Синоним к слову диссонанс

Определение слова «Диссонанс» по БСЭ:

Диссонанс — Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу)в стихосложении, вид рифмующего созвучия, в котором не совпадают ударяемые гласные, например: слово — слева — слава. Звуковой повтор в Д. строится на согласных звуках, поэтому его иногда называется консонансом (от франц. consonnй — согласная). Д. вошёл в поэтическую практику лишь в 20 в. как редкий, но выразительный приём. Например:На побережье после буриТвоих камней я слышу хруст,О, море, самый умный в миреХудожник-абстракционист!(Л. Н. Мартынов).

Диссонанс — в музыке, звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом (не следует отождествлять с неблагозвучием как эстетически неприемлемым звучанием, см. Какофония). Понятие Д. противостоит понятию Консонанса. К Д. относят большие и малые секунды и септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы, а также все аккорды, включающие хотя бы один из этих интервалов. условно к Д. относят и кварту по отношению к басу. С математико-акустической точки зрения Д. представляет более сложное отношение чисел колебаний (длин струн). различие между консонансом и Д. оказывается только количественным, а граница между ними — условной. С точки зрения музыкальной психологии Д. сравнительно с консонансом является созвучием более напряжённым, неустойчивым. в системе мажора и минора качественное различие консонанса и Д. достигает степени противоположности, контраста и представляет большую эстетическое ценность. Учение о композиции всегда учитывало это различие в восприятии диссонирующих и консонирующих созвучий. До 17 в. условием применения Д. было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс. в 17-19 вв. обязательным правилом было лишь разрешение Д.. с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё чаще применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения.Лит.: Гарбузов Н. А., О консонирующих и диссонирующих интервалах, «Музыкальное образование», 1930, № 4-5. Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова»,1941, т. 10. Тюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в кн.: Вопросы современной музыки, Л., 1963. Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875. Stumpf С., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898. Riemann Н., Zur Theorie der Konsonanz und Dissonanz, в его сб.: Prдludien und Studien, Bd 3, Lpz., 1901.Ю. Н. Холопов.

Релевантные отношения: диссонанс и консонанс

Два
элемента являются диссонантными по
отношению друг к другу, если по той или
иной причине они не соответствуют один
другому.

Сейчас
мы можем перейти к тому, чтобы сделать
попытку более формального концептуального
определения.

Давайте
рассмотрим два элемента, которые
существуют в знании человека и релевантны
по отношению друг к другу. Теория
диссонанса игнорирует существование
всех других когнитивных элементов,
которые являются релевантными к любому
из двух анализируемых элементов, и
рассматривает только эти два элемента
отдельно. Два элемента, взятые по
отдельности, находятся в диссонантном
отношении, если отрицание одного элемента
следует из другого. Можно сказать, что
Х и Y находятся в диссонантном отношении,
если не-Х следует из Y. Так, например,
если человек знает, что в его окружении
находятся только друзья, но, тем не
менее, испытывает опасения или
неуверенность, это означает, что между
этими двумя когнитивными элементами
существует диссонантное отношение. Или
другой пример: человек, имея крупные
долги, приобретает новый автомобиль; в
этом случае соответствующие когнитивные
элементы будут диссонантными по отношению
друг к другу. Диссонанс может существовать
вследствие приобретенного опыта или
ожиданий, либо по причине того, что
считается приличествующим или принятым,
либо по любой из множества других причин.

Побуждения
и желания также могут быть факторами,
определяющими, являются ли два элемента
диссонантными или нет. Например, человек,
играя на деньги в карты, может продолжать
играть и проигрывать, зная, что его
партнеры являются профессиональными
игроками. Это последнее знание было бы
диссонантным с осознанием его собственного
поведения, а именно того, что он продолжает
играть. Но для того чтобы в данном примере
определить эти элементы как диссонантные,
необходимо принять с достаточной
степенью вероятности, что данный индивид
стремится выиграть. Если же по некоей
странной причине этот человек хочет
проиграть, то это отношение было бы
консонантным.

Приведу
ряд примеров, где диссонанс между двумя
когнитивными элементами возникает по
разным причинам.

