Морфологический разбор слова «персеверация»

Что делает доктор?

Врач сначала изучает историю болезни (анамнез) : поэтому он собирает всю важную информацию о начале персеверации, запрашивает дальнейшие симптомы и жалобы, а также запрашивает информацию о любых ранее существовавших или сопутствующих заболеваниях. Если возможно, врач проведет анамнезное интервью с самим пациентом, а если это невозможно, он поговорит с близкими родственниками.

Врач пытается более точно понять психическое расстройство, лежащее в основе упорства.

Например, он проверяет внешний вид пациента (опрятный, неопрятный, запущенный и т.д.), его поведение и общее психическое состояние. Он также задает конкретные вопросы об определенных симптомах, таких как навязчивые компульсии, галлюцинации , депрессивное настроение или проблемы с ориентацией.

В зависимости от предполагаемого диагноза предпринимаются дальнейшие шаги, например, проводятся определенные психологические тесты.

Возможные осложнения

В отсутствии эффективной коррекции и позднем обращении за профессиональной помощью, алалия может привести к негативным последствиям различной степени выраженности. Наиболее часто отмечают следующие состояния:

  1. Заикание, характеризующееся навязчивым повторением отдельных звуков и их комбинаций. Подобный речевой дефект может носить ситуативный характер, проявляясь только в стрессовых ситуациях, или же постоянный. Стойкое заикание приводит к снижению социальной адаптации.
  2. Речевой дефект — основной фактор социального отдаления детей от своих сверстников и взрослых людей. Это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра, а также депрессивных расстройств.
  3. Синдром гиперактивности – сопровождается общим дефицитом внимания, что мешает процессам обучения и коррекции заболевания. Проявляется в неспособности длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.
  4. Длительное существование речевых дефектов усиливает нарушение процесса обучения. Возможно развитие дислексии и дисграфии, характеризующиеся нарушениями чтения и письма, соответственно.

Психотерапевтическая помощь

Перед беседами и применением психотерапии для диагностики состояния больного используется психологический инструментарий. Это методика, включающая в себя 7 субтестов, которые помогают оценить степень патологических проявлений в поведении и мыслях больного. После этого определяется необходимость медикаментозной помощи и направления в психотерапевтической работе с ним.

При психотерапевтической работе с пациентом важно обучить его новым мыслительным и моторным навыкам, а также созидать рациональные установки и поддержать имеющиеся положительные характеристики человека для преодоления постоянных повторений в действиях, разговоре и мыслях. Для этого могут применяться следующие методы и техники (их применение может производиться в последовательности или чередоваться)

Оценка проблемы. Специалист помогает пациенту разобраться в следующих вопросах: существует ли реальная проблема, для кого эта проблема, постоянна ли она, можно ли в процессе ее решения контролировать свое поведение? Разграничение. Психолог помогает в разграничении грани осмысленности в повторяющемся поведении. Если есть необходимость повторить некоторые действия или фразу, то когда наступает момент окончания этой необходимости, то есть когда это нужно прекращать.
Поощрение осознания

В проблеме настойчивых повторений важно определить, до какого момента человек осознает свое застревание на проблеме или каком-либо факте. Помочь в этом могут составленные вопросы: чем помогает постоянное однотипное действие; можно ли с ним достичь цели; когда приходит пора остановки; осталось ли это поведение в пределах разумного; мешает ли ситуация другим занятиям; что можно сделать для изменения этой ситуации

Перенаправление
Специалист старается перенаправить внимание человека, резко изменив тему общения или определенные действия. Избегание негативных стимулов (профилактика)
Для предотвращения повторяющихся вопросов или действий нужно не допустить повторение внешних стимулов. Это срабатывает, если родитель, проходя по рынку с ребенком, не пойдет по ряду с животными. В этом случае получится предотвратить вопросы о том, когда уже мама с папой купят котика.

Своевременная и квалифицированная помощь при настойчивых повторениях действий, идей, мыслей и фраз поможет лучше адаптироваться человеку к окружающей его действительности.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Где приобрести диплом нужного Вуза

Классификация

В клинической практике используются различные классификации алалии, основанные на времени воздействия повреждающего фактора, выраженности клинических проявлений и пр. Наибольшее значение имеет подход В.А. Ковшикова, который выделил следующие формы:

  • экспрессивная, характеризующаяся нарушением моторного компонента речи;
  • импрессивная, связанная с изменениями в сенсорном восприятии;
  • сенсомоторная, или смешанная.

Моторная алалия наблюдается у детей, имеющих раннее повреждение корковых отделов в лобной и теменной областях. Малыш хорошо понимает речь окружающих, однако, не может говорить самостоятельно. При этом возможны два варианта патологии: эфферентный и афферентный. При эфферентном подтипе наблюдается поражение центра Брока, ответственного за непосредственный процесс артикуляции. В случае афферентного варианта, поражение наблюдается в теменных отделах полушарий мозга.


Речевые центры головного мозга

Сенсорная алалия ассоциирована с повреждением центра Вернике, расположенного в области височной извилины. У ребенка в процессе обследования выявляют органическую зрелость и сохранение целостности слухового анализатора, однако, он не способен понимать речь окружающих.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного

Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются нейролептики. Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6. Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Терапия при персеверации

Алгоритм лечения зависит от причин возникновения персеверации. В основе всегда лежит психотерапия. При нейропатологии, наряду с терапией, применяют препараты ноотропного, седативного действия и витаминные комплексы.

Лечение персеверации состоит из сочетания терапевтических приемов.

  • Ожидание изменений или исчезновения симптомов на фоне терапии.
  • Исключение из жизни пациента деятельности, которая является постоянным объектом речи. Такая стратегия подходит для лечения сочетаний интеллектуальной и моторной персевераций.
  • Внезапное переключение между темами разговора или деятельностями при рецидивах.
  • Внедрение ограничений в персеверативную деятельность пациента. Это позволяет дозировать персеверативные стимулы.
  • Полное исключение стимула путем его отрицания или осознания приносимого им вреда.
  • Осознанное игнорирование стимула, как бесполезного.
  • Достижение понимания первичных мыслей, возникающих в момент персеверации.

При диагностировании важно помнить, что не существует четкой границы между персеверациями и привычками, обусловленными образом жизни. Если хирург склонен часто мыть, скорей всего, это всего лишь навык, перенесенный из профессиональной сферы в обычную жизнь

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства пред­ме­тов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или дей­ствия

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность дей­ствия

А. С. Пушкин

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окрас­ки.

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тек­сте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напря­жен­ным.

В. С. Высоцкий

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию стро­ки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как сред­ство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся под­текст­но;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Общая характеристика

Персеверативные явления впервые были описаны древнегреческим ученым Аристотелем, хотя сам термин «персеверация» введен лишь в 1894 году немецким врачом А. Нейссером. В настоящее время различают несколько видов персевераций: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, моторные. Интеллектуальные проявляются повтором стереотипных мыслительных операций, которые не приводят к цели, не решают поставленную задачу. Например, в беседе человек вновь и вновь возвращается к вопросу, на который уже дан ответ. Сенсорные персеверации – многократные повторения зрительных, слуховых и тактильных образов после того, как непосредственный раздражитель перестал воздействовать на анализатор. Распространенный вариант – звучание «в голове» недавно прослушанной мелодии. Персеверативные эмоции характерны для впечатлительных людей, которые долго переживают обиду, страх или радость, в то время как спровоцировавшая их ситуация уже закончилась, потеряла актуальность.

Моторные персеверации реализуются многократным повтором отдельных движений или целых двигательных программ. Пример: неспособность написать букву «б» из-за зацикленности на рисовании овала, невозможности перейти к изображению верхнего элемента буквы. Особым видом моторного расстройства является речевая персеверация. Ее признак – повторение слога, слова либо части фразы в процессе устного высказывания или письма.

Лечение

Основное лечение персеверативных отклонений направлено на устранение причины – психического или неврологического заболевания. Медико-психологическая помощь осуществляется комплексно, включает медикаментозную поддержку, психотерапию, психокоррекцию. Ключевые задачи этих направлений – снизить напряжение, вызываемое персеверативными симптомами, повысить навык контроля действий, освоить способы произвольного переключения внимания.

Психотерапия

Психотерапевтические сеансы ориентированы на снижение тревожности, эмоционального напряжения, а также на замену персеверативных процессов адекватным поведением и мышлением. Умение расслабляться, управлять своим эмоциональным состоянием достигается с помощью аутотренинга, методик нейромышечной релаксации. Для устранения персевераций используется поведенческая психотерапия: техника перенаправления мыслей резкой сменой темы разговора, метод лимитирования, позволяющий снизить персеверативные проявления путем ограничения объема повторяющихся действий.

Психокоррекция

Психокоррекционная работа направлена на повышение умственной работоспособности, развитие навыков саморегуляции через улучшение когнитивных процессов, в особенности внимания и мышления

Для успешного преодоления персевераций необходимо умение целенаправленно переключать внимание. Тренировка этой функции проводится в ходе специальных упражнений (например, отыскивание чисел в красно-черных таблицах), групповых психотехнических игр

Другая линия работы – увеличение гибкости мышления. Основной метод развития данного качества – решение творческих задач.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Как развить антиципацию

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

Персеверация – это явление, которое характеризуется психологическим, психическим или нейропатологическим расстройством поведения и речи человека. Персеверация проявляется через постоянное повторение действия, фразы, идеи, представления или переживания. Это постоянство иногда переходит в назойливую неконтролируемую форму, человек даже сам не замечает это или не осознает происходящее с ним явление.

Такое поведение в действиях или речи возможно не только при психических или неврологических отклонениях. Нередки случаи, когда персеверацию отмечали у человека при переутомлении или отвлечении внимания.

Персеверация чаще всего возникает при физическом воздействии на головной мозг. При этом у человека наблюдаются трудности в переключении внимания с одного объекта на другой или с одного действия на другое. Основными неврологическими причинами возникновения персеверации являются:

Какие психологические проблемы приводят к персеверации?

Помимо неврологических причин, которые связаны с физическим повреждением головного мозга или влияния на него болезней, выделяют еще и психологические причины возникновения персеверации.

Персеверацию следует отличать от других заболеваний или стереотипных действий человека. Повторяющиеся действия или слова могут быть проявлением склероза, ОКР (обессивно-компульсивного расстройства), регулярной привычки, субъективных навязчивых явлений. При навязчивых явлениях пациенты осознают, что их поведение немного странное, нелепое, бессмысленное. При персеверации такого осознания нет.

Причины возникновения

В развитии патологии повинны факторы, способные негативно воздействовать на головной мозг. Их принято рассматривать в зависимости от времени возникновения органических изменений в центральной нервной системе. Во внутриутробном периоде причиной болезни могут являться гипоксия плода, TORCH-синдром (внутриутробное инфицирование патогенными микроорганизмами), токсикозы, травмы области живота, тяжелые соматические болезни матери. К последним относят артериальную гипертензию, легочную или сердечную недостаточность, сахарный диабет и др.

У 25-30% детей с алалией ее развитие связано с повреждением структур ЦНС во время родов. Подобная ситуация наблюдается при асфиксии новорожденных, родовой внутричерепной травме, патологических родах (скоротечные, затяжные и др., и использовании инструментальных подходов к родам).

Частыми причинами являются патогенные факторы, воздействующие в первые годы жизни детей. Возникновение энцефалитов, менингитов, черепно-мозговых травм, общей гипотрофии приводит к органическим изменениям в структурах головного мозга.

Существует ряд исследований, указывающих на значение генетических факторов, так как случаи заболевания могут носить семейный характер. Тормозить формирование речи способны длительные и тяжелые заболевания соматического характера, например, пневмония, ОРВИ, рахит, патологии эндокринной системы, а также оперативные вмешательства с использованием общего обезболивания

Важное значение в речевом развитии играют социальные условия. Дети, имеющие любые варианты алалии часто воспитываются в условиях педагогической запущенности, при отсутствии общения в семье с синдромом госпитализма и др

Этиопатогенез алалии тесно связан с минимальной мозговой дисфункцией. Данное понятие объединяет совокупность факторов и изменений в центральной нервной системе, характеризующихся нарушением процесса созревания нейронов и изменением их функциональной активности. В результате этого наблюдается дефект их активности, что и приводит к развитию основных симптомов.

Виды персеверации

Основываясь на характере рассматриваемого нарушения, выделяют, как уже перечислялось выше, такие ее вариации: персеверации мышления, персеверацию речи и моторную персеверацию.

Первый вид описываемого отклонения отличается «зацикливанием» индивида на определенной мысли либо представлении, возникающего в ходе коммуникативного вербального взаимодействия. Персеверативное словосочетание, нередко может индивидом употребляться для ответа на приведенные вопросы, при этом, не имея отношения к смыслу вопросительного высказывания. Заклинивание на одном представлении, выражается в устойчивом воспроизведении определенного слова либо словосочетании. Чаще это – верное ответное высказывание на первое вопросительное предложение. На дальнейшие вопросы больной дает первичный ответ. Характерными проявлениями персеверации мышления считаются устойчивые усилия возвратиться к предмету беседы, про который давно уже речь не идет.

Подобное состояние присуще атрофическим процессам, проистекающим в мозге (болезнь Альцгеймера или Пика). Также может обнаруживаться при травматическом психозе и сосудистых нарушениях.

Моторная персеверация проявляется неоднократным повторением физических операций, как простейших манипуляций, так и целой совокупности разнообразных телодвижений. При этом персеверативные движения воспроизводятся всегда четко и равно, будто по установленному алгоритму. Различают элементарную, системную и речевую моторные персеверации.

Элементарный вид описываемого отклонения выражается в многократном воспроизведении отдельных деталей движения и зарождается вследствие поражения коры мозга и нижерасположенных подкорковых элементов.

Системный тип персеверации обнаруживается в неоднократном воспроизведении целых комплексов движений. Он возникает по причине повреждения префронтальных сегментов мозговой коры.

Речевой вид рассматриваемой патологии проявляется многократным воспроизведением слова, фонемы или фразы (письменно либо в устном разговоре). Возникает при афазии вследствие поражения нижних сегментов премоторной зоны. При этом у левшей данное отклонение возникает, если поражена правая сторона, а у праворуких индивидов – при повреждении соответственно левого сегмента мозга. Другими словами, рассматриваемый вид персеверации, зарождается вследствие повреждения доминантного полушария.

Даже при наличии частичных афатических отклонений пациенты также не замечают различий в воспроизведении, написании либо чтении сходных по выговору слогов или слов (например, «ба – па», «са – за», «собор – забор»), путают буквы близкие по звучанию.

Персеверация речи характеризуется устойчивым повторением слов, высказываний, словосочетаний в письменной речи либо устной.

В сознании субъекта, страдающего речевой персеверацией, словно «застревает» мысль либо слово, которое он повторяет неоднократно и однотонно при коммуникативном взаимодействии с собеседниками. При этом воспроизводимая фраза либо слово к предмету разговора отношения не имеют. Речь больного характеризуется монотонностью.

О патологии

1% случаев заболевания приходится на дошкольный возраст, а именно 3-4 года. В школьный период эти показатели снижаются

Родителям важно понимать, что алалия — это клиническое понятие, используемое в медицине. В логопедии ему соответствует термин “общее недоразвитие речи”

Очень часто между ними происходит путаница, несмотря на то, что оба понятия равнозначны, но используются различными специалистами.

Симптомы алалии характеризуются выраженным нарушением речевой функции. Заболевание связано с органическими изменениями в корковых отделах головного мозга, ответственных за речь. При обследовании ребенка выявляют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов

Важно проводить дифференциальную диагностику с афазией. Алалия характеризуется изначальным речевым дефектом, без наличия предшествующей нормальной речи

В связи с этим, диагноз может быть выставлен в тех случаях, когда наблюдаются симптомы нарушений, которые возникли в результате негативного воздействия во внутриутробном периоде, во время родов или в первые три года жизни пациента.

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. Черепно-мозговые травмы, при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. Афазия — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, энцефалита, опухолей мозга.
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга.

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (деменцией), которое вызвано сосудистым поражением головного мозга, а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Статья в тему: Микротоковая рефлексотерапия при задержке речи, ДЦП и других заболеваниях

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с деменцией и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является болезнь Пика, а также другие атрофические заболевания мозга.

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический паркинсонизм, псевдобульбарный синдром, кататония, синдром Туретта, шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть имбецильность, шизофрения, аутизм, синдром Аспергера, синдром Туретта.

Описание

В упорстве заинтересованный человек придерживается мыслей, идиом, вопросов и слов, которые использовались ранее, но не имеют смысла в новом контексте. Его мышление вращается монотонным образом вокруг одного и того же содержания мысли. Пациент повторяет это стереотипно, потому что не может закончить  мысленно. Здесь нарушается переход от одной мысли к другой.

Упорство – одно из формальных нарушений мышления. Под этим понимаются нарушения мыслительного и речевого процесса. Другие примеры формальных расстройств мышления включают медленное мышление, неологизмы и многословие.

Причины

Поскольку клаттеринге не изучен досконально, в его патогенезе масса белых пятен. Причинами коммуникативного нарушения могут быть:

  1. Дисфункция речевого центра в головном мозге
  2. Наследственность
  3. Неврологические расстройства: энцефалит, болезнь Паркинсона, олигофрения
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector