Логический анализ языка
Содержание:
- Способы развития логического мышления
- Формально-логический метод
- Сценическая речь ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (часть 3)
- Связи между именами и высказываниями
- Функции
- Логические мыслительные процессы
- 2.7.Семиотика: семантика
- Справочная информация
- Советы по развитию логического мышления
- Что это такое
- Мысленно-логические методы
- 5 полезных советов, как развить логику
- Редакторский анализ текста
- Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику
- Общие логические методы: анализ
- Типы логических операций
Способы развития логического мышления
Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
- Шахматы;
- Шашки;
- Нарды;
- «Монополия» («Большой бизнес»);
- «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
- Карточные игры («Манчкин», «Уно»).
Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
- Ребусы;
- Графические головоломки;
- Текстовые задачи;
- Загадки;
- Анаграммы;
- Пазлы;
- Кубик Рубика;
- Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).
Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.
- Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
- Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
- Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.
Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.
Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.
Формально-логический метод
Знания о законах вывода из проверенных истин помогает получить формальная логика. Ранее установленные истины, являющиеся основой вывода, не требуют обращения к опыту в каждом конкретном случае, поскольку знания получены с применением правил и законов мышления. Логические методы научного исследования включают в себя логику традиционную и математическую.
Первая для получения новых выводов использует анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, конкретизацию, аналогию и сравнение. А математическая, ещё называемая символической, логика применяет к проблемам формальной логики более строгие методы, используемые в математике. Специальный язык формул может логично и адекватно описать структуру доказательств и выстроить строгую и точную теорию, применяя описание суждений в их расширении — описании умозаключений.
Сценическая речь ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (часть 3)
Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный
тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.
«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на
плечах гигантов». Исаак Ньютон
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru
с пометкой «проблема» в теме письма.
Здравствуйте, друзья.
Твитер
Фейсбук
Вконтакте http://vk.comandrey_luda
Продолжаем изучение учебника
«Сценическая речь». Под
ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС». 2002.
Глава 5
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Тембр — это
«окраска» звучания, придающая речи различные экспрессивно-эмоциональные
оттенки. Стремясь охарактеризовать тембр голоса, мы порой употребляем такие определения,
как «бархатный», «серебристый», «глухой» и т. д.
Неспроста тембр называют «цветом голоса».
Темп — это скорость
речи, ее ускорение и замедление (отдельных звуков, слогов, слов,
словосочетаний, фраз).
Сила (или
интенсивность) звука зависит от смены усиления или ослаблении мускульного
напряжения органов артикуляции, а также от амплитуды колебания голосовых
складок.
Пауза — это как бы
«незвуковое» интонационное средство. Пауза может быть действительной
(перерыв в речи) или мнимой (нулевой). Мнимую паузу называют интонационной.
Ударение — это
прежде всего интенсивность, сила звука. Вместе с нем, акустически ударение
выражается не только силой звука, но и длительностью, изменением высоты тона,
или различными комбинациями этих средств. О словесных ударениях пойдет речь в главе «Орфоэпия»
О
смысловых ударениях — в разделе «Смысловые ударения».
Здесь мы более всего
обратим внимание на мелодику, паузы, как бы подсказанные автором. Драматург А.
Крон писал, что, оттачивая реплику, автор старается в тексте зафиксировать
интонацию
И, прежде всего, с помощью пунктуации. Знаки препинания расставляют
смысловые акценты, обозначают повышения и понижения голоса, создают ритм.
Попутно с
интонационно-логическим анализом происходит углубленное знакомство с правилами
и закономерностями устной речи, которые свойственны нашему языку. К. С.
Станиславский считал, что артист должен в совершенстве знать свой язык. Использование
выразительных свойств устной речи при чтении литературно-художественного
произведения и при работе над ролью опирается на знание законов языка. Интонационно-логический
анализ текста — живая творческая работа, это погружение в мир мыслей и чувств
автора.
Продолжение в следующем выпуске…
Твитер
Фейсбук
Вконтакте http://vk.com/andrey_luda
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены — сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.
Заранее благодарю Вас.
Связи между именами и высказываниями
Умножение имён. Обозначается —
Р.Q,читается Ри Q
-
работы и роста: Р —
«работы», Q —
«роста»; -
непосредственности и индивидуальности:
Р —
«непосредственности»,Q —
«индивидуальности»; -
психолог и социолог: Р —
«психолог»,Q—
«социолог»; -
роста и развития: Р—
«роста»,Q —
«развития»; -
характера и эмоционального развития:
Р — «характера»,Q —
«эмоционального
развития».
Сложение имён. Обозначается —
Р +
Q,читается Рили Q
-
игре на фортепиано или эффективному
общению с коллегой по работе: Р —
«игре на
фортепиано», Q —
«эффективному
общению с коллегой по работе»; -
к сфере человеческих отношений или к
характеру личности: Р —
«сфере
человеческих отношений»,Q—
«характеру личности»; -
друзьями или коллегами: Р—
«друзьями»,Q —
«коллегами»; -
с теннисом или фортепиано: Р —
«теннисом»,Q—
«фортепиано»; -
огромный рост или физическая мощь: Р —
«огромный
рост»,Q—
«физическая мощь».
Отрицание имен. Обозначается
Р,читается не Р
-
Возможно, многие из тех, кто в браке и
в семье отказывается отдавать и делиться
или же отдаем механически, сами, по
существу, так и не знают, что такое
самообладание, никогда не ощущали, что
значит владеть собой, не осознавали
своей индивидуальности и не испытывали
чувства собственного достоинства:-
Р — «не
осознавали своей индивидуальности»; -
Р —
«не испытывали чувства собственного
достоинства».
-
Функции
В психологии принято считать, что мыслительная деятельность всегда выстраивает связь между событиями или явлениями. Человек должен анализировать информацию и делать умозаключения. Инструментом для этих действий выступает логическое мышление. Значит, в данном случае такая способность, как познание переходит на более новый уровень. Вышеуказанному процессу присуще еще регулирующее, а также коммуникативное предназначение. Данный прием полезен при построении общения между людьми и при ведении совместной деятельности. Логика также позволяет выдвигать различные версии и делать при помощи них определенные выводы.
Итак, человек свои мысли определяет при помощи слов. Они могут быть высказаны в устной или письменной форме. Здесь нужно отметить, что данные навыки человек приобретает еще в детстве, когда у него происходят контакты со взрослыми. Потом вырабатывается мышление, которое может иметь следующие разновидности:
- наглядно-образное;
- действенное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление всегда связаны с восприятием предметов, когда человек с ними взаимодействует. А вот словесно-логическое мышление уже опирается на определенные понятия. Именно так происходит познание закономерностей и взаимосвязей в окружающей реальности.
Если говорить об абстрактно-логическом мышлении, то здесь нужно отметить, что оно является еще и отвлеченным. Данный вид основывается на обнаружении значимых свойств, связей, а также на их разделении. При этом свойства и связи разделяются на существенные и менее существенные.
Когда начинается познавательная деятельность, то мыслительный процесс приобретает следующие функции:
- классифицируется роль понятий;
- решаются задачи, которые связаны с жизнедеятельностью.
- управлению деятельностью индивида способствует осмысление реальности; этот процесс также помогает планировать поведение, ставить цели и так далее;
- анализируется и сама деятельность, и ее результат, при этом в данный процесс подключается рефлексия.
Кроме того, функции логики заключаются в следующих пунктах:
- методы мышления каталогизируются, и само мышление приходит к истине;
- для изучения способов реализации мыслительных процессов в общий процесс включается вырабатывание теорий;
- созданные теории проходят формализацию и приобретают вид символов или знаков.
Логические мыслительные процессы
Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.
Вот основные операции, происходящие в нашей голове:
- Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
- Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
- Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
- Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
- Конкретизация. Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
- Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
- Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.
Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.
2.7.Семиотика: семантика
Семиотика — общая теория знаковых систем; наука о знаках и знаковых системах, о естественных и искусственные языках как знаковых системах. Включает в себя три раздела: семантику, синтактику, прагматику.
Семантика логическая — раздел логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому ими содержанию.
Семантика изучает отношения знаков к тому, что они обозначают. Проблемы и объекты исследования семантики (шире семиотики) иллюстрирует семиотический, или семантический, треугольник Ч.К. Огдена — А.А. Ричардса (рис. 2.1).
Çíàê
Слово
Èìÿ
1 |
||
имеет смысл |
называет |
3 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Денотат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Десигнат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Референт |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сигнификат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экстенсионал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интенсионал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смысл |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в традиционной логике |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
соответствует |
Объем |
Рис. 2.1. Треугольник Огдена — Ричардса
1.Имя — слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет (объект, свойство, явление, процесс и т.п.).
2.Денотат, референт, экстенсионал, номинат — слова, которые обозначают тот предмет (объект, свойство, явление, процесс), который соответствует данному имени (знаку, слову).
3.Десигнат, сигнификат, интенсионал — слова, которые соответствуют смыслу, или значению знака, в сознании человека.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Советы по развитию логического мышления
Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.
Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.
Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.
Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.
Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.
Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.
Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.
Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.
Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.
Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.
Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.
Что это такое
Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.
Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.
Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.
Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.
У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться
в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без
эмоционального подтекста, затуманивающего разум.
Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково
справедливы в математических задачах и жизни.
Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.
Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем
мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим,
зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое
мышление.
Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.
Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.
Мысленно-логические методы
Структурный анализ
Структурный (или топологический) анализ предполагает систематизированное изучение объекта с целью выявления его структуры и основных закономерностей развития.
Предполагается, что если система выглядит как нечто известное снаружи и ведет себя аналогичным образом, то внутреннее ее строение и состояние ее элементов подобно известному или наоборот — если известно строение, то может быть предсказано поведение и внешний вид.
При этом структура системы устанавливается на основе изучения и описания комплекса наблюдаемых каналов обмена ресурсами.
Наблюдение и анализ морфологии системы выступают методом познания ее структуры и функциональной среды.
5 полезных советов, как развить логику
Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:
- Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
- Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
- Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
- Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.
Редакторский анализ текста
Текст состоит из речевых, логических, композиционных и рубрикационных единиц. Они могут частично между собою совпадать (слово и понятие, предложение и суждение, сверхфразовое единство старшего ранга и параграф, элементарное сверхфразовое единство и абзац), но совпадают далеко не всегда (понятием, например, может быть и слово и словосочетание, предложение может и не быть суждением и т. д.).
Кроме того, указанные единицы текста объединяются и разделяются на другие единицы по самым различным признакам, которыми характеризуется текст.
Изучая текст, редактор подвергает анализу сначала слово как единицу речи и как логическую единицу или ее составную часть, затем словосочетание, предложение, фразу и благодаря этому усваивает смысл указанных частей текста.
Редакторский анализ чрезвычайно сложен. Он одномоментно включает большое число составляющих, которые должны учитываться в совокупности, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что предполагает многоаспектные мыслительные действия. Да и каждая составляющая этого мыслительного процесса в отдельности представляется в свою очередь сложной. Так, при анализе произведения редактор имеет в виду специфику вида литературы, к которому это произведение относится, но специфические признаки вида литературы чрезвычайно разнообразны по своей природе, видоизменяются в результате синтетических образований и разного рода трансформаций. Также сложны, подвижны и неустойчивы все ориентиры профессиональных оценок литературного материала: читательский спрос, потребности и возможности читателя, определяющие видо-типологические параметры издания, без которых обоснованная оценка произведения невозможна.
Редакторский анализ должен быть проведен по всем аспектам, на всех уровнях проникновения в текст и в полном объеме. Если по каким-либо причинам произведение было проанализировано не полностью, и отдельные элементы анализа были пропущены, это неизбежно отразится на качестве издания. Если, например, в научно-популярном произведении нет иллюстраций, ярких примеров и уже при просмотре материала обнаруживается обилие цифр, сложных таблиц и формул, это говорит о том, что при анализе не были учтены некоторые особенности научно-популярного изложения, не использовались отдельные критерии оценки, не рассматривался объем внетекстовых элементов.
Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику
Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.
Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.
Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.
Общие логические методы: анализ
Среди логических методов познания процессов, явлений, предметов объективного мира существуют синтез, анализ, идеализация, абстрагирование, дедукция, обобщение, аналогия, индукция, моделирование, экстраполяция и гипотеза.
Начинается логический метод исследования (познания) с анализа, то есть с расписания, разбора, расчленения изучаемого объекта. Этот приём заключён в мысленном или практическом разборе состава элементов — признаков, свойств, структурных частей, после чего каждый элемент подлежит отдельному исследованию как часть целого. Анализ имеет разнообразные виды, зависящие от специфики объекта, который подвергается исследованию. Современная наука берёт на вооружение системный анализ — подход к изучаемому объекту как к организованной системе, где элементы неразрывно и органично взаимосвязаны и друг на друга влияют.
Методы логического анализа включают в себя методологический подход к плодам познавательной деятельности, то есть исследование знаний людей, все его формы и виды, причём знание выражается в естественных и искусственных средствах языка, основываясь на законах логики. Например, изучая общество как целостную систему, системный анализ расчленяет на аспекты политический, экономический, моральный, правовой и тому подобные, где каждый аспект общественного бытия и сознания исследуется отдельно. Логический метод познания путём анализа выявляет структурные элементы — виды, типы, уровни знания, оформленные определённым текстом. Далее устанавливается их соотношение, ложность или истинность высказываний, уточняется понятийный аппарат, который реализует знания, устанавливается обоснованность, непротиворечивость и доказанность этого знания.
Типы логических операций
Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.
Сравнение
При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:
- что может быть общего между объектами;
- чем они отличаются друг от друга.
В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.
Абстракция
Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.
Обобщение
Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.
Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.
Анализ
При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.
Синтез
При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.