Фантазия

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими

Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку

Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

В словаре Ефремовой

Ударение: фантази́ровать несов. неперех.

  1. Предаваться фантазиям (1,; мечтать.
  2. Воображать, выдумывать что-л., не соответствующее действительности.
  3. Импровизировать.

Сознательная фантазия

Фантазия — это ситуация, представляемая человеком, которая выражает определенные желания или цели со стороны ее создателя. Иногда фантазии связаны с ситуациями, которые маловероятны; или они могут быть вполне реалистичными. Фантазии тоже могут носить сексуальный характер. Другое, более основное значение фантазии — это что-то, что не является «реальным», поскольку оно явно воспринимается любым из органов чувств, но существует как воображаемая ситуация от объекта к субъекту.

В повседневной жизни люди часто обнаруживают, что их мысли «преследуют серию фантазий о вещах, которые они хотели бы сделать или хотели, чтобы они сделали … фантазии о контроле или суверенном выборе … мечты».

Джордж Эман Вайллант в своем исследовании защитных механизмов взял в качестве центрального примера «незрелую защиту … фантазию — жизнь в мире сновидений Уолтера Митти , где вы воображаете себя успешным и популярным, вместо того, чтобы прилагать реальные усилия, чтобы завести друзей. и преуспеть в работе «. Фантазия, доведенная до крайности, — обычная черта нарциссического расстройства личности ; и Vaillant обнаружили, что «ни у одного человека, который много использовал фэнтези, не было близких друзей».

Другие исследователи и теоретики обнаруживают, что у фантазии есть полезные элементы — она ​​обеспечивает «небольшие регрессии и компенсирующие исполнения желаний, которые в действительности восстанавливают силы». Исследования Дейрдры Барретт показывают, что люди радикально различаются по яркости, а также по частоте фантазий, и что те, у кого наиболее развитая фантазийная жизнь, часто являются теми людьми, которые продуктивно используют свое воображение в искусстве, литературе или в своей жизни. особенно творческий и новаторский в более традиционных профессиях.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй

Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира

Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.

Фантазия — что это?

Вся история человеческой цивилизации доказывает: фантазия является ее движущей силой, краеугольным камнем образования, изобретательства, прогресса. Она побуждает к поиску новых решений, является неотъемлемым условием творчества.

Без ее участия невозможно представить не только литературу, музыку, живопись, но и математику, физику, механику. В ходе научных исследований на вопрос, что такое фантазия, был дан однозначный ответ: это ценнейшее качество, великий дар человека, реальный капитал в любой отрасли его жизнедеятельности.

«Творческой силой интеллекта» называл фантазию британский психолог Г. Харгривз. Интересно, что схожее определение этому понятию дал русский толкователь слов В. Даль. В его словаре фантазия трактуется как «изобретательная / творческая / самобытная сила ума».

Творческая фантазия

Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.

Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.

Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:

  • гибкостью и легкостью мышления;
  • высокой скоростью мыслительных операций;
  • широтой подхода к проблемам;
  • свободой выбора;
  • скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
  • чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
  • чуждости подражательству, плагиату;
  • склонности к непредопределенным решениям;
  • нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.

Не думайте о белом медведе

Еще одна причина заедающей пластинки — прошлый опыт, который вылез боком через фантазию. Это может быть детская травма, религиозное воспитание, сексуальное насилие, трагическое расставание с партнером — всё, что когда-то вызвало настолько сильные переживания, что человек решил их спрятать.

Ольга Ли уточняет, что подавлять такие желания бессмысленно, потому что за ними скрываются непрожитые чувства, которые так или иначе найдут выход. Но даже если за фантазиями не стоят столь глубокие переживания, просто вычистить их из сознания не получится. Это доказывает знаменитый эксперимент психолога Даниэля Вегнера «Эффект белого медведя».

Участники эксперимента разделились на две группы: в первой люди должны были думать о белом медведе, во второй — ни в коем случае о нем не вспоминать. В результате те, кому нельзя было думать о медведе, вспоминали о нем примерно раз в минуту — чаще, чем те, кто старался держать мысль о нем в голове. Вегнер считал, что, подавляя идею, ум следит за содержимым сознания: есть ли там «запретная» мысль — и поэтому более чувствителен к ней. Есть и вторая теория: пытаясь отвлечь себя от одной темы и думая о другой, мозг создает ассоциации между ними. В результате отвлекающая идея помогает вернуть ту, которую должна была перекрыть.

Еще одно исследование показало, что люди, которые пытались подавить стереотипные или предвзятые концепции, сделали их только сильнее.

Что такое фантазия

Фантазирование связано с функционированием правого полушария, что отвечает за образное мышление, которое часто называют творческим. В простом словоупотреблении фантазия и воображение – синонимичные понятия, и в научной литературе они также часто не различаются. Оба они пересекаются с понятием образа – одного из фундаментальных категорий в психологии.

Образы – главная составляющая нашего психического мира, их мы получаем и из опыта непосредственных наших восприятий, и еще откуда-то, о чем говорят психологи, философы, теологи, мистики. Образы представляют материал для воображения и построения фантазий, они же являются предшественниками создаваемых человеком предметов физического и абстрактного плана.

Прежде чем явить миру новое – творец всегда фантазирует, представляет картину в голове, мечтает о новой реальности. Способность к фантазии создала мир предметов, нашу цивилизацию, она помогает нам в повседневности.

Фантазия необходима в наших межличностных отношениях, любви, супружестве. Как говорил поэт, фантазия нужна, чтобы стирать случайные черты в партнере и выделять наиболее ценное, к чему человек привязывается, что любит и на основе чего выстраивает отношения.

Психотехнологи утверждают, что умение представить в человеке качество, каким он сейчас даже пусть не обладает или же обладает в малой степени, способно действительно развить в нем это качество. Это можно проверить, сообщая пренеприятному человеку, с которым трудно найти понимание, что он чрезвычайно интересная личность, нравится своим умением вести себя уважительно, словно и вправду он очень предупредителен и приятен в общении. Через время вы отметите, что человек в действительности начал демонстрировать услужливость и обаяние.

Человек даже может доставить себе простое удовольствие, если вообразит его. Поэтому фантазеры чаще выглядят счастливыми, могут представить себе все практически, что пожелают. А психика, как известно, не различает объекты реального мира и воображаемые картины между собой. Так, если я, будучи уставшим, представлю для себя на минуточку отдых на курорте и смогу погрузиться в эту пусть и вымышленную приятную атмосферу – я действительно немного отдохну! На этом принципе построены все гипнотические техники.

Фантазия сродни волшебству, верно? Часто люди с яркой способностью к фантазированию делают те вещи, что кажутся рациональным и скептическим наблюдателям просто невозможными. Однако фантазия может не только созидать, она может иметь и негативный окрас. Человек, думая о плохом и в деталях представляя это, уже сразу испытывает негативные эмоции. А через время и притягивает рожденную в голове пугающую ситуацию в его жизнь. Этот феномен также широко известен, над ним часто работают практические психологи на своих консультациях.

Воображение и фантазия в психологии это и способ воспринять информацию, заключенную в речи. Когда мы рассказываем – мы рассчитываем на способность собеседника представить описываемую картину.

У людей искусства, писателей, режиссеров – воображение чрезвычайно живое, беспокойное, оно не удовлетворяется простыми решениями и краткими путями, а находит что-то неожиданное в образах, сочетает их странным способом. Фантазия у них – словно воображение, сорвавшееся с цепи обыденности. Здесь происходит ослабление контроля логики, рационального сознания. Тогда воображение рождает очень странные образы, на французском фантазмы, что как минимум отвлекаются от повседневности, а как максимум – рождают и вовсе нечто несуществующее. Спектр фантазий очень широк – от небольшого отклонения от нормы до абсолютного нарушения всех норм и чувства реальности воображаемого.

Интересный парадокс в том, что фантазии, сколь бы ни были они необыкновенны – создаются все же из образов обыкновенных, воспринятых из реальности. К примеру, сказочный Змей Горыныч – комбинация понятных нам образов ящерицы, змеи, крыльев птицы, нескольких голов, возможно, как у трех богатырей, а также огнемета. В таком интересном сочетании рождается заманчивый художественный образ, новый персонаж, любимый народным искусством.

Типы воображения

Воображение можно разделить на несколько видов:

  • Активное – сознательное создание образов усилием воли.
  • Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
  • Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
  • Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.

К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:

  • Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
  • Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.

Нельзя сказать, что у некоторых людей вовсе отсутствует воображение. Например, в определенных ситуациях у них в голове все же возникают образы – лица, предметы, еда, знакомые ландшафты. Но кто-то способен представить их ярче и живее, дополнить деталями.

А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.

Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.

У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.

Фрейд и мечты

Ревери ( Мечта ), 1901, Поль Сезар Хеллеу

Столь же позитивный взгляд на фантазию был дан Зигмундом Фрейдом, который считал фантазию ( нем . Fantasie ) защитным механизмом . Он считал, что мужчины и женщины «не могут существовать на скудном удовлетворении, которое они могут извлечь из реальности.« Мы просто не можем обойтись без вспомогательных построений », как однажды сказал Теодор Фонтане … зацикливания на воображаемых исполнениях желаний ». По мере развития детской адаптации к принципу реальности, «один вид мыслительной деятельности был отщеплен; он оставался свободным от проверки реальностью и оставался подчиненным только принципу удовольствия. Эта деятельность является фантазией … продолжающейся как мечтание наяву». . » Он сравнил такие фантазии с тем, как «заповедник сохраняет свое первоначальное состояние, где все … включая то, что бесполезно и даже вредно, может расти и размножаться там, как ему заблагорассудится».

Таким образом, грезы для Фрейда были ценным ресурсом. «Эти мечты вызывают большой интерес; они тщательно лелеются субъектом и обычно скрываются с большой чувствительностью … такие фантазии могут быть как бессознательными, так и сознательными». Он считал, что эти фантазии включают в себя большую часть истинной конституциональной сущности личности, и что энергичный человек «это тот, кто преуспевает своими усилиями в превращении своих желаемых фантазий в реальность», тогда как художник »может превратить свои фантазии в художественные. творения, а не симптомы … гибель невроза «.

В словаре Д.Н. Ушакова

ФАНТА́ЗИЯ, фантазии, ·жен. (·греч. phantasia — воображение).1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия.| Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца слишком богатая фантазия.2. Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям.3. Выдумка, ложь, нечто невероятное, неправдоподобное. Я не верю этим фантазиям.4. Прихоть, причуда (·разг. ). «У всякого барона своя фантазия.» (посл.) «Какому-нибудь скоту придет фантазия за вас свататься, а вы должны итти за него!» А.Островский. «Что за фантазия пришла вам вдруг в голову?» А.Тургенев.5. Название некоторых литературных произведений фантастического, причудливого содержания (лит.).6. Название некоторых музыкальных пьес, не имеющих определенной формы (муз.). «Фантазия» Шумана.| Название, даваемое иногда музыкальным попурри (муз.).

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Смотрите также

  • Писатели и мечты
  • Эмоции и память
  • Эскапизм
  • Семейный роман
  • Личность, склонная к фантазиям
  • Бессознательная фантазия

Сравнение

На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности

Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка

Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.

Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.

Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.

Фантазия Воображение
Представляемая человеком ситуация, далекая от действительности Совокупность идей и образов, основанных на реальности
Остается вымыслом Нарисованные картинки могут воплощаться в жизнь

Как развить фантазию и воображение?

Как развить фантазию и воображение у взрослых? Мы все активно мечтали в детстве, однако с возрастом многие теряют значительную часть способности к созданию вымышленных образов, замещая ее логическим мышлением, общественными штампами. Многие люди начали осознавать это и жаловаться на отсутствие у себя фантазии. Сегодня к развитию этого полезного навыка появился большой интерес на основе понимания его практической значимости. Психологи, задаваясь вопросом, как развить фантазию и воображение у взрослых, создают специальные тренинги и описывают даже небольшие приемы для самостоятельного использования.

Воображение, однако, не может отсутствовать, оно просто дремлет, спрятанное под диктатурой рациональности нашей жизни. Чтобы разбудить фантазию, вы можете прибегнуть к специальным упражнениям, которые, так же, как и физические упражнения для тела, помогут вам восстановить форму.

Одно из упражнений – взять случайных два слова и попытаться соединить их. Например, «лампа» и «халат». Представьте наибольшее количество сочетаний для них, как бы не казались они абсурдны вашему критическому восприятию. Может, это будет светящийся халат? Или махровая лампа? А возможно, ваше воображение родит сказочный образ волшебника в халате с лампой? Такая словесная игра, если получится отключить логический фильтр, позволит вам расшевелить ваше воображение и в будущем сможет дать уже практические результаты в реальной деятельности.

Другая техника, какую интересно использовать в работе группой – от лица любого неодушевленного предмета написать анонимную жалобу. Это может оказаться палец или кастрюля. Затем вы зачитываете эту жалобу от лица предмета, не называя его, а слушатели угадывают, что это за предмет. Особо интересной будет игра, когда вы попробуете максимально красочно и необычно описать проблемы предмета, словно вжившись в его историю. Тогда эта игра будет иметь не только цель описать и угадать предмет, но и написать интересное повествование, которое и у слушателей создаст полноту представлений.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Воображение и фантазия: какая между ними разница?

Что же, начнем с того, что такое воображение. Согласно психологическому словарю, это способность разума моделировать определенные ситуации. Например, планировать распорядок дня, выстраивать логические и нелогические цепочки, восстанавливать картины прошлых лет и так далее. Проще говоря, воображением принято считать все мыслительные процессы, которые отображаются в виде образов.

Тогда что такое фантазии? Это те же самые образы, только абсолютно не связанные с личным опытом. Ведь если воображение – это манипулирование любой информацией, то фантазия – это нечто нереальное.

Вот простой пример: воспоминание о коте, сидящем на дереве, – это воображение, в то время как образ розового кота, свободно парящего в небе, – это уже фантазия. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что фантазии – это часть человеческого воображения. Но при этом они подчиняются определенным законам, из-за чего их выделяют как особую категорию.

Зачем нужны фантазии?

Куда важнее то, зачем человеку нужна фантазия. Для чего же человеческое подсознание создает образы, которые попросту не существуют в реальности?

Дабы понять это, обратим свой взор на такую категорию людей, как художники. Бесспорно, многие из них являются реалистами и изображают на своих картинах обычные пейзажи, портреты и натюрморты. Но есть и те, чьи полотна — сплошная загадка, ведь на них изображены персонажи и фигуры, доселе невиданные человеком. И подобные работы сильно завораживают зрителей, ведь они способны открыть для людей дверь в неизвестное пространство.

К тому же не только для художников важна фантазия. Те же самые писатели, дизайнеры и музыканты не способны обойтись без нее

Так что это свойство нашего мозга крайне важно для людей творческих профессий. Но теперь возникает следующий вопрос: как фантазировать? Точнее, как заставить свой мозг регулярно придумывать новые образы?

Для чего нужно воображение

Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?

По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.

Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.

Фантазия — что это?

Вся история человеческой цивилизации доказывает: фантазия является ее движущей силой, краеугольным камнем образования, изобретательства, прогресса. Она побуждает к поиску новых решений, является неотъемлемым условием творчества.

Без ее участия невозможно представить не только литературу, музыку, живопись, но и математику, физику, механику. В ходе научных исследований на вопрос, что такое фантазия, был дан однозначный ответ: это ценнейшее качество, великий дар человека, реальный капитал в любой отрасли его жизнедеятельности.

«Творческой силой интеллекта» называл фантазию британский психолог Г. Харгривз. Интересно, что схожее определение этому понятию дал русский толкователь слов В. Даль. В его словаре фантазия трактуется как «изобретательная / творческая / самобытная сила ума».

Значение слова Фантазия по словарю Даля:

Фантазия ж. немецк. франц. воображенье, изобретательная сила ума. творческая сила художника, самобытная сила созиданья. | Пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда. несбыточный бред, разгул необузданной думки. | Муз. свободное сочиненье, по своей причуде, без правил. Фантастический, несбыточный, мечтательный. или | затейливый и причудливый, особенный и отличный, по своей выдумке. Фантазировать, мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно. играть мечтою, разукрашая ее по произволу. | в муз. играть наобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория ж. искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом м. картины, явления фантасмагории или что-либо подобное. | Кукла, на коей изучают повивальное искусство.

Определения

Фантазия

Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.

Воображение

Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

При шизофрении

В контексте возникновения психического расстройства, известного как шизофрения , люди, проявляющие симптомы, соответствующие этой конкретной классификации, могут испытывать фантазии как часть диагноза (Shneidman, ES 1948). Научное исследование активности так называемой сети по умолчанию в мозгу (Randy Buckner et al. 2008) показало, что у людей с диагнозом шизофрения наблюдается высокий уровень («… сверхактивности …») активности в мозгу.

В исследовании восьмидесяти человек с диагнозом шизофрения было обнаружено, что четверть мужчин, совершивших контактное преступление против женщин, были мотивированы сексуально ориентированными фантазиями (AD Smith 2008).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector