Зигмунд фрейд

Переломные годы

Большим потрясением для ученого стали 1914-1919 годы, в результате Первой мировой войны он потерял все свои деньги и, самое главное, свою дочь. На линии фронта в то время находились еще двое его сыновей, он пребывал в постоянных муках, переживая за их жизни.

Эти ощущения послужили созданию новой теории — инстинкта смерти.

У Зигмунда были сотни шансов стать вновь богатым, ему даже предлагали стать участником фильма, но ученый отказывался. А в 1930 году ему была присуждена премия за огромный вклад в психиатрию. Такое событие вновь возвысило Фрейда, и спустя три года он стал проводить лекции на темы любви, смерти и сексуальности.

На его выступления стали приходить старые пациенты и незнакомцы. Люди просили Фрейда провести для них частные приемы, обещая заплатить огромные деньги.

Теперь Фрейд становится знаменитым неврологом и психиатром, коллеги начинают использовать его труды, ссылаются на его методики и даже запрашивают право использования на собственных сеансах.

Для Фрейда это были лучшие годы его жизни.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.

Скульптура Зигмунда Фрейда в музее мадам Тюссо в Берлине

В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.    

Мелани Кляйн

«Заметки о некоторых шизоидных механизмах» — классическая книга о параноидно-шизоидной позиции младенца. Мастрид для тех, кто жаждет погрузиться в стихию кляйнианской мысли: младенец испытывает агрессию от отношению к груди, стремится отравить ее собственными испражнениями и т. п. Кто прорвался через эту вещь, больше ничему не удивится в психоанализе.

«Развитие одного ребенка» — еще одна книга, достойная упоминания. Исследователи утверждают, что в ней Кляйн рассказывает о психоанализе собственного сына. У мальчика были трудности в школе, и Кляйн объясняла их ребенку тем, что он испытывает тайное влечение к ней самой. Как на это реагировал ребенок — неизвестно. Сама Кляйн в книге утверждает, что проводила психоанализ сына подруги.

Фрейд, кстати, позднее запретил проводить психоанализ родственников и тем более собственных детей.

Цитаты

  • «Любовь и работа — вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять — и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет… Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». — из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Главные научные заслуги Анны Фрейд

Являясь первопроходцем детского психоанализа, Анна Фрейд сосредоточилась на изучении детских психологических травм. В Лондоне она открыла специализированную клинику, предназначенную для обследования и лечения детей. Эта Хэмпстедская клиника стала и учебным центром, в котором проходили подготовку молодые психоаналитики.

Будучи наследницей идей своего отца, Анна Фрейд принялась развивать их в собственном ключе. Как и Эрик Эриксон, она выдвигала на первый план «эго» человека, а не его подсознание. Что же касается «супер-эго», то в теории Анны Фрейд оно занимает некую вражескую позицию по отношению к сознанию и бессознательному. «Сверх-Я» запрещает сексуальность и декларирует, что всякая агрессия является антисоциальной. Из-за этого «супер-эго» становится причиной неврозов, ведь оно противится естественным побуждениям человека. Чтобы избежать нервных и психических расстройств, следует, по мнению Анны Фрейд, ограничить влияние «сверх-Я», а для этого, как нетрудно догадаться, необходимо сделать общество более гуманным, открытым и свободным. Ведь «сверх-я» — это не что иное, как общественные установки, которые вынуждена принимать личность, живущая в социуме. В переводе с психоаналитического языка «на человеческий» концепция Анны Фрейд говорит о том, что недопустимо подавлять и дискриминировать людей, которые не соответствуют каким-то установленным стандартам, поскольку эти стандарты зачастую являются искусственными и противоречат человеческой природе. Это можно считать весомым ударом по старым общественным установкам.

Одной из главных заслуг Анны Фрейд считают создание теории защитных механизмов человека. С помощью этих психологических механизмов человеческое сознание устраняет влияние негативных побуждений, сообщаемых бессознательной частью психики. Процесс этот обычно не осознаётся человеком. В наше время представление о защитных механизмах принято большинством психотерапевтов, независимо от того, к каким направлениям они принадлежат.

Однако ещё большей её заслугой считается всё-таки деятельность в области детской психологии. Анна была подлинным новатором в понимании «сознания слабого». В те годы рассуждения о законах общественной жизни строились обычно с позиции «хозяина жизни» — как правило, это был образованный и обеспеченный взрослый мужчина, гражданин или подданный развитого, желательно колониального, государства. Именно в такой среде и родился стереотип о том, что жертва насилия сама виновата в том, что с ней произошло. Анна Фрейд была женщиной, к тому же еврейкой, к тому же она работала с детьми (которые в те времена были существами практически бесправными), да ещё и пострадавшими во время войны; и она смогла увидеть и описать, как отношения, построенные на агрессии, выглядят со стороны слабого.

Анна Фрейд впервые описала явление, которое через много лет назовут «стокгольмским синдромом». Жертва во время нападения начинает ассоциировать себя с нападающим, вплоть до полного отождествления, поскольку она считает, что в этом случае агрессор не станет причинять ей зла: ведь она – часть его самого. Однако жертва не учитывает, что такое отождествление происходит лишь в её сознании.

В конце жизни Анна Фрейд увлеклась другой областью, которая, однако, тоже имела отношение к детям – семейным правом. По этой теме она читала лекции в Йельском университете и издала две работы. Над книгами о семейном праве она работала даже тогда, когда у неё резко ухудшилось здоровье и она вынуждена была лечь в больницу. В этих своих работах она, в частности, описывала права детей.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие — Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от   применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

Знакомство с психоанализом

Зигмунд был удовлетворен карьерой своей дочери. Он указывал девушке в письмах лишь на два ее недостатка — чрезмерное увлечение вязанием и сутулую осанку. Анна впервые услышала о психоанализе от своего отца, когда ей было 13 лет. Позднее, видя, что дочь искренне заинтересована, Зигмунд позволил ей присутствовать на читаемых им лекциях и даже во время приема пациентов. В период с 1918 по 1921 год девушка проходила анализ у своего отца. Это было нарушением психоаналитической этики, но авторитет Зигмунда не позволил его последователям высказать свое неодобрение открыто.

После того как началась Первая мировая война, сыновей Фрейда забрали в армию, а дочери вышли замуж. Анна единственная из детей осталась со своим отцом. Она всегда сторонилась женихов.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться в профессиональной деятельности

Поначалу испытала немало трудностей в профессиональной деятельности Анна Фрейд. Биография ее не была отмечена получением медицинского образования. Отсутствие его было препятствием на пути к признанию. Зигмунд Фрейд психоанализ относил, скорее, к психологии, нежели к медицине. Однако так считали далеко не все. К тому же у большинства аналитиков было медицинское образование. Поэтому отсутствие его у Анны выглядело значительным недостатком. К ней не отправляли пациентов. Девушке пришлось начинать с детей своих знакомых и друзей. К тому же выявились трудности работы с юными пациентами. Взрослые были заинтересованы в лечении и охотно платили за него. Однако ребенка к Анне приводили родители, при этом нередко против его воли. Дети часто капризничали, не желали разговаривать, прятались под стол. Здесь и пригодился приобретенный Анной педагогический опыт: девушка умела расположить учеников к себе. Она рассказывала своим пациентам занимательные истории, развлекала их фокусами, а если было необходимо, то могла и сама залезть под стол для того, чтобы поговорить с маленьким упрямцем.

Научная деятельность

В конце 1910-х Анна оставила педагогическую деятельность, присоединившись к научному кругу высокообразованных людей. Девушка регулярно участвовала в международных мероприятиях, где присутствовали и выступали авторы ряда прогрессивных идей.

Целью Фрейд в тот период было членство в Венском психоаналитическом обществе, для этого она провела исследование и сделала самостоятельный доклад. Одобрение описания фантазий и сновидений напуганной 15-летней девочки ценилось дебютанткой выше почетных правительственных наград.

В начале 1923 года Анна стала практикующим психологом, специализировалась на проблемах подростков и маленьких детей. Опыт работы педагогом помогал дочери Зигмунда Фрейда больше, чем опубликованные в то время пособия и статьи.

Анна Фрейд и Мелани Кляйн

Советы отца и его участие в развитии блестящей карьеры поспособствовали тому, что Анна добилась руководящих постов

Получив международное признание как генеральный секретарь психоаналитического общества, она привлекла внимание многих обладателей светлых умов

Женщина вступала в полемику с Мелани Кляйн из Великобритании, которая изучала детскую психику через призму взрослых проблем. Точку зрения уроженки Австрии целиком и полностью разделяла соратница, коллега и близкая подруга по имени Дороти Берлингем.

Используя приемы и методы, разработанные прославленным предком, Анна основала направление, базировавшееся на понятии «я». В центре эго-психологии, части неофрейдизма, стояли детские переживания как отражение бытия.

Женщина-исследователь обращалась к изучению природы агрессии как мотивированной негативной реакции, направленной против принятых норм. Проекция сделанных выводов на область детского психоанализа в 30–40-е годы относилась к разряду реформ.

Работая с пациентами подросткового возраста, Анна знакомилась с семейным правом, результаты сеансов она описала в ряде научных статей. Большую часть профессиональной карьеры женщина посвящала собственной клинике, через ее руки прошли сотни нуждавшихся в помощи детей.

Вкладом в современную науку считается применение игровой терапии, благотворно влиявшей на состояние жертв Второй мировой войны. Десятки случаев, описанные в ранних трудах по психологии, были чрезвычайно интересными и одновременно сложными.

Анна Фрейд и Дороти Берлингем

Коллеги из многих стран мира признавали авторитет Анны, теории, представленные в научных работах, используются в медицине до сих пор. Книги «Эго и механизмы защиты», «Введение в психоанализ для педагогов» в 30-е годы XX века произвели в обществе фурор.

Людей, читавших произведения, привлекала доступность изложения, для каждого в них находился ответ на интересовавший вопрос. Гарантией успешного лечения развившихся в детстве патологий считалось своевременное устранение практических внешних угроз.

Плацдармом для практической и научной деятельности была Хэмпстедская клиника в Англии, на базе учреждения создали курсы для заинтересованных людей. Фрейд, лично разработавшая программу дополнительного образования, подготовила плеяду высококвалифицированных врачей.

Комментарии

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд

австрийский психолог и психиатр, основатель школы психоанализа

Карл Густав Юнг

швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии

Эрик Эриксон

был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком

Чарлз Роберт Дарвин

педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens

Карен Хорни

американский психолог норвежско-датского происхождения

Паулу Фрейре

бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики

Эдвард Брэдфорд Титченер

англо-американский психолог-экспериментатор

Сильва Хосе

американский парапсихолог, основатель Метода Сильва и ESP системы — нетрадиционных, с точки зрения официальной науки методик, призванных помочь людям повысить их IQ, развить психические навыки, а также развивать способности исцелять себя и других

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.

Верхний ряд: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Нижний ряд: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл С. Холл, Карл Густав Юнг

Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз — последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.

Зигмунд Фрейд

Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.

Прибытие Зигмунда Фрейда в Лондон, 1938 год

Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.

Зигмунд Фрейд за работой

В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Биография основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился в небольшом городке, который в то время принадлежал Австрии и назывался Фрайберг; теперь он входит в состав Чехии и носит название Пршибор. Родители Фрейда были евреями и имели в городке небольшое дело – торговлю тканями. В годы промышленной революции семья Фрейда разорилась, да и сам Фрайберг пришёл в запустение. Фрейды решили сменить место жительства и перебрались в Лейпциг, а через некоторое время в Вену. Поскольку большими деньгами разорившаяся семья не обладала, им пришлось поселиться в самом бедном районе города – Леопольдштадте.

Место это было ужасное, в то время его населяли беженцы, бедняки, проститутки, цыгане и прочие «отбросы общества». Однако дела у отца постепенно начали налаживаться, и семья смогла перебраться в более благополучный район. Зигмунд Фрейд увлёкся литературой, да и в целом старался хорошо учиться. Якоб, отец будущего психолога, стремился дать ему достойное образование, даже нашёл средства, чтобы записать его в частную гимназию.

Всего в семье Фрейдов было восемь детей. Видя исключительные успехи Зигмунда в учёбе, родители старались создать для него подходящую атмосферу в доме. Так, в отличие от остальных детей, ему была выделена для занятий отдельная комната и керосиновая лампа; остальным детям было запрещено заниматься музыкой, потому что она мешала Зигмунду. В конце концов он закончил гимназию с отличием.

После окончания гимназии Фрейд долго сомневался по поводу своего дальнейшего жизненного пути. Он вначале записался на медицинский факультет, но вскоре осознал, что медицина его по-настоящему не интересует.

Впрочем, первый курс не был связан исключительно с медициной и содержал различные дисциплины, по большей части гуманитарного характера.

В дальнейшем Зигмунд Фрейд серьёзно заинтересовался психологией и зоологией. Именно по зоологии он написал свою первую научную работу – она была посвящена определению половых различий у речных угрей. Однако затем верх одержала психология. Немалое влияние в этом смысле на него оказали Эрнст фон Брюкке и Йозеф Брейер. С последним Фрейд сблизился особенно тесно: они имели общие интересы, общие взгляды на жизнь и, кроме того, общую еврейскую национальность. В тогдашнем обществе, в том числе и в университете, господствовали антисемитские настроения, и обоим мыслителям приходилось как-то жить, учиться и работать в таких условиях. Брейер, подобно самому Фрейду, стоял у истоков психоанализа.

