Как проявляется детская жестокость
Содержание:
- Откуда берется подростковая жестокость
- Популярные сочинения
- Старшие классы: в свободном падении
- Ребенок злой: что делать?
- Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака
- Детская жестокость к животным
- Жестокость у детей. Причины появления
- Как проявляется жестокость
- ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ МОЛЧАЛИВОГО ИЗБЕГАНИЯ
- Причины детской жестокости
- Почему подросток хамит
- Профилактика жестокости в подростковой среде
Откуда берется подростковая жестокость
Потому что подростковый возраст — это не просто «вымахал за одно лето на 20 сантиметров». В это время идет мощнейшая перестройка организма, гормоны бушуют так, как не будут бушевать никогда. Фактически подросток — человек в стадии трансформации. И никого, кроме подростков, не волнует так сильно физическое тело — свое и чужое.
Обратите внимание, как ведут себя стайки подростков в кафе: они постоянно толкаются, пихаются, прижимаются друг к другу, дергают друг друга за руки, обнимаются — им важно получать извне тактильные сигналы и отправлять эти сигналы своим «соплеменникам». При этом у них бушуют гормоны
При этом у них бушуют гормоны.
При этом они вдруг получают в свое распоряжение желания и потребности, каких у них не было до этого. Они вдруг испытывают острейшую необходимость сепарироваться от родителей. Или — влечение к девушке или парню, с которым не сравнится никакая детсадовская влюбленность. Или — желание крушить все на своем пути: агрессия у них тоже появляется вполне взрослая.
Но если мы, взрослые, уже неплохо умеем справляться со всеми своими «заскоками», то для подростков их же собственные эмоции и желания — как впервые купленная в «Икее» мебель. Привез домой несколько картонных коробок, распаковал, посмотрел на «стройматериалы»… а дальше-то что?
Оговорюсь сразу: я абсолютно не оправдываю подростковую жестокость. Каждый парень и каждая девушка вполне могут ее в себе остановить и перенаправить в безопасное русло. Но прошу понять: ни в каком возрасте человеку не бывает так трудно управлять самим собой, как в подростковом.
Подростки — это психологические люмпены. Им правда очень тяжело.
Популярные сочинения
- Всегда ли любовь делает человека счастливым? — сочинение Что может быть важнее любви? Пожалуй, ничего. Это одно из самых замечательных чувств. Но, к сожалению, не всем удаётся познать её в полной мере. Любовь толкает людей на немыслимые поступки, окрыляет и даёт человеку
- Тема семьи в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение У многих писателей имеются произведения, в которых обязательно затрагивается семейная жизнь. Вот и произведение Достоевского не стало исключением. При помощи семьи можно понять внутренний мир каждого из членов семьи
- Сочинение-описание картины Осенний день. Сокольники Левитана Работу над картиной «Осенний день. Сокольники» художник начал в свой самый сложный период жизни. После покушения на царя, вышел указ о запрете нахождения евреев в Москве. Девятнадцатилетний Левитан
Старшие классы: в свободном падении
На уроках географа Олега Соломоновича стоит постоянный шум. Дети отказываются слушать этого милейшего чудака. Тем более что к середине урока он обычно начинает смешно злиться и изрыгать обвинения вперемешку со слюнями. Вчера вот вырвал из рук Семенова с первой парты листок с изображением какого-то чудовища: «Чем ты занимаешься? Что это?!» — «Вы, Олег Соломонович!» Дети хохочут, учитель трясущимися руками ищет в кармане нитроглицерин…
— Травля в старших классах — это групповой феномен, — утверждает Татьяна Котова. — Ее причины в бездействии и беспомощности старших. В данном случае — педагогов. Группа ищет, чем заняться вместе. И если ничего другого не предлагается, подростки объединяются в травле. Тут жестокость тонкая, с подколами. И часто направлена на учителей. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры, да еще сняли все это на камеру… С одной стороны, там налицо дикая халатность руководства школы: дети не были заняты ничем вообще. И образовательным процессом в том числе. С другой — нашелся один отвязный подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень сильно заводило детей и наличие видеокамеры. Что, кстати, выдает, что акция была спланирована.
А чтобы подростку стать жертвой в старших классах, должны произойти какие-то очень индивидуальные события. Достаточно, чтобы будущая жертва напомнила лидеру класса кого-то, кого он не любит. И он начнет его задирать. А дальше всем это понравится — и «процесс пошел».
Осторожно: провокатор!
Есть дети, которые являются провокаторами: они или просто не умеют общаться, или им очень скучно. И они начинают задираться: например, хватают что-то с чужой парты или толкаются, а потом убегают
Тот, кто догоняет, чаще всего потом оказывается виноват: ведь может завязаться драка
Чтобы ребенок не получил незаслуженно репутацию агрессора, научите его не обращать внимание на таких одноклассников или превратить происходящее в шутку.
В средней и старшей школе свой тип провокатора: этакий лидер на час. Это он подзуживает одноклассников: «Давайте бить стекла в школе после дискотеки!» или «Давайте забьем ногами Федю!» Но при малейшей опасности или необходимости отвечать за свои действия он легко предает своих «подельщиков».
Ребенок злой: что делать?
Как убрать проблему детской жестокости или не допустить ее появления? Общие рекомендации:
- Прислушивайтесь к ребенку, не подавляйте его своей родительской властью, даже если он неправ или хочет чего-то, что не имеет прямой пользы или явного рационального смысла. Можно ведь поговорить, обсудить, аргументировать – и, в конце концов, дать ребенку право совершить свои ошибки и поучиться на них! У ребенка не должно быть понятия «Кто старше, тот и «право имеющий»!
- Не применяйте физических наказаний и ограничений, регулируемых физической силой. Речь идет не так о символическом шлепке, как о моментах, когда маленького ребенка держат за руку и ведут куда надо, даже если он рыдает, и т.п. Конечно, не должно быть в реальности болезненных физических наказаний!
- Помогайте ребенку побеждать. В чем угодно – в спорах, в играх, спортивных состязаниях и т.д. Каждому ребенку в любом возрасте нужно иногда чувствовать себя лучшим, победителем – это формирует нормальную самооценку! Причем, не только с родителями, но и со сверстниками – направьте энергию ребенка в ту деятельность, где он действительно конкурентоспособен, помогите ему в ней реализоваться! Ни в коем случае не смейтесь над его успехами в чем-либо и не преуменьшайте их, хвалите ребенка за его маленькие победы.
- Поясняйте ребенку, что значит доброта, сочувствие – а также то, что другим людям и животным тоже может быть больно, обидно и т.д. А то ведь причиной детской жестокости к животным и насекомым в маленьком возрасте может служить искренний исследовательский интерес – маленькие дети в реальности могут не понимать, что «подопытным» больно!
- «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, просматриваемый ребенком. И да, если папа смотрит боевики, а малыш бегает рядом – это тоже считается!
Проблема детской жестокости вполне разрешима – и даже если она вам знакома не понаслышке, вполне вероятно, что это останется в детстве и не повлияет на формирование взрослой личности!
——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Аргументы на тему «ЖЕСТОКОСТЬ» из романа «ДОКТОР ЖИВАГО» Б.Л. Пастернака
Пример 1. ПАВЕЛ АНТИПОВ (СТРЕЛЬНИКОВ)
Павла не покидает ощущение, что за ними подсматривают, что они не одни, и с ними незримо присутствует кто-то третий. «За эту ночь, продолжительную как вечность, недавний студент Антипов… побывал на верху блаженства и на дне отчаяния. Его подозрительные догадки чередовались с Лариными признаниями. Он спрашивал, и за каждым Лариным ответом у него падало сердце, словно он летел в пропасть. <…> Утром он встал другим человеком, почти удивляясь, что его зовут по-прежнему». С этой ночи и началось перерождение веселого, смешливого и доброго Павла Антипова в желчного и жестокого Стрельникова.
Стрельников — личность противоречивая. С одной стороны, он жесток и беспощаден, с другой — не потерял еще интеллигентности и человеколюбия. Разговор с доктором напомнил ему жену, мирную жизнь, учительское прошлое. Под влиянием нахлынувших чувств Стрельников приказывает оказать раненому пленному юноше медицинскую помощь, если потребуется — дать паек. Однако благородный порыв быстро проходит, и революционный долг берет верх.
Стрельников не принадлежит себе, его жизнь разделяется на две части — мирную, в которую он мечтает возвратиться, и настоящую, жестокую, полную крови, где нет места любви и человеческим чувствам. Для Стрельникова пересечение этих двух жизней невозможно.
Лара взглядом любящей женщины точно подметила во внешности мужа трагические изменения. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <…> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвых и безжалостных, которые его когда-нибудь не пощадят. Мне показалось, что он отмеченный и что это перст обречения», – говорит она Живаго.
Пример 2. ЮРИЙ ЖИВАГО
Юрий Живаго наблюдает и привычные на фронте картины издевательств сильных вооруженных людей над слабыми и беззащитными. Однажды он заступается за старого несчастного еврея, над которым жестоко «шутят» вооруженные казаки. Размышляя об этих событиях, Живаго произносит перед своим другом Гордоном целую речь в защиту слабых и неспособных «отражать удары». Как бы предсказывая и объясняя собственную судьбу, он видит в покорности слабых «что-то роковое».
Живаго бесконечно тяжело у партизан. Он видит нравственное разложение в отряде, пьянство, борьбу за власть, неоправданную жестокость по отношению к своим оступившимся товарищам. Доктора потрясает сцена расстрела одиннадцати участников заговора и двух самогонщиков.
Юрий Живаго испытывает смертельную усталость от всего пережитого. «Изуверство белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». В таком состоянии Живаго получает от Ливерия подтверждение известия о взятии Юрятина белыми и разгроме Варыкина. В полном смятении чувств Живаго бежит из партизанского лагеря и вскоре прибывает в Юрятин, который уже взяли красные.
Детская жестокость к животным
Тема жестокого поведения детей по отношению к животным – это отдельный вопрос. У психологов до сих пор нет однозначного ответа на вопрос почему даже «благополучные» дети иногда издеваются над животными. Существует несколько теоретических причин, которые к этом приводят:
Отсутствие сострадания к братьям меньшим. Сострадание как положительное качество в человеке формируется не за один год жизни. Дети не всегда жалеют тех, кто меньше их потому, что подсознательно видят их как слабых особей. В этом заложено одно из основных правил естественного отбора – «выживает сильнейший».
Любопытство. Детям интересно, как поведет себя животное в ситуации, для него не стандартной. Именно поэтому они привязывают консервные банки к лапам собак и кошек и заставляют их бегать, бросают несчастных животных в воду. Причем на мучения животных они чаще всего реагируют хладнокровно, как наблюдатели.
Ревность по отношению к сверстнику. Если у ребенка есть друг или подруга, которые уделяют слишком много времени своему домашнему любимцу, ребенок может ревновать и подсознательно вести себя жестоко по отношению к другим животным
Таким образом ребенок «мстит» за невнимание своего друга по отношению к нему.
Детская жестокость: как вести себя родителям?
Как вести себя родителям, если у ребенка проявилась любая форма жестокости? Нельзя поощрять такое поведение. Необходимо как можно чаще общаться с ребенком на волнующие темы, объяснять ему что делать можно, а что – нельзя, что хорошо с точки зрения общества, а что – плохо.
Важно аргументировать свою точку зрения и воспитывать в ребенке такие качества как: сострадание, жалость, доброту. Необходимо повторять: «нельзя обижать животных – они беззащитные и не могут дать отпор», «нельзя дразнить лопоухую девочку в классе, любой мог родиться с такими ушами», «нельзя дразнить мальчика очкариком, когда он начнет носить контактные линзы, никто и не вспомнит о том, что он носил очки» и т.д
Жестокость и агрессия у детей: в чем опасность?
Агрессивные и жестокие дети, у которых своевременно не была подкорректирована модель поведения, рискуют превратиться в безжалостных, не контролирующих приступы ярости, взрослых людей.
Такие люди сложно адаптируются в обществе, с трудом находят себе работу, не приживаются ни в одном коллективе. Они вечно чем-то недовольны, агрессивны, неблагополучны, часто имеют проблемы с правоохранительными органами.
Такие люди ни с кем не считаются, пытаются доминировать и выставляют свое мнение как приоритетное. Современный социум не терпит этого, конфликты никому не нужны, а значит, положительные качества в человеке необходимо воспитывать с самого детства.
Посмотрите видео по теме:
Жестокость у детей. Причины появления
У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:
- жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
- проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.
При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.
Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.
Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.
Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.
Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.
Как проявляется жестокость
Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:
- у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
- кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
- с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
- постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.
ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ МОЛЧАЛИВОГО ИЗБЕГАНИЯ
Избегание — это распространённая форма морального воздействия, которую используют нарциссы: они «отключаются» от своих жертв, не разговаривают с ними в течение длительного времени. Дни или недели держат жертву в постоянном состоянии неопределённости, всё это время жертва чувствует себя изолированной и отверженной.
Глубина отчаянья, вызванного молчаливым избеганием, зависит от интенсивности игнорирования
. Мозг выдаёт болевую реакцию, которая вызывает в жертве чувство одиночества и покинутости. Нарцисс использует молчаливое избегание в качестве агрессивной меры контроля и наказания за поступки своего партнёра; садистская форма «перерыва в отношениях» через отвержение жертвы – всё это нацелено на то, чтобы замотивировать жертву на выгодное нарциссу поведение. Это крайняя форма обесценивания, его целью является возбуждение в жертве чувства немоты, одиночества, отверженности, невидимости. Негативное воздействие данной формы абьюза включает в себя:
Эмоциональный уровень
. Поскольку молчаливое избегание – это форма социального неприятия, оно вызывает спектр негативных эмоций: чувство фрустрации, сильный гнев и, наконец, покорность и отчаяние.
Психологический уровень
. Низкая самооценка, чувство утраты и неприкаянности, усиленный стресс и потерю контроля.
Поведенческий уровень.
Постоянный страх перед перспективой молчаливого избегания бросает тень неуверенности на вашу жизнь, вы начинаете копаться в себе: всё ли я правильно делаю? Правильно ли я говорю? Вы стремитесь избежать изменений, делающих из вас человека, который больше не является вами.
Причины детской жестокости
Психологи выделяют несколько совершенно разных причин.
Дитя просто стремится привлечь к себе внимание, утвердиться в коллективе. В большинстве случаев эти проявления неосознанны — ребенок просто копирует модель поведения взрослых.
Малыш проверяет грани позволенного
Он бьет других детей на площадке и ждет, какая будет реакция у своих родителей и посторонних людей. Если ребенка вовремя не остановить, проблема будет усугубляться.
Очень часто малыш становится агрессивным, когда в семье рождается младший ребенок. Если первенец еще слишком мал, чтобы умом воспринять изменения, он или она могут почувствовать, что у него забрали материнское тепло и любовь и начинает проявлять жестокость по отношению к нарушителю его счастья. Исправить ситуацию обычно не вызывает затруднений: нужно больше внимания уделять старшему ребенку, чаще обнимать и хвалить, и не только за заслуги, а просто потому, что ему очень нужна родительская поддержка.
Также бывает, что из-за недостатка внимания, тепла, нежности и любви ребенок начинает чувствовать, что он недостаточно хорош. Он не может объективно сравнивать себя с другими, поэтому ему постоянно нужен взрослый, который сможет подтвердить его ценность. Когда этого не происходит, малыш начинает доказывать своё превосходство над теми, кто слабее.
Семейная иерархия также имеет большое влияние. Каждый член семьи может быть услышан и имеет право говорить, игнорирование мнения ребенка приводит к тому, что он начинает его отстаивать жестокими методами.
Еще одна причина — неправильный семейный уклад, агрессивное поведение одного из родителей, чаще всего отца. Если отношения основаны на принципе «кто сильнее, тот и прав», то это мировоззрение укореняется в сознании как норма. Когда родители проявляют остроту, нетерпение и агрессивность друг к другу и к посторонним, можно быть уверенным, что ребенок рано или поздно станет таким же.
В основном агрессивные дети воспитываются в семьях, где они должны быть полностью послушными, безупречными, а все нарушения сурово наказуемы. В зоне риска и эмоционально нестабильные семьи, где дети становятся свидетелями взрослых конфликтов. Агрессия малышей накапливается также, если их регулярно и несправедливо наказывают.
Маленькие агрессоры нередки в семьях, где они могут делать все, что хотят, нет наказаний, ценятся только «хорошие поступки», а ребенка хвалят только за то, что он чему-то научился или сделал. Он чувствует эмоциональную холодность родителей, а духовную пустоту заполняет, чем может. Такое отчуждение провоцирует агрессию даже больше, чем суровое наказание.
Еще одна причина — трусливость. Если ребенка обижают старшие дети, неспособный защитить себя, ответить тем, кто его оскорбляет, он перенесет свои переживания в агрессию на более слабого. Это могут быть самые маленькие члены семьи, более слабые дети, родственники, которые не имеют высокого социального статуса (например, бабушка и дедушка), животные, растения, игрушки и другие неодушевленные предметы. Жестокость детей бывает такой, что выдавшие виды педагоги и представители власти теряются.
Почему подросток хамит
Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?
Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.
Ребенку кажется, что это самый простой способ самоутвердиться, по принципу «кто кого переорет». Если он это делает и обращается к родителю намного грубее, то вроде он и победитель
Кроме того, это такая репетиция общения со сверстниками, а родители выступают как «подопытные кролики».
Это может быть способ привлечь внимание родителей, когда его недостаточно. Давайте честно себе признаемся: раз ребенок сам кушает, одевается и ходит в школу, то внимания мы уделяем ему все меньше и меньше
А если на нас крикнуть? Внимание сразу обеспечено!
А может, подрастающий человек так копирует ваше поведение. Причем как в общении с ним, так и между двумя взрослыми людьми. Он же тоже взрослый, а если родители разговаривают так друг с другом, то, быть может, это и есть некая норма для подростка?
Еще одна причина — гормональный скачок. Вспомните себя в эти моменты. Как вы разговариваете? Общаетесь? Дети в такой бесконечной смене настроений пребывают постоянно!
Проблемы могут быть в выбранном когда-то стиле воспитания, тут две крайности. Больше хамят в семьях с авторитарным стилем воспитания и с попустительским. На самом деле, даже в этом возрасте родителям не поздно поменять свою линию поведения.
Традиционный для любого кризиса поиск границ дозволенного и нащупывание рамок своих возможностей. Это хороший вариант! Потому что такие дети, как правило, «делают вид», что они грубые и хамоватые, но не хотят быть такими на самом деле.
Профилактика жестокости в подростковой среде
Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.
Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования
Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.
Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.
Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.
Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.
Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!