Полезный идиот
Содержание:
Суть: о чём роман?
Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.
В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.
В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.
В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.
Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.
Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.
Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.
Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.
Признаки
В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.
Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.
Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.
Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.
Классификация
Классифицируют идиотию по степени тяжести:
- Легкая и средняя степени характеризуются способностью больных вырабатывать простой кругозор. Например, понимание, что нельзя прикасаться к пламени, опускать в кипяток руку. Дети осваивают простейшие навыки самообслуживания, имеют привязанность к ухаживающим людям, запоминают простые слова, но произносят их неправильно, меняют или пропускают в словах слоги, шепелявят, гнусавят.
- Тяжелая степень. Отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. После рождения младенцы сразу попадают в интернаты для психохроников.
По времени и причинам возникновения:
- Амавротическая идиотия — в основе лежит нарушение обмена ганглиозидов (сложные молекулы) в головном мозге. Интеллект снижается стабильно.
- Врожденная — характеризуется прогрессирующей гидроцефалией (избыток воды в тканях головного мозга), мышечным гипотонусом (пониженный тонус мышц), судорогами, психическим недоразвитием.
- Детская ранняя — развивается в первые годы жизни, характеризуется прогрессирующими параличами, снижением зрения, гиперакузией (непереносимость обычных звуков ввиду нарушения механизмов равновесия между торможением и усилением биологических процессов в слуховых путях), психическим недоразвитием.
- Детская поздняя — характерные признаки появляются в 4 года: атрофия зрительного нерва (отмирание нервных волокон), прогрессирующее слабоумие, судороги, атаксия (нарушение координации).
- Юношеская — признаки появляются к 6 годам. Характерны снижение умственных способностей, двигательные расстройства, ухудшение памяти, вегетативно-эндокринные расстройства, пигментный ретинит (дегенеративное поражение глаз, ведущее к слепоте).
- Поздняя — признаки появляются у взрослых. Характерно изменение личности, глухота, вестибуло-мозжечковый синдром (головокружение, потеря равновесия), пигментный ретинит, психосиндром (психологическая дисфункция).
- Гидроцефальная — врожденная форма, характеризующаяся водянкой головного мозга.
- Ксеродермическая — наследственное заболевание, проявляющееся разной степенью слабоумия, гипоплазией (недоразвитием) половых органов, пигментной ксеродермией (высокая чувствительность к ультрафиолету), неврологическими нарушениями, невысоким ростом.
- Дизостотическая — поражение соединительной ткани, вследствие чего страдают органы зрения, кости, нервная система, внутренние органы.
- Микседематозная — развивается при нарушении работы щитовидной железы.
- Тимическая — развивается при нарушении работы тимуса (вилочковая железа).
По клиническим проявлениям:
- Возбудимая — характеризуется повторяющимися движениями больного (раскачивание, хлопанье в ладоши, примитивные движения).
- Торпидная — характеризуется неподвижностью, «уходом» в себя.
Стадии умственной отсталости по показателю IQ (международная и российская классификация):
- Незначительная — IQ 50–70 (дебильность).
- Умеренная — IQ 35–49 (имбецильность).
- Тяжелая — IQ 25–39 (олигофрения в стадии идиотизма).
- Глубокая — IQ ниже 20 (глубокая умственная отсталость).
Стадии умственной отсталости
Если говорить о социальной идиотии, выделяют 5 форм:
- Верноподданность. Главные люди для этой категории больных — вышестоящее начальство, его мнение, указания.
- Нигилизм. Отстранение от общественных и даже семейных процессов — от всего, что не касается самого больного.
- Либерализм. Либералы ставят во главу угла полную свободу личности, что в либеральном государстве выливается в попустительстве за преступления, совершенные представителями сексуальных меньшинств, беженцами, популяризацию однополой любви и браков.
- Жидовосхищение. Восхищение и превозношение евреев и еврейской нации, проявляющееся в том, что Христос был иудеем, а этот народ больше остальных перенес страданий, что среди евреев больше, чем среди других национальностей, гениальных ученых, писателей и так далее.
- Чистоплюйство. Выражается в надменном поведении. Чистоплюи считают те или иные дела и разговоры «грязными», отказываются участвовать в мероприятиях и беседах, чтобы не опускаться до уровня собеседников и не «испачкаться» самому.
Выделяют еще один вид социального идиотизма — калейдоскопичный. О психических отклонениях свидетельствует все: мировоззрение, рассуждения, поступки, поведение.
Использование в разговорной речи
Особенности детского дебилизма
Распознать олигофрению легкой степени у ребенка довольно трудно, ведь на его лице никаких явных признаков заболевания нет. Легкие стадии олигофрении у детей диагностируются при их поступлении в школу. Этот период и является первым пиком выявления патологии. До этого признаки олигофрении практически незаметны, так как дети могут иметь особенности развития, свой тип темперамента и индивидуальность личности. Если даже ребенок явный молчун или, напротив, «торнадо», то в раннем возрасте это ни о чем не говорит. И лишь с поступлением в первый класс признаки олигофрении (дебильности) становятся очевидными. Ведь такие детки не способны освоить школьную программу
Они не могут сосредоточиться и зафиксировать свое внимание на определенном предмете
Дети, страдающие олигофренией (дебильностью), обладают двумя полюсами эмоциональности. С одной стороны, они могут быть ласковыми, добрыми и приветливыми, а с другой – агрессивными, злыми и угрюмыми. Помимо этого у них есть и два полюса активности. Так, встречаются и чересчур активные дети, и крайне заторможенные. Но и у тех и у других превалируют примитивные инстинкты. А их сексуальная расторможенность вызывает осуждение у социума. Даже подростки не способны скрывать это. Больные с легкой степенью олигофрении часто пристают к девочкам и могут прилюдно онанировать. Особенно страшно, если такие подростки окажутся под влиянием преступников, ведь они не станут обдумывать отданные им указания и просчитывать последствия содеянного.
Этимология слова «идиот»
Как сообщают лингвисты, эта лексема уходит корнями в древнегреческий язык. Там есть прилагательное ἰδιώτης, значения которого «отдельный», «частный». Это определение относилось к афинским гражданам, которые никак не участвовали в жизни демократического общества.
Это слово происходит от другого древнегреческого прилагательного – ἴδιος, которое можно перевести на русский, как «особенный», «собственный», «свой». Последнее, в свою очередь, восходит к праиндоевропейской форме swe в значении «свой», «себя».
Из древнегреческого слово перешло в латынь в форме idiota, а оттуда – в ряд европейских языков. По мнению одних исследователей, в русском оно появилось, будучи заимствованным из французского от существительного idiot. По мнению других – от немецкого Idiot.
Существует и народная этимология слова «идиот». Одни рассматривают его как сокращение, состоящее из двух слов «иди» и «отсюда». Как и многие народные истолкования, этот вариант хотя и забавен, но недостоверен.
Как перевернуть видео на iPhone?
Очень часто пользователи iPhone, торопясь запечатлеть волнующий момент, начинают снимать видео, держа устройство в привычном положении – вертикальном. Увы, это ошибка: обладатель гаджета убедится, что снимал неправильно, как только приступит к просмотру ролика на телевизоре или компьютере. Вместо нормального кадра он увидит две тёмные полоски по краям и узкое изображение в центре.
К счастью, такую «операторскую» ошибку исправить несложно. Однако без визита в AppStore не обойтись – у iPhone нет встроенных инструментов, с помощью которых можно было бы перевернуть видео.
Примечания
- ↑ Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. — С. 444. — 496 с. — ISBN 5-900990-03-6.
- ↑ Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 351—352. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ О. В. Кербиков, М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский. Психиатрия. — 2 изд. — М.: Медицина, 1968. — С. 395—396. — 75 000 экз.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. Классификация психических и поведенческих расстройств: Клиническое описание и указания по диагностике. — 2 изд. — Киев: Сфера, 2005. — С. 231—232. — 308 с. — ISBN 966-8782-08-9.
- Под редакцией Г. В. Морозова. Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 351. — 640 с. — ISBN 5-225-00236-6.
- Жмуров В. А. // Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2016.
- Ю. В. Попов, В. Д. Вид. Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — С. 350. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9.
- ↑
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — С. 236. — 944 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900358-6-7.
Темы
Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:
- Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
- Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
- Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
- Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
- Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
- Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.
Тяжелая идиотия
В медицинской практике выделяются несколько степеней этой формы умственной отсталости. Пациенты, у которых отмечается легкая и средняя степень, способны научиться самым простым действиям. Они иногда способны узнавать людей, которые постоянно с ними общаются, отличают горячее и холодное. При постоянных занятиях способны освоить несколько слов, хотя обычно не осознают их значение и не могут применять в жизни.
Тяжелая идиотия является самым сложным вариантом наивысшей степени олигофрении идиотии. Пациенты, страдающие этим диагнозом, способны вести только вегетативное существование. Они не реагируют на окружающую действительность. В состоянии только произносить отдельные неосознанные звуки. Такие больные нуждаются в постоянном уходе. Уровень развития соответствует новорожденным детям.
Минусом диагноза становится понимание отличия степеней только медиками или людьми, которые проводят с больным большое количество времени. По сути все три степени фактически друг от друга не отличаются.
Место и время действия
Своего героя, молодого князя Мышкина автор приводит из далекой горной Швейцарии в Россию, сталкивая его с «хаосом» новой действительности. Иногда писатель сознательно раздвигает место действия, вводя при помощи рассказов персонажей и собственных описаний сцены из жизни Франции (Лиона), Швейцарии, русской провинции и Москвы, но в основном события протекают в Петербурге и его пригороде — Павловске. Но это сужение места действия не мешает автору ввести в читательскую орбиту всю русскую действительность пореформенной эпохи.
Время действия в романе «Идиот» Достоевского охватывает около семи месяцев, начавшись в конце ноября 1867-го, а завершившись летом 1868. Годы эти соответствуют времени написания Достоевским произведения, которое буквально «дышит» современностью. Эпоха 60-х годов отражена в упоминаниях о судебной реформе («здесь про суды много говорят»), о строительстве железных дорог, развитом ростовщичестве, гласности, росте уголовной преступности, в раскрытии судорожных метаний персонажей романа, в изломанности характеров, в ожидании людьми «обновления», в кричащих противоречиях поведения действующих лиц, в острой борьбе идей и мнений. «Тут у вас много разного наболело и наросло», — замечает проницательный Мышкин, едва встретив столичную жизнь. Ряд высказываний персонажей подтверждает эту суммарную характеристику. «Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало». Действительно, на одном полюсе швыряющие тысячами миллионщики Рогожины, на другом — усталость аристократов Тоцких, выпадение из привычной колеи жизни Иволгиных. Сама фраза Лебедева вызывает ассоциацию с давним свидетельством, запечатленным в «Гамлете»: «Распалась связь времен». Кризисность времени повторилась в новых исторических условиях. Генерал Епанчин охвачен страхом: «В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!» Ясно, что это не восприятие пейзажа, а ощущение эпохи. Лизавета Прокофьевна воспринимает перемены столь же обостренно: «Всё навыворот, все кверху ногами пошло». Даже пятнадцатилетий Коля в недоумении: «И как это так всё устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь?» В обществе особую власть обрели деньги, распространились аферы, коммерческие сделки, откупы, получения богатейших наследств. «В наш век все авантюристы», — замечает один из героев романа. Общество заметно криминализировалось. В книге Достоевского отражены такие нашумевшие преступления, как убийство восемнадцатилетним гимназистом В. Горским шести человек в доме купца Жемарина; как ограбление студентом университета А. М. Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. Настасья Филипповна замечает: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели». Поэтому нельзя не ощутить внутреннюю связь «Идиота» с романом «Преступление и наказание», хотя в первом из этих произведений убийство происходит не только из-за денег, а в «Идиоте» и вообще не из-за них. Все эти приметы времени второй половины 60-х годов запечатлены в новом романе Достоевского благодаря тому пристальному вниманию, которое писатель уделил газетной информации, благодаря щедрому проникновению в роман фактов текущей общественной жизни. Всё это сделало картину нарисованной в нём жизни исторически-конкретной. Вот почему Достоевский однажды сказал о своём произведении: «Это хорошая вещь… Тут всё есть!» В значительной мере это относилось к отраженной в романе реальной российской действительности определенной эпохи.
Мнение психиатров
95 процентов людей на Земле — инертная масса. Один процент составляют святые и ещё один — непроходимые кретины. Остаётся три процента — те, кто могут чего-то добиться… и добиваются. |
— Стивен Кинг, «Мёртвая зона» |
Когда ты умер, ты об этом не знаешь, только другим тяжело. То же самое, когда ты тупой. |
— Анонимус |
Дебильность
Дебильность — легкая степень малоумия (IQ от 50 до 75). Её трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно вменяемо и самостоятельно, речь развита. Поэтому дебильность замечается не сразу, а обычно в процессе начального обучения. В подростковом возрасте, когда дебильность особенно проявляется, обнаруживаются дефекты в абстрактном мышлении. Дебилами все понимается буквально, переносный смысл пословиц, метафор не улавливается. Лица, страдающие дебильностью, овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не дается.
Дебилы нередко легко приспосабливаются к жизни (вне систем образования и науки). Как правило, они становятся счастливыми, всем довольными людьми, без комплексов, «завихрений» и тому подобной гадости. Послушны, трудолюбивы, исполнительны, обычно безынициативны и апатичны, уважают начальство и любую власть, что делает их хорошими исполнителями. По ироническому замечанию одного из психологов, возможно, именно дебилов придется со временем признать воплощением нормы, так как, повзрослев, они становятся тем, что ближе всего к понятию «почтенного обывателя» («простой советский человек», «простой американский гражданин», «почтенный европейский буржуа» etc). К 45 годам дебила уже невозможно отличить от обычного среднестатистического обывателя, чье времяпровождение сводится к употреблению пива под присмотром телевизора.
Удельный вес дебильности нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой оценке, так как ни одна страна не заинтересована в её точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии, службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран решено, вслед за США, где дебильность является национальной трагедией гордостью, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.
Имбецильность
Обычный пользователь
Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, малоумия, интеллектуального недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни.
При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Страдающим имбецильностью удаётся привить элементарные трудовые навыки, обучить чтению, письму, счёту, etc. Некоторые имбецилы способны производить элементарные счетные операции, усваивать простейшие трудовые навыки и навыки самообслуживания. Эмоции имбецилов более дифференцированы, чем у идиотов, они привязаны к родным, адекватно реагируют на похвалу или порицание. Имбецилы лишены инициативы, инертны, внушаемы, легко теряются при изменении обстановки, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, при неблагоприятном окружении поведение может быть асоциальным.
Идиотия
Идиотия (от лат. idiōtēs — невежда, неуч, букв. отдельный, частный человек) — самая глубокая степень олигофрении («малоумия»), характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления. Больные, страдающие идиотией, не могут ходить, у них нарушено строение внутренних органов. Идиотам недоступна осмысленная деятельность. Речь не развивается. Идиоты произносят лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимают речи окружающих, не отличают родственников от посторонних.
Они не способны к самостоятельной жизни: не владеют элементарными навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть, иногда даже не пережевывают пищу, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. У одних преобладают злобно-гневливые вспышки, у других — вялость и безразличие ко всему окружающему.
Идиотия лечение
Оказание лечебной помощи зависит от причины заболевания. Лечение идиотии носит симптоматический характер.
Для того чтобы улучшить обменные процессы больным назначают ноотропы (Липоцеребрин, Церебролизин), Глютаминовую кислоту, витаминотерапию.
Для понижения высокого внутричерепного давления осуществляют вливания магнезии, а также назначают Диакарб, Глицерин.
Сильная заторможенность снимается стимуляторами (Женьшень, Сиднокарб, Китайский лимонник, Алоэ).
Сильное возбуждении снимают нейролептиками, а при возникновении припадков используют различные противосудорожные средства.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Степени олигофрении
В зависимости от клинической картины болезни, коэффициента интеллекта и выраженности умственного дефекта больного различают 3 вида заболевания, 3 степени олигофрении:
- Дебильность
- Имбецильность
- Идиотия.
Легкая степень
Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно. У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги. Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса. Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.
Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания. Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.
Имбецильность
Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.
Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.
При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.
3 степени олигофрении
Глубокая форма умственной отсталости
Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.
Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.
При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.
Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.
Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика. Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка. Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.
Итог
Идиотизмом называется тяжелое заболевание умственной отсталости, когда индивид из-за генетических или патологических процессов становится недоразвитым. Его развитие останавливается на уровне 3-летнего ребенка, который обладает малейшими навыками и неразвитым мышлением, речью. В итоге такой индивид становится нуждающимся в посторонней помощи в течение всей своей жизни.
Лишь при легкой форме идиотизма индивид может обрести некоторые навыки самообслуживания и даже научиться элементарной работе. Однако и в данном случае он нуждается в посторонней поддержке.