10 самых известных психологических экспериментов в истории

Содержание:

Примечания

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. * Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 74. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  4. М.-Л.А. Чепа, Н.М. Бугайова. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. — М., 2012. — С. 82-86. ISBN 978-5-9270-0248-1.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. См. там же. С. 76—77.
  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.
  9. ↑ Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.

Кормление способствует развитию зрения

Зрение у новорожденного ребенка развивается не без участия его мамы. Мама для младенца является главным человеком в его жизни. Её образ он узнает самым первым. Грудное кормление в этом процессе играет большую роль. Кроха чувствует материнское тепло и эмоции матери. Когда мать кормит ребёнка, её лицо находится перед его глазками, постепенно малыш учится реагировать на голос матери. Далее он начинает сосредотачивать свой взгляд и учится управлять зрением.

Вам может быть интересно Синяки под глазами у ребенка

Полезные и лечебные свойства красного и лугового клевера

  • Клевер отличное антисептическое и лимфогонное средство.
  • Он обладает мочегонным и желчегонным эффектом.
  • Во время простудных заболеваний применяется как потогонное и отхаркивающее лекарство.
  • Высокие антиоксидантные свойства делают траву полезной при лечении онкологических недугов и маститов. Им часто лечат «женские» виды рака, поражающие яичники и молочные железы.
  • Клеверный отвар хорошо очищает кровь от токсинов. Его используют в реабилитационном периоде после тяжёлых инфекционных болезней.
  • Противовоспалительные и антивирусные свойства клевера используются для лечения гепатитов, гриппа, воспаления лёгких и осложнённых бронхитов.
  • Трава оказывает благотворное воздействие на пищеварительную систему. Ею лечат кишечные расстройства, воспаления жёлчного пузыря и кишечника.
  • Отвары и настои травы хорошее подспорье для медикаментозной терапии при лечении подагры и ревматоидного артрита.
  • В гинекологии клевер применяется для лечения воспалений яичников и маточных труб, а также для вагинальных спринцеваний при различных половых инфекциях.
  • Клеверный отвар успокаивает нервную систему и снимает мышечный тонус.
  • Ванночки с этой травой применяются для лечения грибковых заболеваний ногтей и стоп.
  • Наружно трава используется при самых разнообразных кожных раздражениях, аллергической сыпи, экземе и псориазе.

Химический состав

В соцветиях травы красного клевера, чаще всего используемых в народной медицине, содержатся следующие химические вещества:

  • витамины (в большом количестве аскорбиновая кислота, каротин, витамины группы В);
  • гликозиды (трифолизин, уничтожающий грибки, а также трифолин и изотрифолин);
  • эфирные масла, сообщающие противовоспалительные свойства;
  • смолистые вещества;
  • алкалоиды;
  • жирные масла,
  • биохинон А, отвечающий за энергетический обмен в клетках;
  • органические кислоты (особенно много кумариновой и салициловой, помогающей человеческому организму справиться с высокой температурой);
  • микроэлементы представлены магнием, кальцием, калием, железом, селеном, фосфором, хромом.

Здоровое и лечебное питание

  • Настои и отвары клевера – источник витаминов и микроэлементов при гиповитаминозах, в периоды выздоровления и после физической нагрузки.
  • Трава является хорошим стимулятором защитных сил организма и укрепления его иммунитета.
  • Отвары травы можно употреблять при анемии. Они помогают усваивать железо.
  • При диарее траву используют как вяжущее и противовоспалительное средство.
  • Мочегонный эффект травы используется при лечении отёков, вызванных сердечно-сосудистыми недугами. Также растение помогает при болезнях почек.
  • В качестве противоаллергического средства клеверный отвар применяют при диатезе, различных кожных высыпаниях и астме.
  • Примочки из отвара используют при ожогах, гнойных язвах, обморожениях и фурункулах.

Также клеверный отвар – надёжное средство при атеросклерозе. Биологически активные вещества, входящие в его состав, способствуют растворению холестериновых отложений в сосудах и нормализуют жировой обмен.
Рецепты приготовления снадобий из клевера

  1. Настой готовится из столовой ложки измельчённой травы, взятой на стакан кипятка. Принимается внутрь по половине стакана (100 мл) три раза в день до еды.
  2. Для обработки кожи на это же количество воды берётся две столовых ложки травы.
  3. Для приготовления отвара одну чайную ложку травы кипятят в стакане воды в течение пяти минут. Принимается средство по столовой ложке 4 раза в день.
  4. Отвар для ванн и примочек готовится из четырёх столовых ложек, взятых на стакан воды. Кипятится трава не меньше десяти минут.
  5. Для приготовления настойки четыре столовых ложки измельчённых цветков красного клевера заливают водкой или спиртом (0,5 л). Настаивается лекарство в течение десяти дней в тёмном месте. Принимается по столовой ложке три раза в день за полчаса до еды.
  6. Мазь готовится из четверти стакана цветков, прокипячённых на водяной бане в стакане воды. После полного размягчения и испарения воды сырьё смешивают с ланолином или любой жировой основой. Используется мазь для лечения язв, ожогов и фурункулов.
  7. Молоко, прокипячённое в течение 15 минут с соцветиями, пьют при простудах и заболеваниях дыхательных путей.

Кулинария и диетология

В кулинарии красный клевер ценится как продукт, подходящий для приготовления витаминных салатов.

  • С ним готовят огуречный и капустный салат.
  • Добавляют в салат из крапивы и щавеля.
  • Делают острые салаты с морковью, варёным картофелем и свёклой; в заправку добавляется чёрный молотый перец, сметана или растительное масло (например, тыквенное, конопляное, подсолнечное, грецкого ореха, кукурузное, льняное, тминное, масло расторопши, оливковое, кунжутное, горчичное, облепиховое, амарантовое, рапсовое, рыжиковое, масло зародышей пшеницы и другие).
  • Неплохо сочетаются измельчённые клеверные листья с варёным яйцом и зелёным луком.

Для похудения можно употреблять отвар травы перед едой или лёгкий клеверный чай (половина чайной ложки на стакан кипятка).

В диетическом питании клеверный отвар применяется как средство ускоряющее метаболизм, очищающее организм от токсинов и шлаковых отложений и нормализующее работу всей пищеварительной системы. Читайте дополнительно и о других лекарственных растениях, используемых в диетологии, например, о полезных свойствах и противопоказаниях тысячелистника, а также о лечебных свойствах шалфея.

Естественный эксперимент

Для того чтобы устранить недостаток лабораторных исследований, на практике нередко анализируют явления в обычной для них ситуации. Для этого проводится естественный эксперимент.

В психологии во время таких работ испытуемый находится в привычных для него условиях жизнедеятельности. Специалист же вмешивается в этот процесс лишь незначительно.

Какими достоинствами обладает естественный эксперимент? Они состоят в том, что:

— условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;

— субъекты исследования чаще всего не подозревают о том, что участвуют в научных разработках;

— получаемые результаты относительно точны.

Среди недостатков естественного эксперимента выделяют:

— невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;

— отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией.

В этом и заключаются основные достоинства и недостатки эксперимента в психологии, проводимого в естественных условиях. С одной стороны, в этом случае имеются неоспоримые плюсы. Ведь, например, учащийся, осваивающий тот или иной предмет, способен запомнить данный ему материал в естественных условиях вовсе не так, как он сделал бы это в присутствии исследователя. Но и учесть неизбежное возникновение некоторых факторов, влияющих на процесс, в такой ситуации становится просто невозможным.

Научная беспомощность

Детали эксперимента: в 1965 году Мартин Селигман и его коллеги проводили исследования по классической обусловленности, процессу, посредством которого животное или человек связывают одно явление с другим.

Эксперимент Селигмана подразумевал звон колокольчика и легкое воздействие электрического тока на животное (собаку) после него. После нескольких повторений собака начинала реагировать на воздействия еще до того, как они происходили. Как только собака слышала звонок, она реагировал так, будто уже подвергалась удару током.

Далее в этом исследовании произошло нечто неожиданное. Собак поместили в большую клеть, которая была разделена в середине низким забором, и собаки могли легко видеть и перепрыгивать через забор.

Пол на одной стороне забора был под напряжением, Селигман помещал собак как раз на эту сторону и давал небольшой разряд. Он ожидал, что собаки будут бежать к безопасной стороне клетки, но они просто ложились на пол.

Смысл в том, что, собаки понявшие из первой части эксперимента, что они никак не могут повлиять на ситуацию, отказывались принимать какие-либо меры.

Чтобы доказать эту гипотезу, исследователи привезли другую группу животных и обнаружили, что собаки без истории в эксперименте перепрыгивают через забор.

Это состояние известно как научная беспомощность — человек или животное не пытаются выйти из негативной ситуации, потому что прошлое научило их, что это бесполезно.

Психолого-педагогический эксперимент

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Авторизация на сайте

Вход через соц.сети:

ВКонтакте
Facebook

Зефирный эксперимент

В 60-х прошлого века психолог Уолтер Мишел провел, наверное, самый известный эксперимент в области изучения самоконтроля. Он проводил исследование в детском садике на территории Стэнфордского университета при участии детей сотрудников университета в возрасте 4х лет. Участвовали как дети профессоров, так и младшего обслуживающего персонала. В дальнейшем этот эксперимент назвали «Зефирный эксперимент».

Уолтер Мишел

Суть эксперимента

Представьте, что вы — четырёхлетний ребёнок, перед вами кладут зефир и предлагают следующую сделку: «Я сейчас ненадолго отойду по своим  делам, и если ты не будешь есть этот зефир, то по возвращении я дам тебе ещё один». Довольно непростая задачка для четырёхлетнего ребенка, согласитесь? Малыш оставался один на один с зефиркой и серьезным испытанием. Ему предстоит битва между мгновенным удовольствием и отсрочкой, желанием и самоконтролем.

Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показательным критерием, который быстро раскроет не только его характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.

Некоторые дети были в состоянии подождать казавшиеся им бесконечностью пятнадцать — двадцать минут до возвращения взрослого. Чтобы стойко перенести внутреннюю борьбу, они закрывали глаза, дабы не смотреть на сладости и устоять перед соблазном, опирались головой на руки, разговаривали сами с собой, пели, играли со своими руками и ногами и даже пытались заснуть, или прятались под стол, чтобы не видеть вкусняшку. В итоге, они получали свое заслуженное вознаграждение.

Другие дети, практически сразу съедали зефир, после того как взрослый выходил из комнаты.

Выводы

После окончания эксперимента за этими детьми проводилось длительное наблюдение вплоть до момента окончания средней школы (в общей сложности это заняло от 12 до 14 лет). Вот какие выводы сделал Уолтер Мишел:

  • Устоявшие перед соблазном в четыре года дети оказались более общительными, уверенными в себе и лучше справлялись с жизненными трудностями.
  • В процессе обучения «устоявшие» могли лучше формулировать свои мысли и рассуждать логически, а также сосредотачиваться, строить планы и следить за их выполнением.
  • В речевом и математическом тестировании «устоявшие» набирали в среднем на 15% больше баллов.
  • Они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и всегда решали их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей; они полагались на собственные силы и были уверены в себе, заслуживали доверия и были надежными.

И, самое важное, дети, которые дождались второй зефирки, уже в зрелом возрасте умели пожертвовать сиюминутным удовольствием, дабы позднее достичь более значимой цели. Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли

Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели. Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе

Таким образом, после 15 лет исследований был выявлен краеугольный камень силы воли. Он заключается в способности сознательно сдержать порыв ради достижения цели

Причём абсолютно неважно, каких масштабов перед вами стоит цель: получить вторую зефирку, укрепить своё здоровье или преуспеть в бизнесе

Поведение четырехлетних детей во время теста на отсрочивание удовольствия является в два раза более мощным прогнозирующим параметром их будущих оценок во время теста академических способностей, чем коэффициент умственного развития в четыре года (IQ).

IQ становится более мощным прогнозирующим параметром в отношении результатов теста академических способностей только после того, как дети научатся читать.

Это наводит на мысль о том, что способность откладывать удовольствие вносит большой вклад в интеллектуальный потенциал совершенно независимо от собственно коэффициента умственного развития.

В 90х этот эксперимент еще раз провели и результаты подтвердили…НО! Эти выводы были актуальны лишь до 2018 года, пока Тайлер Уоттс из Нью-Йоркского университета со своими коллегами не усомнились в качестве проведения «Зефирного эксперимента».

Исследования Лэндиса

Проводились и похожие на опыт Милгрэма психологические эксперименты над людьми. Примеры подобных исследований достаточно многочисленны, однако наибольшую известность сумела приобрести работа Карни Лэндиса, датируемая 1924 годом. Психолога интересовали человеческие эмоции, он поставил серию экспериментов, стараясь выявить общие черты выражения определенных эмоций у разных людей.

Добровольными участниками эксперимента в основном стали студенты, лица которых были разрисованы черными линиями, позволяющими лучше видеть движение лицевых мышц. Студентам показывали порнографические материалы, заставляли их нюхать вещества, наделенные отталкивающим запахом, опускать руки в сосуд, наполненный лягушками.

Самый сложный этап эксперимента – убийство крыс, которых участникам было велено собственноручно обезглавить. Опыт дал поразительные результаты, как и многие другие психологические эксперименты над людьми, примеры которых вы сейчас читаете. Примерно половина добровольцев наотрез отказалась выполнять распоряжение профессора, остальные же справились с задачей. Обычные люди, никогда ранее не проявлявшие тяги к мучению животных, подчиняясь приказу учителя, отрезали живым крысам головы. Исследование не позволило определить универсальных мимических движений, свойственных всем людям, однако продемонстрировало темную сторону людской натуры.

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Полевые исследования

Выделенные согласно условиям проведения виды эксперимента в психологии не ограничиваются лабораторным и естественным их типом. Существуют еще и полевые опыты. Их проводят аналогично естественным, но при этом, как правило, применяют стационарную аппаратуру. Это позволяет получать более точные результаты работ. Все участники исследований предупреждаются о проведении такого эксперимента, но благодаря обычной обстановке уровень искажения мотивации является минимальным.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

«Загорский эксперимент» и основы человеческого мышления

Эксперимент суррогатной мамы

Детали эксперимента: в этой серии крайне противоречивых экспериментов Гарри Харлоу изучал важность любви матери для нормального развития ребенка. Он провел первые опыты на обезьянах

Через несколько часов после рождения Харлоу отделил маленьких макак от их матерей и оставил на воспитание двух «суррогатных матерей».

Один суррогат был сделан из проволоки с прикрепленной бутылкой для еды; другой — из мягкой махровой ткани, но еды у него не было. Исследователь обнаружил, что детеныши обезьян проводили с махровой “матерью” гораздо больше времени, чем с проволочной.

Это доказывает, что привязанность играет большую роль, чем поддержание жизни, когда речь идет о развитии младенцев.

Также обнаружено, что обезьяны, которые проводили больше времени с мягкой “матерью”, быстрее росли и были более здоровыми.

Эти психологические эксперименты показывают, что тактильный контакт с мамой, является более важным аспектом для развития ребенка, нежели удовлетворением основных потребностей.

Виды экспериментов в психологии

2).

Примеры функциональных отношений, выявленных в экспериментах: изменение ощущений (R) в зависимости от интенсивности воздействия на органы чувств (S); объем запоминания (R) от числа повторений (S); интенсивность эмоционального отклика (R) на действие различных эмоциогенных факторов (S); развитие адаптационных процессов (R) во времени (S) и т. п.

Структурные отношения раскрываются через систему ответов (R1, R2, Rn) на различные ситуации (Sv S2, Sn). Отношения между отдельными ответами структурируются в систему, отражающую структуру личности (Р). Схематически это выглядит так (рис. 3).

Примеры структурных отношений: система эмоциональных реакций (Rp R2, Rn) на действие стрессоров (Sv S2, Sn); эффективность решения (R1, R2,Rn) различных интеллектуальных задач (S1, S2, Sn) и т. п.

Дифференциальные отношения выявляются через анализ реакций (R1, R2, Rn) разных испытуемых (P1, P2, Pn) на одну и ту же ситуацию (S). Схема этих отношений такова (рис. 4).

Примеры дифференциальных отношений: разница скорости реакции у разных людей, национальные различия в экспрессивном проявлении эмоций и т. п.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — её численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.Не которые эксперименты могут отнестись к макияжу.

Пилотажный эксперимент

Пилотажный эксперимент (pilot experiment) – пробное экспериментальное исследование, в котором апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план, проверяется работоспособность применяемых методик, уточняются технические моменты процедур эксперимента. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента, оценить возможность получения экспериментального эффекта.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования

    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных

    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка

    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Опыты с животными

Конечно же, не только над людьми ставятся классические психологические эксперименты. Список громких исследований, вошедших в историю, не будет полным, если не упомянуть опыт над обезьянами, проведенный в 1960 году. Эксперимент получил название «Источник отчаяния», его автором стал Гарри Харлоу.

Ученого интересовала проблема социальной изоляции человека, он искал способы защититься от нее. В своих исследованиях Харлоу использовал не людей, а обезьян, точнее детенышей этих животных. Малыши отнимались у матери, запирались в одиночестве в клетки. Участниками эксперимента становились только животные, чья эмоциональная связь с родительницами не вызывала сомнений.

Детеныши обезьян по воле жестокого профессора проводили в клетке целый год, не получая не малейшей «порции» общения. В результате у большинства таких узников развились явные психические отклонения. Ученый смог подтвердить свою теорию о том, что от депрессий не спасает даже счастливое детство. В настоящий момент результаты эксперимента признаны незначительными. В 60-х годах профессор получил множество писем от защитников животных, невольно сделал движение борцов за права братьев наших меньших более популярным.

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором, по мере возможности, обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Контроль над дополнительными переменными

В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять:
Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить
По возможности — сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента
Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

Заключение

Допплерография плода совершенно безопасное исследование для будущей мамы и малыша со второго триместра беременности. Это отличный «помощник», который помогает контролировать протекание беременности и быстро среагировать врачу при появлении каких-либо отклонений от нормы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector