Профессия журналист: вымирающий вид, или что говорят прогнозы

Перспективы работы журналистом

При работе журналистом возможен очень хороший карьерный рост, достижение больших успехов и популярность на всю страну. Конечно же, к этому придут далеко не все, но такие шансы всегда есть. Многие нынешние ведущие популярных ток-шоу, когда-то начинали с работы журналистами в ничем не примечательных местных СМИ. По-настоящему грамотных журналистов, профессионалов своего дела не так уж много, поэтому спрос на них всегда есть.

Многие журналисты также вырастают по карьерной лестнице до редакторов крупных СМИ, а впоследствии становятся даже их владельцами — таких примеров предостаточно.

Также следует выделить, что далеко не все журналисты получали именно профильное образование, специальность «журналистика», поскольку ранее она не была широко распространена, да и сейчас тоже. Поэтому журналистами нередко работают представители полученных ранее других профессий. Так что, если у вас есть большой интерес и хорошие способности к этому делу, работа журналиста может стать вашей даже без профильного образования.

Теперь вы имеете некоторое представление о том, что такое профессия журналист, и в чем заключается работа журналиста, благодаря чему можете сделать хотя бы предварительные выводы о том, интересно ли вам это, либо оно не ваше.

Желаю всем успехов, интересной работы и хороших заработков. До новых встреч на Финансовом гении — сайте, на котором вы всегда можете повысить свой уровень финансовой грамотности.

Джо Макгиннис, «Гибельное видение» / «Fatal Vision» (1983)

В 1979 году бывший военный врач Джеффри Макдональд был приговорен к пожизнен­ному заключению за убийство жены и двух дочерей, совершенное девятью годами ранее; не признавая вины, во время судебного разбирательства он заказал книгу о своем деле писателю Джо Макгиннису. Тот, получив доступ ко всем материалам и к самому Макдональду, создал судопроиз­вод­ственный эпос — кажется, не было упущено ни одной детали дела, ни одной относящейся к нему биографической подроб­ности, хотя том Макгинниса менее всего похож на документальную компиля­цию. Обвиняемый был уверен, что Макгиннис будет транслировать его версию событий, и говорил с ним много и охотно — но, когда книга была опубликована, оказалось, что автор настаивает на винов­ности своего героя и ему есть что сказать на этот счет.

Джеффри Макдональд. 1970 год

Макгиннис сумел вместить циклопи­ческий объем материала в стройное, рит­мичное повествование, хотя трудно вообразить, что, например, многостра­ничные, воспроизве­денные дословно допросы свидетелей могут не перегру­жать текст. Но здесь кажется важным каждое слово, кому бы оно ни принад­­лежало: отцу убитой женщины, какому-нибудь совершенно случайному человеку или самому Макдональду, чей автобиографи­ческий монолог то и дело вклинивается в повествование.

«Гибельное видение» — очень пугаю­щая книга: если Макдональд виновен, то это еще одно свидетельство того, что зло всегда ближе, чем кажется, и совершенно нормаль­ный с виду человек способен убить жену и двух детей, а потом годами отпираться; если он невиновен (отметим, что Макдо­нальд жив и  по-прежнему настаивает на том, что его семью убили четверо неизвестных), то это значит, что все эти годы страдает невиновный, убийцы остаются безнаказан­ными и зло торжествует.

«Гибельное видение» — веха в жанре true crime, но связанные с нею вне­лите­ратурные обстоятель­ства едва ли не важнее литера­турных: разочаро­ванный Макдональд подал в суд на Макгинниса, обвинив в мошенни­че­стве: по его мнению, автор нарушил условия их договора, притворяясь его другом и якобы сочувствуя, а на самом деле копая ему могилу. Этой коллизии — и, шире, проблеме журналистской этики вообще — посвящена книга Джанет Малкольм «Журналист и убийца» (1990), в которой конфликт между Макгин­нисом и Мак­до­нальдом представлен типичным, а не исклю­чи­тельным случаем: «Всякий журналист, если он не слишком глуп или самовлюб­лен, чтобы отда­вать себе отчет в происходящем, знает, что с нрав­ственной точки зрения его дела оправдать нельзя». 

Плюсы и минусы профессии журналиста

Репортер — одна из самых многообразных и интересных специальностей. Но тот, кто пришел в нее всерьез и надолго, знает — в работе есть не только розы, но и шипы. К этому нужно быть готовым, чтобы в будущем не испытать разочарования. Рассмотрим позитивные и негативные стороны журналистики.

«Плюсы»:

  • отсутствие однообразия в работе;
  • все условия для саморазвития;
  • неограниченные перспективы карьерного роста;
  • возможность самому регулировать свою занятость и уровень дохода.

«Минусы»:

  • ненормированный рабочий день;
  • повышенные эмоциональные нагрузки и психологическое напряжение,
  • нередкие стрессовые ситуации;
  • высокая ответственность за слова и действия.

Резюме

Несмотря на романтический ореол, который всегда сопровождал эту профессию, журналистика — ответственный, морально и физически нелегкий труд. Тот, кто ее выберет, будет иметь мало свободного времени и много нагрузки. Да, и регулярный стресс ему тоже гарантирован. Но если перспектива сидеть в тихом офисном «омуте» с 9.00 до 18.00 пугает вас намного больше, — дерзайте!

Мэтры журналистики утверждают, что принимая во внимание все прелести и ужасы профессии, она стоит того, чтобы посвятить ей жизнь. Не зря же многие из них подписываются под словами: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете

Если снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти»…

Структура

Журналистика включает:

  • Систему произведений, подготовленных в определенных жанрах и формах для размещения в средствах массовой информации; Коммуникационный институт общества, организационно состоит из сети профильных учреждений; Совокупность творческих профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, создания, распространения социальной информации массовой аудитории. Специальные носители социально-СМИ (пресса, телевидение, радио, Интернет).

ТИПЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: цифровая, бумажная, изобразительно-звуковая, звуковая, изобразительная (комбинированная).

Категории журналистики:

  • Конвергентная журналистика Мультимедийная журналистика Компьютерная журналистика

Виды журналистики:

  • агентская (для информационных агентств) фотографическая (таблоиды т. п.) кинематографическая (киноканал, кинохроника, киножурнал, кинопрограмма т. п.)

Тематические специализации журналистики:

  • социальная журналистика; политическая журналистика; деловая журналистика; коммерческая; некоммерческая; международная журналистика; аграрная журналистика; спортивная журналистика; научная журналистика; юридическая журналистика; медицинская журналистика; религиозная; другая отраслевая журналистика

Аудиторные специализации журналистики:

  • Женская Мужская Молодежная Детская Пенсионерская

Гороскопы на сегодня

История журналистики

Корнями журналистика идет к протожурналистикы. Политическую информацию в Средневековье доставляли глашатаи, герольды, курьеры и вестники, которые зачитывали указы, реляции и рескрипты, иногда с авторскими комментариями. Отчасти поэтому в современной журналистике названия газет и журналов напоминают об этих гонцов: «Курьер ЮНЕСКО», Daily Herald (герольд), «Московский вестник», Chicago Tribune (трибуна — место для речей), «Форум» (площадь в Риме, где проходила агора — народное собрание) и т. д.

За четыре века существования журналистика доказала свою способность обеспечивать саморегулирования общества, прочно вошла в механизмов общественного самоуправления, стала важнейшим субъектом социального управления. В тоталитарном обществе роль журналистики сводится к агитации и пропаганды, то есть передачи готовой, создаваемой в партийных комитетах информационной продукции потребителям. В свободном демократическом обществе роль журналистики неизмеримо возрастает, она сама превращается в «фабрику новостей», ее сотрудники сами собирают, обрабатывают и изготавливают информацию, без которой невозможно существование никакого другого субъекта общественной действительности. Такое большое значение журналистики как социального института сегодня.

Том Вулф, «Электропрохлади­тельный кислотный тест» / «The Electric Kool-Aid Acid Test» (1968)

Для литературной журналистики Том Вулф — фигура из самых главных: во многом благодаря его творческим и, так сказать, продюсерским усилиям «новая журналистика» оказалась важным фактом американской культуры и привлекла к себе пристальное внимание, критическое и академическое. Одним из дел его жизни было доказать, что «новая журналистика» 1960–70-х годов по-настоящему нова — и что тот переворот, который она, по его мнению, устроила в американской словесности, она устроила без посторонней помощи и предварительной подготовки

Суть этого переворота, по Вулфу, заключалась в том, что «новая журналистика» отобрала у художе­ственной литературы ее прие­мы и успешно применила их к неверо­ятной действительности 1960-х годов, от которой «настоящие» писатели надменно отвернулись. Одной из ви­зитных карточек этой журналистики с ее установкой на эстетическую вырази­тельность вкупе с докумен­тальной достоверностью и стал «Электро­про­хладительный кислотный тест» — история писателя Кена Кизи и коммуны его друзей и единомышленников «Веселые проказники», распространявших мысль о пользе расширения сознания

Одним из дел его жизни было доказать, что «новая журналистика» 1960–70-х годов по-настоящему нова — и что тот переворот, который она, по его мнению, устроила в американской словесности, она устроила без посторонней помощи и предварительной подготовки. Суть этого переворота, по Вулфу, заключалась в том, что «новая журналистика» отобрала у художе­ственной литературы ее прие­мы и успешно применила их к неверо­ятной действительности 1960-х годов, от которой «настоящие» писатели надменно отвернулись. Одной из ви­зитных карточек этой журналистики с ее установкой на эстетическую вырази­тельность вкупе с докумен­тальной достоверностью и стал «Электро­про­хладительный кислотный тест» — история писателя Кена Кизи и коммуны его друзей и единомышленников «Веселые проказники», распространявших мысль о пользе расширения сознания.

«Веселые проказники» в Сан-Франциско. 1966 год

Вулф не был причастен к этой группе, но живо интересовался культурными и социальными переменами в стране, а Кизи и компания имели самое непосредственное отношение к психодели­ческой революции, без которой 1960-е годы себе не представить. Увидев в Кизи нечто вроде пророка, Вулф решил приглядеться к его «культу» — и, похоже, проникся его обаянием: во всяком случае, заинтересовался настолько, чтобы с головой погрузиться в «субъективную реальность» своих героев, их быт и приклю­чения. Для того чтобы донести их до читате­ля, ему пришлось выжать из английского языка все соки: Вулф сбивается с прозы на стихи, ныряет в потоки сознания, изгаляется над пунктуацией — в общем, делает все, чтобы на его страницах ожил безум­ный карнавал, участником которого он сам отнюдь не был.

Созданный Вулфом эффект присутствия замечателен двумя обстоятельствами: тем, что возникает вообще (сдержанный и корректный журналист в неизмен­ном костюме изо всех сил держал дистанцию, не позволяя «субъективной реаль­ности» развеселых хиппи вторгнуться в свою), и тем, что возникает в сценах, которые Вулф не наблюдал лично. Основная часть книги посвящена странствию «проказников» на психоделическом агитавтобусе и соб­ственно «кислотным тестам», представляв­шим собой, грубо говоря, дискотеки под ЛСД. Все это Вулфу пришлось реконструировать по разного рода источ­никам — и очень трудно поверить, что он всего этого не видел, не слышал, не чувствовал и не употреблял. Какими бы яркими красками ни переливалась его книга, какой бы свободой от нее ни веяло, Вулф ясно дает понять, что рассказывает об уходящей натуре, обреченном проекте и кончаю­щейся эпохе.

Журналистика и наука

Несмотря на то, что нет науки журналистика, много высших учебных заведений (ВУЗов) разных стран готовят журналистов и изучают журналистику как социальное явление. Вместе с тем, очень много профессиональных журналистов никогда специально журналистике не учились.

В вузах учебный процесс для журналистов во многом схож с подготовкой филологов, но преподаются и специфические дисциплины. В Украине широко известный Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Факультеты журналистики у Львовском, Харьковском, Полтавском, Запорожском университетах.

Общая характеристика ЧД 2 (двойка)

Популярные материалы

Описание и специфика профессии

Основная задача журналиста — собирать актуальную информацию и передавать ее в СМИ. Главный объект деятельности репортера — новость.

Любопытно, что за тысячи лет существования журналистики понятия, определяющие суть профессии, не изменились. Но информационное пространство стало другим. Сегодня это, в первую очередь, электронные средства массовой информации и только потом телевидение, радио и бумажные издания.

Иной стала и специфика работы журналиста. Вчера в ней было много оценочных суждений, морализаторства и наставничества. Сегодня ценятся факты, экспертные оценки и аналитические данные, причем исключительно первой свежести и из первых рук.

Впрочем, миссия журналиста и принципы журналистской этики остались прежними. Носитель этой профессии должен:

  • реализовывать право людей на получение правдивой информации;
  • быть честным и объективным;
  • нести социальную ответственность за свою работу;
  • проявлять уважение к частной жизни и человеческому достоинству;
  • уважать общественные интересы, всеобщие ценности и многообразие культур;
  • противостоять войнам и другому злу, представляющему угрозу для человека;
  • содействовать международному порядку в сфере информации.

Кому подходит

Хороший журналист должен обладать рядом качеств, среди которых важнейшие:

коммуникабельность: умение находить общий язык с людьми играет важную роль в получении информации из первых уст;
любознательность: журналиста интересует все – только так он сможет создавать актуальные материалы;
креативность: написание статей – это творческий процесс;
находчивость и сообразительность: эти качества – лучшие помощники в поиске тем и при проведении журналистских расследований;
эрудированность: журналист должен вникать в тематику, в которой работает, и хорошо разбираться в ее тонкостях.
этичность: важно доносить правдивую и корректную информацию, уважая как своих собеседников, так и тех, кому информация адресована;
усидчивость: писать надо ежедневно, чтобы не утратить мастерство.
аналитический склад ума: важно не просто собрать информацию, но и проанализировать ее, чтобы читатели, зрители и слушатели могли составить собственное мнение, максимально близкое к объективному.

Профессия журналиста считается высоко востребованной. Средства массовой информации развиваются и сулят неплохой доход, ведь в них размещается львиная доля рекламы, поэтому журналисты нужны постоянно.

Джоан Дидион, «Бредем к Вифлеему» / «Slouching Towards Bethlehem» (1968)

Свой первый роман Дидион написала в нача­ле 1960-х, но прославилась только в их кон­це, поскольку очерки писала в основном не для Esquire и не для The New Yorker (двух столпов литературной журналистики), а для газе­ты The Saturday Evening Post, несколько теряв­шейся на фоне этих гигантов.

Джоан Дидион. 1 апреля 1967 года

«Бредем к Вифлеему» — неточная цитата из стихотворения ирландского англоязычного поэта Уильяма Батлера Йейтса «Второе пришествие» (1919), проникнутого апокалипти­ческим ужасом: «Все рушится, основа расшата­лась, / Мир захлест­нули волны беззаконья; / Кровавый ширится прилив и топит / Стыдливости священные обряды…» (в переводе Григория Кружкова). Это стихотворение задало тон сборнику очерков Дидион; именно через его мрачные образы она увидела свою эпоху: если Тому Вулфу 1960-е представ­лялись фантасти­ческим преображением страны, которое он вдохновенно живописал, то Дидион взглянула на современную ей Калифорнию как будто с изнанки, где вместо единства была разобщенность, вместо красоты — уродство, а вместо готов­ности изменить мир к лучшему — оторванность от него.

Среди текстов сборника — «нуар» о неверной жене, заживо сжегшей мужа ради страховки; портрет легендарного актера Джона Уэйна, еще величест­венного, но уже больного раком; рассказ об открытом другой легендар­ной личностью — певицей Джоан Баэз — Институте по изучению ненасилия; размышле­ние еще об одной национальной легенде — эксцентричном мил­лионере Говарде Хьюзе. Все это вроде бы в стороне от социально-культурных громов и молний 1960-х годов (войны во Вьетнаме, политических убийств, отчаянной борьбы за граж­дан­ские права и всего прочего), но все-таки о том, как менялась жизнь: навсе­гда и вовсе не обязательно к лучшему. Дидион не находит оснований востор­гаться молодежной культурой; хиппи у нее — не очарованные стран­ники, исследующие сознание и страну, а потерянные, несчастные дети (и действи­тельно, в конце очерка, давшего название книге, возникает пяти­летняя девочка, читающая комикс под воздействием ЛСД).

Лиллиан Росс, «Картина» / «Picture» (1952)

Как только журналистка Лиллиан Росс узнала, что режиссер Джон Хьюстон соби­рается экранизи­ровать классику — «Алый знак доблести» Стивена Крейна — на студии «Метро-Голдвин-Майер», она начала следить за процессом съемок и запечатле­ла его во всех подробностях. Изначально заданием Росс от The New Yorker было всего-навсего написать «портрет» режиссера, но вскоре ее пред­метом сделался сам фильм, а также собственно Голливуд накануне того, как он уступит свои позиции телевидению.

Режиссер Джон Хьюстон на съемках фильма «Алый знак доблести». 1951 год

Литературная журналистика сильна тем, что может вникать в то, куда обычной журна­листике ходу нет: в психологию дей­ствующих лиц и «чело­веческую» сторону их занятий, и книга Росс держится именно на этом. В своем невымыш­ленном «производственном» романе она расска­зы­вает историю фильма как историю взаимодей­ствия людей, его создававших. Взаимодействие это сложно и конфликтно; за судьбу картины, которая, как линза, вобрала в себя великое множество страстей, амбиций, художественного пыла и ком­мер­ческого расчета, начинаешь волноваться с первых страниц.

Главная драма начинается после съемок, когда картину монтируют, пере­краивая так и сяк (а сам режиссер тем временем уже снимает новый фильм), и в  какой-то момент делается непонятно, что получится в итоге. Росс умело поддерживает это волнение, практически не появляясь в повествовании, словно растворив­шись в мощном потоке разговоров, переживаний, дел и обстоя­тельств, несущем читателя к неожидан­ному и закономерному финалу: фильм не имеет успеха, ради которого вроде бы городился этот колоссальный огород, — а потом еще и выясня­ется, что не все участники процесса были в успехе заинтересованы.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. От журналистики они взяли необходимость выбора актуальной темы, от литературы – более широкие возможности использования изобразительно-выразительных средств. Общие признаки – публицистичность и художественность.

М. Н. Ким относит к художественно-публицистическим жанрам очерк, эссе, обозрение, памфлет, фельетон.

Обозрение – это описание совокупности фактов современной действительности для создания целостной и наглядной картины современности. Выделяют информационно-публицистическое, публицистическое и художественно-публицистическое обозрение.
Очерк – это рассказ о частных фактах с использованием элементов различных жанров для общего вывода к глобальному вопросу, требующему ответа на настоящий момент

Различают художественно-выразительный (впечатления от события), художественно-публицистический (создание образа человека и трактовка его судьбы), исследовательский (рассмотрение социально-важной проблемы), путевой (описание путешествия).

А. А. Тертычный считает публицистическими жанры очерка (портретный, проблемный, путевой), фельетона, памфлета, пародии, сатирического комментария, житейской истории, легенды, эпиграфа, эпитафии, анекдота, шутки.

  1. Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
  2. Памфлет – это сатирическое произведение, не просто осмеивающее негативные явления, но и ставящее цель уничтожить противника морально.
  3. Пародия – это подражание действиям и словам различных известных людей, традициям и обычаям для создания модели явления, не всегда пародия стремится к осмеянию.
  4. Сатирический комментарий – это реакция на явление, событие, проблему, описанная с использованием средств сатиры и юмора.
  5. Житейская история – это описание эпизода из жизни человека с целью погружения аудитории в атмосферу бытия героя.
  6. Легенда – это история, основанная на существующем факте, но дополненная вымышленными событиями, служит для развлечения и воспитания аудитории.
  7. Эпиграф – это краткий фрагмент, предваряющий тексты других жанров (часто также публицистических), в котором выражается мысль, настроение основной части.
  8. Эпитафия – это напоминание о достоинствах умершего человека с точки зрения его роли в обществе.
  9. Анекдот – это краткий юмористический рассказ.
  10. Шутка – это рассказ, предназначенный для развлечения или разыгрывания аудитории.

Е. В. Черникова считает художественно-публицистическими жанрами очерк, зарисовку, фельетон, памфлет, эссе.

  • Зарисовка – это случай из повседневной жизни, который показывает типичное состояние общества и социальной среды.
  • Эссе – это рассуждения о «вечных», не теряющих актуальность проблемах с примерами из окружающей действительности.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова называют публицистику «очерковой журналистикой» и выделяют собственно очерк, а также зарисовку, житейскую историю, эссе.

В. Л. Цвик выделяет в теле-публицистике жанры очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета. Особо автор подчеркивает, что к сатирическим жанрам (памфлет, фельетон) относятся только документальные программы, то есть снятые журналистами для телеэкрана.

Описание

Профессия журналиста позволяет охватить огромные объемы информации. В зависимости от типа работы, квалификации и отраслевого предназначения, она имеет свою структуру и классификацию:

Гонзо-журналист. Он создает субъективные повествования о событиях, пропущенных через призму собственного «я» корреспондента. Статьи пишутся от первого лица

В них уделяется большое внимание собственному отношению к тому или иному событию. Для подчеркивания деталей используется юмор, издевки и даже бранная речь

Гонзо-журналистика – один из лучших методов пропаганды.

Репортер. Это специалист в сфере написания статей о событиях, в которых он принимал непосредственное участие или был их свидетелем. Репортерам часто доводится работать в горячих точках и рисковать собственной жизнью ради хорошего материала.

Комментатор. Обычно он выступает как закадровый голос, отражающий собственное мнение о динамике события. Чаще всего комментаторами являются представители спортивной журналистики: они детально описывают каждое действие участников какого-либо спортивного мероприятия, упоминая о личных впечатлениях и открыто выражая эмоции.

Ведущий программ. Одна из самых сложных специальностей, требующая выдержки и ораторского искусства. Действовать необходимо в строго оговоренных тематиках, задавая обдуманные вопросы участникам событий и руководя общей дискуссией.

Обозреватель. Это специалист, детально описывающий происшествия в стране и мире от третьего лица и без эмоционального подтекста.

Фотокорреспондент. Название говорит само за себя. Если раньше фотографии просто сопровождали текст, то благодаря фотокорреспондентам изображения теперь стали самостоятельными сюжетами, требующими минимальных пояснений.

Интернет-журналист. Пожалуй, его можно назвать специалистом широкого профиля: один человек совмещает функции самых разных журналистов.

Разновидности

Профессия журналист может включать в себя следующие должности:

  • Внештатные корреспонденты или фрилансеры – это самостоятельные специалисты, которые предлагают свои материалы изданиям.
  • Собственные корреспонденты. В их обязанности входит сбор информации и доставка свежих новостей. Их задача – отлично разбираться в: митингах, в концертах, и других всевозможных мероприятиях.
  • Репортёры – это создатели жанров новостей. Их цель – вовремя оказаться в нужном месте, в нужное время.
  • Ведущие рубрик. Они ведут постоянные разделы в изданиях, на радио и телевиденье.
  • Ответственные секретари. Они контролируют весь процесс, который касается выпуска свежего номера.
  • Главные редактора – это ответственные работники, которые возглавляют редакцию СМИ и координируют работу.
  • Журналисты, которые нашли себя в рекламе. В наше время это очень актуально, да и зарабатывают они  хорошо. Довольно перспективным и популярным является данное направление в журналистике.
  • Тележурналисты и радиожурналисты пишут сценарии, озвучивают тексты, подготавливают свои программы, и выходят в прямой эфир.
  • Интернет-журналисты – объединяют почти все разновидности вместе.
  • Международные журналисты – это настоящая журналистская элита. Требования к ним завышенные, поэтому их знания должны быть на высоте. Они должны разбираться во многом и знать несколько иностранных языков, историю, психологию, этику, ораторское искусство.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector