Законы вселенной
Содержание:
- Законы
- Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития ТС сокращается число ее элементов без ухудшения (или при улучшении) функционирования.
- Транспортные компании России
- Общий вид законодательной системы Штатов
- Закон увеличения степени идеальности системы:
- 1. Закон полноты частей системы:
- Второй закон Кеплера
- Железнодорожный транспорт
- Типы систем в технике или типы технических систем.
- Развертывание – свертывание технических систем
- 6. Переход технической системы на микроуровень. Использование полей.
- 7. Согласование — рассогласование различных систем.
- Законы развития технических систем, разработанные другими авторами[править]
- Выводыправить
Законы
Закон Голла
Работающая сложная система обязательно произошла от работавшей простой системы. Сложная система, разработанная с нуля, никогда не работает, и её невозможно исправить так, чтобы она заработала. Нужно начать заново, с простой работающей системы.
Закон Гудхарта
Любая наблюдаемая статистическая закономерность склонна разрушаться, как только на неё оказывается давление с целью управления ею.
Когда мерило становится целью, оно перестаёт быть хорошим мерилом.
Мэрилин Стратерн
- Тесты без утверждений удовлетворяют ожиданиям по покрытию кода, несмотря на то, что такая метрика создавалась для того, чтобы программа была хорошо проверена.
- Оценка эффективности разработчика на основе количества строк, внесённых в проект, приводит к неоправданному раздуванию кода.
Цикл шумихи и закон Амара
Мы склонны переоценивать влияние технологии в краткосрочной перспективе и недооценивать его в долгосрочной.
После появления технологии её популярность доходит до пика раздутых ожиданий, затем ныряет во впадину разочарования, поднимается по склону просветления и выходит на плато продуктивности
Закон Хирама
При достижении достаточного количества пользователей API уже неважно, какие его особенности вы обещали всем: для любой из возможных особенностей поведения вашей системы найдётся зависящий от неё пользователь.
Закон Кернигана
Отладка кода в два раза тяжелее, чем его написание. Поэтому, если вы пишете код на пределе умственных возможностей, вам, по определению, не хватит ума, чтобы его отлаживать.
Закон Мёрфи
Всё, что может пойти не так, пойдёт не так.
Если что-то может пойти не так, это случится, причём в наихудший из возможных моментов.
Закон Патта
В технологическом секторе доминируют два типа людей: те, кто разбирается в том, что они не контролируют, и те, кто контролирует то, в чём они не разбираются.
В любой технической иерархии со временем вырабатывается инверсия компетентности.
Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития ТС сокращается число ее элементов без ухудшения (или при улучшении) функционирования.
Данный закон является
одним из основных механизмов Закона
повышения идеальности. Действительно,
достаточно очевидный способ снизить затраты — это удалить из системы
часть ее элементов. Если же при этом удастся
сохранить ее функциональные способности
на прежнем уровне (а тем более повысить),
идеальность непременно должна вырасти.
Сохранение функциональных
способностей системы обеспечивается перераспределением
полезных функций свернутых элементов
между оставшимися элементами, а также
передачей их элементам надсистемы. При
этом часть функций, обычно направленных
на свернутые элементы, вообще может исчезнуть
за ненадобностью, что также снижает затраты,
связанные с выполнением этих функций.
Возьмем, например, обычный
патрон для стрелкового оружия (Рисунок 3.8):
Рисунок 3.8 Обычные патроны
Его составной частью служит гильза. Ее функции на
этапе хранения — удерживать пулю, порох
и капсюль; а в момент выстрела — удерживать
пороховые газы (иначе горячие химически
активные газы, да еще под высоким давлением,
будут быстро разъедать затвор). Однако
и затраты на выполнение этих функций
весьма велики:
- Стальная или латунная гильзы довольно тяжелы, что увеличивает нагрузку на солдата и ограничивает запас патронов, который он может взять с собой в атаку;
- На удаление гильзы после выстрела затрачивается определенное время, что снижает скорострельность автоматического оружия;
- Наличие гильзы удорожает патрон.
Поэтому в настоящее
время оружейники активно экспериментируют
с безгильзовым патроном (Рисунок 3.9):
Рисунок 3.9 Безгильзовые патроны
В таком патроне гильза
свернута (а вместе с нею устранены
недостатки — повышенные вес, затраты
времени на удаление и стоимость),
а ее полезные функции перенесены
на один из оставшихся элементов системы
— пороховой заряд — теперь он удерживает
пулю, капсюль (также бескорпусный) и сам
себя, и элемент надсистемы — затвор, который
благодаря использованию современных
сплавов может теперь удерживать пороховые
газы, не подвергаясь коррозии.
Механизмы закона:
1.Закономерность развития ТС, содержащих
источник энергии, трансмиссию, рабочий
орган и систему управления, заключающаяся
в том, что в процессе развития эти элементы
обычно свертываются в следующем порядке:
-
-
- Трансмиссия
- Источник энергии
- Система управления
- Рабочий орган.
-
Свертываемые элементы
передают свои функции друг другу
и элементам надсистемы, в т.ч.
объекту главной функции.Первой
обычно свертывается трансмиссия как
выполняющая наименее значимые для
системы функции. В итоге источник
энергии вплотную приближается к рабочему органу, непосредственно
снабжая его энергией нужного вида. Например,
когда-то на заводах станки приводились
в движение ременными передачами от общего
вала, вращаемого одним мощным двигателем
(3.10):
Рисунок 3.10 Машина с ременным приводом
Теперь каждый станок
имеет независимый привод (Рисунок 3.11):
Рисунок 3.11 Современный завод
Более того, если раньше
станок имел один двигатель, от которого
через механические передачи приводились
в движение все части станка, то
теперь ставят отдельный двигатель
для каждого вида движения — благодаря
свертыванию механических трансмиссий
станок стал компактней и проще в управлении.
Вслед за трансмиссией исчезает
источник энергии
Внимание: он исчезает
как отдельный элемент системы,
но его главная функция остается
в целости и сохранности — ее передают
рабочему органу, и он начинает сам
снабжать себя энергией нужного вида
Если удается свернуть
и систему управления, передав
ее функции рабочему органу, он становится
саморегулируемым
И, наконец, происходит полное
свертывание системы, при котором
ее главные функции либо передается
в надсистему, либо вообще отменяется за ненадобностью.
Транспортные компании России
Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.
ООО «Транспортные системы» — это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО «Транспортные системы» дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.
Организация «РТ Транспортные системы» осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.
Общий вид законодательной системы Штатов
Главным законодательным документом является Конституция Соединённых Штатов.
На её основе составляются и редактируются все действующие законы страны, отдельных штатов и городов. Каждый штат США и даже город вправе принимать собственные законопроекты, однако для их окончательного принятия необходимо согласование с Конгрессом. При этом все предлагаемые отдельные законопроекты штатов и городов не могут противоречить Конституции, действующим законам на федеральном уровне, основным правам человека и действующим законам самого штата.
В основном, данным правом штаты и города пользуются для того, чтобы ввести/отменить дополнительные налоги, пошлины, штрафы, разрешить/запретить продажу некоторых видов товаров. Благодаря этому экономика страны процветает, т.к. доходы с налогов аккумулируются в отдельных штатах, и лишь небольшой процент со всей страны идёт в столицу, где при необходимости может быть распределён между регионами или использоваться в других целях. Также подобная система делает более выгодным ведение торговли как внутри страны, так и на международном рынке.
Закон увеличения степени идеальности системы:
Развитие
всех систем идет в направлении увеличения
степени идеальности.
Как известно,
идеальная техническая система — это такая
система, вес, объем и площадь которой
стремятся к нулю, хотя способность системы
выполнять работу при этом не уменьшается.
То есть идеальная ТС — это когда ТС нет, а
функция ее сохраняется и выполняется.
Несмотря на очевидность понятия «идеальная
ТС» существует определенный парадокс:
реальные ТС становятся все более
крупноразмерными и тяжелыми. Увеличиваются
размеры и вес самолетов, танкеров,
автомобилей и т.д. Парадокс этот
объясняется тем, что высвобожденные при
совершенствовании ТС резервы направляются
на увеличение ее размеров и — главное —
повышение рабочих параметров.
Первые автомобили
имели скорость 15-20 км/ч. Если бы эта скорость
не увеличивалась, постепенно появились бы
автомобили намного более легкие и
компактные при той же прочности и
комфортабельности. Однако каждое
усовершенствование в автомобиле —
использование более прочных материалов,
повышение КПД двигателя и т.д. — все это
направлялось на увеличение скорости
автомобиля и того, что «обслуживает»
эту скорость (мощная тормозная система,
прочный кузов, усиленная амортизация и т.д.).
Чтобы наглядно увидеть возрастание степени
идеальности автомобиля, надо сравнивать
современный автомобиль со старым рекордным
автомобилем, имеющим ту же скорость (на той
же дистанции).Видимый вторичный процесс —
рост скоростей, мощностей, тоннажа и т.д. —
маскирует первичный процесс увеличения
степени идеальности ТС.
Но при решении
изобретательских задач необходимо
ориентироваться именно на увеличение
степени идеальности — это надежный критерий
при корректировке задачи, ее решении и
оценке ответа.
1. Закон полноты частей системы:
Необходимым условием принципиальной
жизнеспособности технической системы
является минимальная работоспособность
основных частей системы. Каждая ТС должна
включать 4 основные части: двигатель,
трансмиссию, рабочий орган и орган
управления. Смысл закона 1 заключается в том,
что для синтеза ТС необходимо и достаточно
а) наличие этих четырех частей и б) их
минимальная пригодность к выполнению
ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ (ибо сама по себе
работоспособная часть системы может
оказаться неработоспособной в составе той
или иной ТС. Например, двигатель
внутреннего сгорания, сам по себе
работоспособный, оказывается
неработоспособным, если его используют в
качестве подводного двигателя подводной
лодки).Закон 1 можно пояснить так:
ТС
жизнеспособна в том случае, если все ее
части не имеют «двоек», причем оценки
ставятся по качеству работы данной части в
составе системы. Если хотя бы одна из частей
оценена на «двойку», ТС
нежизнеспособна даже при наличии «пятерок»
у других частей.
Закон 1 играет решающую
роль в спорах о приоритете: первой следует
считать первую жизнеспособную систему.
Например, одни историки считают первым
самолетом аппарат братьев Райт, а другие —
самолет Можайского, подчеркивают его
преимущества: обтекаемую форму фюзеляжа,
наличие шасси (райтовский аппарат вообще не
имел шасси), наличие элеронов на крыльях (у
братьев Райт вместо элеронов
использовалось «гаширование» —
примитивное управление с помощью тросов,
изгибаюших гибкую поверхность крыла) и т.д.
Но с точки зрения закона 1 все части
аппарата братьев Райт были минимально
работоспособны (в составе системы) «двоек»
не было.
В самолете Можайского
неработоспособными (в составе системы) были
две части: крылья и двигатель. Крылья
представляли собой ровные плоскости,
установленные с нулевым углом атаки (угол
между крылом и направлением движения).
Такие крылья не могли давать подъемную силу.
Неработоспособным (в составе системы «самолет»)
оказался и паровой двигатель, хотя сам по
себе он был одним из наиболее совершенных
паровых двигателей того времени.
При образовании
системы «самолет» проходные баллы
получили профилированное крыло и двигатель
внутреннего сгорания: именно эти части (в
сочетании с воздушным винтом) дали систему,
которую мы называем «самолет». Аппарат
братьев Райт имел невысокие «оценки»
по ряду показателей («гаширование»
явно хуже элеронов и т.д.), но не имел «двоек»!
Из закона 1 вытекает
очень важное для практики следствие:
чтобы
система была управляемой, необходимо и
достаточно, чтобы хотя бы одна ее часть была
управляемой.
«Быть управляемой»
— значит менять свойства так, как это надо
тому, кто управляет. Знание этого следствия
из закона 1 позволяет лучше понимать суть
многих задач и правильнее оценивать
полученные решения. Возьмем, например,
задачу о запайке ампул (пособие «Теория и
практика решения изобретательских задач»,
раздел 3, задача 3) . Дана система из
двух неуправляемых частей: ампулы вообще
неуправляемы, их характеристики нельзя
менять, а горелки плохо управляемы по
условиям задачи. Ясно, что решение задачи
будет состоять во введении третьей части,
главным требованием к которой является
управляемость. Действительно, введена
водная среда (контрольный ответ по этой
задаче), обладающая высокой управляемостью:
можно менять уровень воды — это
обеспечивает изменение границы между
горячей и холодной зонами. Можно менять
температуру воды — это позволяет создавать
нужные условия в холодной зоне. Можно легко
пополнять воду — это гарантирует
устойчивость системы в процессе работы.
Второй закон Кеплера
Если орбита – это эллипс,
то каким образом происходит движение небесного тела по ней? В каких отрезках
орбитального пути оно ускоряется и замедляется?
Немецкий ученый обнаружил, что есть взять два любых отрезка орбитального пути, которые планета Солнечной системы проходит за одинаковые промежутки времени, провести от их концов радиус-векторы к центральной звезде, то площади полученных образований будут одинаковы. Это упрощенная формулировка второго закона.
Для того, чтобы
постоянство площадей сохранялось, тело должна двигаться в разных точках орбиты
с разной скоростью. Так, например, Земля в наибольшем приближении к Солнцу
движется быстрее, чем в максимальном удалении от него
Железнодорожный транспорт
Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.
Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.
Типы систем в технике или типы технических систем.
Законы развития технических систем описывают закономерности развития техники на уровне филогенеза. Необходимо согласовывать развитие технических систем на уровне онтогенеза с тенденциями филогенеза. Кроме того, необходимо учитывать, что уровней филогенеза может быть не один. Соответственно и закономерности на разных уровнях могут быть разные. Для автомобилей, например, необходимо учитывать закономерности развития двигателей, аккумуляторов, материалов, колес, топлива, дизайна корпуса, автомобильных дорог, систем безопасности и т.д.
Большое влияние на развитие ТС оказывает надсистема — техника в целом. Общие законы ее развития также необходимо учитывать. Могут отличаться между собой и типы самих технических систем. В работе «Принцип захвата и многообразия в развитии систем» (приложение 1) выделено три типа развивающихся систем: саморазвивающиеся системы, функционально-ориентированные системы и «системы-кирпичики», из которых строятся другие системы.
Соответственно для техники можно выделить:
— саморазвивающиеся социально-технические системы;
— функционально-ориентированные технические системы;
— техническое вещество — технические «системы-кирпичики».
Техника создается из технического вещества и существует в социально-технической среде. Необходимо выделять эти три уровня в структуре развития техники.
Саморазвивающиеся социально-технические системы — надсистемный уровень (различные отрасли хозяйства, города, Интернет и пр.). Как правило, это открытые, полифункциональные системы без доминирующей главной функции или эта функция формулируется слишком широко (обеспечивать жизнь, обмениваться информацией, захватить ресурс и пр.).
Цивилизацию можно представить как процесс воздействия общества на окружающую среду (естественную и искусственную) с постепенным преобразованием естественной среды в искусственную.
О важности влияния развития бизнеса и учета его проблем при решении технических задач говорится, например, в работе С.С.Литвина. Второй уровень — это сами технические системы
Второй уровень — это сами технические системы.
Третий уровень (подсистема) — это техническое вещество. Понятие «вещество» широко используется в вепольном анализе. Особенностью технического вещества является то, что это не самостоятельная техническая система с заданной главной функцией, а некая «заготовка», материал, специально подготовленный ресурс для создания технической системы. Как и для социально-технических систем для технического вещества характерна полифункциональность без доминирования какой-либо одной функции. Точнее в данном случае речь идет не столько о функциях, сколько о свойствах вещества, которые можно использовать для реализации различных функций. Техническое вещество — это не просто пластилин, слитки металла, кирпич или песок. Это обобщенное понятие о свойствах вещества (материала), которое применяется для создания технических систем. Свойства технического вещества, его возможности развиваются вместе с развитием цивилизации, технологий и имеют свои закономерности развития. Даже периодизация развития общества связана с развитием технического вещества: каменный век, бронзовый век, железный век… Понятие технического вещества стоит в одном ряду с такими понятиями как живое вещество, геологическое вещество, космическое вещество и пр.
В одной технической системе могут проявляться качества одновременно трех типов систем, но одно из них обычно доминирует над другими и определяет тип и соответственно закономерности развития этой системы.
Законы развития для каждого из приведенных типов техники разные. Их нельзя автоматически переносить с одного уровня на другой. Законы, по которым развиваются технические вещества могут отличаться от законов развития функционально-ориентированных технических систем. Например, закон стремления к идеальному конечному результату, который выполняется для технических систем с четкой главной функцией (ТС нет, а функция выполняется), нельзя переносить на саморазвивающиеся социально-технические системы и на техническое вещество, для которых просто нет главной функции.
Развертывание – свертывание технических систем
На всех этапах развития процессы развертывания и свертывания могут чередоваться, приходя на смену друг другу, частично или полностью перекрываться, действуя параллельно, то есть при общем развертывании системы отдельные ее подсистемы могут свертываться и наоборот.
Пример:
Развитие вычислительной техники: от арифмометров – к гигантским ЭВМ (развертывание) – к современным компактным компьютерам (свертывание).
5. Повышение динамичности и управляемости технических систем.
В процессе развития технической системы происходит повышение ее динамичности и управляемости, то есть способности к целенаправленным изменениям, обеспечивающим улучшение адаптации, приспособление системы к меняющейся, взаимодействующей с ней среде.
В переводе с латыни «динамизм «– богатство движения, насыщенность действием. Повышение динамичности дает системе возможность сохранять высокую степень идеальности при значительных изменениях условий, требований и режимов работы.
Пример:
Обрабатывающий центр, современная ЭВМ. Переход к системам с изменяющимися элементами.
6. Переход технической системы на микроуровень. Использование полей.
Развитие технических систем идет в направлении все большего использования глубинных уровней строения материи (вещества) — переход на микроуровень и использование различных полей.
Пример: От электронных ламп – к современным интегральным микросхемам
7. Согласование — рассогласование различных систем.
В процессе развития технической системы на первых этапах происходит последовательное согласование системы и ее подсистем между собой и надсистемой, заключающееся в приведении основных параметров к определенным значениям, обеспечивающим наилучшее функционирование. На последующих этапах происходит рассогласование — целенаправленное изменение отдельных параметров, обеспечивающее получение дополнительного полезного эффекта (сверхэффекта) . Конечным этапом в этом цикле развития является динамическое согласование – рассогласование, при котором параметры системы изменяются управляемо (а впоследствии и самоуправляемо) так, чтобы принимать оптимальные значения в зависимости от условий работы.
Согласование проявляется уже на этапе создания системы, когда идет подбор необходимых систем, образующих функциональную цепочку, системообразующих связей.
К подсистемам, помимо требования обеспечения минимальной работоспособности, предъявляется требование совместимости друг с другом, поэтому случается, что подсистема, наилучшим образом выполняющая свою функцию вне системы, оказывается не лучшей для создаваемой системы.
Процесс согласования – рассогласования сопровождается повышением идеальности системы как за счет уменьшения функций расплаты, так и за счет повышения качества полезных функций .
Пример: В согласованную систему электроснабжения вводится элемент рассогласования – «электрический предохранитель», позволяющий вывести подсистему с коротким замыканием из общей цепи.
ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Выделения отдельных, изолированных друг от друга законов развития технических систем является, вообще говоря. является грубым упрощением. На самом деле законы действуют в совокупности, обеспечивая эффективное, всестороннее развитие системы. Следствие одного закона, нередко тесно переплетаются со следствием другого, часто речь идет об одной и той же закономерности, рассмотренной с разных сторон.
Законы развития технических систем, разработанные другими авторами[править]
Разработка законов развития технических систем В.Петровым велась с 1973 года. Основные теоретические материалы были сформулированы к 1984 году. В основу этих исследований положены законы развития технических систем, разработанные автором теории решения изобретательских задач Генрихом Альтшуллером.
В период 1973-1975 годы В.Петровым разрабатывались отдельные цепочки, которые обсуждались по переписке и при личных встречах с Генрихом Альтшуллером и Борисом Голдовским. В частности, была разработана цепочка дробления.
Первая попытка создания системы законов развития техники по аналогии с законами развития биологических систем, была сделана В.Петровым в 1976 году .
В дальнейшем В.Петров неоднократно обсуждал результаты исследований в Ленинградской школе ТРИЗ со своими коллегами и друзьями Волюславом Митрофановым, Борисом Злотиным, Эстер Злотин, Семеном Литвиным, Игорем Викентьевым, Владимиром Герасимовым, Вадимом Канером и многими другими.
Большую работу по анализу моих работ провел мой друг Борис Голдовский. Советы этих людей и их теоретические работы существенно повлияли на формирование моих взглядов на законы развитие технических систем. Результаты работ докладывались на традиционном ежегодном Ленинградском семинаре, начиная с 1976 года. С 1984 года эти исследования проводились совместно с Э.Злотин.
Первая система законов была доложена автором в 1980 на Ленинградском семинаре. Более детальная система была доложена на традиционном Ленинградском семинаре в 1981 году. Введены и определены законы избыточности и толерантности . Полностью сформированная система законов была доложена на семинаре преподавателей и разработчиков ТРИЗ (Петрозаводск-82), а опубликована в 1983 и 1984 году .
Параллельно велись разработки законов и другими авторами. Безусловно, центральное место занимали материалы, разрабатываемые Генрихом Альтшуллером , где он описал систему законов и сформулировал каждый отдельный закон.
Интенсивно велась разработка отдельных законов, развивающих и дополняющих законы, сформулированные Г.Альтшуллером.
На следующих этапах была издана фундаментальная работа по законам технических систем Юрия Саламатова .
До настоящего времени, на наш взгляд, еще не сложилось единого представления о законах развития технических систем. Все эти работы описывают общие и различные моменты. Имеется несколько систем, описывающих законы развития технических систем. Наиболее удачные из них, на наш взгляд – это системы Г.Альтшуллера, Б.Злотина и А.Зусман, и Ю.Саламатова.
Наиболее полно, на наш взгляд, система законов представлена в работах Б.Злотина и А.Зусман и Ю.Саламатова.
В этой статье не ставилась задача провести глубокий аналитический обзор работ по законам развития технических систем. Наверняка упущены какие-то работы и отдельные авторов. Поэтому приношу им свои извинения. Чтобы провести глубокий аналитический обзор этих работ, у автора в настоящее время не хватает информации (часть нашего архива утрачена и нет возможности воспользоваться другими архивами по ТРИЗ).
Работа предназначена в первую очередь для людей, занимающихся исследованиями в области законов развития систем, и разработчикам новой техники для прогнозирования развития технических систем. Кроме того, она может быть полезна, слушателем, изучающим теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Выводыправить
Данная работа показывает, что любая система, в том числе и техника, развиваются по законам, было описано еще в работах Гегеля.
Первые законы развития техники были сформулированы еще в XIX веке, а первые классы законов развития систем в конце 40-х – начале 60-х гг. XX века.
В настоящее время еще не сложилась единая система законов развития техники и любых других систем.
Будущим исследователям законов развития систем предстоит серьезно исследовать все имеющиеся материалы. Данная работа поможет им увидеть некоторые источники. Кроме того, необходимы исследования по развитию различных систем. Прежде всего, нужно исследовать самые древние системы. К ним в первую очередь относятся биологические системы. Может быть, следует даже исследовать еще более древние системы образования звезд, планет и космической системы и галактики. Должны быть исследованы различные виды культур, языки, религии, музыка, литература, искусства и т.д. Не менее интересно исследовать стремительно развивающиеся сегодня системы высоких технологий. Здесь тоже имеются свои закономерности. Особенно это касается микроэлектроники, компьютеров и программирования. В них наверняка имеются те закономерности, которые еще не выявлены.
Статья написана 29 мая 2001 и частично откорректирована в марте 2007 года.