1.
Диссонанс может возникнуть по причине
логической несовместимости. Если индивид
полагает, что в ближайшем будущем человек
высадится на Марс, но при этом считает,
что люди до сих пор не в состоянии сделать
космический корабль, пригодный для этой
цели, то эти два знания являются
диссонантными по отношению друг к другу.
Отрицание содержания одного элемента
следует из содержания другого элемента
на основании элементарной логики.

2.
Диссонанс может возникнуть по причине
культурных обычаев. Если человек на
официальном банкете берет рукой ножку
цыпленка, знание того, что он делает,
является диссонантным по отношению к
знанию, определяющему правила формального
этикета во время официального банкета.
Диссонанс возникает по той простой
причине, что именно данная культура
определяет, что прилично, а что нет. В
другой культуре эти два элемента могут
и не быть диссонантными.

3.
Диссонанс может возникать тогда, когда
одно конкретное мнение входит в состав
более общего мнения. Так. если человек
— демократ, но на данных президентских
выборах голосует за республиканского
кандидата, когнитивные элементы,
соответствующие этим двум наборам
мнений, являются диссонантными по
отношению друг к другу, потому что фраза
«быть демократом» включает в себя, по
определению, необходимость поддержания
кандидатов демократической партии.

4.
Диссонанс может возникать на основе
прошлого опыта. Если человек попадает
под дождь и, однако, надеется остаться
сухим (не имея при себе зонта), то эти
два знания будут диссонантными по
отношению друг к другу, поскольку он
знает из прошлого опыта, что нельзя
остаться сухим, стоя под дождем. Если
бы можно было представить себе человека,
который никогда не попадал под дождь,
то указанные знания не были бы
диссонантными.

Этих
примеров достаточно для того, чтобы
проиллюстри-ровать, как концептуальное
определение диссонанса может использоваться
эмпирически, чтобы решить, являются ли
два когнитивных элемента диссонантными
или консонантными. Конечно, ясно, что в
любой из этих ситуаций могут существовать
другие элементы знания, которые могут
быть в консонантном отношении с любым
из двух элементов в рассматриваемой
паре. Тем не менее, отношение между двумя
элементами является диссонантным, если,
игнорируя все остальные элементы, один
из элементов пары ведет к отрицанию
значения другого.

Диссонанс

Подробности
Категория: Словарь музыкальных терминов

Латинское слово dissono — «нестройно звучу» перешло во французское dissonance. Отсюда понятно, под термином подразумевается конфликтное, дискомфортное звучание. До 17 в. условием применения диссонанса было полное его подчинение консонансу — правильное приготовление и разрешение (переход) в консонанс; в 17—19 вв. обязательным правилом было лишь разрешение диссонанса; с конца 19 в. и в особенности в 20 в. диссонанс всё чаще применяется самостоятельно — без приготовления и без разрешения.

С позиций математики диссонанс можно охарактеризовать как более сложное отношение чисел, отображающих величины колебаний звуков. Чем больше общее кратное число, тем более диссонантной будет вертикальная структура, т.к. тем реже будет совпадать общее колебание (см. стук). В то же время, чем диссонанснее вертикаль, тем экспрессивнее звучание (см. там же). Диссонантность ни в коем случае не следует отождествлять с фальшью. В рамках гармонии основным условием звучания является умелое сочетание диссонансов и консонансов (созвучие – прямая противоположность диссонансу) — в разные эпохи это выглядит по-разному. Фальшью будет грубое несоблюдение условий их сочетания.Отношение периодов колебаний интервалов в одном периоде полного совпадения фаз:

унисон малая секунда большая секунда малая терция большая терция кварта тритон квинта малая секста большая секста малая септима большая септима октава 1/1 25/24 9/8 6/5 5/4 4/3 45/32 3/2 8/55/3 9/5 15/8 2/1

Диссонансы бывают абсолютными, ладовыми и функциональными

К абсолютным диссонансам относятся следующие виды интервалов: большая и малая секунды (Б.2, М.2), малая и большая септимы (М.7, Б.7), тритон (ув.4, ум.5), а также все аккорды, включающие данные интервалы.

К ладовым диссонансам относятся интервалы, строящиеся на двух неустойчивых ступенях, либо интервалы, строящиеся на одной устойчивой и одной неустойчивой ступени, также все увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические или интервалы гармонических ладов), и все аккорды, включающие данные интервалы. Разрешаются ладовые диссонансы по принципам внутриладовых тяготений.

Функциональный диссонанс. В многоголосной гомофонной и полифонической музыке в рамках заявленной функциональной вертикали наблюдается внутреннее мелодическое (контрапунктическое) движение, создающее дополнительные нагнетания-спады напряжения. Так что сам ладовый консонанс (I-я или III-я  ступень) на функции Доминанты в момент действия доминантовой вертикали будет требовать функционального разрешения в ближайшие звуки аккорда доминанты. Данный вид диссонанса существует по факту, как неотъемлемый атрибут многоголосной музыки, хоть и не находит должного освещения в школьных учебниках по теории музыки. Мелодическое движение исключительно по тонам аккордов основных функций встречается только в задачках по гармонии, на практике все гораздо интереснее.

Более наглядно степень диссонансности можно выразить в интервалах (2-х звуках по вертикали). Из жизненной практики музыканты знают, что диссонансным (чаще в исполнении дилетанта) фальшивым, бывает даже унисон (из-за разных причин, например, мастерства, или при наложении классического вокала на фольклорный и т.п.). Даже профессионалы в ряде случаев могут офальшивить этот самый унисон, квинту или октаву. Отчасти поэтому и существуют классические правила строгого стиля, чтобы избавить уши слушателя от лишних диссонансов, а исполнителей от конфуза.

Здесь важным будет замечание: в пределах ощущаемых слухом градаций высоты тона (также см. статью об органах слуха и о чистоте тона). Исходя из замечания, частоты в 440Гц и 442Гц будут восприниматься нами как унисон, и все незначительные градации в частотных отклонениях будут приравниваться нашей психикой к темперированной 12-и полутоновой шкале, вне которой мы не знаем примеров в гомофонии и полифонии. Примеры найдутся только лишь в мелодическом голосе ряда восточных культур и в блюзе в пределах блуждания (подтяжек).Глядя на весь путь развития музыки, становится ясно, что четкой грани между диссонансом и консонансом нет. В джазе и в современной элитарной музыке (не попсе) условная грань сильно смещена в сторону диссонанса (по сравнению с классикой до XX века).По определению к диссонирующим интервалам следует относить секунды, септимы и тритон. По отношению к ладу – также все увеличенные и уменьшенные интервалы. По отношению к аккордам – аккорды, в структуре которых имеется хотя бы один внутренний диссонирующий интервал.Каждый должен четко осознавать, что диссонансы являются основной составляющей музыки, без которых она не может существовать.

  • < Назад
  • Вперёд >

Консонансы и диссонансы в музыке

Все интервалы можно разделить на две большие группы – консонансы и диссонансы. Что это значит? Консонансы – это интервалы, которые звучат слаженно, красиво, звуки в них находятся в гармонии и ладу между собой. Диссонансы – это интервалы, которые, напротив, звучат резко, несогласно, звуки в них мешают друг другу.

Существует три группы консонансов: абсолютные, совершенные и несовершенные. К абсолютным консонансам относятся чистая прима и чистая октава – всего два интервала. Совершенными консонансами являются также два интервала – чистая квинта и чистая кварта. Наконец, к числу несовершенных консонансов принадлежат терции и сексты в своих разновидностях – они бывают малые и большие.

Если вы забыли, что такое чистые, большие и малые интервалы, то повторить и разобраться можно в статье «Количественная и качественная величина интервала».

К диссонирующим созвучиям относятся все секунды и септимы, а кроме того некоторые увеличенные и уменьшенные интервалы.

Как же различать интервалы на слух, зная о консонансах и диссонансах? Нужно помнить следующие характеристики и рассуждать логически:

  • Прима – это повторение одного и того же звука, узнать ее – не составит труда, а перепутать с чем-то едва ли удастся.
  • Секунда – это диссонанс, звуки секунды находятся близко и друг другу мешают. Помните колючего ежика?
  • Терция – один из самых благозвучных интервалов. Два звука рядом, звучат вместе просто классно. Терция – любимый интервал маленького Моцарта.
  • Кварта – совершенный консонанс, звучит слегка напряженно.
  • Квинта – еще один консонанс, звучит все-таки пустовато и одновременно насыщенно, расстояние между звуками становится довольно ощутимым.
  • Секста – старший брат терции. Звуки расположены далеко друг от друга, но совместная жизнь их прекрасна.
  • Септима – два звука находятся далеко и друг другу мешают. Старший брат секунды.
  • Октава – два звука полностью сливаются, звучит все это безмятежно, спокойно.

Значение слова Диссонанс по словарю Брокгауза и Ефрона:

Диссонанс — соединение двух и более звуков, не удовлетворяющее, не успокаивающее музыкальное чувство, вследствие того, что их вибрации или колебания редко совпадают. Д. требует перехода или так называемого разрешения в консонанс. При двухзвучном сочетании диссонансами считаются следующие интервалы: секунды (большая, малая, увеличенная), терция (уменьшенная), кварты (чистая, увеличенная), квинты (увеличенная, уменьшенная), секста (увеличенная), септимы (большая, малая, уменьшенная), ноны (большая, малая). Каждому из этих Д. соответствует особое разрешение. так, напр., при секунде большой нижний звук идет на 1/2 тона или тон вниз, верхний — остается на месте или идет на чистую кварту вверх (разрешение в терцию большую или малую или в сексту большую или малую). Диссонирующими аккордами считаются те, которые заключают в себе Д., как, напр., уменьшенное, чрезмерное трезвучия, все септаккорды, все нонаккорды . Н. Соловьев. Диссонанс (физическое объяснение). — Объяснение Д., по Гельмгольцу, сводится к явлению звуковых колебаний или ударов (battements, Stösse, Schwebungen), вызываемых одновременным звучанием двух тонов, мало отличающихся между собой по высоте. Эти колебания звука обусловливаются тем, что две звуковые волны, достигая уха, попеременно или взаимно совпадают и этим усиливают звук, то противодействуют друг другу, когда сгущение одной из них налагается на разрежение другой, при чем звук ослабляется. Происходит при этом, следовательно, прерывистый звук, ряд звуковых ударов, или колебание тона. Если, например, числа колебаний в 1 секунду двух источников звука будут 512 и 508, то в каждую секунду первому из них будет соответствовать число колебаний на 4 больше, нежели второму, а в 1/4 секунды превышение колебаний будет 1. Через 1/4 сек. поэтому колебания будут приходить в прежние взаимные условия. Через 1/8 сек., напротив, условия будут как раз противоположные — будет последовательное чередование между усилением и ослаблением звука. В 1 сек. будут, следовательно, 4 удара (т. е. 4 усиления звука). Вообще число ударов будет равно разности между числами колебаний двух источников звука. Такие колебания звука производят вообще неприятное впечатление на нервы уха, подобно тому, как мерцание света неприятно для глаза. Это неприятное ощущение особенно сильно, когда число звуковых ударов в 1 сек. заключается между 30 и 40. Колебания звука вызываются, разумеется, не только основными тонами, но также и сопровождающими их всегда высшими гармоническими тонами. На основании сказанного легко теперь понять, почему, напр., чистая октава звучит хорошо, а не вполне чистая очень неприятна для слуха. В самом деле, представим себе, у нас что имеются два источника звука, составляющие октаву, причем число колебаний одного будет 200, а другого 400 в 1 сек. Числа колебаний, соответствующие их высшим гармоническим (второстепенным) тонам, мы получим, умножив последовательно данные числа на 2, 3, 4 и т. д. Таким образом, будем иметь соответствующие числа для 1-го тона 200 400 600 800 и т. д. для 2-го тона 400 800………… Отсюда видно, что 2-й тон будет как бы только усиливать некоторые из высших гармонических 1-го тона. Неприятных колебаний звука при этом не будет, и сочетание этих обоих тонов даст полный консонанс. Если же числа колебаний не будут составлять между собой чистой октавы (т. е. отношение между ними не будет в точности равно 2), напр. пусть число колебаний 2-го источника будет 420 вместо 400, то тогда получим для 1-го тона 200 400 600 800… для 2-го тона 420 840………. При этом 420 и 400 дадут 20 колебаний в 1 сек., а 840 и 800 дадут 40 колебаний. ушные нервы будут раздражаться неприятным образом, и оба тона дадут Д. Н. Гезехус.

Примеры когнитивного диссонанса в повседневной жизни

Когнитивный диссонанс может быть чем-то таким, что ты даже не замечаешь, потому что мозг быстро справляется с ним, например, когда ты проливаешь свой кофе.

Поначалу ты можешь расстроиться — еще бы, ведь вместо того, чтобы подзарядиться бодрящим напитком, ты обжегся и запачкался. Но затем начинаешь рассуждать рационально.

Ты можешь сказать себе, что все в порядке, потому что кофе почти закончился или был холодным, невкусным, да и достать новый не составит труда. Поступая таким образом, ты почти сразу же уменьшаешь возникший диссонанс.

Другой распространенный пример касается курильщиков. С одной стороны, они получают удовольствие от курения, а с другой — часто задумываются о вреде для здоровья, оказываемом их привычкой.

FAQтыКак избавиться от любой вредной привычки раз и навсегда: 5 главных правил

Их поступок входит в диссонанс с информацией, которую они получили от знакомых и близких, а также из СМИ. Что они делают, чтобы снизить возникший дискомфорт?

Некоторые находят «оправдание» своей вредной привычке, например, уверены, что это отлично помогает им расслабляться.

Другие начинают избегать информации о вреде курения и стараются не думать о возможных негативных последствиях.

Третьи в итоге бросают курить.

Как видишь, в приведенном примере люди выбирают один из трех способов борьбы с диссонансом между их поведением и полученной информацией:

  • оправдывают себя;
  • изолируются от информации, противоречащей их привычке;
  • меняют свое поведение.

Другим распространенным примером когнитивного диссонанса является ситуация, когда люди, сидящие на диете, «обманывают» сами себя. Человек принимает решение начать питаться правильно, но обязательно найдется коварный бургер, который будет пытаться сбить его с намеченного пути.

И тогда в голове этого человека начинает звучать голос:

Или:

Во втором случае видно, как мы иногда рационализируем возникший диссонанс и идем на своеобразную «сделку» сами с собой.

Приводимые примеры когнитивного диссонанса показывают, как люди оправдывают или рационализируют свои ошибки или «проступки».

Но иногда когнитивный диссонанс может помочь нам выработать привычку позитивного мышления или совершить какие-то изменения в своей жизни, которые раньше (без этого диссонанса) сделать не получалось.

Так, примерами позитивного когнитивного диссонанса являются такие ситуации:

  1. Ты усилием воли заставляешь себя начать бегать или ходить в спортзал.
  2. Побеждаешь свой страх перед публичными выступлениями.
  3. Являясь интровертом, расширяешь круг своих знакомств и начинаешь получать удовольствие от отдыха в компании других людей.

Физика и лирика

Рисунок 7 даёт нам представление о том, как устроен консонанс. Но так ли мы на самом деле воспринимаем консонанс интервалов? Существуют ли люди, которым не нравятся совершенные консонансы, а самые диссонантные созвучия кажутся приятными?

Да, такие люди, безусловно, есть. И для того, чтобы это объяснить, следует разграничить два понятия: физический консонанс и консонанс воспринимаемый.

Всё, что мы рассматривали в данной статье, имеет отношение к физическому консонансу. Для его расчета необходимо знать, как устроен звук, и как складываются разные колебания. Физический консонанс даёт предпосылки для консонанса воспринимаемого, но не обуславливает его на 100%.

Консонанс воспринимаемый определяется очень просто. Человека спрашивают, нравится ли ему данное созвучие. Если да – значит, для него это консонанс, если нет – диссонанс. Если ему дают на сравнение два интервала, то можно сказать, что один из них покажется человеку в данный момент более консонансным, другой менее.

Можно ли посчитать воспринимаемый консонанс? Даже если предположить, что можно, то расчет этот будет катастрофически сложным, в него будет входить ещё одна бесконечность – бесконечность человека: его опыт, особенности слуха и способности мозга. С этой бесконечностью так просто не справиться.

Однако исследования в этой области ведутся. В частности, композитор Иван Сошинский, любезно предоставляющий аудиоматериалы для данных заметок, разработал программу, с помощью которой можно для каждого человека построить его индивидуальную карту восприятия консонансов. Сейчас ведется разработка сайта mu-theory.info, на котором любой желающий сможет пройти тестирование и узнать особенности своего слуха.

И всё же, если есть воспринимаемый консонанс, и он отличается от физического, какой же смысл в расчете последнего? Можно переформулировать этот вопрос в более конструктивном ключе: как соотносятся эти два понятия?

Исследования показывают, что корреляция между усредненным воспринимаемым консонансом и физическим консонансом порядка 80%. Это означает, что у каждого человека могут быть свои индивидуальные особенности, но подавляющий вклад в определение консонанса вносит физика звука.

Разумеется, научные изыскания в этой области находятся ещё в самом начале. И в качестве структуры звука мы взяли сравнительно простую модель кратных гармоник, и расчет консонанса применяли самый простой – частотный, и не учитывали особенности деятельности мозга по обработке звукового сигнала. Но то, что даже в рамках таких упрощений получена очень высокая степень корреляции теории и эксперимента, весьма обнадеживает и дает стимул к  дальнейшим исследованиям.

Применение научного метода в области музыкальной гармонии не ограничивается расчетом консонанса, оно дает и более интересные плоды.

Например, с помощью научного метода можно музыкальную гармонию изобразить графически, визуализировать. О том, как это сделать, мы поговорим в следующий раз.

Автор – Роман Олейников

Как решается

Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:

  • Принятие своих действий (или действий группы) и изменение личностных убеждений (изменение отношения к ситуации).
  • Изменение окружающей среды (расстаться с друзьями, если их поведение не соответствует вашим убеждениям).
  • Изменение собственного поведения согласно прежним установкам.

Однако недостаточно хотеть преодолеть противоречие. На пути к психологической гармонии может возникать целый ряд препятствующих этому факторов:

  • потери от изменения поведения (ломка при избавлении от зависимости, финансовые потери при смене работы с начальником-тираном, но хорошей оплатой);
  • двойственное отношение к собственному поведению или необходимости изменения ситуации (в кафе стали плохо готовить, но не хочется расставаться с друзьями, а те в свою очередь не хотят менять локацию);
  • невозможность изменения поведения (нередко противоречие возникает на фоне особенностей темперамента (свойств психики), которые изменить нельзя, или других психофизиологических особенностей);
  • невозможность изменения внешних обстоятельств, среды (например, вы пожалели о продаже дома, но новый хозяин не хочет заключать обратную сделку).

Если изменить условия жизненной задачи нельзя, то остается только изменить свое отношение. «Не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней». Знакомая фраза? Это и есть путь достижения внутреннего согласия. Ну а если можете менять ситуацию, то меняйте ее!

Из-за чего возникает когнитивный диссонанс

Давайте разберём когнитивный диссонанс и причины возникновения этого феномена. Предпосылок для возникновения такого состояния может быть несколько:

► Ситуация, происходящая в данном времени, не совпадает с опытом, полученным ранее;

► Мнение конкретного индивидуума противоречит идеям и принципам его окружения;

► Человек оказывается в незнакомой культурной среде;

► Логическое противоречие в каких-либо событиях и фактах.

Когнитивный диссонанс личности часто недооценивают, хотя это серьёзное состояние психики. Как уже отмечалось, появляется оно из-за недостатка информации. Например, чтобы принять решение, нужно оставить без внимания всё, что было известно и поступить нетипичным для себя образом. Это создаёт конфликт между мыслями и делами. В результате происходит разрыв шаблона, и это необходимо для устранения конфликта.

Состояние когнитивного диссонанса часто служит провоцирующим фактором того, что многие занимаются поиском оправданий, изменяя свои убеждения и принципы, чтобы исчерпать внутренний конфликт. Диссонанс имеет свойство усиливаться и ослабевать. Степень напряжения зависит от выбора, который делает индивидуум. Однако сам факт противоречия побуждает психику к его нейтрализации.

Когнитивный диссонанс — что это простыми словами?

Многие психологические понятия и термины не так просто понять и разобраться в их значении. Иногда требуется подробное разъяснение. Это касается также и такого явления, как когнитивный диссонанс. Что это простыми словами? Объяснение данного понятия намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Каждый человек имеет какой-либо жизненный опыт и личное мнение касательно решения тех или иных ситуаций. Тем не менее не всегда удается решить ту или иную проблему на основании собственных представлений. Иногда человек идет наперекор собственному мнению, например в угоду мнению окружающих, общественным ценностям или же нормам закона. Такое несоответствие между мыслями и действиями носит название когнитивный диссонанс.

Иногда случается так, что индивид осознанно или неосознанно нарушает те или иные правила (или даже совершает преступление)

В этом случае важно получить оправдание не только со стороны окружающих, но также и от самого себя. Таким образом, человек начинает искать или придумывать моменты, способные смягчить вину, чтобы ослабить внутреннее противоречие

Стоит также отметить, что подобные противоречия могут возникнуть не только у одного индивида, но также и на уровне коллектива.

Когнитивный диссонанс также нередко возникает в том случае, когда человеку предстоит принять важное решение. Индивида одолевают сомнения, которые не проходят даже в том случае, когда окончательный выбор сделан

Умственная деятельность еще некоторое время будет направлена на то, чтобы перебирать в голове возможные варианты и их последствия.

Автор теории о когнитивном диссонансе

Понятие когнитивный диссонанс и его определение появилось сравнительно недавно. Его разработчиком является Леон Фестингер, который в 1957 году стал заниматься исследованием сущности, причин и закономерности этого явления. В начале исследований это состояние относили только к индивидам, которые ощущают несоответствие между личными нормами и решениями. В дальнейшем изучение когнитивного диссонанса показало, что подобное правило способно действовать даже на целый коллектив.

Гипотезы теории

Теория о когнитивном диссонансе, которая была разработана Л. Фестингером, основана на двух гипотезах.

  1. Из-за того, что разногласия между действием и принципами вызывает противоречие и дискомфорт, индивид будет всячески пытаться исправить положение и оправдать своё решение.
  2. Из первой гипотезы вытекая, вторая. Она гласит о том, что люди всячески избегают ситуаций, когда приходиться принимать решения, которые идёт вразрез с личными нормами и правилами.

Л. Фестингер не только дал определение понятию когнитивного состояния, но и разработал методики, которые позволяют подавить это явление в себе. Кроме того, он рассмотрел и даже классифицировал ряд случаев, которые чаще всего пробуждают в психологии человека когнитивное состояние.

Суть когнитивного диссонанса

Первое на что стоит обратить внимание при рассмотрении когнитивного диссонанса, это мотивационный эффект. Точнее говоря, такое состояние часто является определяющим в поведении личности

Именно определённые идеи и убеждения, часто влияют на принятия решения человеком, а также определяют его жизненные позиции и ценности. Таким образом, нельзя сказать, что когнитивное состояние — это обычное жизненное явление, которое можно объяснить с помощью нескольких фактов. Это, прежде всего факторы мотивации, которые в повседневной жизни или нестандартной ситуации вызывают когнитивный диссонанс и психологический дискомфорт.

Понятие когнитивного состояния объединяет в себе:

  • интеллект;
  • состояние аффекта.

Интеллект это весь опыт, полученный в течение жизни, личные принципы и нормы этики, которые человек применяет при выборе определённого решения. В какой-то момент может наступить состояние аффекта, а точнее, говоря, ситуация с раздражителями, которая фактически стирает внутреннее противоречие и заставляет человека забыть о его личных принципах. Именно такая ситуация и называется когнитивным диссонансом.

Явление когнитивного диссонанса неразрывно связано только с прошлыми событиями. Точнее говоря, неприятные ощущение, расслаивание, угрызение совести и оправдательный эффект наступает только после совершения действия, которое идёт вразрез с жизненными устоями. Именно после этого индивид начинает искать пути и варианты, которые помогут ему принять свой выбор, успокоиться и избавиться от психологического дискомфорта.

Диссонанс в психологии

Психический дискомфорт, вызванный столкновением противоречивых убеждений, получил в психологии название когнитивный диссонанс. В ситуации когда этот внутренний конфликт не получает своевременного решения, он выходит на внешний уровень и становится причиной разлада в отношениях между людьми.

Диссонанс может проявиться между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной, между индивидом и социумом. Особую остроту он приобретает в случаях, когда человек обладает ярко выраженной индивидуальностью, а его мировоззрение противоречит общепринятым взглядам.

Такой индивид (кто это такой?) вносит ощущение дисгармонии в повседневные ситуации, будоражит сознание окружающих непривычной манерой поведения, громкими заявлениями, нетипичными реакциями на происходящее.

Каждый случай психологического диссонанса требует внимательного подхода. При своевременном разрешении он позволяет не только сохранить отношения, но и вывести их на новый более высокий уровень.

Общая характеристика

Несмотря на то, что для объяснения кон- и диссонирования зачастую привлекаются математико-акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. За исключением октавы и квинты (и конкордов, составленных из них), на протяжении тысячелетий считавшихся совершенными консонансами, качество всех прочих интервалов и многозвучий, их парные и групповые «сонантные» оппозиции неоднократно пересматривались (по-разному воспринимались) на протяжении истории. Этот процесс продолжается и поныне.

В системе классико-романтической гармонии консонансами считаются унисон (условно относимый к интервалам), октава, квинта, кварта, большая и малая терции, большая и малая сексты, мажорное и минорное трезвучия и их обращения. К созвучиям-диссонансам относят септимы и секунды, тритон, все увеличенные и уменьшённые интервалы (в частности — энгармонически равные консонансам), а также аккорды с участием этих интервалов.

Кварта — так называемый неустойчивый консонанс — трактуется как диссонанс, если её нижний звук помещается в басу (например, во втором обращении трезвучия, квартсекстаккорде).

Примеры психологического диссонанса из жизни

Хорошо, если ситуация, ввергающая в когнитивный диссонанс, не касается тебя лично. Увидел — почесал затылок — пошел дальше. Значительно хуже, если в ситуацию диссонанса (что это?) ставят жизненные обстоятельства. Столкновение базиса и надстройки, желаемого и действительного, жизненных принципов и требований внешней среды порой настолько противоречиво, что может загнать человека в глубокий тупик.

Впервые человек осознанно сталкивается с этим в семье и школе. Примеров множество. «Курить вредно, увижу – выпорю», — говорит папа, пуская кольца дыма. «Нельзя брать чужое», — говорит мама, принося с работы пару упаковок бумаги для принтера.

«Обманывать нехорошо», — говорят оба, и заталкивают сумку под сиденье, чтобы не платить за багаж. У ребенка, родительский авторитет для которого поначалу нерушим, начинается приступ когнитивного диссонанса – это значит, что он не может сделать выбор.

Впоследствии родители удивляются — чадо, мол, совсем отбилось от рук, не уважает, и глухо к воспитательным мерам воздействия. А это как раз и есть последствия диссонанса, наложившего отпечаток на неокрепшую психику ребенка.

Если взрослый человек, столкнувшись с противоречивой ситуацией, пожмет плечами, покрутит пальцем у виска, посмеется или, психанув, продолжит идти своим путем, то в нежном возрасте несоответствие между знаемым и увиденным может нанести ощутимую психологическую травму.

А поскольку двойственные ситуации поджидают человека в течение всей жизни, то выбор приходится делать регулярно. Так мужчина, обожающий женщин с пышными формами, ради общественного статуса может встречаться с моделью. Но при этом состояние неосознанного дискомфорта у него будет нарастать, пока не достигнет критической точки.

Женщина, воспитанная на патриархальных ценностях, будет строить карьеру, мучаясь от чувства вины за то, что мужу и детям не достается ее внимания. А это ведь прямой путь к депрессии.

После окончания школы девушка поступает в медицинскую академию, чтобы продолжить семейную династию, хотя с детства мечтала стать археологом. Возможно, повзрослев, она сменит профессию, чтобы избавиться от постоянного психологического напряжения, связанного с нелюбимой работой (избавится от гештальта).

Это, конечно, не самые сложные жизненные ситуации, вариаций гораздо больше. Не прозвучит преувеличением, что они подстерегают человека на каждом шагу. Вот и попробуй тут сохранить здоровье психики…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector