Менее 30 дней

Содержание:

Исследование феномена Юлиусом Кулем

Исследования выученной беспомощности Селигмана М. продолжил немецкий ученый Куль Юлиус. Он проводил эксперименты на студентах, им предлагалось решить интеллектуальные задачи, которые не имели решения, но испытуемые об этом и не догадывались. После ряда неудачных попыток справиться с заданием, которые сопровождались негативными комментариями экспериментаторов об интеллектуальных способностях испытуемых, большинство студентов впадали в отчаяние. Как раз в это время им предлагали решить простейшую задачу, с которой большинство из них тоже не справлялось. Это выученная беспомощность и яркий механизм ее формирования.

Куль считал, что если присутствуют одновременно три следующих компонента, то, возникает состояние беспомощности:

  • наличие уверенности в невозможности самостоятельно справиться с задачей;
  • ощущение невозможности самостоятельно контролировать ситуацию;
  • неуверенность в себе и в своих личных качествах.

Куль определил, что выученная беспомощность – это нарушение способности преодоления трудностей, отказ на основе опыта неудач от действий для их разрешения.

То есть выученная беспомощность возникает только тогда, когда человек убежден, что ситуация не зависит от его поведения и его усилий ее изменить, что во всех неудачах виноват только он сам.

Упражнение 2

Исходное положение: то же.

Выпрямляем одну ногу. Выполняем движение стопой, потянув носок на себя в медленном темпе и с большой амплиту­дой, — 10 раз. Возвращаемся в исходное положение, повторяем упражнение дру­гой ногой.

Если у вас во время вынашивания ма­лыша возникло варикозное расширение вен или если оно было еще до беремен­ности, во время выполнения упражнений воспользуйтесь специальными эластич­ными чулками.

Упражнения с 3-го по 5-е направле­ны на тренировку брюшного типа дыха­ния и укрепление мышц живота.

Причины состояния

Психологи к основным причинам возникновения этого феномена относят:

  • Негативный опыт пребывания в ситуации, где решающим является воздействие обстоятельств, возможность управления которыми минимальна. Многократные неудачи снижают самооценку и уверенность в собственных силах.
  • Пребывание в состоянии стресса в результате трагедии с близкими, из-за последствий кризисной ситуации, стихийного бедствия. Анализируя произошедшее, человек убеждает себя в том, что от него в этой жизни ничего не зависит.
  • Жизнь в тоталитарном режиме. В таких условиях люди привыкают к тому, что их жизнью управляют, нужно смириться с этим.
  • Пессимистическое мышление. Оптимист, столкнувшись с неудачей, объясняет ее внешними обстоятельствами и принимает решение попытаться выполнить задание в другой раз. Пессимист уверен, что не справился потому, что не обладает нужными талантами, вернуться к заданию позже у него не возникает желания.

Теория

По результатам исследования смело можно утверждать, что беспомощность может являться приобретенной вследствие получения негативного опыта. Стоит сдаться хоть раз и, вполне вероятно, это скажется на всей последующей жизни.

Теория Селигмана полностью противоречит представлениям о мотивации, которые предложили бихевиористы. Они утверждали, что живое существо всегда будет сопротивляться боли и страданиям, выбирая не столь травматические условия существования.

Мартин же сделал вывод, что выученная беспомощность возникает в случаях, когда приходится систематически испытывать поражение, несмотря на то, какие усилия довелось приложить, чтобы выиграть.

Также при осознании, что желания и принятые решения совершенно не учитываются средой, а попытки проявить себя заканчиваются наказанием и болью.

За это открытие учёный в 1976 году получил премию Американской психологической ассоциации. Примеры проявления данного феномена окружают в повседневной жизни каждого из нас.

Вынужденная беспомощность – это когда соседку периодически избивает муж после того, как выпьет, а она от него не уходит. Ведь он прекрасный отец и вообще, когда трезвый – лучше в мире не бывает.

Это когда друг не увольняется и терпит моментами нелогичные требования руководителя оставаться сверхурочно и трудиться в законные выходные, ведь сроки горят, а проект сдавать надо.

И со стороны нам кажется, что выход очевиден – просто разведись, найди другую работу и живи, наслаждаясь каждым мгновением. Но, увы, вынужденная беспомощность словно болото, лишает постепенно всякой уверенности в благоприятном исходе перемен.

Причины выученной беспомощности

Феномен выученной беспомощности тесно связан с негативным жизненным опытом. Беспомощно ведут себя в работе и в личной жизни те люди, которые однажды оказались в стрессовой ситуации, где от них действительно ничего не зависело.

Например, человек потерял большие деньги из-за экономического кризиса в стране, оказался в зоне стихийного бедствия или теракта. Вспоминая произошедшее, он снова и снова повторяет себе, что в этой жизни мы ничто не можем изменить по своему желанию.  

Ещё одна причина выученной беспомощности – вырабатываемый годами менталитет жителей конкретной страны. При тоталитарном режиме, когда люди многие вопросы в своей жизни не могут решать самостоятельно, совсем не удивительно, что они становятся безразличными и безынициативными.

Но в большинстве случаев состояние беспомощности формируется после череды обычных жизненных неудач. Пожалуй, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемами, которые он не может решить. В таких обстоятельствах человек неизбежно устаёт и в один момент может просто опустить руки.

Здесь от личности требуется настоящая сила воли: взять себя в руки и действовать – значит рано или поздно переломить ситуацию в свою сторону; думать только о плохом и бояться сделать ещё один шаг – значит навсегда застрять в состоянии страха и бездействия.

Кстати, согласно психологическим исследованиям, выученной беспомощностью чаще страдают женщины, чем мужчины. Скорее всего, это связано с особенностями воспитания, ведь девочкам с детства внушают, что они должны быть спокойными и «вести себя прилично», в то время как у мальчиков поощряют активность.

К тому же слабому полу свойственно долго раздумывать над проблемами и негативными моментами жизни. Этот процесс, в психологии называемый руминацией, постепенно делает человека менее деятельными и инициативным.

Допустим, в стране сложилась сложная экономическая ситуация, и в компании сильно снизился уровень продаж. Чтобы не разориться, руководство лишает сотрудников оклада, оставляя им только бонусную часть зарплаты.

Многих сотрудников эта новость повергнет в настоящий шок. Вскоре они просто уволятся, поскольку не видят смысла работать в таких условиях. Другие же вскоре перестанут переживать и решат хотя бы попробовать добиться достойного заработка с помощью своих профессиональных навыков.

И хотя расстройство первой группы сотрудников можно понять, их действия не пойдут на пользу ни им, ни самой фирме. А вот работники второй группы вполне смогут работать эффективно.

Автор теории выученной беспомощности Мартин Селигман провёл ещё один любопытный эксперимент. Он собрал группу студентов, каждый из которых должен был нажимать на кнопку, чтобы выключить громкий звук.

При этом не каждое нажатие приводило к выключению записи: порой нужно было нажать на кнопку десятки раз. Однако некоторые студенты сдавались уже после нескольких попыток, другие же упорно жали на кнопку, пока звук не прекратится.

Такая разница в поведении людей заинтересовала учёных. Они стали задаваться вопросом, почему же для некоторых неудачи столь значительны, что способны привести к длительной депрессии, в то время как другие могут спокойно о них забыть.

Считается, что тот или иной тип поведения выбирается в зависимости от типа мышления и человека и от того, как он сам объясняет себе свои неудачи.

Люди с оптимистическим типом мышления склонны объяснять проблемы внешними обстоятельствами. Поэтому, получив отказ или столкнувшись с грубостью, они без проблем повторят попытку в другой день.

Пессимисты всегда ищут причину в себе. Поэтому, если такому человеку отказывают однажды, он просто делает вывод, что не сможет добиться желаемого. «Я дурак, сам во всём виноват» – эту мысль пессимисты воспринимают как закон, хотя на самом деле это лишь внутренняя установка, от которой надо избавляться.

К сожалению, для многих современных людей самокритика и самобичевание свойственны в большей степени, чем самомотивация. Необходимо понимать, что отказы, конфликты и разнообразные проблемы – часть нашей жизни, от которой никуда не деться. Нужно лишь не дать неприятностям управлять вашим состоянием, оценивая каждое событие адекватно.

В чём причины такого состояния

Выученная беспомощность — приобретённое состояние. С ней не рождаются, она формируется в течение жизни под влиянием определённых факторов.

1. Воспитание, отношение родителей и учителей

Часто выученная беспомощность появляется в детстве. Неосознанно родители или учителя прививают ребёнку это состояние:

  • Нет очевидной связи между действиями и последствиями (ребёнок не понимает, как и на что влияют его действия).
  • Последствий действий на самом деле нет (это относится как к наказаниям, так и к поощрениям).
  • Последствия разных действий одинаковы (за осознанную ложь и случайную порчу вещей наказания одинаковые; за хорошую оценку по сложному предмету и вымытую посуду одно и то же поощрение).

Иногда ребёнок просто не может понять причину: «Почему происходит именно так и могу ли я что-то сделать?» Например, школьник получил плохую оценку и не понимает почему. Он думает, что недостаточно умён для конкретного предмета, а может, банально не нравится учителю. Если ребёнок видит причину в том, на что повлиять не может, то перестаёт стараться. Когда учитель даёт ему понять, что тот способен выучить предмет и получить хорошую оценку, он не будет чувствовать себя беспомощным.

Эти причины могут развить выученную беспомощность не только у детей, но и у взрослых — в работе, личной или повседневной жизни.

2. Череда неудач

Когда активные действия не приводят к результату ни один, ни два, а куда больше раз, у человека опускаются руки. Он постоянно что-то делает, но выхлопа от этого нет.

3. Шаблонное мышление

Мужчина — добытчик, а женщина сидит дома и воспитывает детей. Навязанные обществом и зачастую утратившие свой первоначальный смысл стереотипы мешают человеку дойти до цели, ведь «так не принято, зачем я буду идти против правил».

4. Менталитет

В стране, где граждане ограничены в действиях и не могут защитить свои права, феномен выученной беспомощности — обычное дело. Люди думают, например: «Я не буду подавать заявление в суд, потому что всё равно проиграю».

Это состояние беспомощности переходит на другие сферы жизни, человек перестаёт верить в свои силы и живёт по принципу «бездействие — это норма».

Полезные советы по преодолению заученной беспомощности

1. Не упускайте шансы

В большинстве случаев лучше попробовать, чем не пытаться вовсе. Если вы не будете пробовать и продолжите ждать более удобного случая или более надежного варианта, вы рискуете так и не изменить то, что вас не устраивает

Конечно, важно продумывать риски и потенциальные негативные последствия, но поставьте себе в приоритет принцип «Использовать все имеющиеся возможности»

2. Не сдавайтесь после первой неудачи

Примите для себя и еще один принцип: «Неудача – повод попробовать еще раз»

Важно не сворачивать с пути после первого же препятствия или поражения. Продолжайте двигаться к своей цели, даже если пока что-то идет не по вашему плану

Помните о пресуппозиции НЛП: «Нет неудач, есть обратная связь». Таким образом, если у вас что-то не получается, это не повод расстраиваться и перестать действовать, это лишь повод пересмотреть текущие действия.

Не бойтесь поражений – в той или иной ситуации проигрывают все, но это не значит, что надо сдаваться.

3. Не зацикливайтесь на том, насколько малы шансы

При приобретенной беспомощности человек часто не пользуется имеющимися шансами и возможностями, потому что ему кажется, что успешный исход слишком маловероятен. Вероятно, в некоторых (но только в некоторых!) случаях так и есть, однако вместо того, чтобы прикидывать мизерность шансов на успех, подумайте о другом. Насколько велика вероятность что-то изменить, если вы ничего не сделаете? Что плохого случится, если вы попробуете и у вас не получится? Что вы потеряете, если попытаетесь? А что будет, если ваша попытка все же приведет к желаемому результату?

В абсолютном большинстве ситуаций, когда вы отказываетесь действовать, вы теряете шанс на желаемые изменения. Вспоминайте это, если к вам в очередной раз придет мысль из разряда «Это бессмысленно, потому что у меня ничего не получится».

4. Не обесценивайте свои прошлые успехи, даже небольшие

Вспомните ситуации, когда вы добились желаемого. Если смогли раньше, сможете и сейчас.

Вам кажется, что тогда вам помог чистый случай и вообще такие шансы бывают раз в жизни? На самом деле очень многим помогает удачное стечение обстоятельств (хотя далеко не все осознают это в полной мере)

Но важно даже не это, а осознание того, что никакая удача не поможет, если не искать и не использовать имеющиеся возможности

5. Развивайте оптимистичный взгляд на жизнь

Почитайте наши советы в статьях «Позитивная психология» и «Пресуппозиции НЛП: почему они полезны даже тем, кто не любит НЛП».

Оптимист расценивает неудачу как возможность снова попробовать свои силы в чем-то, а не воспринимает ее на свой счет

6. Избавляйтесь от чувства вины

Привычка винить себя во всем произошедшем отнимает много энергии и демотивирует. Кроме того, зачастую она не соответствует действительности, так как многие вещи в жизни происходят из-за обстоятельств, не зависящих от нас (это касается как хорошего, о чем мы говорили выше, так и плохого). Сфокусируйтесь не на прошлом, которое изменить нельзя, а на будущем, на которое повлиять можно и нужно.

Для многих также важна работа над повышением самооценки. Адекватная самооценка поможет намного эффективнее использовать имеющиеся возможности и шансы.

7. Выходите из зоны комфорта

Выходить из зоны комфорта сложно практически всем. При приобретенной беспомощности покидать привычный кокон, который дарит ощущение стабильности и безопасности (не всегда, впрочем, оправданное), еще сложнее. Посмотрите наши советы, как научиться покидать зону комфорта.

8. Не позволяйте прошлым проблемам рушить ваше будущее

ваш предыдущий опыт и тем более опыт ваших родителей необязательно повторится сейчас

Задайте себе вопросы: в чем разница между ситуацией, которая меня травмировала, и текущим положением дел? Почему я решил, что в настоящем все пойдет по тому же сценарию? Что я потеряю, если не изменю свое поведение прямо сейчас? Не забывайте, что вы живете в настоящем, а не в прошлом.

Что такое выученная беспомощность

Выученная беспомощность – пассивность человека, нежелание менять жизнь к лучшему, основанное на негативном опыте прошлого. Человек настолько привык к плохому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Предыдущий опыт подсказывает, что результат снова будет плачевным, а потому не стоит и пытаться.

Синдром выученной беспомощности был открыт в 1966 году Мартином Селингманом. Правда, открытие произошло случайно. Ученый хотел исследовать условные рефлексы, повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал удары током, а вместо света – звуковой сигнал. Психолог хотел сформировать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Согласно гипотезе, при перемещении в свободный вольер собаки сбежали бы, едва услышав сигнал. Но эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый предположил, что подобное поведение характерно и для людей. Индивиды, подвергшиеся неудачам в чем-то одном, прекращают борьбу во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Куль провел эксперимент на студентах. Он дал им задание без ответа, но не сказал об этом. Студенты не могли решить задачу, их самооценка падала, а тревожность росла, здоровое состояние сменялось на отчаяние. В завершении эксперимента Куль предложил простую задачу с ответом, однако никто из студентов не смог ее решить.

Повторяющийся стресс, жизненные трудности и неудачи, негативные условия, на которые человек не может повлиять, заставляют его прекращать борьбу даже в других условиях. У личности формируется стойкое убеждение в собственной неполноценности, неспособности справиться с проблемами.

Синдром выученной беспомощности – это убежденность человека в собственном бессилии, несостоятельности, неспособности сделать что-либо. При этом индивид может обладать всеми необходимыми ресурсами, но он не видит этого в себе, не верит в себя, не может раскрыть потенциал и достичь желаемой цели.

Как перерасти «слезы тщетности»

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».

У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».

Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)

О жизни

Давайте для начала рассмотрим несколько жизненных ситуаций. Первая – о женщине, прожившей 15 лет в браке, которая уже давно мечтает уйти от мужа-тирана.

Отношения в их семье далеки от понятия близости, окутаны грубостью и цинизмом с его стороны, пассивностью и жертвенностью – с ее. Муж часто избивает жену, когда, как он утверждает, «у него срывает крышу», а она «попадается под руку»!

Она мечтает о разводе. Но, вот уже 15 лет не уходит, а только тихо плачет по ночам, уткнувшись в подушку…

Вторая, о девушке, которая работает в одной очень известной фирме. Работа престижная, высокооплачиваемая. Но, она просто ненавидит ее! Когда заходит в кабинет к шефу, то уже готова к порции брани и оскорблений в свой адрес, которые уж никак не зависят от качества выполненной ею работы.

Она может сделать все безупречно, вот только начальник сегодня не в настроении, а значит – грушей для битья снова станет она.

Девушка работает в фирме уже больше года, столько же рыдает в туалете после каждого визита к начальнику-самодуру.

И последняя – о мужчине 40 лет, который после сокращения на работе из-за кризиса в компании, получил десяток отказов на собеседованиях, без объяснений или же с объяснением в одно предложение: «Вы нам не подходите!».

У него семья, маленький ребенок, сломанные амбиции и возрастающее желание выпить, чтобы снять стресс после очередного «провала».

Что же общего между этими случаями, кроме того, что, на первый взгляд, все три героя кажутся очень несчастными?

Ответ кроется в основе того, как они воспринимают реальность и что в связи с этим чувствуют.

Психологи во главе с Мартином Селигманом, в подобных случаях говорят о выученной беспомощности, за открытие которой ученый получил награду Американской психологической ассоциации.Выученная беспомощность – это пребывание человека или животного в таком состояние, которое характеризуется дискомфортом от влияния на него сложившейся ситуации и отсутствием каких бы то не было попыток ее изменить, хотя такая возможность может присутствовать. Но, тем не менее, и человек, и животное остаются пассивными, бездейственными, нежелающими менять среду или же воздействовать на нее в ответ.

Такое состояние возникает, когда любые попытки противостоять повторяющемуся негативному опыту систематически заканчиваются поражением, ощущением отсутствия личного контроля над происходящим, в ситуациях постоянного хаоса и неопределенности.

Человек теряет чувство контроля, перестает верить в собственные силы и способность что-то изменить. Вследствие чего могут развиваться подавленность, депрессия, более раннее наступление смерти.

Факторы формирования выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности обычно появляется к 8 годам и выражает то, насколько человек верит в эффективность своих усилий. Формирование синдрома выученной беспомощности в детстве во многом зависит от стиля воспитания.

Факторы, которые влияют на формирование синдрома выученной беспомощности:

  • Желание родителей делать почти все за ребенка, что приводит к отсутствию самостоятельности. Такое поведение родителей может быть связано с несколькими причинами:
    • Нетерпимость (быстрее сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок),
    • Перфекционизм (убеждение родителя в том, что только он сам может сделать все идеально и так, как надо, а неуклюжие попытки ребенка им обесцениваются и критикуются)
    • Неосознанное желание родителя подчеркнуть свою значимость и незаменимость, что может быть обусловлено или какими-то детскими переживаниями родителя, или, например, страхом одиночества и неосознанными попытками удержать ребенка при себе, чтобы он зависел от родителя и не смог окончательно уйти в свою жизнь в будущем.

    Постепенно у ребенка пропадает желание лишний раз что-то делать.

  • Опыт переживания ребенком негативных событий, когда он не может контролировать то, что происходит в его жизни. Это могут быть сильные или систематически наносимые обиды значимыми взрослыми (родителями, родственниками, учителями, воспитателями и т.д.), смерть родного человека или домашнего питомца, серьезная болезнь, развод родителей или постоянные конфликты.

При синдроме выученной беспомощности человек может по-разному объяснять для себя, почему у него не получилось добиться желаемого: потому что так сложились обстоятельства, которые он не мог контролировать, или потому что он приложил недостаточно усилий (перфекционизм). Для успешной коррекции синдрома психолог будет учитывать ответы и установки клиента.

Упражнение 11

Исходное положение: лежа на боку, колени согнуты. Верхняя рука лежит вдоль тела, нижняя согнута в плечевом суставе под углом 90 градусов (ладонь вниз), обеспечивая упор на плоскости.

На выдохе втягиваем живот и припод­нимаем таз от кровати. На вдохе возвращаемся в исходное положение. Повторя­ем 8—10 раз на каждой стороне.

Можно ли справиться самостоятельно?

В случае тяжелой психотравмирующей ситуации выбраться из замкнутого круга будет довольно затруднительно. Лучше все же прибегнуть к помощи психолога или психотерапевта.

Если же вы чувствуете в себе душевные силы и стремление изменить сложившиеся обстоятельства самостоятельно, попробуйте сделать следующее.

Сконцентрируйтесь на своих ощущениях и желаниях

Прислушайтесь к тому, чего вам хочется на самом деле, начиная с самых элементарных вещей: сходить в парк на прогулку, почитать книгу, сменить обстановку в квартире (поменяйте шторы, переклейте надоевшие обои и т.д.)

Одним словом, делайте все то, что вы сами контролируете, что зависит только от вас.

Скорректируйте привычный взгляд на себя

У вас, как и у любого человека есть события, из которых вы выходили победителем, вспомните, проанализируйте собственный стиль поведения в них, создавайте ситуации успеха в настоящем времени, пополняя копилку позитивных воспоминаний.

Хорошим решением будет ведение дневника целей и достижений. Это позволит почувствовать, что только вы являетесь хозяином своей жизни, и только от вас зависит, каким будет ваше будущее.

Постарайтесь вспомнить какую-либо из ситуаций, которая могла привести к ощущению беспомощности, вспомните свои реакции и действия в тот момент.

Чтобы было наглядно, лучше это записать. Зафиксируйте чувства, которые вы испытывали. Попробуйте с учетом уже имеющегося опыта найти факторы, позволяющие снизить негативность этой ситуации.

Сформулируйте убеждения, которые исключат вину

Проанализируйте, каким мог бы быть альтернативный метод реагирования? Какие чувства у вас при этом возникают? Сосредоточьтесь на них.

Рассматривайте с этих позиций каждую из стрессовых ситуаций. Позитивным результатом будет, если изменятся ваши привычные модели поведения и ответные реакции.

Выполните простое упражнение

Рекомендуется выполнять поэтапно по мере прочтения: закройте глаза и вспомните любые три важных события, которые происходили в последнее время в вашей жизни, сосредоточьтесь на них и оцените позитивные они или негативные.

Если негативно-окрашенных событий окажется больше, то, соответственно, и мировосприятие у вас негативное, все жизненные ситуации вы пропускаете сквозь эти отрицательные фильтры.

Если чувство беспомощности остается или усиливается, необходима помощь специалиста, чтобы улучшить качество жизни.

Синдром

Если речь идет о патологии, то синдром феминизации можно выявить на ранних стадиях. Тогда при правильном подходе к лечению заболевание не будет прогрессировать.

Тестикулярная феминизация является наследственной болезнью, когда имеет место ложный гермафродитизм: генотип мужской, а фенотип женский.

Тестикулярная феминизация наблюдается и у женского пола, когда наблюдаются мужские характеристики телосложения и другие патологии.

Немного истории

Идея создать семена, из которых вырастали бы только женские растения, зародилась в конце 70-х — начале 80-х. Мэл Франк и Эд Розенталь в своей книге “Marijuana Grower’s Guide” (1978) обосновали такую возможность теоретически, но на практике добиться сколь-нибудь значимых результатов в то время никому не удалось.

Первый результативный эксперимент провели в Голландии в 1999 году. Генетики сидбанка Dutch Passion вырастили 15 сортов конопли из феминизированных по собственному методу семян конопли с целью сравнения их с аналогичными растениями, полученными из регулярных семян конопли. В 9 случаях из 15 фемки дали 100% женских растений, оставшиеся 6 – 80‑90%. По вкусовым качествам, содержанию ТГК и простоте выращивания конопля ни в чем не уступала обычной. Успех этого эксперимента стал началом эры феминизированных семян.

Как бороться с выученной беспомощностью

Для того чтобы победить однажды усвоенную покорность внешним обстоятельствам, рекомендуется обратиться к психологу. Специалисты для коррекции этого состояния и формирования конструктивных моделей реагирования используют возможности психологической терапии и тренинга. Работа будет включать формирование адекватной самооценки, позитивного мышления через выполнение упражнений на выработку эффективных копинг-стратегий, развитие стрессоустойчивости.

Возникновению выученной беспомощности препятствуют:

  • Наличие установки преодолеть трудности на пути к достижению целей, упорство как свойство личности.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи. Учет внешних обстоятельств помогает подготовиться к возможным трудностям и успешно справиться с ситуацией.
  • Оптимистичность как черта личности. Она позволяет человеку сохранять уважение к себе, способствует активным действиям.

Психологи выделили 4 механизма, позволяющие преодолеть усвоенную беспомощность.

Установить связи между действиями и последствиями

В любой ситуации и при любых действиях нужно стараться предвидеть последствия. Также нужно всегда сравнивать цель с конечным результатом. Привычка устанавливать связи между действиями и их последствиями помогает достичь именно той цели, которая ставилась изначально. Кроме того, умение видеть причины, которые обусловили тот или иной результат, поможет оперативно предпринять те или иные действия в случае, если результат не устраивает, вместо того, чтобы отказаться от активности.

Принятие неудач

В случае неудачи важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Право на ошибку есть у каждого

Любая активность приветствуется. Если что-то не получилось с первого раза, ничего страшного. Зато получен бесценный опыт.

Переход к оптимизму

Оптимистический настрой и умение радоваться мелочам – главные враги беспомощности и апатии. Для того чтобы прийти к оптимизму, нужно учить себя давать грамотные объяснения событиям и явлениям, соотносить неудачи с имеющимися условиями. Это кардинально изменит систему мировосприятия.


Оптимистичность

Использование метода ABCDE

М. Селигманом и А. Эллисом была разработана уникальная методика для преодоления пессимизма. Те, кто опробовал ее на себе, научились адекватно реагировать на стрессовые ситуации.

Авторы методики предлагают описывать неприятные жизненные ситуации по следующей схеме:

  • A – описать ситуацию без использования эмоциональных выражений, только констатируя факты. Например, «Я опоздал на встречу с коллегой».
  • B – формулирование мыслей, которые возникают по поводу этой ситуации. Например, «Я воспользовался общественным транспортом, но в час пик на дорогах пробки. Водитель ехал очень медленно».
  • C – описание своего эмоционального состояния в этой ситуации. Например, «Я был раздосадован, ведь подписать деловой контракт не получилось. В офис я прибыл с чувством вины».
  • D – когнитивный самоанализ ситуации. Например, «О времени встречи знал заранее, но не подумал о пробках. Водитель делал все правильно: если бы он начал обгонять машины по встречной полосе, мы могли бы попасть в аварию. Впредь мне нужно планировать другие маршруты».
  • E – описание своего эмоционального состояния после анализа и переосмысления ситуации. Например, «Досада и обида ушли. Я извлек опыт из этой ситуации и понял свою ошибку».

Такой разбор каждой неудачи – первый шаг к позитивному мышлению. Тот, кто мыслит позитивно, гарантированно защищает себя от выученной беспомощности.

Итак, феномен выученной беспомощности связан с пессимизмом, низкой самооценкой и неуверенностью в себе. Он появляется в результате того, что человек часто сталкивался с безвыходными ситуациями. Однако следует помнить, что стиль мышления можно изменить. Использование специальных психологических методик позволяет повысить самооценку и стрессоустойчивость, настроиться на позитивный лад. Следование рекомендациям психологов помогает избавиться от заученной беспомощной модели реагирования.


Позитивное мышление

Связь между беспомощностью и расстройствами личности

Если находитесь в отношениях с человеком, который страдает от расстройства личности, есть вероятность, что вы подверглись повторным разочарованиям, которые появляются случайно. Действия и отношения человека с расстройством личности часто не имеют логического смысла для других. Близким, часто приходится искать ответы с небольшим успехом.

Некоторые ищут причины и корреляции, чтобы объяснить поведение человека, нарушающего настроение. Иногда корреляции идентифицируются, но часто эти открытия терпят крах, так как поведение больного не может легко контролироваться.

В большинстве случаев партнер испытывает дальнейшие разочарования и со временем начинает чувствовать, что ситуация безвыходна.

Реальность такова, что человек с расстройством личности является тем, кто контролирует свое поведение. Хотя такие люди обычно не имеют прямого контроля над тем, как себя чувствуют, у них есть контроль над тем, как они себя ведут.

Причины

Как показывает эксперимент Куля, синдром может сформироваться в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Подобный эффект может оказать:

  • продолжительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и неудачи при приеме на работу, отказы без объяснения причины;
  • начальник или муж, который непостоянен в реакциях и руководствуется своим настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковать человеку руки, но стресс воспринимается субъективно, а потому нельзя выделить общие факторы возникновения синдрома.

Общая для всех людей предпосылка возникновения синдрома – отсутствие выбора

Каждому человеку важно чувствовать контроль над ситуацией, жизнью, собой. Для этого и нужен выбор

Он дарит уверенность в себе, выступает профилактикой развития беспомощности.

Если же синдром выученной беспомощности сформировался в детстве, является частью мышления жертвы, то причины следующие:

  1. Авторитарный или гиперопекающий стиль семейного воспитания, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка.
  2. Пример родителей. Выученная беспомощность передается «по наследству». Если родители боятся жизненных перемен, плывут по течению, привыкли страдать и терпеть, вероятно, и ребенок усвоит этот сценарий.
  3. Критика, порицание, наказания, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
  4. Утешительная похвала, ложь во благо. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат при утешении тот же: установка «я бестолковый». Конструктивная критика и помощь в работе над ошибками полезнее жалости.
  5. Сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Завышенные требования и ожидания родителей, вымышленный образ идеального ребенка.
  6. Воспитание, основанное на гендерных стереотипах. Девочки вырастают убежденными в своей слабости, а мальчики не умеют обслуживать себя в быту. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
  7. Хаос, противоречивые воспитательные позиции родителей, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность требований родителей.

При таком воспитании ребенок уже в 8 лет будет убежден в собственной никчемности, беспомощности. Эта установка сохранится на всю жизнь. Избавиться от нее поможет только психотерапевт.

РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector