Атараксия: причины, проявления и способы коррекции такого состояния

С точки зрения медицины

В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

Понятие Атараксия в других категориях

Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.

В психологии

Фото: thesun.ie

При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.

В медицине

Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.

Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.

Что это такое

Дословное значение слова атараксия – невозмутимость, что является прямой трактовкой и переводом с греческого. Изначально понятие было существительным, обозначающим процесс, позже благодаря Аристотелю, оно получило значение прилагательного. Обычно атараксию рассматривают как качество личности, причисляемое к добродетелям и характеризующим не столько равнодушную апатичность, сколько мужественную сдержанность человека, способность его сдерживать собственные эмоциональные реакции и объективно, немного отдалённо оценивать происходящее.

Если брать психологическую составляющую атараксии, то она подразумевает отсутствие страха, связанное с тяжёлым пережитым стрессом. Т.е. это не отсутствие чувствительности, внимательности и инстинкта самосохранения, а знания и реакции, построенные на событиях прошлого опыта. Тут могут срабатывать психологические защиты, как способ уберечь психику от ещё больших переживаний после страшных событий, а вот при большой степени осознанности это про сделанные выводы и приобретённые адаптивные стратегии поведения.

Любая трактовка атараксии должна происходить отдельно от схожих понятий равнодушия или апатия, проявляющихся подобным образом для внешнего наблюдателя, не углубившегося толком в различия

В ней нет полного отчуждения ко всему, человеку важно происходящее вокруг, но в силу пережитых событий он получил огромное спокойствие перед меняющимися событиями. Это сравнимо с людьми, прошедшими войну и выжившими там – им не всё равно болеют ли их близкие и разрушаются ли города, но они не впадают в панику, а спокойно принимают хладнокровные решения для другого развития событий

Коррекция патологического состояния

Если человек замечает у себя признаки и проявления такого состояния как атараксия и понимает, что поведение выходит за пределы нормального, значит, нарушение не зашло в тяжелую форму и эффективно поддастся коррекции.

Тактика лечения подбирается индивидуально для каждого пациента. Здесь рассматриваются возможные причины такого состояния как атараксия, которые привели к патологическим изменениям в поведении, степень выраженности расстройства, только после этого разрабатывается программа терапевтической помощи.

Корректируется атараксия при помощи когнитивных методик психотерапии, психоанализа, гипноза, при необходимости – при минимальной медикаментозной поддержке. Обычно лекарственная терапия оправдана тогда, когда у пациента наблюдаются депрессивные состояния, сопровождаемые различными болезненными состояниями.

Душевное спокойствие, не выходящее за рамки нормы, то есть атараксия осознанная, выработанная годами практики, не считается отклонением, и лечения не требует. Многим людям стоит поучиться сохранению непоколебимости и эмоциональному равновесию, чтобы стать более устойчивыми к стрессам и перенапряжениям психики.

Самостоятельно погрузиться в состояние безмятежного спокойствия и расслабления дано не каждому, но эти способности развиваются, так или иначе, после каждой пережитой трудной ситуации, жизненной ошибки или разочарования. Правильный настрой и осознанное стремление к рассудительности поможет не сбиться с пути и со временем достичь определенного уровня состояния, именуемого атараксией, которое пойдет на пользу организму и не выйдет за рамки нормы.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Что такое термин Атараксия

Определение атараксии в энциклопедиях и словарях различаются в зависимости от того, чье учение выбрано определяющим. Буквально, древнегреческое слово ἀταραξία переводится как невозмутимость, спокойствие и хладнокровие.

Фото: putereaiubirii.ro

Поэтому в первую очередь можно обратиться к такой формулировке из философской энциклопедии: «Душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии (блаженства) Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также другими словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония».

Несмотря на серьезные расхождения в философских течениях, и скептики, и эпикурейцы, и стоики термином «атараксия» определяли достижение высшего доминирования человеческого разума над внешними факторами. Превосходство духа, основанное на трезвом рациональном суждении. То есть интеллектуальное просветление.

эпикурейство

Атараксия — ключевой компонент эпикурейской концепции высшего блага. Эпикурейцы высоко ценят атараксию из-за того, как они понимают удовольствие. Эпикурейцы утверждают, что удовольствие — высшее благо. Они делят удовольствие на две категории: физическое и ментальное. Они считают умственные, а не физические удовольствия величайшим удовольствием, потому что физические удовольствия существуют только в настоящем; тогда как умственные удовольствия существуют в прошлом, настоящем и будущем.

Эпикурейцы далее разделяют удовольствие на то, что они называют кинетическими и катастематическими удовольствиями. Кинетические удовольствия — это те удовольствия, которые возникают в результате действия или изменения. Таким действием может быть удовлетворение желания или устранение боли, поскольку сам по себе этот вид действий доставляет удовольствие. Действия, которые вызывают приятные ощущения, даже если они делаются не для удовлетворения желания или снятия боли, например, употребление вкусной еды, также подпадают под категорию кинетических удовольствий. Психические удовольствия также могут быть кинетическими по своей природе. Говорят, что Эпикур описал радость как пример кинетического умственного удовольствия.

Катастематическое удовольствие — это удовольствие, возникающее из-за отсутствия боли или страдания. Удовольствие такого рода может быть физическим или умственным. Физическое катастематическое удовольствие приходит без физических нарушений, таких как простое отсутствие жажды. Для сравнения, ментальное катастематическое удовольствие приходит без психических расстройств. Сообщалось , что те, кто освободился от физических расстройств, находились в состоянии апонии , а те, кто освободился от психических расстройств, находились в состоянии атараксии.

Эпикур считал катастематические удовольствия лучше кинетических, считая, что нельзя испытывать большего удовольствия, чем устранение всей боли. Сообщается, что он действительно сказал:

Являясь одновременно умственным и катастематическим удовольствием, атараксия имеет первостепенное значение в эпикурейской этике и является ключом к счастью человека. С точки зрения эпикурейцев, человек испытывает наивысшую форму счастья, если он когда-либо находится в состоянии апонии и атараксии.

Определение в современной медицине

Психологи считают, что атараксия находится где-то на грани между здоровой психикой человека, которому присущи определенные черты характера, не имеющие ничего общего с отклонением, и расстройством, чаще приобретенным.

Приобретенное состояние эмоциональной пустоты рассматривается как защитная реакция организма, пережившего крайне сильную стрессовую ситуацию. Чтобы избежать дальнейшего стресса и возможных травмирующих событий, подсознание человека ставит определенный блок и ограничивает психические способности человека испытывать сильные эмоции. Этим и объясняется отсутствие страха у некоторых людей даже в экстремальных, опасных для жизни условиях. Люди, которые не знают понятия атараксия, считают подобные действия признаком мужественности и отваги, не понимая, что их близкому человеку требуется помощь квалифицированного психолога, а его поведение уже вышло за пределы нормы, проявляясь в форме патологии.

Какие факторы могут привести к развитию такого состояния как атараксия:

  • постоянное состояние стресса и депрессии;
  • психологические травмы, пережитые как в детском, так и в сознательном возрасте;
  • специфика работы, которая требует постоянных эмоциональных выплесков, что приводит к выгоранию и развитию апатии;
  • перенапряжение, связанное с постоянным сдерживанием негативных эмоций, невозможность их выплеснуть и проявить;
  • органические поражения мозга;
  • прием определенной группы медицинских препаратов, в частности, транквилизаторов и психотропных средств.

Эти причины могут послужить развитию атараксии как отклонения от нормы поведения. Под воздействием внешних и внутренних факторов человек перестает испытывать какие-либо эмоции, что уже рассматривается как болезнь.

Симптомы заболевания у человека, которые остались без внимания близких, могут привести к плачевным результатам. Атараксия, оставшаяся без обращения к врачу и своевременной коррекции, может спровоцировать развитие афазии – речевого расстройства, вызванного нарушениями работы нейронов в левом полушарии головного мозга. Еще одним последствием такого состояния как атараксия может стать состояние глубокой депрессии.

Атараксия в психологии

Философы трактуют атараксию, как идеальное состояние. В психологии есть более практичные моменты в понимании атараксии, например, чётко очерчивается необходимость переориентации внимания человека на текущий момент, необходимость ощущения полноты и счастья в текущую секунду. Таким образом переключенное сознание перестаёт тревожиться о негативных событиях будущего, не прокручивает травматические ситуации прошлого, а способно полноценно присутствовать в собственной жизни. Психология также стремится к подобному мировосприятию. Поскольку ничего кроме настоящего момента у нас нет и его можно либо полноценно прожить и прочувствовать, либо пропустить, благодаря собственным мыслям и тревогам о процессах, не соотносящихся с происходящим в данном месте.

Если брать психопатологическое направление, то атараксия трактуется как медицинский термин, характеризующий состояние психики. Это всё также снятие напряжения, тревоги и страха, а также любого психологического дискомфорта, однако достигаемое не развитием личности, а приёмом транквилизаторов и нейролептиков.

С точки зрения симптоматики бывает патологическая атараксия с абсолютным безразличием и отрешённостью, когда под воздействием многих факторов у человека притупляются эмоции. Это может быть кратковременное естественное состояние психики после сильного стресса, когда эмоциональная глухота является способом выживания, но довольно часто сопровождается различными психическими нарушениями.

Психиатрия выделяет причины атараксии в ходе регулярных стрессов, сильных эмоциональных потрясений или же при полном отсутствии эмоциональных событий, приёма транквилизаторов, нейролептиков, патологий цнс, длительной угнетающей профессиональной деятельности. Также сюда может относиться особенность биографии, когда на глубокие детские психологические травмы накладываются негативные события взрослой жизни, ещё больше травмируя и заставляя эмоциональную жизнь оскудевать. Сам человек может повысить вероятность подобной патологии, выбрав деятельность с высоким эмоциональным выгоранием, не проводя профилактики, достаточного отдыха и восполнения ресурсов и не покидая рабочего места.

Если органические поражения мозга прогнозировать или предотвратить тяжело, то организация собственной жизни и выбор её направления зависит только от личности. Она отличается от апатии, поскольку у человека сохраняется способность выполнять деятельность по поддержанию себя, только похоже это на функционирование робота. Не смотря на поэтическое описание такого состояния у философов, практика медицины рассматривает атараксию только как патологический процесс, являющийся предвестником или симптом более серьёзных психических нарушений.

В нормоцентрированном подходе психологии атараксия идёт как защита от стрессов, позволяющая пережить тяжелые времена, психические травмы и катастрофы с достаточным мужеством и хладнокровием. После этого закапсулированные эмоции никуда не деваются и постепенно, когда защитные механизмы ослабевают, требуют выхода и проработки со специалистом, если психика готова и не фрустрируется ещё больше.

Если личность продолжает дальше проживать эмоциональные потрясения без чувства страха, постепенно атрофируется вся чувственная сфера. Позитивные стороны в отсутствии паники, тревоги и скачков давления при угрозе, а вот негативные в том, что человек не может искренне радоваться, удивляться. Эти люди как бы немного заморожены, потому что невозможно отключить только плохие эмоции, можно только выключить все. В итоге получается, что философская категория, призывающая проживать каждый момент полноценно, в условиях работы реальных психических защит может привести как раз к отсутствию человека в собственной жизни.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Стоицизм

В отличие от пирронизма и эпикуреизма, в стоицизме атараксия не является конечной целью жизни. Напротив, добродетельная жизнь в соответствии с природой является целью жизни. Однако, согласно стоикам, добродетельная жизнь в соответствии с природой может привести к атараксии как побочному продукту.

Следует провести важное различие — это различие в стоицизме между атараксией и стоической идеей апатеи. Состояние апатеи, будучи тесно связанным с атараксией , было отсутствием нездоровых страстей; состояние, достигнутое идеальным

Это не то же самое, что атараксия . Апатея описывает свободу от беспокойства эмоций, а не спокойствие ума. Однако апатия — неотъемлемая часть того, чтобы мудрец-стоик достиг стадии атараксии . Поскольку мудрец-стоик не заботится о вещах вне себя и не подвержен эмоциям из-за своего состояния апатеи , мудрец-стоик вообще не может быть обеспокоен ничем, что означает, что он находился на стадии душевного спокойствия и таким образом находился в состоянии атараксии .

Как достичь полного душевного спокойствия

Человек свободен выбирать каким образом ему достигать внутренней гармонии и, что для него значит это понятие

Никто не может заставить другого стремиться к достижению атараксии, даже, если глубоко убежден, что это очень важно

Душевное спокойствие достигается посредством осознанного желания. Оно всегда основано на развитии интеллекта. Иногда говорят об эмоциональном интеллекте. Но это не обособленное состояние, а часть общего развития личности. Рациональное мышление и высокий интеллект позволяет человеку сохранять спокойствие благодаря подсознательному и интуитивному анализу многочисленных факторов.

Фото: nesterovgroup.ru

Несмотря на кардинальные различия в основах философских школ, идеал философа – достижение высшей степени мудрости, которая освобождает разум от страданий, тревоги и заблуждений.

Не следует путать отсутствие сочувствия и эмпатии с достижением бесстрастия к излишним удовольствиям. Как и ощущение спокойствия при аморальном образе жизни, проявлению жестокости с глубоким душевным равновесием благодетельного мудреца.

О достижении счастья через просветление говорят философы, буддисты, йоги, разные религии. Глубокое внутреннее спокойствие достигается за счет единства умеренности во всем (желаниях, одежде, еде, удовольствиях), высокой нравственности, добродетели и развития интеллекта со стремлением достичь высшей мудрости.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Качества Адепта: Апатия. Атараксия

Адепт обладает сознанием, достигшим единства индивидуальной воплощённой личности со своей божественной природой, предназначением, функцией в универсуме.

В современной практической психологии атараксией называют состояние полного отсутствия страха, как правило, после пережитого эмоционального стресса. Апатия понимается профанами как безразличие, безучастность, отрешённое отношение к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.

В истории античной философии достаточно близкие друг другу термины апатия и атараксия понимались иначе.

Апатия — бесстрастность, лишённое личностного и индивидуального отрешённое от субъекта миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти

Стоики понимали апатию как важное свойство добродетельного состояния, которым обладает мудрец. В позднем стоицизме (у Сенеки, Марка Аврелия) «апатия» носит значение умения властвовать над собой

Атараксия — невозмутимость, внутреннее спокойствие, тесно связана с «эпохе» , то есть с воздержанием от суждений, оценок. Эпохе — это состояние непредубеждённости разума, а не чувств или эмоций.

В эмоциональной, чувственной сфере апатии соответствует эвтюмия: невозмутимость, эмоциональное спокойствие и постоянство эмоционального плана, которое достигается через совмещение интроспекции с практикой пратьяхары. Демокрит рекомендовал эвтюмию как образ жизни. Цицерон считал эвтюмию «высшим благом», тогда как Сенека — только «спокойствием».

Эпикур уточнял эту формулировку, разделяя понятия апонии (отсутствия физической боли) и атараксии (спокойствия духа, отсутствия беспокойства души и разума). По его мнению, человек мог достичь подлинного наслаждения только при наличии и апонии, и атараксии. Это, по его мнению, вершина того состояния радости, которого может достичь человек, и его нужно отличать от дистимической меланхолии («чёрной желчи») и восторженности.

Эпикур определял удовольствие как отсутствие телесной боли и душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет от ложных мнений трезвое рассуждение, приводящее к атараксии.

Атараксия — это сосредоточение на самом общем и главном, т.е. на собственной Истиной Воле. По Аристотелю Атараксия служит источником таких добродетелей как сдержанность и мужество.

Атараксия — целостное осознанное отношение адепта к любому своему состоянию, к собственной личности, к любым явлениям, вещам или событиям непосредственно связанными с собственным текущим воплощением.

Атараксия достигается совершенствованием ученика в первых пяти ступенях Раджа-йоги:

  1. Яма — изначальное состояние, соприсутствующая осознанность в мысли, слове и действии.
  2. Нияма — контроль поведения, реакции, усердие.
  3. Асана — управление телом и его состоянием.
  4. Пранаяма — управление дыханием, и связанной с нис циркуляцией праны, жизненной энергии, пневмы.
  5. Пратьяхара — отрешение от объектов чувственного восприятия, эмоций, мыслей.

Так Практик выработает качества необходимые для Адепта.

  • Самьяса — одновременная практика трёх высших ступеней раджа-йоги ведущая к Мастерству.
  • Дхарана — концентрация, сосредоточение и удержание объекта ума, твёрдость намерения.
  • Дхьяна — единство с объектом мысли с сохранением личности, точка максимального личного присутствия.
  • Самадхи — единство воспринимающего и воспринимаемого.

Альтернативой йогической практике Самьясы являются дзенские практики дзадзен и коан.

Дзадзен подразумевает дальнейшее развитие пратьяхары через постепенную остановку внутреннего диалога вплоть до фазы достижения сатори (просветления).

Коан — метод внезапного просветления путём сильнейшего экзистенциального переживания, когнитивного диссонанса происходящего в результате иррационального разрешения дихотомии логических тезы и антитезы.

Школа стоицизма

Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector