Кризис 3 лет у ребенка

Как вести себя родителям?

Как вести себя родителям, если у ребенка начали проявляться особенности кризиса трех лет?

В возрастной период, когда малыш начинает учиться осознавать себя и свои возможности, в период, когда появляется психологическое желание отделить себя от родителей, а также когда малыш ставит в приоритете свое «Я», родителям необходимо установить свое мнение и показать характер и настойчивость. В противном случае ребенок установит доминирование над домочадцами и будут происходить постоянные конфликты. Родителям необходимо уделить максимум внимания малышу и проявить максимальную внимательность по отношению к нему и его поведению.

Особенности кризиса трех лет заставляют родителей прибегнуть к незамедлительному пресечению непослушания малыша, иначе данный кризис может затянуться на долгое время. Чтобы данный период прошел у вашего чада максимально незаметно, вам необходимо изучить следующие советы:

отказа родителей от постоянной опеки над малышом. Следует осознать тот факт. Что ребенок уже взрослеет и хочет получить право на некую самостоятельность. В таком случае, родители могут предложить ребенку несколько обязанностей, которые он должен выполнять изо дня в день

Важно установить такие задания, чтобы ребенок мог самостоятельно с ними справляться, без помощи окружающих. В таком случае ребенок осознает, что ему доверяют

Не нужно отказывать малышу в помощи, а наоборот можно предложить ему поучаствовать в уборке квартиры и т.д. Но следует оградить его от работы, которая связанна с электричеством, так как это небезопасно;

родители должны научиться хитрить по отношению к своему чаду, например, разрешить ему самостоятельно выбрать тарелку, из которой он будет кушать суп;

не следует навязывать свое личное мнение ребенку, нужно его просто попросить выполнить то или иное задание, например, попросить малыша перевести вас через дорогу, сказав, что вы боитесь делать это самостоятельно, и вам нужна его поддержка;

если у ребенка образовалась истерика, нужно контролировать свои эмоции и ни в коем случае не поддаваться срыву. Если вы будете спокойны, то ребенок поймет, что он не сможет посредством истерики добиться от вас желаемого;

не нужно идти на спор с ребенком, дабы не образовалась конфликтная ситуация. Также не следует насильно отказывать ему в его желании, нужно спокойно объяснить всю ситуацию, но скорее всего малыш продолжит настаивать на своем;

научитесь идти на уступки своему ребенку, однако это касается только мелочных ситуаций, например, разрешить малышу скушать сосиску, а после суп. Поверьте, даже такая мелочная ситуация способна сблизить вас с малышом и показать то, что вы ему доверяете;

научитесь доверять своему малышу, и обязательно выполняйте все свои обещания, чтобы у ребенка не было оснований для недоверия;

особенности кризиса трех лет способны внести в жизнь семьи свои коррективы, но так как малыш еще слишком маленький, не стоит его запугивать нелепыми ситуациями и запрещать выполнять то, что он хочет, здесь просто нужно определить нормы его прихотей. В таком возрасте можно попробовать донести до малыша полезную и столь важную информацию посредством игр. Так вы сможете установить рамки воспитания, которым будет поддаваться ребенок.

Признаки кризиса

Распознать кризис трех лет достаточно просто, но родители, которые раньше не сталкивались с подобным явлением, могут узнать его по следующим признакам:

Негативизм – это черта характера, которая выражается нежеланием подчиняться воздействию других людей. Но негативизм может проявляться выборочно. Ребенок может принимать и соглашаться с одним членом семьи и совершенно не воспринимать сказанное другого человека. Главное, что мотивирует его поведение – это сделать все наоборот, ожидаемому с противоположной стороны.

Упрямство – реакция ребенка получить что-либо либо настоять на своем желании, вне зависимости от мнения взрослого. На просьбу взрослого ребенок реагирует негативно, потому что не хочет отказываться от своих желаний. Однако, не стоит упрямство путать с настойчивостью при достижении собственных целей.

Строптивость – можно сравнить со своеобразным бунтом против образа жизни, устоев и порядка. Она не направлена против конкретного человека, а скорей против устоявшихся порядков в семье или системе воспитания в целом.

Своеволие – это желание ребенка все сделать самому. Понятно, что не все ему будет под силу и родителям удобнее самим все сделать, поскольку так удобнее и быстрее. Не нужно лишать ребенка получения радости от самого процесса исполнения. Ребенок будет счастлив от одной только мысли своей самостоятельности. И если даже вы знаете, что ребенку что-то не под силу, похвалите его за его стремительность, чтобы придать ребенку уверенность и поднять его самооценку.

Протест-бунт – это ответная реакция на давление со стороны взрослых. Родители должны понимать, что если постоянно сдерживать деятельность ребенка, считая его поведение неправильным, то эмоции ребенка находят путь освобождения от напряжения в виде бунта и протеста

Ребенку важно, чтобы родители серьезно относились к его самостоятельности. Ребенок начинает протестовать тогда, когда не уважают его мнение или попросту с ним не считаются

Американский психолог Эриксон отмечает, что в возрасте 3 лет у ребенка формируется независимость, воля и самостоятельность.

Обесценивание – состояние, при котором, обесценивается в глазах ребенка то, что было привычным, интересным до этого. Отношение к родителям, игрушкам, окружающим может измениться, как в нейтральную, так и в негативную форму
Ребенок в этот момент хочет, чтобы обратили на него внимание либо попросту ему не хватает активности, возможно его нужно чем-либо занять.

Деспотизм – это попытки ребенка проявлять власть по отношению к близким с целью заставить их делать то, что хочет ребенок в обход желаниям родителей.

Причины и предпосылки

От чего же зависит, трудно ли будет переживать кризис трёх лет вашему малышу, ну, и, конечно, вам вместе с ним? Оказывается, зачастую, сами взрослые, выбирая неправильную тактику поведения, провоцируют осложнения во взаимоотношениях со своим крохой.

Но каковы причины того, что отношения с карапузом, вместо того, чтобы плавно трансформироваться и выйти на другой уровень, напротив, заходят в тупик?

Когда кризис неизбежен?

Когда ребёнок вынужден бороться за утверждение своей личности.

Нежелание или неумение родителей приспособиться к тому, что их кроха уже вполне взрослый для таких элементарных вещей, как самому покушать, одеться или, к примеру, помочь чем-то по дому, чаще всего приводит к конфликтам. Мама-папа, по привычке, продолжают вести себя с ним, как с младенцем. Тем самым ни в коей мере не способствуя развитию у ребёнка элементарных навыков.

Гиперопека со стороны родителей никак не способствует развитию у ребёнка самостоятельности и чувства уверенности в своих силах

Когда с крохой поступают несправедливо.

Ребёнок очень чутко реагирует на ваши действия по отношению к нему. И если вы систематически его наказываете без веских на то причин, если что-то обещаете, а потом не выполняете своих обещаний, говорите крохе неправду и т.п., то малыш постепенно разочаровывается в своих близких, перестаёт им доверять. А без доверия нормальных отношений в семье не построишь.

Когда родители своему малышу уделяют слишком мало времени.

А бывают ситуации, когда мама, осознав, что кроха стал в ней нуждаться гораздо меньше, чем раньше, начинает уделять ему всё меньше своего времени и внимания. И малыш чувствует себя лишённым материнского тепла, заботы, любви. Если самые близкие люди не замечают малютку и не вникают в его проблемы, то почему он должен слышать и слушать их?

Не ругайте и не наказывайте карапуза, предварительно не разобравшись досконально, кто прав, кто виноват

Когда карапуз не уверен в себе.

Существует много схем построения взаимоотношений с детьми в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания или гиперопека – не самые лучшие из них. Ограничивая ребёнка в самовыражении и контролируя каждый его шаг, вы рискуете сформировать у малыша чувство неуверенности в себе и привить ему комплекс неполноценности. Слыша постоянную критику в свой адрес, малыш вынужден будет либо как-то отвечать на неё, либо замкнуться в себе и переживать всё в гордом одиночестве.

Но даже если вы стараетесь избегать погрешностей в воспитании своего любимого чада, вы ни в коей мере не застрахованы от проявлений возрастных кризисов у него. Быть может, они окажутся не такими ярко выраженными, но они неизбежны.

Ребёнок должен уметь не только подчиняться, но и отстаивать свою точку зрения

Причины детского кризиса 3 лет

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
Напряженные отношения в семье

Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
Состояние здоровья

Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Как надо себя вести

Установите простой и четкий распорядок дня

Ребенку, который мечется от одной крайности к другой, очень важно знать, что в мире все устроено в определенном порядке: сначала он просыпается, на стульчике его ждет одежда, которую нужно надеть, потом умыться, позавтракать и т.д. Точно так же вечером (допустим, после всенародно любимой передачи «Спокойной ночи, малыши») придет время уборки игрушек

Так заведено! Вальдорфские педагоги говорят, что с трех лет начинается возраст повторений – ребенок будет вести себя так, как это принято и, что немаловажно, как вы себя ведете. Поэтому без лишних слов постарайтесь и сами следить за порядком в своих вещах, комнате, не взывайте к совести малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня в день вместе с ним живите по четкому ритму.
Система запретов должна быть разумной и четкой. Пусть их будет не слишком много (и в самом деле, вещей, которые касаются безопасности, жизни и здоровья ребенка на самом деле не так уж много), но они должны соблюдаться неукоснительно. Это твердые рамки, стены, на которые можно опереться. Внутри этих стен ребенку позволено все, что угодно. Но он должен знать, что ни при каких обстоятельствах он не может, например, включать плиту или утюг, брать в руки спички, выходить на проезжую часть и пр. Имейте в виду, что ребенок будет постоянно проверять, насколько тверды рамки ваших запретов. Может быть, то, что запрещают утром, разрешат вечером? Или то, что не позволяет мама, позволит папа? Будьте тверды и единодушны – это нужно и вам, и еще больше – вашему малышу.
Специально для поклонников либерализма. В современном обществе считается, что прогрессивный родитель должен всегда советоваться с ребенком, спрашивать его мнение по любому поводу и объяснять каждое свое действие. Но здесь есть некоторое лукавство. Полная свобода предполагает полную ответственность. Готов ли трехлетний кроха полностью за себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря на все его «Я САМ!», нужны родители, которые помогут ему, поддержат и, в конце концов, возьмут на ручки. И если вам с ребенком НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать его, хочет ли он это делать? И посему вывод очень простой – серьезные решения принимайте сами и ставьте ребенка перед фактом, а для менее серьезных предлагайте альтернативу. Например, так: «Мы идем гулять. На чем поедет твой мишка на прогулку – в коляске или в грузовике?»
Придумайте приятные перспективы для не самых приятных дел. Например, такие: после уборки игрушек ты пойдешь смотреть мультик (рисовать, читать с мамой книжку и т.д.).

Особенности общения взрослых с детьми

Психологи в вопросе общения с ребенком в период трехлетнего кризиса советуют придерживаться практически одних и тех же рекомендаций. Соблюдая эти советы, родителям удастся постепенно преодолеть негативные симптомы в поведении ребенка.

Мамам и папам необходимо:

  • воздерживаться от авторитарного стиля общения;
  • поощрять любопытство ребенка;
  • использовать в обучении игровые приемы;
  • делать в воспитании акцент на позитив, а не на запреты и наказание;
  • учить ребенка правилам поведения в доступной для него форме;
  • прививать малышу навыки общения со взрослыми и сверстниками;
  • проявлять терпение и чуткость;
  • избегать в общении с ребенком командных ноток;
  • стараться не торопить малыша;
  • идти на уступки в мелочах;
  • избегать спорных и конфликтных ситуаций;
  • предлагать помощь, а не выполнять за ребенка работу;
  • избегать сравнений с другими детьми, особенно в плане успехов;
  • постепенно расширять его «пространство» свободы;
  • в конфликтных ситуациях использовать улыбку и юмор;
  • слушать ребенка, он должен чувствовать заинтересованность;
  • с уважением относиться к идеям и замыслам малыша;
  • снизить количество запретов, не забывая при этом о границах дозволенности;
  • до посещения людных мест обговаривать с ребенком манеру поведения и после возвращения хвалить его за их соблюдение;
  • не срывать на ребенке гнев;
  • прививать малышу заботу о других членах семьи;
  • при общении с ребенком чаще затрагивает интересные для него темы;
  • не настаивать на приеме пищи при отказе от еды;
  • вовлекать малыша в домашние хлопоты;
  • на период кризиса отложить нравоучения и воспитательные беседы;
  • уважать ребенка как личность и относится к нему как к равному;
  • благодарить за помощь;
  • спрашивать разрешения взять его личную вещи или игрушку.

При совершении проступка важно объяснить ребенку, что не он плохой, а его шалость. Малыш должен услышать, что его любят, но будет намного лучше, если он перестанет совершать проделки

По мнению многих родителей, у ребенка трехлетний кризис связан с его стремлением любыми способами добиться осуществления своих желаний.

В действительности на этом этапе жизни он вырабатывает собственное «Я» и ждет положительных оценок от близких людей. Через трехлетний кризис проходят все дети и только в силах родителей помочь им максимально безболезненно преодолеть этот этап жизни. Для этого требуется всего лишь уважать его, как личность.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Что должны делать родители?

Если у малыша кризис 3 лет, как себя вести? Часто этот вопрос задают родители психологам

Важно понимать, что такие изменения в поведении ребенка — не врожденная вредность и не наследственность. Просто маленький человек хочет быстрее вырасти и стать самостоятельным

Поэтому важно научиться в этот период родителям выстроить с малышом другую парадигму отношений.

В возрасте трех лет ребенок начинает принимать себя и осознавать свое «Я». Психологи говорят, что в этот период у ребенка начинает формироваться первоначальная самооценка. А это значит, что идет процесс зарождения личности, пусть еще только детской.

Родители должна сглаживать «острые углы» негативного проявления кризиса. Основные правила для родителей:

Ребенку дайте больше самостоятельности. Начните малыша привлекать к небольшим домашним обязанностям. Можно доверить мыть пластиковую посуду, раскладывать салфетки на стол. Единственное исключение — работа с электрическими и газовыми приборами. Пусть у малыша будет простая обязанность.
Спокойствие и только спокойствие. Если родители будут чересчур эмоционально реагировать на изменение поведения ребенка, то ситуация только усложнится. Если мама спокойно смотрит на истерику ребенка, то малыш подсознательно понимает, что слезами манипулировать не получится. В конце концов ребенок успокоится и его поведение придет в норму.
Уменьшите число запретов. Не следует ограничивать ребенка в каких-то делах, в особенности, если это вызывает у него злость. Озвучьте важные правила, которые будут касаться его личной безопасности и социальных норм. Их нарушать ни в коем случае нельзя. А вот в мелочах родитель должен находить с ребенком компромисс.
Дайте ребенку право выбора. Во избежание конфликтной ситуации позвольте ребенку самому сделать выбор. Например, спросите у малышки, в каком из платьев она сегодня пойдет в детский сад: в красном или розовом.
Анализируйте ситуацию. После любого конфликта, истерики или слез обсудите внутреннее состояние ребенка. Поделитесь, как родитель, своими эмоциями. Во время обсуждения малыш научиться понимать, в чем была его ошибка

Словесно высказывать свои эмоции и состояния важно

Мудрые родители слушают и слышат свое чадо.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.

Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать

Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector