Эффект первичности
Содержание:
- Понятие «эффект новизны» в психологии
- Цели исследования и возможности использования феномена казуальной атрибуции
- Связанные эффекты
- 5 Основные виды предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм.
- Иные примеры
- Критика и противоречия
- Сущность и особенности ошибок восприятия
- Афферентный сигнал
- Негативный перенос
- Целенаправленное поведение
- Эффект тамагочи
- Социологическое описание
- Причины
- Любимая работа
- 2.3.1. Эффекты восприятия
- Переключение
- Эффект доктора Фокса
- Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
- Почему не переходит на сайт ВКонтакте?
- История
- Небольшое вступление
- Вопрос 32. Как формулируется закон интереса в памяти и какими способами можно привлечь интерес к воспринимаемой информации
- Эффект первичности в искусстве
- Ради себя любимого
- Вопрос 32. Как формулируется закон интереса в памяти и какими способами можно привлечь интерес к воспринимаемой информации?
Понятие «эффект новизны» в психологии
Определение 1
Эффект новизны – это феномен социальной психологии, который проявляется при восприятии человека человеком – по отношению к знакомой персоне наиболее запоминающейся оказывается последняя, полученная о ней информация, в то время, как по отношению к незнакомой персоне наиболее значимым является первое впечатление о ней.
Область социального восприятия, связанная с описанием феноменов, эффектов, проявлений является наиболее изученной, имеющей богатый фактический материал. Феномены и эффекты являются и своеобразными «ошибками», и важными закономерностями, связанными с особенностями психики.
Эффект новизны делает жизнь более счастливой и насыщенной. Эффект новизны тесно связан с эффектом ореола и первичности и проявляется через значимость информации определенного порядка о человеке для того, чтобы составить о нем свое представление. В отношении знакомого человека значимой будет последняя, новая о нем информация – это есть эффект новизны. Относительно незнакомого человека, значимой будет первая о нем информация – эффект первичности.
Оба эффекта рассматриваются как частные случаи проявления процесса, восприятие человека человеком – этот процесс получил название стереотипизация.
Данные «ошибки» психология объясняет просто и доступно, а вот затруднение вызывает перенесение этих принципов на практику.
Психологи считают, что полученное ранее знание переходит в долговременную память, а полученное новое знание пока находится в кратковременной памяти и сознание не воспринимает его как достоверный факт. Вторая причина этого эффекта, по их мнению, кроется в бессознательной расстановке приоритетности между сообщающими информацию. Обычно считают, что, первый источник, в получении каких-либо сведений, если удовлетворяет потребность индивида, то он и будет более привлекательным и доверия к нему больше.
С эффектом новизны совпадает закон предшествования, открытый американским психологом М. Лундтом в 1925 г – эта концепция существовала до официальной формулировки эффекта новизны. Данная особенность восприятия в современной психологии связывается с работами польско-американского психолога Соломона Аша.
С. Аш в 1946 г впервые в своей статье упомянул эффект первичности. Анализируя свой эксперимент, он выдвинул теорию – более сильное впечатление на человека оказывает первое сообщение о чем-либо.
Эффект первичности С.Аша был подвергнут критике со стороны К. Ховланда, основателя Йельской школы, который считал, что теория не рассматривает образовательный уровень аудитории, её мировоззрение, кругозор.
Эффект новизны противопоставляется эффекту первичности. Он определяется, как склонность индивида отвергать прежнюю информацию о человеке, придавая большую значимость новым данным.
Для проверки этих эффектов Н. Миллер и Д. Кэмпбелл в 1959 г провели эксперимент. Суть эксперимента состояла в том, что произойдет с их точкой зрения на судебный процесс. Они получили стенограмму судебного процесса с аргументами обвинения и защиты, собранными в отдельные блоки. Их точка зрения о виновности и невиновности обвиняемого менялась, в зависимости от того, какой из блоков они читали первым.
В результате ученые сделали вывод о том, что эффект новизны побеждает эффект первичности лишь в том случае, если:
- проходит большое количество времени между двумя сообщениями с противоречивой информацией;
- формулировать свое мнение аудитория должна сразу после получения новой информации.
Цели исследования и возможности использования феномена казуальной атрибуции
Как уже говорилось ранее, первые исследования касались социальной казуальной атрибуции. Изучение этого феномена позволяло установить степень ответственности, который возлагал на себя каждый член коллектива за совместную деятельность. А также оценить и соотнести это с реальным вкладом в работу для возможных прогнозов перспективности и успешности работников.
Кроме того, явные перекосы в сторону того или иного типа атрибуции могут говорить о непроработанных детских страхах, которые, в свою очередь, могут приводить к различным психологическим особенностям поведения или, что ещё хуже, проблемам личного характера. Так что, если вас что-то заинтересовало или какой-то момент статьи оказался не полностью вам понятен, не стесняйтесь поговорить об этом с психологом.
Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории
Связанные эффекты
В 1977 году Уильям Крано решил провести исследование, чтобы развить предыдущие выводы о природе эффектов порядка, в частности, о первенстве и новизне, которые в своих предсказаниях считались однозначными и противоположными. Специфика, протестированная Crano, заключалась в следующем:
Гипотеза об изменении смысла
Пункты в начале списка определяют тему, которой участники ожидают, что остальная часть списка будет соответствовать. Участник изменил значение некоторых слов в списке, чтобы соответствовать ожиданиям, которые он или она установили. Уоткинс и Пейничиоглу (1984) объясняют это тем, что участники меняют значение слов, отклоняясь от установленной темы, чтобы уменьшить количество отклонений в представленной информации.
Дисконтирование несоответствия
Участники игнорировали информацию, которая не соответствовала ранее представленным им вопросам. Другими словами, дисконтирование подразумевает представление о противоречивой информации как о имеющей меньшую ценность, чем информация, которая согласуется с другой представленной информацией (Devine & Ostrom, 1985).
Гипотеза декремента внимания
Информация, представленная первой, имеет большее влияние на участников, чем информация, которая представлена позже, вызывая эффект первенства, даже если информация непротиворечива. Штайнер и Рейн (1989) объясняют, что люди уделяют больше внимания информации, представленной вначале, но постепенно уделяют меньше внимания информации, представленной им
Эффект первенства возникает из-за того, что участники обращают внимание на начальную информацию и игнорируют информацию, представленную позже. С другой стороны, если участники находятся в ситуации, когда они должны постоянно обращать внимание на информацию, может возникнуть эффект новизны.
Эффект непрерывности или эффект запаздывания предсказывает, что после успешного отзыва следующий отозванный элемент с меньшей вероятностью поступит из удаленной последовательной позиции, а не из соседней серийной позиции (Kahana, Howard, Zaromb & Wingfiend, 2002). Разница между серийным положением двух предметов называется запаздыванием серийной позиции. Другой фактор, называемый вероятностью условного ответа, — это вероятность вспомнить определенное запаздывание последовательной позиции. График запаздывания последовательной позиции в сравнении с вероятностью условного ответа показывает, что следующий отозванный элемент минимизирует абсолютное запаздывание, с большей вероятностью для соседнего, чем предыдущего.
5 Основные виды предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм.
предрассудок
–
это всегда заведомое осуждение, которое
внушает нам предубеждение против
человека исключительно на основании
его идентификации с определенной группой
Предрассудок
— это ложный, но укоренившийся в сознании
взгляд на что-либо. Предрассудка являются
такие понятия, как стереотип и
предрассуждение. Социальные проявления
предрассудков: расизм,
сексизм, эйджизм
(дискриминирующее поведение по отношению
к определенной группе людей или
конкретному человеку на основании его
принадлежности той или иной возрастной
группе, например, к категории пожилых
людей) и др.
Эйджи́зм
— полит. термин, обозначающий дискриминацию
младшего или старшего поколения,
мотивированную скрытым либо явным
предположением, что молодые не способны
судить о каких-л. вещах, а старые — немощны.Убеждение,
что пожилые люди – которые живут на
социальные пособия, являются лишними
членами общества, иначе говоря,
бесполезными.
Дискриминирующее
поведение
-
на
многие должности берут претендентов
не старше определенного возраста.
несмотря на его опыт и прочие достоинства, -
в
своей семье –более молодые родственники
могут не прислушиваться к их мнению,
игнорировать.
Расизм
— совокупность воззрений, в основе
которых лежат положения о физической
и умственной неравноценности человеческих
рас и о решающем влиянии расовых различий
на историю и культуру.
Расизм-
институциональная практика, выражающаяся
в том, что представителям определенной
расы навязывается подчиненное положение.»
Расистским
является убеждение в том, что расовые
признаки имеют решающее влияние на
способности, интеллект, нравственность,
поведенческие особенности и черты
характера отдельной человеческой
личности, а не общества или общественной
группы.
Идеи
Расизма
об
изначальном разделении людей на высшие
и низшие расы, из которых первые являются
создателями цивилизации и призваны
господствовать над вторыми. Осуществление
расистских теорий на практике порой
находит своё выражение в политике
расовой дискриминации.
Сексизм
— категория , введенная представителями
феминистской парадигмы и обозначающая
позицию или действие , которые принижают,
исключают, недооценивают и стереотипизируют
людей по признаку пола.
это
ориентация , которая ставит в
неблагоприятные условия один пол по
отношению к другому.
сексизм
—
дискриминация женщин.
– дискриминация
по признаку пола (от англ. sex – биологический
пол)
Иные примеры
Эффект первичности чаще всего возникают в кругу коллег, когда те или иные люди приходят в компанию в первый раз, демонстрируя себя с той или иной стороны. В большинстве случаев директора запоминают своих подчиненных именно такими, какими они им явились на собеседование. Быть может, именно поэтому мы так переживаем перед очередным интервью с работодателем и тщательно его продумываем. Подобный эффект первичности возникает и в дружеских компаниях. Когда приходят новые люди, каждого из них вы отмечаете каким-то словом или связываете с той или иной ассоциацией. Именно таким этот человек будет в вашем сознании на протяжении всего времени, даже если в дальнейшем он полностью изменится для остального мира. Кто-то вечно будет для вас душой компании, кто-то — молчаливым мудрецом, а кто-то — парнем с соседнего двора, даже если он живет в совсем другом районе.
Критика и противоречия
Основатель Йельской школы убеждающей коммуникации Карл Ховланд подверг сомнению эффект первичности Аша. По его мнению, теория о данном эффекте не рассматривает такие важные факторы, как образовательный уровень аудитории, ее мировоззрение и кругозор. Вероятность того, что хорошо образованный человек, имеющий больший жизненный опыт, поверит абсурдному факту, а не объективному суждению, в независимости от последовательности их получения, мала.
Более того, существуют и другие ошибки восприятия, порой противоречащие друг другу. Эффекту первичности противопоставляется эффект новизны (эффект недавности), который определяется как склонность индивида придавать наибольшую значимость более новым данным о человеке, событии или явлении, отвергая прежнюю информацию.
Чтобы понять, как именно работают эти противоречащие на первый взгляд друг другу эффекты, в 1959 году Норман Миллер и Дональд Кэмпбелл провели эксперимент. Студенты Северо-Западного университета получили стенограмму судебного процесса, причем аргументы обвинения и защиты были собраны в отдельные блоки. Наблюдая за тем, как студенты меняют свою точку зрения о виновности или невиновности обвиняемого, Миллер и Кэмпбелл сделали вывод, что эффект новизны побеждает эффект первичности только в том случае, если:
- между двумя сообщениями с противоречащей информацией проходит большое количество времени;
- аудитория должна формулировать свое мнение сразу после получения новой информации.
Сущность и особенности ошибок восприятия
Наиболее важными в процессе общения характеристиками считаются те, которые дают возможность относить человека к той или иной группе. Восприятие данных характеристик происходит достаточно точно. Далее происходит достраивание остальных черт и особенностей в соответствии с определенными схемами. Именно на этом этапе возникает вероятность ошибки.
Замечание 1
Ошибки восприятия, в частности, обусловлены, действием отдельных факторов, включая превосходство, привлекательность и отношение.
Люди, которые вступают в общение, не равны между собой. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и др. В случае наличия неравенства партнеров чаще всего используется схема восприятия, способствующая возникновению ошибок неравенства. Психология относит данный тип ошибок к факторам превосходства.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
При встрече человека, который превосходит другого по какому-то важному для него параметру, оценка производится несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был наравне. Если же лицо имеет дело с человеком, которого в чем-то превосходит, то имеет место занижение оценки
Фиксация превосходства производится по какому-то единственному параметру, а переоценка (недооценка) по нескольким параметрам
Данная схема восприятия действует не при любом, а лишь при действительно важном, существенном неравенстве
Также существуют ошибки восприятия, которые способны затруднять взаимопонимание. На процесс восприятия и понимания других людей кроме стереотипов, влияют и другие факторы, способствующие искажению образа других лиц и затрудняющие взаимопонимание. Установки способны вызвать искаженное представление о личности других субъектов.
Определение 3
Установка в психологии представляет собой неосознанную готовность к некоторому поведению, которая сформировалась у человека. Это готовность положительным или отрицательным образом реагировать на определенные события или факты.
Установка проявляется в виде привычных суждений, представлений, поступков. Если однажды произошла ее выработка, то она останется на более или менее долгий промежуток времени. Разной будет скорость формирования и затухания установок, а также их подвижность.
Установки в качестве неосознаваемой готовности воспринимать окружающих и события под определенным углом зрения и давать реакцию определенным, изначально сформированным образом, без объективного анализа ситуации, создаются на основе личного предыдущего опыта индивида или под влиянием других лиц.
Пример 1
В известном эксперименте А. Бодалева двум группам была предложена фотография одного и того же человека. Испытуемые должны были составить его психологический портрет. Перед этим одной группе была дана установка, что на фотографии представлен преступник, а другой группе сообщено, что на фото герой. Исследование показало, что формирование восприятия происходило в зависимости от изначальных установок.
Установки могут быть положительными и отрицательными в соответствии с тем, негативно или позитивно человек готов относиться к определенному лицу или ситуации. Подобные отрицательные предвзятые взгляды могут мешать объективному пониманию поступков реальных людей. Примерами могут быть следующие установки: «все чиновники берут взятки», «все люди — эгоисты», «все мужчины полигамны» и др.
Афферентный сигнал
Определение 1
Афферентация – это постоянный поток нервных импульсов, поступающих от органов чувств в центральную нервную систему и зависящих от силы раздражителей и насыщенности ими среды.
Специалисты называют живой организм человека уникальной кибернетической машиной, которая способна к самоуправлению – данную функцию выполняет нервная система.
Чтобы организм самоуправлялся, необходимы три звена.
Первое звено связано с поступлением информации по специальному вводному каналу. Поступление информации происходит следующим образом – сообщение из источника информации поступает на рецептор, который является приемным концом канала информации.
Рецептор является своеобразным кодирующим устройством, воспринимающим сообщение и перерабатывающим его в сигнал. Этот сигнал получил название афферентного сигнала.
В результате этой переработки внешнее раздражение превращается в нервный импульс. Затем афферентный сигнал по каналу информации передается далее, каковым является афферентный нерв.
Выделяют три вида каналов информации и три входа в них. Внешние входы осуществляются через органы чувств.
Внутренние входы идут через:
- интероцепторы – органы растительной жизни,
- проприоцепторы – органы животной жизни.
Второе звено – это переработка информации, которая совершается декодирующим устройством. Это устройство образовано клеточными телами афферентных нейронов нервных узлов и нервных клеток серого вещества спинного мозга, коры и подкорки головного мозга. Они образуют нервную сеть серого вещества центральной нервной системы.
Третье звено – это управление, которое достигается передачей эфферентных сигналов из серого вещества спинного и головного мозга на исполнительный орган. Передача сигнала осуществляется по эфферентным нервам с эффектором на конце.
Существуют два рода исполнительных органов – органы животной жизни, к которым относятся произвольные мышцы, в основном скелетные. Органы растительной жизни – это железы и непроизвольные мышцы.
Для управления и координации процессов установлена и общность принципа обратной связи.
Такая кибернетическая схема существует не только в автоматах, но и в живых организмах. В нервной системе, с этой точки зрения, различают обратную связь рабочего органа с нервными центрами – это обратная афферентация.
Имеется в виду, что с рабочего органа в каждый данный момент передаются сигналы о результатах его работы в центральную нервную систему. Когда центры нервной системы в исполнительный орган посылают эфферентные импульсы, то в этом органе возникает рабочий эффект, например, секреция, движение.
В результате, в исполнительном органе возникают нервные импульсы, которые поступают обратно в спинной и головной мозг по афферентным путям и дают сигнал рабочему органу о выполнении определенного действия в данный момент.
Рисунок 1. Принцип обратной афферентации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
В этом состоит сущность обратной афферентации, т.е. по существу – доклад центру о том, что приказ на периферии выполнен.
Если в руках, например, находится какой-то предмет, то глаза постоянно измеряют расстояние между рукой и целью – информация об этом посылается в мозг в виде афферентных сигналов. Происходит замыкание в мозге человека на афферентные нейроны, а они уже передают двигательные импульсы в мышцы рук, которые в свою очередь производят необходимое действие. В мышцах находятся рецепторы, на которые они воздействуют и посылают в мозг чувствительный сигнал. В каждый данный момент эти сигналы информируют о положении руки. По цепям рефлексов происходит двусторонняя сигнализация, и продолжаться она будет до тех пор, пока рука не возьмет предмет, т.е. расстояние между предметом и кистью должно сократиться до нуля.
Замечание 2
Таким образом, афферентный, значит передающий импульсы от рабочих органов к нервному центру, а эфферентный – передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам.
Негативный перенос
Термин, обозначающий эффект переноса отрицательных чувств, основанных на любой форме ненависти, ее дериватов и предшественников. Негативный перенос чаще всего выражается гневом, ненавистью, враждебностью, отвращением, негодованием, горечью, неприязнью, раздражением и прочими эмоциями. В психоанализе подобные чувства всегда фигурируют, хотя раскрыть их более сложно, чем проявления положительного переноса. Психотерапевт, как правило, бессознательно «подыгрывает» попыткам пациента защитить самого себя от осознания негативного переноса. Частой причиной того, что психотерапия оказывается неэффективной, является неправильный анализ негативного проецирования.
Целенаправленное поведение
Целенаправленное поведение связано с поиском целевого объекта, удовлетворяющего потребность.
Побудителем целенаправленного поведения могут быть не только отрицательные эмоциональные переживания, огромная побудительная сила содержится в тех положительных эмоциях, которые в прошлом опыте были связаны с получением положительного подкрепления или награды. Они фиксируются в памяти, и в дальнейшем будут возникать всегда, предвосхищая получение удовольствия. Это говорит о том, что формирование акцептора результатов действия включает и эмоции.
Достигнутые результаты будут определять последующее поведение – оно или будет скорректировано, или прекращено.
Несмотря на то, что поведение включает рефлекторные механизмы, но не определяется как рефлекс, потому что включает физиологическое программирование и опережающее отражение действительности.
Сравнение результатов поведения с программирующими, будет обуславливать целенаправленность поведения.
Формирование систем поведенческих актов происходит прижизненно в зависимости от условий, состояния организма и уже сформированных систем.
Например, грудной ребенок, видя перед собой красивые погремушки тянет к ним ручку, но она его не слушается и двигается в разные стороны. Чтобы взять игрушку в руки, нужны сотни повторений и только когда сложится функциональная система зрительно-моторной координации, рука начнет двигаться к предмету.
Функциональные системы потребностей и мотивов у человека формирует социальная среда. Они характерны только для человека и направлены на получение социально значимых результатов в разных сферах деятельности.
Проведенные Анохиным исследования способствовали физиологическому пониманию феномена цели и его системообразующей функции в возникновении поведенческого акта.
Эффект тамагочи
Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.
Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Социологическое описание
Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: «Первое впечатление нельзя произвести дважды». Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда «примеряем» образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.
Причины
Любимая работа
В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.
2.3.1. Эффекты восприятия
При кратковременных
контактах обычно опираются на сложившиеся
эталоны восприятия. Отождествляя
собеседника с определенным эталоном
на основе некоторых общих признаков,
мы приписываем ему одновременно и
множество других черт, которые, по нашему
опыту, обычно встречаются у людей такого
типа. Навыки экспресс диагностики очень
важны в практике взаимодействия, однако
восприятие людей с опорой на эталоны
(лежащие в основе такой диагностики)
связано с целым рядом типичных ошибок,
так называемых эффектов,2среди которых отметим эффект ореола,
мягкость, центральную тенденцию, эффекты
первичности, новизны и проекции.
Эффект ореола:
человек формирует впечатление об объекте
в целом (благоприятное или нет) на основе
восприятия какого-то отдельного значимого
качества этого объекта. Объект, его
поведение систематически переоценивается,
так как оценку определяет не столько
реальное поведение объекта, сколько
степень благоприятности сформировавшегося
о нем впечатления. Эффект ореола
проявляется в том, что общее благоприятное
первое впечатление приводит к позитивным
оценкам и неизвестных качеств
воспринимаемого и, наоборот, общее
неблагоприятное впечатление способствует
преобладанию негативных оценок. В
экспериментальных исследованиях
установлено, что эффект ореола наиболее
явно проявляется тогда, когда воспринимающий
имеет минимальную информацию об объекте
восприятия, а также когда суждения
касаются моральных качеств. Эта тенденция
затемнить определенные характеристики
и высветлить другие и играет роль
своеобразного ореола в восприятии
человека человеком.
Мягкость:
характеристика личности, которая
обуславливает чрезвычайно положительные
оценки ею других людей или объектов.
Центральная
тенденция: тенденция избегать
крайних суждений и оценивать людей и
объекты усредненно или нейтрально.
В ситуациях, когда
воспринимается незнакомый человек
проявляется эффект первичности.
Он состоит в том, что при противоречивых
после первой встречи данных об этом
человеке, информация, которая была
получена раньше, воспринимается как
более значимая и оказывает большее
влияние на общее впечатление о человеке.
Эффект новизны:
заключается в тенденции больше доверять
более новой информации в ситуациях
восприятия знакомого человека. Если
недавняя информация отрицательна,
человек или объект будет оценен
отрицательно.
Эффекты контраста:
тенденция оценивать людей или объекты,
сравнивая их с характеристиками недавно
наблюдаемых людей или объектов.
Эффект проекции
– когда в результате симпатии собеседнику
приписываются свои собственные
достоинства, а при антипатии – свои
недостатки.
Переключение
Переключение – это постоянная смена торговых стратегий без реальной причины для этого. Обычно это происходит либо после череды проигрышных сделок, либо после изменения эквити счета на негативное.
Последние из совершенных проигрышных сделок достаточно убедительны, чтобы заставить трейдера поверить, что его стратегия больше не жизнеспособна, хоть она и является прибыльной в общем.
Когда это происходит, трейдер меняет стратегию. Когда похожая просадка происходит при использовании новой стратегии, он снова меняет ее и так далее.
Трейдер считает, что успешно избегает серий проигрышных сделок, поскольку прекращает торговать по стратегии, когда она становится убыточной. В реальности у систем не бывает прибыльных периодов, поскольку каждая из них никогда не проходит полностью через просадку и не начинает приносить прибыль; в результате, наличие лишь убыточных серий сделок влияет на торговый счет.
Если стратегия была протестирована и существуют доказательства, что она является выигрышной, тогда правильным будет торговать по ней в течение периода просадки. Однако плохие результаты торговли будут недавним событием, и вместо следования логичному плану, трейдеры постараются избегать проигрышных сделок, переключаясь с выигрышной системы на иную.
Эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.
Люди, обладающие выдающимися актёрскими или ораторскими способностями, могут оказывать сильнейшее воздействие на людей своим талантом. Например, вы присутствуете на лекции или семинаре, и перед вами выступает человек, обладающий харизмой, эмоциональностью и умением замечательно рассказывать. При этом лектор совершенно не разбирается в теме, а информационная составляющая его речи находится на очень низком уровне. После мероприятия вы всё равно будете находиться под исключительно положительным впечатлением, уверенные в том, что получили массу полезных знаний. Это ещё раз говорит нам, что, зачастую, имидж человека, особенности его личности и определённые свойства психики оказывают на нас гораздо большее влияние, чем то, что он говорит. А развитие и тренировка своих личных способностей рассказчика позволит вам поддерживать любой разговор и оказывать воздействие на людей, формируя о себе только положительное впечатление.
11
Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
Каузальную атрибуцию, что любопытно, часто используют для того, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности.
Выученная/приобретенная беспомощность – это состояние человека, при котором он не предпринимает попыток улучшить свое состояние (не пытается получить позитивные стимулы или избежать негативных), хотя имеет такую возможность. Это случается, когда он несколько раз пытался изменить ситуацию, но потерпел неудачу. И теперь привык к своей беспомощности.
Отец позитивной психологии Мартин Селигман продемонстрировал в своих экспериментах, что люди прилагают меньше усилий на решение «решаемой» проблемы после того, как они потерпели серию неудач в «нерешаемых» проблемах.
Селигман считает, что люди, получив неудовлетворительные результаты, начинают думать, что дальнейшие попытки тоже не приведут ни к чему хорошему. А вот теория каузальной атрибуции говорит, что люди не пытаются удвоить усилия, чтобы не понизить свою самооценку, потому что иначе они свяжут неудачу со своими внутренними личностными характеристиками. Если не пытаться – то гораздо легче обвинить во всем внешние факторы.
Почему не переходит на сайт ВКонтакте?
Скорее всего (в девяноста пяти процентах случаев) ваш аккаунт не был взломан, в чем вы легко сможете убедиться, если попробуете зайти на свою страничку с другого компьютера. В чем причина того, что не заходит в Вконтакте? Рассмотрим самые распространённые причины.
История
Небольшое вступление
Поведение и мировоззрение большинства людей базируется на трех основных психологических эффектах: новизны, первичности и последовательности. Каждый из них может быть, в большей или меньшей степени, определяющим для человека. Итак, эффект первичности — это когда припоминаются лишь первые впечатления о предмете, явлении, о человеке, и именно на них базируется дальнейшее мнение. Например, актер, который сыграл Гарри Поттера, навсегда своим героем и остался. Это так называемый всеобщий эффект первичности. Что же касается эффекта последовательности, то в данном случае той самой «призмой мировоззрения» является предыдущий фактор. Именно он влияет на оценку того, который идет за ним. Например, вы пришли первый раз в салон сделать маникюр, и вам понравился результат. Вы пришли туда во второй раз — результат опять понравился. Придя в третий раз, вас что-то не устроило, и этот фактор стал решающим — вы сменили салон красоты. Ну, а теперь переходим к трактовке главного термина.
Вопрос 32. Как формулируется закон интереса в памяти и какими способами можно привлечь интерес к воспринимаемой информации
Закон интереса: интересное запоминается легко и не требует для этого много усилий
Поэтому важно, чтобы запоминаемый материал вызывал интерес. Для этого его следует излагать в яркой, образной, проиллюстрированной убедительными примерами форме, что определяет непосредственный интерес к материалу и улучшает его запоминание
Такой интерес вызывается эмоциональной привлекательностью объекта
Основой же формирования опосредованного интереса к материалу является осознание его личной значимости
Поэтому всегда важно показывать (или осознавать), для чего этот материал будет нужен, где его потом можно будет использовать в будущей работе
Эффект первичности в искусстве
Ради себя любимого
Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.
Вопрос 32. Как формулируется закон интереса в памяти и какими способами можно привлечь интерес к воспринимаемой информации?
Закон
интереса:
интересное запоминается легко и не
требует для этого много усилий
Поэтому
важно, чтобы запоминаемый материал
вызывал интерес. Для этого его следует
излагать в яркой, образной, проиллюстрированной
убедительными примерами форме, что
определяет непосредственный
интерес к
материалу и улучшает его запоминание.
Такой интерес вызывается эмоциональной
привлекательностью объекта
Основой
же формирования опосредованного
интереса к
материалу является осознание его личной
значимости. Поэтому всегда важно
показывать (или осознавать), для чего
этот материал будет нужен, где его потом
можно будет использовать в будущей
работе.