Как завышенная самооценка влияет на жизнь человека и как решить эту проблему
Содержание:
- Как обнаружить у себя этот грех?
- Как привести самооценку в норму: практические рекомендации
- Что такое адекватная самооценка? Формирование самооценки у ребенка
- Комментарии
- Как корректировать завышенную самооценку
- Популярное
- Признаки
- Признаки низкой самооценки
- Стратегия 5. Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать!… ну и иногда отец
- Больше никаких случайных встреч (с ней)
- Как реагировать на похвалу и критику
- Насколько серьезна эта проблема?
Как обнаружить у себя этот грех?
Что это за грех – сребролюбие, понимают многие, особенно верующие, которые часто посещают храм и слушают проповедь о пагубной страсти от священника. Но как же обнаружить эту немощь, ведь очень часто мы остаемся «слепыми», не видим явных свидетельств греха.
Итак, симптомами этой «болезни» могут быть:
- Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в результате этого он не получит ничего, кроме слова «спасибо».
- Неправедная прибыль. Продажа или покупка краденого товара, подлог финансовых документов, обсчет или обвес.
- Взяточничество. Занимая определенную должность, уполномоченный властью человек не предпринимает никаких мер по решению проблемы, если ему не преподносятся подарки или деньги.
- Накопительство и мелочность. Человек отдаляется от Бога, посещение служб становится для него пустым времяпрепровождением и тратой времени. Воскресные и праздничные дни он уделяет различным мероприятиям для умножения и накопления собственного богатства. Такие люди, как правило, не желают подавать милостыню, становятся жестокими и немилосердными.
Заботясь о своем материальном благополучии более, чем о духовно-нравственном развитии, мы становимся зависимыми и порабощенными. Некоторые люди утверждают, что деньги им приносят свободу и независимость. На самом деле это не так: люди, прожившие всю жизнь, знают, что означает это стремление к накопительству.
В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, деньги, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.
Восстающая на душу страсть порождает другие похоти, например:
- воровство;
- предательство;
- лицемерие;
- гордость;
- ненависть;
- гнев;
- невоздержание;
- убийство.
Все происходит постепенно, сердце человека окутывается все новыми грехами, угасает совесть, которая перестает его мучать.
Как привести самооценку в норму: практические рекомендации
Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.
Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:
- на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
- каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
- затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
- далее полученные результаты сравниваются и анализируются.
Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.
Что такое адекватная самооценка? Формирование самооценки у ребенка
Комментарии
Как корректировать завышенную самооценку
Завышенная самооценка – прямой путь к одиночеству. Из-за нее с человеком не хотят общаться сначала коллеги по работе, потом отдаляются родственники и друзья. В конечном итоге человек остается совершенно один.
Сравнение адекватной и неадекватной самооценки
Чтобы привести самооценку в норму, необходимо исходить от возраста индивида.
Если речь идет о ребенке, то коррекционная работа должна проводиться в совокупности со следующими рекомендациями:
- Родителям необходимо принимать ребенка вне зависимости от наличия у него негативных или положительных качеств.
- Забота от близких людей должна исходить 24 часа в сутки. Нельзя лишать малыша тепла и ласки из-за неправильных поступков с его стороны, даже если он совершил плохой поступок.
- Не стоит хвалить внешность ребенка, сравнивая ее с другими детьми. Даже если он очень красивый, другие дети не должны быть занижены.
- Если социальный статус семьи находится на высшем уровне, нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал свое превосходство из-за финансового положения.
- Не стоит требовать со школьника только хороших оценок в школе. Подростка нужно приучать к восприятию ошибок как к чему-то естественному и нормальному.
- Чтобы ребенок мог правильно развиваться, следует учить его ставить перед собой цели и разрабатывать варианты их достижения. Не стоит ставить в пример других детей. Это может понизить самооценку юной личности.
- Не стоит ограждать его от трудностей. Именно они помогут сформировать у малыша ощущение собственных возможностей. Бороться должен уметь каждый человек – нельзя лишать его этого опыта.
- Необходимо учить детей брать на себя ответственность за совершенные поступки. Любое действие имеет последствия, об этом ребенок должен помнить.
Психокоррекция самооценки у взрослого человека требует более тщательного подхода.
Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, которые могут приблизить самооценку человека к ее нормальному состоянию:
- Необходимо осознать наличие проблемы – завышенной самооценки.
- Не стоит агрессивно относиться к мнению окружающих. Нужно стараться выделить в каждом из них несколько достоинств, которые обязательно пригодятся в жизни.
- Не следует обижаться на критику. Конструктивные замечания всегда можно принять к сведению.
- Не стоит винить в неудачах других людей. Если дело потерпело крах, следует в первую очередь проанализировать свои действия, выявить ошибки и сделать выводы на будущее.
- Не нужно идеализировать себя и людей. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Наличие недостатков – не повод заниматься самобичеванием или критикой других.
- Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – личность со своим «набором» качеств, интересов, взглядов. Нет двух одинаковых людей. Стать другим – не получится, поэтому сравнением заниматься бессмысленно.
- Необходимо учиться прощать, просить помощь, извиняться. Каждый может ошибиться, оступиться или вспылить.
Невозможно насильно заставить взрослого человека изменить свою самооценку. Любые попытки могут столкнуться с агрессией и конфликтом с его стороны. К решению измениться он должен прийти сам. Только в этом случае можно ожидать положительного исхода.
Популярное
Признаки
Завышенная самооценка характеризуется следующими характеристиками: эгоцентризм, авторитаризм, неприятие чужого мнения, желание возвышаться над другими людьми, руководить ими, навязывать модели поведения. Такие люди смотрят на окружающих свысока, проявляют высокомерие и надменность. Другие признаки завышенной самооценки:
- Непоколебимая уверенность в своем мнении и своей правоте независимо от наличия у оппонента веских доводов в свою защиту.
- Стремление к лидерским позициям независимо от наличия данных, оснований для подобных претензий.
- Неприятие здорового соперничества. Если коллега или друг оказался успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов и может даже превратиться в злейшего врага.
- Активное позиционирование своей точки зрения. Даже если никто не интересуется его взглядом на текущую ситуацию, он непременно выскажется и будет навязывать свою позицию.
- Покровительственный, менторский с другими. Вследствие уверенности в своих талантах и дарованиях, он не преминет воспользоваться случаем, чтобы поучать и наставлять всех вокруг.
Таких людей несложно разглядеть с первого взгляда. В процессе общения они часто используют местоимение «Я», любят слышать свое имя, не дают высказываться другим, активно продвигают свои идеи и гипотезы, в случае попыток противоречить им ополчаются на говорящего и не выбирая выражений «ставят наглеца на место». Другое проявление самомнения – эготизм, который выражается в желании рассказывать о себе окружающим. Признаки высокой самооценки также включают:
- Отсутствие критической оценки своего поведения.
- Возложение на себя непомерных задач.
- Постановка перед собой недостижимых целей.
- Низкий уровень ответственности.
Переоценивая свои возможности, такие люди часто берутся за дела, с которыми не могут справиться. Пытаясь достичь недосягаемой для себя цели, индивид нередко прибегает к безнравственным, аморальным приемам. Потерпев фиаско, становится раздражительным, агрессивным, что существенно затрудняет взаимодействие с окружающими людьми.
Провал всегда объясняется происками мнимых врагов. Он обвиняет других в своих неудачах, потому что не желает осознавать свою оплошность, некомпетентность и непрофессионализм. Он находит себе оправдание, не прислушиваясь к голосу разума и логичным доводам оппонентов.
Для сравнения при адекватной самооценке индивид ставит перед собой цели, которых может достичь своими силами, чему способствует объективное представление о своих возможностях. Он подвергает проверке гипотезы и предположения, отбрасывает несостоятельные версии, отказывается от необоснованных гипотез.
Человека с завышенной самооценкой называют эгоистом, выскочкой, снобом, позером, он так же, как перечисленные персонажи, считает себя неподражаемым знатоком в любом вопросе, лучшим специалистом в любой сфере деятельности. Он претендует на роль лидера, ведущего сотрудника, руководителя, не имея для почвы в виде достаточного уровня знаний, образования, опыта, интеллектуальных способностей. Признаки некомпетентности сотрудника:
- Недооценка профессиональных качеств других сотрудников.
- Невозможность осознать свой непрофессионализм.
- Отсутствие критической оценки уровня своих профессиональных навыков.
- Присвоение заслуг и побед компании на фоне сознательного нивелирования вклада других сотрудников.
Неквалифицированный специалист, который завышает оценку своих способностей, обычно держится очень уверенно. Когда такой человек принимает неудачные, ведущие к потерям решения, он не сомневается в своей невиновности, возлагая ответственность на других сотрудников и внешние факторы. Он не способен проанализировать ошибки, по-прежнему считает себя лучшим, исключительным в данной сфере деятельности.
Люди с высоким самомнением в отношениях проявляют по отношению к партнеру высокомерие и спесь. Мужчина или женщина с завышенной самооценкой всегда ставит свои интересы выше желаний и потребностей партнера. Такие люди доминируют в отношениях, руководят жизнью второй половинки, единовластно принимают решения, которые касаются всей семьи.
Признаки низкой самооценки
Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.
- Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
- Постоянная самокритика и самокопание;
- Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
- Сильная зависимость от мнения окружающих;
- Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
- Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
- Сильное чувство ревности, особенно — без повода;
- Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
- Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
- Недовольство своим внешним видом;
- Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг — враги);
- Постоянное чувство страха и позиция защиты;
- Ярко выраженный пессимистический настрой.
Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.
Стратегия 5. Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать!… ну и иногда отец
Эта стратегия реализуеся в семьях с «новыми возможностями» не реже, чем в традиционной семье. Основная ее особенность проста — воспитание ребенка передано здесь матери. Предполагается, что этим шагом главное сделано – ребенок с тем, кем ему предписано быть биологией, культурой, с «самым важным человеком» в его жизни.
Характерно для этого типа воспитания то, что муж здесь как правило, не равноправный его участник, а некий малодоступный ребенку, а то и жене, авторитет. Он не определяет повседневный, наполненный многими деталями ход жизни ребенка или делает это очень опосредованно. Родительские функции в такой семье разграничены гораздо жестче, чем в семье, где оба родителя совмещают рабочие и родительские обязанности. Как правило, ребенок в такой семье не ходит в садик до последнего предшкольного года, и его основным социализатором является мать, максимально полно опосредуя его связь с внешним миром, так же как и ее жизнь оказывается предельно опосредованной необходимостью взаимодействия с ним.Чем она обусловлена
Эта модель поддерживается сокрее консервативно ориентированной частью общества, в том числе и религиозными институтами, которые продолжают напоминать о недопустимости нарушения традиционного порядка, предопределенности такого рапределения обязанностей и проч. За этой стратегией можно увидеть протестную реакция на «современные западные тенденции», следование ей видится одним из решений так наболевших демографических проблем.
Однако, за возрастанием количества семей с этой моделью – можно, напротив, увидеть реализацию новых для российского общества возможностей. За ней – неприятие и отрицание эффективности социальных институтов, набивших оскомину в советские времена. Давольно большое число женщин охотно осталось дома после отмены ситуации с обязательной трудовой занятостью, поскольку появившиеся возможности это позволяли и казались очень соблазнительными.Чем она может быть опасна
Очевидно, что саму по себе включенность родителей и, прежде всего, матери в воспитание ребенка, психологи могут только приветствовать. При этом сама по себе ситуация несколько несимметричного участия супругов в ежедневой рутине воспитания как будто ничего опасного в себе не таит. Неэффективной эта в целом нормальная тенденция становится тогда, когда за ней скрывается нарушение супружеской иерарихии, дисгармоничные супружеские отношения и внутреннее неблагополучие матери.
Зачастую оказывается, что эмоциональная и психологическая жизнь женщины непроста. За решением посвятить себя воспитанию детей могут скрываться уже существующие сложности социальной адаптации и самореализации. Ребенок тогда оказывается в известном смысле оправданием такого способа жизни. С другой стороны, женщина успешно реализовывшаяся ранее испытывает сложности переживания социальной и профессиональной депривации. Очевидно, что в обоих случаях может возникать то, что психологи называют проекцией материнской тревоги и психологического неблагополучия на ребенка.
При этом в силу нарушенности супружеской иерархии часто родительская позиция жены ниже, чем мужа, что существенно затрудняет ее возможности управления ребенком. Подобно же всякому другому кругу нарастания проблем, возникающие проблемы решаются такой семьей в русле «значит, недосточно знаимаешься», хотя на деле это означает призыв принять управление ситуацией и совладать с ней, направленный к тому, кто реальной властью не обладает.
Запрет на прямую канализацию материнской теревоги и неудовлетворенности часто приводит к нарастанию порочного круга и симптоматизации ребенка. В нашей культуре благополучие личное как правило, не является достаточным аргументом для изменения ситуации, в то время как неблагополучие детское, а в особенности болезнь, безусловно являются тем фактором, кторый как бы может вернуть отсутствующего отца в семью. Именно таким образом формально ответственные, готовые «создать все условия», чтобы семья «жила и проблем не знала», мужья, получают вечно проблемного ребенка с постоянно и упорно борющейся за его здоровье, успеваемость, достаточное физическое развитие, матерью.
В таких семьях часто возникает и проблема сепарации вырастающих детей. Компенсирующаяся посредством усиления связи ребенка с матерью супружеская дисфункция часто проявлется особенно остро на этапе «отпускания» детей из дома, поскольку «опусташает» смысловую составляющую жизни жены и собственно супружеских отношений.Как справляться с проблемой
Главное здесь – нахождение более комфортной и отражающей интересы обоих супругов семейной модели распределения функций. Речь идет о укреплении самоценности как женщины, так и мужа (поскольку за его «приницпами» как правило также стоят определенные психологические проблемы). Необходимо усиление собственно супружеской системы и преодоления существующей каолиции матери с ребенком, взамен которой доложна возникнуть полноценная родительская система управления, пусть и с несколько разным обьемом временного и физического участия.
Больше никаких случайных встреч (с ней)
Как реагировать на похвалу и критику
Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.
Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.
Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.
В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.
По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.
Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:
- смиряться;
- видеть свою немощь;
- знать духовные силы;
- оставаться самим собой.
Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.
Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов