Чем женщины-гладиаторы отличались мужчин-гладиаторов

Любимцы дам

Деньги и популярность привлекают внимание девушек и женщин. И это еще одна причина, почему некоторые молодые люди поступали на обучение в школы, готовящие профессиональных бойцов

«Однако вопреки голливудским клише, они не полностью лишены свободы. Из античных текстов и археологических находок нам известно о многих гладиаторах, имевших жен и детей или спутниц, разделявших радости и горести этого ремесла (зачастую именно они оставляют эпитафии на надгробных плитах)», – написала Анджела Альберто.

Многие дамы из высших слоев общества заводили романы с популярными бойцами, дарили им ювелирные изделия и другие дорогие вещи, а иногда и просто платили деньги за ночи любви. Порой в результате таких отношений вспыхивали нешуточные страсти, и жены римских сенаторов бросали своих мужей ради гладиаторов.

Впрочем, влиятельные матроны чаще просто пользовались секс-услугами бойцов, для которых это был неплохой дополнительный заработок.

Французский писатель, доктор медицины Эдмонд Дюпуи (Edmond Dupouy) в своей книге «Проституция в древности», которая впервые была издана на русском языке в 1907 году, сурово обличил распутство римских аристократок. Он написал: «Единственной целью их жизни были удовольствия, празднества, цирковые игры, еда и разврат. Столь любимые ими commessationes (пиршества) продолжались с вечера до зари и были настоящими оргиями, находившимися под покровительством Приапа, Комуса, Изиды, Венеры, Волюпий и Любенции и кончавшимися пьянством и развратом до полного изнеможения. День же они посвящали сну и бесстыдным забавам в общественных банях».

Автор также отметил, что мужская проституция в древнем Риме была распространена не меньше, чем женская.

Захоронения

Большинство гладиаторов платили подписку в «погребальные клубы», которые обеспечивали их надлежащее погребение после смерти на отдельных кладбищах, предназначенных для их класса и профессии. Кремационное захоронение, обнаруженное в Саутварке, Лондон, в 2001 году, было идентифицировано некоторыми источниками как могила возможной женщины-гладиатора. Ее похоронили за пределами главного кладбища вместе с керамическими лампами Анубиса (который, как и Меркурий , приведет ее в загробную жизнь ), лампой с изображением павшего гладиатора и обгоревшими остатками шишек Каменной сосны, чей ароматный дым использовался для очистки арены. Ее отождествление с гладиатрисой описывалось по-разному: «на 70 процентов», «интригующе», косвенно и ошибочно. Возможно, она была просто энтузиастом или людией (женой или любовницей) гладиатора . Останки женщин, найденные во время спасательных археологических раскопок в Креденхилле в Херефордшире, также обсуждались в популярных средствах массовой информации как останки женщины-гладиатора.

Школа гладиатрис

Гладиатрисы-аристократки имели возможность проходить обучение под руководством личных тренеров, в то время как бесправные рабыни постигали азы бойцовского ремесла в тяжелых условиях специализированных школ.

Изнурительные тренировки, длившиеся с утра до вечера, девушки проводили с приколотыми к щиколоткам тяжелыми цепями и завязанными глазами. Часть упражнений выполнялись на коленях, а при фехтовании их правая рука закреплялась за спиной, поскольку девушек намерено учили сражаться левой, чтобы было больше шансов выбить из колеи соперника-правшу, хотя смешанные бои с мужчинами проводились очень редко.

На первом этапе уроки фехтования проходили с деревянными мечами и плетёнными из лозы щитами, по мере совершенствования мастерства, оружие и средства защиты менялись с бутафорских на настоящие.

Примечания

  1.  (англ.). roman-colosseum.info. Дата обращения: 2 октября 2013.
  2. . drevnij-rim.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  3.  (англ.). gladiatrix.info. Дата обращения: 2 октября 2013.
  4. Steven Murray.  (англ.). Journal of Combative Sport (July 2003). Дата обращения: 2 октября 2013.
  5. Инфамия. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дата обращения: 2 октября 2013.
  6. Carla Ricci.  (итал.). Led on Line. Дата обращения: 7 октября 2013.
  7. . Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 2 октября 2013.
  8. . GladiWiki. Дата обращения: 2 октября 2013.
  9. . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  10.  (англ.). penelope.uchicago.edu. Дата обращения: 2 октября 2013.
  11.  (англ.). penelope.uchicago.edu. Дата обращения: 2 октября 2013.
  12. . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  13. . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  14. . ancientrome.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  15.  (лат.). thelatinlibrary.com. Дата обращения: 15 апреля 2013.
  16. Heather Pringle, Julian Broad.  (англ.). Discover Magazine (December 01, 2001). Дата обращения: 3 октября 2013.
  17. Joshua J. Mark.  (англ.). Ancient History Encyclopedia (18 January 2012). Дата обращения: 3 октября 2013.
  18.  (недоступная ссылка). Еженедельник 2000 (29.09.2000). Дата обращения: 3 октября 2013.
  19.  (англ.). BBC (1 July 2010). Дата обращения: 3 октября 2013.
  20. . Информационное агентство InterRight (2 июля 2010 г.). Дата обращения: 3 октября 2013.
  21.  (англ.) (недоступная ссылка). The British Museum. Дата обращения: 3 октября 2013.
  22. Дмитрий Целиков.  (недоступная ссылка). Компьюлента (18 апреля 2012 года). Дата обращения: 3 октября 2013.
  23. Alfonso Manas.  (англ.). Abstract. The International Journal of the History of Sport. Volume 28, Issue 18, 2011. Дата обращения: 3 октября 2013.
  24. Андрей Медведев. . Журнал «Планета» (Март 2006). Дата обращения: 2 октября 2013.
  25. Волошин Д.А. . Центр антиковедения ЯрГУ. Дата обращения: 3 октября 2013.
  26. Руперт Мэттьюз. . razlib.ru. Дата обращения: 2 октября 2013.
  27.  (недоступная ссылка). filmadventure.org. Дата обращения: 3 октября 2013.

На закуску

Обычно горячие бои с участием женщин-гладиаторов проводились в самом конце зрелищ и обставлялись с особой помпой. Необычным эстетом в этом отношении прослыл император Домициан, по желанию которого устраивались фривольные ночные гладиаторские бои, когда отважные женщины боролись друг с другом, со зверями, а иногда и с мужчинами, только при свете факелов.

Другой причудой этого же правителя было шокирующее стравливание гладиатрис с карликами.

Дравшиеся с большим азартом, свирепостью и грацией, чем мужчины, гладиатрисы были украшением не только Колизея, но и римских оргий. Часто помимо амфитеатров, они демонстрировали бойцовские умения в имениях знатных патрициев, которые рассматривали их в качестве доступных сексуальных объектов.

Император Калигула чаще остальных организовывал пикантные пирушки, гвоздём которых была дуэль вооруженных мечами полностью обнажённых гладиатрис.

Крикс

Крикс остался в истории как один из лидеров восстания Спартака. В 73 году до н.э. десятки рабов, возглавляемых Криксом, Спартаком и Эномаем, вырвались из гладиаторской школы в Капуе и стали готовить восстание.

Через год, когда лидеры собрали целое войско рабов, галл (так называли Крикса) отделился от основной армии Спартака и двинулся в Южную Италию. По одной из версий, это был отвлекающий маневр, чтобы сбить противников с пути к Спартаку. Другие исследователи считают, что воин поступил так из-за высокомерия.

В 72 году до н.э. Крикс со своим отрядом сражался против войск консула Луция Геллия Публиколы. Гладиатор проявил смелость и яро дрался, он заколол не меньше десятка легионеров. Во время сражения воин был проткнут копьем и обезглавлен.

Вот что говорил о своем товарище Спартак: «Крикс был отважным и умелым воином, но очень плохим полководцем, что его и погубило».

Статус и мораль

К гладиаторам применялся ряд определенных юридических и моральных кодексов. Указом 22 г. до н.э. всем мужчинам сенаторского сословия (за исключением всадников), вплоть до их внуков, было запрещено участвовать в играх под страхом позора , влекущего за собой потерю социального статуса и определенных юридических прав. В 19 году нашей эры, во время правления Тиберия , этот запрет был расширен Указом Ларинума на всадников и женщин в гражданском ранге. Отныне все аренарии (вышедшие на арену) могли быть объявлены « позорными ». Это ограничило бы участие женщин с высоким статусом в играх, как и предполагалось, но не повлияло бы на тех, кто уже определен как позор , таких как женщины с низким статусом (негражданки), освобожденные или рабыни, которые могут служить или иным образом помогать в школах гладиаторов (известных как Ludi ) и быть женами, партнерами или последователями гладиаторов ( Ludia ). Условия указа указывают скорее на классовый, чем на гендерный запрет. Римская мораль требовала, чтобы все гладиаторы принадлежали к низшим слоям общества. Такие императоры, как Калигула , которые не уважали это различие, заслужили презрение потомков; Кассий Дион изо всех сил старается указать на то, что когда столь уважаемый император Тит использовал женщин-гладиаторов, они относились к достаточно низкому классу.

Надпись в Остии Антика , обозначающая игры, проводившиеся там примерно в середине 2-го века нашей эры, относится к щедрым предложениям местного магистрата «женщин для меча». Предполагается, что это означает женщин-гладиаторов, а не жертв. Надпись определяет их как mulieres (женщин), а не feminae (дам), в связи с их низким социальным статусом. Ювенал описывает женщин с высоким статусом, которые появляются в играх, как «богатых женщин, потерявших всякое чувство достоинства и обязанностей своего пола». Считалось, что их потакание своим слабостям посрамило их самих, их пол и общественный строй Рима; они или их спонсоры подрывали традиционные римские добродетели и ценности. Женщины-звероловы ( бестиарии ) могли заслужить похвалу и иметь хорошую репутацию за отвагу и умение; Марсьяль описывает того, кто убил льва — геркулесов подвиг, который хорошо отразился на ее редакторе , императоре Тите; но Ювенал был менее чем впечатлен Мевией, который охотился на кабанов с копьем «как человек», а затем присел на корточки на виду у всех, чтобы помочиться.

Некоторые считали женщин-гладиаторов любого класса признаком испорченных римских чувств, морали и женственности. До того, как стать императором, Септимий Север, возможно, присутствовал на Антиохийских Олимпийских играх, которые были возобновлены императором Коммодом и включали традиционные греческие женские атлетические соревнования. Его попытка представить Риму столь же достойную демонстрацию женской атлетики была встречена толпой грубыми песнопениями и кошачьими криками. Вероятно, в результате он запретил использование женщин-гладиаторов в 200 году нашей эры.

Септимий Северус

Возможно, было больше женщин-гладиаторов и раньше, чем позволяют судить по редким свидетельствам; Маккалоу предполагает, что незамеченные гладиаторы из низшего сословия появились в эпоху Августа, когда обеспечение роскошных, приятных для толпы игр и обилия новинок стало исключительной привилегией государства, предоставленной императором или его должностными лицами. В целом, элитные власти Рима проявляют безразличие к существованию и деятельности негражданина arenari любого пола. В декрете Ларинум не упоминались мульеры низшего сословия , поэтому их использование в качестве гладиаторов было разрешено. Более поздний массовый запрет Септимия Северуса на женщин-гладиаторов, возможно, был избирательным в его практическом применении, нацеленным на женщин с более высоким статусом, которые должны были потерять личную и семейную репутацию. Тем не менее, это не означает, что женщины-гладиаторы низкого класса являются обычным явлением в римской жизни. Мужчины-гладиаторы пользовались огромной популярностью и прославились в искусстве и в бесчисленных изображениях по всей Империи. Сохранилось только одно почти определенное изображение женщин-гладиаторов; их появление в римских историях крайне редко и неизменно описывается наблюдателями как необычное, экзотическое, отклоняющееся от нормы или причудливое; у римлян не было специального слова для женщин-гладиаторов как типа или класса.

Спикулус


Император Нерон выделял этого гладиатора из прочих, поскольку последний был самым опытным и искусным воином.

Спикулус был личным охранником правящей семьи и начальником императорской конной гвардии. Именно она осталась верной Нерону во время восстания. Император хотел попросить Спикулуса убить его, но именно в это время гладиатора не оказалось во дворце. Тогда правитель покончил жизнь самоубийством.

После смерти императора открылись гонения его приближенных. В 68 году н.э. Спикула поймали и ударили о статую Нерона. В итоге не бывший правитель погиб от руки Спикула, а наоборот.

Герардеска Манутиус


Женские гладиаторские бои были очень популярны в Древнем Риме. Самой известной из гладиаторш оказалась Герардеска Манутиус.

Двадцативосьмилетняя женщина была одной из приспешников Спартака и бежала вместе с его армией.

Герардеска попала в плен, но ее пощадили и отправили в школу гладиаторов. Она попала на арену за год до своей гибели, но мгновенно стала знаменитостью.

Красавица с идеальными пропорциями и черными волосами сражалась как амазонка, за свою жизнь она убила на арене больше двухсот противников обоих полов. В первом же бою женщина за пять минут победила сильного бойца Трасиана.

Герардеска завоевала славу – 11 месяцев никто не мог сравниться с женщиной в силе. Но погибла она в бою против двух карликов, после чего ее тело бесцеремонно сбросили в подвал с остальными погибшими.

Римская Британия: загадка могилы из Лондона

В 1996 года в Лондоне археологи раскопали старое римское кладбище. Одна из могил, расположенная вне стены кладбища, принадлежала женщине. Кроме ее костей в могиле нашли останки животных, сосновые шишки и несколько ламп. На одной из них был изображен павший гладиатор, а на трех других — египетский бог Анубис.

По мнению некоторых историков, есть несколько фактов в пользу того, что эта женщина сражалась на арене. Только рядом с амфитеатром Лондиниума росли итальянские сосны, шишки с которых поместили в гробницу. Бога Анубиса иногда отождествляли с Меркурием, в образе которого служители амфитеатра утаскивали с арены тела павших бойцов. Факт, что могила женщины была вне границ кладбища, говорит о ее низком социальном статусе при богатстве.


Лампа с изображением гладиатора. (academia.edu)

После находки могилы канал Discovery выпустил популярный фильм под характерным названием «Gladiatrix» («Гладиаторша»). Более осторожные ученые отмечают, что лампы, зеркала и другие предметы быта с изображениями гладиаторов были очень популярны среди жителей империи. Похороненная в этой могиле женщина могла быть богатой вольноотпущенницей, любившей гладиаторские бои.

Примеры участия женщин в травле животных и поединках на арене были единичными. Каждый раз они были демонстрацией богатства организатора и стремления поразить публику необычным зрелищем.

Современные изображения

  • Женщины-гладиаторы представлены в трех современных фильмах.
    • В картине Сесила Б. Демилля « Знак Креста » 1932 года женщины противопоставляются карликам в костюмах африканских пигмеев.
    • В « Гладиаторе» во время инсценировки битвы при Заме женщины-лучницы и возницы разыгрывают роль легионов Сципиона Африканского.
    • В мини-сериале AD TV одним из персонажей является женщина-гладиатор по имени Коринна из сенаторского класса, которая влюбляется в своего товарища-гладиатора.
  • Женские гладиаторы появляются в двух романах Lindsey Davis «s Марка Дидий Фалько~d серии:
    • В « Двое для львов» римская дама из конного класса сражается на арене в Лепцис Магна ; Фалько размышляет про себя, что женщины-гладиаторы известны, но они почти повсеместно подвергаются остракизму, и что женщина совершает социальное самоубийство, сражаясь;
    • В «Мифе о Юпитере» Фалько встречает бывшую девушку из Британии , бывшую цирковую акробатку, которая заново изобрела себя, и труппу единомышленниц в роли гладиаторов.
  • В «Render Unto Caesar» (2003) Джиллиан Брэдшоу главный герой встречает и влюбляется в бывшую гладиаторку Кантабру, бывшую рабыню кантабрийцев .
  • Гладиатрисы — это рекрутируемые отряды в стратегической игре Total War: Rome II .
  • Тото — Гладиатриса в манге « Маги: Лабиринт Магии» , которая вызывает Алибабу на дуэль, прежде чем он будет признан гладиатором .

Бои гладиаторов: Амазонка против Ахиллы

Появление гладиаторов-женщин связывают с ростом популярности гладиаторских боев в конце эпохи Республики и при первых императорах. При императоре Августе был издан запрет на посещение Арены девушками из сенатского сословия, а замужние женщины могли следить за играми только из задних рядов.

Сохранились свидетельства о любовных отношениях свободных римлянок с атлетами и гладиаторами. Но об участии женщин в боях на арене известно меньше.

Долгая история боев на арене полна многих необычных фактов, одним из которых стало участие в поединках женщин. Первые свидетельства об участии римлянок в гладиаторских боях относятся к эпохе императора Нерона. Историк Дион Кассий, описывая падение нравов во времена этого императора, говорит, что при нем знатные мужчины и женщины из высших сословий играли в театре, водили колесницы, а также сражались на арене и участвовали в травлях зверей.

Тацит пишет о пышных играх 63 года н. э., в ходе которых для поединков на арену вышли женщины из знатных семей и сенаторы.

Участие в представлениях было позором для высокородных римлян — они смотрели гладиаторские бои и выступления артистов, а не участвовали в них. Один из героев «Сатирикона» Петрония Арбитра, жившего во времена Нерона, рассказывая о грядущих пышных гладиаторских боях, упоминает об участии в них женщины-эсседария.

Словом «эсседарий» называли кельтского воина, сражавшегося на колеснице. Позже этим словом стали обозначать гладиатора, сражающегося на колеснице. Они носили овальные щиты, доспехи и украшали шлемы перьями.

Судя по тому, с каким предвкушением герой «Сатирикона» рассказывал о предстоящем участии женщины в гладиаторских играх, это было редким зрелищем.

В следующий раз женщины, участвующие в жестоких играх, упоминаются в источниках в 80 году н. э. в связи с открытием Колизея при императоре Тите. Во время игр на новой арене было убито 9000 животных. В их травле, как пишет Дион Кассий, наравне с мужчинами участвовали и женщины-простолюдинки. В гладиаторских боях в этот раз женщины не сражались.

Брат и преемник Тита Домициан любил разнообразить гладиаторские бои. Например, сделать бойцами женщин или карликов. Поэт Стаций писал об этих играх, что можно было подумать, что зрители видят на арене настоящих амазонок.

Женщины выходили на арену с оружием в руках не только в столице империи. Из Малой Азии происходит главное свидетельство существования гладиаторов-женщин. Это мраморный рельеф I-II веков н. э. из города Галикарнас, изображающий двух сражающихся женщин-гладиаторов. Под рельефом написаны их имена — Амазонка и Ахилла. Скорее всего, это сценические имена для выступления на играх.

Из надписи на барельефе следует, что обе участницы поединка получили свободу. Такое событие было редкостью — если сражающиеся друг с другом бойцы показывали доблесть, они оба могли заслужить свободу.

Другое упоминание о гладиаторах-женщинах пришло из Остии II века н. э. Местное должностное лицо, Гостилиан, писал, что он первый «предоставил женщин для меча». Под этой фразой понимают привлечение женщин к участию в гладиаторских боях.

В 200 году н. э. император Септимий Север издал указ, запрещавший женщинам участвовать в гладиаторских боях. Этому указу предшествовали масштабные игры в Риме, участниками которых стали гладиаторы-женщины. Они столь жестоко сражались друг с другом, что, как пишет историк, насмешкам подверглись все римские женщины, в том числе и высокородные.

Скорее всего, большинство женщин-гладиаторов попадали на арену тем же путем, что и мужчины. Они могли быть рабынями, проданными ланисте, или свободными женщинами низкого происхождения, пришедшими к нему добровольно.

Ни один из источников не упоминает о битвах между гладиаторами-женщинами и гладиаторами-мужчинами. Барельеф из Галикарнаса изображает двух сражающихся женщин. Можно предположить, что на арене римлянки сражались только с равными по силе — другими женщинами.

Одной из задач гладиаторских игр было подготовить римлян к войне. Граждане Вечного Города видели, как гладиаторы рисковали жизнью и получали раны на арене. Настоящий поединок между женщинами мог придать им мужество. Кроме того, в играх ценили новизну, и императоры стремились разнообразить состязания гладиаторов. Одним из способов было вывести на бой вооруженных и обученных владению оружием женщин.

Хотя гладиаторские бои были популярным мотивом в искусстве, изображений гладиаторов женщин нет. Единственный известный пример — рельеф из Галикарнаса.

Выход на арену вооруженной женщин был исключительным событием наравне с навмахией (морской битвой гладиаторов). Каждый такой выход становился событием, о котором писали авторы исторических трудов.

Бобы да каша — пища наша

Гладиаторская диета была основана на принципах питания легионеров, в её основе — зерновые, бобы и овощи. Много горячего питания, в основном — различные каши, с преобладанием ячменной. Об этом можно узнать из исследования, проведённого австрийскими антропологами-криминалистами под руководством историков Фабиана Канца и профессора Карла Гроссшмидта. Они исследовали останки более 70 гладиаторов. Кроме того, упоминание о питании гладиаторов есть в ряде римских источников.

Сейчас можно встретить утверждение, что гладиаторы были вегетарианцами. Это не так. Без животных белков не наберёшь мышечную массу и не построишь красивое мускулистое тело. Мясо гладиаторы ели, хотя с рядом серьёзных ограничений. Им было нельзя сырое и копчёное мясо, солонину. Гладиаторы не пили ледяную воду, вино — умеренно. Накануне боя от алкоголя отказывались вообще. В день выхода на арену гладиаторы не ели, говорят историки. С этим трудно согласиться: на голодный желудок много не навоюешь, так что, скорее всего, был лёгкий завтрак и обед, придающие силы, но не ведущие к сонливости и неповоротливости, с учётом того, что основные гладиаторские бои шли именно во второй половине дня. С утра и за полдень зрителей развлекали звериной травлей и театрализованными казнями преступников.

Рацион гладиаторов был составлен умело и с таким расчётом, чтобы бойцы не теряли форму, но всегда имели достаточно сил для боёв. Излишества в еде и алкоголе наказывались. Впрочем, довольно продолжительное время среди римской знати существовал обычай присутствовать на ужине гладиаторов накануне боя, за что ланиста получал кругленькую сумму.

5

Wow

3

Heart

3

Poop

1

Yay

1

Sad

Haha

Love

Angry

«Люди меча»

Мы знаем, что гладиаторы, «люди меча» (так их называли в Риме), сражались в Риме на потеху публики. И гладиаторами часто становились военнопленные. На арену иногда попадали преступники, а также добровольцы-бедняки, надеявшиеся заработать в этом кровавом спорте много денег.

Как же невольников заставляли драться на арене? Будущим гладиаторам говорили: «Либо ты убьешь противника, либо мы убьем тебя», — и тогда они были готовы сражаться из чистого инстинкта самосохранения. Хотя случалось и так, что они изыскивали способы собственноручно покончить с собой или «сражались без злости» и попросту давали себя убить. Этим, видимо, их жизнь была совсем противна.

Но были и такие, кто преуспевал в этом жестоком деле, накапливал деньги, выкупался на свободу и даже становился тренером гладиаторов, а то и владельцем гладиаторской школы! И все-таки их жизнь была весьма незавидной (хотя для кого-то и совсем наоборот!), поскольку, подписав контракт, они должны были беспрекословно подчиняться суровой дисциплине своей новой профессии.

Ну, а потерю свободы, пусть нередко и временную, они должны были подтвердить клятвой, что теперь их можно «жечь, вязать, сечь и казнить мечом». Впрочем, они имели полное право в любое время расторгнуть этот контракт, если только… они могли заплатить выкуп, ведь их содержание и обучение требовало денег и немалых.

Рабов, обучавшихся в гладиаторских школах, содержали в крохотных каменных камерах, выпуская их оттуда только для тренировок. Для того, чтобы во время тренировок с использованием настоящего оружия не случилось никаких неприятностей и чтобы рабы не попытались сбежать, двор для упражнений окружала стража, вооруженная луками со стрелами.

Сначала бойцы упражнялись с деревянными мечами и копьями, затем переходили на затупленное оружие, а затем на более тяжелое оружие, чтобы впоследствии им было легче управляться с обычными мечами и копьями на арене.

В ночь перед состязанием содержатель школы обычно устраивал пир для бойцов. В древние времена содержатель или тренер, как правило, был и владельцем гладиаторов, но впоследствии правительство запретило такую практику на том основании, что слишком опасно, когда в подчинении у одного человека находится до 5000 обученных вооруженных людей.

Обучение и производительность

Нет никаких свидетельств существования или обучения женщин-гладиаторов в какой-либо известной гладиаторской школе. Веслей предполагает, что некоторые из них могли обучаться у частных наставников в Collegia Iuvenum (официальные «молодежные организации»), где молодые люди старше 14 лет могли изучать «мужские» навыки, в том числе основы военного искусства. Он предлагает три надписи в качестве возможных доказательств; одна из Reate посвящена Валерии, которая умерла в возрасте семнадцати лет и девяти месяцев и «принадлежала» ее коллегии ; другие ознаменовать самка , прикрепленных к коллегиям в Нумидии и Ficulea . Большинство современных ученых описывает их как памятники служанкам или рабыням коллегии , а не женщинам-гладиаторам. Тем не менее, женщины-гладиаторы, вероятно, следовали той же тренировке, дисциплине и карьере, что и их коллеги-мужчины; хотя и в менее напряженном режиме тренировок.

Поскольку мужчины-гладиаторы обычно сражались с бойцами аналогичного мастерства и способностей, то же самое, вероятно, относилось и к гладиаторам-женщинам. На памятном рельефе из Галикарнаса изображены два почти одинаковых гладиатора, стоящих лицом друг к другу. Один идентифицируется как Amazon, а другой как Achillia ; их воинственные «сценические имена» отсылают к мифическому племени женщин — воинов и герою-воину Ахиллу . Каждый без головного убора, экипирован наголенником, набедренной повязкой, поясом, прямоугольным щитом, кинжалом и маникой (защита рук). Два округленных предмета у их ног, вероятно, символизируют их выброшенные шлемы. Надпись описывает их матч как миссио , что означает, что они были отпущены; рельеф и надпись на нем могли указывать на то, что они сражались на равных на почетном «постоянном галстуке».

Фламма


Как и у многих гладиаторов, у Фламмы было броское имя. Оно переводится как Пламя. Невольник из Сирии заслужил это прозвище. Фламма знаменит преданностью профессии до конца жизни (которая, кстати, была недолгой – он прожил всего 30 лет).

Он четырежды получал статус рудиария – свободного воина, но раз за разом возвращался и заключал новые контракты с гладиаторскими школами. И не удивительно – рудийцы были любимы публикой и получали за бои огромные вознаграждения по сравнению с новичками.

За 30 лет жизни Фламма успел провести 34 боя, 9 из которых были в ничью. Знаменитый сирийский гладиатор выиграл 21 бой, а проиграл всего 4 – один из которых был последним в его жизни.

Владимирская тиара

Мария Павловна в тиаре с жемчужными подвесками.

Это украшение заказал своей невесте Марии Павловне в 1870-х великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III. Тиара состоит из 15 бриллиантовых колец с жемчужными подвесками в центре каждого.

Мария Текская в тиаре с изумрудными подвесками.

Великая княгиня оказалась одной из немногих Романовых, которой удалось не только бежать за границу после революции 1917 года, но и вывезти свои драгоценности.

Часть сокровищ были переданы через шведскую дипмиссию в двух наволочках, а часть помог переправить через границу британский дипломатический курьер. Среди них была и Владимирская тиара, с которой Мария Павловна не расставалась до самой смерти в 1920, завещав ее дочери Елене, супруге принца Греческого и Датского Николая.

Та, однако, всего через год продает ее британской королеве Марии Текской, чтобы поправить свои финансовые дела.

Елизавета II во Владимирской тиаре.

В Великобритании для тиары делают изумрудные подвески, которые могут меняться с жемчужными. Сейчас тиару носит королева Елизавета II, причем как с жемчугом, так и с изумрудами или вообще «пустой».

Елизавета II во Владимирской тиаре без подвесок. (Getty Images)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector