Танк израиля меркава 5: описание, модификации и характеристики

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Цепочно-шариковая занавесь

Занавеска из цепей с шариками дана в ките в следующем виде: Имеется набор деталей из фототравления, каждая из которых представляет собой кронштейн с рядом плоских цепочек, каждая из которых заканчивается кружочком под размер шарика. Так же, на литниках имеется ряд пупырышков, которые, будучи срезанными, становятся полусферами, из которых собирается шарик. Это, конечно, не самый удобный и реалистично выглядящий способ собирать занавесь, но, на самом деле, конечный результат получается не таким уж плохим. Конечно, при условии, что руки растут из нужного места… 
Но, как водится, есть одно «но». Дело в том, что на реальной машине кронштейны, к которым крепятся цепи, привариваются к нижней части башни верхним торцом. Для этого на травлёной детали есть отгибаемые ушки, которые клеятся к нижней поверхности башни и забашенной корзины. Проблема тут в том, что между башней и корпусом модели просто нет места для всей этой конструкции. Поэтому мне пришлось клеить кронштейны сбоку на башню, как можно выше. И всё равно при этом шарики местами скребли по корме. Тогда я приклеил полоску пластика на башню сзади в том месте, где башня и корпус соприкасаются. Таким образом, я слегка приподнял заднюю часть башни. 
Кстати, на фотографии собранной модели на коробке с китом занавесь отсутствует, что как бы говорит нам, что производитель о проблеме осведомлён.

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк Merkava («Колесница») разрабатывался научно-исследовательским центром при государственном объединении «Израэл Индастри Милитари» вместе с США в 1970 — 1978 годах, в рамках концепции обеспечения максимальной живучести машины и защиты экипажа. В основу конструкции танка Merkava положено стремление обеспечить максимальную живучесть и защиту экипажа. Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и служат, таким образом, дополнительной преградой для снаряда в случае пробития им лобовой брони. Кроме того, для обеспечения дополнительной защиты, ещё одна броневая перегородка установлена позади двигателя.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также от того, что в задней части «Меркавы» размещено небольшое отделение (с дверями в кормовой части) достаточное для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного числа дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В определенной степени, «Меркава» это даже не танк, а хорошо защищенная подвижная огневая точка. Сходство это особенно усиливается, если учитывать, что пружинная подвеска танка не позволяет максимально эффективно использовать орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, «Меркава» с одной стороны это машина боле универсальная, чем «обычный» танк, но зато и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец поступил на испытания в 1974 году, но первые четыре серийные машины вышли на армейские испытания только 26 апреля 1979 года, а официальное принятие на вооружение состоялось 29 октября 1979 года. В том же 1979 года на заводе в г. Тель-а-Шумер было развернуто серийное производство.

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно десантное отделение в кормовой части танка

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4Годы эксплуатации: с 1974Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

– 70 тонн

Размеры Меркава-4

– Длина корпуса, мм: 7450- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040- Ширина корпуса, мм: 3720- Высота, мм: 2660- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

– Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная- Активная защита: «Трофи»- Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

– Калибр и марка пушки: 120-мм MG253- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»- Длина ствола, калибров: 50,92- Боекомплект пушки: 48- Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB- Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

– Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом- Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

– Скорость по шоссе, км/ч: ~60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

– Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 21,4- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

– Преодолеваемый подъём, град: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 1,2- Преодолеваемый ров, м: 3,0- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

[править] Боевое применение

Ливанская война 1982 года

«Боевое крещение» танки получили во время Ливанской войны в 1982 году. Всего Израиль в ту войну задействовал около 1000 танков, из них 200 танков «Меркава Mk.1» в 6 батальонах. 2 батальона «Меркава Mk.1» в составе 252-й дивизии воевали на восточном направлении против сирийцев, остальные батальоны в составе 91-й и 36-й дивизии воевали на западном и центральном направлениях против ООП. По мнению зарубежных экспертов, боевые машины показали высокую эффективность, особенно в плане обеспечения защиты экипажей. Существует неоднозначность мнений относительно боёв между «Меркавами» и сирийскими Т-72. Израильские источники сообщают об уничтожении около десятка Т-72, в то время как советские и некоторые российские утверждают, что было уничтожено значительное количество «Меркав» без единой потери со стороны Т-72. Существует также версия, что танки этих типов вообще не встречались в бою в ходе этой войны.

Вторая ливанская война 2006 года

Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В первый же день боевых действий (12 июля) один танк «Меркава Mk.2» был уничтожен при подрыве на мощном взрывном устройстве на территории Ливана в ходе преследования боевиков Хезболлы, похитивших израильских солдат.

Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава Mk.4», через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Также в ходе данного манёвра был зарегистрирован первый подтверждённый случай применения ПТРК «Корнет». Из 24 участвовавших в наступлении танков были подбиты противотанковыми ракетами 11, восемь членов экипажей танков погибли.

Всего в конфликте было задействовано до 400 танков «Меркава» различных моделей. Всего было повреждено 46 танков. В 24 случаях была пробита броня. В 3 из этих случаев сдетонировал боекомплект. Ни один танк не загорелся. Пять танков признано неремонтопригодными: два, подорванных на фугасах, и три, поражённых ПТУР (по одному «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4»). По разным данным за весь конфликт было выпущено около 1000 ПТУР и гранат РПГ.

Другие оценки

По сообщению принадлежащей Хезболле радиостанции «Ан-Нур», израильские данные о потерях были сильно занижены. Агентство РИАН под одноимённым заголовком также привело сообщение «Ан-Нур», согласно которому «распространенный в дипломатических представительствах[неопределённость] в Ливане американский доклад утверждает, что официально объявленные Израилем данные о потерях в Ливане очень сильно занижены», и Израиль на самом деле потерял 164 танка «Меркава». Кроме того, в докладе якобы утверждалось, что «американские военные летчики принимали участие в бомбардировках южных пригородов Бейрута и других районов страны, управляя стоящими на вооружении у израильских ВВС самолетами типа Ф-16 производства США».

Американские и Европейские танки на вооружении Израиля

Израильским танк М1 «Супер Шерман»
Израильским танк М1 «Супер Шерман», ныне принадлежащий частному коллекционеру. Орудие калибра 76.2 мм времен Второй мировой войны устарело и не соответствовало послевоенным стандартам. Майкл Грин
 Танки Израиля
Попытки израильских военных продлить жизнь -Шерманов- привели к установке пушки калибра 75 мм французского образца в модифицированную башню Танк получил обозначение М50. Роберт Манашвроб
Танки Израиля
Последней модификацией «Шермана» в израильской армии стала вооруженная французской пушкой калибра 105 мм бронированная машина Танк получил обозначение М51. Армия обороны Израиля
 построенный в Великобритании «Центурион», вооруженный орудием калибра 105 мм
Основную тяжесть войны Израиля с арабскими соседями, известной под названием Шестидневной войны, вынес сконструированный и построенный в Великобритании «Центурион», вооруженный орудием калибра 105 мм. Роберт Манашероб
 построенный в США средний танк М48 -Паттон»
Выставленный на обозрение в Танковом музее Армии обороны Израиля сконструированный и построенный в США средний танк М48 -Паттон». На танке видна маркировка израильской армии Израильтяне сохранили 90-мм орудие, но установили более мощный дизельный двигатель. Роберт Манашероб
Танки Израиля
Следующим большим шагом по модернизации американского среднего М48 -Паттон» стала установка на нем орудия калибра 105 мм британской конструкции Армия обороны Израиля
 Танки Израиля
Соединенные Штаты поставили в Израиль большое количество основных боевых танков М60 во время войны Судного дня (1973), чтобы возместить боевые потери Армия обороны Израиля
Танки Израиля
Для того чтобы поддерживать основной боевой танк М60А1 американского производства в надлежащем состоянии, израильские военные постоянно совершенствуют бро-незащиту Новейшая модификация, изображенная на фото, включает в себя дополнительное бронирование корпуса и башни. Роберт Манашероб
 Танки Израиля
Израильские военные модернизировали трофейные танки советского производства Т-54/55 Вместо 100-мм орудия было установлено орудие калибра 105 мм британской конструкции. Роберт Манашероб

Тактико-технические характеристики танка Меркава 4M

Экипаж, чел: 4Годы эксплуатации: с 1974Количество выпущенных, шт.: 1970 (всех модификаций)

Вес Меркава-4

— 70 тонн

Размеры Меркава-4

— Длина корпуса, мм: 7450- Длина с пушкой вперёд, мм: 9040- Ширина корпуса, мм: 3720- Высота, мм: 2660- Клиренс, мм: 530 (с дополнительным бронированием днища — 430)

Броня Меркава-4

— Тип брони: стальная литая, разнесённая модульная четвёртого поколения, противоснарядно-противокумулятивная- Активная защита: «Трофи»- Динамическая защита: нет

Вооружение Меркава-4

— Калибр и марка пушки: 120-мм MG253- Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»- Длина ствола, калибров: 50,92- Боекомплект пушки: 48- Прицелы: наводчика дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели, командира панорамный дневной/ночной (тепловизионный) с автосопровождением цели; есть резервные оптические и ИК-прицелы- Пулемёты: 2 × 7,62-мм FN MAG, на некоторых также 1 × 12,7-мм M2HB- Другое вооружение: 60-мм миномёт

Двигатель Меркава-4

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом- Мощность двигателя, л. с: 1500

Скорость Меркава-4

— Скорость по шоссе, км/ч: ~60- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40

— Запас хода по шоссе, км: 500- Удельная мощность, л. с./т: 21,4- Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,12

— Преодолеваемый подъём, град: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 1,2- Преодолеваемый ров, м: 3,0- Преодолеваемый брод, м: 1,4

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой

В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883  (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

[править] Общие сведения

Разработан к 1989 году. В 1990 году принят на вооружение. В 1994 году вышла Меркава Мк.ЗВ с усовершенствованной броневой защитой башни, в 1995 году — Меркава Мк.ЗВ Baz (главное её — новая СУО «Баз»), а в 1999 году — Меркава Mk.3D. Производился до 2003 года. Всего было изготовлено 480—680 танков Меркава Mk.3.

Википедия описывает эту машину следующим образом:

Имеется система обнаружения лазерного излучения LWS-2 из 3-х датчиков, которые дают суммарный круговой охват, информация об азимуте источника облучения выводится на дисплей командира. По другой версии, на данном танке используется система предупреждения об опасности LWS-3 для обнаружении электромагнитного излучения, разработанная в Израиле компанией Amcoram.

Основное вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка MG251 производства IMI. Огонь ведётся разработанными в Израиле бронебойными подкалиберными снарядами М711 и многоцелевыми М325 — кумулятивными и осколочно-фугасными, но возможно и использование 120-мм снарядов NATO. Боекомплект — 48 выстрелов. Система подачи выстрелов — полуавтоматическая. Нажатием ножной педали заряжающий поднимает выстрел на уровень казённика и вручную досылает его в казённик.

Также, танк обладает спаренным 7,62-мм пулемётом FN MAG израильского производства, оснащённого электроспуском. На турелях перед люками командира и заряжающего находятся ещё пара таких пулемётов для огня по воздушным целям. Имеется 60-мм миномёт, заряжание, наведение и стрельба из которого можно осуществлять из боевого отделения. Боекомплект, который находится в нише башни — 30 мин, включая осветительные, осколочно-фугасные и дымовые.

По бортам передней части башни находятся шестиствольные блоки 78,5-мм дымовых гранатомётов CL-3030 для постановки маскировочных дымовых завес.

Система управления огнём — «Матадор-3» (производство Elbit Systems) или «Баз». В неё входят стабилизированный комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы.

Тип брони: модульная, комбинированная. Для защиты экипажа ОМП в корме башни смонтирована фильтровентиляционная установка, позволяющая создать избыточное давление внутри танка, предотвращающего возможность попадания радиоактивной пыли или химоружия. Есть кондиционер и противопожарная система Spectronix.

В МТО находится форсированный до 1200 л. с. дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR. Повышение мощности осуществляется главным образом за счёт использования турбонагнетателя новой конструкции и усовершенствованной системы охлаждения. В едином блоке с дизелем смонтирована трансмиссия Ashot Ashkelon Industries Ltd.

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Противоскользящее покрытие (antislip)

На меркавах на горизонтальных поверхностях брони, по которым могут ходить танкисты нанесено покрытие из каменной крошки на клею – чтобы люди не подскользнулись. Как мне кажется, это покрытие является такой же визитной карточкой меркав, как и необычная форма башни, переднее расположение двигателя и занавесь из цепей и шариков. Так вот, имитация этого покрытия на модели отсутствует. Соответственно, каждый моделист, занявшийся сборкой этой модели, решает для себя вопрос: из чего и как делать это покрытие и делать ли его вообще?
 В журнале М-Хобби номер 105 описана сборка этой модели. В статье автор делал покрытие, припудривая поверхность со свеженанесённым лаком содой. Как мне кажется, эта техника весьма распространена. Тем не менее, я решил пойти своим путём, вот почему. Во-первых, сода – водорастворимое химически активное вещество, поэтому я побоялся использовать именно соду с водорастворимыми акриловыми красками. Во-вторых, как мне показалось, припудривание, как способ нанесения текстурной крошки не даёт достаточного контроля над результатом. 
 В качестве самой крошки я использовал мелкий песок. Мелкий песок я получил из обычного песка, взбалтывая его в воде. Частицы разных размеров оседают при этом за разное время. Пользуясь этим явлением, из четверти пол-литровой бутылки песка с соседней стройки я получил приблизительно половину чайной ложки мелкого песка без пыли, чего мне было достаточно для моих целей. 
В качестве фиксатора использовалась акриловая краска, которую было не жалко. Песок смешивался с краской и водой до состояния жидкой каши и наносился на модель кисточкой. На этой фотографии на самом тракторе покрытие уже выполнено, а на башне нанесены маски для предстоящего покрытия.
Понятно, что краска это плохой клей. В данном случае задача краски была не дать покрытию осыпаться, а функцию клея будут выполнять последующие слои краски и лака. Получившееся покрытие не такое равномерное, как хотелось бы. Наверное, стоило бы поэкспериментировать с припудриванием…

Ходовая часть и двигатель

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Соединения и их техника

По известным данным, в составе бронетанковых войск АОИ имеется три регулярные танковые бригады. Это 7-я танковая бригада «Саар ми-Голан» и 188-я бригада «Барак» из состава 36-й бронетанковой дивизии, а также 401-я бригада «Иквот а-Барзель» (162-я бронетанковая дивизия). За подготовку личного состава отвечает учебно-тренировочная 460-я бригада «Бней Ор». Также в сухопутных войсках имеется девять резервных бригад.


Меркава Mk.4 в базовой комплектации Фото: topwar.ru

В прошлом существовали и иные соединения, но на протяжении нескольких последних десятилетий имели место существенные сокращения. В частности, в 2014 г. расформировали сразу четыре резервные бригады, вооруженные устаревшей техникой.По результатам расформирования резервных бригад и списания устаревшей техники сформировался новый облик бронетанковых войск. Теперь они вооружены только танками семейства «Меркава», самые старые из которых относятся к проекту Mk.2. При этом продолжается поставка современных Mk.4 с постепенным выводом более старых машин в резерв.Согласно открытым источникам, наиболее развитыми в техническом отношении являются 7-я и 401-я танковые бригады. Последняя к середине прошлого десятилетия полностью перешла с танков «Магах» на современные «Меркава Mk.4». Перевооружение 7-й бригады «Саар ми-Голан» осуществлялось в 2013-16 гг. Ранее бригада имела танки «Меркава Mk.2». 188-я бригада по-прежнему использует танки Mk.3 поздних модификаций.Определенный интерес представляет материальная часть учебной 460-й бригады. Она примерно на две трети укомплектована ОБТ «Меркава Mk.4», а оставшийся парк сформирован машинами предыдущей модели Mk.3. Основная масса резервных бригад вооружена танками Mk.2 и Mk.3. Только одна (4-я) полностью переведена на современные Mk.4, а 847-я находится на стадии перевооружения.


ОБТ модификации Mk.4m / «Мем» Фото: topwar.ru

К сожалению, часть данных по состоянию сухопутных войск отсутствует в открытом доступе, из-за чего общая численность ОБТ разных моделей и распределение техники между соединениями неизвестны. Справочники The Military Balance указывают на парк танков численностью не более 450-460 единиц. Из прочих источников следует, что в регулярных и резервных бригадах может иметься не менее 1100-1200 ОБТ разных типов. В таком случае регулярные бригады имеют не менее 300-320 машин «Меркава», из которых лишь треть – Mk.3.

[править] Общие сведения

Представляет собой основной боевой танк, который имеет (с 2004) на вооружение бронетанковый корпус Израиля.

Участие в конфликтах: Вторая Ливанская война, Несокрушимая скала и т. д.

Танк описывают следующим образом:

На танке установлено орудие MG253 (гладкоствольная 120-мм пушка выдерживает повышенное давление в канале ствола, что позволяет применять разработанные IMI осколочно-фугасные снаряды М339 Kalanit), рассчитанное на повышенное давление пороховых газов, и имеющее интегральный теплоизоляционный кожух. Боезапас = 46 выстрелов. Орудие также позволяет стрелять ракетами LAHAT.

Прочее вооружение: спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт и такой же, установленным на турели по правому борту башни. Из этого пулемёта командир танка может вести огонь даже дистанционно — изнутри башни, разворачивая его на 360°. Имеется 60-мм казнозарядный миномёт. На башне — кассеты дымовых гранатомётов.

Недостатки (согласно army-news.ru): перегруженность передних катков, плохой обзор, плохая центровка, которая при стрельбе вызывает раскачивание машины. Но подтверждений данной информации не предоставлено, израильские авторы называют эту критику «мифом».

Для защиты машины на опыте войны в Ливане было решено снабдить танк системой Trophy. Такая модификация получила наименование Меркава Mk.4M, поступившая в АОИ в 2009. На танке установлено 4 РЛС, обеспечивающих круговой обзор для КАЗ. Кроме того, имеется акустическое обнаружение огня снайперов.

Снабжён 1500-сильным дизелем GD883 производства General Dynamics (США), который, как оказалось, имеет проблемы с надёжностью, которые пришлось устранять.

Модификация: Меркава-4 Барак.

Краткая история танка «Магах 3» в российском танковом музее

В ходе ведения боевых действий в Ливане сирийским войскам удалось захватить танк «Магах 3», трое членов без вести пропали, за информацию об их местонахождении правительство Израиля объявило награду в 10 миллионов долларов, на данный момент израильский танк в Кубинке. В СМИ ранее обсуждалось множество различных версий по поводу захвата боевой машины сирийскими войсками.

В подмосковном танковом музее нет подобных экспонатов, на которых установлена динамическая защита Blazer или что-то в этом роде, «Магах 3» остаётся пока единственным представителем, но, скорее всего, танк в ближайшее время будет возвращён на родину.

О «Сияющей молнии»

В результате модернизации израильские инженеры создали улучшенную модель танка. В технической документации новая бронированная боевая техника значится как Merkava Mk-4 Barak Zoner, что в переводе значит «сияющая молния». Упрощенно – BAZ. Для танка израильской компанией Elbit Ltd был разработан обновленный комплекс управления огнем. Внедрение данной системы дает возможным снарядам, выпущенным из боевой бронетехники, автоматически следовать за целью. В результате существенно увеличивается вероятность уничтожения мишени уже с первого выстрела. В дополнение к данному комплексу прилагается командирская панорамная оптика. Как утверждает изготовитель обновленной системы управления огнем (СУО), аббревиатура BAZ применима не только к 4-й модели «Меркавы». Данное обозначение будет использоваться ко всем моделям бронированной техники, оснащенной данной СУО.

Силами самообороны Израиля перед оружейными конструкторами была поставлена задача – провести доводку обеспечения танков до уровня BAZ. Модернизация была начата с «Меркавы-4». Всего усовершенствованию подлежало 400 единиц ОБТ данной модели. Для того чтобы соответствовать уровню BAZ, танк должен быть оснащен новой системой активной бронезащиты (САЗБ). Инсталлировать комплексы в танки начали в 1999 году. Тестировались два варианта систем: IMI и Rafael. К началу серийного производства «Меркавы-4» появился третий вариант САЗБ – Trophy. Однако финансовые затруднения в стране воспрепятствовали дальнейшим проектировочным работам по данной системе активной защиты. К моменту серийного производства Mk-4 Trophy был еще не окончен. Тем не менее израильские конструкторы предусмотрели возможность установки данной САЗБ в дальнейшем.

Инженеры остановили свой выбор на системе активной защиты ASPRO. Установка САЗБ осуществляется как на Mk-4, так и на ранние модели. Первые 30 танков, модернизированных до уровня BAZ, были готовы в 2009 году. Большую половину бронетехники удалось доработать в 2010. В 2011 году работы по доводке ОБТ были завершены.

Заключение

Можно заметить, что подход у русских и израильских конструкторов существенно отличается. Кто-то ставит на динамическую защиту, а кто-то – на пассивную. Одни защищают свой экипаж, помещая его в специальные капсулы, другие – нет. Но винить в том или ином решении разработчиков особого смысла нет, так как все введения целесообразны. Так, лобовая броня Т-90 может выдерживать огромное количество попаданий, в то время как выстрел в корму практически гарантировано приводит к пожару и гибели. А вот круговая активная броня «Меркавы» защищает его со всех сторон, но любая серьезная мина с зарядом тротила в 200 кг и более приводит к смерти экипажа. Это же касается и попаданий осколочно-фугасных снарядов в крышу боевой машины. Но все эти недостатки разработчики стараются устранять, тем самым увеличивая живучесть машин в реальных боевых условиях. На этом можно закончить разговор на данную тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector