Формы сознания
Содержание:
- Введение
- Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания
- Проблема сознания в истории философии
- Общее понятие.
- Формы общественного сознания в философии
- Характеристика сознания.
- Обыденное сознание.
- Примеры функционирования сознания
- Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)
- Что такое сознание человека
- 9.Основные функции философии, ее роль и место в развитии культуры.
- Примечания
- Понятие о сознании
- Общее понятие о сознании
Введение
Цель моей работы
– описать общественное знание, его
структуру, уровни и формы. Для начала
я решила выяснить, в чем же различия
между индивидуальным сознанием и
общественным, и как они взаимосвязаны.
Так же я поставила
перед собой несколько задач. Для меня
самой главной задачей было закрепить
знания и понять общественное сознание.
Какая у него структура и на какие формы
оно делится. Еще я поставила перед собой
задачу выяснить как влияют общественное
мнение и слухи на общественное сознание.
Данную тему я
выбрала потому, что меня привлекает
общественный менталитет, но этого
аспекта недостаточно для поддержания
стабильности в обществе, полноты и
условий нормального развития. На мой
взгляд признание обществом в своем
составе помимо людей и обывателей, так
же того или иного процента нелюдей их
выявление и противодействие им, контроль
динамики их доли может свидетельствовать
о высоте общественного сознания.
Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания
Общественное сознание – это совокупность, которая включает в себя идеи человека, его взгляды и представления об окружающей действительности, а также чувства и верования, эмоции и настроения, которые формируются в рамках той или иной ситуации, а также в рамках той или иной социальной действительности.
Замечание 1
Именно в общественном сознании отражается вся природная составляющая, а также материальная жизнь общества, система общественных отношений, которая так или иначе влияет на общее состояние человека и группы, в которую он входит.
Общественное сознание тесным образом связано с индивидуальным, поэтому исследователи уделяют пристальное внимание тому, какие факторы оказывают влияние на формирование обоих уровней сознания, и как можно соотносить их, с помощью каких механизмов отделять друг от друга, чтобы избежать полного «склеивания». Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга
В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует
Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга. В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует.
Индивидуальное сознание представляет собой духовный мир человеческой личности. В индивидуальном сознание отражается бытие, общество, его установки, воспринимаемые человеком в соответствии с его интересами, потребностями, чувствами и эмоциями, желаниями, симпатиями и антипатиями в тех или иных областях. Индивидуальное сознание всегда очень автономно, поскольку оно нацелено на формирование условий жизнедеятельности данного конкретного человека. К индивидуальному сознанию также относятся следующие компоненты:
- Идеи;
- Взгляды;
- Чувства.
Замечание 2
Все они свойственны конкретным людям, которые по-разному переживают их, дают различные оценки как самим себе, так и окружающим. К тому же, в рамках индивидуального сознания формируются совершенно уникальные идеи. Если верным образом донести их, то индивид может оказать влияние на сознание других людей. Отсюда формируется еще одна форма сознания, о которой мы вели речь чуть выше – общественное сознание.
Таким образом, общественное сознание выстраивается на основании сознания, присущего отдельным личностям, но при этом общественное сознание нельзя назвать просто совокупностью индивидуальных сознаний. В них обязательно должна быть общность идеи и цели, концепция, нередко исследователи подчеркивают значимость идеологических компонентов. Общественное сознание может охватывать множество людей, которые готовы так или иначе прорабатывать идеи, выводить их на совершенно новый уровень. В общественном сознании можно реализовывать более структурированные, сложные вопросы, которые индивид не мог разрешить, используя лишь специфику своего индивидуального сознания. Так или иначе, сохраняется автономность мнений, которая обязательно учитывает особенности каждого отдельного человека. Деятельность, осуществляемая в рамках общественного сознания, не должна навредить: она должна наоборот привлечь, сплотить в собственные ряды большее количество людей, чтобы в дальнейшем осуществляемая деятельность давала свои плоды.
Проблема сознания в истории философии
Определение 1
Сознание – это субъективный образ объективного мира, реакция человека на окружающую действительность. Возникновение сознания связывают с коллективным общением и развитием речи.
Проблема сознания отражает основной философский вопрос: что же является первичным – сознание или материя. К вопросу происхождения сознания известно три основных подхода:
- Космический подход – предполагает космическое происхождение сознания. Например, в православной философии. Соловьев считал, что Бог есть разум. Тейяром де Шарденом в ХХ веке было разработано учение о бессмертии человеческого сознания, о том, что все чувства и эмоции людей группируются в единое космическое сознание. Новорожденный ребенок получает сознание, отражающее сознание большинства людей.
- Биологический подход – вульгарные материалисты, рассматривающие сознание в качестве атрибута всего живого на Земле. Или натурфилософия, предполагающая, что сознание вырабатывает мозг, как любой материальный продукт.
- Социальный или антропологический подход – сторонники данного подхода склоняются к тому, что сознание является атрибутом высокоорганизованной материи. Сознание является характерной чертой только для человека. Но современной наукой признается и третья точка зрения.
Возникновение сознания связывали с таким свойством материи, как отражение. Отражение в неживой природе выступает в качестве механической, физической и химической форме отражения. В живой природе отражение проявляется раздражимостью, а у развитых существ – психикой. На основании отражения идет формирование сознания у человека.
Структура сознания включает:
- надсознание, которое признают не все;
- непосредственно сознание;
- подсознание.
Определение 2
Надсознание – это коллективная память, передающаяся по наследству. Юнгом была разработана теория надсознания – архетип памяти.
Непосредственно сознание состоит из разума, то есть способности человека понимать и познавать мир. Кроме разума, непосредственно сознание состоит из чувства – психологического отношения человека к миру и воли – способности выбирать и достигать избранное.
Подсознание состоит из неосознанных мотивов поведения. В соответствии со взглядами Фрейда, подсознание включает стремление к получению удовольствия. Подсознание состоит из усвоенных привычек, например, правописание; стереотипов поведения, например, открывать женщине дверь машины и пр. Фрейд считал, что человеческое поведение зависит именно от подсознания. Но эту точку зрения поддерживают не все философы.
Общее понятие.
Обыденное
сознание — это низший уровень общественного
сознания, его неотъемлемая часть, подсистема
общественного сознания. Оно отражает
простые, зримые отношения между людьми,
между людьми и вещами, человеком и природой.
Повседневная практика людей позволяет
устанавливать на эмпирическом уровне
отдельные причинно-следственные связи
между явлениями, позволяет строить простые
умозаключения, вводить новые понятия,
открывать простые истины. Однако на уровне
обыденного сознания невозможно глубоко
проникнуть всущность вещей, явлений,
подняться до глубоких теоретических
обобщений. В первый период жизни людей
обыденное сознание являлось единственным
и главным. По мере развития
общества возникает необходимость в более
глубоких обобщениях, а обыденное сознание
становится недостаточным для удовлетворения
возросших потребностей. Тогда возникает
теоретическое сознание
Возникая на основе
обыденного сознания, оно направляет внимание
людей на отражение сущности явлений природы
и общества, побуждая к более глубокому
их анализу. Через обыденное сознание
теоретическое сознание связано с общественным бытием
Теоретическое сознание делает
жизнь людей более осознанной, способствует
более глубокому развитию общественного
сознания, поскольку раскрывает закономерную
связь и сущность материальных и духовных процессов.
Обыденное сознание
складывается из обыденного знания и общественной
психологии. Теоретическое сознание
несет в себе научные знания о природе
и обществе. Обыденное знание — это знание
элементарных условий бытия людей, позволяющее
человеку ориентироваться в его непосредственном
окружении. Это знание об использовании
простых орудий труда, простых природных
явлениях, нормах отношений друг с другом.
Формы общественного сознания в философии
По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.
Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:
- Моральная форма общественного сознания;
- Эстетическая форма общественного сознания;
- Религиозная форма общественного сознания;
- Политическая форма общественного сознания;
- Правовая форма общественного сознания;
- Научная форма общественного сознания;
- Философская форма общественного сознания.
Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.
Замечание 1
Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы
Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.
Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.
Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.
Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.
Характеристика сознания.
Первая
его характеристика
дана уже в самом его наименовании: сознание,
то есть совокупность знаний об окружающем
нас мире. В структуру сознания,
таким образом, входят важнейшие познавательные
процессы, с помощью которых человек постоянно
обогащает свои знания. Нарушение, расстройство,
не говоря уже о полном распаде любого
из психических познавательных процессов,
неизбежно становится расстройством
сознания.
Вторая
характеристика сознания
— закрепленное в нем отчетливое
различение
субъекта и объекта, то есть
того, что принадлежит «я» человека и его
«не-я». Человек, впервые в истории органического
мира выделившийся из него и противопоставивший
себя ему, сохраняет в своем сознании это
противопоставление и различие. Он
— единственный среди живых существ способен
осуществлять самопознание, то есть обратить
психическую деятельность на исследование
самого себя: человек производит сознательную
самооценку своих поступков и себя самого
в целом. Отделение «я» от «не-я»
— путь, который проходит каждый
человек в детстве,
осуществляется
в процессе формирования самосознания
человека.
Третья характеристика
сознания — обеспечение целеполагающей
деятельности человека. Приступая к какой-либо
деятельности, человек ставит перед собой
те или иные цели. При этом складываются
и взвешиваются ее мотивы, принимаются
волевые решения, учитывается ход выполнения
действий, и вносятся в него необходимые
коррективы.
Четвертая характеристика
– сознании наличие эмоциональных
оценок в межличностных отношениях.
И здесь, как и во многих других случаях,
патология помогает лучше понять сущность
нормального сознания. При некоторых душевных
заболеваниях нарушение сознания характеризуется
расстройством именно в сфере чувств отношений:
больной ненавидит мать, которую до этого
горячо любил, со злобой говорит о близких
людях и т.д.
Что
же касается философских характеристик
сознания, то сознание
в современной трактовке
– это способность направлять свое
внимание на предметы внешнего мира и
одновременно сосредоточиваться на тех
состояниях внутреннего духовного опыта,
которые сопровождают это внимание; особое
состояние человека, в котором ему одновременно
доступен и мир и он сам.
Сознание управляет самыми сложными формами
поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях:
Сознание управляет самыми сложными формами
поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях:
- когда перед человеком
возникают неожиданные, интеллектуально
сложные проблемы, не имеющие очевидного
решения - когда человеку
требуется преодолеть физическое или
психологическое сопротивление на пути
движения мысли или телесного органа - когда необходимо
осознать и найти выход
из какой-либо
конфликтной
ситуации, которая сама собой разрешиться
без волевого решения не может,
когда человек
неожиданно оказывается в ситуации, содержащей
в себе потенциальную угрозу для него
в случае непринятия немедленных действий.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
сознание– это
свойство высокоорганизованной материи
мозга. Поэтому основой сознания является
мозг человека, а также его органы чувств
Обыденное
сознание.
Примеры функционирования сознания
В человеческом сознании непрерывно идут сложные и многообразные процессы, благодаря которым мы познаем мир, окружающих людей и самих себя. Все наши рутинные действия невозможны вне функционирования механизма сознания. Его работу можно рассмотреть на примере чтения любого текста. По сути, текст представляет собой всего лишь последовательный набор слов, каждое из которых может иметь несколько значений. Однако читатель, как правило, без труда понимает написанное и даже улавливает интонационную и эмоциональную окраску текста.
Этот процесс можно представить в виде следующих этапов:
- Когда прочитанные слова доходят до сознания, ум реконструирует, какое именно определение подходит к каждому слову.
- Воспринятый текст формируется в сеть определений, среди которых ум выделяет самые важные.
- В результате читатель понимает предложение, а затем и мысль, которая за ним стоит.
Типы осознания (терминология Зигмунда Фрейда)
Зигмунд Фрейд выделял несколько типов осознания — сознательное, предсознательное и бессознательное.
Сознательное — те чувства и эмоции, которые человек осознает в определенный момент. Определенное явление окружающей реальности осознается человеком в течение небольшого периода времени, а затем, по мере переключения мозга человека на другое событие, данное явление переходит на уровень предсознательного или бессознательного.
Предсознательное — совокупность переживаний и опыта, находящихся в человеческой памяти, которые в любой момент можно без проблем перевести на уровень осознанности.
Бессознательное — самые примитивные переживания, опыт и инстинкты, несущие опасность личности человека, и вследствие этого вытесненные в самые труднодоступные уголки психики.
Спустя время Фрейд ввел в свою теорию еще несколько новых понятий — Ид, Эго и СуперЭго.
Ид представляет собой примитивные врожденные импульсы человека, не поддающиеся осознанию и функционирующие на бессознательном уровне. В основном Ид связано с биологическими потребностями — питанием, сном, сексом, и проявляется агрессивными и сексуальными импульсами. Со временем, когда человек взрослеет и приобретает опыт, более значительную роль начинают играть Эго и СуперЭго.
Эго — контролирует энергию Ид и принимает решения, находящиеся в рамках социальных норм. Эго также отвечает за интеллектуальные процессы. В отличие от хаотичного Ид, не заботящегося о самосохранении, Эго стремится обеспечить безопасность для индивида.
Оно формируется в процессе того, как человек понимает, что для удовлетворения примитивных потребностей, ему необходимо размышлять, прежде чем что-то сделать, то есть действовать осознанно.
Суперэго — отвечает за контроль над поведением человека, формирование ценностей и норм индивида. Оно формируется в процессе социализации, преимущественно в результате общения с родителями и наличия запретов на определенные действия. Благодаря наличию Суперэго человек может стать полноправной частью общества.
Что такое сознание человека
Изучением сознания занимается ряд наук:
- философия;
- психология;
- биология;
- медицина.
Есть много различных определений данного термина.
Определение
Сознание — высший уровень психического отражения действительности.
Сознание — высшая функция человеческого мозга, благодаря которой индивид способен к рефлексии и самоконтролю.
В философии идеализма существует представление, что сознание первично и формирует окружающую реальность. Материалисты полагают, что первична материальная субстанция, а сознание — это вторичное «свойство высокоорганизованной материи».
Одним из главнейших факторов формирования сознания у людей является речь.
Его становление происходит в ходе социализации путем образования и воспитания.
Сознание — один из самых сложных для изучения феноменов. В научной среде в настоящий момент нет однозначных ответов на вопросы:
- В какой момент жизни формируются сознательные функции психики?
- Обладают ли животные примитивными формами сознания?
- Есть ли сознание у пациента, пребывающего длительное время в коме?
- Могут ли компьютеры обучиться сознательной деятельности?
Примечание
Последний вопрос относится к сфере создания искусственного интеллекта и гуманистическим аспектам, связанным с этим.
Свойства сознания
- Активность — деятельностный и активный характер его функционирования.
- Диалогизм — возможность вести внутренние диалоги.
- Интенциональность — направленность на какой-либо объект или субъект.
- Неоднородность — различные свойства отдельных его областей.
- Ограниченность — способность воспринимать определенное количество объектов в единицу времени.
- Полифоничность — одновременное протекание множества разнообразных психических процессов.
- Реактивность — способность реагировать на раздражители.
- Рефлекторность — возможность саморефлексии.
- Спонтанность — уникальность и непредсказуемость его проявлений у отдельных индивидов.
- Чувствительность — способность к эмпатии.
9.Основные функции философии, ее роль и место в развитии культуры.
Функции
философии
– основные
направления применения философии, через
которые реализуются ее цели, задачи,
назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит
в том, что философия способствует
формированию целостности картины мира,
представлений об его устройстве, месте
человека в нем, принципах взаимодействия
с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в
том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит
в том, что философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая – это познавательная
функция философии.
5. Критическая состоит в том, что
философия учит подвергать сомнению
окружающий мир и существующие знания,
искать их новые черты, качества, вскрывать
их новые противоречия. Основная задача
– разрушение догм, увеличение достоверности
знания.
6. Аксеологическая заключается в том,
что философия учит оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки зрения различных
ценностей.
7. Социальная функция состоит в том,
что философия пытается объяснить
обществу причины его возникновения,
эволюцию, структуру, элементы,
совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная
заключается в том, что философия,
культивируя гуманистические ценности
и идеалы, стремится привить их человеку
и обществу, способствует укреплению
морали.
9. Прогностическая состоит в том,
чтобы на основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке
спрогнозировать тенденции развития
сознания, познавательных процессов
человечества и общества.
10. Общекультурная – функция, которую
философия выполняла с момента своего
зарождения; философия согласовывает и
синтезирует достижения всех видов
человеческого опыта. В настоящее время
философия является важнейшим духовным
элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается
в том, что теоретические достижения
подтверждаются на практике, тем самым
доказывая правильность теоретических
суждений.
Осуществление перечисленных функций
и определяет роль философии в жизни
человеческого общества.
Весьма своеобразносоотношение
философии и культуры. Латинское
слово cultura означает улучшение, образование,
совершенствование чего-либо. Культура
— это все то, что создано человеком, что
возвышает его над природой. В этой связи
знаменитый Цицерон считал, что культура
не исчерпывается философией. Справедливо,
однако, что философия есть важнейшая
составляющая человеческой культуры.
Именно в философии культура дана в ее
максимальной полноте и предельно
возможном осмыслении. Самые насущные
проблемы человечества получают в
философии завершающую интерпретацию.
Актуальная философия — это пиковые
достижения культуры, которая по своим
интерпретационным возможностям
превосходила бы философию. Разумеется,
достижения философии не имеют смысла
вне ее союза с разнообразными науками,
искусствами, практическими действиями
людей. Философия обладает не только
спецификой, но и самостоятельностью.
Это означает, что другие специалисты
не могут выполнить работу философа;
каждый занимается своим делом, но
касается оно всех.Античная философская
традиция, русская философская мысль и
современная европейская философия
сохраняют свои ясные контуры и в то же
время становятся объектом оценки,
сопоставления, интерпретации.Философия
дополняет и завершает любое специальное
образование, помогая стать специалисту
интеллигентом. Что это — быть интеллигентом?
Вопрос этот волнует не только ученых.
От его решения во многом зависит судьба
нашей культуры. Обращаясь к проблеме
интеллигенции, можно заметить, что
альтернатива «или философствовать
— или жить» — ложная. Интеллигент не
может жить, мыслить, действовать, не
обращаясь к философии.
Примечания
- Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Терентьев А. А. // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
- Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
- , с. 108—109.
- Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
- Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.
В Викисловаре есть статья «сознание»
Понятие о сознании
Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.
Общее понятие о сознании
Сознание является многоуровневой системой восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе нормам и видеть окружающие его вещи именно такими какие они есть, например:
- Человек, у которого здоровое сознание осознает, что он находится в помещении один, в случае если человек страдает психическими расстройствами с искажением сознания, ему кажется, что в помещении присутствует кто-то еще.
- Человек со здоровым сознанием смотря на стену понимает, что она не движется, человек же с нарушениями сознания видит движение статических предметов.
- Личность, обладающая здоровым самосознанием, осознает, что окружающий мир может скрывать опасности, но при этом понимает, что э уверен в том, что весь мир стремится навредить ему.
Сознание человека это отражение окружающей его реальности. Сознательными являются те мотивы, мысли и поступки, которые осознаются и контролируются человеком. Неосознаваемые мотивы поведения также находят свое проявление в поведении человека, но контролировать и понимать их человеку гораздо сложнее.