Боязнь детей (педофобия): название фобии

Партнерам

Арт-терапия как метод борьбы со страхом

Благодаря рисованию ребенок может выразить, «выплеснуть» на лист бумаги то, что его беспокоит и создает напряжение. К тому же, детям очень полезно рисовать, происходит развитие интеллектуальных функций ребенка, мелкой и крупной моторики руки, расширяется его эмоциональная сфера и способность радоваться тому, что он создал.

Используя цвет, линии, формы и образы в рисунке, дети могут выразить свои эмоции и чувства, а еще через рисунок дети осваивают правила поведения, учатся общаться с другими людьми и управлять собой. Родители, конечно же, могут использовать арт-техники для оказания помощи и поддержки своему ребенку в нужный момент.

В процессе работы со страхами важно, чтобы ребенок назвал свой страх, создал его образ, например, слепил его из пластилина, теста или нарисовал на бумаге, а потом придумал, что с этим образом можно сделать, как его побороть

Откуда берется боязнь темноты

Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.

Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.

Особенности детской психики

Богатое воображение и образное мышление;  эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:

  • просмотр «недетских» телепередач и кино;
  • пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
  • страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
  • незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
  • стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
  • многочисленные и строгие запреты.

Немного статистики

8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.

Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.

Боязнь электричества. Радиофобия

Радиофо́бия (от др.-греч. «страх»), также радиотрево́жность  — комплекс нервно-соматических психических и физиологических расстройств, иногда трудно поддающиеся лечению, выражающийся в боязни различных источников ионизирующего ( радиация ) и неионизирующего электромагнитного излучения.

Термин используется как в обычной жизни (особенно после аварии на Чернобыльской АЭС ), так и специалистами (обычно в полемике с противниками использования ядерной энергии).

По мнению исследователей темы радиофобии в обществе, само явление появилось намного позже открытия радиации и связано с информационной кампанией эпохи «Холодной войны».

Возникновение радиофобии рассматривается как психогенный эффект, не имеющий прямой связи со степенью реального воздействия ионизирующей радиации или неионизирующих электромагнитных полей . Как известно, существенный вред здоровью, вплоть до смертельного исхода, может причинить доза в несколько зиверт , и радиофобия заключается в боязни значительно меньших доз, часто — в незнании данных значений или недоверии к ним.

Радиофобию не следует путать с признаками реального поражения излучением . Иногда дифференциальную диагностику провести непросто, так как многие признаки радиофобии, в частности угнетение иммунитета , близки к симптомам радиационного поражения.

Радиофобия в современном мире проявляется также боязнью любых настоящих или предполагаемых источников излучения: базовых станций сотовой связи , антенн , микроволновых печей и т. п.

В бывшем СССР множество пациентов, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы , были заклеймены термином «радиофобия», который был введён в 1987 Л. А. Ильиным и О. А. Павловским в их сообщении «Радиологические последствия Чернобыльской катастрофы в Советском Союзе и меры, предпринятые для смягчения их воздействия». По мнению ряда исследователей, это сыграло отрицательную роль в реабилитации пострадавших во время катастрофы.

Диагностика детских страхов

Появление страхов не является патологией само по себе. Это нормальное и неизбежное явление. Передавая из поколения в поколение эти страхи и знания о них, создается часть жизненного опыта общества. Но если страхи затрагивают тему не только природных и естественных явлений, а еще и личностные и ценностные интересы, возможно появление психологической зависимости, влияющей на эмоциональное состояние.

Детские страхи ‒ обычное явление в процессе становления личности. Страх, как всякое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а затем исчезает. Но когда страх не исчезает длительное время или имеется большое количество страхов, ситуация может перейти в невроз страха. При этом у ребенка появляется состояние психического напряжения, скованности и поведение становится более пассивным.

Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Замечание 1

Диагностика детских страхов – это обязательный этап, с которого начнется процесс коррекции страхов и их преодоления.

Данный этап особо важен и сложен тем, что, как правило, дети не говорят о собственных страхах, в особенности это относится к дошкольникам и младшим школьникам.

У маленьких детей диагностика страхов может быть проведена при помощи рисунков. Здесь выбор альтернатив весьма разнообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на свободную тему, можно обозначить тему (семья, детский сад, школа, друзья, мои страхи и другие)

В данном случае стоит обращать внимание на следующие аспекты в рисунках детей:

рисунки на катастрофические, безнадежные темы с множеством ужасных монстров должны привлечь внимание взрослых;
если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, изолированно от других людей – это очевидный признак сложностей и проблем с общением, страха идти на контакт, страха одиночества;
если ребенок почти ничего не изображает на рисунке или делает это без желания – это тоже признак того, что у ребенка не все в порядке;
черные, жирные линии, которые сделаны с большим нажимом, делающим дырки на листе – показатель того, что ребенок стремится избавиться от чего-то, вычеркнуть, убрать из своей жизни;
увлечение черными, коричневыми и серыми цветами также должно заставить задуматься, потому что это указывает на пессимистичность и угнетенное состояние.

Диагностика детских страхов активно применяет тестовый метод. Для диагностики дошкольников и младших школьников как правило применяют тесты, на вопросы которых могут отвечать родители. Тесты могут быть на проявление тревожности или установление уровня самооценки, тесты об обозначенных видах страхов: о боязни новых отношений, страхе потери, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, безусловно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби указывает на так называемые «маячки страха», которые, несомненно, помогут выделить страх от других эмоций. В частности, со значительной точностью можно сказать, чего ребенок страшится, если он настороженно вглядывается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А после ребенок взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы обрести защиту и поддержку. Отрешенный взгляд, устремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У напуганного ребенка ладони делаются влажными, лицо становится бледным, дыхание делается прерывистым и частым.

Взрослых и специалистов должно насторожить, если у ребенка есть наклонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войну», с наслаждением и упоением расстреливает игрушки. Подобные наклонности показывают на внутреннее чувство незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если у ребенка есть привычка ломать игрушки, отрывать у них части «тела» ‒ это также показывает на присутствие установленного рода страхов – страх болезни, боязнь докторов и уколов.

У маленьких детей может быть проведена диагностика детских страхов при помощи специальных историй и сказок. Ребенку задаются после прочтения сказки вопросы, ответы на которые демонстрируют, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок боится, чего ему не хватает в семье.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным, младшим братьям и сестрам.

Таким образом, предупредить формирование страхов у детей можно, применяя комплекс продуманных социальных, медицинских и психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую ориентированность и расширяющих диапазон влияния на эмоциональное формирование ребенка.

Понятие о страхе

Название боязни детей – Педофобия. Человек, страдающий от этого страха, не только боится иметь собственных малышей, но и отказывается общаться, разговаривать и играть с чужими детьми. Иногда фобия бывает настолько запущенной и неконтролируемой, что даже кукла может вызывать страх и панику. С одной стороны, фобия детей практически никак не отражается на жизни человека, с другой, лишает возможности создать крепкие и счастливые семейные отношения, ставит крест на рождении и воспитании собственных детей.

В большинстве случаев фобия протекает совершенно незаметно для постороннего взгляда. Человек контролирует себя и старается не проявлять негативных эмоций, исключая любое взаимодействие с детьми. Может случиться и так, что его психоэмоциональное состояние резко ухудшается, и тогда он полностью оказывается под влиянием страха и стрессовой ситуации. Пытаясь совладать с собой, становится:

  • замкнутым;
  • сердитым;
  • чересчур агрессивным;
  • плаксивым и депрессивным.

На физическом уровне эта фобия также проявляется и дает о себе знать ухудшением самочувствия: возникает внезапная головная боль, слабость, головокружение, учащается пульс и дыхание, повышается потоотделение и кровяное давление. Все это, конечно же, самым негативным образом влияет на его нервную систему, отражаясь и на здоровье в целом.

Проявление фобии

Проявляется фобия детей практически одинаково и у женщин, и у мужчин, но есть и некоторые отличия. Женщина, поддавшись стрессу, выплеснув весь свой негатив, успокаивается. Мужчина долго терпит и молчит, но сорвавшись, может нанести физический вред детям. Последствия могут быть очень тяжелыми, особенно если он находится в алкогольном опьянении.

Как еще проявляется педофобия? Существует несколько основных жизненных сценариев развития событий.

  1. Женщина оставляет детей в роддоме. Причины такого поступка могут быть различными (бросил муж, плохое материальное положение, нет жилья).
  2. Родители боятся заниматься воспитательным процессом, поскольку могут получить от детей сильный отпор, бурную негативную реакцию. Они не делают замечаний и не стараются повлиять их на антисоциальное поведение. Результатом такого воспитания становится то, что они вырастают самовлюбленными эгоистами.
  3. Боязнь детской агрессии. От этого страдают пожилые люди, которые стремятся вести спокойную жизнь, тяжело перенося шум и молодежные тусовки. Страх детей может выражаться в агрессивной форме поведения со стороны пожилого человека, который в такие стрессовые моменты очень плохо себя контролирует. Подтверждением этого стали проведенные социологические исследования, которые показали, что лишь 34% взрослых людей готовы вмешаться в конфликтную ситуацию при участии молодежи.
  4. Дискомфорт от общения. В этом случае фобия проявится у взрослого человека в стремлении оградить себя от общения с детьми.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Основные причины развития страхов у детей

Фобические приступы у детей

При наличии фобии и стресса у детей особенности приступа важно понимать и вовремя распознать. Необходимо обратиться к врачу, если родители замечают следующие проявления:

  • Отказ ходить в школу вплоть до истерик и соматических проявлений в виде заболеваний
  • Отказ появляться в общественных местах
  • Ночные кошмары или плохой, тревожный, прерывистый сон
  • Чрезмерная реакция на резкие звуки
  • Избегание каких-либо предметов, объектов или ситуаций
  • Отказ от пищи

Как правило, фобии и стресс у детей имеют такие особенности приступов, которые могут очень сильно влиять на повседневную жизнь ребенка и в корне менять его привычный распорядок дня. Если это происходит, и ребенок сознательно избегает чего-то, будь то насекомое или полет на самолете, можно с высокой долей вероятности говорить о наличии у ребенка фобий.

Страхи у детей младшего школьного возраста

Одной из причин страха младшего школьного возраста выступает трудность общения со сверстниками в коллективе. При возникновении сложностей в коллективе, где малыша обижают, он может проявить отказ посещать школу, кружок или будет проявлять нервозность, плаксивость, неуверенность, панический страх. Нередко это происходит по причине запугивания со стороны старших сверстников. В этой ситуации необходимо разбираться вместе с педагогами, психологом и не затягивать с разрешением конфликта.

Страхи у детей младшего школьного возраста могут возникнуть по причине расстройства психики. Например, боязни могут быть симптомом невроза, нуждающегося в обязательном лечении. Невроз способен проявиться через страхи, которые не характерны для этого возраста, а также вызываться сильными приступами фобий по разнообразным поводам.

Причины

Многочисленные исследования говорят о том, что большинство взрослых боязней сформировалось еще в детстве. К причинам возникновения страхов у детей относят следующие факторы:

— перенесённые психотравмирующие ситуации и боязнь их повтора (укус пчелы, собаки, падение с высоты);

— частое напоминание о возникновении предполагаемых неприятных ситуаций;

— сопровождение самостоятельных действий детей эмоционально окрашенным предостережением о возможной на пути опасности;

— постоянные запреты;

— беседы при детях об отрицательных явлениях (несчастных случаях, убийствах, смертях, пожарах);

— семейные конфликты, источником которых являются дети;

— разногласия со сверстниками;

— запугивание со стороны родителей несуществующими сказочными персонажами (леший, лихо одноглазое, баба-яга, водяной).

Все эти боязни относятся к возрастным особенностям и появляются они у эмоционально-чувствительных личностей.

Страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются проявлениями нервных заболеваний – неврозов. Они также вызываются предпосылками или косвенными причинами, которые создают условия для возникновения детских фобий. К ним относят неправильное поведение матери, берущую на себя роль лидера семьи, что провоцирует у малыша беспокойство. Стремление матери досрочно выйти на работу, не добыв до конца декретный отпуск, также способствует возникновению тревоги, беспокойства, боязней, поскольку возникает острая нехватка в общении.

Наиболее подвержены беспричинным страхам малыши из неполных семей, любимые и единственные дети, которые стали центром тревог и забот родителей. Не последнюю роль играет возраст родителей при возникновении боязней: чем родители старше, тем тревожнее и беспокойнее дети. На появление фобий влияет также перенесённый ранее беременной мамой сильный стресс или конфликт.

Страхи у детей дошкольного возраста

Малыши в дошкольном возрасте зачастую самостоятельно придумывают предмет страха. Многие в детстве боялись темноты, где обычные предметы легко становились в воображении грозными монстрами, но не все перенесли эти фобии во взрослую жизнь, поскольку на собственные фантазии все дети реагирует по-разному. Некоторые быстро забывают о них, а у других развиваются нервные расстройства.

Страхи у детей дошкольного возраста часто спровоцированы взрослыми, которые осмысленно их предупреждали заранее об опасности. Родители, воспитатели, бабушки, иногда слишком эмоционально напоминают малышу о последствиях ситуации или какого-либо действия, чем провоцируют возникновение страхов. Грозно сказанные фразы «Не трогай – обожжешься!», или «Не лезь – ты упадешь!» — становятся источником страхов для детей. Малыши непроизвольно запоминают вторую часть сказанного в предложении, и ощущают постоянно тревогу. Реакция страха способна закрепиться и далее распространиться на все типичные похожие ситуации.

Страхи маленьких детей могут быть спровоцированы ситуацией, или конкретным случаем произошедшим, например, в магазине, на улице. Боязнь повторения неприятного случая зачастую легко поддается коррекции. Все зависит от темперамента ребенка и его индивидуальных черт: тревожности, мнительности, неуверенности. Окружающая обстановка играет не последнюю роль в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Конфликты в семье: ссоры родителей заставляют малыша почувствовать себя виновным в случившемся.

Что делать, если возник страх у ребенка? Страхи у детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции, поскольку внушаемый в детстве страх способен преследовать человека всю жизнь.

Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.

Теоретически все страхи разделяют на три основные группы (Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.). Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).

Целью настоящей работы стало исследование видов страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – страхи, объект – виды страхов детей шестилетнего возраста.

Для достижения поставленной цели нами был использован тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «Выявление страхов» (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.). В исследовании приняло участие 30 детей шестилетнего возраста.

Применение теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность выражена на среднем уровне, а у 13% — на высоком. Результаты диагностики по методике А. И. Захарова приведены в таблице 1.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения. Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи гендерные отличия.

Опубликовано:

Бруннер Е. Ю., Филиппова Е. Ю. Диагностика страхов детей старшего дошкольного возраста // Альманах КГУ: Сб. науч. работ проф.-преп. состава и студентов: Сер. Психология. Физическое воспитание. Материалы науч.-практич. конф. Крымского гуманитарного ун-та “X Неделя науки” 23, 26 марта 2009: Вып. 10. – Ялта: РИО КГУ, 2009.

Нозокомефобия основные признаки и симптомы

В независимости от того, по какой причине у человека развилась такая фобия, как боязнь больниц, необходимо также знать и её симптомы, а также что грозит человеку в случае принудительного посещения такого учреждения. Так, нозокомефобия, как и любая другая фобия, имеет целый ряд отличительных особенностей и симптомов, которые необходимо знать. Ведь нозокомефоб может и скрывать свою фобию от общественности. Однако гораздо проще предупредить приступ, связанный с фобией, и вылечить сам страх, нежели бороться с последствиями.

Основные признаки и симптомы нозокомефобии включают в себя:

  • тревожность, при любом упоминании медицинского учреждения в разговоре;
  • тяжесть в теле, ощущение невесомости, и полная дезориентация в пространстве, в том случае если нозокомефоб узнает о том, что ему крайне необходимо посетить больницу (примером этому может стать ежегодное прохождение флюорографии);
  • настойчивое желание избежать посещения под любым предлогом. Зачастую предлоги для избегания посещения больницы могут оказаться так и вовсе абсурдными;
  • обморок, в который нозокомефоб может упасть во время нахождения в больнице. Так, последний вязан с крайне высоким уровнем эмоционального перенапряжения, который напрямую связан с возникшим страхом;
  • тахикардия;
  • навязчивые попытки отвлечься от посещения больницы (мелодия, счет чего либо, одергивание предметов гардероба, и прочие попытки снизить эмоциональное давление);
  • навязчивое мытье рук и боязнь болезнетворных микробов, из ряда тех, что находятся в больнице. (Само по себе навязчивое мытье рук связано с манией и зачастую может быть не связано с нозокомефобией);
  • размышление о смерти, попытки совершить суицид.

Несмотря на то, что нозокомефобия в своей поздней стадии является сложным психическим расстройством, для лечения которого необходимо прибегать к помощи психиатра или психотерапевта, есть несколько советов, которые позволяют справиться с симптомами нозокомефобии, или даже полностью преодолеть ей.

Чтобы побороть нозокомефобию самостоятельно вам помогут:

  • полное осознание того что, вылечиться от сложных болезней невозможно без помощи врача;
  • если у нозокомефоб появилась острая необходимость посещения клиники (плановое медицинское обследование), то крайне необходимо посетить больницу заранее, познакомиться с младшим техническим персоналом, увидеть уровень облуживания, а также понять то, что врачи и любой другой мед персонал тоже люди, а значит, не будут стремиться сделать что либо плохое умышленно;
  • полная осведомленность о предстоящих процедурах. Так зачастую медицинские процедуры имеют страшное название, и достаточно нестрашную суть. Примером такой процедуры может служить «промывание носа», которое устрашающе называется «кукушкой», несмотря на всю специфику самой процедуры, она абсолютно не страшная и не приводит ни к каким болезненным ощущениям;
  • в случае если нужно лечь в стационар, то лучше взять с собой любимый плед, книгу, а также то, что способно успокоить вас и отвлечь от нахождения в медицинском учреждении.

Однако стоит помнить то, что все эти советы лишь ослабляют ваше внимание к больницам и не могут полностью побороть фобию

Для того чтобы побороть фобию, крайне важно обратиться к психотерапевту, или психологу

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Как называется фобия боязнь собак. Кинофобия — боязнь собак: что делать, чтобы не было страха

Как выявить довольно часто встречающееся расстройство кинофобию и требует ли она лечения? Выясним признаки кинофобии и отсеем псевдофобию. Мы расскажем, что делать, если четвероногие друзья человека вызывают исключительно негативные эмоции.

Выясним всё про боязнь собак — как называется и насколько это нормально.

Речь идет о кинофобии — неконтролируемом страхе при виде собаке. Чувство тревоги возникает не только при встрече с животным, но и при виде его изображения или доносящихся звуках лая. Это заболевание присуще 3,5 % населения планеты.

Признаки расстройства

Но не стоит путать осмотрительное поведение при виде незнакомого пса или своры с психическим расстройством. Ведь почему люди боятся собак? Потому что эти животные могут быть агрессивно настроены, особенно в брачный период. И тогда опасность может быть вполне реальной, а страх оправданным.

Вот только психически здоровый человек не станет бояться щенка или некрупной собачки. А при кинофобии люди боятся даже тех четвероногих, которые не способны причинить вред — безобидных щенков, псов на цепи или в наморднике, звука лая из соседней квартиры. Даже мысли об этом животном могут вызвать панику. При этом фобия сопровождается физиологическими реакциями:

  • напряжением мышц;
  • усиленным потоотделением;
  • нехваткой воздуха;
  • тахикардией;
  • изменением артериального давления;
  • колющей болью в области сердца;
  • Дезориентацией в пространстве.

Причины фобии

Оказывается, панический страх собак далеко не всегда связан с негативным контактом с этим животным в детстве.

В первую очередь на появление расстройства влияет наличие гена страха или генетическая предрасположенность;
Второй по важности причиной является копирование ребенком поведения родителей и их боязни;
Причиной могут выступить особые личностные характеристики человека вкупе с комплексом неполноценности.

С кинофобией можно бороться и на её начальной стадии можно обойтись без помощи специалиста. Узнаем дальше, как перестать бояться собак.

Как бороться со страхом?

Для начала нужно принять страх и осознать важность борьбы с ним, так как запущенные случаи приводят к проблемам с социализацией. Итак, я боюсь собак, что делать? На начальном этапе развития болезни победить страх помогут:

Итак, я боюсь собак, что делать? На начальном этапе развития болезни победить страх помогут:

Нормализация режима дня. 8- часовой рабочий день, умеренные физические нагрузки после работы, вечерние прогулки и 7-8 часов на сон — это поможет привести работу нервной системы в норму;

  • Высокоуглеводная диета. Сложные углеводы и витамин В улучшат синтез серотонина и избавят от тревожности;
  • Психологические тренировки. Самый простой вариант — представить объект страха другом, который проявляет любовь и радуется хозяину.

Если ребенок боится собак, то поможет та же тренировка по формированию положительного образа собаки. Как взрослый подавайте пример адекватного поведения. Говорите, что собачки лают, чтобы разговаривать. А «гав» при встрече — это своеобразное приветствие.

Лечение

Комплексное лечение может потребоваться при запущенных формах, сопровождаемых частыми и интенсивными приступами страха. Тогда потребуется медикаментозная терапия, проводимая совместно с психотерапией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector