Что такое лексический повтор
Содержание:
- Виды тропов и их примеры. Таблица
- Лечение мужского фактора бесплодия
- Лексический повтор в поэтическом тексте: его функции, примеры
- Знакомтесь или знакомьтесь?
- В литературе
- Тавтология и плеоназм
- Ошибка
- 8 схем для силы
- Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором
- Лексический повтор как средство выразительности
- Виды повтора
- Литературные тропы в стихотворении. Пример
- Тавтология — это что такое?
- Лексический повтор: примеры повторов в начале, середине и конце предложения
- Виды лексического повтора
Виды тропов и их примеры. Таблица
Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).
Литературный троп |
Пример |
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. |
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества) |
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. |
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин) Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок) Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский) |
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. |
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов) |
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот. |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский) |
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное. |
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин) Крылатые качели (Ю. Энтин) |
Гипербола — это художественное преувеличение. |
Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) |
Литота — это художественное преуменьшение, умаление. |
Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. |
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв) Море — смеялось. (М. Горький) |
Ирония — это использование слова в противоположном значении. |
Просто обожаю работать в выходные! Ну спасибо, удружил! |
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка. |
Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров) |
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом. |
Женщина легкого поведения (проститутка) Припудрить носик (сходить в туалет) |
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом. |
Отбросить коньки (умереть) Дать в репу (ударить по голове) Бухать (пить алкоголь) |
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию. |
Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский) |
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам. |
голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир) |
Лечение мужского фактора бесплодия
25. 04. 2019
Лексический повтор в поэтическом тексте: его функции, примеры
Разберемся с таким стилистическим приемом как лексический повтор, который может использоваться при написании различных текстов.
Что такое лексический повтор в русском языке
Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний.
Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании экспрессивности, связности, заметности для читателя. Этот приём подчёркивает главную мысль автора. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.
А вот в сочинении школьника, к примеру, лексический повтор может посчитаться учителем ошибкой. Это может произойти в том случае, если:
Повтор не служит связующим звеном в тексте, не выполняет функцию эмфатии.
Обычно различают четыре вида лексического повтора:
- Лексическую анафору: повторение начальных частей двух и более строф, стихов или полустиший;
«Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза»
- Эпифору: повторение одинаковых слов в конце смежных отрезков речи;
«— Вздох не тот!— Ход не тот!— Смех не тот!
— Свет не тот!»
Анадиплосис
: фраза первой части отрезка речи или последнее слово дублируются в начале следующей части;
«…откуда придет помощь моя.Помощь моя от Господа…»
Симплоку
: сочетает в себе эпифору и анафору: повторяется начало и конец текста.«Август — астры,Август — звезды,Август — гроздиВинограда и рябины
Ржавой — август!»
Многие задаются вопросом, в чем же отличие лексического повтора и анафоры, эпифоры и других фигур. Безусловно, все они похожи.
Но, к примеру, анафора отличается тем, что является более узким понятием, подразумевающим, как было написано выше, единоначалие в тексте.
Лексический повтор же более широкое понятие, включающее множество типов фигур, им можно назвать любой повтор слов. Аналогично и с другими типами лексического повтора.
Примеры из художественной литературы
В классике примеры лексического повтора встречаются довольно часто. Приведём лишь некоторые из них.
«Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством».
(Лермонтов М.Ю.)
«Не напрасно дули ветры,Не напрасно шла гроза».
(Есенин С.А)
«Вы слышите: грохочет барабан.Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.Уходит взвод в туман, туман, туманА прошлое ясней, ясней, ясней»…
(Окуджава Б.)
«Не волнуйся,Не плачь,Не трудись,Сил иссякших и сердца не мучай.Ты жива,Ты во мне,Ты в груди,Как опора,Как друг и как случай».
(Б. Пастернак)
«Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин .Страшно, страшно поневолеСредь неведомых равнин!»
(А. Пушкин)
«Да не робей за отчизну любезную…Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную-Вынесет все, что Господь ни пошлет!»
(Н. Некрасов)
«Но идет пехотаМимо сосен, сосен,Сосен без конца».
(В. Луговой)
«А на левом с ходу, с ходуПодоспевшие штыкиИх толкали в воду, в воду.А вода себе теки»…
(А. Твардовский)
«Вот оно, мое веселье пляшет,И звенит, звенит, в кустах пропав.И вдали, вдали призывно машетТвой узорный, твой цветной рукав».
(А. Блок)
«Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди»…
(Симонов К.)
«Милый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти мне места в тихом домеВозле мирного огня!»
(А. Блок)
«Зовет меня,Зовет твой стон.Зовет и к гробу приближает».
(Г. Державин)
Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.
Помочь проекту
Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.
Добавить стихотворение Интересный факт: русскоязычные поэты могут использовать 5 различных стихотворных размеров, а арабские – 28. Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях.
На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).Из архивов русской поэзии В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин.
Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».
Из архивов русской поэзии Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”.
Знакомтесь или знакомьтесь?
В изучаемом слове без мягкого знака не обойтись. Правильный ответ – второй вариант. Перечислим важнейшие характеристики глагола, чтобы окончательно вас убедить:
- форма – повелительное наклонение;
- на букве “о” необходимо поставить ударение;
- число множественное;
- глагол возвратный.
Что делать – на этот вопрос отвечает инфинитив. Единственное число повелительного наклонения – “знакомься”. Тут работает правило глагольного формообразования. Повелительная форма влияет на правильность написания – это железный закон. Мягкий знак встречается и в самом конце, поскольку перед нами – второе лицо. Запомните еще несколько вещей:
- Оригинальный глагол – инфинитив.
- При общении с девушкой на “ты” пишите “-шься”.
- Применительно к местоимению “Она” мягкий знак не нужен.
Если вы решите сформировать деепричастие несовершенного вида, то получите слово “знакомясь”. Обладая этими сведениями, вы будете готовы к сражению за сердце умной красавицы.
В литературе
В области литературоведения лексический повтор выполняет несколько иные функции, нежели в области лингвистики. В литературе главное назначение лексического повтора -придание экспрессии художественному тексту.
В современном литературоведении сформировалась прочная теоретическая база. Все понятия систематизированы. В словаре литературоведческих терминов есть достаточно большая статья, в которой говорится не только о понятии лексического повторения, но и о его разновидностях.
Виды повторов в художественных текстах:
Термин «анафора» дословно переводится с греческого языка как «вынесение вверх». Анафорой принято называть повторение начальной части предложения
Важно, что может повторяться как одно слово, так и словосочетание. Как разновидность повтора в указанном случае можно считать не целые лексемы, а их части: приставки, корни
Понятие «эпифора» имеет греческие корни. В дословном переводе – это «принесение, прибавление». Эпифорой можно называть повторение конечной части предложения. Симплока с греческого языка переводится как «сплетение». Это очень меткое замечание, действительно симплокой называют повторение одинаковых частей в начале и конце высказывания. Анадиплосис – это термин, который пришел в современное литературоведение из греческого языка. Он обозначает «сдвоенность». Это фигура стилистики, при которой конец одного предложения повторяется в начале другого. Можно сказать, что начало одного предложения сплетается с концом предыдущего. Эта разновидность стилистического повторения, кроме функции воздействия, выполняет еще и функцию композиционного плана. Она позволяет более образно передать замысел автора.
В данном разделе статьи рассмотрим конкретные примеры из литературы каждой разновидности лексического повтора:
- Примеры анафоры: «Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза». Видно, что слово «не напрасно» повторяется в начале каждого предложения.
- Пример эпифоры: «Вздох не тот! / Ход не тот!». В приведенном примере повторяется концовка высказывания.
- Пример симплоки: «Август — грозди / Винограда и рябины / Ржавой — август!». В приведенном отрывке из стихотворения Марины Цветаевой ключевое слово повторяется в начале и конце высказывания.
- Пример анадиплосиса: «…откуда придет помощь моя. / Помощь моя от Господа…» Видим, что в строчке из псалтыря на стыках предложений повторяется одна и та же фраза.
Примеры в литературе:
№ п/п | Пример | Автор |
1. | Но бедный, бедный мой Евгений | А. С. Пушкин. |
2. | Страшно, страшно поневоле… | А.С. Пушкин. |
3. | Как солнце, как маятник, как календарь… | А.А. Ахматова. |
4. | В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. | Ю. Казаков. |
5. | Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река… | Ф.И. Тютчев. |
6. | Уходит взвод в туман, туман…. | Б. Окуджава. |
7. | Зовет меня. Зовет твой стон | Г.Р.Державин. |
8. | Вынес и эту дорогу железную-
Вынесет все, что Господь ни пошлет! |
Н. Некрасов. |
9. | Мимо сосен, сосен, сосен без конца | В. Луговой. |
10. | А на левом с ходу с ходу подоспевшие штыки | А Т. Твардовский. |
11. | И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав |
А. Блок . |
12. | Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…. |
К. Симонов. |
13. | Это утро. Радость эта | А.А.Фет. |
14. | Люблю тебя, Петра творенье,… Люблю твой строгий, стройный вид… | А.С. Пушкин. |
В данной статье описано, что такое лексический повтор с разных точек зрения. Освещены функции этой стилистической фигуры с точки зрения русского языка и с точки зрения литературы. В качестве примеров приведены предложения с лексическим повтором на каждую его разновидность.
Тавтология и плеоназм
Тавтологию нужно отличать от другого похожего на неё феномена — плеоназма. Оба этих понятия указывают на наличие избыточности в речи. Однако ошибочно утверждать, что они являются тождественными.
Плеоназмом называют речевое явление, характеризующееся употреблением слов с похожим лексическим значением в рамках одного высказывания.
Пример: «Катерина родила дочь в феврале месяце».
Чаще всего плеоназмы встречаются в фольклорных произведениях
Важно запомнить, что в данном случае слова не имеют общего корня
Тавтологией же считается непреднамеренное использование однокоренных слов или же лексических единиц, взятых из разных языков, но имеющих одинаковое значение. Примеры:
- дебютировать впервые;
- внутренний интерьер и др.
Тавтология — достаточно распространённая ошибка. Однако далеко не всегда авторам текстов удаётся избежать лексических повторов. Некоторые слова в языке не имеют синонимов, поэтому не остаётся другого выбора, кроме как использовать одно и то же слово.
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
8 схем для силы
1 – Синглы (подходы по 1 повтору) с увеличением нагрузки от 60% до 97-100%
Не путайте с разминкой, это уже рабочие сеты с повышением веса, выполняемые после нее.
Четыре основных принципа для работы по этой методике:
1. В каждом рабочем сете одно и то же число повторений; даже если вес еще мал, не добавляйте повторов (можно немного увеличивать скорость для активации нейромышечной системы, но без перегрузки).
2. Каждый подход следует выполнять с максимальной концентрацией, как будто работаете с 1ПМ.
3. Ограничьте число рабочих подходов: начните с интенсивностью около 60% от 1ПМ и выполните от 5-6 до 12 сетов с повышением веса, подбираясь к предельному.
4. Отдыхайте между сетами минуты по 2 – достаточно долго, чтобы не накапливать утомление, но не «остывать» полностью.
Очень эффективный метод для выхода на пик силы, но требует отличного восстановления и ограниченного (по времени) применения – не тренируйтесь так более 3 недель подряд.
2 – “Двойки” с 60-95%
Синглы до 1ПМ, конечно, учат поднимать рекордный вес, но восстанавливаться после них приходится слишком долго. Значительно легче дается работа “двойками” (по 2 повторения в подходе) – так вы тоже прекрасно набираете силу, но без «сингловой» перегрузки для суставов, мышц и нервов.
3 – “Тройки” с 60-90%
Еще лучше переносятся силовые подходы по 3 повтора. Начните с 60% от 1ПМ и делайте шаги по 7-10%, например:
75 кг x 3
85 кг x 3
95 кг x 3
105 кг x 3
115 кг x 3
125 кг x 3
4 – 10х1 с 90%
Для развития силы достаточно работать с 80% от 1ПМ, но 90% лучше обучают развивать максимальное усилие. Такая нагрузка воспринимается почти как 95-100%, но значительно меньше изматывает нервную систему. И если с предельной интенсивностью можно осилить 3-4 подхода, то с 90% вы наберете вдвое больше качественных рабочих синглов, что, разумеется, эффективнее.
5 – 5х2 с 90%
Хотя рабочий вес и общий объем не меняются, а число повторений в подходе удваивается, эта схема психологически воспринимается легче. Сохранять концентрацию и контролировать качество выполнения в течение 5 сетов проще, чем в 10 (даже сверхкоротких).
Также “двойки” рекрутируют больше мышечных волокон: в первом повторе часть поработавших устает, и приходится подключаться следующим.
10 синглов эффективнее для продвинутых атлетов, мышцы которых рекрутируют больше двигательных единиц даже в одном повторе; если же тренировочный опыт невелик, лучше срабатывают двойки и тройки.
6 – 3х3 с 90%
Вариант для начинающих, которым нужно привыкнуть к силовым схемам и научиться рекрутировать больше мышечных волокон (что происходит на втором и третьем повторах).
Опытные тоже получат пользу, но надо учитывать, что 3 повторения с 90% от 250 кг даются несколько тяжелее, чем с 90% от 100 кг.
И если у вас больше быстросокращающихся мышечных волокон, сила будет снижаться от повтора к повтору. Для более «медленных» силовиков “тройки” вполне эффективны.
7 – Волны 3/2/1 с 88-97/102%
Эта схема описана в статье о Чарльзе Поликвине на Зожнике. Кратко повторим: вы выполняете 3 подхода, уменьшая число повторов (3-2-1) и повышая вес. Если все даются чисто, приступаете к следующей волне, взяв в первом сете вес второго подхода предыдущей. И так продолжаете далее. Обычно первая волна разогревает, вторая уже нагружает серьезнее, в третьей вы достигаете 1ПМ, а в четвертой – если выдалась удачная тренировка – ставите новый рекорд.
Допустим, 1ПМ у вас составляет 165 кг, тогда идеальная тренировка выглядит так:
Волна 1:
145 кг x 3
150 кг x 2
155 кг x 1
Волна 2:
150 кг x 3
155 кг x 2
160 кг x 1
Волна 3:
155 кг x 3
160 кг x 2
165 кг x 1 (1ПМ)
Волна 4:
160 кг x 3
165 кг x 2
170 кг x 1 (новый рекорд)
8 – Волны 1/3 с 80-95%
Предыдущая схема весьма эффективна, но далеко не на каждой тренировке вы сможете добраться до 1ПМ (и обновить его). Этот вариант полегче: волны по 2 подхода с одинаковым весом и увеличением числа повторов. В первом – лишь 1 повтор для активации нервной системы и подготовки к новому весу; во втором – 3 рабочих повторения. После первого отдыхайте до 90 секунд, после второго – 120. Например:
Волна 1:
80% x 1
80% x 3
Волна 2:
85% x 1
85% x 3
Волна 3:
90% x 1
90% x 3
Волна 4:
92-95% x 1
92-95% x 3
Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором
Лексический повтор – это намеренное повторение одних и тех же слов, одной и той же речевой конструкции в обозримой части текста. Слово при этом повторяется в одинаковой форме.
С помощью этого стилистического приема автор выделяет ключевое слово, важнейшую мысль, на которую хочет обратить внимание. Лексический повтор повышает экспрессивность – эмоциональность текста
Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.Еду, еду в чистом поле;Колокольчик дин-дин-дин…Страшно, страшно поневолеСредь неведомых равнин!
А.С. Пушкин
Предложения с лексическими повторами – как исправить ошибку
Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.
Повтора можно избежать, заменив часть слов в предложении с лексическим повтором синонимами или местоимениями. Вместо «Мы приехали домой, а скоро домой пришла мама» – «Мы приехали домой, а скоро туда же пришла мама».
Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».
Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения. Припев в песне – это рефрен. Другой пример: в стихотворении Игоря Северянина рефреном повторяется строчка «Как хороши, как свежи были розы» – аллюзия к произведению Ивана Метлева.
В те времена, когда роились грезыВ сердцах людей, прозрачны и ясны,Как хороши, как свежи были розыМоей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…Как хороши, как свежи ныне розыВоспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.Вернуться в дом Россия ищет троп…Как хороши, как свежи будут розы,Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин
Частным случаем лексического повтора является лексическая анафора – повторение определенных слов в начале нескольких предложений, стихотворных строк, строф и т.п.
Другой случай – лексическая эпифора, повторение слов в конце предложений, строк и т.п.
Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.
Читайте подробнее: Анафора – что это такое? Примеры анафоры
Анадиплосис – прием, при котором конец первой части отрезка повторяется в начале следующей части.
Я на башню всходил, и дрожали ступени.И дрожали ступени под ногой у меня.
Константин Бальмонт
Лексический повтор, тавтология и плеоназм
Лексический повтор не стоит путать с тавтологией (необоснованным повторением близких по смыслу слов – масло масляное) и плеоназмом (намеренным или ошибочным дублированием смысла – поднялись вверх, путь-дороженька).
При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание
Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы
Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою мечтой;Клянусь свиданием с тобойИ вновь грозящею разлукой.М.Ю. Лермонтов
Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река -И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф.И. Тютчев
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Н.А. Некрасов
И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!А.А. Блок
Не для меня придет весна,Не для меня Дон разольётся,Там сердце девичье забьетсяС восторгом чувств – не для меня.
Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает,Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.А. Молчанов
Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман А прошлое ясней, ясней, ясней.Б.Ш. Окуджава
Шли на дно, на дно, на дно…
А.Т. Твардовский
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.К.М. Симонов
Не волнуйся, Не плачь, Не трудись, Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, Ты во мне, Ты в груди, Как опора, Как друг и как случай.Б.Л. Пастернак
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
3. для указания на длительность действия
А. С. Пушкин
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
В. С. Высоцкий
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
- создания выразительности речи;
- актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
- цепной межфразовой связи в тексте.
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
- анафора
- эпифора
- симплока
- анадиплосис
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
В. С. Высоцкий
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
К. Бальмонт
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
М. Цветаева
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Р. Рождественский
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
Тавтология — это что такое?
Термин «тавтология» был заимствован нами из греческого языка, в котором слово «ταὐτολόγος» переводится как «повторять одно и то же». Это понятие широко употребляется в двух науках: риторике и логике. Соответственно, оно имеет два определения.
В риторике под тавтологией понимают риторическую фигуру, состоящую из однокоренных слов. Другим вариантом повтора является использование слов, пришедших из разных языков, но имеющих одинаковое значение. Употреблять подобные конструкции в речи крайне нежелательно, так как никакой новой информации такие высказывания не предоставляют. Исключение составляют лишь случаи, когда тавтология выступает в качестве стилистического приёма. Тогда эти конструкции употребляются для того, чтобы придать речи поэтическую выразительность.
Неоправданной тавтологией являются следующие выражения:
- VIP-персона;
- яснее ясного;
- мемориальный памятник;
- падать вниз;
- истинная правда и др.
В логике существует другое определение этого понятия. Здесь тавтологией считается выражение, которое всегда остаётся истинным. Конечно, в зависимости от раздела логики, этот термин будет трактоваться несколько иначе. Чаще всего это явление встречается в том случае, когда одно понятие пытаются объяснить через то же самое понятие.
Например: «Проблемное обучение — это обучение, при котором преподаватель создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся пытаются самостоятельно её решить».
В приведённом выше высказывании мы обнаруживаем две ошибки тавтологии:
- в первом случае мы видим, что термин «проблемное обучение» пытаются объяснить, используя тот же термин;
- во втором случае повторяется прилагательное «проблемный».
Согласитесь, приведённая дефиниция понятия «проблемное обучение» совсем не помогает читателю лучше понять его сущность. Именно поэтому в речи и нужно избегать подобных ошибок.
Лексический повтор: примеры повторов в начале, середине и конце предложения
стихотворение с лексическим повтором в середине
Для закрепления правил использования лексических повторов добавим разные предложения с ними.
Расположение в начале:
Они кричат не где-нибудь, а в нас. За нас кричат, особенно ночами.
примеры лексического повтора в начале предложения
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь! …
Н. А. Некрасов
При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!
Р. Бернс
Расположение в середине предложения:
примеры расположения лексического повтора в середине предложения
Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы. (Л. Толстой)
Лексический повтор в конце предложения:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин
пример лексического повтора в конце предложения
Итак, мы вспомнили термины, обозначающие повторы слов в предложениях. Нашли отличие лексического повтора от формы слова, рассмотрели примеры первого и особенности использования.
Изучайте родной язык, изъясняйтесь понятно и правильно!
Виды лексического повтора
Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.
В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.
Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет…