Если диагностирована олигофрения, прогноз заболевания зависит от стадии отсталости, вовремя поставленного диагноза и начала лечения. Во многих случаях патология устраняется еще до появления ребенка на свет. При легкой степени слабоумия больные могут нормально развиваться, но при усиленном внимании, а со временем самостоятельно решать бытовые ситуации, решать простые жизненные задачи.

В стадии дебилизма люди могут получать профессии, нормально существовать в социуме. Однако для решения сложных вопросов требуется поддержка и помощь со стороны. При средней, тяжелой степени олигофрении больные могут научиться несложным действиям. Однако для трудоустройства таких больных нужны специально оборудованные места.

Тем не менее, при имбецильности правильное обучение и уход могут значительно повысить адаптацию в социуме. Для этого существуют специальные программы для обучения на дому. При глубокой форме слабоумия больные требуют круглосуточного ухода и недееспособны.

Олигофрения – заболевание не временное, а на всю жизнь. Одни приспосабливаются с неполноценной жизни, другие остаются нетрудоспособными. В любом случае таким больным требуется постоянный контроль.

С помощью современной медицины зарождение патологии можно выявить на начальных стадиях и предупредить слабоумие еще в материнской утробе либо прервать беременность. Для этого и существуют скрининговые обследования.

Как предупредить появление нарушений у ребенка?

Состояние младенца во многом определяется здоровьем будущей матери в период вынашивания плода. Чтобы обезопасить малыша от развития подобного отклонения, при беременности нужно соблюдать такие рекомендации:

  1. Регулярно приходить на консультацию к доктору.
  2. Исключить вредные пристрастия (употребление спиртосодержащей продукции, наркотических веществ и табака).
  3. Своевременно договориться со специалистом по поводу ведения беременности.
  4. Каждый день гулять на свежем воздухе.
  5. Хорошо высыпаться.
  6. Употреблять достаточное количество овощей, фруктов, зелени, отказаться от консервов, острых кушаний.
  7. Избегать применения щипцов в процессе родов.

Развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ – 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.

Проявления олигофрении

  • Запоздалое умственное развитие. Ребенок значительно позже учится говорить, часто не в состоянии научиться читать, практически не умеет считать (иногда такая способность ограничивается пятью пальцами).
  • Задержка физического развития. Ребенок намного позднее учится сидеть, стоять, ходить. При этом очевидны нарушения координации движения.
  • Человек не может сам себя обслужить и, соответственно, приспособиться к самостоятельной жизни. Пациенты с трудом выполняют даже самые простые манипуляции: есть с ложки, пользоваться чашкой, убирать вещи, одеваться.
  • Плохо развита речь: человек в состоянии произносить лишь очень простые предложения, понимать элементарные фразы. Сложные по смыслу и строению речевые конструкции таким людям недоступны.
  • Если больной пытается прояснить свою мысль, то помогает жестами и мимикой, например, очень широко раскрывает рот или глаза, неестественно машет головой, размахивает руками и т.д.
  • Слабая память: такие люди едва могут выучить элементарное стихотворение или пересказать только что прочитанный прозаический текст.
  • Отсутствие абстрактного мышления: таких пациентов можно научить различать предметы, но они не способны соотносить их один с другим, объединять в группы (фрукты, овощи, посуда, действия и т.п.).
  • Чрезвычайная внушаемость. Такие люди всегда ведомые, они доверчивы, их легко втянуть в авантюру или преступный сговор.
  • Слабая воля, отсутствие самоконтроля. Пациенты могут выполнять необходимые действия только в условиях постоянного контроля. Если таковой отсутствует, прерываются и отвлекаются, не способны довести действие до конца.
  •  Эмоциональная нестабильность. Часто возникают вспышки неконтролированной агрессии, злости, раздражения. Но привязанность к родственникам чрезвычайно сильная.

Степень проявления указанных признаков индивидуальна.

Чем отличается дебил от имбецила?

По тяжести заболевания имбецильность это предшествующая дебилизму и более тяжёлая стадия. Они принципиально различаются по нескольким показателям:

  1. Дебил (на данный момент этот термин не рекомендован к употреблению в медицине из-за выраженной негативной окраски) способен хорошо освоить трудовую специальность и жить самостоятельно, изредка нуждаясь в поддержке. Имбецил в лучшем случае может изучить начала какой-то простейшей деятельности, руководствуясь исключительно принципом подражания, жить самостоятельно неспособен.
  2. Уровень и степень тяжести физических отклонений у лиц, страдающих имбецильностью, существенно выше, чем у дебилов.
  3. Эмоции у дебилов развиты лучше и разнообразнее, чем у имбецилов.
  4. Интересы дебилов сосредоточены на удовлетворении пищевого и полового инстинкат и на заботе о своей внешности. Имбецил может стремиться только к удовлетворению основных потребностей.

Степени умственной отсталости

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

Традиционная классификация умственной отсталости

В традиционной классификации существуют 3 степени:

  • дебильность
  • имбецильность
  • идиотия

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. 

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. 

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.  

По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости.

Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.

Степень умственной
отсталости
(МКБ-10)
Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент
интеллекта (IQ)
Психологический
возраст
Лёгкая Дебильность 50—69 9—12 лет
Умеренная Нерезко выраженная имбецильность 35—49 6—9 лет
Тяжёлая Выраженная имбецильность 20—34 3—6 лет
Глубокая Идиотия до 20 до 3 лет

* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».

Прогноз состояния

На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым.

Однако, при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.

Для определенной «помощи» ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на
развитию интеллекта.

В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.

Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений.

При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом — многие отклонения могут быть скорректированы.

Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение.
Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе

При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.

Примечания

  1. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
  2. Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 358. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  3. Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1898. — С. 486—487. — 496 с. — ISBN 5-225-00278-1.
  4. О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2 изд. — М.: Медицина, 1968. — С. 396—397. — 75 000 экз.
  5. Руководство по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — С. 464. — 544 с.
  6. Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 350. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.

Макс Корж – Нет новостей

Совершенствование моторного развития во втором полугодии

Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.

Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать,но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.

В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.

Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.

Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.

В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно

Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы

Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.

Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.

Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.

Имбецильность, что такое в плане лечения?

Вопрос о лечении непосредственно имбецильности не совсем корректен. Как кто-то мог бы себе представить «лечение» последствий родовой травмы или органических изменений, возникших в силу наличия хромосомных аномалий? Терапия направляется на купирование различных симптомов, которые можно купировать. Если есть какие-то признаки судороги, то нужна противосудорожная терапия, включая физиопроцедуры. Если у больного наблюдается значительное нарушение поведения, то следует выявить его причины, попытаться их устранить и выработать схему терапии, включая медикаментозную. Несмотря на то, что умственное развитие пациентов находится на низком уровне у них, как и всех других людей, имеется психика. А это значит, что могут быть и расстройства настроения, и различные неврозы, и психозы. Только выражаться всё это будет не как у других людей. Само же ограничение в возможности понимать делает обычную психотерапию не имеющей никакого смысла. В идеале с такими пациентами должны работать врачи особой специализации.

Стоит увидеть: Параноидное расстройство личности

Мировая и отечественная дефектология имеет достаточно весомые теоретические материалы, наработаны и методики практической работы с пациентами. Чем более глубока степень дефекта, тем более простые цели следует ставить перед собой. Если дебилам очень даже нужна социальная адаптация, то коррекция состояния имбецилов должна быть направлена на то, чтобы они могли совершать самые простые действия и не мешать уходу за собой, но помогать ему. Априори мы признаём, что без посторонней помощи такие больные оставаться не могут.

Лечение должно быть сфокусировано на воспитании и качественной психотерапии

В финале одна небольшая зарисовка. Мальчику 14 лет. Его диагноз F71.0. У него есть своя небольшая библиотека. Это самые разные журналы, которые он умудряется где-то находить. Очень любит телевизор. Смотрит буквально всё. При этом делает однозначные выводы. Кино про войну он называет «про победу». Да, это так — он понимает что-то из сюжета. Стараниями персонала обучен нескольким английским словам, в частности, знает суть слова shit. В период острой фазы конфликта на Донбассе называл им всё, что показывали про войну и Украину. Но не использовал, во время просмотра более позитивных программ. В это же время «увлёкся» политикой. Стал узнавать многих из тех, кого показывали по телевизору и знает многих по именам — это депутаты Государственной думы, известные политологи. Удивительное меняется лицо при виде президента России Владимира Владимировича Путина. Мальчик сразу улыбается и отмечает, что это Путин. Его очень радует, что он узнаёт его и понимает даже то, что это важный человек. Всюду жизнь. Иначе и не скажешь.

Причины и симптомы имбецильности

Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.

Таким образом, причинами имбецильности являются:

  1. Генетические мутации.
  2. Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
  3. Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
  4. Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
  5. Хронические тяжелые болезни матери.
  6. Недостаточное питание матери при беременности.
  7. Ионизирующее облучение.
  8. Курение или алкоголизм во время беременности.
  9. Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
  10. Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
  11. Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  12. Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
  13. Травмы во время родов.
  14. Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
  15. Чрезмерные стрессы.
  16. Сложности при рождении ребенка.
  17. Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
  18. Травмы мозга у малыша.
  19. Гидро- и микроцефалия.
  20. Нарушение головного кровообращения у ребенка.
  21. Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.

Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.

  • Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
  • Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
  • Нарушение логической и механической памяти.
  • Рассеянность внимания.
  • Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
  • Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
  • Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
  • Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
  • Малый объем памяти.
  • Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
  • Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
  • Эгоцентризм.
  • Малый запас знаний.
  • Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
  • Непонимание абстрактных понятий.
  • Повторение за другими слов и фраз.
  • Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
  • Неадекватное сексуальное поведение.
  • Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
  • Ограниченность в интересах.
  • Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.

На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:

  1. Оттопыренные уши.
  2. Неправильный прикус.
  3. Приросшие мочки.
  4. Неправильный овал черепа.
  5. Грубое строение лицевой части.

Олигофрения в стадии идиотии

Стадия идиотии – это наиболее тяжелая степень слабоумия. Такие больные живут мало и редко достигают 20-летнего рубежа. Они на всю жизнь остаются трехлетними беспомощными детьми, за которыми нужен постоянный уход и контроль. Эта стадия заболевания характеризуется глубокой степенью отсталостью, коэффициент IQ – не больше 20. Такие люди не способны к обучению и самообслуживанию.

Как проявляется олигофрения в стадии идиотии в раннем детстве – симптоматика выявляется уже в первые 12 месяцев жизни. Малыш не реагирует на окружающее, на личике отсутствует мимика, улыбка, оживление на игрушки или когда приближаются родители. Взгляд – маловыразительный, «замерший», с течением времени отчетливо проявляется отставание в общем развитии, появляются дефекты речи и психики

С такими детьми трудно контактировать, внимание отсутствует либо очень неустойчиво

Ходить в туалет и умываться они учатся только к 13–14 годам, и то под контролем. Идиоты не могут осмысливать собственные действия, общение только выражение эмоций, причем проявляется удовольствие или раздражение. С трудом, но иногда произносят исковерканные отдельные слова (причем их запас практически отсутствует), чаще – только издают звуки.

Больные не могут себя обслуживать сами, полностью зависимы от других. Глубокую форму идиотии сопровождает отсутствие любой чувствительности, даже боли. Они не понимают разницу между съестными припасами и предметами, холодным и кипятком, мокрым и сухим и т. д.

Идиотия делится на две формы. При торпидной люди неподвижны, предоставлены себе. Возбудимая сопровождается постоянным движением. Такие больные могут все время раскачиваться, хлопать в ладоши или проделывать другие монотонные манипуляции.

Глубокая форма идиотии сопровождается отклонением в физическом развитии. Часто встречаются аномалии конечностей (сросшиеся пальцы, увеличение их до шести, контрактура суставов и т. д.), грыжи спины и мозга, диастемы, недоразвитие ушей, их неправильное расположение, увеличение головы. Из пороков могут присутствовать сердечные, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector