Боязнь детей (педофобия): название фобии
Содержание:
- Партнерам
- Арт-терапия как метод борьбы со страхом
- Откуда берется боязнь темноты
- Боязнь электричества. Радиофобия
- Диагностика детских страхов
- Понятие о страхе
- Проявление фобии
- Бизнес и финансы
- Основные причины развития страхов у детей
- Фобические приступы у детей
- Страхи у детей младшего школьного возраста
- Причины
- Страхи у детей дошкольного возраста
- Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста
- Нозокомефобия основные признаки и симптомы
- Причины детских страхов
- Как называется фобия боязнь собак. Кинофобия — боязнь собак: что делать, чтобы не было страха
Партнерам
Арт-терапия как метод борьбы со страхом
Благодаря рисованию ребенок может выразить, «выплеснуть» на лист бумаги то, что его беспокоит и создает напряжение. К тому же, детям очень полезно рисовать, происходит развитие интеллектуальных функций ребенка, мелкой и крупной моторики руки, расширяется его эмоциональная сфера и способность радоваться тому, что он создал.
Используя цвет, линии, формы и образы в рисунке, дети могут выразить свои эмоции и чувства, а еще через рисунок дети осваивают правила поведения, учатся общаться с другими людьми и управлять собой. Родители, конечно же, могут использовать арт-техники для оказания помощи и поддержки своему ребенку в нужный момент.
В процессе работы со страхами важно, чтобы ребенок назвал свой страх, создал его образ, например, слепил его из пластилина, теста или нарисовал на бумаге, а потом придумал, что с этим образом можно сделать, как его побороть
Откуда берется боязнь темноты
Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.
Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.
Особенности детской психики
Богатое воображение и образное мышление; эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:
- просмотр «недетских» телепередач и кино;
- пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
- страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
- незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
- стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
- многочисленные и строгие запреты.
Немного статистики
8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.
Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.
Боязнь электричества. Радиофобия
Радиофо́бия (от др.-греч. «страх»), также радиотрево́жность — комплекс нервно-соматических психических и физиологических расстройств, иногда трудно поддающиеся лечению, выражающийся в боязни различных источников ионизирующего ( радиация ) и неионизирующего электромагнитного излучения.
Термин используется как в обычной жизни (особенно после аварии на Чернобыльской АЭС ), так и специалистами (обычно в полемике с противниками использования ядерной энергии).
По мнению исследователей темы радиофобии в обществе, само явление появилось намного позже открытия радиации и связано с информационной кампанией эпохи «Холодной войны».
Возникновение радиофобии рассматривается как психогенный эффект, не имеющий прямой связи со степенью реального воздействия ионизирующей радиации или неионизирующих электромагнитных полей . Как известно, существенный вред здоровью, вплоть до смертельного исхода, может причинить доза в несколько зиверт , и радиофобия заключается в боязни значительно меньших доз, часто — в незнании данных значений или недоверии к ним.
Радиофобию не следует путать с признаками реального поражения излучением . Иногда дифференциальную диагностику провести непросто, так как многие признаки радиофобии, в частности угнетение иммунитета , близки к симптомам радиационного поражения.
Радиофобия в современном мире проявляется также боязнью любых настоящих или предполагаемых источников излучения: базовых станций сотовой связи , антенн , микроволновых печей и т. п.
В бывшем СССР множество пациентов, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы , были заклеймены термином «радиофобия», который был введён в 1987 Л. А. Ильиным и О. А. Павловским в их сообщении «Радиологические последствия Чернобыльской катастрофы в Советском Союзе и меры, предпринятые для смягчения их воздействия». По мнению ряда исследователей, это сыграло отрицательную роль в реабилитации пострадавших во время катастрофы.
Диагностика детских страхов
Появление страхов не является патологией само по себе. Это нормальное и неизбежное явление. Передавая из поколения в поколение эти страхи и знания о них, создается часть жизненного опыта общества. Но если страхи затрагивают тему не только природных и естественных явлений, а еще и личностные и ценностные интересы, возможно появление психологической зависимости, влияющей на эмоциональное состояние.
Детские страхи ‒ обычное явление в процессе становления личности. Страх, как всякое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а затем исчезает. Но когда страх не исчезает длительное время или имеется большое количество страхов, ситуация может перейти в невроз страха. При этом у ребенка появляется состояние психического напряжения, скованности и поведение становится более пассивным.
Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.
Замечание 1
Диагностика детских страхов – это обязательный этап, с которого начнется процесс коррекции страхов и их преодоления.
Данный этап особо важен и сложен тем, что, как правило, дети не говорят о собственных страхах, в особенности это относится к дошкольникам и младшим школьникам.
У маленьких детей диагностика страхов может быть проведена при помощи рисунков. Здесь выбор альтернатив весьма разнообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на свободную тему, можно обозначить тему (семья, детский сад, школа, друзья, мои страхи и другие)
В данном случае стоит обращать внимание на следующие аспекты в рисунках детей:
рисунки на катастрофические, безнадежные темы с множеством ужасных монстров должны привлечь внимание взрослых;
если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, изолированно от других людей – это очевидный признак сложностей и проблем с общением, страха идти на контакт, страха одиночества;
если ребенок почти ничего не изображает на рисунке или делает это без желания – это тоже признак того, что у ребенка не все в порядке;
черные, жирные линии, которые сделаны с большим нажимом, делающим дырки на листе – показатель того, что ребенок стремится избавиться от чего-то, вычеркнуть, убрать из своей жизни;
увлечение черными, коричневыми и серыми цветами также должно заставить задуматься, потому что это указывает на пессимистичность и угнетенное состояние.
Диагностика детских страхов активно применяет тестовый метод. Для диагностики дошкольников и младших школьников как правило применяют тесты, на вопросы которых могут отвечать родители. Тесты могут быть на проявление тревожности или установление уровня самооценки, тесты об обозначенных видах страхов: о боязни новых отношений, страхе потери, об опасных явлениях или животных и т.д.
Диагностика детских страхов, безусловно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби указывает на так называемые «маячки страха», которые, несомненно, помогут выделить страх от других эмоций. В частности, со значительной точностью можно сказать, чего ребенок страшится, если он настороженно вглядывается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А после ребенок взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы обрести защиту и поддержку. Отрешенный взгляд, устремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У напуганного ребенка ладони делаются влажными, лицо становится бледным, дыхание делается прерывистым и частым.
Взрослых и специалистов должно насторожить, если у ребенка есть наклонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войну», с наслаждением и упоением расстреливает игрушки. Подобные наклонности показывают на внутреннее чувство незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти. Если у ребенка есть привычка ломать игрушки, отрывать у них части «тела» ‒ это также показывает на присутствие установленного рода страхов – страх болезни, боязнь докторов и уколов.
У маленьких детей может быть проведена диагностика детских страхов при помощи специальных историй и сказок. Ребенку задаются после прочтения сказки вопросы, ответы на которые демонстрируют, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок боится, чего ему не хватает в семье.
Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным, младшим братьям и сестрам.
Таким образом, предупредить формирование страхов у детей можно, применяя комплекс продуманных социальных, медицинских и психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую ориентированность и расширяющих диапазон влияния на эмоциональное формирование ребенка.
Понятие о страхе
Название боязни детей – Педофобия. Человек, страдающий от этого страха, не только боится иметь собственных малышей, но и отказывается общаться, разговаривать и играть с чужими детьми. Иногда фобия бывает настолько запущенной и неконтролируемой, что даже кукла может вызывать страх и панику. С одной стороны, фобия детей практически никак не отражается на жизни человека, с другой, лишает возможности создать крепкие и счастливые семейные отношения, ставит крест на рождении и воспитании собственных детей.
В большинстве случаев фобия протекает совершенно незаметно для постороннего взгляда. Человек контролирует себя и старается не проявлять негативных эмоций, исключая любое взаимодействие с детьми. Может случиться и так, что его психоэмоциональное состояние резко ухудшается, и тогда он полностью оказывается под влиянием страха и стрессовой ситуации. Пытаясь совладать с собой, становится:
- замкнутым;
- сердитым;
- чересчур агрессивным;
- плаксивым и депрессивным.
На физическом уровне эта фобия также проявляется и дает о себе знать ухудшением самочувствия: возникает внезапная головная боль, слабость, головокружение, учащается пульс и дыхание, повышается потоотделение и кровяное давление. Все это, конечно же, самым негативным образом влияет на его нервную систему, отражаясь и на здоровье в целом.
Проявление фобии
Проявляется фобия детей практически одинаково и у женщин, и у мужчин, но есть и некоторые отличия. Женщина, поддавшись стрессу, выплеснув весь свой негатив, успокаивается. Мужчина долго терпит и молчит, но сорвавшись, может нанести физический вред детям. Последствия могут быть очень тяжелыми, особенно если он находится в алкогольном опьянении.
Как еще проявляется педофобия? Существует несколько основных жизненных сценариев развития событий.
- Женщина оставляет детей в роддоме. Причины такого поступка могут быть различными (бросил муж, плохое материальное положение, нет жилья).
- Родители боятся заниматься воспитательным процессом, поскольку могут получить от детей сильный отпор, бурную негативную реакцию. Они не делают замечаний и не стараются повлиять их на антисоциальное поведение. Результатом такого воспитания становится то, что они вырастают самовлюбленными эгоистами.
- Боязнь детской агрессии. От этого страдают пожилые люди, которые стремятся вести спокойную жизнь, тяжело перенося шум и молодежные тусовки. Страх детей может выражаться в агрессивной форме поведения со стороны пожилого человека, который в такие стрессовые моменты очень плохо себя контролирует. Подтверждением этого стали проведенные социологические исследования, которые показали, что лишь 34% взрослых людей готовы вмешаться в конфликтную ситуацию при участии молодежи.
- Дискомфорт от общения. В этом случае фобия проявится у взрослого человека в стремлении оградить себя от общения с детьми.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Основные причины развития страхов у детей
Фобические приступы у детей
При наличии фобии и стресса у детей особенности приступа важно понимать и вовремя распознать. Необходимо обратиться к врачу, если родители замечают следующие проявления:
- Отказ ходить в школу вплоть до истерик и соматических проявлений в виде заболеваний
- Отказ появляться в общественных местах
- Ночные кошмары или плохой, тревожный, прерывистый сон
- Чрезмерная реакция на резкие звуки
- Избегание каких-либо предметов, объектов или ситуаций
- Отказ от пищи
Как правило, фобии и стресс у детей имеют такие особенности приступов, которые могут очень сильно влиять на повседневную жизнь ребенка и в корне менять его привычный распорядок дня. Если это происходит, и ребенок сознательно избегает чего-то, будь то насекомое или полет на самолете, можно с высокой долей вероятности говорить о наличии у ребенка фобий.
Страхи у детей младшего школьного возраста
Одной из причин страха младшего школьного возраста выступает трудность общения со сверстниками в коллективе. При возникновении сложностей в коллективе, где малыша обижают, он может проявить отказ посещать школу, кружок или будет проявлять нервозность, плаксивость, неуверенность, панический страх. Нередко это происходит по причине запугивания со стороны старших сверстников. В этой ситуации необходимо разбираться вместе с педагогами, психологом и не затягивать с разрешением конфликта.
Страхи у детей младшего школьного возраста могут возникнуть по причине расстройства психики. Например, боязни могут быть симптомом невроза, нуждающегося в обязательном лечении. Невроз способен проявиться через страхи, которые не характерны для этого возраста, а также вызываться сильными приступами фобий по разнообразным поводам.
Причины
Многочисленные исследования говорят о том, что большинство взрослых боязней сформировалось еще в детстве. К причинам возникновения страхов у детей относят следующие факторы:
— перенесённые психотравмирующие ситуации и боязнь их повтора (укус пчелы, собаки, падение с высоты);
— частое напоминание о возникновении предполагаемых неприятных ситуаций;
— сопровождение самостоятельных действий детей эмоционально окрашенным предостережением о возможной на пути опасности;
— постоянные запреты;
— беседы при детях об отрицательных явлениях (несчастных случаях, убийствах, смертях, пожарах);
— семейные конфликты, источником которых являются дети;
— разногласия со сверстниками;
— запугивание со стороны родителей несуществующими сказочными персонажами (леший, лихо одноглазое, баба-яга, водяной).
Все эти боязни относятся к возрастным особенностям и появляются они у эмоционально-чувствительных личностей.
Страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются проявлениями нервных заболеваний – неврозов. Они также вызываются предпосылками или косвенными причинами, которые создают условия для возникновения детских фобий. К ним относят неправильное поведение матери, берущую на себя роль лидера семьи, что провоцирует у малыша беспокойство. Стремление матери досрочно выйти на работу, не добыв до конца декретный отпуск, также способствует возникновению тревоги, беспокойства, боязней, поскольку возникает острая нехватка в общении.
Наиболее подвержены беспричинным страхам малыши из неполных семей, любимые и единственные дети, которые стали центром тревог и забот родителей. Не последнюю роль играет возраст родителей при возникновении боязней: чем родители старше, тем тревожнее и беспокойнее дети. На появление фобий влияет также перенесённый ранее беременной мамой сильный стресс или конфликт.
Страхи у детей дошкольного возраста
Малыши в дошкольном возрасте зачастую самостоятельно придумывают предмет страха. Многие в детстве боялись темноты, где обычные предметы легко становились в воображении грозными монстрами, но не все перенесли эти фобии во взрослую жизнь, поскольку на собственные фантазии все дети реагирует по-разному. Некоторые быстро забывают о них, а у других развиваются нервные расстройства.
Страхи у детей дошкольного возраста часто спровоцированы взрослыми, которые осмысленно их предупреждали заранее об опасности. Родители, воспитатели, бабушки, иногда слишком эмоционально напоминают малышу о последствиях ситуации или какого-либо действия, чем провоцируют возникновение страхов. Грозно сказанные фразы «Не трогай – обожжешься!», или «Не лезь – ты упадешь!» — становятся источником страхов для детей. Малыши непроизвольно запоминают вторую часть сказанного в предложении, и ощущают постоянно тревогу. Реакция страха способна закрепиться и далее распространиться на все типичные похожие ситуации.
Страхи маленьких детей могут быть спровоцированы ситуацией, или конкретным случаем произошедшим, например, в магазине, на улице. Боязнь повторения неприятного случая зачастую легко поддается коррекции. Все зависит от темперамента ребенка и его индивидуальных черт: тревожности, мнительности, неуверенности. Окружающая обстановка играет не последнюю роль в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Конфликты в семье: ссоры родителей заставляют малыша почувствовать себя виновным в случившемся.
Что делать, если возник страх у ребенка? Страхи у детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции, поскольку внушаемый в детстве страх способен преследовать человека всю жизнь.
Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста
Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.
Теоретически все страхи разделяют на три основные группы (Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.). Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).
Целью настоящей работы стало исследование видов страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – страхи, объект – виды страхов детей шестилетнего возраста.
Для достижения поставленной цели нами был использован тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «Выявление страхов» (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.). В исследовании приняло участие 30 детей шестилетнего возраста.
Применение теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность выражена на среднем уровне, а у 13% — на высоком. Результаты диагностики по методике А. И. Захарова приведены в таблице 1.
Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения. Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи гендерные отличия.
Опубликовано:
Бруннер Е. Ю., Филиппова Е. Ю. Диагностика страхов детей старшего дошкольного возраста // Альманах КГУ: Сб. науч. работ проф.-преп. состава и студентов: Сер. Психология. Физическое воспитание. Материалы науч.-практич. конф. Крымского гуманитарного ун-та “X Неделя науки” 23, 26 марта 2009: Вып. 10. – Ялта: РИО КГУ, 2009.
Нозокомефобия основные признаки и симптомы
В независимости от того, по какой причине у человека развилась такая фобия, как боязнь больниц, необходимо также знать и её симптомы, а также что грозит человеку в случае принудительного посещения такого учреждения. Так, нозокомефобия, как и любая другая фобия, имеет целый ряд отличительных особенностей и симптомов, которые необходимо знать. Ведь нозокомефоб может и скрывать свою фобию от общественности. Однако гораздо проще предупредить приступ, связанный с фобией, и вылечить сам страх, нежели бороться с последствиями.
Основные признаки и симптомы нозокомефобии включают в себя:
- тревожность, при любом упоминании медицинского учреждения в разговоре;
- тяжесть в теле, ощущение невесомости, и полная дезориентация в пространстве, в том случае если нозокомефоб узнает о том, что ему крайне необходимо посетить больницу (примером этому может стать ежегодное прохождение флюорографии);
- настойчивое желание избежать посещения под любым предлогом. Зачастую предлоги для избегания посещения больницы могут оказаться так и вовсе абсурдными;
- обморок, в который нозокомефоб может упасть во время нахождения в больнице. Так, последний вязан с крайне высоким уровнем эмоционального перенапряжения, который напрямую связан с возникшим страхом;
- тахикардия;
- навязчивые попытки отвлечься от посещения больницы (мелодия, счет чего либо, одергивание предметов гардероба, и прочие попытки снизить эмоциональное давление);
- навязчивое мытье рук и боязнь болезнетворных микробов, из ряда тех, что находятся в больнице. (Само по себе навязчивое мытье рук связано с манией и зачастую может быть не связано с нозокомефобией);
- размышление о смерти, попытки совершить суицид.
Несмотря на то, что нозокомефобия в своей поздней стадии является сложным психическим расстройством, для лечения которого необходимо прибегать к помощи психиатра или психотерапевта, есть несколько советов, которые позволяют справиться с симптомами нозокомефобии, или даже полностью преодолеть ей.
Чтобы побороть нозокомефобию самостоятельно вам помогут:
- полное осознание того что, вылечиться от сложных болезней невозможно без помощи врача;
- если у нозокомефоб появилась острая необходимость посещения клиники (плановое медицинское обследование), то крайне необходимо посетить больницу заранее, познакомиться с младшим техническим персоналом, увидеть уровень облуживания, а также понять то, что врачи и любой другой мед персонал тоже люди, а значит, не будут стремиться сделать что либо плохое умышленно;
- полная осведомленность о предстоящих процедурах. Так зачастую медицинские процедуры имеют страшное название, и достаточно нестрашную суть. Примером такой процедуры может служить «промывание носа», которое устрашающе называется «кукушкой», несмотря на всю специфику самой процедуры, она абсолютно не страшная и не приводит ни к каким болезненным ощущениям;
- в случае если нужно лечь в стационар, то лучше взять с собой любимый плед, книгу, а также то, что способно успокоить вас и отвлечь от нахождения в медицинском учреждении.
Однако стоит помнить то, что все эти советы лишь ослабляют ваше внимание к больницам и не могут полностью побороть фобию
Для того чтобы побороть фобию, крайне важно обратиться к психотерапевту, или психологу
Причины детских страхов
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:
- Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
- Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
- Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
- Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
- Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
- Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
Как называется фобия боязнь собак. Кинофобия — боязнь собак: что делать, чтобы не было страха
Как выявить довольно часто встречающееся расстройство кинофобию и требует ли она лечения? Выясним признаки кинофобии и отсеем псевдофобию. Мы расскажем, что делать, если четвероногие друзья человека вызывают исключительно негативные эмоции.
Выясним всё про боязнь собак — как называется и насколько это нормально.
Речь идет о кинофобии — неконтролируемом страхе при виде собаке. Чувство тревоги возникает не только при встрече с животным, но и при виде его изображения или доносящихся звуках лая. Это заболевание присуще 3,5 % населения планеты.
Признаки расстройства
Но не стоит путать осмотрительное поведение при виде незнакомого пса или своры с психическим расстройством. Ведь почему люди боятся собак? Потому что эти животные могут быть агрессивно настроены, особенно в брачный период. И тогда опасность может быть вполне реальной, а страх оправданным.
Вот только психически здоровый человек не станет бояться щенка или некрупной собачки. А при кинофобии люди боятся даже тех четвероногих, которые не способны причинить вред — безобидных щенков, псов на цепи или в наморднике, звука лая из соседней квартиры. Даже мысли об этом животном могут вызвать панику. При этом фобия сопровождается физиологическими реакциями:
- напряжением мышц;
- усиленным потоотделением;
- нехваткой воздуха;
- тахикардией;
- изменением артериального давления;
- колющей болью в области сердца;
- Дезориентацией в пространстве.
Причины фобии
Оказывается, панический страх собак далеко не всегда связан с негативным контактом с этим животным в детстве.
В первую очередь на появление расстройства влияет наличие гена страха или генетическая предрасположенность;
Второй по важности причиной является копирование ребенком поведения родителей и их боязни;
Причиной могут выступить особые личностные характеристики человека вкупе с комплексом неполноценности.
С кинофобией можно бороться и на её начальной стадии можно обойтись без помощи специалиста. Узнаем дальше, как перестать бояться собак.
Как бороться со страхом?
Для начала нужно принять страх и осознать важность борьбы с ним, так как запущенные случаи приводят к проблемам с социализацией. Итак, я боюсь собак, что делать? На начальном этапе развития болезни победить страх помогут:
Итак, я боюсь собак, что делать? На начальном этапе развития болезни победить страх помогут:
Нормализация режима дня. 8- часовой рабочий день, умеренные физические нагрузки после работы, вечерние прогулки и 7-8 часов на сон — это поможет привести работу нервной системы в норму;
- Высокоуглеводная диета. Сложные углеводы и витамин В улучшат синтез серотонина и избавят от тревожности;
- Психологические тренировки. Самый простой вариант — представить объект страха другом, который проявляет любовь и радуется хозяину.
Если ребенок боится собак, то поможет та же тренировка по формированию положительного образа собаки. Как взрослый подавайте пример адекватного поведения. Говорите, что собачки лают, чтобы разговаривать. А «гав» при встрече — это своеобразное приветствие.
Лечение
Комплексное лечение может потребоваться при запущенных формах, сопровождаемых частыми и интенсивными приступами страха. Тогда потребуется медикаментозная терапия, проводимая совместно с психотерапией.