Журналистам
Содержание:
- Тенденции развития
- Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
- Основные черты
- Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом
- Виды СМИ
- Фотожурналистика
- Отличия журнальной статьи от газетной
- Журналистика и наука
- Информационные
- Профессиональные стандарты
- Структура
- Подбор персонала и сопровождение после найма
- Медиаекономика и экономика СМИ
- Бизнес и финансы
- Суть профессии
- Особенности и методы подачи информационных жанров
- Жанры, виды и стили
Тенденции развития
Литературно-критическая журналистика трансформируется в новые жанры и виды, адаптируется к иной публике и инновационным техническим средствам. Она проникает в блогерскую среду и становится темой для обсуждения молодежи. Обретая современные языковые средства и методы подачи авторской позиции, она развивается и становится другой — не лучше и не хуже, а просто другой, как и весь мир, которому свойственно меняться. Было бы странно, чтобы люди менялись, а журналистика — нет. Поэтому исследователи должны приспособиться к новым формам и не осуждать их лишь на основании того, что они отличаются от произведений 19 и 20 века, становятся проще и удобнее для публики.
Например, полноценное критическое творчество мы можем видеть в кинообзорах на канале «BadComedian». Глубина аналитики, яркое авторское «Я», серьезность поставленных проблем — все это говорит о высоком качестве видео-рецензий, совпадающих с критериями оценки художественной критики. Формат и подача материала кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть на страницах серьезных изданий. Но суть авторского посыла, скрупулёзность исследования и тщательная проработка материала являются прямыми наследниками творческих методов Н. Новикова, А. Пушкина, Д. Писарева.
Общая характеристика ЧД 2 (двойка)
Основные черты
Мультимедийная журналистика, как и классическая, имеет характерные черты, отличающие её от других направлений:
- Цифровая форма обработки и хранения информации;
- Наличие гипертекста;
- Интерактивность;
- Содержит в себе различные виды информации;
- Различные виды и способы коммуникации работают на основе новейших технологий;
- Интернет — ведущий канал передачи информации.
Безусловно, некоторые черты можно отнести и к иным направлениям журналистики, ведь по сути классические печатные издания обрабатывают и, как следствие, хранят варианты готовых к печати изданий на том же компьютере. Однако мы не рассматриваем каждую черту по отдельности, ведь только в комплексе они составляют реальный и полноценный образ «новых медиа».
Специфику и тонкости создания мультимедийных объектов уже рассмотрели теоретики и практики.
Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом
Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют. Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт. Изучить книги и блог Максима Ильяхова, «Писать легко» Ольги Соломатиной, «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно» Ларри Кинга. Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина. Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru. Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи. Выступать перед публикой при любом удобном случае. Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: «Общество мертвых поэтов», «В центре внимания» (18+), «Плутовство», «Дьявол носит Прада» и т.д.
Попробовать себя в роли журналиста можно на SocialСмене этим летом (с 7 по 20 июля) |
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»подпишитесь на нашу рассылку
Виды СМИ
Постепенно российская журналистика развивалась, приобретала новые формы и виды. Так, в начале 18 века появилась такая разновидность СМИ, как частные издания. Это абсолютно новая ступень, которая характеризуется частичным освобождением журналистики от монополии правительства на печатное слово. С 1750-х в качестве издателей могли выступать частные лица, поэтому новые журналы нередко составляли оппозицию правительству.
Первым из числа подобных изданий считается журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», выходивший в Санкт-Петербурге тиражом в 1200 экземпляров. В своём журнале поэт развивал линию сатирического очерка и фельетона. Название трактовалось по-разному. По одной из версий, читатель как трудолюбивая пчела должен был собирать всё полезное и нравоучительное, что найдет в издании. Журнал симпатизировал будущей императрице Екатерине 2, поэтому имел критическую направленность против придворной знати времен Елизаветы. Именно по этой причине на 12 книжке 1759 г. издание было закрыто по соображениям сохранения общественного порядка.
В конце 60-х — начале 70-х появились и другие частные издания, принадлежавшие М. Хераскову, В. Рубану, М. Чулкову и другим. В основном это были литературные журналы острой сатирической направленности.
Вторая половина 18 века — время расцвета русских сатирических журналов:
- «Трутень», «Живописец» Н. И. Новиков,
- «Друг честных людей» Д. И. Фонвизин,
- «Зритель»,
- «Почта духов» И. А. Крылов.
В этих изданиях передовые журналисты ставили ряд острых социальных проблем своего времени.
- Так, например, Новиков в своих журналах критиковал крепостнический уклад жизни, жестокосердие помещиков, паразитизм и французоманию.
- Не менее остро критиковал дворян и Крылов. Его журнал имел уникальную подачу: под видом переписки духов, гномов и других существ автор осуждал самодержавие и дворянские пороки.
- В противовес частным сатирическим изданиям открывались и правительственные, которые должны были усмирять вольнолюбивых конкурентов. Журнал Екатерины 2 «Всякая всячина» отстаивал сатиру не на конкретных личностей, а на пороки, то есть абстрактную и морализирующую.
В этом и заключалась полемика с частными официальными изданиями, которые защищали сатиру на лица. Вскоре они были закрыты, но идейная победа осталась всё же на стороне журналистов.
Фотожурналистика
Фотожурналистика – особое направление, основным средством которого является фотография. Обязательными критериями работ являются:
- объективность (фотоснимки должны передавать все ключевые моменты и детали),
- хронология (тема должна оставаться злободневной)
- повествовательность (фотографии способны передавать аудитории информацию без помощи слов).
В работе фотокорреспондента есть свои тонкости: разрешены к использованию только кадрирование, цветокоррекция и настройка резкости, остальные уровни обработки фото могут нарушить этику журналиста и исказить иформацию.
Среди самых известных фотожурналистов находятся Уильям Смит, Эдди Адамс, Джеймс Нахтвей, Александр Земляниченко, Юрий Козырев и многие другие.
Отличия журнальной статьи от газетной
Для журнальной публицистики, в отличие от газетной, характерен больший объём статей, а значит, позволительны более пространные рассуждения и отступления.
В целом в журнале, предназначенном для вдумчивой взрослой аудитории, используются те же жанровые разновидности.
Но, поскольку современный рынок СМИ включает в себя не только серьёзные издания (ещё с советских времен мы помним женские, детские, юмористические, спортивные и иные виды журналов, значительная часть которых взяла курс на упрощение диалога с читателем), важное место отводится информационным и рекламным текстам, а то и вовсе публикации тестов, гороскопов, анекдотов и красочных картинок. Тенденция к увеличению иллюстративного материала за счёт уменьшения количества вербальной информации наблюдается не только в “женских” и “мужских” изданиях, но и в научно-популярных — таких как “Geo”
Так, всё чаще вместо обзорной статьи о моде редакция помещает на глянцевые страницы яркие фотографии свежих “луков” с краткими комментариями внизу
Тенденция к увеличению иллюстративного материала за счёт уменьшения количества вербальной информации наблюдается не только в “женских” и “мужских” изданиях, но и в научно-популярных — таких как “Geo”. Так, всё чаще вместо обзорной статьи о моде редакция помещает на глянцевые страницы яркие фотографии свежих “луков” с краткими комментариями внизу.
Журналистика и наука
Несмотря на то, что нет науки журналистика, много высших учебных заведений (ВУЗов) разных стран готовят журналистов и изучают журналистику как социальное явление. Вместе с тем, очень много профессиональных журналистов никогда специально журналистике не учились.
В вузах учебный процесс для журналистов во многом схож с подготовкой филологов, но преподаются и специфические дисциплины. В Украине широко известный Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Факультеты журналистики у Львовском, Харьковском, Полтавском, Запорожском университетах.
Информационные
Все жанры в этом виде объединены одной целью – рассказ об определенном событии. Здесь нужно быстро отреагировать на произошедшее. Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают на вопросы: «Что? Где? Когда?»
М. Н. Ким относит к информационным жанрам заметку, отчет, интервью, репортаж.
- Заметка – раскрывает основной смысл события, имеет небольшой объем. Автор выделяет обычную и хроникальную заметку.
- Отчет – это рассказ об общественно-значимом мероприятии (совещание, конференция, собрание). Отчет может быть также аналитическим жанром, а его информационный вариант характеризуется отсутствием анализа высказываний участников события, журналист лишь фиксирует их слова.
- Интервью – это беседа с одним или несколькими лицами, раскрывающая мнение респондентов о конкретном событии. Интервью также может быть аналитическим, тогда упор делается на показ явления, выяснение его причин. Автор выделяет интервью-диалог, интервью-монолог, портретное интервью, социологическое (опрос, анкета).
- Репортаж – это рассказ о событии с непосредственным наблюдением журналиста за происходящим, отличается документальностью, актуальностью, оперативностью, наглядностью и достоверностью. Автор выделяет событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический репортаж.
А. А. Тертычный среди информационных жанров выделяет заметку, корреспонденцию, отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог. Поскольку большинству терминов мы уже дали объяснение, остановимся на том, чего еще не упомянули.
- Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов от большого количества людей.
- Вопрос-ответ – это два текста разных авторов, объединенных одной тематикой под одной рубрикой. Первая часть содержит вопрос, проблему, а вторая – разъяснение по этому вопросу.
- Некролог – извещение о смерти человека.
Е. В. Черникова в качестве новостных жанров выделяет заметку, репортаж, информационное интервью.
Г. В. Лазутина и С. С. Распопова считают информационными жанрами заметку (краткая новостная, расширенная новостная), репортаж, критическая заметка («острый сигнал»).
Критическая заметка – рассказ о негативном факте действительности, предупреждающий о неблагоприятных последствиях и побуждающий к изменениям.
В. Л. Цвик рассматривает тележурналистику, критериями информационных произведений на телевидении он называет близость, своевременность, известность, воздействие на аудиторию, масштабность, конфликт, необычность, персонификацию (показ через человека). Информационные жанры на ТВ – информационное сообщение/видеосюжет (соотносится с заметкой и бывает хроникальным и авторским), отчет, выступление, прямое включение, интервью (протокольное, информационное, анкета), репортаж, специальный репортаж, спортивный репортаж
- Выступление – это обращение человека к аудитории, когда говорящий является основным (или единственным) объектом показа.
- Прямые включения – это рассказ непосредственно с места события.
- Спортивный репортаж – это словесное сопровождение прямой трансляции спортивного состязания.
Профессиональные стандарты
Появление профессиональных стандартов современной журналистики во многом завдячуеться Би-Би-Си, которая первой стала работать на принципах публичного выступления. Т. е. целью этой корпорации является не достижение прибыли, не воздействие на массовое сознание, а удовлетворения тех потребностей, которые имеет общенациональная аудитория. Независимо от того, в каких медиа работают журналисты и какую политику ведут их редакции, профессиональные стандарты остаются для всех одинаковыми.
Корпорация защищает общественный интерес. Из этого следует, что главной мотивацией для журналиста или редактора в дискуссии о том, должен попасть в эфир тот или иной сюжет или нет, является отстаивание этого интереса. Отмечается, что единого определения общественного интереса не существует. Но в этом контексте сотрудники Би-Би-Си должны учитывать следующее:
- обличения или выявления преступлений; разоблачения антиобщественного поведения; разоблачение коррупции и несправедливости; раскрытие существенной некомпетентности или небрежности; защита здоровья и безопасность людей; защита людей от введения в заблуждение любой заявлением или действием отдельного лица или организации; раскрытия информации, что позволяет людям принять гораздо информованише решения по общественно важным вопросам; свобода самовыражения.
Вообще каждая тема имеет более двух сторон. Поэтому беспристрастности в программах, освещающих фактический материал, нельзя достичь путем простого математического уравновешивания, где каждая точка зрения дополняется противоположной. Также: соблюдение принципа должной беспристрастности не требует абсолютной нейтральности в каждом вопросе. Программа, связанная с изложением фактов на спорные общественно-политические темы или по спорным вопросам политики или производства, соответствовать принципу надлежащей беспристрастности в том случае, если она выкладывает их честно, точно и правдиво. Отдельно отмечается, что Би-Би-Си стремится к сбалансированности общественного интереса относительно свободы выражения с законным ожиданиям неприкосновенности частной жизни отдельных лиц.
Итак, редакционные ценности Би-Би-Си формулируются следующим образом:
- правдивость и точность; беспристрастность и многообразие точек зрения; редакционная честность и независимость; служения общественным интересам; справедливость; неприкосновенность частной жизни; ущерба и образ (уравновешивания права на передачу и публикацию новой и противоречивой информации с ответственностью по защите уязвимых людей); дети (специфическая аудитория, которая требует собственного комплексного подхода); подотчетность (перед аудиторией).
Принципы подачи новостей:
- Мы рассказываем обо всем первыми. Мы рассказываем обо всем точно. Мы всегда знаем происхождения наших новостей. Мы предоставляем слово всем заинтересованным и не становимся ни на чью сторону. Мы рассказываем о фактах, а не о нашем отношении к ним. Мы не даем оценок событиям, участникам событий или явлений. Мы привлекаем лучших, различных, независимых экспертов для адекватной оценки сложных для понимания событий и явлений. Мы не оставляем «белых пятен». Мы говорим с людьми на одном языке.
Структура
Журналистика включает:
- Систему произведений, подготовленных в определенных жанрах и формах для размещения в средствах массовой информации; Коммуникационный институт общества, организационно состоит из сети профильных учреждений; Совокупность творческих профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, создания, распространения социальной информации массовой аудитории. Специальные носители социально-СМИ (пресса, телевидение, радио, Интернет).
ТИПЫ ЖУРНАЛИСТИКИ: цифровая, бумажная, изобразительно-звуковая, звуковая, изобразительная (комбинированная).
Категории журналистики:
- Конвергентная журналистика Мультимедийная журналистика Компьютерная журналистика
Виды журналистики:
- агентская (для информационных агентств) фотографическая (таблоиды т. п.) кинематографическая (киноканал, кинохроника, киножурнал, кинопрограмма т. п.)
Тематические специализации журналистики:
- социальная журналистика; политическая журналистика; деловая журналистика; коммерческая; некоммерческая; международная журналистика; аграрная журналистика; спортивная журналистика; научная журналистика; юридическая журналистика; медицинская журналистика; религиозная; другая отраслевая журналистика
Аудиторные специализации журналистики:
- Женская Мужская Молодежная Детская Пенсионерская
Подбор персонала и сопровождение после найма
Основным этапом массового подбора персонала является собственно поиск и найм работников. Кадровик собирает отклики на информацию о вакансии, систематизирует их и назначает предварительное испытание.
При найме большого количества работников подойдет:
- групповое интервьюирование или собеседование;
- анкетирование;
- тестирование.
Способы анкетирования и тестирования во многом схожи. Кандидатам предлагают ответить на вопросы, связанные с их профессиональной областью, а затем их ответы оценивает работник кадрового подразделения или будущий руководитель.
Провести анкетирование или тестирование можно с приглашением в офис компании, либо открыв доступ к анкете или тесту на официальном сайте компании-нанимателя.
Групповое собеседование можно проводить также в виде опроса нескольких кандидатов. Еще одним способом будет проведение экспресс-курсов, где потенциальных работников знакомят с правилами работы в компании, определяют наиболее подходящих работников.
Экспресс-курсы также помогут кандидату определиться с трудоустройством.
Часть кандидатов отсеивается на таких собеседованиях потому, что предлагаемые условия или ценности будущего нанимателя не совсем им подходят.
С выбранными по результатам испытаний кандидатами заключают трудовой договор.
На этапе заключения трудовых договоров, работа hr-специалиста не заканчивается.
Особенностью массового подбора является существенная текучка нанятого персонала на этапе адаптации или испытательного срока. Это связано с тем, что новый коллектив создается практически с «нуля», происходит его становление и обучение корпоративным ценностям. В этот период выявляются не совсем подходящие работники, которые не пройдут испытательный срок и будут уволены по его окончании. Также и работник может передумать и принять решение о том, что данный наниматель ему не подходит.
Текучка кадров в этот период может составлять до 10 % от количества свеженанятых сотрудников. Поэтому в обязанности кадрового специалиста входит своевременная замена, уходящего персонала.
Массовый набор персонала широко используется во многих отраслях экономики. Он позволяет с минимальными затратами финансов и времени нанять большое количество сотрудников на однотипные должности. Подойдет этот метода найма при открытии новых офисов, торговых или логистических объектов. Методы проведения массового подбора персонала будут зависеть от бюджета проекта и сроков его реализации. Разместить информацию о поиске сотрудников можно на специализированных ресурсах, в прессе или провести полноценную рекламную компанию.
На результат подбора существенное влияние оказывают также требования к будущим работникам — чем они лояльнее, тем быстрее будут заполнены вакансии. При этом этот метод поиска работников не предусматривает требований к личностным характеристикам будущих сотрудников.
В случае, когда ситуация с массовым замещением вакантных должностей повторяется, например, компания расширяется и открывает много торговых точек, нужно разработать унифицированные алгоритмы проведения этого мероприятия. Это существенно сэкономит время и деньги нанимателя.
Медиаекономика и экономика СМИ
Основным источником дохода большинства СМИ является размещение рекламных и других коммерческих материалов. Распространяя тексты и рекламу, СМИ становятся одновременно и инструментом, стимулирующим потребление, и важным каналом информации о новых товарах и услугах. Информация, которая распространяется через различные коммуникационные каналы, такие как печатная пресса, телевидение и радиовещание, продвижение медиа в коммуникационных сетях, таких как мобильная связь и интернет, становятся источником получения доходов, и могут быть рассмотрены как особый сектор экономики.
Получить полный текст
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Суть профессии
СМИ не только информируют население о происходящих событиях, они генерируют общественное мнение, нередко манипулируют сознанием читателей и зрителей и в итоге могут руководить поступками большого количества людей. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости обеспечить независимость прессы и телевидения, на практике добиться этого невозможно. Всегда будут силы, стремящиеся влиять на журналистику и корреспондентов ради своих корпоративных или личных интересов.
Пресса призвана вскрывать проблемы общества, указывать на недостатки, способствовать изменению мира к лучшему. Проблема в том, что люди, от которых зависит существование того или иного средства массовой информации, по-разному понимают суть проблем и способы исправления недостатков.
А влиять на поборников «свободы слова» очень легко. Можно просто ввести цензуру, как это было, например, в СССР, и ни одна крамольная мысль не будет растиражирована. А можно подавить свободомыслие деньгами, как это делается в мире капитала: издания финансируются заказчиками, которые диктуют редакционную политику.
Когда говорят о свободной или независимой прессе, речь идет лишь о том, в какой степени СМИ противостоят давлению власть (или деньги) имущих, критикуют ее действия, оберегая общество от навязывания чужой воли.
Поэтому журналисту, среди других важных качеств, надо обладать глубокими убеждениями, желательно прогрессивными и гуманистическими, чтобы работать в том СМИ, которое отвечает интересам большинства населения.
Вам будет интересно прочитать
Какие законы должен знать журналист
Особенности и методы подачи информационных жанров
Замечание 2
Особенности информационных жанров заключаются в том, что они нацелены на фиксацию явлений и их внешних характеристик. Моментальность получения сведений позволяет современному журналисту своевременно информировать аудиторию.
Рассмотрим виды и жанровые особенности информационных жанров, используемых чаще всего в современных периодических изданиях.
- Информационная заметка. Заметка представляет собой материал, который отличается от прочих информационных материалов способом изложения. Все события, проблемы, явления и стороны личности конкретного человека излагаются, как новость. Заметки бывают следующих видов: событийная заметка, представляющая собой основной поток информации, который идет в печать.
- Информационный анонс. Анонс – это своего рода заметка, которая сообщает о планируемых или организованных мероприятиях.
- Аннотация. Это заметка, предметом отображения в которой выступает информационное явление. Аннотация используется для характеристик статей или книг. Публикуемые данные: автор, тема содержания, время появления, цель создания, издатель и прочие сведения.
Информационная корреспонденция – это широкое и детальное освещение предмета с подробными прогнозами, элементами описания и прочими фактами.
Информационный отчет, представляет собой публикации, которые отражают проведенные заседания, конференции, собрания и семинары. В отчете публикуется материал о цели проведения мероприятий, о том какие решения или споры возникли в процессе.
Информационное интервью. Интервью – это своеобразная беседа, которая предназначена для дальнейшей публикации в печатных изданиях, на телевидении или радиовещания. Интервью журналиста получится информационным только в том случаи, если собеседник будет отвечать на вопросы: Что? Где? Когда? А в случаи добавления таких вопросов, как: Почему? Каким образом? У автора может получиться аналитический материал.
Блиц – опрос. Это материалы, которые построены на изложении всего опроса. Автором описывается весь процесс опроса. Подобные материалы довольно часто публикуются в отдельной рубрике: блиц – опрос.
Вопрос – ответ. Чаще всего такие материалы встречаются на страницах периодического печатного издания «Аргументы и факты. Материал поддается в виде вопросов, которые задаются читателями, а ответы публикуются журналистом или компетентным в вопросе лицом.
Информационный репортаж. Это один из старейших видов информационных жанров. Основная задача репортера состоит в том, чтобы позволить аудитории, словно присутствовать в событии, то есть своими словами создать «эффект полного присутствия или погружения в событие». По возможности журналист должен вызвать у читательской аудитории и «эффект сопереживания» при помощи динамики, прилагательных и сравнений, а также авторских переживаний.
Некролог – это материал, в котором читатели видят факт смерти человека. Общая информация заключается в том, чтобы опубликовать краткую биографию о человеке, его место работы, награды и прочие достижения. В некоторых случаях в некрологах говорится о причине смерти и месте проведения похорон.
Жанры, виды и стили
Многие исследователи (например, Е. Прохоров, С. Распопова, Г. Лазутина, А. Тертычный) находят место статье среди аналитических жанров. Это объяснимо особенностями такого рода материалов: они опираются на анализ и реализуются в рассуждении. В основе статьи — не факт, а его интерпретация, как и во всей аналитической группе.
Виды статьи в журналистике описал А.А. Тертычный:
Общеисследовательская статья. В центре внимания журналиста находятся глобальные и общезначимые проблемные вопросы. К примеру, в таких материалах обсуждаются политический и экономический курс правительства, серьезные религиозные, социальные и культурные темы. Журналист описывает тенденции, перспективы и закономерности общественных явлений и предлагает теоретическое его обоснование.
Тактико-аналитическая («проблемная») статья
Внимание автора сосредоточено на актуальных проблемах практически значимых отраслей и сфер деятельности. Нужно найти причины проблемы, описать состояние выбранного сегмента и сделать выводы, которые могут помочь преодолеть трудности
Это менее глобальные, зато более живые и насущные материалы, которые необходимы для решения повседневных задач. Если в предыдущем пункте речь шла о «мире» и «войне», «нации» и «человечестве», то в этом — о проблеме привлечения водителей каршеринга к ответственности или о расширении мусорного полигона и протесте жителей района. Автор изучает истоки и суть конфликта, вникает в положение обеих сторон и формулирует проблему. Главным критерием ее значимости является приблизительное количество людей, которых она касается.
Полемическая статья. В основе таких материалов лежит конфликт разных школ, течений, кандидатов, словом, враждующих сторон. Они выпускаются в момент столкновения оппонентов. Например, решается вопрос о строительстве храма в сквере, и журналист разбирается в противостоянии православных активистов и местных жителей. Как правило, автор занимает чью-либо сторону и обосновывает свое решение, попутно опровергая доводы противоположной стороны. В подтверждение своей позиции он приводит реальные факты, мнения, исторические справки. В этом материале факты должны обладать особой доказательной силой, ведь статья предусматривает ответную реакцию — возражения другой стороны.
Есть и другая классификация. Вот типы статей в журналистике, перечисленные в научной статье Б.К. Маннуллина «Статья и обозрение в системе аналитических жанров татарской газеты начала ХХ века»:
- Передовая. Такие материалы посвящены только актуальным вопросам общего характера. Они лаконичны, конкретны и обоснованы понятными аргументами. Автор обращается к наиболее злободневным темам любого характера — лишь бы ложка была к обеду.
- Теоретико-пропагандистская статья. Эти материалы раскрывают причинно-следственные связи глобальных явлений и проблем. Каждому вопросу соответствует теоретическое обоснование из научной или политической практики. Например, в СССР многие события толковались с точки зрения марксизма-ленинизма.
- Информационная. Есть информационно-повествовательные статьи, направленные на описание хронологии актуальных событий. А вот информационно-описательные материалы раскрывают сущность явления: его составные части, особенности и механизмы работы.
- Общеисследовательская статья. Такие тексты открывают широкие горизонты политики, экономики, религии и других важнейших областей нашей жизни. В них обсуждаются только глобальные тенденции и вопросы, касающиеся всего мира, всей страны, всего города. Журналистика такого рода отличается высочайшим уровнем обобщения, патетикой и масштабностью мышления.
- Практико-аналитическая статья. Такие публикации раскрывают узко-специальную и практически значимую тематику, актуальную именно здесь и сейчас. Снижение надоя на крупном местном предприятии — вот классическая тема для статьи из этой группы.
Стили статьи в журналистике — это текст в формате рассуждения, который изобилует вводными конструкциями, облегчающими восприятие текста. Автор вправе употреблять средства художественной выразительности ради привлечения внимания к проблеме. Он должен цитировать выдержки из документов и интервью для аргументации своей позиции.