Красно-белый марш: как «прощание славянки» стало гимном великих войн
Содержание:
- Довоенные и военные годы
- В настоящее время
- За что всенародно любимый марш был долгое время в опале?
- Авторы Гайдпарка
- Гимн Тамбовской области
- «Прощание славянки» было под негласным запретом в СССР!
- Биография
- Стоит прозвучать первым аккордам, как ветеран Великой Отечественной вспомнит затемненный вокзал, оркестр на перроне. Но мало кто знает о судьбе «Славянки» — она была под запретом!
- «Прощание славянки» в Москве на Белорусском вокзале
- История
- Саундтреки
- Жизнь на Лубянке
- Мышиная война
- Годы без оркестра
- Примечания
- Скандал
Довоенные и военные годы
В 1922 г. Василий Агапкин уехал из Тамбова в столицу, где создал духовой оркестр из беспризорников. В 1930 гг. стал руководителем музыкального коллектива Высшей школы НКВД
Проявив неутомимую энергию, Василий Иванович быстро сформировал из военных музыкантов высококлассный оркестр и с ним регулярно выступал в саду «Эрмитаж», каждый раз привлекая всеобщее внимание зрителей
К началу ВОВ Агапкину уже было 57 лет, в СССР он считался ветераном военно-музыкального дела. В первый год войны дирижера назначили старшим капельмейстером Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского и присвоили звание военного интенданта первого ранга. 07.11.1941 Василий Иванович дирижировал сводным оркестром на параде на Красной площади. Стоял мороз, и подошвы сапог музыканта примерзли к брусчатке. На Агапкина двигалась механизированная колонна, а он не мог отойти. Кто-то из оркестра подбежал к нему, буквально оторвал от дорожного покрытия и унес в сторону.
Потом на Красной площади был еще один парад, Победный, в июне 1945-го. И снова на брусчатке выстроился сводный оркестр из почти полутора тысяч музыкантов. Коллективом тогда управлял генерал-майор Чернецкий, а Агапкин был его помощником.
В настоящее время
Памятник «Прощание славянки». Москва, Белорусский вокзал
В наши дни под звуки марша отправляются в рейс:[источник не указан 1892 дня][значимость факта?]
- Пассажирские теплоходы на Волге,
- Пассажирский теплоход из Мурманска в Островной,
- Пассажирский теплоход «Механик Калашников» из Омска в Салехард,
- Пассажирский поезд «Запорожье — Киев»,
- Фирменный поезд «Белгород — Москва»,
- Фирменный поезд «Волгоград» из Волгограда в Москву,
- Фирменный поезд «Тамбов» (Тамбов—Москва),
- Фирменный поезд «Россия» из Владивостока в Москву,
- Фирменный поезд «Кама» из Перми в Москву,
- Фирменный поезд «Вечерние звёзды» из Харькова в Трускавец,
- Фирменный поезд «Вятка» из Кирова в Москву,
- Фирменный поезд «Италмас » из Ижевска, в Москву,
- Фирменный поезд «Енисей» из Красноярска в Москву,
- Экспресс и фирменный поезд «Тургенев» из Орла в Москву,
- Международный поезд на пограничной станции Забайкальск Забайкальского края (поезд «Пекин—Москва»),
- Фирменный поезд «Николай Конарёв» из Харькова в Москву,
- Фирменный поезд «Малахит» из Нижнего Тагила в Москву,
- Фирменный поезд «Океан» (Хабаровск—Владивосток),
- Фирменный поезд «Сура» (Пенза—Москва),
- Фирменный поезд Воронеж—Москва,
- Фирменный поезд Ульяновск—Москва,
- Поезд «Таврия» Симферополь—Москва
- Поезд «Таврия» Севастополь—Санкт-Петербург
- Фирменный поезд «Славутич» (Симферополь-Киев),
- Фирменный поезд «Смоленск — Москва»,
- Фирменный поезд «Текстильный край» (Иваново-Санкт-Петербург),
- Фирменный поезд «Урал» (Екатеринбург — Москва),
- Поезд Архангельск-Москва,
- Поезд Черновцы-Москва,
- Фирменный поезд «Лугань» (Луганск-Киев), а также из Луганска в Москву (в прошлом),
- На Свердловской детской железной дороге города Екатеринбурга фирменный поезд «Юный Уралец» также отправляется под этот марш.
- На Горьковской детской железной дороге города каждый уходящий состав со станции «Родина» отправляется под этот марш.
- Традиционно под него отправляются поезда из Севастополя, Абакана и Феодосии.
- Поезд Киев- Москва уходил под звуки «Славянки»,
- Паром Ванино-Холмск также отправлялся под звуки этого марша,
- Поезд Абакан-Москва,
- Фирменный поезд «Саратов» (Саратов-Москва),
- Фирменный поезд Уфа-Москва.
Также под звуки «Прощания славянки» с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами России, убывающими к месту несения службы. Под звуки этого марша в советские времена и в наши дни, во многих воинских частях существовала и существует традиция провожать домой военнослужащих, отслуживших срочную службу.
Марш является гимном Тамбовской области.
Известно, что рабочее название фильма «72 метра» было «Прощание славянки».
8 мая 2014 года на Белорусском вокзале был торжественно открыт скульптурный проект «Прощание славянки».
Строки марша выгравированы на стеле памятника Василию Агапкину и Илье Шатрову в Тамбове.
За что всенародно любимый марш был долгое время в опале?
Колчак Александр Васильевич./ Фото: joor.me
История создания шедевра: почему его считают народным, кто автор музыки и слов?
Марш «Прощание славянки» был написан в октябре 1912 года штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным, который учился в Тамбовском музыкальном училище без отрыва от службы.
Автор марша «Прощание славянки» Василий Агапкин.
В мире музыки он так и останется автором «одного произведения», но какого…! Успех довольно примитивного по композиции произведения можно объяснить его патриотичной и чувственной мелодией, которая оказалась очень к месту в свете происходящих событий.
Рукопашная схватка на Шипке./ Фото: megalive.kz
Дело в том, что в обществе в то время происходил небывалый патриотичный подъем, вызванный освобождением Балкан от 500-летнего оттоманского ига. Славянские народы, наконец, были освобождены мусульманских завоевателей и насаждаемой ими чуждой религии. Также в этом году пышно отмечалась победа в Отечественной войне 1812 года.
Все это нашло отражение в душе молодого трубача и вылилось в ноты. Первым делом Агапкин показал ноты своему капельмейстеру – Милову. Он отметил места, нуждающиеся в доработке, и порекомендовал показать их Якову Богораду. Это был довольно известный по тем временам капельмейстер и композитор, к которому Агапов отправился из Тамбова в Симферополь.
Ноты «Прощание славянки»./ Фото: megalive.kz
Сложно представить, что было бы – если бы марш ему не понравился… Но он понравился! Его исполнение Агаповым на трубе привело в восторг опытного музыканта. Он помог композиционно завершить произведение, придумал ему название и даже выпустил первые экземпляры нот тиражом в 100 штук в Симферополе.
Благодаря простоте и мелодичности марша в скором времени на него стали накладывать слова. Это происходило хаотично и массово, поэтому достоверно выяснить, кому принадлежат самые популярные вариации – уже невозможно. Из-за этого марш часто называют «народным».
Сложно представить, что было бы – если бы марш ему не понравился… Но он понравился! Его исполнение Агаповым на трубе привело в восторг опытного музыканта. Он помог композиционно завершить произведение, придумал ему название и даже выпустил первые экземпляры нот тиражом в 100 штук в Симферополе.
Благодаря простоте и мелодичности марша в скором времени на него стали накладывать слова. Это происходило хаотично и массово, поэтому достоверно выяснить, кому принадлежат самые популярные вариации – уже невозможно. Из-за этого марш часто называют «народным».
Памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале./ Фото: nws.su
Первоначально самыми популярными текстами, с которыми он исполнялся, были «Вспоили вы нас и вскормили…», «По неровным дорогам Галиции». В современной обработке уже «каноничным вариантом» признан текст Владимира Лазарева «Наступает минута молчания».
Впервые на плацу марш прозвучал осенью 1912 года, когда проходил смотр полка Василия Агапова. За считанные месяцы он приобрел небывалую популярность. Его даже исполняли во Франции, Германии, Австрии и пр. Когда грянула Первая Мировая – «Прощание славянки» стал своеобразным гимном, олицетворяющим проводы на войну русского солдата.
Авторы Гайдпарка
-
Петр Павлов
Настоящие европейские ценности, или Почему я уехал из Европы
Читать полностью
-
Настя Иванова
США в попытках открыть «монгольский фронт»
Читать полностью
-
Борис Приходько
Тайная формула Кудрина–Силуанова: «гробовые» для России
Читать полностью
-
Борис Приходько
Финансисты теряют контроль. Михаил Хазин
Читать полностью
-
валерий рыженко
Так какая же ты Русь?
Читать полностью
-
Наталия Хроникер
Лукашенко снова взялся за многовекторность
Читать полностью
-
Валерий И. Чурбанов
Уволен недостаточно лояльный глава агентства Министерства внутренней безопасности США
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Израиль нанёс удар по Сирии
Читать полностью
-
??ℕ???
О сути пандемии: Это механизм перестройки социального устройства и сознания людей
Читать полностью
-
??ℕ???
Сотрудник СБУ рассказал, кто и зачем сбил Боинг над Донбассом
Читать полностью
-
??ℕ???
Украина готовит законопроект для массового похищения граждан РФ
Читать полностью
-
Александр Попов
Народно избранный Пашинян готов бросить армию против народа
Читать полностью
Гимн Тамбовской области
В исполнении гимна Тамбовской области использована мелодия «Прощание Славянки» . Текст гимна написал 22 мая 2002 г. А. Митрофанов.
Слова к версии гимна Тамбовской области (2002) | ||
---|---|---|
русский | Транслитерация ( BGN / PCGN ) | Дословный перевод |
На просторах бескрайних и синих,
Где берёзы любуются Цной, В самом сердце великой России Ты раскинулся, край наш родной. Полыхали зловеще зарницы, Но в историю грозных веков Ты вписал своей славы страницы, Честь, свободу храня от оков. |
На просторах бескрайних и синих,
Где берёзы любят Цной, В самом сердце великой России Ты раскинулся, край наш родной. Полыхали зловещие зарницы, Нет в истории грозных веков Ты вписал своей славы страницы, Грудь, свобода хранения от оков. |
В просторе бесконечного и синего,
Где берёзками восхищается Цна , В самом сердце великой России Вы распространены; наш родной регион. Зловеще пылают молнии жара, Но в истории страшных веков Вы написали страницы своей славы, Держите подальше от оков честь и свободу. |
|
|
|
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда. Здесь родились мы, И с этим краем У нас на всех одна судьба. Здесь родились мы, И с этим краем У нас на всех одна судьба. |
Пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда. Здесь родились мои, Я с етим краем У нас на всех одна судьба. Здесь родились мои, Я с етим краем У нас на всех одна судьба. |
И пусть летят годы,
Ты с нами, с нашим регионом, навсегда. Мы там родились, И с этим регионом У нас одна судьба. Мы там родились, И с этим регионом У нас одна судьба. |
|
|
|
С пульсом Родины шаг свой сверяя,
Край любимый наш смотрит вперёд, Славу верных сынов умножая, Твёрдой поступью к счастью идёт. Пусть заметнее будут успехи, Хорошеет любимый наш край, На земле благодатной во веки Цветом яблонь своих расцветай. |
С пульсом Родины шаг своей сверья,
Край любимый наш смотреть вперед, Славу верных сынов унножая, Твёрдой поступью к счастью идёт. Пусть заметнее будут успехи, Хорошее любимый наш край, На земле благодатной во веки Цвет яблонь своих расцветай. |
Ты проверил свой пульс с нашей Родиной,
С нетерпением ждем наш прекрасный край, Умножьте славу своих сыновей, Уходит к счастью твердой походкой. Успех пусть будет заметным, Наш край красивее, На плодородной земле навсегда Цвели твои цветы яблок. |
|
|
|
«Прощание славянки» было под негласным запретом в СССР!
«Ансамбль Александрова на Белорусском вокзале, 26 июня 1941 г.»/ Фото: kcvs.ru.
В военных фильмах часто показывают трогательные сцены прощания с солдатами, отправляющимися в эшелонах на войну именно под эту песню. Душа щемит, на глаза наворачиваются слезы и вот уже ощущаешь всю глубину трагизма происходящего, будто бы сам стоишь на этом перроне. Однако никакие солдаты ни в каком 1941-м не провожались на фронт под «Прощание славянки».
Все это не более, чем красивый и удачно выдуманный миф. В действительности марш был запрещен в СССР вплоть до 1950-х годов. Точную дату, когда он вернулся в массы, назвать сложно. Некоторые связывают это событие с выходом на экраны в 1957 году картины «Летят журавли», в которой играет марш во время прощания с добровольцами на перроне.
Однако достоверно известно, что уже с 1955 года из Симферопольского вокзала под «славянку» отправлялись поезда на Москву. Так как же и когда был снят запрет на это произведение? Разумеется, официальных бумаг, запрещающих играть марш не было.
Однако пока был жив Сталин, каждый шаг любого советского гражданина был под контролем. Конечно же, за упоминание или использование опального музыкального произведения, грозило бы наказание. Поэтому осмелиться его публично играть и слушать смогли лишь после смерти вождя в период хрущевской оттепели.
Биография
Василий Агапкин появился на свет в деревне Шанчерово Рязанской губернии 22.01.1884. Он был выходцем из бедной семьи крестьян. Спустя год после его рождения умерла мать, и отец Василия, Иван Иустинович, переехал с сыном в Астрахань, где стал работать грузчиком. Вскоре он женился на женщине по имени Анна Матвеевна, которая была прачкой в астраханском порту.
В десятилетнем возрасте Василий Агапкин потерял и отца: он скончался, надорвавшись на тяжелой работе. Анне Матвеевне не хватало средств, чтобы прокормить пасынка и двух дочерей, и она отправляла их побираться. Будущий музыкант выжил благодаря подаяниям добрых людей. Однажды он услышал на улице игру военного духового оркестра и прибился к музыкантам. Оказалось, что мальчик имеет идеальный слух, и вскоре его зачислили учеником в коллектив резервного Царевского батальона.
К четырнадцати годам Василий Агапкин стал в полку лучшим солистом-корнетистом. В дальнейшем всю свою жизнь он связал с военными оркестрами.
Стоит прозвучать первым аккордам, как ветеран Великой Отечественной вспомнит затемненный вокзал, оркестр на перроне. Но мало кто знает о судьбе «Славянки» — она была под запретом!
Автору «Славянки» (так часто называют марш) В.И. Агапкину было девять лет, когда он впервые увидел военный оркестр. Музыканты в белых рубахах, перехваченные сверкающей медью духовых инструментов, шагали впереди походной колонны: 308-й резервный Царев батальон, дислоцировавшийся в Астрахани, отправлялся в летние лагеря.
Василий Иванович Агапкин
Мальчик стоял на обочине дороги с холщовой сумой в руках: только что он собирал милостыню по дворам. Отец, грузчик на пристани, умер. Еще раньше Вася лишился матери.
И вдруг – оркестр, чарующая музыка.
Было это летом 1893 года. Мальчик увязался за оркестром, проводил его до самых ворот военного городка, а вскоре добился-таки: приютили его музыканты. Музыкальный слух у него был безупречный, и это определило его судьбу. Начав службу воспитанником-корнетистом, в 16 лет он стал уже солистом оркестра.
В 1906 году Василий Агапкин был призван в армию, в Тверской драгунский полк, под Тифлис. Отслужив срочную службу, переехал в Тамбов, где поступил в музыкальное училище на медно-духовое отделение. Служить он определился в 7-й запасный кавалерийский полк штаб-трубачом.
Осенью 1912 года газеты много писали об освободительной борьбе балканских народов. В России пристально следили за военными действиями, сочувствовали братьям-славянам. Тогда-то и сочинил Василий Агапкин свое первое произведение, сразу прославившееся на всю Россию, – марш «Прощание славянки».
Прощай, отчий край. Ты нас вспоминай. Прощай, милый взгляд. Дай Бог, вернуться нам назад.
Оркестрованный известным военным капельмейстером и нотоиздателем Яковом Богорадом, марш «Прощание славянки» был вскоре издан. На обложке первого издания нот – рисунок: молодая женщина прощается с воином. Вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: ««Прощание славянки» – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
Обложка первого издания нот марша Василия Агапкина «Прощание славянки»
«Славянку» подхватили и стали исполнять другие оркестры, ее записывали на грампластинки, а в августе 1914-го напев «Прощание славянки» молнией облетел едва ли не все вокзалы призывных пунктов России.
С той поры и поныне перронный гимн маршевых полков стал поистине всенародной музыкой. И все-таки справедливости ради следует сказать, что был в биографии «Славянки» довольно длительный период забвения, она была даже запрещена. А всему виной – песенные варианты, сочиненные на эту музыку в годы гражданской войны «по другую сторону баррикад».
А как же сложилась судьба самого автора «Прощания славянки»?
После первой мировой он сменил трубу на кавалерийский клинок, воевал на фронтах гражданской.
В мирное время молодого музыканта назначили военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 году Василий Агапкин и его оркестр стали победителями смотра, который состоялся в Москве – там их и оставили для прохождения дальнейшей службы. В столице Василий Иванович продолжил свои композиторские опыты. И особенно преуспел в жанре вальса. «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь» и многие другие его сочинения любили слушать москвичи в парках и с эстрады сада «Эрмитаж», где регулярно выступал оркестр под управлением Агапкина.
Василий Иванович Агапкин прожил 80 лет и более 60-ти из них отдал военной музыке. Звездным часом стал для него военный парад 7 ноября 1941 года в Москве. Агапкин дирижировал сводным военным оркестром Московского гарнизона, провожая участников парада с Красной площади прямо в бой.
Фотография из архива дочери Агапкина
Событие это в наши дни довольно подробно описано в книгах и очерках, авторы их не правы только в одном: на том памятном ноябрьском параде «Прощание славянки» оркестр не исполнял, поскольку, как я уже упомянул, он был запрещен. Не звучал он и во время Парада Победы в 45-м году. Полковник Василий Иванович Агапкин встречал на параде победителей как помощник главного дирижера сводного тысячетрубного оркестра генерал-майора С.А. Чернецкого.
«Реабилитировала» и вернула марш кинокартина «Летят журавли». Есть там замечательная сцена – проводы добровольцев. Помните? Многолюдье провожающих у двора школы, где происходит сбор. Вдоль решетки мечется Вероника, ведь где-то здесь ее Борис. Напряжение последних секунд. Отчаяние. И в это мгновение оркестр грянул марш «Прощание славянки»…
Он звучал потом и в «Белорусском вокзале», и в «Великой Отечественной», и во многих других фильмах, спектаклях и телевизионных передачах, посвященных военной теме. Его фонограмму «подложили» и под документальные съемки того самого парада 1941 года на Красной площади – задним числом, как говорится.
«Прощание славянки» в Москве на Белорусском вокзале
Марш «Прощание славянки» был написан штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным в 1912-1913 годах под впечатлением от событий Балканской войны. Сегодня на открытии памятника была его 93-летняя дочь – Аза Васильевна Свердлова (Агапкина).
Дочь композитора Василия Агапкина Аза Васильевна
В интервью «Правмиру» она сказала, что ей очень нравится памятник: «Я счастлива, что дожила до того момента, когда папиной музыке поставили такой прекрасный памятник. Я просто ожила! Жалко, что папа этого не видит и не знает. Когда-то, в 1941 году меня не пустили на тот памятный парад, но я знаю, что отец там дирижировал оркестром, что он провожал наших солдат на фронт именно под этот марш. Мороз тогда был страшный-страшный, и отец так замерз, что, когда он хотел спуститься с подставки, чтобы пропустить кавалерию, у него примерзли ноги, и он не мог сдвинуться с места».
В первом ряду импровизированной зрительской площадки сидели ветераны, немного, не больше десятка. Одна из них – Галина Васильевна – ушла на фронт с санитарным вагоном в 16 лет: «Я благодарна вам, что вы не забываете нас, ветеранов, что вы пришли сюда, что вы спрашиваете нас о том, что было».
Ветеран Галина Васильевна
Министр культуры РФ Владимир Мединский, которому, кстати, и принадлежит идея создания памятника, выступая на открытии, сказал: «Необычность данного памятника в том, что он посвящен не конкретному человеку и даже не конкретной мелодии. К столетию Первой мировой войны и в канун Дня Победы мы открываем памятник тому, что объединяет всех нас – любви, чести, верности присяге. И кто бы ни был у власти – государь-император, коммунисты, современные правители, – люди всегда шли в бой во имя своей семьи и во имя своей Родины и побеждали».
Министр культуры РФ Владимир Мединский
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», также принявший участие в создании – материально и морально – памятника сказал: «Это памятник верности и преданности мужчины своему долгу и женщины – своему мужчине, своей семье и своей стране. К следующему празднику Победы мы сделаем специальную акцию. Если нас поддержат, мы хотим организовать не традиционный железнодорожный поезд Победы, а необычный. Мы хотим пригласить стать его пассажирами ветеранов коалиции, боровшихся с фашизмом, а также молодых людей, чтобы они ехали вместе с ветеранами. По какому маршруту поедет поезд – мы решим позже, после консультаций с коллегами с западно-европейских железных дорог. А пока провожать и встречать пассажиров, которые прибывают в Москву, будет марш «Прощание славянки».
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин
Памятник, открытый на площади Белорусского вокзала, создан авторским коллективом – скульпторами Вячеславом Молокостовым и Сергеем Щербаковым, архитектором Василием Даниловым – под руководством народного художника России Салавата Щербакова. Отливали памятник в городе Жуковском, на предприятии «Лит Арт».
В интервью «Правмиру» Салават Щербаков сказал, что хотя последний этап работы был быстрым, памятник готовили давно: «Мы вдумывались, зрели для этой работы. А когда стало ясно, что мы выигрываем конкурс, мы стали заканчивать работу более спешно».
На вопрос, нравится ли самим авторам памятник, С. Щербаков сказал, что пока не может его оценить: «Пока тут открытие, и все немного не так. А здесь же люди будут сидеть, видите, гранитные скамьи стоят, все открыто, памятник должен здесь жить. Вот через неделю мы сюда придем, вживемся, походим, тогда и поймем».
Народный художник России, скульптор Салават Щербаков
Скульптура «Прощание славянки» была создана и установлена по инициативе Российского военно-исторического общества и ОАО «Российские железные дороги» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и участии Центрального музея Великой Отечественной войны.
Один из руководителей партийного проекта «Единой России» «Историческая память» Александр Хинштейн
Поэт-фронтовик читает свое стихотворение «Тост за Россию»
Торжественный марш Роты Почётного караула военной комендатуры города Москвы.
Архитектор Василий Данилов
Генеральный директор скульптурно-производственного предприятия «Лит Арт» Александр Устенко
Фото: Анна Гальперина
История
Популярность марша обусловливается мелодичностью и простотой — мелодии марша присуща напевность, движение по трезвучиям главных гармонических функций с применением вспомогательных и проходящих звуков, плавность мелодического движения с чёткой и ясной функциональной определённостью.
В этом марше сохранены традиционные жанровые признаки, например, темброво-динамический контраст второго периода по отношению к соседним частям. Как отмечает В. И. Тутунов, в главной теме марша явно осуществляется интонационная связь с темой главной партии увертюры «Эгмонт» Людвига ван Бетховена, и в остальных темах марша можно проследить интонации других популярных мелодий.
Этого же мнения придерживается дирижёр Н. И. Губин: «Агапкин в конце 1912 года написал марш с использованием образно-интонационного материала патриотических произведений Бетховена и Чайковского».
Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времён Русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал её в 1912 году. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась.
Саундтреки
Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки
Жизнь на Лубянке
Знавшие Василия Агапкина лично рассказывали о его скромности и немногословности
Служба в ОГПУ, которое в середине 30-х переформировали в НКВД, научила его осторожности. Казалось бы, с его крестьянским происхождением можно было жить спокойно, но в разгар сталинских репрессий музыкант видел, как вчерашние коллеги и друзья объявлялись «врагами народа» или попросту исчезали
Дома, как и у большинства известных заслуженных людей, композитор держал наготове чемоданчик со сменой белья и сухим пайком на случай ареста.
Досье на Агапкина, конечно, проверяли, но не тронули, закрыли глаза на тревожный момент в личном деле — помилование атаманом во время антоновского мятежа в Тамбове. Как окажется позже — не тронули, но не забыли.
Во время Великой Отечественной войны Агапкин три года служил капельмейстером Военно-технического училища им. В.Р. Менжинского в Новосибирске. В 1943-м добился перевода в Москву и летом 1944 года снова начал выступать в «Сокольниках».
Мышиная война
В книге «Тайны Лубянки» писатель Александр Хинштейн рассказывает о том, как осенью 1952 года Василия Агапкина вызвали на Лубянку. Стали допрашивать о связях с некой Гизелой Пентек. Выяснилось, что еще в 1935 году Агапкин познакомился со своими поклонницами — сестрами-венгерками Гизелой и Иоланой, которые часто приходили послушать его в «Сокольники». Между ними завязалась дружба: женщины даже бывали дома у дирижера.
В 1938 году отца девушек осудили за контрреволюцию и расстреляли. В 1944 году Гизелу выслали из Москвы. Перед ее отъездом Агапкин, только вернувшийся из эвакуации, принес ей необходимые в дороге вещи: чайник, керосинку, электроплитку, чемодан. Позже он несколько раз переводил женщине деньги, прекрасно понимая, как рискует, помогая ссыльной.
Почти 70-летнему композитору на допросе пришлось придумывать оправдания. Объяснять, что деньги он был должен, а не высылал в качестве помощи. Неизвестно, что спасло его и в этот раз: заслуги или чье-то покровительство, но дело не пустили в ход. Но нервное потрясение дало свои плоды — Агапкин стал реже бывать на репетициях, в обеденный перерыв ездил домой на Большую Садовую — отдохнуть.
Музыканты оркестра, очень любившие и уважавшие Агапкина, относились к этому с пониманием, но нашлись и недоброжелатели. Руководству Высшей школы МВД посыпались доносы:
«Доношу, что руководитель оркестра, военный дирижер полковник адм. службы тов. Агапкин Василий Иванович по неизвестным причинам не являлся на работу 3, 8, 13 и 17 августа сего года… Такое халатное отношение к выполнению своего служебного долга, проявления недисциплинированности со стороны руководителя оркестра тов. Агапкина вызывает возмущение среди сотрудников оркестра».
На партсобраниях в открытую заговорили и том, что Агапкину, награжденному почетными орденами Ленина и Красного Знамени, надо уйти в отставку. Композитор покинул оркестр, отслужив 61 год.
Годы без оркестра
Последние годы композитор много времени проводил на даче в подмосковном Абрамцеве — не классической сталинской даче (которую, без сомнения, мог бы выхлопотать в свое время), а простом деревенском домике с уютной застекленной террасой.
Агапкин, несмотря на свои заслуги, никогда не жил роскошно: его невестка Татьяна показывает сохранившиеся письма композитора и его жены, которые они писали из санаториев своему сыну-студенту Игорю. С пожелтевших тетрадных листков льется поток взаимной любви: «Мои дорогие, любимые, как вы?» — «Дорогой сыночек, здравствуй!»
Родители вдаются в трогательные подробности и немало внимания уделяют описанию меню санаторной столовой:
«Сынок, кормят очень хорошо, вкусно и обильно. Можно выбирать массу разнообразных блюд, иногда — черная икра, селедочка и капелька свежего помидора, почти каждый день на сладкое или пирожное, или два мандарина, или большое яблоко. В отдельных блюдах нашинкованная капуста с морковью, свекла, шиповник — все это помимо обеда».
Голодное детство, нищая юность, скитания по гарнизонам и фронтам научили Агапкина ценить еду и даже небольшой бытовой комфорт.
«Василий Иванович совершенно был лишен накопительства, — рассказывает вдова сына Игоря Татьяна Агапкина. — Когда ему давали квартиру на Большой Садовой в доме для сотрудников НКВД, он выбрал маленькую «двушку» без балкона, на втором этаже. Главное, — говорил он, — чтобы была комната для занятий музыкой, чтобы можно поставить рояль. А жить можно всем вместе в другой. А без балкона — чтобы маленький сын Игорь не вывалился, не дай бог, вниз».
Когда родился долгожданный ребенок, Василий Иванович нанял домработницу, чтобы жена больше отдыхала. Но никогда у него не было «роскошеств» для себя, которыми пользовались приближенные к верхушке власти люди, например машины. Даже в старости он ездил по Москве на общественном транспорте.
Примечания
- Елков И. Мир отмечает вековой юбилей «Прощания славянки». // Российская газета. — 31 мая 2012. — № 123 (5796).
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2011.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2011.
- Тутунов В. И. Военная музыка России. / под общ. ред. Е. С. Аксёнова. — М.: Музыка, 2005
- Юрий Бирюков. (недоступная ссылка). Играй, гармонь (2009). Дата обращения: 23 июня 2010.
- . — A-pesni. Дата обращения: 24 июля 2014.
- . // Федеральный портал «История России» (08.05.2014). Дата обращения: 18 октября 2014.
- (недоступная ссылка). // РБК (12 мая 2014). Дата обращения: 12 мая 2014.
Скандал
После открытия памятника разразился скандал. Входящая в памятник геральдическая композиция «1941» оказалась украшена не только классическими образцами советского оружия — пистолетом-пулемётом ППШ-41 и ручным пулемётом ДП-27, но и двумя немецкими винтовками Mauser 98k, по внешнему виду схожими с винтовкой Мосина. Уже 13 мая немецкие винтовки были спилены с памятника и отправлены на экспертизу.
«В связи с тем что общественность заинтересовалась этой темой, сомнительные орудия были изъяты для проведения экспертизы, которая должна доказать их „сомнительность“. Решение было принято совместно РВИО и коллективом авторов, которые несут ответственность за этот памятник», — заявила РБК начальник департамента по работе со СМИ РВИО Анна Токарева.[неавторитетный источник?]