Юношеский возраст

Профориентация в период юности

Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.

Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.

С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:

  • фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок представляет себе желаемое будущее, не анализируя при этом имеющиеся цели и средства;
  • первичный выбор (12-15 лет) – ребенок имеет недифференцированные представления о различных профессиях и делает свой выбор вне зависимости от собственных склонностей;
  • пробный выбор (16-19 лет) – определение желаемой профессии происходит на основании реальных условий, однако, как правило, юноши и девушки в этом возрасте еще не уверены в собственных силах и могут быстро менять приоритеты; постепенно из множества вариантов выделяются наиболее приемлемые;
  • реалистичный выбор (после 19 лет) – анализ собственных способностей и возможностей для приобретения профессиональных навыков, поиск возможности проконсультироваться с авторитетными лицами.

Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:

  • осознание ценности выбранной сферы деятельности для общества;
  • анализ актуальности профессии в разрезе текущей социальной и экономической ситуации в стране;
  • поиск возможностей для приобретения необходимых профессиональных навыков и практической подготовки;
  • определение профессиональных стремлений, перспектив карьерного роста;
  • выбор других жизненных целей (личностных, семейных и др.) и их согласование с профессиональными;
  • осознание внутренних и внешних препятствий, которые затруднят путь к выбранной цели.

Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада. На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением. Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые. Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений. Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.

Возраст у растений [ править | править код ]

Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения .

У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «юношеский возраст» в других словарях:

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. возрастная психология) – примерно от 16 лет до 21 года. Чаще всего, по утверждению педагогов, этот возраст совпадает с периодом обучения в старших классах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Юношеский Возраст — стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17 21 год, у девушек 16 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В… … Психологический словарь

Юношеский возраст — период жизни и развития человека от 15 до 23 лет. Хронологические границы юношеского возраста определяются по разному. Наиболее часто выделяют раннюю юность, т. е. старший подростковый возраст(от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний Ю. в.), с 18 до 21 года (поздний Ю. в.), непосредственно предшествующий периоду взрослости. В период Ю. в. наступает окончательное формирование организма, завершается развитие… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ — период жизни и развития человека от 15 лет до 21 года; как правило, в этом возрасте, полностью заканчивается половое созревание, наступает физиологическая зрелость, что проявляется в гармоническом соответствии сердечно сосудистой сис темы,… … Психомоторика: cловарь-справочник

Общение: онтогенез – юношеский возраст — Юношеский возраст, или ранняя юность период 16 19 лет характеризуется более глубоким содержательным О. по сравнению с подростковым возрастом (11 15 лет). Для этого возраста свойственны такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ЮНОШЕСКИЙ — ЮНОШЕСКИЙ, юношеская, юношеское. прил. к юноша; свойственный юноше, юности. Юношеский возраст. Юношеские мечты. Юношеский пыл. Юношеский задор. Юношеское рабочее движение. «Весь облик… дяди сохранил юношескую стройность.» А.Тургенев. «Юношеских… … Толковый словарь Ушакова

Возраст — I Возраст Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью… … Медицинская энциклопедия

юношеский — прил., употр. нечасто Морфология: нар. юношески, по юношески 1. Юношеский возраст, период, юношеские годы годы ранней молодости (от отрочества до зрелости). 2. Юношеским называют всё то, что свойственно молодым людям, юношам. Юношеское нетерпение … Толковый словарь Дмитриева

возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

Отрочество и юность — сложные и важные этапы становления личности. Подростковый период длится с 12-14 до 16-17 лет. Границы находятся в пределах от 16-17 до 21-25 лет. В это время у юношей и девушек происходят серьезные физиологические, психосексуальные и интеллектуальные изменения. В юности формируется мировоззрение, определяются духовные ценности. Молодые люди осознают свое место во взрослой жизни и выбирают направление профессионального развития. Подростковая неуверенность и сомнения постепенно сменяются зрелостью, осознанностью данного периода.

Личностное развитие в юношеском возрасте

По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

  • сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
  • развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
  • сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.

Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.

Опасная альтернатива

Организм девочки-подростка до 18 лет не готов к вынашиванию плода. Этот период считается ранним для беременности и родоразрешения. Поэтому большинство юных представительниц слабого пола, узнав о зачатии, принимает решение избавиться от ребенка. Проблема абортов в подростковом возрасте сегодня является актуальной, ведь данную процедуру проводят лицам, не достигшим совершеннолетия. В частных клиниках прерывание беременности можно сделать и без согласия родителей. Однако такое мероприятие обойдется девушке довольно дорого. В государственных медицинских учреждениях осуществляются бесплатные аборты. Но для этого необходимо письменное согласие взрослых.

Иногда страх перед негативной реакцией родителей заставляет девушку идти на крайнюю меру и прибегать к помощи непрофессионалов или народным средствам, провоцирующим выкидыш. В данном случае пациентка рискует не только здоровьем, но и жизнью. Подпольные аборты часто заканчиваются печально: кровотечением, повреждением матки, тяжелой инфекцией или смертью. Согласно официальной статистике, сегодня в Российской Федерации шестьдесят процентов беременностей заканчивается прерыванием. И эта информация получена только от зарегистрированных медицинских учреждений. Подпольные клиники в данном случае не учитываются. Со скольки лет можно делать аборт? Доктора проводят процедуру пациенткам любой возрастной категории. Следует помнить, что существуют показания к такому мероприятию. Однако есть такие ситуации, когда врач отказывается делать аборт подростку. Данные аспекты рассматриваются в следующих разделах.

Почему переходный возраст так называется? Как понять, что ребенок вступил в новый этап своей жизни?

Переходный возраст так называется, потому что ребенок трансформируется во взрослого человека: он в буквальном смысле переходит в новую жизнь, но делает это очень неуверенно, неуклюже и иногда довольно резко.

Чтобы понять, начался этот жизненный этап у вашего чада или нет, внимательно наблюдайте за его поведением.

Поведение подростка может стать полностью противоположным тому, к чему вы привыкли, но это не значит, что случилось что-то ужасное. Даже если общительный кроха стал задумчивым, подвижный и активный — замедлился, а тихоня, наоборот, активно привлекает к себе внимания, это нормально. Нет общего свода «симптомов», которые можно отследить, но, если вы будете поддерживать здоровый диалог с ребенком, станет понятно, чего именно он хочет и ждет от вас.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Критерии (лет) Название
0–1 младенец
2–4 детство раннее
4–6 дошкольники
7–10 младшие школьники
11–16 подросток
17–18 юноша / девушка
19–35 молодость
36–45 зрелость
46–60 старшее поколение
61–75 пожилые люди
более 76 старость

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Возрастные периоды развития человека

Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека:

  • младенчество;
  • детство;
  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • средний школьный;
  • старший школьный;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.

Разделение по годам

До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.

Важно! В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте. С года до трех лет идет раннее детство

В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит

С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит.

В этот период ребенок активно познает мир

Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.

Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.

Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.

Подростковый возраст длится с 10 до 14 лет

В это время для ребенка важно социальное взаимодействие. Происходит половое созревание, которое приносит физиологические изменения

У детей могут резко меняться настроение и отношение к жизни.

Ранняя юность длится с 14 до 18 лет. В этот период дети ищут свое место в жизни, пробуют работу и пытаются стать самостоятельными. У них складываются мировоззрение, идеалы, ценности.

Юность приходится на период с 17 до 20 лет. Происходит окончательное самоопределение. Мальчики служат в армии, после чего идут работать или учиться. С 20 до 30 лет идет лучший расцвет жизни у человека. Он оценивает свои возможности и пытается чего-то достигнуть.

Зрелость длится с 30 до 70 лет. В это время у людей появляется опыт жизни. Они начинают не только ценить образование, но и определенные бытовые знания и представления о мире. После 70 лет наступает поздняя зрелость. Человек подводит итог своей жизни и стремится передать свои знания молодым.

Граница возрастных разделений очень условна. Некоторые дети развиваются быстрее, другие – медленнее. Поэтому у конкретной личности могут наблюдаться отклонения. Сложнее всего с определением психологической зрелости. Кто-то и в 25 лет будет зависимым и инфантильным.

Уверенное преодоление «критических точек»

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Психологические проблемы

Переживая переходный возраст, ребенок становится подростком, но не взрослым. Он прекрасно осознает, что его тело и организм меняются, из-за чего у него возникают противоречивые эмоции. Подростковый период указывает на то, что он больше не ребенок, и это нормально, но это порождает страх перед изменениями в организме, особенно часто дети испытывают стеснение, если переходный возраст у них наступил раньше, чем у их друзей.

Перемены в теле подросток пытается спрятать под одеждой, которая находится в тренде у молодежи, он выбирает такие вещи, которые будут отвлекать все внимание на себя. Свое поведение подросток подстраивает под то, как ведут себя его старшие товарищи, таким образом, идентифицируя себя с ними

В этот период ему нужно все самое лучшее, как у всей модной молодежи.

В то же время подросток изо всех сил старается самоутвердиться, показывая, что он ничуть не хуже других, а в некоторых талантах превосходит сверстников. Зачастую подросток начинает соперничать не только с друзьями, но и с родителями. Проигрыш его не устраивает, а неудачи, которые случаются не так часто, будут причинять сильную боль, что станет причиной глубокой депрессии, нежелания общаться или раздражительности и беспричинной агрессии.

Внешние изменения приносят в жизнь подростка немало переживаний: его волнует все, от неравномерно растущей щетины на лице вплоть до лишнего, по собственному мнению, веса. Те части тела, которые не подверглись изменениям, подросток все равно начинает критиковать. Уши или нос кажутся ему нелепыми, слишком большими или маленькими. Часто многие переживания мальчиков основаны на том, что они по-прежнему худые, но тело сильно вытянулось вверх.

Сексуальная привлекательность тела волнует подростков не меньше остального

Все внимание в этот период они обращают на то, насколько красива их кожа, соответствуют ли параметрам идеала половые органы. Эти проблемы воспринимаются особенно остро в связи с тем, что начинает расти интерес к противоположному полу, подросток старается всячески понравиться своей первой влюбленности

Все это становится причиной конфликтов с семьей или сверстниками, неврозом. У девочек в этот период часто развивается анорексия из-за диет. Нередко недовольство собственной внешностью становилось причиной самоубийства.

Молчание не всегда является признаком того, что подростку нет дела до того, как он выглядит, поэтому родителям рекомендуется поддерживать своего ребенка и не позволить ему жить с комплексами.

Начинаются проблемы с родителями, которые все еще воспринимают подростка как ребенка и не позволяют ему принимать серьезных решений. Многие дети в этот период желают самостоятельности и признания. Например, подростки начинают подражать взрослым, часто вступают в споры, чтобы отстоять свои интересы, назло поступают так, как делать не велят. Но несмотря на это, они все еще не готовы нести ответственность за то, что сделали, и не всегда осознают, что у всего бывают последствия: многие необдуманные поступки доводят до больших проблем.

Тяжелее всего переходный возраст проходит у девочек. Они рано начинают воспринимать себя, как взрослых, у них появляется стремление доказать всем свою самостоятельность, несмотря на отсутствие возможностей. Из-за этого девушки вынуждены просить помощи у родителей, что наносит ущерб их гордости. Это самая распространенная причина внутреннего конфликта у девочек во время взросления.

Как и девушки, юноши испытывают потребность в том, чтобы доказать всем, что они уже взрослые. Связано это с ощущением увеличения физической силы и началом половой активности. Необходимость самоутверждения делает невозможным сохранять спокойствие и принимать взвешенные решения. В этот период характер подростка становится трудно-контролируемым.

Низкая самооценка и чувство, что никому нет дела до его проблем, доводят подростка до глубокой депрессии. Статистика показывает, что каждый десятый подросток, переживая переходный возраст, думает о суициде. Психологические проблемы приносят страдания как юношам, так и девушкам. Чувства ущербности, одиночества опасны для подростка. Согласно данным, полученным в ходе исследования среди подростков, каждый четвертый из ста переживал серьезную депрессию. Если не принимать меры, то состояние подростка ухудшается: меняется его мышление и поведение, повышается риск того, что он причинит себе вред.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Психология юношеского возраста и юношеское «Я»

Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:

  • сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);
  • развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);
  • сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).

«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:

  • заниженная самооценка;
  • слабая вера в свои силы;
  • опущенная планка стремлений.

Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.

Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.

Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений. При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными. Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector