Морфологический анализ (изобретательство)

Содержание метода

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода.

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. Возможно исследование одновременно по нескольким признакам.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализа получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке — 4…7 узлов, при работе на компьютере — в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем — для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупненно-обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты. Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

  • интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;
  • конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

Содержание метода

Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы. В итоге даётся ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений, независимо от того, что в исходной задаче речь шла только об одной конкретной системе.

Основные этапы применения метода.

1. Выясняется цель задачи — поиск вариантов функциональных схем, либо принципов действия, либо структурных схем, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. Возможно исследование одновременно по нескольким признакам.

2. Выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения, физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.). Удобно предварительно (допустим, из анализа аналогичной системы) построить соответствующую блок-схему (функционирования, принципа действия, структурную схему), элементы которой и образуют узлы.

Количество узлов обычно выбирается из условия обозримости и реальности анализа получаемых впоследствии вариантов: при ручной обработке — 4…7 узлов, при работе на компьютере — в пределах физической возможности вычислительной техники и отведенного на решение задачи времени. Удобно задачу решать в ряд этапов: сначала по ограниченному числу наиболее важных узловых точек, а затем — для дополнительных, второстепенных или выявленных в ходе анализа и представляющих интерес новых узлов.

3. Для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами).

Варианты должны охватывать всю область возможных решений для данной узловой точки. Но чтобы задача была обозримой, рекомендуется сначала выделять укрупненно-обобщенные группы вариантов, которые при необходимости впоследствии конкретизируются. Варианты могут быть не только реальные, но и фантастические.

4. Проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия.

При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы (оси) и варианты. Морфологический анализ удобнее и нагляднее проводить с применением морфологических таблиц (ящиков).

Формальное комбинирование вариантов создает впечатление автоматизма в применении метода. Однако его эвристическая природа весьма существенна и зависит от следующих субъективных факторов:

  • интуитивное выделение узлов и их признаков, состава вариантов. Отсутствие уверенности, что учтены все (и особенно, перспективные) узлы и варианты;
  • конкретное решение является следствием анализа просматриваемых комбинаций, возникновения продуктивных ассоциаций и образов.

Схема морфологического разбора глагола

Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).

Определение части речи

Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.

https://youtube.com/watch?v=vGhO-Q-BvhI

Определение инфинитива

Инфинитив — это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола. Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?

Описание постоянных признаков

Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:

  • Вид. Бывает совершенным и несовершенным. Вид характеризует результативность действия, перфектность. Носителю русского языка не составит труда определить вид, задав вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать?, несовершенного — Что делать? Изучающему русский язык сложнее: придется выполнить морфемный разбор слова и ориентироваться в определении вида прежде всего на морфемный состав. Ну и выучить список слов, которые не укладываются в правила словообразования, например: лечь, сесть, бросить и др. Кроме того, существуют двухвидовые глаголы, например, ранить, жениться и т. д., вид которых можно определить только из контекста, то есть по лексическому значению в предложении.
  • Возвратность. Возвратностью называется действие, обращенное на себя. Такие глаголы имеют на конце постпозитивный суффикс -ся.
  • Переходность. Характеризует возможность находиться в связи с существительным в винительном падеже без предлога (управлять им). Для определения переходности нужно задать после глагола вопрос Кого? Что?
  • Спряжение. Тип спряжения определяется по окончанию инфинитива (точнее, по суффиксу и окончанию) для большинства глаголов русского языка. Так, к первому относятся глаголы заканчивающиеся на -ать, -уть, -еть, -ть, -ять, ко второму — -ить и -ыть. Из этого правила есть исключения: стелить и брить относятся к первому спряжению, так как личные окончания у них формируются по образцу первого. А видеть, слышать, ненавидеть, зависеть, смотреть, вертеть и еще с пару десятков (часть из них проходили в школе в виде стишка, остальные остались вне учебника) относятся ко второму. Помимо этого, в русском языке существуют глаголы нерегулярного спряжения, личные окончания которых бывают как первого, так и второго типа (бежать, чтить, брезжить), а также неправильного, или особого, парадигма образования личных форм которых имеет еще древнерусскую модель или отсутствует. К последним относятся есть, дать, быть, создать и производные от них.

Непостоянные признаки

К ним относятся признаки, которые глагол приобретает при словоизменении.

  • Наклонение. В русском языке выделяют три наклонения: индикатив (изъявительное), субъюнктив (сослагательное, или условное) и императив (повелительное). Вторая форма всегда составная, а третья может быть как простой, так и составной.
  • Время. Определяется в изъявительном наклонении. В русском языке существуют три временных формы (настоящее, прошедшее и будущее), причем одна из них состоит из двух видовременных: будущее совершенное (простое) и будущее сложное (аналитическое).
  • Число.
  • Лицо (не определяется в прошедшем времени и в условном наклонении).
  • Род (определяется только в прошедшем времени и в сослагательном наклонении).

Глагол в предложении

В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.

ПРЕДМЕТ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  • Функционально-стоимостный анализ | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.05 Мб

    1. ФСА 2. Эволюция ФСА 3. Осн принципы и цели ФСА. 4,5 Области примен ФСА. Объекты ФСА. 6,7Методы структурного, функц и структурно- функц описания объекта. 8. Исп ФСА при разраб товарной стратегии.

  • Морфемика и словообразование. Лекции | Лекция | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб

    Морфемика 1. Общее понятие о морфемике 2. Задачи морфемики: 3. Определение морфемы 4. Как соотносится морфема с другими единицами языка? Морфема, алломорф, вариант морфемы 6. Типы морфем

  • Наследственные болезни | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 13.28 Мб

    Развитие цитологии как науки. Основные положения клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории: 2.Классификация форм жизни. Вирусы: общий план строения, жизненный цикл, пути

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1. Предмет фонетики. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2.Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (ударение, интонация). 3.Фонетические

  • Ответы по исследованию систем управления | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.24 Мб

    1. Абстрагирование как метод ису. 2. аксиоматический метод научного знания 3. анализ и синтез как методы ису 4. ассоциативные методы 5. восхождение от абстрактного к конкретному как метод

  • Словообразование в русском языке | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб

    Слов-ние (C) как раздел языкознания: предметная область, задачи, аспекты исследования и место в системе лингвистических дисциплин. Актуальные направления дериватологических исследований.

  • Липогенез у представителей мицелиальных грибов в связи с особенностями их разбития на средах с различным содержанием фосфатов Гончарова Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук | Диссертация | 1985 | docx/pdf | 6.59 Мб

    03.00.07 — микробиология ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы Цель в задачи исследования Научная новизна работы Практическая ценность работы Апробация работа Публикации ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Глава I. 0

  • Стилистика и культура речи русского языка. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.14 Мб

    1. Редактирование как лингвистическая и книговедческая дисциплина 3. Задачи литературного редактирования текста. Саморедактирование. 4. Общие правила работы редактора над текстом. 5. Редактор и

  • Морфемика. Морфология | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб

    Морфемика как лингвистическая дисциплина. Морфема, морф, словоформа. Морфемный анализ слова. 2. Корневые и аффиксальные морфемы, их различия. 3. Флексия. Словообразовательные и словоизменительные

  • Изучение иммуноморфологических клинических особенностей аденоидных вегетаций и небных миндалин у часто болеющих детей Амирова Патимат Юнускадиевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf/png | 6.62 Мб

    14.00.04 — болезни уха, горла и носа. 14.00.36- аллергология и иммунология. Введение Глава I. Обзор литературы 1.1. Определение термина “часто болеющие дети”, структура заболеваемости группы часто

Построение и использование метода морфологического ящика ф. Цвики.

Построение морфологического ящика
проводится в пять этапов:

  1. Точная формулировка поставленной
    проблемы

  2. Определение параметров (классификационных
    признаков Pi) от которых
    зависит решение проблемы. Заметим, что
    процедура анализа может быть итеративной,
    связанной с уточнением или изменением
    параметровPi.

  1. Деление параметров Piна
    их значение и представление их в виде
    матриц строк

Набор значений по одному из каждой
строки представляет возможный вариант
решения исследуемой проблемы.

Важно, что до данного момента исследования
не ставится вопрос о ценности того или
иного решения. Как только получено все множество
решений, оно сопоставляется с некоторой
системой принятых критериев

Как только получено все множество
решений, оно сопоставляется с некоторой
системой принятых критериев.

  1. Оценка всех имеющихся в морфологическом
    ящике вариантов решений

  1. Выбор из морфологического ящика
    оптимального варианта решения задач.

Выбор наилучшего решения состоит в
постоянно ограничиваемом переборе
возможных вариантов, благодаря:

  • Формированию морфологического ящика

  • В результате отбрасывания явно
    неприемлемых вариантов

  • Путем использования количественных и
    качественных критериев

Возможны следующие пути выбора решений
из морфологического ящика:

  • Применение одного критерия, полностью
    исключающего все варианты решений,
    кроме одного

  • Последовательное применение нескольких
    критериев постепенно, исключая все
    варианты кроме одного

  • Расчленение проблемы на подпроблемы
    и последовательное применение нескольких
    критериев для выбора по одному варианту
    решения каждой из проблем которые,
    вместе взятые и составляют искомое
    решение.

Если мы используем последний случай,
то у нас возможно не одно решение, а
несколько.

Цвики назвал свой метод методом n-мерного
морфологического ящика. Еслиn=2,
то мы имеем дело с морфологической
картой.

Использование морфологической карты
часто практикуется разными фирмами,
чтобы выявить/забронировать незатронутые
другими фирмами участки морфологической
карты (занять выгодную нишу).

Этот метод нашел особенно широкое
применение в задачах программирования.

Достоинство метода: он применим при
наличии малого объема информации для
решаемой проблемы.

Морфологический метод напрямую связан
с развитием сценариев.

Разные пути выбора решений.

Кроме составления матрицы системных
исследований и применения морфологического
метода, в системных исследованиях
используются еще и сценарные методы.

Важнейшим свойством сценария является
его согласованность, поэтому метод
сценария
занимает промежуточное место
между совокупностью частных прогнозов
с неизученными возможностями и
математической моделью, где точно
определены все взаимосвязи в виде
аналитических соотношений.

Существуют следующие методы построения
сценариев:

  • Экспертные методы/методы получения
    согласованного мнения

  • Морфологический анализ

  • Имитационное моделирование

  • Сетевые методы/дерево решений

  • Комбинационные методы

30

Подготовил: Лихолетов
Михаил гр.1622

«Означает» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: означать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:

    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?означалЧто делаю?означаюЧто буду делать?буду означать Что делал?означалЧто делаешь?означаешьЧто будешь делать?будешь означать Что делал?означалЧто делает?означаетЧто будет делать?будет означать
Женский род (ед. число) Что делала?означалаЧто делаю?означаюЧто буду делать?буду означать Что делала?означалаЧто делаешь?означаешьЧто будешь делать?будешь означать Что делала?означалаЧто делает?означаетЧто будет делать?будет означать
Средний род (ед. число) Что делало?означалоЧто делаю?означаюЧто буду делать?буду означать Что делало?означалоЧто делаешь?означаешьЧто будешь делать?будешь означать Что делало?означалоЧто делает?означаетЧто будет делать?будет означать
Множественное число Что делали?означалиЧто делаем?означаемЧто будем делать?будем означать Что делали?означалиЧто делаете?означаетеЧто будете делать?будете означать Что делали?означалиЧто делают?означаютЧто будут делать?будут означать

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:Найти

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в
винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?)
стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.

С какими местоимениями соотносятся он, она, оно они
На какие вопросы отвечают что делает?, что сделает? что делают?, что сделают?
Какие окончания имеют -ет (I спр.), -ит (II спр.) -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.)
Примеры она читает, она прочитает, он строит, он построит они читают, они прочитают, они строят, они построят

Литература

  • Одрин В. М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. — Киев: Наукова думка, 1977.
  • F. Zwicky, Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969.
  • J.C. Jones, Design Methods. Wiley, 1981.
  • R.U. Ayres, Technological Forecasting and Long-Time Planning. McGraw-Hill, 1969.
  • Mark Sh. Levin, Composite Systems Decisions, Springer, 2006.
  • Mark Sh. Levin, Combinatorial Engineering of Decomposable Systems, Kluwer, 1998.
  • Mark Sh. Levin, Modular System Design and Evaluation. Springer, 2015.
  • М.Ш. Левин, Технология поддержки решений для модульных систем. Электр. книга. 341 С., 2013.

Г. С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 3-е изд., дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — с.240.

Литература

  • Одрин В. М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. — Киев: Наукова думка, 1977.
  • F. Zwicky, Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969.
  • J.C. Jones, Design Methods. Wiley, 1981.
  • R.U. Ayres, Technological Forecasting and Long-Time Planning. McGraw-Hill, 1969.
  • Mark Sh. Levin, Composite Systems Decisions, Springer, 2006.
  • Mark Sh. Levin, Combinatorial Engineering of Decomposable Systems, Kluwer, 1998.
  • Mark Sh. Levin, Modular System Design and Evaluation. Springer, 2015.
  • М.Ш. Левин, Технология поддержки решений для модульных систем. Электр. книга. 341 С., 2013.

Г. С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 3-е изд., дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — с.240.

Пример

Например, необходимо предложить новую эффективную конструкцию устройства для транспортирования по снегу — снегохода.

Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к снегоходу как транспортному средству морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода: А — двигатель, Б — движитель, В — опора кабины, Г — управление, Д — обеспечение заднего хода и т. п.

Каждая характеристика (параметр) обладает определённым числом различных независимых свойств. Так, двигатели: А1 — внутреннего сгорания, А2 — газовая турбина, А3 — электродвигатель, А4 — реактивный двигатель т.д.;

движители: Б1 — воздушный винт, Б2 — гусеницы, Б3 — лыжи, Б4 — снегомёт, Б5 — шнеки и т. д.;

опора кабины: В1 — опора кабины на снег, В2 — на двигатель, В3 — на движитель и т. д.;

По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются наиболее существенные параметры.

Например, для снегохода матрица будет иметь вид:

1 А2 А3 А4)

1 Б2 Б3 Б4 Б5)

1 В2 В3)

Возможные сочетания: А1, Б3, В2, или А1, Б2, В3, или А2, Б1, В2 и т. д. Общее количество сочетаний в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях. В нашем примере: 4*5*3 = 60.

Матрица — символическая форма описания решений. Она дает представление о всех возможных конструктивных схемах снегохода путём фиксирования в каждой строке матрицы одного из элементов. Набор этих элементов будет представлять возможный вариант исходной задачи. Рассматривая разные сочетания этих элементов, можно получить большое сочетание всевозможных вариантов решений, в том числе и самых неожиданных. Так, морфологическая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений.

Ответственный этап метода — оценка вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической матрицы. Сравнивают варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной технической системы показателям.

Морфологический ящик

характеристика свойства
1 2 3 4 5
А двигатель внутреннего сгорания газовая турбина электродвигатель реактивный двигатель 5
Б движитель воздушный винт гусеницы лыжи снегомёт шнеки
В опора кабины на снег на двигатель на движитель 4 5
Г управление 1 2 3 4 5
Д обеспечение заднего хода 1 2 3 4 5

Метод определения характеристик публикационной активности

Его специфика
связана с тем что поток документов ведет
себя как система, подчиняясь циклическому
развитию; отслеживая эти циклы, можно
определить, на каком этапе жизненного
цикла находится предметная область в
той или иной стране. Это дает возможность
предлагать корректные рекомендации по
формированию НТПл на отраслевом уровне.

3. Метод,
базирующийся на выявлении

групп патентных
документов

с семейством патентов-аналогов большой
мощности, или просто метод патиентов-аналогов.
Его сущность исходит из того, что фирмы
патентуют за рубежом только те идеи,
которые имеют практическую значимость.
Поэтому, выявляя направления, в которых
мощность патиентов-аналогов растет
быстрее, удается тем самым устанавливать
направленность деятельности ведущих
фирм в развитии производственного
потенциала.

Литература

  • Одрин В. М., Картавов С. С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. — Киев: Наукова думка, 1977.
  • F. Zwicky, Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan, 1969.
  • J.C. Jones, Design Methods. Wiley, 1981.
  • R.U. Ayres, Technological Forecasting and Long-Time Planning. McGraw-Hill, 1969.
  • Mark Sh. Levin, Composite Systems Decisions, Springer, 2006.
  • Mark Sh. Levin, Combinatorial Engineering of Decomposable Systems, Kluwer, 1998.
  • Mark Sh. Levin, Modular System Design and Evaluation. Springer, 2015.
  • М.Ш. Левин, Технология поддержки решений для модульных систем. Электр. книга. 341 С., 2013.

Г. С. Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — 3-е изд., дополненное. — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — с.240.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector