Подростковый возраст (пубертатный кризис)
Содержание:
Введение.
Подростковый
возраст является одним из самых важных,
существенно влияющим на дальнейшее
развитие, критическим периодом в жизни
человека. Он означает переход от детства
к взрослости.
Этот возраст
всегда считается трудным – и для
самих подростков, и для их социального
окружения. Это время активных
физиологических и психологических
перестроек, изменение прежних и овладение
новыми способами самоутверждения.
Понятие «кризис»
применительно к подростковому периоду
используется для того, чтобы
подчеркнуть тяжесть и болезненность
такого переходного состояния, периода
разлома, распада.
Так, с
таким явлением, как подростковый кризис,
безусловно сталкивались все педагоги
и родители, но не всем известны те
психологические закономерности, которые
обусловливают возникновение этого
явления. В силу этого воспитатели порой
допускают ошибки, способствующие
появлению или усилению подросткового
кризиса. Мы довольно подробно остановимся
на этом моменте, поскольку для того,
чтобы правильно строить свои отношения
с подростком, необходимо знать, какие
причины вызывают подростковый кризис
и что его усугубляет.
К тому
же важно отметить, что протекает
подростковый кризис у разных подростков
по-разному. Это может зависеть и от его
личностных особенностей, и от обстановки
в семье, и от социального окружения, и
места проживания
Объект – подростки.
Предмет – кризис
подросткового возраста.
Цель: выявить
различия в протекания кризисов у
подростков в мегаполисах и городах-спутниках.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
-
провести
теоретический анализ литературы по
проблеме подросткового кризиса; -
выявить различия
в протекании кризисов подростков в
мегаполисах и городах спутниках; -
проанализировать
протекание кризисов у подростков; -
составить
рекомендации по сопровождения подростков.
Гипотеза исследования
– у подростков, проживающих в мегаполисах
и городах спутниках, возрастной кризис
имеет выраженные различия.
База исследования:
общеобразовательная школа № 15
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
и общеобразовательная школа № 4 г.
Всеволожск.
Кризисные и стабильные периоды развития
Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.
Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.
Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.
Общие признаки кризиса:
- Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
- Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
- Все, что работало раньше, перестает действовать;
- Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.
Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:
- Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
- Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
- Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
- Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
- Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
- Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.
Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.
Зачем нам кризисы идентичности
Одно из самых главных событий, происходящих в юности — формирование собственной идентичности: оно начинается примерно с четырех лет и продолжается всю жизнь. Психолог Эрик Эриксон описал 8 стадий, которые проходит каждый человек для формирования личности. На годы юности (12–20 лет по Эриксону) выпадает самый сложный этап — «идентификация личности». В это время человек сталкивается с новыми для себя социальными ролями и их требованиями.
Подросток начинает оценивать себя, мир и размышлять об отношении к нему. В это время на личность впервые начинает влиять раса, пол, религия и даже телосложение. Детям еще несвойственно замечать влияние этих аспектов на жизнь и взаимодействие с другими людьми, но с наступлением подросткового возраста они резко врываются в привычную картину мира. Вся эта сумятица порождает множество страхов и тревог. Чаще всего подростки волнуются о принадлежности к социальной группе, об оценках, потому что из них часто вытекает новый страх — о будущем, о своей внешности (около 75 % подростков переживают из-за своего внешнего вида), о ситуации в семье и, конечно, о любви.
Конечно, в голове в это время возникает путаница и сумбур, поэтому подросток ищет поддержки и чаще всего находит ее среди сверстников. Стремясь быть похожим на других людей, оказавшихся в такой же ситуации, подросток вырабатывает стереотипное поведение: они выбирают одинаковую одежду (по крайней мере в своей «группировке») и развивают новые идеалы
Это может выглядеть очень странно, но крайне важно, чтобы подросток сам выбрал свою группу и мог с ней свободно общаться. Так развивается автономность от родителей и умение принимать решения
Очень часто этот этап называют «кризисом идентичности», потому что именно от него будет зависеть, что будет с человеком дальше.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний . Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости
Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
Подростковый кризис
Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.
Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.
Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.
Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.
Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.
Признаки этого кризиса:
- Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
- Решение подростка единственно верное, без вариантов;
- Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.
В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.
Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.
Совет!Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом
Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.
Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.
Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.
Ведущая деятельность подростка.
В этот период
учебная деятельность для подростка
отступает на задний план. Центр жизни
переносится из учебной деятельности,
хотя она остается преобладающей, в
деятельность общения — это ведущая
деятельность подростков. Подросток в
этот период годов усваивать те дисциплины,
которые делают его взрослым в собственных
глазах и глазах других. Интересно
складывается система отношений с
учителем: то место, которое ребенок
занимает внутри коллектива, становится
даже важнее оценки учителя. Учебная
деят-ть считается сформированной, если
подросток может самостоятельно определить
задачи, рациональные приемы ее решения,
контролировать и оценивать свою работу.
В этом случае у ребенка реализуется
потребность в самоутверждении.
Эффективность обучения подростков
повышают целенаправленные сформированные
мотивы. Формирование мотивоы зависит
от формирования потребностей
(познавательных потребностей). Общение
яв-ся для подростков очень важным
информационным каналом. Общение –
специфический вид межличностных
отношений, он формирует у подросктов
навыки социального взаимодействия,
умение подчиняться и в то же время
отстаивать свои права. Общение
специфический вид эмоционального
контакта. Дает чувство солидарности,
эмоционального благополучия, самоуважения.
Типичной чертой подростковых групп
яв-ся конформность – склонность человека
к усвоению определенных групповых норм,
привычек и ценностей, подражательность.
В отношениях исходного возрастного
равентсва подростки отрабатывают
способы взаимоотношений, проходят
особую школу социальных отношении,
взаимодействия друг с другом . Взаимная
заинтересованность, совместное постижение
окружающего мира и друг друга становятся
самоценными. Общение оказывается
настолько притягательным, что дети
забывают об уроках и домашних заданиях.
В отношениях со сверстниками подросток
стремиться реализовать свою личность,
определить свои возможности в общении.
Чтобы осуществить эти стремления, ему
нужна личная свобода и личная
ответственность. И он отстаивает эту
личную свободу как право на взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна
для формирования личности. В этой деят-ти
формируется самосознание – основное
новообразование этого возраста –
социальное сознание, перенесенное
внутрь.
Одна из проблем
которая возникает в современном обществе
заключается в том, что наблюдается
несоответствие между появлением у
подростков биологических признаков
взрослости и невозможностью их выразить,
т.е. вести себя по взрослому. Одна из
возможностей решеить эту проблему это
частичная трудовая занятость, т.е.
продемонстрировать свою ответственность
и независимость, приобрести опыт работы,
тсать более самостоятельным в материальном
плане подросток может устроившись на
работу. Однако было замечено, что ранняя
трудовая занятость имеет негативные
последствия: низкая успеваемость, —
поведенческие нарушения, чем больше
часов подросток работает тем негативнее
последствия. Это обуславливается
малооплачиваемая работа , работа
монотонна и неинтересна.
Мы не умеем смиряться и признавать права других людей
Но, конечно, если подросток хочет, чтобы его границы уважали, его нужно учить уважать границы других. Это вторая, очень большая проблема, о которой обычно вообще забывают – это второй значимый личностный кризис. Я сейчас имею в виду не возрастные кризисы, а глобально-личностные. Отделение от родителей происходит практически у всех. У многих, по крайней мере. Второй кризис — это осознание того, что у других людей тоже есть права, границы, и их точно также нельзя нарушать. Этот кризис проходит более сложно.
Первоначально ребенок осознает себя, а потом он должен осознать, что у мамы, у папы, у братьев-сестер, друзей, еще у кого-то тоже есть свои права и границы. Что не только ты сам «свободный человек в свободной стране», но и другие люди тоже свободные. Что тебя никто не обязан содержать: ни государство, ни мама с папой, что прав без обязанностей не бывает, что тебя не обязаны любить все вокруг. То, что раньше в православии называли смирением.
Об этом очень мало говорят и это является серьезной проблемой межличностных отношений. Когда мы встречаем инфантила, который не отделился от мамы и папы — мы это все видим со стороны, замечаем, понимаем, что это ненормально. О том, что вообще-то надо взрослеть и становиться самостоятельным, много сказано и написано. Почти же ничего нет о том, что надо признать за другими право быть действительно самостоятельными и независимыми.
Как у нас складываются семейные отношения? Как православные супруги слышат слова апостола Павла об обязанностях супругов? Мужья обращают только на фразу: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5:22), а про то, что «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25) слышать категорически не хотят. С женами ситуация, соответственно, ровно наоборот.
Мы не умеем смиряться и признать право других людей относиться к нам так, как они сами считают нужным.
Семья отца Максима. Фото: pravoslavie.ru
Рекомендации родителям
Преодоление подросткового кризиса проходит значительно легче, если существует поддержка близких, а особенно родителей. Невозможно вложить свой ум и полностью оградить от проживания такого острого момента развития, но в то же время существует помощь, способная сделать этот период не травматичным. Следует уважать темп, с каким развивается ребёнок, и сколько бы лет ему не было, когда он начинает проявлять самостоятельность, необходимо дать больше ситуаций для реализации появившихся новообразований ответственности, а не продолжать тон обращения как в начальной школе.
Уважение является основой для поддержания контакта, причём оно должно относиться ко всему – любые глупые и сумасбродные заявления подростка, принятые поспешно и эмоционально решения, странные друзья и предпочтения в своём внешнем виде. Если подросток первым услышит критику, то только эмоционально закроется, если же вы будете показывать, что уважаете его выбор, хоть и не понимаете, то рождается пространство для диалога, где можно выяснить причины такого поведения или решения, вместе обсудить и возможно прийти к другим вариантам.
Предоставляйте место его самостоятельности, вместе с ответственностью за совершённые выборы. Вы можете советоваться относительно покупок – брать много дешевого или мало дорого, но при этом, строго соблюдая последствия (т.е. он получит реально меньше, если оно будет дороже, и выпросить не получится). Любое взрослое поведение необходимо транслировать примерами, а не только требовать на словах. Когда от сына ждут отчёта, где он задерживается поздно, уместно самим отзваниваться, если задерживаетесь на работе
Тут важно не то, что потом вы можете тыкнуть в то, что сами ведёте себя иначе, а формирование семейных традиций и способа жизни, когда иначе становится просто невозможно
Строго соблюдайте личные границы – это самое чувствительное место данного возраста, где возникает необходимость иметь что-то своё. Предоставляйте возможность побыть в одиночестве, не входя, не лезьте в рюкзак и другие вещи или шкафы, оставляйте своему ребёнку возможность что-то сохранить для себя. Делайте акцент на доверии, тогда не придётся нарушать границы личности и получится избежать скандалов
При этом важно не прогибать и свои границы – прекращать разговоры в грубой форме, пресекать хамство, ставить свою позицию твёрдо и непреклонно. Подростки ещё сильны в детском виде манипуляции, поэтому необходимо отслеживать привычные модели поведения и не реагировать на милые вещи, прощаемые детям
Родителям важно оставаться людьми, а не превращаться в воспитателей, говоря о чувствах и делясь историями. Для многих подростков становится откровением, что ранее родители были влюблены в других, они не догадываются во скольких авантюрах побывали родители и какими странными одеждами выражали свой протест
Показывайте фотографии и не забывайте присутствовать в ситуации сегодняшнего дня. Если вы остаётесь собой и предъявляете это миру, то и подросток получает право быть открытым без бунта.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Советы для родителей подростков
Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много литературы на эту тему. Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов
Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
Быть внимательным к поведению и настроению ребенка
Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.
Говоря про подростковый кризис, рекомендации родителям хочется дать и такие:
Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.
Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему
Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.
Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.
Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:
- особенности физического и умственного развития;
- умение общаться в группе себе равных;
- отношение с родителями.
Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.
Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.