Как завышенная самооценка влияет на жизнь человека и как решить эту проблему

Как обнаружить у себя этот грех?

Что это за грех – сребролюбие, понимают многие, особенно верующие, которые часто посещают храм и слушают проповедь о пагубной страсти от священника. Но как же обнаружить эту немощь, ведь очень часто мы остаемся «слепыми», не видим явных свидетельств греха.

Итак, симптомами этой «болезни» могут быть:

  1. Ожидание личной выгоды во всем. Человек не приходит на помощь ближнему, если в результате этого он не получит ничего, кроме слова «спасибо».
  2. Неправедная прибыль. Продажа или покупка краденого товара, подлог финансовых документов, обсчет или обвес.
  3. Взяточничество. Занимая определенную должность, уполномоченный властью человек не предпринимает никаких мер по решению проблемы, если ему не преподносятся подарки или деньги.
  4. Накопительство и мелочность. Человек отдаляется от Бога, посещение служб становится для него пустым времяпрепровождением и тратой времени. Воскресные и праздничные дни он уделяет различным мероприятиям для умножения и накопления собственного богатства. Такие люди, как правило, не желают подавать милостыню, становятся жестокими и немилосердными.

Заботясь о своем материальном благополучии более, чем о духовно-нравственном развитии, мы становимся зависимыми и порабощенными. Некоторые люди утверждают, что деньги им приносят свободу и независимость. На самом деле это не так: люди, прожившие всю жизнь, знают, что означает это стремление к накопительству.

В конечном итоге ломаются судьбы, истинные ценности заменяются бесконечной борьбой за власть, деньги, богатство. Из жизни человека исчезает искренняя любовь, дружба, бескорыстие.

Восстающая на душу страсть порождает другие похоти, например:

  • воровство;
  • предательство;
  • лицемерие;
  • гордость;
  • ненависть;
  • гнев;
  • невоздержание;
  • убийство.

Все происходит постепенно, сердце человека окутывается все новыми грехами, угасает совесть, которая перестает его мучать.

Как привести самооценку в норму: практические рекомендации

Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

Что такое адекватная самооценка? Формирование самооценки у ребенка

Комментарии

Как корректировать завышенную самооценку

Завышенная самооценка – прямой путь к одиночеству. Из-за нее с человеком не хотят общаться сначала коллеги по работе, потом отдаляются родственники и друзья. В конечном итоге человек остается совершенно один.

Сравнение адекватной и неадекватной самооценки

Чтобы привести самооценку в норму, необходимо исходить от возраста индивида.

Если речь идет о ребенке, то коррекционная работа должна проводиться в совокупности со следующими рекомендациями:

  1. Родителям необходимо принимать ребенка вне зависимости от наличия у него негативных или положительных качеств.
  2. Забота от близких людей должна исходить 24 часа в сутки. Нельзя лишать малыша тепла и ласки из-за неправильных поступков с его стороны, даже если он совершил плохой поступок.
  3. Не стоит хвалить внешность ребенка, сравнивая ее с другими детьми. Даже если он очень красивый, другие дети не должны быть занижены.
  4. Если социальный статус семьи находится на высшем уровне, нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал свое превосходство из-за финансового положения.
  5. Не стоит требовать со школьника только хороших оценок в школе. Подростка нужно приучать к восприятию ошибок как к чему-то естественному и нормальному.
  6. Чтобы ребенок мог правильно развиваться, следует учить его ставить перед собой цели и разрабатывать варианты их достижения. Не стоит ставить в пример других детей. Это может понизить самооценку юной личности.
  7. Не стоит ограждать его от трудностей. Именно они помогут сформировать у малыша ощущение собственных возможностей. Бороться должен уметь каждый человек – нельзя лишать его этого опыта.
  8. Необходимо учить детей брать на себя ответственность за совершенные поступки. Любое действие имеет последствия, об этом ребенок должен помнить.

Психокоррекция самооценки у взрослого человека требует более тщательного подхода.

Несмотря на это, существует ряд рекомендаций, которые могут приблизить самооценку человека к ее нормальному состоянию:

  1. Необходимо осознать наличие проблемы – завышенной самооценки.
  2. Не стоит агрессивно относиться к мнению окружающих. Нужно стараться выделить в каждом из них несколько достоинств, которые обязательно пригодятся в жизни.
  3. Не следует обижаться на критику. Конструктивные замечания всегда можно принять к сведению.
  4. Не стоит винить в неудачах других людей. Если дело потерпело крах, следует в первую очередь проанализировать свои действия, выявить ошибки и сделать выводы на будущее.
  5. Не нужно идеализировать себя и людей. У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Наличие недостатков – не повод заниматься самобичеванием или критикой других.
  6. Не стоит сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек – личность со своим «набором» качеств, интересов, взглядов. Нет двух одинаковых людей. Стать другим – не получится, поэтому сравнением заниматься бессмысленно.
  7. Необходимо учиться прощать, просить помощь, извиняться. Каждый может ошибиться, оступиться или вспылить.

Невозможно насильно заставить взрослого человека изменить свою самооценку. Любые попытки могут столкнуться с агрессией и конфликтом с его стороны. К решению измениться он должен прийти сам. Только в этом случае можно ожидать положительного исхода.

Популярное

Признаки

Завышенная самооценка характеризуется следующими характеристиками: эгоцентризм, авторитаризм, неприятие чужого мнения, желание возвышаться над другими людьми, руководить ими, навязывать модели поведения. Такие люди смотрят на окружающих свысока, проявляют высокомерие и надменность. Другие признаки завышенной самооценки:

  1. Непоколебимая уверенность в своем мнении и своей правоте независимо от наличия у оппонента веских доводов в свою защиту.
  2. Стремление к лидерским позициям независимо от наличия данных, оснований для подобных претензий.
  3. Неприятие здорового соперничества. Если коллега или друг оказался успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов и может даже превратиться в злейшего врага.
  4. Активное позиционирование своей точки зрения. Даже если никто не интересуется его взглядом на текущую ситуацию, он непременно выскажется и будет навязывать свою позицию.
  5. Покровительственный, менторский с другими. Вследствие уверенности в своих талантах и дарованиях, он не преминет воспользоваться случаем, чтобы поучать и наставлять всех вокруг.

Таких людей несложно разглядеть с первого взгляда. В процессе общения они часто используют местоимение «Я», любят слышать свое имя, не дают высказываться другим, активно продвигают свои идеи и гипотезы, в случае попыток противоречить им ополчаются на говорящего и не выбирая выражений «ставят наглеца на место». Другое проявление самомнения – эготизм, который выражается в желании рассказывать о себе окружающим. Признаки высокой самооценки также включают:

  • Отсутствие критической оценки своего поведения.
  • Возложение на себя непомерных задач.
  • Постановка перед собой недостижимых целей.
  • Низкий уровень ответственности.

Переоценивая свои возможности, такие люди часто берутся за дела, с которыми не могут справиться. Пытаясь достичь недосягаемой для себя цели, индивид нередко прибегает к безнравственным, аморальным приемам. Потерпев фиаско, становится раздражительным, агрессивным, что существенно затрудняет взаимодействие с окружающими людьми.

Провал всегда объясняется происками мнимых врагов. Он обвиняет других в своих неудачах, потому что не желает осознавать свою оплошность, некомпетентность и непрофессионализм. Он находит себе оправдание, не прислушиваясь к голосу разума и логичным доводам оппонентов.

Для сравнения при адекватной самооценке индивид ставит перед собой цели, которых может достичь своими силами, чему способствует объективное представление о своих возможностях. Он подвергает проверке гипотезы и предположения, отбрасывает несостоятельные версии, отказывается от необоснованных гипотез.

Человека с завышенной самооценкой называют эгоистом, выскочкой, снобом, позером, он так же, как перечисленные персонажи, считает себя неподражаемым знатоком в любом вопросе, лучшим специалистом в любой сфере деятельности. Он претендует на роль лидера, ведущего сотрудника, руководителя, не имея для почвы в виде достаточного уровня знаний, образования, опыта, интеллектуальных способностей. Признаки некомпетентности сотрудника:

  1. Недооценка профессиональных качеств других сотрудников.
  2. Невозможность осознать свой непрофессионализм.
  3. Отсутствие критической оценки уровня своих профессиональных навыков.
  4. Присвоение заслуг и побед компании на фоне сознательного нивелирования вклада других сотрудников.

Неквалифицированный специалист, который завышает оценку своих способностей, обычно держится очень уверенно. Когда такой человек принимает неудачные, ведущие к потерям решения, он не сомневается в своей невиновности, возлагая ответственность на других сотрудников и внешние факторы. Он не способен проанализировать ошибки, по-прежнему считает себя лучшим, исключительным в данной сфере деятельности.

Люди с высоким самомнением в отношениях проявляют по отношению к партнеру высокомерие и спесь. Мужчина или женщина с завышенной самооценкой всегда ставит свои интересы выше желаний и потребностей партнера. Такие люди доминируют в отношениях, руководят жизнью второй половинки, единовластно принимают решения, которые касаются всей семьи.

Признаки низкой самооценки

Поскольку человеку всегда трудно объективно оценить себя, давайте рассмотрим характерные признаки, которые указывают на то, что у него заниженная самооценка.

  • Постоянная неудовлетворенность собой, своей работой, семьей, жизнью в целом;
  • Постоянная самокритика и самокопание;
  • Повышенная чувствительность к критике и замечаниям других людей, сильная реакция на критику;
  • Сильная зависимость от мнения окружающих;
  • Желание действовать в соответствии с распространенными стереотипами, поиск одобрения со стороны окружающих, желание всем угодить, желание оправдывать свои действия перед окружающими;
  • Нерешительность, боязнь совершения ошибок, сильные расстройства и переживания после совершения ошибки;
  • Сильное чувство ревности, особенно — без повода;
  • Сильное чувство зависти к успехам, достижениям, жизни других людей;
  • Постоянные обиды, в т.ч. по пустякам;
  • Недовольство своим внешним видом;
  • Враждебный настрой к окружающему миру (все вокруг — враги);
  • Постоянное чувство страха и позиция защиты;
  • Ярко выраженный пессимистический настрой.

Чем больше этих признаков вы нашли у себя, тем сильнее вам следует задуматься о том, как поднять самооценку и обрести уверенность в себе.

Стратегия 5. Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать!… ну и иногда отец

Эта стратегия реализуеся в семьях с «новыми возможностями» не реже, чем в традиционной семье. Основная ее особенность проста — воспитание ребенка передано здесь матери. Предполагается, что этим шагом главное сделано – ребенок с тем, кем ему предписано быть биологией, культурой, с «самым важным человеком» в его жизни.
Характерно для этого типа воспитания то, что муж здесь как правило, не равноправный его участник, а некий малодоступный ребенку, а то и жене, авторитет. Он не определяет повседневный, наполненный многими деталями ход жизни ребенка или делает это очень опосредованно. Родительские функции в такой семье разграничены гораздо жестче, чем в семье, где оба родителя совмещают рабочие и родительские обязанности. Как правило, ребенок в такой семье не ходит в садик до последнего предшкольного года, и его основным социализатором является мать, максимально полно опосредуя его связь с внешним миром, так же как и ее жизнь оказывается предельно опосредованной необходимостью взаимодействия с ним.Чем она обусловлена
Эта модель поддерживается сокрее консервативно ориентированной частью общества, в том числе и религиозными институтами, которые продолжают напоминать о недопустимости нарушения традиционного порядка, предопределенности такого рапределения обязанностей и проч. За этой стратегией можно увидеть протестную реакция на «современные западные тенденции», следование ей видится одним из решений так наболевших демографических проблем.
Однако, за возрастанием количества семей с этой моделью – можно, напротив, увидеть реализацию новых для российского общества возможностей. За ней – неприятие и отрицание эффективности социальных институтов, набивших оскомину в советские времена. Давольно большое число женщин охотно осталось дома после отмены ситуации с обязательной трудовой занятостью, поскольку появившиеся возможности это позволяли и казались очень соблазнительными.Чем она может быть опасна
Очевидно, что саму по себе включенность родителей и, прежде всего, матери в воспитание ребенка, психологи могут только приветствовать. При этом сама по себе ситуация несколько несимметричного участия супругов в ежедневой рутине воспитания как будто ничего опасного в себе не таит. Неэффективной эта в целом нормальная тенденция становится тогда, когда за ней скрывается нарушение супружеской иерарихии, дисгармоничные супружеские отношения и внутреннее неблагополучие матери.
Зачастую оказывается, что эмоциональная и психологическая жизнь женщины непроста. За решением посвятить себя воспитанию детей могут скрываться уже существующие сложности социальной адаптации и самореализации. Ребенок тогда оказывается в известном смысле оправданием такого способа жизни. С другой стороны, женщина успешно реализовывшаяся ранее испытывает сложности переживания социальной и профессиональной депривации. Очевидно, что в обоих случаях может возникать то, что психологи называют проекцией материнской тревоги и психологического неблагополучия на ребенка.
При этом в силу нарушенности супружеской иерархии часто родительская позиция жены ниже, чем мужа, что существенно затрудняет ее возможности управления ребенком. Подобно же всякому другому кругу нарастания проблем, возникающие проблемы решаются такой семьей в русле «значит, недосточно знаимаешься», хотя на деле это означает призыв принять управление ситуацией и совладать с ней, направленный к тому, кто реальной властью не обладает.
Запрет на прямую канализацию материнской теревоги и неудовлетворенности часто приводит к нарастанию порочного круга и симптоматизации ребенка. В нашей культуре благополучие личное как правило, не является достаточным аргументом для изменения ситуации, в то время как неблагополучие детское, а в особенности болезнь, безусловно являются тем фактором, кторый как бы может вернуть отсутствующего отца в семью. Именно таким образом формально ответственные, готовые «создать все условия», чтобы семья «жила и проблем не знала», мужья, получают вечно проблемного ребенка с постоянно и упорно борющейся за его здоровье, успеваемость, достаточное физическое развитие, матерью.
В таких семьях часто возникает и проблема сепарации вырастающих детей. Компенсирующаяся посредством усиления связи ребенка с матерью супружеская дисфункция часто проявлется особенно остро на этапе «отпускания» детей из дома, поскольку «опусташает» смысловую составляющую жизни жены и собственно супружеских отношений.Как справляться с проблемой
Главное здесь – нахождение более комфортной и отражающей интересы обоих супругов семейной модели распределения функций. Речь идет о укреплении самоценности как женщины, так и мужа (поскольку за его «приницпами» как правило также стоят определенные психологические проблемы). Необходимо усиление собственно супружеской системы и преодоления существующей каолиции матери с ребенком, взамен которой доложна возникнуть полноценная родительская система управления, пусть и с несколько разным обьемом временного и физического участия.

Больше никаких случайных встреч (с ней)

Как реагировать на похвалу и критику

Людям свойственно благодарить и хвалить за хороший поступок другого человека, который при этом должен не принять хвалу, а отдать всю славу Богу, трудясь ради Творца.

Люди могут говорить, что видят в вас Христа, слава Богу, но это заслуга не христианина, а высших сил.

Жена или муж, живущие в невенчанном браке и показывающие пример смирения, терпения и любви, а не превозношения, могут взрастить побуждение другой половины прийти под покров Церкви.

В тот момент, когда звучит хвала, следует ответить, что вся слава принадлежит Богу, а мы только исполнители.

По словам Иоанна Лествичника, поругание и бесчестье должны рождать терпение и смирение. Всякую критику надо принимать в виде навоза и удобрения для духовного роста.

Великая благодать от Всевышнего Творца для христиан в победе над тщеславием состоит в умении:

  • смиряться;
  • видеть свою немощь;
  • знать духовные силы;
  • оставаться самим собой.

Важно! Христианский подвиг угоден Богу только тогда, когда христианин пребывает в постоянном рассуждении и борьбе с тщеславием.

Видео о том, как побороть гордость и тщеславие. Протоиерей Дмитрий Смирнов

Насколько серьезна эта проблема?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector