Ассоциативное обучение
Содержание:
- Ассоциативная теория мышления
- Способы лучшего запоминания
- Принципы ассоциаций
- Упражнения для развития ассоциативного мышления
- Развитие ассоциативного мышления
- Что такое ассоциативное мышление?
- Законы работы
- Эксперимент
- Виды ассоциаций
- Использование методов ассоциации в психодиагностике
- Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
- Способы проведения
- История зарождения
- Нарушение ассоциативного мышления
Ассоциативная теория мышления
С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.
Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.
Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:
Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.
Способы лучшего запоминания
Запоминание информации можно ускорить, упростить и структурировать. Для этого нужно понимать, как работают разные типы памяти:
- непроизвольная — данные запоминаются машинально, цели закрепить воспоминания нет;
- произвольная — информация запоминается сознательно;
- непосредственная — данные не обрабатываются осмысленно, материал откладывается в памяти механически;
- опосредованная — качественное запоминание с применением специальных техник.
Улучшить процесс запоминания помогает работа с опосредованным типом. В нем выделяют подтипы:
- логический — запоминание основано на причинно-следственном характере запоминания, использовании логических ассоциаций;
- ассоциативный — цепь ассоциаций заставляет факты всплывать в памяти один за другим, объединяясь в цепь;
- эпизодический — при воспроизведении данных используются временные ассоциации, привязанные к конкретным датам.
Характер обработки информации:
- эмоциональный — запоминание направлено на субъективные переживания;
- процедурный — строится на моторных навыках;
- декларативный — память понятий (предметов, лиц, событий);
- образный — информация хранится в виде образов, сохраняющих пространственно-временные характеристики;
- вербальный — запоминание базируется на кодовом описании слов и понятий.
Принципы ассоциаций
Информация, наполненная смыслом, откладывается надолго в структуре головного мозга, а бессмысленный набор слов быстро стирается из памяти. С помощью ассоциаций легко фиксируется любой материал.
В психологии широко применяют различные техники. Создание свободных ассоциаций – творческий процесс. Индивид придумывает ассоциативные ряды самостоятельно в зависимости от своего словарного запаса и выбора наиболее близкого ему слова. Мысль превращается в настоящее произведение искусства. При создании ассоциаций особенно эффективны причудливые фантазии и красочные образы. Способы запоминания материала с помощью ассоциативных рядов очень эффективны.
Существует понятие внутреннего языка. Каждый человек имеет множество единичных воспоминаний, относящихся к одному и тому же событию. Все активные сравнения текущего представления предмета с имеющимися понятиями в памяти называют ассоциативными связями.
Вся прожитая жизнь фиксируется в виде смутных или ярких воспоминаний, которые извлекаются из глубин памяти при знакомстве с новым материалом. У каждого индивида складываются определённые стереотипы. Например, услышав слово «шумный», один представляет оживлённую улицу, другой может подумать о пылесосе, третий – о детском коллективе.
В момент знакомства с человеком в структуре головного мозга мгновенно начинают образовываться ассоциативные привязки. Приятный тембр голоса может напомнить бархатистый баритон близкого друга, некоторые черты лица – сослуживца и т. д. При следующей встрече с этим человеком узнавание происходит за счёт внутренних представлений, получивших активизацию посредством ранее возникших ассоциаций.
Встречаются различные их типы.
- Причинно-следственные. Грозовая туча ассоциируется с проливным дождём. Синяк свидетельствует об ушибе или травме.
- Противоположные. Контрастный образ вызывает противоположную ассоциацию. При виде белой мышки в воображении может возникнуть образ чёрной кошки.
- Близость во времени. Явления или факты нередко объединены близостью расположения в пространстве или во времени. Понятия «зной», «жара» могут ассоциироваться с летом или Африкой.
- Сходство. Сходные признаки дают возможность мысленно сравнивать хитрого человека с лисой, трусливого – с зайцем, неуклюжего – с медведем. Лампа накаливания может ассоциироваться с грушей, планета Земля – с шаром.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:
1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.
5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.
Развитие ассоциативного мышления
Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.
Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:
- способствует развитию воображения;
- помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
- облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
- улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
- стимулирует работу мозга;
- улучшает объём памяти.
Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.
Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.
Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.
Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям
Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив
Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.
Что такое ассоциативное мышление?
Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках
Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства
Законы работы
Память индивида работает по определенным принципам. Законов запоминания в психологии 10, но они одинаково важны для обработки информации:
Осмысление — чем оно глубже, тем легче происходит запоминание. В памяти откладываются не только слова: для ускорения процесса осмысления необходимо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Ученые-когнитивисты советуют использовать прием прогнозирования: после прочтения аргумента нужно попытаться угадать, к каким выводам пришел автор. Это дает дополнительную эмоциональную окраску, усиливающую процесс усваивания информации.
Интерес — на обработку интересных фактов требуется гораздо меньше усилий. Когда человек изучает информацию, которая ему пригодится, он запоминает больше и быстрее.
Установка — когда человек специально настраивает себя на усваивание данных, срок хранения информации в памяти продлевается. Когда данные перестают быть актуальными (например, старый номер телефона сменился на новый), они забываются.
Усиление первоначального впечатления — информацию нужно направлять по разным каналам восприятия: читать текст, просматривать презентации, слушать аудио. Эмоциональные связи при этом должны быть положительными, отрицательные помешают запоминанию.
Контекст — информацию нужно соотносить с впечатлениями
Ассоциация должна быть конкретной и важной для индивида.
Объем знаний — чем больше багаж знаний по теме, тем проще его пополнять. Перед изучением новой информации по знакомой теме полезно вспомнить старые данные
Перед изучением новой темы — бегло просмотреть источники.
Оптимальная длина запоминаемого ряда — если необходимо запомнить большой объем информации, его необходимо разбивать на составные части. Средний объем кратковременной памяти — 7–9 стимулов. Человек не может запомнить и сразу же воспроизвести больше 9 слов или чисел подряд.
Торможение — усваивание новой информации замещает старую. Чтобы не стирать данные, нужно делать перерывы между запоминанием данных из разных источников.
Край — лучше запоминается информация, сказанная в начале и в конце.
Повторение — чтобы информация быстрее откладывалась, ее нужно повторять минимум 3 раза.
Чтобы сделать запоминания более легким, необходимо учитывать эти законы и использовать особенности памяти осознанно.
Эксперимент
Одним из таких стал ассоциативный эксперимент в психологии, его развитием занимались Э. Кремелин, К. Юнг, В. Вундт и другие исследователи.
Данный метод используется как для изучения взаимодействия людей в группе, так и для исследования внутренних процессов индивида. Благодаря динамике, которая задается в эксперименте, испытуемый выдает непроизвольные ассоциации. И именно они являются основой для исследования мыслительного процесса как данного человека, так и группы людей.
Рекомендуем: Определите свой архетип
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Ассоциативный эксперимент широко используется в различных областях психологии для получения достоверной информации:
Его используют как метод анализа речи, а именно для исследования словарного запаса испытуемого. Для этого испытуемым предъявляется список слов (порядка ста) и предлагается на каждое слово написать свою ассоциацию (первое приходящее в голову слово) – на данный эксперимент отводится не более 10 минут.
Также его используют в рамках психофизиологических исследований, для оценки правильного понимания стимулов
Например, испытуемому предъявляют некий стимул (обычно это слово) и обращают внимание на его физиологическую реакцию – например, как быстро начнет выделяться слюна у испытуемого, после того как исследователь скажет слово «лимон».
Как метод анализа взаимодействия внутри группы, для понимания того, кто является лидером, а кто – аутсайдером, а также того, насколько данная группа сплоченная.
Интересно, что рассматриваемый эксперимент активно используется и в криминалистике: с помощью ассоциаций у подозреваемого выясняют его причастность к тому или иному преступлению. В таких случаях «надежными» считаются те ассоциации, которые подозреваемый выдает сразу, не думая, так как обдумывание может привести к ложным данным.
Как видите, данный эксперимент используется достаточно широко и в совершенно разных направлениях современной психологии. Не стоит забывать, что во многом ассоциации демонстрируют не только сознательную часть нашей психики, но и подсознательную. Не зря данный метод использовался психоаналитиками, предметом изучения которых было наше бессознательное.
Виды ассоциаций
Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:
— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).
Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).
В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.
Использование методов ассоциации в психодиагностике
Ассоциативные связи могут использоваться в психодиагностике для изучения психических состояний человека. Этой проблемой учёные заинтересовались ещё на заре психологии как науки. Так, Зигмунд Фрейд, один из основоположников науки о бессознательном, считал, что в подсознании находятся подавленные желания и инстинкты человека, которые противоречат требованиям общества. Эти подавленные желания загнаны в «самый угол мозга», однако они не исчезают полностью и продолжают влиять на мышление и поведение человека. У него возникают те или иные фобии, он совершает странные поступки, у него появляются даже психические и физические заболевания. Подавленные желания, как считал Фрейд, можно выявить с помощью ассоциативной диагностики.
Ассоциативные связи возникают спонтанно и несут информацию об имеющихся подавленных инстинктах и желаниях. Фрейд применял метод свободных ассоциаций, который используется и в настоящее время. Выявленные ассоциативные связи позволяют специалисту поставить точный диагноз.
Этот метод очень простой, хотя и выглядит странно. Пациент должен удобно сесть, расслабиться и говорить о чём угодно. При этом он говорит исключительно о том, что первым приходит ему в голову.
В настоящее время некоторые психологи применяют не свободные ассоциативные связи, а более организованные и управляемые специалистом.
Для выявления ассоциативных связей специалисты анализируют многие стороны жизни пациента. Это, например, творчество. Когда испытуемый рисует какую-то сцену, он непременно будет использовать возникающие ассоциативные связи.
Особый интерес для изучения представляет ассоциативное мышление. Оно часто противопоставляется мышлению логическому, и на то есть определённые основания. Такое мышление позволяет быстро подключать к решению проблемы сведения из разных областей. Данный тип мышления действует как бы в обход логики. Решение проблемы в данном случае может быть не только более быстрым, но и более глубоким, а подход к этому решению – нестандартным.
Ассоциативное мышление можно развивать, и в современном мире желательно это делать. Психологи разработали множество методик для выработки навыков ассоциативного мышления.
Такое внимание к данном типу мышления объясняется, в частности, тем, что логические методы относительно просты, а на современном этапе развития человечества необходимо решать чаще всего более сложные проблемы; к тому же логическое мышление всё больше становится прерогативой компьютеров, в связи с чем человек переходит к решению таких вопросов, где машина принципиально не справляется. Впрочем, исследователи в наше время пытаются научить искусственный интеллект ассоциативному мышлению, и некоторые успехи в этом направлении уже есть
Ассоциативное мышление – это та область, в которой ярче всего проявляется человеческая индивидуальность. Поскольку большинство ассоциативных связей имеют глубоко «личное» происхождение. В наше время, можно сказать, меняется само понимание сущности человека. Если раньше личный опыт принято было скрывать и подавлять, чтобы в большей степени соответствовать «общественным нормам», то сегодня более выгодным становится именно личностный подход к различным вещам. В будущем, вполне возможно, человек в своей деятельности будет руководствоваться главным образом ассоциативным мышлением.
Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) также исследовал теорию памяти. Ученый составил список из слогов (CVC триграммы), пытаясь понять, как происходит процесс запоминания. Карточки со слогами не должны были вызывать никаких ассоциаций, чтобы процесс запоминания был чистым и не цеплялся за образы. Экспериментальные исследования над самим собой описаны им в книге «О памяти» (1885 год).
Эббингауз установил, что:
- в течение первого часа забывается до 60% бессмысленной информации;
- существует «кривая забывания» и «кривая обучения»: экспоненциальная потеря информации;
- при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который идет в конце («фактор края»);
- существует различие между непроизвольной и произвольной памятью: первая возникает спонтанно, а вторая только посредством волевого усилия;
- есть оптические иллюзии восприятия (то есть в зрительной коре существуют два отдельных потока обработки данных).
В основном Эббингауз известен тем, что открыл закон забывания. По его теории, самый значительный спад запоминания происходит в первые двадцать минут, а затем в течение первого часа. «Кривая забывания» выравнивается примерно через день. Через месяц человек способен вспомнить не более 20% того, что учил.
Кривая обучения, описанная ученым, показывает, что самое эффективное запоминание материала происходит после первой попытки повторения. Работы Эббингауза стимулировали интерес к теориям памяти в Соединенных Штатах и во всем мире.
Способы проведения
Также важно понимать, что ассоциативный эксперимент может проходить по-разному. Выделяют три основных способа проведения данного эксперимента:. 1
Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций
1. Без ограничений. Здесь испытуемый может свободно выдавать свои ассоциации как в устной, так и в письменной форме. Единственным ограничением может выступать количество ассоциаций.
2. Имеющий направление. В этом случае исследователь ограничивает и тем самым направляет поток ассоциаций испытуемого (например, необходимо назвать ассоциации только в форме прилагательных).
3. По цепочке. Здесь главное ограничение – это время. На один стимул человек должен выдавать сразу несколько ассоциаций по цепочке, обычно испытуемому на это отводится всего пара минут.
После проведения эксперимента данные собираются, анализируются, и делаются выводы – например, касающиеся ассоциативной нормы. Часто встречающиеся реакции на стимулы в выборке будут считаться нормой, чем-то привычным для большинства, ну а единичные случаи – редкостью. Наиболее распространенные реакции формируются в ассоциативное поле, которое далее используется в последующих экспериментах.
Этот метод является одним из самых простых и доступных в психологии – более того, данные, полученные благодаря этому эксперименту, достаточно надежные. Ведь для того, чтобы «запустить» поток ассоциаций у испытуемого, не нужно ничего, кроме самих слов-стимулов.
История психологии дает нам понять, что исследователи прошли долгий и непростой путь открытий, взлетов и падений, прежде чем психология стала самостоятельной наукой, такой, какой мы знаем ее сейчас. И во многом начало этому процессу дали ассоциативная психология и ее представители.
И самый главный совет
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
Как стать коучем?
Работа-мечта для женщин
Как изменить свою жизнь?
История зарождения
Предпосылками для возникновения и развития ассоциативной психологии стали исследования, научные работы философов и психологов древности. Одними из первых об ассоциациях заговорили Платон и Аристотель, но под этим термином они понимали процессы, связанные с воспоминаниями.
Впоследствии Декарт и Спиноза с помощью принципов ассоциаций пытались понять, как происходит процесс мышления и как человек справляется со своими эмоциями. А вот сам термин, таким, каким мы его знаем, был введен Джоном Локком в далеком 1698 году. Хотя Локк и не основоположник данного направления, но он внес свою лепту в его становление.
Ассоциативная психология стала активно развиваться в конце 18 – начале 19 века. Нужно сказать, ее развитие стало основным толчком для развития психологии как самостоятельной науки. Ведь именно с легкой руки представителей данной школы стал развиваться эксперимент и такая отрасль, как экспериментальная психология.
Основным «вдохновителем» данного направления был физик Ньютон. Нужно сказать, что именно его прогрессивный взгляд на природу вещей, в особенности закон притяжения, стал основой для понимания психических процессов.
Нельзя выделить одного основателя направления – ассоциативной теории, данное направление психологии развивалось постепенно, и самыми яркими представителями его являются Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли, Т. Браун, Г. Спенсер. Каждый из них привнес что-то свое и наполнил ассоциативную психологию новыми смыслами.
1. Теория Дж. Беркли опиралась на идеи сенсуализма. Основной смысл этой концепции в том, что мир вокруг нас – это лишь совокупность различных ощущений (зрения, вкуса, обоняния, осязания). Благодаря их взаимосвязи мы получаем «объемную» картинку мира. Весь чувственный опыт складывается по принципу ассоциаций (например, при восприятии человеком чашки зрение «считывает» образ, а осязание – тактильные ощущения, и посредствам ассоциации эти ощущения складываются в одно).
2. Для Д. Юма принцип ассоциаций стал основой его концепции, он проводил параллель между притяжением одних образов к другим при помощи ассоциаций – с законом притяжения физических тел. Также он выделил два принципа:
- Сходство идей привлекает их друг к другу во времени и пространстве.
- Чем больше сходства между идеями, тем быстрее возникнет ассоциация.
Таким образом, к примеру, испуг или удивление чему-то необычному в замкнутом пространстве могут стать причиной клаустрофобии.
3. Д. Гартли стал первым задумываться о связи психических процессов с физиологией. Он выдвинул идею о том, что вибрации окружающего мира поступают в наш внутренний мир через органы чувств, затем создают вибрации в нервных окончаниях, которые приносят информацию (вибрацию) в головной мозг.
Собственно, эта идея была положена в основу объяснения функционирования многих познавательных процессов, таких как ощущения, восприятие, мышление. Можно сказать, что Гартли был одним из тех, кто первым попробовал описать работу нервной системы и протекание нервного импульса.
4. Т. Браун стал серьезнее изучать механику процесса мышления. С его точки зрения, этот процесс связан с поиском верной ассоциации из большого числа неподходящих ассоциаций (когда мы пытаемся решить задачу и перебираем варианты). Также он первым стал детализировать ощущения и, к примеру, выделил различение тепла и холода как часть осязания. Кроме того, он обратился к понятию «потребность» и пришел к выводу, что в его основе лежат два ощущения: одно связано с чувством дискомфорта и потребностью в предмете, а второе – со снятием этого дискомфорта.
5. Г. Спенсер стал более прогрессивно смотреть на психические процессы, за основу он взял теорию эволюции. Он стал говорить о необходимости исследовать внутренний мир, психику в контексте ее взаимодействия с внешним миром – таким образом, он расширил общий подход к психическим процессам и стал выходить за пределы простого исследования ассоциаций. Взаимодействие с внешним миром, по его мнению, строится на адаптации: именно выстраивая ассоциации с объектами внешнего мира, человек способен адаптироваться и приспосабливаться к изменениям. Более того, этот ученый был тем, кто выделил основные вехи развития психики человека.
Важно понимать, что когда ассоциативная психология начала развиваться, в мире еще главенствовали теологические идеи. Поэтому многие мыслители, особенно в начале периода, отталкивались от понятий «дух», «душа», «божественное»
Но с расцветом науки, в особенности биологии и физики, психология стала включать их идеи в свои исследования и смотреть на человеческую психику через призму новых данных.
Нарушение ассоциативного мышления
Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.
Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:
1. По изменению темпа мышления:
- Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
- Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
- Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
- Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.
2. По подвижности, живости процесса мышления:
- Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
- Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
- Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.
3. По грамматическому построению речи:
- Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
- Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
- Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.
4. По целенаправленности:
- Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
- Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
- Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
- Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
- Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
- Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
- Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
- Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
- Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
- Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
- Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
- Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
- Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.
Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн
Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!