«эксперимент 2: волна»: выбор из двух зол
Содержание:
Литература
- Джонс, Рон. Третья волна // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 260-276. — 528 с.
- Klink, Bill. April 21, 1967. «The Third Wave presents inside look at Fascism», The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 14, Page 3. (News article in Cubberley student newspaper, following the Third Wave Rally, including details regarding the rally and names of some individuals involved.)
- Leler, Robin and Sakuma, Bernice. April 7, 1967. The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 13, Page 2. Column entitled «Through the Tiger Eye». (Article in Cubberley student newspaper makes brief reference to the events of the «Third Wave».)
- Strasser, T. (1981). The Wave. New York: Dell Publishing Co.
- Williams, Sylvia Berry. (1970) Hassling. New York: Little, Brown. Page 51 in Chapter 7 «A Bill of Particulars on the USM».
Третий день
Среда началась с новых правил. Исследователь решил раздать всем участникам исследования членские билеты. Класс состоял из 30 человек, плюс 13 школьников сбежали с других уроков, чтобы присоединиться к основной группе.
Так что с самого утра Роном было выдано 43 членских билета. На 3-х из них стоял красный крестик, это означало, что данная личность была выбрана для особых целей. То есть докладывать о тех, кто не желает следовать установленным правилам или пытается сорвать опыт.
После чего последовала лекция непосредственно о силе действия, отсутствие которой нивелирует позитивные результаты дисциплинированности и общности.
А также о том, как сложно достигать успеха в условиях конкуренции, как много она вызывает напряжения и тревоги, ощущения безнадёжности и собственной никчёмности в случае проигрыша.
Удивительно, но дети материал не просто восприняли на ура, но и благодарили преподавателя за столь ценную информацию. Хотя, как уже отмечалось ранее, ребята обычно не слушали урок, а занимались своими делами, ожидая звонка на перемену.
Они не просто качественно и своевременно выполнили домашнюю письменную работу про жизнь нацистов, но и нашли дополнительную информацию. То есть, перевыполнили план, хотя их никто не просил о большем. Как вы сами понимаете, редко кто показывает такое стремление к обучению.
Практическая часть
Чтобы перейти от слов к действиям, Джонс каждому испытуемому дал задачу. К примеру, кто-то должен был разработать проект знамени их группы, кто-то следить за тем, чтобы в помещение заходили только те, у кого уже есть членский билет.
А кому-то необходимо было завербовать новых детей из соседних школ, либо выучить наизусть адреса всех участников эксперимента, обучить других правильной позе и убедить их в том, что так нужно и полезно сидеть всегда, не только в школе.
В общем, в гимназии царила атмосфера бурной деятельности, ученики были настолько оживлены и включены в процесс, что из 43 человек, к концу рабочего дня «Третья волна» насчитывала около 200 участников.
Подключились другие учителя, повара, библиотекарь и даже директор, который явился на педагогическое собрание и вместо того, чтобы потребовать объяснений и прекращения опытов над детьми, отсалютовал Рону. Который в этот момент ощущал ужас от происходящего и, как это ни парадоксально, одиночество.
А знаете, почему? Потому что вместо 3 учеников к нему на донос явилось около 20, хотя их никто не просил брать на себя эту обязанность. Почти половина класса добровольно организовала заговор, пытаясь обнаружить врага и ликвидировать его.
Интересно было наблюдать за поведением трёх отличниц, которые привыкли быть в центре внимания благодаря своим умственным способностям, что в данный момент перестали представлять какую-либо ценность.
Теперь они оказались в стороне и выглядели крайне озадаченными. Поэтому вечером пожаловались родным о том, что происходит в стенах школы.
Естественно, такая новость их взволновала, и раввин одного из родителей позвонил учителю, чтобы прояснить ситуацию. Но, узнав, что дети просто таким способом изучают тип личности фашистов, успокоился и пообещал объяснить остальным, чтобы не волновались на этот счёт.
Кстати, у Джонса на третий день появился телохранитель в лице одного ранее не примечательного ученика. Он сам вызвался на эту роль, сопровождая повсюду своего преподавателя, открывая перед ним дверь в аудитории и салютуя остальным членам группы.
Последствия
10 октября 2010 года на кинофестивале в Милл-Вэлли дебютировал документальный фильм « План урока» , в котором история Третьей волны пересказывалась через интервью с первыми учениками и учителем . Его продюсировал Филип Нил, один из бывших учеников Джонса.
Инсценировки
- События эксперимента были адаптированы в телевизионной программе США 1981 года «Волна» . Это сформировало основу для молодых взрослых новеллизации того же имени по Тодду Штрассер , который вел историю Третьей волны в современный период времени, который использовал псевдоним Мортон Rhue в Европе.
- Это не может случиться здесь , 86-я книга из серии « Близнецы сладкой долины », в которой учитель-заменитель проводит эксперимент, очень похожий по своей природе на «Третья волна».
- В 2001 году в Королевском театральном центре Манитобы в Канаде состоялась премьера музыкальной адаптации Олафа Питтлика .
- Немецкий фильм 2008 года Die Welle перенес эксперимент в современный немецкий класс. Фильм получил признание критиков.
- «Гордость Лейквуда», эпизод детского мультсериала « Артур » 2010 года , был основан на эксперименте Третьей волны. В нем студенты, составляющие группу гордости сообщества, становятся фашистами.
- В 2010 году Джонс поставил мюзикл под названием «Волна» , написанный с некоторыми учениками класса.
- События были адаптированы в прямую версию игры в 2011 году Джозефом Робинеттом и Роном Джонсом.
- Немецкоязычный мини-сериал We Are the Wave (2019) основан на книге Штрассера.
Новости о персоне
Названы лауреаты премии «Creative Arts Emmys»
Лидерами по числу наград стали «Игра престолов» и «Американская история преступлений»
Первый день
Итак, в понедельник Рон решил познакомить своих старшеклассников с дисциплиной. Ведь в Германии она была всегда в приоритете. Нацисты строго придерживались правил и норм, которые им предъявляли.
Джонс пытался донести детям преимущества, которые дарит соблюдение дисциплины. Он приводил в пример спортсменов, которые ничего бы не добились, если бы ежедневно не приступали к тренировкам, несмотря на погоду, боль в мышцах и попросту нежелание трудиться.
Художников, чьи мазки становились увереннее также благодаря самодисциплине и контролю над собой и своими желаниями.
После лекции наступило время практики. Испытуемым было приказано упражняться сидеть в одной позе, которая считалась правильной и полезной для осанки.
А именно, ступни должны полностью касаться пола, лодыжки вместе, колени согнуты под углом девяносто градусов. Позвоночник прямой, руки за спиной, подбородок «смотрит» вниз.
Чтобы дети быстрее освоили новое положение, он проходил между рядами и поправлял тех, кто допускал ошибки. После чего распускал ребят, позволяя им бродить по комнате, а затем резко давал команду «смирно», по которой ученики должны были быстро занять исходное положение.
Тренировались они до тех пор, пока не научились садиться правильно буквально за пять секунд. Причём бесшумно, не издавая совершенно ни одного звука. На «дрессировку» ушло не более 20 минут.
Дополнения
Ученики так легко подчинялись и обучались командам, что Рону стало интересно, как долго он сможет оказывать давление без малейшего сопротивления с их стороны.
Поэтому ввёл несколько новых правил.
- Как только звенит звонок на урок, все должны быть на своих местах;
- Каждый обязан носить с собой карандаши и бумагу для конспектов;
- Отвечая на вопрос, либо задавая его, школьник должен стоять рядом со своей партой, с прямой спиной;
- Любое обращение к учителю обязательно должно начинаться со слов «мистер Джонс».
Кто быстро справлялся с поставленными задачами, получали похвалу. У кого же не удавалось с первого раза выполнить требования, практиковались до тех пор, пока с них самих можно было брать пример для подражания.
Интересно, что в этот день школьники проявили наибольшую активность, чем за все предыдущие года обучения. Обычно в дискуссиях и открытых обсуждениях участвовало несколько старшеклассников, в основном отличники.
В понедельник же живо задавал вопросы весь класс. Внимательность также была на высоте. Никто не дремал на уроке, ожидая, когда, наконец, начнётся перемена и можно будет заняться более интересными делами.
Первый день
С целью более наглядной демонстрации распространения фашизма учитель истории Рон Джонс решил провести в своем классе наглядный социальный эксперимент. Он начал первый день с самых элементарных действий: рассадил учеников по собственной схеме и предупредил их, что за нарушениями дисциплины будет следить очень строго, приведя примеры того, как необходима спортсменам, военным, ученым, да и всем, кто стремится добиться результата в своем деле, строжайшая дисциплина.
Школьникам было приказано сесть в положение «смирно», затем последовало «упражнение» на бесшумный вход и выход из классной комнаты. Ученикам игра понравилась, и в нее втянулись даже обычно ведущие себя пассивно школьники.
Кроме того, Джонс объявил, что ученики должны быть крайне внимательными, вставать, задавая или отвечая на вопрос. Ответ должен был состоять максимум из трех слов, но предварять даже такое краткое сообщение каждый ученик должен был обращением «мистер Джонс».
Предпосылки эксперимента Третьей волны
Эксперимент проводился в средней школе Кубберли в Пало-Альто , Калифорния , в первую неделю апреля 1967 года. Джонс, не сумев объяснить своим ученикам, как население Германии могло заявить о незнании Холокоста , решил продемонстрировать это им. вместо. Джонс основал движение под названием «Третья волна» и сказал своим ученикам, что движение направлено на уничтожение демократии. Идея о том, что демократия подчеркивает индивидуальность, рассматривалась как недостаток, и Джонс подчеркнул этот главный пункт движения в его девизе: «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость».
В то время эксперимент не был хорошо задокументирован. Из современных источников эксперимент упоминается только в студенческой газете Cubberley High School, Cubberley Catamount. В двух выпусках он упоминается лишь кратко, а еще в одном выпуске статьи есть более длинная статья об этом эксперименте в конце. Сам Джонс написал подробный отчет об эксперименте примерно через девять лет после этого, и последовали другие статьи об эксперименте, в том числе несколько интервью с Джонсом и первыми учениками.
Пятый день, он же последний
Все 200 человек пришли на объявленный митинг, в классе яблоку негде было упасть. Получившие задание создать флаги Третьей волны украсили ими стены комнаты. В полдень учитель закрыл двери в класс, а двух учеников выставил как караул. Приятели учителя изображали прессу и фотографировали класс.
Перед началом «конференции» Джонс вскинул руку в салюте, и 200 рук взметнулись сразу же вслед за этим жестом. Джонс громко провозгласил: «Сила в дисциплине!» Девиз был тут же подхвачен остальными учениками. Причем, хотя учитель не просил об этом, девиз скандировали снова и снова.
Через пять минут Джонс включил стоящий в классе телевизор, но на его экране не появилось никакого изображения.
Джонс обратился к классу.
— А теперь — внимание! Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна»! Вы стали жертвами манипуляций ваших собственных амбиций, которым я только помогал проявиться. Вы сами стали такими, какими я вижу вас сейчас
А именно — вы оказались ничуть не лучше и не хуже тех немцев, поддержавших фашизм, который мы изучали на наших предыдущих уроках. Вы легко признали себя избранными и согласны были продать свою свободу за привилегии, которые дают дисциплина и превосходство над другими. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений, принять волю группы и согласны закрывать глаза на любую ложь.
После этих слов преподаватель показал ученикам фильм о нацисткой Германии с ее муштрой, военными парадами и факельными шествиями. А затем съемки из концлагерей, заседания Нюрнбергского суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу».
Джонс Рон включил свет. В классе царила полная тишина. Не говоря ни слова, ученики разошлись по домам. А самый активный участник «молодежного движения», вызвавшийся в начале проведения эксперимента стать личным телохранителем учителя, остался стоять у парты и горько плакал.
Википедия:
В конце 1970-х Джонс опубликовал историю эксперимента в своей педагогической книге, до этого момента единственное описание эксперимента было сделано в школьной газете. В 1981 году вышли роман и американский телефильм «Волна», основанные на проведенном учителем истории исследовании. В 2008 году был снят немецкий фильм «Эксперимент 2: Волна», а в 2011 году в Соединенных Штатах вышел документальный филь «Lesson Plan», в него вошли интервью с бывшими школьниками-участниками эксперимента.
В 2015 году появился сайт Третьей волны, на котором можно найти все фильмы, пьесы, книги и статьи, в которых было описано проведенное в середине прошлого века исследование.
К сегодняшнему дню появляется все больше материала, связанного с экспериментом. Найдены почти все его участники, фотографии классной комнаты, статьи в школьной газете, табель успеваемости класса, членские билеты, плакаты Третьей волны, некоторые заметки и раздаточные материалы. Появился даже онлайн-музей эксперимента.
Из записей Рона Джонса:
В течение недели в середине учебного года мы жили общей жизнью. И, как и было предсказано мною, у нас появилась глубокая общая тайна. В течение следующих четырех лет я преподавал в средней школе Кабберли, и никто никогда не признался в том, что был на сборе Третьей волны. Да, мы разговаривали о Третьей волне и тщательно анализировали наши действия. Но только не сам сбор. Нет. Это было нечто, что мы все хотели забыть.
Литература
- Джонс, Рон. Третья волна // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 260-276. — 528 с.
- Klink, Bill. April 21, 1967. «The Third Wave presents inside look at Fascism», The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 14, Page 3. (News article in Cubberley student newspaper, following the Third Wave Rally, including details regarding the rally and names of some individuals involved.)
- Leler, Robin and Sakuma, Bernice. April 7, 1967. The Cubberley Catamount, Volume 11, No. 13, Page 2. Column entitled «Through the Tiger Eye». (Article in Cubberley student newspaper makes brief reference to the events of the «Third Wave».)
- Strasser, T. (1981). The Wave. New York: Dell Publishing Co.
- Williams, Sylvia Berry. (1970) Hassling. New York: Little, Brown. Page 51 in Chapter 7 «A Bill of Particulars on the USM».
Стэнфордский эксперимент
Эксперимент Милгрэма вызвал бурное обсуждение в академической среде, но он был далеко не единственным. В начале 1970-х годов профессор психологии Филип Зимбардо провел в Стэнфорде так называемый «тюремный эксперимент», призванный выяснить, как изменяются властные отношения (и человеческая психика) в условиях тюремного заключения, с одной стороны, и безнаказанной возможности учинять насилие над заключенными — с другой.
Зимбардо изначально предполагал, что основная причина физического и психологического насилия в тюремных камерах — наследственные личностные характеристики тюремщиков и/или заключенных. Для проверки этой гипотезы, исследовательская группа отобрала 24 человека, 12 из которых получили роли заключенных, а еще 12 — надзирателей.
Каждая группа жила в принципиально разных условиях: первые обретались в тесных, сырых, вызывающих депрессию камерах, вторые — в нормально проветриваемых и отапливаемых помещениях с зонами отдыха. Надзирателям было запрещено физическое насилие, и поначалу им предписывалось оказывать лишь определенное психологическое воздействие на заключенных. Для устрашения им выдали дубинки и нарядили соответствующим образом. Предполагалось, что эксперимент пройдет в течение 14 дней, в ходе которых обе стороны должны максимально плотно вжиться в свои роли.
В итоге все закончилось уже на шестой день, после попыток бунта, целой серии разнообразных издевательств над заключенными, включая попытки избиения и психологические пытки. Надзиратели проявляли огромную изобретательность в насильственных актах по отношению к заключенным, в то время как последние начали вполне натурально страдать от недоедания, психосоматических болезней, а также пытались устроить бунт. Примечательно, что надзиратели очень быстро начали участвовать в эксперименте сверхурочно на добровольной основе, крайне жестко реагируя на любые признаки неподчинения.
Зимбардо был, мягко говоря, удивлен таким исходом событий, и, надо полагать, главным образом его поразила динамика развития событий: вживание в роль происходило стремительно. Одно это очень быстро поставило весь эксперимент под вопрос.
Оказалось, что социальная среда, в которой находились участники — даже очевидно временная и искусственно смоделированная для них — оказывала исключительно мощное воздействие на поведение.Одних она подталкивала к насилию, а у других вызывая кризисные состояния психики. Зимбардо проинформировал правительство США о результатах эксперимента, что впоследствии привело к определенным реформам в тюремной системе, хотя в этой области до сих пор много нерешенных проблем
Сам же эксперимент немедленно приобрел мировую известность, получил не только широчайшее внимание прессы, но и стал основой для несколько фильмов, в разной степени им вдохновленных
Все эти примеры социальных экспериментов показывают, что ситуации, наподобие отраженных в «Эксперименте Офис», вполне реальны, и сам по себе такой сюжет вполне согласуется с тем, что науке на данный момент известно о человеческой психике
В то же время, важно понимать, что сами по себе результаты этих экспериментов дают, каким бы странным это ни показалось, достаточно почвы для оптимизма. Сам Зимбардо, в частности, позднее объяснял, что социальная среда динамична и способна порождать не только злодеев, но и героев, поскольку моральный стержень, так или иначе, присутствует в каждом человеке
Будет ли он сломан, или, наоборот, укреплен — зависит не только от автономии индивидуальной воли, но и ее соотношения с обществом в целом.
Эксперимент
Рон Джонс преподавал историю в в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.
В понедельник он объяснил учащимся силу дисциплины. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Во вторник Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
В среду к 30 учащимся подопытного класса добровольно присоединились ещё 13 человек, а Джонс решил выдать членские билеты. Он рассказал о силе действия. По его словам, индивидуальное соперничество часто приносит огорчение, а групповая деятельность позволяет достичь бо́льших успехов в обучении. Джонс велел ученикам совместно разработать проект знамени Третьей волны, убедить двадцать детей из соседней начальной школы в правильности посадки «смирно» и назвать по одному надёжному школьнику, который мог бы присоединиться к эксперименту. Трое учащихся получили задание докладывать Джонсу о нарушении установленного порядка и критике Третьей волны, однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, Роберт, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает тип личности нацистов. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
В полдень пятницы в кабинет набились 200 учеников, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся до того школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что никакого движения не существует. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники думали, что они были избранными, но в действительности оказалось, что их просто использовали. Они ощущали собственное превосходство над другими людьми — теми, кто не был членом Третьей волны. Джонс показал им, какое будущее могло бы ожидать их, если бы всё продолжилось — он включил проектор, на котором замелькали кадры кинохроники Третьего рейха, где были показаны как военный парад, так и концентрационные лагеря. Затем Джонс Рон включил свет. В зале воцарилась тишина. Молча встав со своих мест, школьники разошлись. А самый упорный участник Третьей волны, который в последние три дня предложил Джонсу быть его личным телохранителем, горько плакал.
О недогадливости
Странным политическим убийством стала смерть в 1878 году русского политического деятеля, генерала-адъютанта и шефа жандармерии Николая Мезенцова. 4 августа на Михайловской площади в Санкт-Петербурге к генералу подошел некий молодой человек и нанес ему болезненный тычок в бок, после чего скрылся.
Мезенцов рассмотрел место удара и обнаружил только синяк. Он спокойно отправился домой, чтобы вызвать врача и выяснить, нужно ли ему какое-либо лечение. Но по приходу домой Мезенцову резко стало хуже. Пришедший врач осмотрел синяк и обнаружил в нем прокол — то есть генерала ткнули тонким стилетом в брюшную полость, и рана кровоточила внутрь, а не наружу.
Спасти Мезенцова не удалось — вечером того же дня он скончался. Убийца, революционер-народник Сергей Степняк-Кравчинский, после покушения бежал в Швейцарию, где опубликовал брошюру с признанием в своем преступлении.
Завершая тему отравлений, вспомним убийство российского предпринимателя Ивана Кивелиди в 1995 году. Неизвестный отравитель нанес ядовитое вещество на трубку личного телефона бизнесмена, в результате чего погибла еще и секретарша последнего. В результате следствия вышли на НИИ, где было синтезировано вещество (редкий нейротоксин, состав которого не разглашается), а за убийство был осужден Владимир Хуцишвили, партнер Кивелиди по бизнесу.
Зонт для киллераЗонт, которым в 1978 году был убит болгарский диссидент Георгий Марков, был сделан в США, а затем модифицирован в московском ЦНИИСТ (Центральном НИИ специальной техники). Был изготовлен целый ряд подобных зонтиков-убийц, но достоверно известно об их использовании только в случае с Марковым.
Фильмография персоны
Актер
-
В поисках Аляски / Looking for Alaska (2019) (сериал) … Dr. Hyde
-
8,57
Меня зовут Долемайт / Dolemite Is My Name (2019) … Ricco -
7,00
По правде говоря / Truth Be Told (2019-2021) (сериал) - Dog Days (2018)
- Madden NFL 19: Longshot Homecoming (2018) (комп. игра) … Earl Coates
-
6,71
Веном / Venom (2018) -
5,75
Люк Кейдж / Luke Cage (2016-2018) (сериал) … Bobby Fish -
8,00
Отжиг / The Get Down (2016-2017) (сериал) … Winston Kipling -
8,50
Это мы / This Is Us (2016-2020) (сериал) … William Hill -
7,35
Мистер Робот / Mr. Robot (2015-2019) (сериал) … Romero - National Theater Live: Of Mice and Men (2014) … Crooks
-
Стеклянная челюсть / Glass Chin (2014) … Ray Ellington
- Titus (2013) … Titus
-
7,82
Банши / Banshee (2013-2016) (сериал) … Frazier -
9,00
Низкое зимнее солнце / Low Winter Sun (2013) (сериал) … Reverend Lowdown -
9,17
Черный список / The Blacklist (2013-2020) (сериал) … Dr. James Covington - Watching TV with the Red Chinese (2012) … Little
- Нью-Йорк 22 / NYC 22 (2012) (сериал) … Arthur Anson
-
Пепел / Ashes (2010) … Floyd
-
Изюм на солнце / A Raisin in the Sun (2008) … Willy Harris
-
9,00
Через вселенную / Across the Universe (2007) … Black Panther -
7,89
Половина Нельсона / Half Nelson (2006) … Mr. Dickson -
Проповедь в хоре / On the One (2005) … Pug
-
9,00
Путь Карлито 2: Восхождение к власти / Carlito`s Way: Rise to Power (2005) … Activist - Anonymous (2004) … Frank
- The Ballad of Pinto Red (2004) … Earl House
-
4,50
Слово чести / Word of Honor (2003) … Ramon Detonq -
Заплатить сполна / Paid in Full (2002) … Ice
- День в черном и белом / A Day in Black and White (2001)
-
7,00
Закон и порядок. Преступные намерения / Law & Order: Criminal Intent (2001-2011) (сериал) … Reggie Banks - Маленький сенегалец / Little Senegal (2001) … Westley
-
8,82
Сладкий и гадкий / Sweet and Lowdown (1999) … Alvin -
Цена успеха / Double Platinum (1999) … Jean Claude
-
6,50
Его игра / He Got Game (1998) … Prison Guard Burwell - Naked Acts (1996) … Joel
- Murder Magic (1994) … Buddy Dixon
-
9,00
Полицейские под прикрытием / New York Undercover (1994-1998) (сериал) … James Farris -
Полиция Нью-Йорка / NYPD Blue (1993-2005) (сериал) … Jess
-
8,25
Закон и порядок / Law & Order (1990-2010) (сериал) … Frank Doyle
Технологический рекорд
Пожалуй, наиболее технологичным и в какой-то мере фантастическим можно назвать убийство председателя правления Deutsche Bank Альфреда Херрхаузена, совершенное 30 ноября 1989 года в городе Бад-Гомбурге, недалеко от агломерации Франкфурт-на-Майне.
В Бад-Гомбурге Херрхаузен жил и ежедневно ездил на работу на бронированном автомобиле марки «Мерседес-Бенц» с двумя машинами сопровождения — впереди и позади. Перед убийцами стояла непростая задача: установить на пути автомобиля бомбу таким образом, чтобы она взорвалась точно при проезде «Мерседеса» напротив строго определенной точки кузова машины. Даже если бы взрыв произошел на уровне водительского сиденья, Херрхаузен бы не пострадал.
Третья волна
Для исследования этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Наиболее масштабный из них провел в начале апреля 1967 года учитель истории Кубберлийского колледжа (Поло Альто, Калифорния) Рон Джонс. В учебных целях он создал среди студентов колледжа движение «Третья Волна», поставив целью уничтожение демократии.
Демократия культивирует индивидуализм в людях, сообщил им Джонс, это её самый главный порок, и он должен быть устранён. Новое движение получило девиз «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» соответствовало поверью, что в серии океанских волн третья — самая сильная.
Итак, на своём курсе современной истории Джонс запустил недельный эксперимент. Началось всё весьма невинно: были введены правила для участников движения — соблюдать дисциплину, сидеть прямо, перед ответом вставать, перед заданием вопроса поднимать руку, обращаться к учителю «Мистер Джонс» и отвечать предельно лаконично (не более трех слов).
На следующий день были выработаны название движения, его приветствие, которое выполняли участники при встрече друг с другом и с учителем даже вне класса. Ученики разработали сами логотип движения, процедуру инициации новых членов.
Вне класса эксперимент начал жить своей жизнью: первоначально группа включала 30 участников, но уже на следующий день в неё вошли друзья студентов из других курсов, и их стало 43, а ещё через день, когда Джонс обучил их, как вербовать новых членов, их стало более двухсот.
Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, у многих участников резко повысилась успеваемость и работоспособность. Правда, к удивлению Джонса, появились первые доносчики, сообщавшие учителю о случаях нарушения членами «Третьей Волны» учреждённых им правил.
Участники движения стали рисовать свои логотипы по всему городу. Те из студентов, кто не примкнул к движению, стали подвергаться дискриминации со стороны участников движения. Участники движения стали участвовать в личных «разборках» членов движения, начались стычки с местными байкерами-анархистами. Появились и противники движения, понимавшие, насколько далеко оно может зайти. Те, кто решил выйти из движения, считались предателями, а те, кто поднял свой голос против движения, — врагами.
Студенты сильно увлеклись экспериментом, их дисциплина и лояльность проекту были невероятны для раскрепощённых и свободолюбивых американцев. Рон Джонс сообщил, что «Третья Волна» является частью всемирного движения, что на завтра намечено объявить на всю страну о его существовании и принять участие в президентских выборах, чтобы достичь поставленных движением целей.
На следующий день Джонс решил сворачивать эксперимент, так как он начал выходить из-под контроля. На всеобщем собрании «Третьей Волны» вместо кандидата в президенты участники увидели пустой экран. После нескольких минут напряжённого ожидания Джонс объявил истинную цель эксперимента — исследование фашизма — и показал им фильм о Третьем Рейхе.
Тод Штрассер под псевдонимом Мортон Рю написал книгу «Волна», в которой описал эксперимент Джонса. В 1981 году по этой книге был снят одноимённый телефильм. Рон Джонс сам дополнил книгу своими материалами об эксперименте.
В 2008 году был снят новый фильм «Волна» Денниса Ганзеля, где действие перенесено в современную Германию. Я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм! В нём показано во всех подробностях быстрое превращение свободных, задиристых, раскрепощённых немецких ребят в фашистов. Кстати, фильм кончается трагично, в отличие от реального эксперимента.
Реакция участников эксперимента и дискуссия о его результатах были представлены в документальном фильме 2010 года «План урока».
В продолжении статьи я расскажу о других экспериментах, проводившихся на эту тему, и обобщу их результаты в ответе на вопрос, поставленный в заголовке.
Рецензии
Что лечит бархат амурский
- Грипп
- Вирусную простуду
- Сахарный диабет второго типа
- Сбой обменных процессов
- Гипертонию
- Гастрит
- Дизентерию
- Стоматит
- Холецистит
- Холелитиаз
- Паразитарную инвазию
- Туберкулез