Патопсихологическое исследование

Тема 1. Исследование больных с целью описания структуры дефекта.

1. Исследование
больного с диагнозом “Шизофрения”.

Планирование
исследования (выбор тактики ведения
эксперимента, определение набора
методик). Исследование мышления, памяти,
эмоционального-личностных особенностей
больного. Обработка и интерпретация
полученных результатов. Выделение
синдрома нарушений психической
деятельности при шизофрении. Составление
и обсуждение диагностических заключений.

2. Исследование
больного с диагнозом “эпилепсия”.

Планирование
исследования. Особенности тактики
ведения обследования больных с данной
формой патологии. Определение нарушений
психической деятельности: особенностей
эмоционально-волевой сферы, динамических
изменений психической деятельности,
нарушений памяти, внимания, мышления.
Вычленение синдрома нарушений психической
деятельности. Оценка степени выраженности
нарушений. Составление и обсуждение
диагностических заключений.

3.
Исследование больного с диагнозом
“органическое поражение центральной
нервной системы”.

Планирование
исследования, выбор тактики работы с
больным. Выявление нарушений динамики
протекания психической деятельности;
нарушений памяти, внимания, мышления,
эмоционально-личностных особенностей,
характерных для данной группы заболеваний.
Психологическая квалификация полученных
результатов. Выделение синдрома нарушений
психической деятельности у больного с
органическим поражением ЦНС: определение
ведущего нарушения и сохранных звеньев
в структуре дефекта. Оценка степени
выраженности нарушений. Составление и
коррекция патопсихологических заключений.

4.
Исследование больного с диагнозом
“циклотимия” или “маниакально-депрессивный
психоз”

Исследование
больного в состоянии гипомании и в
состоянии депрессии. Планирование
исследования, выбор тактики исследования
и диагностических методик в зависимости
от состояния больного. Обязательность
повторных обследований.

Направленность
исследования на выявление присущих
больному эмоционально-личностных
особенностей. Психологическая квалификация
полученных результатов. Вычленение
патопсихологического синдрома нарушений.
Составление заключений и их обсуждение.


зависимости от особенностей клинической
базы, возможно исследование больных с
диагнозами “хронический алкоголизм”,
“наркомания”, “олигофрения” и т.п.).

Кто такой детский патопсихолог?

Наверное, некоторым родителям приходилось сталкиваться с психологическим обследованием своих детей в детских садах и школах. Как правило, с детьми там занимается возрастной психолог или специалист по развитию. В тоже время, если здоровье ребёнка вызывает опасения, родителям может быть рекомендована консультация в специальных учреждениях, где принимает ребёнка, чаще всего, психиатр, а затем – невролог и патопсихолог. Задача этой статьи – пролить свет на работу этого специалиста и показать, чем важна встреча с ним, если она была рекомендована. В изложении мы будем следовать идее раскрытия задач и предмета детской патопсихологии, а для наглядности снабдим материал реальными клиническими примерами.

СТАТЬЯ

См. также

Основы и принципы науки

Основы патопсихологии и исследований в этой сфере заключаются в:

  • изучении деятельности личности;
  • качественном анализе психических расстройств;
  • раскрытии механизма нарушений и нахождении способов дальнейшего восстановительного процесса.

Важно выделить принципы, которых придерживается патопсихолог в работе с детьми:

  • основная задача обследования;
  • ведение протокола лечения и оформление заключительного вердикта по полученным материалам;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от возраста, психологического состояния и других особенностей;
  • проведение осмотра с согласия родителей или в их присутствии;
  • сочетание в исследовании качественных и количественных методик оценивания сложности психических отклонений;
  • сопоставление полученного результата с нормативными данными.

При лечении ребенка патопсихологу следует аккуратно подходить к поставленной задаче, установить доверительный контакт с пациентом во избежание его закрытия в себе, что может привести к усугублению болезни.

Краткая история и современное состояние

Патопсихология, как и нейропсихология, зародились в Западной Европе и Северной Америке во второй половине 19 века. Эти наработки зарубежных ученых и практиков импортировались в Имперскую Россию в ходе заграничной учебы и многочисленных стажировок специалистов из России. Определенное развитие, в первую очередь, в виде массированной серии практических социальных мероприятий в области здравоохранения и социального обеспечения патопсихология получила в СССР.

 Наиболее крупными специалистами в области советской патопсихологии и медицинской (клинической) психологии были в период ее становления в СССР в 1920е-1930 годы были Россолимо, Кащенко, Грибоедов, Голант, Сухарева, Мясищев, Лебединский, в послевоенные годы патопсихология получила развитие в МГУ, где ее развивали, среди прочих, Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн. В ходе Второй мировой войны и в послевоенные годы патопсихология и медицинская (клиническая) психология оказалась востребованной, как и нейропсихология, в деле восстановления психических функций у пациентов с психологическими травмами или черепномо-мозговыми поражениями, полученными в ходе боевых действий.

Своего бурного развития патопсихология и медицинская (клиническая) психология достигает к 1970-м годам. Именно в эти годы увидели свет основные труды советских патопсихологов. Тогда же был заложен фундамент подготовки специалистов-патопсихологов для психиатрической клиники. Это были первые советские практические психологи. Окончательно теоретические дискуссии вокруг предмета, задач и места патопсихологии в психиатрической клинике завершились к середине 1980-х годов.

В настоящее время происходит процесс дифференциации патопсихологии на отдельные направления. В частности, из клинической патопсихологии выделилась самостоятельная отрасль — судебная патопсихология.

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента».

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях.
Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки.

Психиатр и патопсихолог: зачем два специалиста?

Первое важное замечание: патологический психолог не выступает и не заменяет собой врача, коим может являться психиатр или невролог. Безусловно, эти специалисты-психологи тесно контактируют с психиатрами, генетиками, невропатологами, однако у патопсихолога свои задачи и методы работы

Детский патопсихолог – это в первую очередь психолог, который использует в работе психологические средства диагностики и коррекции.

Именно поэтому эта область деятельности ориентируется на полное изучение психики и особенностей ребёнка, нежели на постановку и уточнение диагноза. Как правило, психологи в принципе не должны и не имеют права ставить официальный диагноз. Однако изучение особенностей ребёнка несёт в себе огромный смысл, ведь это:

  • • крайне важный для постановки диагноза материал, передающийся врачу;
  • • зная особенности психической сферы ребёнка, психолог может сформировать коррекционные программы для конкретного малыша;
  • • эти же особенности помогают психологу дать «бытовые» рекомендации по взаимодействию с ребёнком.

Например, многие нарушения не лечатся лекарствами или же их роль в лечении крайне мала. Это могут быть отставания в психическом развитии, олигофрении и так далее. В таких случаях именно доскональное патопсихологическое изучение ребёнка и психокоррекция дефекта несут в себе лечебный потенциал.

Основные аномалии

Левченко иллюстрирует, как сначала в патопсихологии выясняются особенности психики, а потом на их основе рассматриваются нарушения. Основными из них считаются:

  • Нарушения восприятия. Проявляются в агнозиях, обманах чувств, изменении мотивационной сферы.
  • Нарушения памяти. В патопсихологии связаны с недостаточностью непосредственной, опосредованной памяти. Не меньшее значение имеют нарушения запоминания и мотивационного компонента.
  • Нарушения внимания. В патопсихологии нарушения внимания проявляются в снижении устойчивости, уменьшении объема и проблемах с переключаемостью.
  • Нарушение мышления. Имеет разные формы, могут пострадать: операционная сторона, динамика, мотивационный компонент.
  • Нарушение личности. Связано с неадекватной оценкой себя, изменениями мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, основные формы нарушений выражаются в проблемах со смыслообразованием и контролем, формированием потребностей и иерархией мотивов.

С чего начинается обследование

Как и при любом другом обследовании, все начинается с опроса и осмотра. Учитывая, что работы проводятся с детьми, в опросе участвуют родители ребенка. Нужно внимательно отвечать на вопросы учитывать особенности поведения ребенка, которые могли показаться незначительным, но на практике могут помочь диагностированию проблемы.

Далее проводиться стандартный осмотр, проверяется реакция на внешние раздражители, врач меряет пульс и давление. Это необходимо для фиксации общей картины состояния здоровья.

После окончания стандартной части обследования, специалист переходит непосредственно к методикам позволяющим определить патологию. На данном этапе, большое значение имеет опыт врачебного специалиста. У нас работают компетентные врачи, регулярно проводящие подобные обследования и способные выявить сложности и проблемы, если таковые имеются.

Патопсихология: диагностика, консультирование и коррекция

Конечно, цель патопсихологического обследования выделить особенности каждого конкретного ребёнка, но ведь интересы ребёнка всегда представляются третьей стороной. Поэтому перед патопсихологом встает задача общая для практической психологии: задача консультирования взрослых, в чьих интересах проводиться исследование. Ими могут быть родственники, опекуны, педагогический состав учебных заведений, лечащие врачи и тому подобные люди.

Например, если патопсихолог работает в рамках санатория или диспансера, его заключения могут сыграть ключевую роль в решении о диагнозе и лечении ребёнка. То есть, патопсихолог находиться в тесной связи с лечащим врачом и практически не контактирует с родителями ребёнка.

Но часто на патопсихолога возлагается обязанности консультанта в различных Психологических центрах или консультациях. Совмещение это крайне трудное и зачастую является свидетельством профессионализма психолога: ведь родители ждут не просто констатации факта, что их ребёнок отстаёт в психическом (не умственном!) развитии, а хотят услышать конкретные советы по тому, как помочь ребёнку «нагнать» упущенное, рекомендаций по социальной адаптации и выбору учебного заведения.

Итак, консультативная работа и диагностика завершена и, казалось бы, что может сделать для ребёнка патопсихолог более? И здесь мы находим третью важную, но не прямую обязанность патопсихолога: коррекцию дефекта, если таковой имеется. Детским патопсихологам часто приходится выступать в роли наставников, ведущих, психотерапевтов и дефектологов проводя коррекционные занятия с детьми. Это может быть и индивидуальная работа, и групповые сеансы.

И последняя задача патопсихолога – это профилактика возникновения нарушений в психическом развитии, задача, которая, к сожалению, не заняла ещё должного места в мировой психологии. К профилактике принято относить просвещение родителей в области детского развития и патопсихологии, консультации учителей и популяризации своей области знания. Сегодня это достаточно консервативная сфера деятельности.

Проблема нормы. Есть ли нормальные и нет?

Как и во всей психологии, вопрос о патологии и норме – краеугольный камень специалистов. Какие вопросы до сих пор не получили ответа?

  • • какой ребёнок является психически больным?
  • • что такое дефект в развитии?
  • • что следует сообщать родителям, а что держать в «профессиональной тайне»?
  • • какие перспективы коррекции сообщать родным?

Для того, чтобы хоть как-то приоткрыть читателю эту проблему, мы скажем, что у врачей и психологов эти два понятия наделяются разным смыслом. Для этого снова обратимся к клиническим случаям.

С позиции патопсихолога этот мальчик абсолютно здоров, с позиции невропатолога он нуждается в лечении и врач, разумеется, прав. Однако прав и психолог, ведь в рамках его компетенций у ребёнка проблем нет.

Здесь очевидно, что патопсихологическое исследование выявит нарушения в эмоциональной сфере, связанное с травмой. У ребёнка есть проблемы, которые совместно должны корректировать и невропатолог, и психолог. Более того, психологу необходимо проконсультировать педагогический состав школы относительно психического здоровья, а в идеале – провести тренинги с ребятами, направленными на развитие нормального отношения к ребёнку.

Очевидно, что лечение энуреза в этом случае не поможет, необходим комплекс психологических мер, направленных на развитие ребёнка.

Из этих коротких примеров мы видим, что патопсихолог в своей работе учитывает огромный пласт факторов, которые могут влиять на развитие ребёнка. В любом случае, иногда только консультация психолога способна вскрыть истинные причины того или иного заболевания, поведения или поступка.

В целях предостережения от отказов обследования у патопсихологов, мы приведём неблагоприятные последствия невыполнения рекомендаций и игнорирования реального состояния ребёнка.

Из этого примера мы видим, к каким последствиям привело сознательное невыполнение требований патопсихолога. К слову сказать, мать и в дальнейшем отказывалась от лечения, пока ребёнок не был стационирован после срыва.

Применяемые методики

Методики патопсихологического обследования достаточно разнообразны, в данной сфере регулярно появляются нововведения, технологии корректируются для повышения эффективности. Основой являются игровые методики, при которых требуется:

  • Создать логическую последовательность действий;
  • Решить визуальную задачу одним или несколькими способами;
  • Охарактеризовать ситуацию словами или другим способом;
  • Проявить психологическую реакцию на то или иное событие.

Для проведения тестов используются наглядные материалы, карточки с изображениями, книги с иллюстрациями, куклы, фигурки и многое другое. В клинике имеется обширный перечень наглядных материалов для проведения подобных изысканий.

Результаты каждого теста фиксируются и оцениваются исходя из успешности его прохождения. Далее оценки вносятся в таблицу, позволяющую определить предполагаемые отклонения в развитии и психологические патологии у ребенка.

История развития науки

В мире самостоятельным ответвлением психологии патопсихология стала еще в начале двадцатого века. Одно из первых упоминаний о ней, как патологической психологии, встречается в работах Бехтерева.

Патопсихология — это также и одна из отраслей отечественной клинической психологии. В ее развитии принимал участие советский психолог Лев Семенович Выготский. Основной толчок прогресса в данной отрасли пришелся на годы Великой Отечественной войны, когда большинство признанных психологов помогали раненным с поражениями мозга в военных госпиталях восстанавливать нарушенные функции психологической среды.

Также в формирование этой отрасли немалый вклад внесли Сеченов со своей популярной работой «Рефлексы головного мозга» и Лазурский. Последний, в свою очередь, разработал педагогический эксперимент, который применялся при распределении свободного времени пациента, а также его трудовой активности.

В этот период было накоплено множество материала по психическим нарушениям, связанным с поражениями мозговой деятельности. В патопсихологических исследованиях применяются методы, которые можно разделить на стандартизированные и нестандартизированные.

Методики

ВалидностьНадёжность

Проективные тесты

трудно научными методами подтвердить надёжность и валидность рисуночных методикосновных проективных методик патопсихологической диагностики

Опросники

золотого стандартастатистическая обработка данных и сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования с данными объективного наблюдения (подчас — многолетнего) подтвердили надёжность методикиподчас многолетние исследованияквалифицированных филологовконтингентов отечественной популяцииСобчик СМИЛ валидность надёжностьнекоторые утверждения были изменены <…> из опросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластнымиМетодики, которые убивают наукутест мини-мульт валидность надёжностьтест СМОЛ валидность надёжностьА что насчёт ИТО (индивидуально-психологического опросника)?А ничеготеории ведущих тенденцийПочему психологов так не любят?

Исследование мышления

Пиктограммав индивидуальной психодиагностике выявляемые изменения порой столь очевидны, что не нуждаются в измерении и уточненииПрактика применения пиктограммы показала ее особую валидность в диагностике шизофрениивалидность вообщев плане интерпретации пиктограмм взял критерии, близкие к используемым в тесте Роршаха (обе эти методики использовались им параллельно)Традиционные характеристики стандартизированных тестов, в частности, различные виды надёжности и валидности неприменимы в отношении НМИМДиапазон методикиФормализуемость ответаДиагностическую ценностьРусскоязычные методики созданы преимущественно в 50-60-х годах 20-го века, они эффективны в выявлении нарушений мышления как стимульный материал, просты
в применении, но не прошли процедуру научного доказательства их психометрических свойств

Тесты интеллекта

Подчеркните лишнее слово — Испания, Дания, Германия, Франция, Италия, Финляндияона — единственное королевство среди перечисленных стран

Детская патопсихология

До того как в науке появились труды Зейгарник, существовало мнение, что при ряде невротических заболеваний поведение пациента начинает переходить на более низкий уровень, который отражает определенную стадию развития ребенка. Основываясь на этой концепции, многие ученые пытались выявить соответствие между процессом распада личности и конкретным этапом детства. Например, Кречмер приближал мышление шизофреника к подростковому развитию. В 1966-м году на 8-м Международном конгрессе Ажуриагерра (швейцарский ученый) отстаивал мнение о послойном психическом распаде от высших к низшим формам. Такие выводы основывались на ряде наблюдений:

  1. При некоторых болезнях пациенты теряют возможность осуществлять сложные разновидности деятельности. Вместе с этим у них сохраняются простые умения и навыки.
  2. Некоторые формы расстройств поведения и мыслительной деятельности напоминают действия и мышление ребенка.

Задачи

Патопсихология — это наука, направленная на получение дополнительных сведений о состоянии пациента. В частности, исследованию подлежит его познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, личность в целом. Эта информация необходима при постановке диагноза. Экспериментальные методики патопсихологии позволяют выявить множество признаков нарушений, установить их структуру и связь друг с другом.

Еще одна важная задача, которая решается в рамках дисциплины, состоит в проведении исследования для экспертизы (судебной, воинской, трудовой). В процессе такой процедуры специалист может установить структуру нарушений и их соотношение с сохранными сторонами деятельности психики или провести дифференциальную диагностику. Такое исследование сопряжено с определенными сложностями. Они обусловлены в первую очередь заинтересованностью пациента. В этой связи больной может преуменьшать проявления нарушений, усиливать их или даже симулировать, чтобы избежать ответственности либо для получения инвалидности. Еще одна задача, которую решает патопсихология, — это изучение изменений под воздействием терапии. В таких случаях применяются однотипные наборы приемов. При неоднократном исследовании с их помощью устанавливается динамика состояния, определяется эффективность лечения.

Методики диагностирования

Для повышения точности выносимого диагноза, применяется сразу несколько методик диагностирования. Все они построены на игровом взаимодействии или преподносятся в виде увлекательного занятия на проверку способности к логическому и последовательному мышлению.

Методики подбираются индивидуально, после осмотра и опроса родителей по поводу имеющихся жалом или замеченных отклонений. Индивидуальный подход является основополагающей частью методики диагностирования. Решение принимается по результатам проведенного комплекса исследований. Потребуется подсчитать набранные баллы и свериться с таблицей стандартов.

По результатам назначается необходимое лечение. В дальнейшем, диагностика может повторяться для отслеживания динамики изменений при восстановлении умственного и психического состояния ребенка.

Пройти процедуру можно в нашем центре, где работают специалисты, в том числе специализирующиеся на детских патологиях. Мы имеем необходимые материалы для проведения диагностических работ. Опыт сотрудников позволяет говорить о высокой эффективности диагностических мероприятий. Пройти назначенные терапевтические мероприятия также можно в нашей клинике. Мы можем предложить комплексное решение любой возникшей проблемы.

Свяжитесь с нами, для записи на прием к специалисту, согласования времени визита и прочих вопросов. Мы гарантируем прием без очередей и ожидания при наличии записи. Консультант клиники готов ответить на возникшие у Вас вопросы.

Исследования в этой отрасли

Исследования патопсихологии включают:

  • анализ болезни и правильный диалог с пациентом;
  • наблюдение и обследование больного при помощи различных методик;
  • сравнительную характеристику полученных результатов;
  • постановку диагноза и подбор способов лечения.

При проведении исследований патопсихолог всегда должен быть корректным, тактичным, отличаться внимательностью и терпеливым характером.

Патопсихология — это очень серьезная отрасль психологии

Поэтому, решившись на обследование, помните о важности прохождения полноценного курса, поскольку патопсихологи основывают свои заключения на конечном результате оценки деятельности обследуемого и на анализе выполнения всех поставленных задач. Это позволит выявить особенности нарушений и определиться с методикой лечения

Итог

Патопсихология изучает изменения в психике человека под влиянием болезней, окружающей среды и прочих негативных факторов. Каждый индивид становится тем, что в его жизни происходит. И если специалист будет досконально разбираться в проблеме, тогда он сможет найти верное решение, как человеку вернуться к нормальному существованию, избавившись при этом от тех факторов, которые сделали его «больным».

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
  • https://forpsy.ru/works/doklad/patopsihologiya-otrasl-klinicheskoy-psihologii/
  • https://www.syl.ru/article/325176/patopsihologiya—eto-chto-takoe-metodyi-i-zadachi-nauki
  • https://www.grc-eka.ru/eto/patopsixologiya.html
  • https://www.psychologos.ru/articles/view/patopsihologiya
  • https://www.ucheba.ru/program/472990
  • https://postupi.online/programma/1189/deyat/
  • https://psytheater.com/patopsihologiya.html
  • https://urait.ru/book/neyro-i-patopsihologiya-patopsihologicheskaya-diagnostika-433704
  • https://psychological.slovaronline.com/1305-PATOPSIHOLOGIYA
  • https://psymsuotvety.jimdofree.com/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/1-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector