11 методик для выявления тревожности у детей
Содержание:
- Арт-терапия для разных возрастов
- Последствия
- Примеры рисунков и их интерпретация
- «Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».
- [править] Литература
- Интерпретация
- Сложности при диагностике
- Пример № 2
- «Трансформация во взаимодействии». Методика «Рисунок по кругу».
- Основные методики диагностики страхов
- Причины повышенной тревожности
- Процедура диагностики
Арт-терапия для разных возрастов
Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.
Для дошкольников
Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.
Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.
Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.
Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.
Для подростков
В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.
Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.
После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.
Для молодежи и зрелых людей
Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.
Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:
- шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
- психические расстройства;
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка;
- проблемы внутри семьи;
- зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.
В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Для пенсионеров
Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.
Среди пожилых людей пользуются популярностью:
- рукоделие;
- пение;
- рисование;
- танцы.
Последствия
С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.
Повышенная тревожность негативно влияет на развитие у ребёнка творческого мышления. Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.
Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.
Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.
Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании
Примеры рисунков и их интерпретация
Интерпретация
рис. 1
Автор — девочка,
7 лет. Впечатление от рисунка позитивное, теплое. Девочка ощущает себя
в родительской семье спокойно и уверенно, чувствует любовь
и заботу родителей. Родители окружают всем необходимым,
но не лишают ребенка права на самостоятельность (горлышко
широкое, над ним светит солнышко). Также есть признаки импульсивности, демонстративности (у барашка четко прорисованные
реснички, алые губы, украшения в виде цветочков внутри бутылки). Последнее
подтвердилось наблюдениями за девочкой в группе, беседой
с воспитателями.
Рис. 1. Барашек и солнышко
Интерпретация
рис. 2
Автор — мальчик,
6,5 лет. На рисунке отмечаются признаки активности, энергичности, иногда демонстративности, агрессивности ребенка. Ребенок уверен
в себе, открыт и общителен, имеет лидерские наклонности. Мальчик
стремится к самостоятельности. Это стремление, а также «мужской» тип
поведения поддерживаются родителями, особенно папой.
Рис. 2. Активный барашек
Интерпретация рис. 3
Автор — мальчик,
6,5 лет. На рисунке отмечаются признаки тревожности, неуверенности
в себе, страхов перед самостоятельным решением. Горлышко бутылки закрыто,
сама бутылка «узкая», что свидетельствует о воспитании в семье
по типу «гиперопеки». Последнее подтвердилось
в беседе с мамой, данными методики АСВ, опросника
В. Миниярова. Цветовая гамма однотонная, рисунок
выполнен простым карандашом, что говорит о подавленном состоянии.
В беседе ребенок высказал пожелание барашку выбраться из бутылки.
Рис. 3. Барашек в закрытой бутылке
Интерпретация
рис. 4
Автор — мальчик
6,5 лет. Рос до недавнего времени в полной, внешне благополучной
семье. Месяц назад отец покончил с собой. Отклонения в поведении
наблюдались и ранее: мальчик был легко возбудим,
неуправляем, демонстративен. Сейчас мальчик замкнулся, стал агрессивен,
проявляет озлобленность.
В рисунке
мальчика можно увидеть расколотую бутылку, что свидетельствует о наличии
психологической травмы, переживаемой ребенком в родительской семье.
Рисунок выполнен, скорее, формально, использовался один черный цвет, что
говорит о тревожности, неуверенности в себе.
Ножки-палочки барашка,
который как будто парит в бутылке, могут говорить о потере опоры,
стабильности в семье. Зачерненные глаза являются показателем наличия
страхов, тревожности.
Острые рожки —
признак агрессивного поведения, возможно, как варианта психологической защиты.
Рис. 4. Барашек в перевернутой
бутылке
«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».
Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит.
Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов.
Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное.
Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.
[править] Литература
Навигация по темам | |||||||
Фразеологизмы |
|||||||
|
Интерпретация
Как вы уже догадались, ответы на вопросы и есть ключи для разгадки. То как ребенок описывает состояние барашка в бутылке – это прямое описание его состояния в утробе матери, то как ему там было и беспокоит ли его это сейчас.
Нормальными считаются ответы:
Ему там хорошо, тепло, комфортно
Немного тесновато, но он может выбраться без проблем и т.д.
Ответы на вопросы, которые требуют работы с ребенком, звучат так:
Ему там плохо, одиноко, холодно, грустно. Все, что с негативной окраской.
Так же обратите внимание на то, какие цвета ребенок использовал в задании, каждый цвет имеет свое значении, описаний много, найдете без труда
Сложности при диагностике
Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.
Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.
Признаки тревожности ребёнка:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Пример № 2
Большое значение
придается положению барашка в бутылке.
Если барашек твердо стоит на ногах на
дне бутылки это означает, что автор
работы находится в семье, в которой
испытывает стабильность, устойчивость.
Бутылка в может быть изображена как в
горизонтальном так и в вертикальном
положении. Направленность барашка к
горлышку бутылки, может трактоваться,
как желание выйти из бутылки и отделиться
от родительской семьи. Возможен вариант:
когда барашек находится в положении
противоположном – спиной к горлышку
бутылки и лицом к донышку, это трактуется,
как не желание испытуемого покидать
родительскую семью, наличие, наличие
опасений связанных с самостоятельностью
(Пример №2).
Следует обратить
особое внимание на горлышко, сопоставить
с размерами барашка. Соответствуют ли
размеры барашка величине горлышка
бутылки? Сможет ли барашек при желании
выйти из бутылки? Или может барашек
крупнее горлышка? А может ему только
кажется, что он может покинуть бутылку?
И хочет ли вообще барашек выйти из
бутылки?. Встречаются работы,
в которых горлышко закрыто пробкой,
это может трактоваться как проявление
гиперопеки, автор работы ощущает себя
под контролем со стороны родителей,
все решения принимаются за него, и он
явно не скоро будет готов к самостоятельности
и отделению от родительской семьи.
(Пример №2).
Когда внутреннее пространство бутылки
украшается элементами интерьера,
создается замкнутый уютный микроклимат,
это свидетельствует о чрезмерной
родительской опеки, и о том, что автор
работы воспринимает такую опеку
положительно
Родители окружают всем
необходимым и тем самым лишают ребенка
права на принятие самостоятельных
решений и возможности представления
жизни за пределами семьи, это может быть
причинами неуверенности в себе, социальной
несмелости ребенка
Встречаются работы,
в которых горлышко закрыто пробкой,
это может трактоваться как проявление
гиперопеки, автор работы ощущает себя
под контролем со стороны родителей,
все решения принимаются за него, и он
явно не скоро будет готов к самостоятельности
и отделению от родительской семьи.
(Пример №2).
Когда внутреннее пространство бутылки
украшается элементами интерьера,
создается замкнутый уютный микроклимат,
это свидетельствует о чрезмерной
родительской опеки, и о том, что автор
работы воспринимает такую опеку
положительно. Родители окружают всем
необходимым и тем самым лишают ребенка
права на принятие самостоятельных
решений и возможности представления
жизни за пределами семьи, это может быть
причинами неуверенности в себе, социальной
несмелости ребенка.
Когда бутылка
надбита или разбита это может трактоваться
как наличие психологических травм,
пережитых ребенком в родительской
семье.
Часто
подростки рисуют бутылку и подписывают
её названием алкогольного напитка, это
может говорить о том что в данный момент
подростка интересуют спиртные напитки,
пребывает в состоянии построения своего
отношения к алкоголю (Пример
№3)
В этот
момент педагогам и психологам важно не
упустить и провести необходимые
воспитательные и коррекционные
мероприятия
«Трансформация во взаимодействии». Методика «Рисунок по кругу».
Цель группового занятия: Диагностика актуального состояния пациента. Диагностика и коррекция способов реагирования на воздействие окружающей среды. На первом этапе пациентам предлагается нарисовать человека. Когда рисунки готовы, участники передают свои работы по кругу, начиная с соседа справа и добавляют в рисунки других пациентов недостающие и гармонизирующие элементы по своему усмотрению.
После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт предлагает участникам рассказать о том, какие чувства у них вызывают получившиеся образы, как они относятся к внесенным изменениям в их работы, как они отнеслись к возможности исправить работу другого пациента. В ходе обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации образов пациентов.
Данная методика позволяет каждому пациенту увидеть и услышать свое внутреннее «Я», способствует развитию эмпатии и принятию любого опыта как полезного. АРТ-терапевт, действуя как проводник, помогает пациентам формировать умение заявлять о своих потребностях. Ниже — работы пациентов.
Основные методики диагностики страхов
Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.
Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:
- «Страхи в домиках»;
- «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
- «Мои страхи»;
- «Рисунок семьи».
Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.
Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента
Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха
Страхи в домиках
Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.
После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.
Страх, когда я сплю и бодрствую
Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.
Задание нарисовать свой страх
Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.
Мои страхи
Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.
Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста
Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета
Рисунок семьи
Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.
Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:
- Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
- Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
- Кто в семье имеет какую роль?
- Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
- Кто из персонажей самый грустный?
- Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?
Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.
Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.
Причины повышенной тревожности
Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:
- Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
- Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
- Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
- Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.
Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.
Процедура диагностики
Форма
проведения — индивидуальная. Продолжительность — 35–40 минут
(в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).
Для диагностики подготовьте
материалы: лист бумаги А4
(лучше возьмите альбомный лист — он прочнее), карандаши или краски,
кисточки, мелки.
Детям 7–8 лет можно
предложить вылепить фигурку из пластилина, соленого теста, массы для
лепки, а затем разрисовать. Если у ребенка нет аллергии, предложите
ему рисовать пальчиками с помощью специальных детских пальчиковых красок.
В этом случае подготовьте клеенку и влажные салфетки.
Инструкция
ребенку: «Ты любишь рисовать? А сказки любишь? Сегодня
мы будем с тобой рисовать и сочинять сказку. У меня есть
бумага и карандаши (краски и кисточки, мелки). Нарисуй, пожалуйста,
барашка в бутылке».
Дайте ребенку время,
чтобы сосредоточиться, не торопите, только поддерживайте. Если у него
возникнут вопросы — отвечайте. Задавайте уточняющие вопросы по ходу
рисования, например по поводу цветов, которые он использует.
Если для диагностики
вы выбрали лепку, предложите ребенку сначала взять в руки маленький
кусочек пластилина (массы для лепки) и подружиться с ним —
попросите его закрыть глаза, почувствовать пластилин на ощупь
и ответить на вопрос, какой он (твердый или мягкий, холодный или
теплый, приятный или нет).
Когда ребенок закончит
рисовать, обсудите с ним получившийся рисунок и предложите сочинить
сказку.
Вопросы
для обсуждения:
- Как барашек оказался
в бутылке? Что он там делает? - Как чувствует себя барашек?
- Как чувствует себя бутылка?
- Хочет ли барашек
выбраться из бутылки? Почему? Если да, то как? - О чем мечтает барашек?
- О чем мечтает бутылка?
- Что тревожит барашка?
- Что может тревожить
бутылку?
Ответы на вопросы
фиксируйте — в дальнейшем вам легче будет написать заключение.
Нормальными считайте ответы: «ему там
хорошо, тепло, комфортно», «немного тесновато, но он может выбраться
без проблем» и т. п. Ответы с негативной окраской, например «ему там
плохо, одиноко, холодно, грустно», требуют работы с ребенком.
Ребенок может включить
в сюжет сказки любых героев: Бабу-ягу, Монстра, Медведя. Ваша
задача — «волшебным образом» обезвредить отрицательных героев, которых
придумал ребенок.
В завершение
попросите ребенка нарисовать свое настроение, чтобы оценить проделанную работу
и отследить изменения в его состоянии.