Закончив обучение и получив степень доктора медицины, Фрейд планировал остаться в университете и заниматься исследовательской деятельностью. Однако нехватка средств заставила его заняться врачебной практикой. Для начала он поступил в городскую клинику Вены, в которой сначала работал в отделении хирургии, а затем переключился на неврологию. В дальнейшем Зигмунд Фрейд работал как психиатр. В конце концов изучение психической деятельности человека полностью увлекло Фрейда.

В частности, Фрейд увлёкся изучением нового для того времени вещества – кокаина. Первоначально он отметил его положительные свойства и использовал его как обезболивающее. Однако впоследствии оказалось, что кокаин не столь безобидный и полезный.

В 1890-х годах, после прохождения стажировки в Париже у знаменитого врача Жана Шарко, Фрейд заинтересовался лечением больных с психическими расстройствами. Поначалу он использовал традиционные для того времени методы, такие как гипноз и некоторые другие, однако быстро понял их несовершенство. Он стал искать новые методы лечения и случайно наткнулся на эссе своего любимого писателя Людвига Бёрне – «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Рекомендации, изложенные в этом эссе, натолкнули Фрейда на изобретение метода свободных ассоциаций. Так было положено начало новому направлению – психоанализу.

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Первооткрыватель глубин бессознательного

О Зигмунде Фрейде написано много. Личность основателя психоанализа вызывала и вызывает большой интерес. В истории науки много ярких и незаурядных натур, но очень немногие из них получали оценки настолько противоположные, а их научные теории вызывали такое безусловное приятие или абсолютное неприятие. Но как бы ни оценивались воззрения Зигмунда Фрейда на психосексуальную природу человека, нельзя отрицать огромное влияние его на развитие современной культуры.

Кстати, попробуем вспомнить, сколько раз мы и сами употребляли выражение «оговорочка по Фрейду». Воззрения ученого послужили импульсом для создания целой школы в психиатрии и психологии. Благодаря ему был пересмотрен взгляд на саму природу человека. Его анализ произведений искусства и литературы повлиял на формирование методологи современного искусствоведения. Да, его любимые ученики — А. Адлер и К. Юнг — пошли своим путем, но они всегда признавали огромное влияние Учителя на становление их как исследователей. Но в тоже время мы знаем об упорном нежелании З. Фрейда хоть на йоту изменять свои воззрения на либидо как на единственный источник неврозов и бессознательных импульсов в поведении человека. Известно, что его безудержная страсть к исследованию бессознательного далеко не всегда была безопасна для его пациентов.

Эрих Фромм в своей книге, посвященной З. Фрейду, подчеркивает веру ученого в разум: «Эта вера в могущество разума говорит о том, что Фрейд был сыном века Просвещения, девиз которого — «Sapere aude» («Дерзай знать») — всецело определил как личность Фрейда, так и его труды» . Осмелюсь возразить ему. Взгляд З. Фрейда на природу человека, открытие им мощного влияния бессознательного на поступки людей включили в сферу внимания науки иррациональные явления в психике человека. Еще более чем З. Фрейд, развил эту тенденцию его любимый ученик Карл Юнг. Более того, многие свои открытия З. Фрейд делал в состоянии измененного сознания, вызванного использованием кокаина. Так что человеком рациональным, слишком одномерно воспринимающим мир, типичным наследником эпохи Просвещения Зигмунда Фрейда никак нельзя назвать. На мой взгляд, он был скорее вестником эпохи, о которой Александр Блок писал:

На первый взгляд, жизненный и творческий путь знаменитого австрийского психолога и психотерапевта досконально изучен, но чем больше знакомишься с трудами и биографией ученого, тем сильнее возникает ощущение какой-то недосказанности и тайны. Правда, это ощущение имеет некоторое основание. Почему-то опубликованы не все письма З. Фрейда, письма его к сестре жены Мине можно было обнародовать еще в 2000 году, но они до сих пор не опубликованы. Автор одной из биографических книг о З. Фрейде — Феррис Пол писал:

Действительно, задача биографа — раскрыть сложный внутренний мир ученого, сумев при этом не опуститься до вульгарного любопытства к подробностям личной жизни. Но нужно еще выявить наиболее значимые для понимания внутреннего мира великого человека обстоятельства его судьбы. И сегодня мы так же, как и современники знаменитого психиатра много лет назад, мысленно спрашиваем: так кто же Вы, доктор Фрейд?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector