В каких случаях ребёнку необходим тьютор

Содержание (индекс)

Поместите на первой странице содержание, чтобы быстрее находить нужные развороты в своём ежедневнике. Кстати, я в своём первом bu-jo сделала именно так. Увы, очень скоро я поняла, что мне это не нужно и перестала нумеровать страницы. Но каждому своё, и вполне возможно, что вам пригодится содержание, особенно когда блокнот распухнет от количества заполненных разворотов.

А можно ли нанять своего тьютора? Рассказывает Ольга Погонина

— Выше я описала два способа получения тьютора, которому будет платить школа, то есть бесплатного для родителей.

Возможна ситуация, когда родители ребенка хотят привести в школу того тьютора, которого они нашли сами, и оплатить его услуги самостоятельно, либо при помощи общественной организации, помогающей детям с ОВЗ.

В таком случае нужно будет заключить трехсторонний договор между школой, тьютором и родителями/общественной организацией.

В чем слабость такого варианта? Тьютор будет в определенном смысле для школы человеком со стороны, его могут не воспринимать как коллегу, как члена коллектива, и это затруднит его полноценное участие в образовательном процессе. Кроме того, возникает вопрос разделения ответственности: кто отвечает перед родителями за жизнь и здоровье ребенка, когда он находится в стенах школы, тьютор или школа?

Но если речь идет об инклюзивном проекте, осуществляемом школой совместно с общественной организацией (а такие проекты есть в Москве, Московской области и в некоторых других регионах)), это очень хороший, возможно, наилучший, вариант для вашего ребенка.

Екатерина Мень: ПМПК путаются в функционале тьютора

Екатерина Мень. Фото диакона Андрея Радкевича

— Хочу отметить, что в квесте по получению тьютора определенную роль играет то, что далеко не все понимают функционал этого работника. Более того, вообще часто забывают, что он работник – педагогический, а не социальный, например, и не медицинский.

Несколько лет назад был принят Профессиональный стандарт тьютора, в котором эта профессия достаточно подробно описана с точки зрения ее содержания и по навыкам, и по знаниям, и по компетенциям. Очевидно, что тьютор — это высококвалифицированный кадр.

Однако профстандарт — это всегда некая рамка профессии, это обобщенный портрет профессии, который должен уточняться для конкретной должностной позиции и конкретной среды сопровождения и наставничества.

В случае с тьюторством в инклюзивном образовании сегодня существует много возможностей для интерпретации. Да, возможно и вполне законно групповое тьюторство, если тьютор выступает наставником, методистом и разработчиком адаптированных образовательных стратегий для детей.

Если же речь идет о том, что тьютор выступает главным действующим лицом психолого-педагогической поддержки включения ребенка в общее образование, буквально ведет своего ученика из более изолированных условий обучения в более общие, то тут всегда требуется индивидуальный порядок. И дело здесь в том, что у каждого такого ученика темп и объем включения будет строго индивидуальный.

В той модели инклюзии, которую разработал, адаптировал под российские условия образования и внедрил Центр проблем аутизма, и которая сегодня наиболее востребована сообществом родителей детей с аутизмом (так называемая «модель ресурсного класса»), индивидуальное сопровождение приоритетно. При этом «групповое» тьюторство в этой же модели прекрасно используется, например, в формировании и проведении коммуникативных групп — специальной методике обучения учеников коммуникативным навыкам. Для детей с аутизмом – это как бы отдельный предмет, которого в обычной школьной программе нет, а необходимость в этом обучении очень острая.

Кроме того, обязательной составной частью квалификации тьютора в нашей модели является владение поведенческим подходом. Это общая методологическая база, на которой строится сопровождение, так как именно поведенческий подход обеспечивает максимальную индивидуализацию маршрута включения ученика.

Безусловным слабым звеном сегодня является сама правовая конструкция, на которой держится назначение тьютора.

С одной стороны, именно заключение ПМПК является наиболее убедительным основанием для школы, с другой стороны, ПМПК часто не может разобраться за непродолжительное время контакта с ребенком, какого типа тьюторство необходимо именно этому ученику в образовательной организации.

Нормативная база устроена таким образом, что лакун для интерпретаций, увы, не в пользу ученика очень много.

В идеале именно школа должна определять и необходимость тьютора, и содержание тьюторской поддержки – ведь ученик учится именно в там, а не в кабинете ПМПК.

Но здесь есть несколько проблем.

Во-первых, школы никак не стимулируются и не поддерживаются в части развития тьюторства, открытия дополнительных ставок для этих специалистов.

Во-вторых, школы сегодня так зарегламентированы, что боятся проявлять инициативу в этом направлении.

В-третьих, источников таких кадров с реальной квалификацией сегодня очень мало.

Часто при определении необходимости персонального сопровождения ПМПК путаются в функционале тьютора. Иногда вообще тьюторы понимаются как няньки или социальные ассистенты, не обучающие ребенка, а просто облегчающие его физическое присутствие в школе (отвести в туалет, переместить инвалидную коляску, проводить из кабинета в кабинет). Это, конечно, очень сильное искажение педагогической роли тьютора.

В нашей модели у тьютора очень четкий функционал, он обширный, но при этом очень конкретно определенный. В нашей программе повышения квалификации «Включи меня!» есть отдельная Школа тьютора, где очень четко и последовательно дается представление о функционале, роли, целевых показателях подлинного тьюторства. Без понимания этих вещей как родителями учеников с особыми образовательными потребностями, так и чиновниками из ПМПК, назначение тьютора по-прежнему будет очень субъективным, стихийным и избирательным.

Иллюстрации: Оксана Романова

Бадди

Бадди — это местный студент, который помогает иностранному студенту интегрироваться в первые дни его пребывания в стране и университете. Отношения с бадди — это самый душевный и неформальный вид отношений из всех перечисленных. Систему бадди придумали в 2013 году студенты программы Эразмус+. Сегодня ее используют во многих вузах мира.

В разных вузах познакомиться с бадди можно по-разному: где-то вы можете подружиться еще будучи у себя на родине через онлайн платформу вуза, а где-то вы встретитесь на кампусе в рамках специального мероприятия от отдела по работе с иностранными студентами.

В задачи бадди входит знакомство студента с кампусом, общежитием и его основными службами. Бадди также поможет освоиться в новом городе и стране через специально организованные вузом походы по культурным мероприятиям, вечеринки или поездки на природу. Бадди может стать вашим первым другом на кампусе, и, вполне возможно, что через год вы сами станете бадди для нового иностранного студента.

В зарубежных вузах очень много возможностей для развития. Советую заранее посмотреть, что предлагается в вашем вузе, и связаться с отделом по работе с иностранными студентами. Берите от этого опыта максимум!

Методики организации тьюторской образовательной деятельности

Процесс взаимодействия специалиста с подопечными носит гуманитарную направленность. Это означает, что педагогом организуется учебно-воспитательное взаимодействие и педагогическая помощь в усвоении программ обучения, социальной адаптации, привыкании к педагогическому процессу.

Тьютор только направляет деятельность учащегося в нужное русло, обеспечивая для этого все необходимые условия. Учащийся, на базе грамотной организации, специально разработанных условий осуществляет определенные действия.

Процесс тьюторской деятельности реализуется в таких основных формах:

  1. Проведение персональных консультаций. Такая форма носит индивидуальную направленность деятельности. В расчет берется учет специфических свойств развития каждого учащегося, его личностные характеристики, чтобы помочь направить его развитие в верном, продуктивном направлении.
  2. Проведение групповых консультаций. Педагог организует проведение бесед с коллективом учащихся, с сходными проблемами и потребностями. Сопровождение тьюториала носит стимулирующий характер, имеет коммуникативную и рефлексивную направленность.
  3. Проведение образовательных семинаров. Такое обучение носит групповой и открытый характер. Оно строится на базе необходимости развития мыслительных способностей учащихся, развить их рефлексию и коммуникативные навыки. Для этого применя.ются интерактивные и интенсивные методики обучения.
  4. Разработка образовательного события. Эта форма помогает сформировать мотивацию к познанию, разработать программы индивидуального обучения, привлечь учащихся к различным видам деятельности. В качестве события могут быть применены экскурсии, экспедиции, проведение экспериментов, выполнение лабораторных работ, прогулки.

Тьюторская деятельность реализуется посредством применения следующих методик:

  1. Рассмотрение практических ситуаций и процессов. Эта методика получила название кейс-обучения. Она предполагает проведение детального анализа конкретного явления или события, являющегося значимым в учебно-воспитательном процессе или жизнедеятельности учащегося.
  2. Показ окружающим достигнутых итогов деятельности.
  3. Организация дебатов.
  4. Методы проблемного обучения.
  5. Проведение психодиагностики.

Каждая из методик, на практике реализуется с помощью использования технологии портфолио, проведении бесед и консультаций с учащимися, которые могут носить, как коллективный, так и индивидуальный характер, проведения тренингов различных тематик, а также использования современных программных систем и информационных технологий, анкетирование, самоанализ и составление проектов.

Наиболее распространено применение тренингов. Такие методики активизируют познавательную заинтересованность учащихся. Это осуществляется за счет использования средств и методов активного обучения, включающих деловые и ролевые игры, проектировку моделей, групповое обсуждение, дискуссии, имитационные игры.

Технологии тюьторского сопрвождения

Технологии, применяемые тьютором в ходе своей профессиональной деятельности, ориентированы на оказание помощи своему подопечному в инициировании конкретной деятельности, организации действий с личными потребностями подопечных и учета его индивидуальных особенностей развития. В данном случае, наиболее подходящими технологиями являются те, которые базируются на принципах создания открытого образовательного пространства. К ним относятся:

  • Технологии проектирования.
  • Технология портфолио.
  • Проведение дебатов.
  • Экспериментальная работа.
  • Создание творческих мастерских.
  • Развитие критического мышления.
  • Технология кейс-стадии.
  • Игровые методы.
  • Технологии рефлексивных сессий.
  • Технологии модерации.
  • Вопросно-ответные технологии.

Наиболее значимой и актуальной для тьютора технологией является вопросно-ответная

Вообще, вопрос – это важное средство в арсенале любого тьютора. От умения с ним работать зависит успешность всей его деятельности

Тьюторские технологии ориентированы на использование таких средств и методов в процессе сопровождения учащегося, которые помогут усилить его индивидуальные возможности за счет внешних общественных сил. Тьютор выступает, в данном случае, как посредник между своим подопечным и окружающим его социальным пространством.

Современное общество, его информатизация позволяют создать технологии, способствующие повышению качества образования, а также составляющие подспорье педагога-тьютора в ведении своей деятельности. к там технологиям можно отнести следующие:

  1. Технология «горизонты» — организация процесса обучения, ориентированного на предварительное видение учащимся модели своего будущего развития и профессионального роста, обучение, основанное на целеполагании, а также развитие у учащихся навыков использования своих положительных качеств и сильных сторон в достижении, поставленных ими целей и задач образования.
  2. Технология «зеркала» — организация обучения, базирующегося на рефлексии и мониторинге, проведении открытого анализирования и аутентичного оценивания своей образовательной деятельности.
  3. Технология «бумеранг» — организация процесса обучения с применение методов соотношения поставленных целей и достигнутых результатов.
  4. Технология «вызовы» — развитие у учащихся умений находить решения в ситуациях неопределенности, умения преодолевать трудности, определять зону ближайшего развития и работать в ее пределах.
  5. Технология «рефлексия» — выбор и предварительный мониторинг методов построения индивидуальных программ обучения, прогнозирование перспектив их практической реализации.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор – кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор — не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос:  «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского  tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять».  Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке.  На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня.  В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят  стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

 Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?»  я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется,  кто такой тьютор.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор – кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Ольга Погонина: индивидуальное сопровождение – не только тьютор

Индивидуальное сопровождение может потребоваться ребенку, если его диагноз ограничивает его возможности к самостоятельному обучению. Как правило, в таком случае психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья»

(Важно понимать, что это не равно инвалидности, статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.)

Индивидуальное сопровождение бывает нескольких видов.

Ребенку может требоваться помощник/ассистент.

Например, у него ДЦП, ему трудно передвигаться и есть проблемы с мелкой моторикой, но нет особенных проблем с усвоением программы обучения. В таком случае ученику требуется технический работник, который поможет ему переходить из класса в класс, сходить в туалет, вымыть руки, достать из портфеля все необходимое для урока.

Человек, который выполняет эту работу, входит в штат школы и должен иметь среднее специальное образование, но необязательно педагогическое. В дополнение к своему образованию он может пройти специальные короткие курсы по подготовке школьных помощников детям с ОВЗ, либо пройти подготовку прямо на рабочем месте.

Теоретически на эту должность может быть оформлен родитель ребенка.

Есть ситуации, в которых ребенку необходим именно тьютор.

При аутизме, например, ребенку трудно сосредоточиться на уроке, тьютор помогает ему не отвлекаться, следит за тем, чтобы он выполнял задания. Кроме того, он участвует в обсуждении программы обучения, ее специальной адаптации к нуждам и возможностям своего подопечного, обсуждает с психологом, дефектологом, логопедом особенности его поведения и развития и то, какая помощь ему необходима. Таким образом, тьютор не только формально входит в педагогический коллектив, но является его активным членом.

На должность тьютора могут принять только высококвалифицированного специалиста с педагогическим или психологическим образованием и, как правило, с некоторым стажем педагогической работы.

Могут потребоваться и тьютор, и помощник. Так бывает, если у ребенка сложное сочетанное расстройство (например, ДЦП с элементами умственной отсталости, расстройство нейроразвития с двигательными нарушениями).

Кто такой тьютор

Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития. Тьютор участвует в составлении индивидуальной программы обучения и развития ребенка, подростка, юноши. А потом помогает учащемуся двигаться по намеченному пути. Индивидуальные программы обучения и личное сопровождение востребованы во всех образовательных учреждениях, но повышенным спросом тьюторство пользуется в учреждениях, где обучаются дети с особыми потребностями.

Тьютор не только ведет ребенка по намеченному пути, но и помогает ему самостоятельно планировать образовательную деятельность. Цель тьюторства – формирование навыка самообразования и саморазвития. Во взаимодействии с тьютором клиент учится самостоятельному планированию деятельности, построению индивидуального пути, согласно личным интересам, способностям и потребностям.

Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:

  • смена школы;
  • профессиональное ориентирование;
  • поступление в первый класс;
  • окончание школы;
  • поступление в техникум или ВУЗ;
  • трудоустройство;
  • проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
  • переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.

Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.

Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.

Понятие тьюторства и его основные моменты

Определение 1

Тьюторство – это сопровождение в образовании, необходимое для учащихся с особенностями в развитии и ориентированное на упрощение их социализации.

Определение 2

Тьюториал — это методика построения индивидуальных программ обучения, направленных на коллективное обучение учащихся, нацеленное на развитие их коммуникативных навыков и рефлексии.

В качестве субъекта тьюториала выступает педагог, осуществляющий тьюторскую деятельность.

Процесс образования детей, которым требуется особый подход, чье поведение является девиантным требует применения квалифицированной профессиональной помощи педагогов. В этой связи, за такими учащимися закрепляется особый специалист – наставник, который оказывает поддержку ребенку и корректирует его развитие в нужном направлении.

Тьюторская миссия является посреднической, помогающей реализовать качественную и эффективную образовательную деятельность, найти продуктивный подход к проблемным учащимся, помочь их нормальному развитию, воспитать, необходимые для общества нравственные качества.

Тьюторская деятельность ориентируется на работу с проблемными семьями, родителями учащихся и воспитанников. Это достаточно сложная деятельность, которая реализуется в следующих основных направлениях:

  1. Разрешение затруднений учащихся с усвоением учебных программ, курсов, отдельных дисциплин. Каждый учащийся имеет специфику развития, особенности в интеллектуальных навыках, что не делает возможным одинаковое усвоение учебного материала. Это влияет и на успеваемость и, как следствие, на психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка. Тьютор помогает устранить эти проблемы;
  2. Оказание помощи и поддержки в развитии личности учащегося, раскрытии его потенциала и творческих способностей. Работа тьютора характеризуется применением нестандартных подходов, навыков стимулирования к познанию, способности понять и принять ребенка с разнообразными проблемами;
  3. Деятельность тьютора является целенаправленной. Она ориентирована на определенный результат. Тьютор сопровождает своего подопечного на всех этапах учебно-воспитательного процесса, помогая осуществить переход между ними и достичь нужных результатов.

Среди основных моментов тьюторства в образовании можно выделить следующие:

  • Деятельность носит компенсаторный характер, помогая скорректировать успеваемость учащихся, организовать дисциплину, составить программу дополнительных занятий. Целевым назначением работы тьютора является стирание несоответствия между существующей учебной программой и реальными способностями и возможностями учащихся;
  • Тьютор применяет средства просвещения, с целью развития личностного потенциала учащихся, раскрытия их творческих способностей, формирования стремления к познанию и развитию. Тьютор стремится сделать из учащегося потенциального исследователя, способного самостоятельно проектировать свою деятельность и планировать каждый этап ее прохождения;
  • В процессе тьюторства, учащийся должен пройти этапы культурного развития, личностного формирования и постепенного профессионального самоопределения.

Ключ

Ключ или список условных обозначений — отличная идея для первой страницы bullet journal. Даже если вы придумаете сложную систему значков и цветовых обозначений, всегда можно вернуться к первой странице за подсказкой.

Подробнее о том, что представляют из себя ключи для bullet journal, я писала в соответствующей статье.

Тьюторы в вузах

В некоторых столичных учреждениях уже введена практика — каждому студенту, который из-за неуспеваемости может быть отчислен, выделяется помощник – тьютор. Такое нововведение было предложено Высшей школой экономики. Это должно снизить количество отчисляемых ежегодно перво- и второкурсников. При этом четко обозначены задачи добровольца-наставника – не «натаскивание» ученика к экзаменам, а психологическая поддержка, разрешение споров между учеником и преподавателем. При этом тьютор не выполняет должностные обязанности вузовского куратора, ведь он должен находиться на одной ступени с учащимся, в то время как куратор по субординации – над ними обоими.

Ряд вузов на официальных сайтах уже принимают заявки на такого рода помощь, и этих заявок поступает довольно много. Пока нововведение только запускается, но учебные заведения рассчитывают на положительные результаты от этого эксперимента.

Курсы тьюторов

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. В основном, курсы тьюторов реализуются дистанционно.

Образовательный центр «Каменный город» предлагает курс «Тьюторство в образовательной организации», рассчитанный на 36 или 72 часа, по итогу выдаётся удостоверение.

Международная школа практической педагогики дистанционно проводит курсы по направлениям «Тьюторские компетенции педагога и родителя в инклюзивном образовании», «Основные направления тьюторского сопровождения в общеобразовательных организациях», «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании». Материалы курса предоставляются в записи, и вы получаете возможность осваивать курс в своем темпе. По итогу выдается сертификат.

Московский городской педагогический университет реализует курсы  в очно-заочной форме с применением дистанционных форм по направлениям: «Технологическая школа тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», «Тьюторское сопровождение одаренных детей», «Индивидуализация и тьюторство в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС».

Также рекомендуем обратить внимание на Институт развития образования Иркутской области. Периодически у них появляются образовательные предложения, связанные с курсами для тьюторов

Как поощрять себя за успехи, чтобы хотелось достичь ещё большего

Профессиональная переподготовка

Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).

Архангельский областной институт открытого образования – осуществляет переподготовку «Тьюторство в образовании». Переподготовка осуществляется в 3 сессии. Первая — заочно, вторая и третья – очно.

Московский городской педагогический университет реализует программы профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Тьютор» по направлениям: «Тьюторство в сфере образования», «Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ».

Томский государственный университет —  «Тьюторская деятельность в сфере образования», программа рассчитана на 360 часов.

Красноярский государственный педагогический университет – реализует программу переподготовки «Тьютор», рассчитанную на 252 или 504 часа.

Помимо этого, существует возможность дистанционной переподготовки. Это курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовании», рассчитанный на 256 часов. Более подробную информацию о программе можно найти на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации (https://thetutor.ru/).

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы предлагает пройти курсы для тьюторов: «Тьюторское сопровождение обучающихся с присвоением квалификации «Тьютор» (340ч)

Знакомьтесь, это тьютор

Понятие и принципы тьюторства пришли к нам из европейской высшей школы.

На деле тьютор — это человек, обязательно имеющий педагогическое образование, сопровождающий образование ребенка, создающий условия для наиболее комфортного и качественного усвоения им материала.

Он является посредником между учеником и педагогом (представителем образовательной системы), придерживаясь в своей работе принципов индивидуализации образования, он в качестве основного метода работы прибегает к рефлексии.

Основное отличие тьютора от учителя в том, что тьютор общается с воспитанником на равных

Существует огромная разница между деятельностью учителя и тьютора.

Взаимоотношения учителя и ученика представляют вертикаль: один спрашивает с другого.

С тьютором все иначе, его работа имеет горизонтальную направленность, то есть он с подопечным находится на одном уровне.

Кроме того учитель в своих требованиях исходит из того, что диктует образовательный стандарт, иными словами «чешет всех под одну гребенку».

Тьютор же руководствуется индивидуальными особенностями ребенка, исходя из которых помогает ему разработать дальнейший план овладения знаниями, наиболее необходимыми ему в дальнейшей жизни (принцип «с каждого по способностям»).

Поэтому не стоит удивляться, если тьютор предложит ученику сделать упор на естественно-научные дисциплины, которые необходимы для сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ, а на предметы гуманитарного цикла тратить меньше своего учебного времени.

Кроме того, учитель может работать в любых условиях, и специфика его деятельности заключена в подаче готового культурного опыта.

Для работы тьютора необходимо создать определенные условия, и он будет не давать все в готовом варианте, а искать возможности того, как ребенку самому овладеть теми или иными знаниями.

Подведем небольшой итог о том, что значит быть тьютором:

  1. Иметь педагогическое образование (с уклоном на практическую педагогику).
  2. Быть членом педагогического коллектива.
  3. Для ученика быть наставником, советником.
  4. Уметь организовать ученический досуг с перспективой для его будущего.
  5. Не ставить отметок подобно учителю.
  6. Иметь с подопечным доверительные отношения (вы — старший товарищ).
  7. Знать способы мотивации учащихся к образовательному процессу.
  8. Опираться в своей деятельности на интересы и способности своего воспитанника.

То есть тьютор должен уметь помочь воспитаннику приобрести навыки самоопределения, необходимые в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector