Искусство мыслить: грэм уоллес о четырёх этапах творчества

Этапы творческого пути

Разные исследователи предлагают свои градации стадий творческого процесса. Мы рассмотрим лишь три из них.

Советский психолог Яков Александрович Пономарев выделяет четыре последовательных этапа творческого пути:

  1. Подготовка (сознательная работа) – создает предпосылки для озарения и «зачатия» идеи.
  2. Созревание (бессознательная работа) – продвижение идеи в нужном направлении.
  3. Вдохновение (переход от бессознательной работы к сознательной деятельности) – «рождение» идеи, и ее поступление в сферу сознания.
  4. Развитие (сознательная работа) – окончательное оформление идеи и ее верификация.

Русский популяризатор науки Петр Энгельмейер рассматривал творческий процесс с точки зрения работы ученого-изобретателя и выделял всего три стадии такой деятельности. Это:

  • Рождение замысла (гипотезы изобретения).
  • Разработка схемы или плана.
  • Конструктивная реализация задуманного (не требует особого творчества).

П. К. Энгельмейер при этом говорил так:

Еще один советский психолог П. М. Якобсон определил семь стадий творческого процесса. Вот они:

  • Интеллектуальная готовность к акту творчества.
  • Определение проблемы.
  • Зарождение идеи и формулировка задач.
  • Поиск решений этих задач.
  • Получение принципа изобретения (открытия).
  • Превращение принципа в схему.
  • Техническое оформление изобретения.

Сложности восприятия различных видов творчества: проблематика психологии искусства

Основные проблемы психологии искусства определяются взаимосвязью субъекта и объекта:

  • изучение личности происходит через рассмотрение и восприятие ими эстетических ценностей;
  • художественное восприятие искусства меняется в зависимости от уровня развития личности индивида;
  • искусство воздействует на поведение и мотивацию личности, меняя ее мировоззрение.

Особенность проблематики зависит от видов творчества в психологии. В психологии различают отдельные формы проявления творческой деятельности:

  • научная — открытия явлений реального мира с целью получения знаний;
  • художественная — освоение окружающего мира путем эстетического переосмысления, стремление к созданию;
  • техническая — преобразование действительности с помощью образного мышления, разработка конструкций и механизмов;
  • сотворчество — интерпретирование результатов искусства, совместная работа создателя и зрителя;
  • педагогическая — поиск новых методов и форм подачи материала с целью совершенствования процесса обучения;
  • детская — необходимое условие мыслительного процесса ребенка, которое проявляется в игровой и других видах деятельности.

Изучение проблематики искусства помогает упростить понимание процесса созидания, сделать его более доступным для науки и людей.

В каких ситуациях творчество влияет на личность отрицательно?

Воплощая в жизнь идеи, творец может столкнуться с проблемой, вызванной стремлением сделать все идеально. Воображение создает картину, которую он хочет воплотить, но уровень развития навыков или технические данные не позволяет этого сделать. Результат получается неудовлетворительным. Если это происходит постоянно, человек разочаровывается в своих способностях, может полностью отказаться от искусства.

Психологическое влияние мук созидания может сильно навредить личности, стать причиной депрессии, развития деструктивных привычек: алкоголизма, наркомании, других видов зависимости. Но такое же сильное влияние оказывает и преодоление кризиса. Выйдя из угнетенного состояния, он испытывает внутренний подъем, его взгляд на мир меняется. Высшая форма единения искусства и творца — катарсис — может полностью изменить жизнь индивида, его взгляды.

Критерии креативности

Критерии креативности:

беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
гибкость

Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Мотивация творчества

Как начать творческий путь? Как мотивировать себя на творчество? В. Н. Дружинин на этот счет писал, что «творчество само себя стимулирует». Главное – создать правильную мотивацию.

Еще раз стоит напомнить, что творческие способности есть у любого человека, вне зависимости от его умственного развития. Но на деле далеко не у всех развивается потребность реализовать этот богатый и заложенный природой потенциал. Причины этого могут скрываться в неправильном воспитании, сдерживающих факторах окружающей среды, ограничениях и табу общества.

Сразу стоит оговориться, что мотивацию на творчество следует искать внутри себя. Человек должен сам захотеть делать что-либо новое и интересное. Творчество из-под кнута попросту невозможно.

Если же у вас случился «творческий застой» и вы не знаете, как из него выбраться, следуйте простым рекомендациям:

  • Включите свою любимую музыку.
  • Прочитайте хорошую книгу или посмотрите качественный фильм.
  • Поспите (иногда хорошие идеи приходят в голову после полноценного сна).
  • Смените обстановку, совершите небольшое путешествие.
  • Думайте только о позитивных вещах.

По убеждению многих психологов, эти нехитрые советы помогут вам вернуться в свою творческую колею и продолжить работу со свежей головой и новыми силами.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е

«перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде

Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать

Теории творчества: разные подходы, концепции восприятия

Феномен творчества рассматривали психологи разных школ. Среди них выделяют:

  1. Глубинную психологию. Фрейд рассматривал два аспекта: бессознательные компоненты и мотивацию. Творчество — сублимация сексуальной энергии, которую индивид реализует социально приемлемым образом. Юнг рассматривал его как результат влияния архетипов — проявлений коллективных образов. Творчество для аналитической психологии — средство выражения глубинных переживаний, единение с коллективным бессознательным.
  2. Гештальтпсихологию. Для гештальтпсихологии характерно рассмотрение искусства, как продукта мышления развитой личности.
  3. Когнитивную теорию. В представлении когнитивистов творчество — суть жизненного процесса. Каждый индивид в течение жизни использует накопленный опыт для создания собственной мировоззренческой модели.
  4. Гуманистическую теорию. Для гуманистов творчество — акт самовыражения. Способность создавать отличает осмысленную личность от животных и является врожденной.
  5. Развитие творческой личности. Альтушллер рассматривал процесс создания, как следствие самосовершенствования. Для развития креативных способностей человеку необходимы не только врожденные данные, но и подходящие условия.

Современная наука комбинирует разные подходы, изучая процесс развития искусства всесторонне.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление — это отбор наиболее удачных идей из огромного количества вариантов. Как правило, люди без особых проблем отсеивают лишнее и концентрируются на главном.

Самая распространенная ошибка заключается в том, что мы переходим к этому этапу слишком рано. Если вы не уделите достаточно времени стадиям дивергентного и/или латерального мышления, вам просто не из чего будет выбирать. Потратьте минимум полчаса на генерацию идей, чтобы потом найти среди них сильнейшие.

При выборе лучших вариантов полагайтесь на свое чутье, однако избегайте соблазна сразу же отбросить все, что кажется странным и неосуществимым. Не торопитесь с выводами. Лучше попытаться доработать «сырые», но оригинальные идеи, чем вернуться к банальным решениям.

Другие техники и упражнения для развития творческого мышления можно найти в книге
издательства «МИФ».

Проблема творческого кризиса: как преодолеть страх и лень

Творческий кризис возникает, когда индивид теряет интерес к созданию. Он может придумывать новые идеи, но постоянно откладывать реализацию. Страх неудачи сковывает, поэтому человек решает, что лучше ничего не делать, чем сделать слабый, неинтересный продукт. Выйти их этого состояния можно, пересмотрев отношение к искусству.

Главная цель процесса воплощения идеи – получение удовольствия.

На занятия искусством влияет общее настроение: если индивид болеет депрессией, переживает сложную жизненную ситуацию, ему сложно настроиться на продуктивную деятельность. Внутренний негатив следует направить в творческое русло, избавляясь от влияния внешних и внутренних проблем. Отвлечение от мира и сосредоточенность на процессе помогает преодолеть ступор, возникающий как реакция на внешнее давление.

Инкубация

Слово происходит от латинского incubatio – высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.

На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.

На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.

Для этого периода в творческом процессе важно:

– добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно),

– иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.

Здесь еще можно добавить, что творчество бывает разным. Бывает и такое творчество, которое внешне очень похоже на рутину. Типичный пример – работа руководителя довольно большой организации. Внешнему наблюдателю может показаться, что руководитель просто «функционирует». Но на самом деле он, возможно, постоянно находится в творческом поиске: как здесь улучшить, как тут организовать, как там предотвратить и т.д. В такого рода работе очень сложно выделить этапы творческого процесса, потому что слишком много пересекающихся линий, тут одновременно и подготовка, и инкубация и т.д. Такого рода ответственным работникам можно порекомендовать дисциплинировать себя и окружающих: выделять определенное время для анализа проблемы, для вынашивания идей, для реализации их. Где-то просто следует заставлять себя: «Об этом я пока не буду думать… Про это я подумаю послезавтра…»

Сущность понятия «творчество»

По мнению психологов, существует всего лишь два уровня деятельности:

  • репродуктивный;
  • творческий.

Первый уровень предусматривает банальное повторение тех алгоритмов действий, которые были созданы другими людьми. Такая деятельность основывается на опыте и не требует значительных умственных усилий. Творческий уровень предполагает создание качественно нового продукта или знания, способствуя тем самым развитию человеческой культуры и цивилизации в целом. При этом стоит отметить, что любая творческая деятельность невозможна без репродуктивной. Чтобы написать стоящую поэму, одного таланта будет недостаточно. Поэт вначале должен ознакомиться с такими понятиями, как рифма, ритм и стихотворный размер, не говоря уже о правилах грамматики и стилистики речи.

Таким образом, творчество – это деятельность человека, отличительным критерием которой является уникальность ее конечного результата. Понятие творчества может рассматриваться в двух различных аспектах: как способность (иными словами – креативность) или как мыслительный процесс. Об этом еще пойдет речь далее в нашей статье.

Важно отметить, что творчество – единственный вид деятельности, который одновременно использует три довольно необычных «инструмента» человеческого мозга: это воображение, фантазия и интуиция. Еще одно важное отличие творческой деятельности от репродуктивной заключается в том, что ценностью здесь обладает не только конечный результат, но и сам процесс такой деятельности

Кстати, проблемами творчества и творческого пути человека занимается отдельная отрасль философии – эвристика.

Психика дело тонкое

Почему призывы к трезвому образу жизни звучат не всегда убедительно? Конечно, выпивая редко, раз в две недели вы не посадите» печень за год, и внешне ваше поведение будет культурным» и безопасным для окружающих.

Если вы работаете в сфере производительного труда (трудитесь лопатой или укладываете кирпичи), то в этом случае результат будет выражен в виде снижения внимательности, технологических ошибок, травматизма.

Если же от вас требуется выдавать новые идеи и решения (дизайн, архитектура, музыка, литература и т.д.), то вы неизбежно столкнетесь с неприятным явлением, которое получило название творческий кризис».

Но важно понять, что эти даже редкие, но бессмысленные акты культурного» винопития полностью лишают вас возможности заниматься настоящим творчеством. Таким образом, вы непрерывно удерживаете себя вне зоны творческого стресса»

Можно сказать: нет творчества, да и ну его…», но самая большая неприятность, которая ждет человека, лишенного творчества — постепенная утрата смысла жизни.

И так он свой несчастный векВлачил, ни зверь ни человек,Ни то ни се, ни житель света,Ни призрак мертвый…»

А.С.Пушкин, Медный всадник»

Каждый, кто хочет эффективно заниматься творчеством, должен бережно относиться к своей психике. Творцы от стакана» воспевают эстетику употребления дорогих вин, потому что настоящее творчество им незнакомо. Они ищут сомнительных удовольствий, потому что не видят другого смысла в жизни.

Снятие творческого стресса» — это малодушие, своеобразная трусость, отказ от миссии Человека на Земле. Поддерживать в себе состояние устойчивого творчества непрерывно и получать вознаграждение за миги озарения не только физиологическое, но и истинное человеческое, видя, как твоя жизнь и жизнь окружающих становится лучше, ярче и полнее – вот достойная цель.

Освоение личного потенциала развития человеком возможно только через творческое преобразование окружающей реальности, а устойчивое функционирование психики это необходимое условие, открывающее возможность реализации такого сценария. Условие необходимое, но недостаточное – настоящее творчество сопряжено с большим трудом, включающим освоение новых знаний и повышение уровня нравственности личности.

Восстановление согласованной работы уровня сознания и бессознательного уровня психики – первый шаг к творчеству. Преодолеть глубоко укоренившиеся стереотипы культурного пития», пойти против мнения многочисленных любителей посмаковать фужер божественного» французского вина или хлопнуть стопку водки в силу якобы доброй русской традиции» — тяжёлая победа над собой. Но если этого не сделать, то о настоящем творчестве можно забыть.

Добавлено 27.06.2015

Еще в этом разделе:

  • Пингвины Мадагаскара — второй смысловой ряд
  • Преодоление юношеского демонизма
  • Фильм «Ной» — глобальное послание человечеству
  • Кредитное рабство — уголок потребителя
  • Зачем бандерлоги убили жирафа Мариуса?
  • Режопера — обманная страна..
  • Ситком бьет носком

Проблема творчества: история исследований

Первые попытки изучения такого феномена, как творчество, начались еще в античные времена. Многие мыслители Древней Греции были уверены, что именно в этой деятельности заключается сама суть человеческого существования. При этом античные философы различали божественное и собственно человеческое творчество.

Но наиболее активный период исследования этой проблемы пришелся на прошлое столетие. На рубеже XIX-XX веков зародилась особая дисциплина – психология творчества. Она соединила в себе психологические, эстетические, философские знания и идеи.

Во второй половине ХХ века возник спрос на творческих и креативных работников, что дало новый импульс развитию данной научной дисциплины. В наши дни ею активно занимаются не только психологи, но и социологи, культурологи и даже экономисты. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что роль творчества на нынешнем этапе развития человечества неуклонно растет.

Синхронизация сознания и подсознания

Синхрониза́ция  (от греч. συγχρονος — одновременный) — процесс приведения к одному значению одного или нескольких параметров разных объектов. Говоря по-русски, это согласование двух процессов.

Как мы знаем, обычно сознание и бессознательное работают в режиме тесного взаимодействия. Сознание управляет процессом получения информации, загружает данные в бессознательное, принимает результаты обработки и использует их в практической деятельности.

Обработка данных на бессознательном уровне психики происходит преимущественно ночью во время сна – в этот период сознание отключается» и временно перестает передавать информацию в уровень бессознательного, позволяя ему разгрести» накопленные за день данные. Во время сна идет интенсивная работа раскладывания по полочкам» всей информации, полученной за предыдущий период бодрствования.

Именно для этого нужно регулярно спать. Тот, кто не спит несколько ночей подряд, рискует перегрузить буферную зону между сознанием и подсознательным. А это уже грозит психическими расстройствами, вплоть до смертельного исхода.

В нормальном режиме жизнедеятельности совместная работа двух уровней психики обеспечивает стабильное поведение человека, позволяет достигать поставленных целей, избегая неприятностей.

Если происходит рассинхронизация (рассогласование) процесса этого взаимодействия, то сознание оказывается один на один с реальной действительностью. Как мальчик с деревянным мечом, оказавшийся ночью в джунглях Амазонки.

Нарушение согласованной совместной деятельности сознания и бессознательного закономерно приводит к творческой импотенции. Уровень сознания неспособен осуществлять творческую деятельность в отрыве от бессознательного уровня. Эту деятельность никак нельзя назвать творческой, продукты такого творчества» далеки от результатов настоящего озарения, которое приходит только в процессе полноценного функционирования психики.

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже

Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест

Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

далее →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector