Эффект хоторна

Рутина и усталость

Мэйо решил выяснить, как рутина и усталость влияет на продуктивность и как можно изменить их для достижения наилучших результатов. Переменные, такие как: количество рабочих часов и перерывов, температура и влажность воздуха в рабочих помещениях было запланировано периодически менять, наблюдая за эффектом.

6 женщин расположили в отдельной комнате. В то же время приказали их руководителям, чтобы те вели себя дружественно и легко (такой стиль поведения сильно отличался от обычного).

Тест показал, что даже небольшие улучшения в условиях работы (например, два пятиминутных перерыва или горячие блюда, предоставляемые компанией бесплатно) имеют решающее значение в повышении продуктивности.

Тем не менее, дальнейшие исследования показали, что почти невозможно рассчитать влияние различных факторов на продуктивность работы. На самом деле все переменные составляли только небольшую часть целого. Каждый раз, когда исследователи сосредотачивались на определенных факторах – они оказывались не решающими, всегда оставалось ещё что-то.

Эксперимент продемонстрировал влияние человеческого фактора. После Мэйо решил перейти к новой стадии исследований. Его решение заложило основы того, что мы сейчас называем управление персоналом.

Как проявляется ассертивная личность

Ассертивный человек – успешная личность, отличающаяся независимостью, решительностью, способностью принимать важные решения и нести за них ответственность. Характерные признаки таких людей:

  • адекватное восприятия себя и других людей;
  • способность сохранять внутреннее и внешнее спокойствие;
  • внимательность, умение слушать;
  • вежливость, уважительное отношение к каждому человеку;
  • отстаивание своих границ и нежелание нарушать чужие рамки;
  • умение противостоять негативным внешним факторам;
  • целеустремленность, надежность;
  • жизнелюбие, оптимизм;
  • искренность в выражении своих чувств;
  • способность говорить нет в ситуациях, требующих отказа.

Важные отличия ассертивной личности от других – отсутствие боязни попасть в глупое положение, умение задать вопрос, которого остальные всячески избегают. Мужчины и женщины, относимые к этому типу, умеют принимать свои негативные стороны, а также проявляют терпимое отношение к ошибкам других индивидуумов.

Мнение окружающих об ассертивном человеке может иметь разный характер. У одних такая личность вызывает восхищение и желание достичь аналогичного уровня, для других становится объектом обсуждения и зависти.

Литература

  • Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование. — СПб.: Питер, 2004. — С. 232-233. — (Серия «Мастера психологии»).
  • G. Adair (1984) «The Hawthorne effect: A reconsideration of the methodological artifact» Journal of Appl. Psychology 69 (2), 334—345
  • Clark, R. E. & Sugrue, B. M. (1991) «Research on instructional media, 1978—1988» in G. J. Anglin (ed.) Instructional technology: past, present, and future, ch.30, pp. 327–343. Libraries unlimited: Englewood, Colorado.
  • Gillespie, Richard, (1991) Manufacturing knowledge : a history of the Hawthorne experiments. Cambridge : Cambridge University Press.
  • Jastrow (1900) Fact and fable in psychology. Boston: Houghton Mifflin.
  • Henry A. Landsberger, Hawthorne Revisited, Ithaca, 1958.
  • Lovett, R. «Running on empty» New Scientist 20 March 2004 181 no.2439 pp. 42–45.
  • Leonard, K.L. and Masatu, M.C. «Outpatient process quality evaluation and the Hawthorne effect» Social Science and Medicine 69 no.9 pp. 2330–2340.
  • Levitt, S.D. and List, J.A. «Was there Really a Hawthorne Effect at the Hawthorne Plant?� An Analysis of the Original Illumination Experiments.» Cambridge, Mass.�National Bureau of Economic Research� 2009.�1 �NBER working paper series�vno. w15016� May 2009.
  • Marsh, H.W. (1987) «Student’s evaluations of university teaching: research findings, methodological issues, and directions for future research» Int. Journal of Educational Research 11 (3) pp. 253–388.
  • Elton Mayo (1933) The human problems of an industrial civilization (New York: MacMillan).
  • Elton Mayo (1949), Hawthorne and the Western Electric Company, The Social Problems of an Industrial Civilisation, Routledge.
  • Elton Mayo, Gael, The Mad Mosaic: A Life Story. Quartet, London 1984.
  • Orne, M. T. (1973) «Communication by the total experimental situation: Why is it important, how it is evaluated, and its significance for the ecological validity of findings» in P. Pliner, L. Krames & T. Alloway (Eds.) Communication and affect pp. 157–191. New York: Academic Press.
  • H. M. Parsons (1974) «What happened at Hawthorne?» Science 183, 922—932
  • Fritz J. Roethlisberger & Dickson, W. J. (1939) Management and the Worker. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  • Rosenthal, R. (1966) Experimenter effects in behavioral research (New York: Appleton).
  • Rhem, J. (1999) «Pygmalion in the classroom» in The national teaching and learning forum 8 (2) pp. 1–4.
  • Schön, D. A. (1983) The reflective practitioner: How professionals think in action (Temple Smith: London) (Basic books?)
  • Shayer, M. (1992) «Problems and issues in intervention studies» in Demetriou, A., Shayer, M. & Efklides, A. (eds.) Neo-Piagetian theories of cognitive development: implications and applications for education ch. 6, pp. 107–121. London: Routledge.
  • Trahair, Richard C. S. & Zaleznik, Abraham (contributor) Elton Mayo: The Humanist Temper. Transaction Publishers, 2005.
  • Wall, P. D. (1999) Pain: the science of suffering. Weidenfeld & Nicolson.
  • Zdep, S. M. & Irvine, S. H. (1970) «A reverse Hawthorne effect in educational evaluation.» Journal of School Psychology 8, pp. 89–95.

От менестрелей до стендапа

Хоторнский эффект

Внимательное изучение итогов эксперимента позволяет дать несколько альтернативных объяснений полученных результатов.

  • При описании данного исследования подчёркивается, что женщины были в восторге от работы в специальной комнате для тестирования. В действительности же, двух из пяти отобранных сначала сборщиц пришлось удалить из комнаты за отказ подчиняться и низкие результаты. Про одну сборщицу сказали, что она «примкнула к большевикам», и её тоже сняли с эксперимента. Одна из двух новых женщин имела выдающиеся способности и быстро стала лидером группы. Очевидно, её выбрали в группу потому, что она была самой быстрой сборщицей реле. Её участие сильно повлияло на повышение производительности труда.
  • Возникает проблема с интерпретацией данных о сборке реле. В «12-м периоде» производительность труда фиксировалась каждую неделю, а не каждый час, при этом рабочие трудились на 6 часов в неделю больше, чем в предыдущий тестовый период. Если бы учитывалась выработка реле в час, то было бы отмечено небольшое снижение продуктивности.
  • Также очевидно, что женщины были рассержены тяжёлыми условиями труда, но боялись жаловаться, так как иначе их могли удалить из тестовой комнаты, и они лишились бы премии.
  • Возможно, что в хоторнских экспериментах рост производительности труда был вызван учётом результатов и вознаграждением высокой продуктивности.

Примечания

  1. по названию завода Hawthorne Works (англ.)русск., где проводилось исследование; «эффект Готорна» в русском переводе книги Энтони Гидденса «Социология».

Критика Мэйо капиталистического общества

Критика современного Мэйо капиталистического общества направлена была на факт разрушения неформальных или первичных организаций индустриализирующимся обществом. По его мнению, они являются жизненно необходимыми для сохранения любых обществ. Кроме того, объектом критики этого ученого стала растущая институционализация общества, а также бюрократизация, ее неизбежный спутник, превращающий людей в изолированные атомы, порождающий между ними враждебность и игнорирующий целый мир эмоций человека.

Мэйо подчеркивал, что наблюдается увеличение разрыва между нравственно-социальным уровнем общества и его экономическим и техническим развитием. Он признавал вместе с тем неизбежность различных разрушительных последствий прогресса и считал, что идеи сторонников возврата к отжившим формам общественной организации были в корне неверны.

Основные положения

Роберт Зайонц

Основываясь на известной формуле бихевиоризма (описывающей особенности человеческого поведения посредством терминов “стимул-реакция”) Р. Зайонц допустил, что само по себе присутствие аудитории (других людей) является для человека мощным стимулирующим фактором и активным источником возбуждения. Эффект аудитории можно предсказать в том случае, когда человек знает, чего ожидает эта аудитория. Понимание положительно влияет на деятельность и успешность испытуемого, при этом увеличение общего числа зрителей значительно интенсифицирует (усиливает) эффект.

Где грань между компульсией и конструктивом

Большинство повседневных видов деятельности бывают конструктивными и компульсивными. Конструктивная деятельность приносит удовольствие без дальнейших проблем. Тогда как компульсивная после быстрого удовлетворения приводит к плачевным последствиям. Например, правильная диета приведет к снижению веса и улучшению здоровья. А диета с длительным голоданием наносит вред человеку.

То же касается и физических упражнений. Если вы начинаете изнурять тело долгими тренировками или чрезмерными нагрузками, то оно практически не отдыхает, и появляется стресс.

При трансформации конструктивной деятельности в компульсивную больной начинает использовать его в качестве заменителя психоактивных веществ. Компульсии – побег от реальности. А конструктивная деятельность способствует осознанию и принятию реальности.

Чтобы побороть зависимость, человеку необходимо избегать компульсивного поведения и сосредоточиться на продуктивной деятельности.

Компульсия почти не отличается от приема наркотиков и так же несет разрушительный эффект для организма и психики человека. Минутное удовлетворение сейчас приведет к большим проблемам завтра.

Эффект Хоторна

Во время исследований ученые выяснили, что все важные факторы в действительности оказались не такими. Поскольку условия постепенно менялись они пришли к выводу, известному теперь как Эффект Хоторна — социальные льготы оказались сильнее, чем материальные и физические условия работы.

Проще говоря, если рабочие могли удовлетворить не только свои материальные потребности, но и социальные (особенно потребность сопричастности), они становились более ответственными, трудолюбивыми и поддерживали друг друга. А это способствует формированию сильной, мотивированной команды.

В 1950 Генри Ландсбергер переформулировал эффект Хоторна: люди, как правило, работают лучше, если они знают о причастности к эксперименту или наблюдению

В целом они меняют свое поведение в ответ на внимание со стороны

You are here

Естественный эксперимент

Происходит в полевых, т.е. естественных для подопытного индивида условиях с минимальным вмешательством исследователя. Был впервые разработан пионером в области психологии и педагогики А.Ф. Лазурским. Широко данный вид опытов используется в прикладных исследованиях и при решении социально-психологических проблем.

Его характеристики:

  • стандартные условия;
  • участник может не знать о его проведении;
  • начало эксперимента может произойти в любой момент.

Независимая переменная не привносится извне, а вплетена в естественный ход событий и деятельность объекта. Эксперимент проводится в общении, во время трудовой, учебной или игровой деятельности.

Отдельно можно выделить следственный эксперимент. В нем хоть сама процедура искусственная, но зато сочетается с естественными условиями, в которых произошло преступление.

Экспериментальные задания или внешняя стимуляция в ходе опыта являются частями привычной работы или жизни индивида, не требуют дополнительного обучения или инструкций.

Естественный эксперимент — в какой-то мере промежуточная форма между собственно экспериментом и объективным наблюдением, потому что исследователь играет пассивную роль наблюдателя, его вмешательство происходит обычно только на этапе подготовки.

Метод включает в себя минусы:

  • Экспериментатор почти или полностью лишен возможности контролировать процедуру и влиять на поддержание в нужных параметрах дополнительных переменных, как внутренних, так и внешних. Это может повлечь непредсказуемость в ходе опыта и его «перекос» в неожиданную или нежелательную сторону.
  • Трудно обеспечить вариативность условий для изучаемого явления.
  • Сложность повторов. Идентичные условия воспроизвести в поле практически нереально, ведь нельзя дважды войти в одну реку.
  • Нельзя точно регистрировать зависимые и независимые переменные, результаты здесь как правило представляются в виде описания.

Таким образом, несмотря на большую приближенность к жизни, полевые эксперименты часто не дают таких точных и детальных итогов, как искусственные.

Формирующий эксперимент

Он используется в основном в педагогике, особенно в детской, а также в педагогической психологии и занимает промежуточное положение между лабораторным и полевым. Может применяться также к животным и к неживой природе.

Отличительные особенности:

  • условия проведения в определенной группе;
  • предсказуемый результат.

Его смысл в том, что экспериментатор активно воздействует на подопытного. Он воспроизводит специальные ситуации, которые пробуждают появление определенных психических функций и помогают их изменять и формировать для достижения конечной цели. В процессе происходит формирование психики и свойств личности. Это продолжается длительное время и называется лонгитюдным исследованием.

Синонимы: преобразующий, творческий, воспитывающий, психотерапевтический, генетико-моделирующий, созидательный, метод активного формирования психики.

В ходе такого опыта можно добиться не только положительного, но и калечащего результата, поэтому важно, чтобы исследователь подходил к своей работе с морально-этических позиций

История

Вид с воздуха на Хоторнский завод, ок. 1925 г.

Термин «эффект Хоторна» был придуман в 1958 году Генри А. Ландсбергером, когда он анализировал исследования Хоторна, проведенные между 1924 и 1932 годами на Hawthorne Works ( завод Western Electric в Цицеро, недалеко от Чикаго). Компания Hawthorne Works заказала исследование, чтобы определить, станут ли ее работники более производительными при более высоких или более низких уровнях освещения. Производительность рабочих, казалось, улучшилась, когда были внесены изменения, и резко упала, когда исследование закончилось. Было высказано предположение, что повышение производительности произошло в результате мотивационного воздействия на работников проявляемого к ним интереса.

Этот эффект наблюдался при незначительном увеличении освещенности. В этих исследованиях освещения интенсивность света была изменена, чтобы изучить его влияние на производительность труда. Большинство учебников производственной / профессиональной психологии и организационного поведения ссылаются на исследования освещения. Лишь изредка упоминаются остальные исследования.

Хотя исследования освещения рабочего места легли в основу эффекта Хоторна, другие изменения, такие как поддержание чистоты на рабочих местах, очистка полов от препятствий и даже перемещение рабочих мест, привели к повышению производительности на короткие периоды времени. Таким образом, этот термин используется для обозначения любого типа кратковременного повышения производительности.

Эксперименты по сборке реле

В одном из исследований исследователи выбрали двух женщин в качестве испытуемых и попросили их выбрать еще четырех рабочих, которые присоединятся к группе. Вместе женщины работали в отдельной комнате в течение пяти лет (1927–1932), собирая телефонные реле .

Производительность измерялась механически путем подсчета количества готовых реле, сброшенных каждым рабочим по желобу. Это измерение началось в секрете за две недели до перемещения женщин в экспериментальную комнату и продолжалось на протяжении всего исследования. В экспериментальной комнате у них был руководитель, который обсуждал изменения с их производительностью. Вот некоторые из переменных:

Изменение переменной обычно увеличивало продуктивность, даже если переменная была всего лишь возвратом к исходному состоянию. Однако говорят, что это естественный процесс адаптации человека к окружающей среде, не зная о цели проводимого эксперимента. Исследователи пришли к выводу, что рабочие работали больше, потому что думали, что за ними наблюдают индивидуально.

Исследователи выдвинули гипотезу, что выбор коллег, работа в группе, отношение к ним как к особому (о чем свидетельствует работа в отдельной комнате) и наличие отзывчивого руководителя были настоящими причинами повышения производительности. Согласно одной из интерпретаций, в основном благодаря Элтону Мэйо , «шесть человек стали командой, и команда полностью и спонтанно отдалась сотрудничеству в эксперименте». (Было проведено второе исследование в помещении для испытаний сборки реле, результаты которого не были столь значительны, как в первом эксперименте.)

Банковские эксперименты с разводкой

Целью следующего исследования было выяснить, как платежные стимулы повлияют на производительность. Удивительным результатом стало то, что производительность действительно снизилась. Рабочие, очевидно, стали подозревать, что их производительность могла быть увеличена, чтобы оправдать увольнение некоторых из рабочих позже. Исследование было проведено Элтоном Мэйо и У. Ллойдом Уорнером между 1931 и 1932 годами на группе из четырнадцати человек, которые собирали коммутационное оборудование для телефонной связи. Исследователи обнаружили, что, хотя рабочим платили в соответствии с индивидуальной производительностью, производительность снижалась, потому что мужчины боялись, что компания снизит базовую ставку. Детальное наблюдение за мужчинами выявило существование неформальных групп или «клик» внутри формальных групп. Эти клики разработали неформальные правила поведения, а также механизмы их соблюдения. Клики служили для управления членами группы и для управления боссами; когда начальство задавало вопросы, члены клики давали те же ответы, даже если они не соответствовали действительности. Эти результаты показывают, что работники больше реагировали на социальную силу своих сверстников, чем на контроль и стимулы со стороны руководства.

Определение ассертивности в психологии

Ассертивность – это открытость, независимость от внешних оценок и мнений других людей. Используя простые слова, можно сказать, что для такого поведения характерны нежелание причинять вред другим, умение нести ответственность за свои высказывания и поступки.

Слово «ассертивность» заимствовано из английского языка. Оно значит «отстаивание, утверждение своих прав, собственного мнения». Концепцию ассертивности разработал в конце 50-х гг. прошлого века американец А. Солтер, соединивший в ней ключевые положения гуманистической психологии. Основной данной теории является конструктивный способ межличностного взаимодействия, имеющий большую эффективность, чем деструктивные методы (агрессия, манипуляция).

В разговорной речи понятие «ассертивность» встречается редко, однако достаточно часто употребляется в психологии. В качестве самого точного синонима этого термина выступает слово «самодостаточность».

По мнению А. Солтера, личности, способные к ассертивному поведению, обладают важными для общества качествами. Большинство из них могут считаться удачливыми людьми и добиваться любых поставленных целей.

Уникальные подарки ручной работы из натурального камня и бисера

Как избавиться от пищевой зависимости

Расстройства пищевого поведения лечат психотерапевты совместно с диетологами. Если аддикция приводит к серьезным проблемам со здоровьем, то больному может понадобиться помощь и других врачей. Нередко больным приходится принимать препараты, снижающие чувство голода и избавляющие от тревоги и беспокойства. В особо запущенных случаях может даже потребоваться кодирование.

Если пищевая зависимость еще не приняла тяжелую форму, вылечить которую можно только в клинике, то можно попытаться преодолеть ее самостоятельно. В этом помогут советы психологов.

1. Осознать свою проблему

Прежде всего нужно осознать свою проблему. Пока человек не поймет, что он находится в настоящей зависимости, он не сможет начать бороться с ней. Поэтому четкое осознание – это первый шаг к освобождению от болезни.

2. Создать сильную мотивацию

После того как проблема осознана, необходимо найти мотивацию для избавления от нее. Эта мотивация должна быть очень сильной, поскольку зависимость так просто не отпустит человека. С ней нужно упорно бороться, а для этого надо четко понимать, какие выгоды человек получит взамен.

Такой мотивацией может быть стремление снизить вес и обрести хорошую фигуру, нравиться противоположному полу, избавиться от комплекса неполноценности, найти новую работу, сократить расходы на еду, нормализовать здоровье. Мотивация может быть любой. Главное, чтобы она давала силы, вдохновляя на борьбу с собой.

3. Составить правильный рацион

После того как больной осознал свою проблему и создал мотивацию для борьбы с ней, можно переходить к практическим действиям. Сначала необходимо составить правильный рацион. В этом может помочь диетолог. Он подберет рацион с учетом индивидуальных потребностей организма и хронических заболеваний человека.

Помимо подбора продуктов, нужно составить режим приема пищи. Оптимальный вариант – дробное питание. Оно представляет собой частый прием пищи малыми порциями. При таком режиме человек не испытывает стресс и напряжение от того, что он давно не ел. С помощью дробного питания можно плавно сократить количество съедаемой пищи, приучив организм не переедать.

4. Найти возможности для самореализации

Для избавления от аддикции важно не только наладить свое питание, но и найти занятия, которые будут приносить положительные эмоции. В этом случае потребность получать радость от переедания отпадет

Когда человек увлечен важным и интересным делом, он не думает о еде.

В качестве самореализации можно выбрать все что угодно. Это может быть спорт, любимое хобби, творчество, карьера, обучение чему-то интересному, любовь, общение с друзьями. Можно завести домашнее животное или даже родить ребенка. Необходимость и желание заботиться о других – прекрасная мотивация, помогающая победить пищевую зависимость.

5. Повысить самооценку

Чтобы успешно справиться с аддикцией, необходимо основательно поработать над своей самооценкой. Человек, который научился уважать и принимать самого себя, уже не будет так беспечно относиться к своему телу. Ему не все равно, как он выглядит и в каком состоянии находится его здоровье.

6. Изменить отношение к критике

Людей, которые любят критиковать других, очень много

Поэтому важно научиться адекватно воспринимать и оценивать критику. Конечно, полностью не считаться с мнением других людей нельзя

Но и зависеть от него тоже не стоит. Критика окружающих должна стать поводом к размышлению и самоанализу, а не руководством к действию или причиной плохого отношения к самому себе.

Освободиться от пищевой зависимости довольно сложно. Однако к этому нужно стремиться. Если избавиться от проблемы самостоятельно не получается, стоит обратиться за помощью к специалистам – психотерапевту и диетологу.

Литература[править | править код]

  • Дж. Гудвин. Исследование в психологии: методы и планирование. — СПб.: Питер, 2004. — С. 232—233. — (Серия «Мастера психологии»).
  • G. Adair (1984) «The Hawthorne effect: A reconsideration of the methodological artifact» Journal of Appl. Psychology 69 (2), 334—345
  • Clark, R. E. & Sugrue, B. M. (1991) «Research on instructional media, 1978—1988» in G. J. Anglin (ed.) Instructional technology: past, present, and future, ch.30, pp. 327—343. Libraries unlimited: Englewood, Colorado.
  • Gillespie, Richard, (1991) Manufacturing knowledge : a history of the Hawthorne experiments. Cambridge : Cambridge University Press.
  • Jastrow (1900) Fact and fable in psychology. Boston: Houghton Mifflin.
  • Henry A. Landsberger, Hawthorne Revisited, Ithaca, 1958.
  • Lovett, R. «Running on empty» New Scientist 20 March 2004 181 no.2439 pp. 42-45.
  • Leonard, K.L. and Masatu, M.C. «Outpatient process quality evaluation and the Hawthorne effect» Social Science and Medicine 69 no.9 pp. 2330—2340.
  • Levitt, S.D. and List, J.A. «Was there Really a Hawthorne Effect at the Hawthorne Plant?� An Analysis of the Original Illumination Experiments.» Cambridge, Mass.�National Bureau of Economic Research� 2009.�1 �NBER working paper series�vno. w15016� May 2009.
  • Marsh, H.W. (1987) «Student’s evaluations of university teaching: research findings, methodological issues, and directions for future research» Int. Journal of Educational Research 11 (3) pp. 253—388.
  • Elton Mayo (1933) The human problems of an industrial civilization (New York: MacMillan).
  • Elton Mayo (1949), Hawthorne and the Western Electric Company, The Social Problems of an Industrial Civilisation, Routledge.
  • Elton Mayo, Gael, The Mad Mosaic: A Life Story. Quartet, London 1984.
  • Orne, M. T. (1973) «Communication by the total experimental situation: Why is it important, how it is evaluated, and its significance for the ecological validity of findings» in P. Pliner, L. Krames & T. Alloway (Eds.) Communication and affect pp. 157—191. New York: Academic Press.
  • H. M. Parsons (1974) «What happened at Hawthorne?» Science 183, 922—932
  • Fritz J. Roethlisberger & Dickson, W. J. (1939) Management and the Worker. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.
  • Rosenthal, R. (1966) Experimenter effects in behavioral research (New York: Appleton).
  • Rhem, J. (1999) «Pygmalion in the classroom» in The national teaching and learning forum 8 (2) pp. 1-4.
  • Schön, D. A. (1983) The reflective practitioner: How professionals think in action (Temple Smith: London) (Basic books?)
  • Shayer, M. (1992) «Problems and issues in intervention studies» in Demetriou, A., Shayer, M. & Efklides, A. (eds.) Neo-Piagetian theories of cognitive development: implications and applications for education ch. 6, pp. 107—121. London: Routledge.
  • Trahair, Richard C. S. & Zaleznik, Abraham (contributor) Elton Mayo: The Humanist Temper. Transaction Publishers, 2005.
  • Wall, P. D. (1999) Pain: the science of suffering. Weidenfeld & Nicolson.
  • Zdep, S. M. & Irvine, S. H. (1970) «A reverse Hawthorne effect in educational evaluation.» Journal of School Psychology 8, pp. 89-95.

Примечания

  1. по названию завода Hawthorne Works (англ.)русск., где проводилось исследование; «эффект Готорна» в русском переводе книги Энтони Гидденса «Социология».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector