Сравнительный анализ педагогических концепций
Содержание:
- Средства и методы умственного воспитания
- Какой же выход из ситуации?
- Мультимедийное обучение
- Педоцентристская дидактика
- 41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
- Критерии формирования
- 43. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- Структура концепции в педагогике
- 45. РАЗВИТОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ
- Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
- Справочная информация
- Бизнес и финансы
- Образовательная антропология
Средства и методы умственного воспитания
Средства умственного воспитания представляют комплекс объектов, видов деятельности, способствующих решению поставленных задач. Они включают:
- Познавательную деятельность, состоящую из нескольких компонентов. Ориентировочный проявляется в способности воспринять и поставить задачу, сделать негативный или положительный прогноз. Исполнительский проявляется в адекватном последовательном применении разных методик и мыслительных процессов. Контрольно-оценочный выражается в проверке полученных результатов, соизмеримости интеллектуальных и физических усилий полученному достижению.
- Природные и рукотворные объекты.
- Получение информации от взрослых и сверстников.
- Система обучения, с помощью которой ребенок реализует познавательные потребности.
В развитии интеллекта огромное значение имеют следующие методы:
- Наблюдение — формирование целенаправленного адекватного восприятия объектов, процессов, явлений.
- Моделирование — процесс создания и применения моделей (схематичного изображения предметов).
- Элементарный опыт — исследование объекта или явления в специализированных условиях.
- Эксперимент — преобразование объекта, явления, изменение его свойств с целью решения поставленной задачи.
- Беседа — общение ребенка и преподавателя с целью корректировки и уточнения полученных знаний.
- Речевая логическая задача — воспитатель предлагает решить задачку с помощью полученных в познавательной деятельности знаний.
- Упражнение — неоднократное повторение мыслительных процессов и действий.
- Рассматривание картин, фото, иллюстраций помогает в познании окружающего мира, прививает эстетический вкус.
- Чтение и пересказ — результат находится в зависимости от того, насколько грамотно подобран материал для чтения.
- Другие методы: принятия нестандартных решений, «ошибка учителя», решение изобретательских задач и т. д.
Какой же выход из ситуации?
Простой и одновременно сложный – постоянно учиться. Это не блажь, не факультативное занятие, это насущная необходимость
Совсем неважно, какой путь вы выбрали, пошли в офис или в автомастерскую, непрерывное образование необходимо, чтобы быть востребованным специалистом
Современные технологии предлагают огромные возможности для образования. Вы можете обложиться книгами и статьями и сами постигать все премудрости интересных вам профессий или, например, посещать онлайн-курсы и включиться в систему непрерывного образования.
Вот мы и подошли к самому главному. Что же такое непрерывное образование и чем оно отличается от других видов? Посмотрим, как учились люди раньше и почему это не всегда работает теперь.
Мультимедийное обучение
Мультимедийный класс в Islington College в Великобритании.
Мультимедийное обучение относится к использованию визуальных и слуховых учебных материалов, которые могут включать видео, компьютерные и другие информационные технологии . Теория мультимедийного обучения фокусируется на принципах, определяющих эффективное использование мультимедиа в обучении, с упором на использование как визуальных, так и слуховых каналов для обработки информации.
Слуховой канал обрабатывает информацию, которую слышат, а визуальный канал обрабатывает информацию, которая видна. Визуальный канал содержит меньше информации, чем слуховой канал. Если и визуальный, и слуховой каналы представлены информацией, сохраняется больше знаний. Однако, если доставляется слишком много информации, она неадекватно обрабатывается, и долговременная память не приобретается. Мультимедийное обучение направлено на то, чтобы дать инструкторам возможность стимулировать как зрительные, так и слуховые каналы учащегося, что приводит к лучшему прогрессу.
Использование онлайн-игр для обучения
Многие преподаватели и исследователи считают, что информационные технологии могут привнести инновации в традиционные учебные инструкции. Учителя и технологи ищут новые и инновационные способы эффективного проектирования среды обучения, ориентированной на учащихся, пытаясь более вовлечь учащихся в процесс обучения. Утверждается, что онлайн-игры могут учить, обучать и обучать, и что они являются эффективным средством обучения навыкам и установкам, которые не так легко усвоить путем механического запоминания.
Было проведено множество исследований для определения эффективности обучения в игровом обучении. Характеристики учащихся и результаты когнитивного обучения были определены как ключевые факторы в исследованиях по внедрению игр в образовательных учреждениях. В процессе изучения языка с помощью онлайн-игры существует тесная взаимосвязь между предварительным знанием этого языка учащимся и результатами его когнитивного обучения. Для людей с предварительным знанием языка эффективность обучения играм намного выше, чем для людей, не владеющих языком или не владеющих им.
Педоцентристская дидактика
Педоцентристская концепция в центр внимание ставит учение, то есть деятельность ребенка. Этот подход основывается на педагогической системе Д
Дьюи, трудовой школе, представленной Г. Кершенштейнером, на других педагогических реформах начала прошлого столетия.
У этой концепции есть еще одно название – прогрессивистская, обучение посредством делания. Наибольшее влияние на развитие данной концепции оказал американский педагог Д. Дьюи. Его идеи заключаются в том, что процесс обучения должен основываться на потребностях, интересах и способностях обучающихся. Обучение должно развивать общие и умственные способности, а также самые различные умения детей.
Чтобы эта цель была достигнута, обучение не должно базироваться на простом преподнесении, заучивании и последующем воспроизведении готовых знаний, поданных учителем. Обучение должно быть открытием, а обучающиеся должны получать знания в процессе спонтанной деятельности.
41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Под
принципомпонимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогический принцип– это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений. 1. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности: – педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; – необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений; – необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся. 2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. 3. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса. 4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания. 5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение. 6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся. 7. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. 8. Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики. В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ достижения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса.
Критерии формирования
Рассматриваемая в статье концепция основывается на основании двух основных критериев: результативности и эффективности обучения. При этом обязательным условием является организация этого процесса согласно конкретной теории или дидактической концепции.
Основными показателями результативности обучения являются полнота знаний и то, насколько полученные результаты близки к заданным нормам. Нормы обучения определяют цели и результаты, которые, в свою очередь, могут быть представлены:
- психическими изменениями;
- новообразованиями личности;
- качеством имеющихся знаний;
- доступными способами деятельности;
- уровнем развития мышления.
Таким образом, характеристика дидактической концепции представляет собой совокупность, включающую принципы, цели, содержание и средства обучения.
Группирование этих концепций основывается на понимании предмета дидактики.
43. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Рассмотрим термин «метод». В переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине». В современной педагогической литературе нет единого мнения относительно определения термина «метод обучения» и его роли в системе обучения и воспитания. Например,
Ю.К. Бабанскийсчитает, что методом обучения следует называть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, который направлен на решение задач образования. В свою очередь, Т.И. Ильина раскрывает под понятием «метод обучения» организацию познавательной деятельности учащихся. Как нет единого определения метода обучения, так и нет единой классификации. Рассмотрим несколько методов обучения: –
объяснительно-иллюстративный метод:учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе; –
репродуктивный метод:изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму; –
метод проблемного изложения:перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике; –
частично-поисковый, или эвристический, метод:заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний; –
исследовательский метод:после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера. При использовании этого метода наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск и т. д. Еще одна классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания: – словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.; – практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.; – наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д. Существует еще одна классификация по источникам познания: – метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.; – метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.; – метод формирования чувств (стимулирования): одобрение, похвала, порицание, контроль и т. д.
Ю.К. Бабанский,в свою очередь, разделяет все методы на три группы: – метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; – метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; – метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. В то же время
М.А. Данилова, Б.П. Есиповасчитают, что все методы делятся следующим образом: – методы приобретения новых знаний; – методы формирования умений, навыков при применении знаний на практике; – методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Приведенные выше классификации методов обучения являются лишь основными. Существует большое количество классификаций, которые основываются на различных целях и задачах.
Структура концепции в педагогике
Точной и однозначной трактовки концепции до сих пор не существует. Несмотря на это, некоторым экспертам удалось выработать наиболее точную формулировку данного термина: «Педагогическая концепция — это совокупность научных знаний об исследуемом объекте, которые оформлены специальным образом». В данном случае, на бумагу записывается информация, которая была получена в ходе педагогической деятельности.
Также концепция имеет и другие трактовки. Например, педагогическая концепция — это комплекс ключевых положений, где раскрываются особенности практической деятельности ученика.
Чтобы результаты были объективными, для этого нужно выделить ряд требований к исследованию:
- конкретность — описываются результаты, которые в конечном итоге должны быть воплощены в жизнь;
- измеримость — наличие инструментов для измерения деятельности;
- реальность — полное обеспечение всеми необходимыми ресурсами;
- контролируемость — наличие мощной информационной базы, которая будет корректировать результаты в случае необходимости.
45. РАЗВИТОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ
Если говорить о развитии человека как особом педагогическом свойстве, то имеются в виду его качественные особенности изменений и измененных состояний, не относящихся к трем другим свойствам –
воспитанности, образованности, обученности.Это: – предрасположенность и способность к совершенствованию своей воспитанности, обучению, усвоению отдельных видов знания, овладению определенным видом деятельности, труда и их совершенствованию; – познавательные свойства – внимание, наблюдательность, память, образность мысленных представлений, мышления, развитость воображения, речи; – деятельностные – активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, упорство, воля, организованность, аккуратность, «деловая хватка», осторожность, осмотрительность, склонность к риску, опасностям, способность мобилизоваться; – психофизические и физические – лабильность, скорость реакции, реактивность, возбудимость, эмоциональность, устойчивость к стрессу, находчивость, работоспособность и т. д. Отличие этих качеств от тех, которые относятся к воспитанности, образованности, обученности, заключается в том, что они характеризуют не его социальную ориентированность, а особенности как индивида, которые сказываются на обретении им этих качеств и нужны для жизни и профессиональной деятельности. Очень часть показатели развитости характеризуются более лаконично, как интеллектуальные, творческие, физические, жизнестойкие, профессионально важные качества, специальные или частные способности. Развитие как целенаправленный педагогический процесс призвано обеспечить эффективное совершенствование педагогического свойства развитости человека в любом возрасте, относящихся к нему качеств и способностей, а также способствовать успехам воспитания, образования и обучения. Оно может осуществляться и для целенаправленной ликвидации отставания в развитии отдельных индивидов, их определенных качеств и предупреждений регрессивных изменений.
Концепция свободного развития человекав крайне либеральном понимании, как уже отмечалось выше, отстаивает идеи ценности неограниченной свободы и индивидуализма. Цивилизованно-демократическое понимание свободного развития связано: – с отказом от формирования стандартной личности; – необходимостью изучения и понимания индивидуальной предрасположенности и особенностей человека; – помощью человеку в целесообразном использовании индивидуальной предрасположенности и задатков для развития качеств и способностей личности, нужных для цивилизованной жизни; – повышением общего уровня развитости индивидуальных способностей в сочетании с усиленным развитием отдельных качеств и способностей, нужных для профессиональной и другой деятельности в жизни. Прогресс в развитии человека происходит лишь под влиянием прижизненных благоприятных социально-педагогических условий и целенаправленных педагогических усилий его и педагога
Именно в этом качестве развитость и развитие входят в предмет исследований педагогической науки и представляют интерес для педагогической практики
Цивилизованно-демократическое понимание свободного развития связано: – с отказом от формирования стандартной личности; – необходимостью изучения и понимания индивидуальной предрасположенности и особенностей человека; – помощью человеку в целесообразном использовании индивидуальной предрасположенности и задатков для развития качеств и способностей личности, нужных для цивилизованной жизни; – повышением общего уровня развитости индивидуальных способностей в сочетании с усиленным развитием отдельных качеств и способностей, нужных для профессиональной и другой деятельности в жизни. Прогресс в развитии человека происходит лишь под влиянием прижизненных благоприятных социально-педагогических условий и целенаправленных педагогических усилий его и педагога. Именно в этом качестве развитость и развитие входят в предмет исследований педагогической науки и представляют интерес для педагогической практики.
Основные методики умственного воспитания детей дошкольного возраста
Для детей лучшим средством воспитания является игра. В процессе они получают различные знания, соотносимые с жизненными ситуациями. Игровая деятельность интересна ребенку, поэтому она дает достаточно эффективный результат.
В наше время существует большое количество методик развития интеллекта дошкольников:
- Сущность системы Марии Монтессори заключается в следующем: дошкольник самостоятельно выбирает занятие, которым желает заниматься. Воспитатель помогает малышу, если тот его попросит. Этот метод подходит терпеливым и усидчивым детям. Минус в том, что обучаемый не учится работать в коллективе.
- Содержание методики Никитиных в том, что развивающие и спортивные упражнения даются в порядке усложнения. Если дошкольник не справляется с задачей, то ее откладывают. Воспитатель не дает решения. Плюс — в рациональном использовании времени, минус — в отсутствии индивидуального подхода.
- По методике Зайцевых дети уже с двухлетнего возраста обучаются чтению при помощи кубиков и таблиц, под музыку пропевают части слов. Достоинства: дошкольники рано учатся читать, имеют отличный словарный запас и речевые навыки. Недостаток: в школе с трудом даются фонетический разбор слов и разложение по составу.
- Работа по методике Сесиль Лупан заключается в том, что дети выполняют задания по желанию, используя все, что есть под рукой. Педагог должен познакомить малыша со всем, с чем тот взаимодействует.
- Задача ментальной арифметики — всестороннее развитие. Техника обучения состоит из двух компонентов. На первом этапе малыш осваивает счет на косточках (абакусе) обеими ручками одновременно. На втором этапе дошкольник постепенно отказывается от счетов и расчеты производит в воображении. Такая форма подачи развивает память, интуицию, творческие способности, воображение. Дошкольник после нескольких месяцев обучения способен с легкостью осваивать иностранные языки, запоминать стихи и прозу, складывать в уме 10-значные числа и т.д.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Образовательная антропология
Философская антропология
Согласно Теодоре Полито, «каждая хорошо построенная теория образования в центре философскую антропологию», которая является «философским размышлением о некоторых основных проблемах человечества». Философская антропология — это исследование человеческой природы и человечности. Аристотель , оказавший раннее влияние на эту область, считал человеческую природу «рациональным животным миром», в котором люди тесно связаны с другими животными, но все же отличаются своей способностью формировать рациональное мышление. Философская антропология расширила эти идеи, пояснив, что рациональность «определяется биологическими и социальными условиями, в которые заключена жизнь людей». Полностью разработанные теории обучения обращаются к некоторым из «основных проблем человечества», исследуя эти биологические и социальные условия, чтобы понять и управлять рациональностью человечества в контексте обучения.
Философская антропология очевидна в бихевиоризме , который требует понимания человечества и человеческой природы, чтобы утверждать, что сходство между людьми и другими животными имеет решающее значение и влияет на процесс обучения. Локальное познание сосредотачивается на том, как люди взаимодействуют друг с другом и с окружающей их средой, что можно рассматривать как «социальные условия», исследуемые в области философской антропологии. Теории трансформирующего обучения основаны на предположении, что люди — это разумные существа, способные исследовать и переопределять перспективы, что широко рассматривается в философской антропологии.
Осведомленность и понимание философской антропологии способствует большему пониманию и практике любой теории обучения. В некоторых случаях философия может использоваться для дальнейшего изучения и определения неопределенных терминов в области образования. Философия также может быть средством исследования цели образования, что может сильно повлиять на образовательную теорию.