9 способов развить социальный интеллект и научиться манипулировать людьми
Содержание:
- Устраивайте «проверку связи» каждые две недели
- Методы и приемы управления персоналом в современной организации.
- Причины нарушения адаптации
- Селфи в темноте и день без зарядки: что умеет новый смартфон Honor 30i
- Читайте также ?
- Рассказчик
- Перечисление и категоризация
- Аудиокнига
- Шире круг
- Какие социальные навыки?
- Компетентностный подход
- Когда волноваться
- Социальные навыки – не то, что откроет вам все двери
- Кому и зачем нужны гибкие навыки
- Ответ
- Способы развить навыки межличностного общения
- Три инструмента для развития навыков общения
Устраивайте «проверку связи» каждые две недели
И здесь наука приходит на помощь. Это, возможно, покажется глупостью, но мы должны стараться поддерживать связь (по телефону, What’s app и прочим мессенджерам или лично) каждые 15 дней.
Если верить исследованиям, проведенными в университете Нотр-Дам, 15 дней – это максимальный интервал между контактами с конкретным человеком, чтобы у вас сформировалась подлинная дружба. Не пренебрегайте этим – следите за важными для вас контактами, освежайте и подпитывайте их по крайней мере каждые две недели.
Методы и приемы управления персоналом в современной организации.
Деятельность
по управлению персоналом — целенаправленное
воздействие на человеческую составляющую
организации, ориентированное на
приведение в соответствие возможностей
персонала и целей, стратегий, условий
развития организации.
Методы
управления персоналом —способы
осуществления управленческих воздействий
на персонал для достижения целей
управления организацией.
К
основным методам управления персоналом
относят:
1.Экономические
— приемы и способы воздействия на
исполнителей с помощью конкретного
соизмерения затрат и результатов
(материальное стимулирование и санкции,
финансирование и кредитование, зарплата,
прибыль, цена).
2.Административные
— ориентированы на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины
труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенной организации,
культура трудовой деятельности. Эти
методы соответствуют правовым нормам.5
основных способов административного
воздействия: организационные воздействия,
Распорядительные, Дисциплинарная
ответственность и взыскания, Материальная
ответственность и взыскания,
Административная ответственность и
взыскание.
3.Социально-психологические
— основаны на использовании социальных
механизмов управления (система
взаимоотношений в коллективе, участие
работников в управлении, формирование
групп, создание нормального психологического
климата, моральное стимулирование).
Использовании неформальных факторов,
интересов личности, группы, коллектива
в процессе управления персоналом.
По
характеру воздействия: 1) убеждение-
различные воспитат, разъяснит, орг меры
для формирования воли подчиненного или
ее преобразования. 2) информирование,
3) принуждение – мера управления,
основанная на угрозах применения
штрафных санкций, увольнения, вызывает
отрицательную реакцию персонала.
По
управленческим этапам; 1) организация
– формирование условий для работы, 2)
—
планирование – призвано регламентировать
поведение
персонала; 3) анализ – позволяет
обобщать имеющуюся информацию и делать
выводы; 4) учет личных данных персонала;
5)
контроль;
6) мотивация.
Методы
управления персоналом очень тесно
связаны между собой и образуют в
совокупности определенную систему
работы с персоналом, где изменения,
происходящие в составе каждой из функций,
вызывают необходимость корректировки
всех других сопряженных функциональных
задач и обязанностей. Если методы
управления исходят только из интересов
руководства и прибыльности предприятия,
без учета интересов персонала, то
сотрудники покинут такой бизнес в
поисках более приемлемых для них условий
работы.
Причины нарушения адаптации
Расстройство приспособительных реакций — это результат эмоционального расстройства, связанного с чрезмерно сильным влиянием на человека негативных событий, которые происходят в жизни. Нарушение адаптации приводит к социальной дисфункции, снижению трудоспособности и коммуникационных навыков под влиянием стрессовой ситуации. Чаще всего расстройство проходит самостоятельно с прекращением влияния на индивида раздражающих факторов.
Нарушение адаптации может произойти под влиянием многих событий и личных переживаний, основные из которых:
- насилие;
- сложная жизненная ситуация;
- нервное расстройство;
- длительная психическая нагрузка.
Насилие и в физической, и в эмоциональной форме очень негативно отражается на самоценности и мировоззрении человека, создавая сложности в процессах социальной и психологической адаптации. Если индивид с самого детства подвержен насилию, ему будет непросто приспособиться к требованиям и нормам социальной среды. Часто дезадаптация приводит к депрессивному расстройству, которое требует лечения.
Сложная жизненная ситуация обусловлена неожиданными и незапланированными изменениями привычного уклада жизни и неспособностью человека решить возникшую ситуацию путем привычных методов. Трудности в жизни приводят к возникновению стресса, эмоционального напряжения, которые не дают индивиду развиваться. Нередко такое состояние человека приводит к разрушению социальных связей, что усугубляет его положение. К сложным ситуациям в жизни можно отнести утрату близкого человека, потерю работы, развод, материальные неурядицы, наличие серьезного заболевания и другие.
Нервное расстройство — одно из самых распространенных нарушений адаптации, которое характеризуется высоким уровнем тревоги. Причиной расстройства может стать как влияние внешних факторов, так и внутренние причины. Человек обычно начинает вести себя настороженно и нервно, проявляет признаки рассеянности и несобранности, будущее для него перестает иметь значение. Продолжительное нахождение человека в таком состоянии может вызвать физиологические проблемы, которые могут проявляться в виде головных болей, расстройством пищеварения, одышкой и другими.
Длительная психическая нагрузка — это особое состояние психики, которое отражает чрезмерную нагрузку на нервную систему и органы чувств человека. Она возникает под влиянием сложных стрессовых условий, к которым организму необходимо адаптироваться. В особенности такой нагрузке подвергаются люди, в профессиональную деятельность которых входит напряженный интеллектуальный труд, нерациональный режим работы, монотонность и чрезмерная стрессовость нагрузок.
Селфи в темноте и день без зарядки: что умеет новый смартфон Honor 30i
Читайте также ?
Рассказчик
Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:
- У меня всегда есть история, которой можно поделиться.
- Я сохраняю и запоминаю интересную информацию.
- Меня постоянно просят произнести тост или представить человека.
Вот важные для вас социальные навыки:
- Вы умеете создать историю, которая вызывает интерес, вдохновляет и мотивирует. При этом вы используете различные техники убеждения: пояснения, эмоциональный язык, цепляющие детали.
- Вы можете изменить атмосферу в комнате, поведав историю.
- Вы рассказываете так, что у слушателей возникает эмоциональный отклик, они как будто проживают события вместе с вами.
Перечисление и категоризация
Социальные навыки — это инструменты, которые позволяют людям общаться, учиться, просить о помощи, удовлетворять потребности соответствующим образом, ладить с другими, заводить друзей, развивать здоровые отношения, защищать себя и в целом иметь возможность взаимодействовать с обществом. гармонично. Социальные навыки формируют такие важные черты характера, как надежность, уважительное отношение, ответственность, справедливость, забота и гражданство. Эти черты помогают построить внутренний моральный компас, позволяя людям делать правильный выбор в мышлении и поведении, что приводит к социальной компетентности.
Важными социальными навыками, определенными Управлением по трудоустройству и обучению, являются:
- Координация — корректировка действий по отношению к действиям других.
- Наставничество — обучение и помощь другим, как что-то делать (например, партнеру по учебе).
- Переговоры — обсуждение, направленное на достижение соглашения.
- Убеждение — действие или факт убеждения кого-либо или убеждение сделать что-то или поверить во что-то.
- Ориентация на служение — активно ищет способы развиваться в духе сострадания и психосоциального роста вместе с людьми.
- Социальная восприимчивость — способность осознавать реакции других и понимать их.
Социальные навыки ориентированы как на основные, так и на промежуточные цели. Например, взаимодействие на рабочем месте, инициированное новым сотрудником со старшим сотрудником, сначала будет содержать основную цель. Это будет сбор информации, а затем промежуточная цель будет заключаться в установлении взаимопонимания для достижения основной цели. Такео Дои в своем исследовании сознания выделил это как tatemae , означающее условности и словесные выражения, и honne , означающее истинный мотив, стоящий за условностями.
Аудиокнига
Шире круг
Современные исследования долгожителей среди многих факторов счастливой жизни в старости особняком выделяют активную социальную жизнь, прочные семейные отношения, широкий круг общения за пределами семьи, наличие регулярного и полноценного общения.
В книгах по саморазвитию (всем, кто стремится к «успешному успеху») наиболее частые рекомендации также связаны с выстраиванием отношений с другими людьми: развитие сети деловых контактов (нетворкинг), обретение «своей стаи» (круга поддерживающего общения), создание «команды мечты» (группы единомышленников для совместной реализации планов, проектов), развитие лидерских навыков (которые почти все коммуникативные) и т. п.
И объективное, и субъективное качество нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы «встроены» (социализированы) в социальные отношения. Главное средство социализации – общение. И чем лучше человек умеет общаться, чем лучше у него развиты коммуникативные навыки, тем успешнее будет его социализация.
Какие социальные навыки?
В настоящее время в мире психологии не существует единого мнения, позволяющего однозначно и в равной степени определить понятие «социальные навыки»
Однако, если мы примем во внимание как его характеристики, так и его функции, мы можем определить социальные навыки как набор тактик или маневров поведения, которые люди естественным образом изучают и которые используются в ситуациях взаимодействия с другими людьми с целью успешного решения социальной ситуации
Тот факт, что эти навыки не являются врожденными, а усваиваются спонтанно на протяжении всей нашей жизни, делает их восприимчивыми к обучению и совершенствованию с помощью методов обучения социальным навыкам..
Хорошее развитие социальных навыков это позволяет нам выражать свои эмоции и чувства адекватным и удовлетворительным образом. Таким же образом, это также дает нам возможность выражать свои мнения и мысли в соответствии с ситуацией, в которой мы живем..
Благодаря им мы наслаждаемся благоприятными и позитивными межличностными отношениями; мы чувствуем себя лучше с собой и способствовать достижению наших целей в нашей общественной жизни.
Эти навыки также наблюдаются в животном мире.В природе мы можем наблюдать коммуникативные навыки и отношения между представителями одного и того же вида животных, эти способности аналогичны тем, что мы знаем как социальные навыки.
Наконец, и в итоге, социальные навыки имеют ряд характеристик, которые отличают их и отличают от других типов человеческих способностей. Эти характеристики:
- Они выучены и поэтому способен обучаться и совершенствоваться.
- Они необходимы, если мы хотим иметь хорошее психическое и психологическое здоровье.
- Они не жесткие модели поведения, но нормы, которые приспосабливаются к каждой ситуации.
Компетентностный подход
В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.
Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.
Когда волноваться
Оценивая возможности своего ребёнка, нужно не волноваться, если его умения дисгармоничны. Это проявления индивидуальности. Точно так же он может уметь то, что не умеют другие дети в его возрасте.
Но есть некоторые признаки того, что развитие молодого человека пошло в неправильное русло:
- во время разговора он проглатывает окончания, мямлит или тарахтит;
- обильное слюноотделение;
- не может держать ложку и одеться;
- проблемы с подвижностью, неспособность прыгать и кидать мяч;
- у ребёнка не получается сложить простейшую пирамиду, вывести базовую логическую цепочку и запомнить основные понятия;
- болезненная привязанность к родителям, избегание любых других социальных контактов;
- неспособность узнать своих родителей и родственников, трудности с установлением зрительного контакта.
Можно послушать мнение доктора Комаровского, что должен уметь ребенок в 3,5 года, а он как раз занимается отклонениями в детском развитии.
Не нужно огорчаться заранее, если ребёнок в чём-то отстаёт от остальных. Вполне возможно, что в будущем он даже перегонит своих сверстников.
Социальные навыки – не то, что откроет вам все двери
Вы можете научиться водить машину, но само по себе умение это ничего не значит. Его не повесишь на стенку в рамочку, оно имеет смысл только если вы куда-то поехали. И ключевым будет здесь не сам факт вождения машины, а то, куда и зачем вы поехали, и насколько успешно туда добрались.
Так и социальные навыки. Если вам ни зачем не нужны конкретно эти люди и эта социальная группа, вы, конечно, можете попытаться построить с ними коммуникацию из спортивного интереса и ради прокачки этих самых навыков. Но в такой ситуации эти навыки не приведут к конкретному успеху и ценность их будет в такой ситуации стремиться к нулю.
Совсем иначе будет выглядеть ситуация, в которой вам нужно найти общий язык с конкретной группой людей – например, коллективом на работе, потому что вам интересна эта работа и люди тоже в целом нравятся, у вас есть важный для вас мотив. Если в этой ситуации вы задействуете социальные навыки – вы получите конкретный результат: комфортную обстановку на работе.
Если у вас нет конкретных целей, то нет смысла прокачивать и навыки – они сами по себе не помогут вам понять, чего вы хотите и поставить цель.
Если у вас есть цель, но при этом есть ощущение, что социальные навыки ваши слабоваты – то обучиться им можно только на практике, а это означает идти, пробовать, ошибаться, получать опыт, анализировать его, менять тактику и в итоге находить нужный вам резонанс.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
- Умение решать комплексные задачи.
- Критическое мышление.
- Творческое мышление.
- Умение управлять людьми.
- Умение работать в команде.
- Способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
- Умение формировать суждения и принимать решения.
- Клиентоориентированность.
- Ведение переговоров.
- Переключение с одной задачи на другую.
Те самые топ-10 навыков
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
- критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы;
- креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
- коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
- координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
Ответ
Привет! Вопрос твой, конечно, очень субъективный и предполагает множество условностей, но мы не могли оставить его без внимания, потому что каждый парень хоть раз в жизни задумывался на тему «Бить или не бить?». Хоть времена дуэлей позади, но защита своей чести, и особенно чести своей девушки, актуальности не потеряла до сих пор. И вопрос даже не в том, нужно ли в цивилизованном обществе применять кулаки в конфликтных ситуациях, а в том, что многие парни считают это правильным, несмотря на прочие мнения. И даже если окружение будет осуждать их за нарушение библейского принципа «Подставь другую щеку, и все такое», многие из нас все равно в глубине души посчитают такой поступок правильным.
Именно это и является причиной твоих переживаний. Чисто технически ты поступил мудро. Их было трое, ты — один. Они были настроены агрессивно, а ты, как сам признался, особых надежд на собственные силы не возлагал. А значит, ответь ты им так же грубо, то, скорее всего, был бы тщательно побит на глазах своей девушки. Но внутри тебя, как и в каждом из нас, живет инстинктивное, заложенное природой понимание мужской чести. И там, где ситуация может быть разрешена наиболее практичным способом, вступает она и разрушает любой рациональный подход. И, несмотря на то, что ты своим молчанием свел данный конфликт на нет, именно твоя мужская гордость указывает тебе на неправильность твоих действий, мучительно расписывая в твоей голове сценарий того, как ты должен был поступить на самом деле.
В этом и заключается дилемма, с которой сталкивается каждый парень, попадающий в похожую ситуацию либо представляющий себя на твоем месте. Дело в том, что есть большая разница между тем, как мы должны поступать, и тем, как мы поступаем на самом деле. И, несмотря на весь словесный героизм большинства парней, на деле многие бы сделали то же самое, что и ты. Трусость ли это? Возможно. Но не всегда. Давай на некоторое время абстрагируемся от твоей ситуации и попытаемся разобраться в целом, почему некоторые парни не приемлют насилия, когда, казалось бы, по всем правилам крутого экшена оно должно быть.
Начнем с описания образов тех людей, которые позволяют себе грубые и необоснованные оскорбления в адрес других. Вряд ли эти ребята имеют абонемент в местную библиотеку, а по выходным посещают филармонию, чтобы послушать концерт Моцарта для скрипки. Мы это говорим не к тому, что сами не выкисаем из филармонии и каждый рабочий день начинаем с прочтения очередной главы «Фауста». Просто есть определенные условия формирования личности. Человеку, выросшему в благополучной семье, в нормальной социальной среде, несвойственно дикое поведение в принципе. Поэтому, когда такой человек лично сталкивается с непривычным для него проявлением агрессии, зачастую он даже не знает, как себя вести. Можно называть это как угодно: трусостью, интеллигентностью или даже высокомерием — сути это не меняет. Большинство людей избегает открытого конфликта, просто потому что к нему не готово. Ну в самом деле, если на тебя лает собака, не будешь же ты вставать на четвереньки и лаять в ответ? Хотя если собака чересчур агрессивна, то камень все же взять придется.
Поэтому конфликт конфликту рознь. И агрессия в твою сторону не всегда заслуживает аналогичной реакции от тебя, потому что таким образом ты можешь выглядеть еще глупее. Но твой случай особенный, поскольку затрагивает самую щепетильную для любого парня тему — оскорбление его девушки. Нет однозначного ответа, как ты должен был поступить, потому что ситуация эта могла иметь несколько сценариев развития событий. Кто-то согласится с тем, что, промолчав, ты поступил правильно. С другой стороны, если бы ты после оскорбления твоей девушки достал мачете и разрубил обидчиков на куски, то упрекнуть тебя тоже было бы нельзя.
Признаться честно, даже в стенах нашей редакции возник спор, как надо действовать в подобных ситуациях. На всякий случай скажем, что насчет мачете мы, конечно, пошутили. Но вектор мысли ясен
Отвечать грубостью на грубость или нет — это дело каждого и зависит от его характера, настроения, физических данных и, что более важно, от физических данных обидчиков. Ты, может, и рад был бы станцевать чечетку на их рожах, если бы каждый из них обладал комплекцией богомола либо ты сам был бы двухметровым чемпионом UFC
Но поскольку это не так, ты промолчал. Возможно, сделал правильно, а возможно — нет. Тут главное — реакция твоей девушки, а она, будучи умницей, поддержала тебя. Поэтому эту ситуацию следует отпустить. Но раз ты переживаешь на этот счет, то значит, у тебя есть определенные принципы, и твой поступок не укладывается в их рамки. Подумай о том, как можно было бы ответить этим парням, чтобы выйти из ситуации достойно, и запомни это. Может быть, в следующий раз ты молчать уже не будешь.
Теперь рассмотрим вторую часть твоего вопроса, а именно ту, где ты спрашиваешь, в каких случаях нужно лезть в драку, защищая честь своей девушки, а в каких — необязательно. Как интеллигентные люди, мы, конечно, должны тебе сказать, что лезть в драку не следует никогда. Должны, но не будем. Случаи самообороны, когда по отношению к тебе или кому-либо еще совершается насилие, мы не рассматриваем. Тут все очевидно. В этом случае даже закон позволяет тебе защищать здоровье свое или близкого тебе человека.
Но что касается оскорблений, то здесь следует рассматривать каждый конкретный случай отдельно. Для начала надо учитывать, от кого они исходят и может ли после этих оскорблений последовать что-нибудь еще. В случае поверхностных и примитивных провокаций по типу той, что была использована против тебя и твоей девушки, можно ограничиться устным комментарием, который лишь подчеркнет кретинизм обидчиков. Эти парни особо умом не блещут, и даже если ты не можешь одолеть их физически, то словесно точно удастся.
Другое дело, когда оскорбления носят ярко выраженный агрессивный и личный характер: например, если твою подругу преследует бывший парень или слишком навязчивый поклонник. Она их отталкивает, а они в ответ шлют оскорбления или угрозы. Тут, конечно, без твоего вмешательства не обойтись. Приезжать к ним с бейсбольной битой сразу, может быть, и не стоит, но вызвать на разговор (хотя бы телефонный) лишним точно не будет. И необязательно сразу грубить. Для первого раза можно обойтись предупреждением. Ну вдруг ее бывший до сих пор по ней скучает и не может ей простить уход? Скорее всего, он неадекватный, но попытаться с ним поговорить можно. Если с первого раза не поймет, попробуй еще раз, но уже грубее. Если и этого недостаточно, то действовать нужно по обстоятельствам. К сожалению, некоторые понимают лишь язык силы, и ты можешь намекнуть на свою готовность ее применить. Нужно осознавать одно и самое главное: достойный парень никогда не будет без причины оскорблять девушку. Раз он это делает, значит, слабак. И даже если ты не обладаешь комплекцией Рэмбо, припугнуть его может оказаться не так уж и сложно.
В любом случае никогда не стоит забывать, что насилие — это уголовно наказуемое преступление, и оправдать его можно лишь в исключительных случаях. Как бы романтично ни выглядело заступничество за свою девушку, в этом нужно знать меру. Немало мужских судеб было сломано именно по причине того, что парень перестарался, заступаясь за честь девушки. Обидчик может быть не только намного сильнее тебя, но и намного слабее. В этом случае не надо вступать в драку, даже если его оскорбления действительно гнусные. В трусости тебя все равно никто не обвинит, а вот бить тех, кто явно слабее тебя, — это такое же проявление слабости.
Напоследок хочется посоветовать тебе (в свойственной для нас манере) заниматься спортом и становиться сильнее. Если даже ты не собираешься применять полученные физические навыки, то как минимум они сделают тебя увереннее. Именно ощущение своего превосходства над соперником не позволит тебе выйти из подобных ситуаций проигравшим.
Способы развить навыки межличностного общения
1. Умение слушать
Внимательно слушать — это не только слышать собеседника, но и поддерживать разговор с ним
Каждый из нас хочет быть услышанным, поэтому важно, чтобы вы слушали, что говорит человек, и относились к нему с уважением. Эффективное общение заключается в словах, которые мы используем, в тоне нашего голоса и в невербальных подсказках, такие как язык тела
Да, вам нужно слушать слова, которые говорит человек, но очень часто именно невербальные части сообщения более важны для понимания собеседника.
Чтобы действительно быть открытыми для слушания, вам нужно сосредоточиться на человеке и на том, что он говорит. Вам нужно замолкнуть и слушать. Не просто кивать головой, а действительно слушать
Сосредоточьтесь на другом человеке и обращайте внимание на то, что он говорит. И не начинайте говорить, пока человек не выразит свои мысли
Обратите внимание на тон, который он использует, а также на невербальные части общения, такие как расположение рук и выражение лица.
2. Тщательно подбирайте слова
Будьте максимально понятны и конкретны в своих выражениях. Подумайте о том, что вы хотите сказать, а не просто «вываливайте» первое, что приходит в голову. Избегайте жаргонных, расистских и сексистских терминов, которые могут оскорбить другого человека. И не забывайте учитывать культурные нормы. Сосредоточьтесь на том, что вы действительно хотите сказать. Говорите четко и целенаправленно. Давайте другому человеку возможность высказать свое мнение, задать вопросы и получить разъяснения. И помните, что только практика вашего «словесного ремесла» поможет избежать недоразумений.
Практикуйте также ясность в письменных сообщениях. Без визуальных подсказок и тона голоса, письменное общение может показаться неуклюжим, и может приводить к недоразумениям и обидам
Поэтому не стоить заострять свое внимание на письменное общение. Даже быстрый телефонный звонок может помочь устранить возможные недоразумения
Хотя телефон не позволяет использовать словесные подсказки, такие как язык тела. Но он, по крайней мере, позволяет добавить тон голоса.
3. Расслабьтесь и глубоко дышите
При общении с мало знакомыми людьми, мы склоны нервничать, чувствуем себя неловко и говорим быстрее. Наш тон голоса так же изменяется, потому что мышцы лица, горла и челюсти напряжены. Напряженность так же может проявляться при невербальном общении, поэтому старайтесь держать ваши руки опущенными и не скрещивайте их. Попробуйте улыбнуться, сделайте глубокий вдох и выдох, кивайте головой, и поддерживайте зрительный контакт с человеком. Старайтесь не нервничать и не переживать, с вами ничего плохого не произойдет.
4. Ищите разъяснения
Для того, чтобы развить навыки межличностного общения, вы должны не стесняться просить разъяснений. Даже если у вас действительно отточенные навыки слушания, только говорящий — это единственный человек, кто сможет подтвердить насколько хорошо вы его поняли. Что вам нужно сделать в данной ситуации? Это задавать разъясняющие вопросы. Не просто перефразируйте сказанное, а задавайте вопросы для разъяснения. Вы только подумайте, сколько недоразумений мы сможем избежать, если будем развивать в себе этот навык.
5. Практика и улучшение
Навыки межличностного общения требуют практики. Поэтому обдумывайте ваши предыдущие разговоры и взаимодействия с людьми. Станьте внимательным наблюдателем за своим собственным поведением. Извлекайте уроки, как из хороших взаимодействий, так и не очень. Подумайте, что вы сказали или сделали не так? Над чем вам нужно еще работать? Сосредоточьтесь на том, что необходимо для построения и поддержания здоровых отношений
Практикуйте уважение к личности вашего собеседника, и давайте людям такое внимание, которые вы хотите, чтобы они дали вам. Помогите вашему собеседнику почувствовать себя значимым, и покажите то, что вы действительно интересуетесь ним
Вы будете поражены результатами, которых достигнете в своих отношениях, будь-то на работе, дома, либо в малознакомой для вас ситуации.
Три инструмента для развития навыков общения
1. Рефлексия
Это способность взглянуть на то, как вы общаетесь, как бы со стороны и проанализировать это. Выработайте привычку задавать себе вопросы (до, во время и после общения): «Насколько сейчас уместно начать данный разговор? Подходящее ли сейчас время/место для разговора? В каком настроении/состоянии находится мой собеседник, готов ли он к данному разговору эмоционально/морально? Кто мой собеседник? Что ему нужно от данного разговора со мной?» (и т. п.). Здесь приведены рефлексивные вопросы для навыка ориентировки в ситуации общения, но аналогичным образом их можно сформулировать и для прокачки других навыков общения.
2. Обратная связь
Народная мудрость справедливо гласит: «В чужом глазу соломинку видно, в своем бревна не увидать». В нашей рефлексии действительно могут быть «слепые пятна», мы можем не замечать какие-то слабые стороны нашего общения. Поэтому хорошим решением может быть помощь со стороны внешних наблюдателей, которых можно спросить: «Какие мои реплики/действия/поведение в данной ситуации общения были неудачными? Что я делал не так?» Если вы доверяете наблюдателю, то у него же можно попросить совета о том, как улучшить свои навыки общения в подобных ситуациях.
3. Эксперименты
Попробуйте хотя бы немного изменить свое привычное (шаблонное) поведение в общении и посмотрите, что получится. Не пытайтесь менять сразу все, попробуйте хотя бы одно простое изменение. Например, в приведенном выше примере с «пробегающим мимо» руководителем мы договорились, что он будет делать не менее трех остановок, во время которых и будет общаться с сотрудниками.
Подросткам (которым, как мы помним, трудно ориентироваться в ситуациях общения в силу их маленького опыта) очень помогло изучение одного простого приема «вопрос плюс анонс». Суть его в том, что перед началом любого разговора надо просто спросить собеседника: «Удобно ли вам здесь и сейчас обсудить?» – после чего кратко обозначить (анонсировать) тему и цель разговора.
Если вы уверены, что ваши навыки развиты недостаточно, поможет посещение тренинга, который обычно так и называется («базовые навыки общения», «развитие коммуникативных умений» и т. п.). Но даже если нет возможности посетить такой тренинг, подходите к любому разговору осознанно, используйте три описанных выше инструмента (рефлексию, обратную связь, эксперименты), и вы наверняка сможете общаться лучше.