Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса
Содержание:
Почему именно Чехия?
Я решила уехать учиться в Чехию в четырнадцать лет, это был 2008 год. Незадолго до этого Чешская Республика вступила в Шенген, а еще там было бесплатное высшее образование для иностранцев и достаточно низкие затраты на жизнь. На тот момент ниже, чем даже в моем родном провинциальном городе. Поэтому высшее образование в Чехии стало стремительно набирать популярность среди жителей СНГ. Они увидели в этом возможность для своих детей переехать в Европу на постоянное место жительства.
В моем случае решение было не родительским, а моим. Я узнала про бесплатное образование и ухватилась за эту мысль. Никто тогда не думал, что это во что-то выльется.
Ровно через год, когда мне было 15 лет, я приехала в Чехию на летние языковые курсы от PEC. И за тот месяц я просто влюбилась в этот город и страну — в ней так органично соединялся мой родной русский дух с европейским изяществом. Говорят, в Прагу вообще невозможно не влюбиться, и многие после туристического визита мечтают переехать туда жить. Есть в ней что-то.
Безумная фантазия об университете в Европе превратилась во вполне адекватную мечту.
В итоге, в Прагу я приехала учиться только в двадцать один год, после окончания бакалавриата в России. За эти шесть лет мои интересы и жизненные устремления здорово побросало «с севера на юг», а профессии мечты я меняла со скоростью пятилетнего ребенка. Но, к окончанию университета в родном городе, я уже успела сформироваться как личность и прекрасно понимала, что могу, что хочу и что мне надо.
Я ехала поступать на «Искусственный интеллект».
Обучаться в Высшей Школе Экономики в Праге вы можете на английском языке. Такое обучение является платным, но его выбирают те студенты, которые хотят связать свое будущее с работой в международных компаниях. Если вы тоже хотите проходить обучение на английском, подготовиться к поступлению на такую программу вы можете на курсе Stream от Пражского Образовательного Центра.
История когнитивной науки
Еще всем известные великие философы Платон и Аристотель интересовались природой людского сознания. Множество трудов и предположений времен Древней Греции было выдвинуто на эту тему. В XVII веке французский математик, философ и физик Рене Декарт несколько популяризовал представление об этой науке, сказав, что тело и разум живых существ являются самостоятельными объектами.
Автором понятия «когнитивистика» в 1973 году стал Кристофер Лонге-Хиггинс, который изучал искусственный интеллект. Спустя несколько лет был создан журнал Cognitive Science. После этого события когнитивная наука стала самостоятельным направлением.
Рассмотрим имена самых известных исследователей в этой области:
- Джон Серль создал мыслительный эксперимент под названием «Китайская комната».
- Физиолог Джеймс Макклелланд, исследующий работу мозга.
- Стивен Пинкер – специалист в области экспериментальной психологии.
- Джордж Лакофф — исследователь лингвистики.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно
Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
Феномены мозга
Гениальность – это способность мыслить иначе.
Таланту всегда сопутствует некая толика безумия и эти качества являются наследственными. А как устроен мозг гения?
Известно 2 типа мышления людей — конвергентный и дивергентный.
Первый подразумевает точное использование усвоенных алгоритмов для поиска решения конкретной задачи,
а второй основано на выработке множества идей для устранения той же проблемы.
Например, при ответе на вопрос «Что можно сделать с кирпичом?» люди с конвергентным типом мышления неизменно отвечают: «Построить из него дом».
В это же время человек, обладающий дивергентным мышлением, предлагает множество вариантов, начиная от того же строительства
и заканчивая использованием кирпича для ограждения клумб или рисования им на асфальте.
Впоследствии дивергентное мышление стало называться «творческим».
Таким образом, умение мыслить иначе даже в стандартной ситуации есть не что иное, как способность к креативу.
Затем нейрофизиологи сделали новое открытие: мозг творческого человека отличается от обычного мозга способностью устанавливать неочевидные связи
между, казалось бы, банальными явлениями. То есть, на физическом уровне в мозге гения присутствуют нейронные цепочки,
которые своей структурой не походят на цепочки других людей. Но самое удивительное то, что и в мозгу сумасшедших людей существуют подобные связи.
Получается, что некоторые люди способны видеть то, что не можем увидеть мы — они зовутся гениями.
Другие люди также способны видеть то, что недоступно нам — они зовутся безумцами.
А есть такие, которые и гениальны, и безумны.
Загадка гениального мозга. Арина Ахматова.
На главную
Психология :
Бусидо |
Любовь к жизни |
Взаимоотношения |
Теории |
Риторика |
Логика |
Восприятие |
Нейрогормоны |
Пси-порталы |
Пси-типы и тесты |
Пси-тренинг |
Пси-книга
Полезное и связанное:
Здоровье и йога |
Мировоззрение религий |
Психотехники единоборств |
Способности человека |
Характер по зодиакам |
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц: |
|
Ключевые слова для поиска сведений о психологии мышления и логике: На русском языке: психология мышления, теория познания, логика, когнитология, когнитивистика, когнитивные науки, гносеология, эпистемиология, На английском языке: logic, IQ test. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Пишите письма
().
Страница обновлена 03.10.2020
Как происходит обучение?
Когнитивная теория в основном делает упор на приобретение знаний и рост психической структуры. Когнитивная теория имеет тенденцию фокусироваться на концептуализации процесса обучения студента : как информация получена; как информация обрабатывается и организуется в существующую схему; как информация извлекается при отзыве. Другими словами, когнитивная теория пытается объяснить процесс приобретения знаний и последующее воздействие на психические структуры в уме. Обучение — это не механика того, что делает ученик, а скорее процесс, зависящий от того, что ученик уже знает (существующая информация), и их метода приобретения новых знаний (как они интегрируют новую информацию в свои существующие схемы). Приобретение знаний — это деятельность, состоящая из внутренней кодификации ментальных структур в сознании ученика. В соответствии с теорией студент должен быть активным участником собственного учебного процесса. Когнитивные подходы в основном сосредоточены на умственной деятельности учащегося, такой как умственное планирование, постановка целей и организационные стратегии (Shell, 1980). В когнитивных теориях важную роль в обучении играют не только факторы окружающей среды и учебные компоненты. Есть дополнительные ключевые элементы, такие как обучение кодированию, преобразованию, репетиции, хранению и извлечению информации. Процесс обучения включает в себя мысли, убеждения и отношения учащегося (Winna, 1988).
Оригинальный рецепт
Почему когнитивное обучение важно?
Правда в том, что на протяжении большей части нашей истории мы пытались накормить следующее поколение важными уроками, которые, по нашему мнению, они должны были усвоить. Однако новым поколениям не интересно получать эти знания, им попросту скучно воспринимать информацию однообразными способами.
Когда мы начинаем понимать, как функционирует наш мозг, мы начинаем осознавать, что этой теории обучения очень не хватает. Почему? Потому что такие вещи, как интерес и вовлеченность, являются невероятно мощными инструментами, помогающими студентам собирать и хранить информацию.
Точно так же, связывая то, что люди изучают, с тем, что уже актуально для них, мы используем то, что мы понимаем из семантических сетей в нашем мозгу, чтобы вписать новые уроки в то, что они уже знают. Это означает, что информация не просто свободно плавает, а фактически привязана к тому, что мы уже знаем.
Это имеет несколько эффектов:
- Мы узнаем больше за время, которое мы тратим на задачу.
- Нам легче тратить больше времени на обучение.
- То, что мы узнаем, держится дольше.
И это имеет значение – особенно по мере того, как наше общество продвигается вперед, и мы собираем все больше знаний, тем больше мы все должны учиться как личности, чтобы функционировать
И поэтому важно, чтобы мы использовали эти современные инструменты, чтобы учиться больше, как взрослые, и учить больше наших детей
Слова, жесты, взгляды
— Какие направления актуальны для современной когнитивной лингвистики?
В последнее время когнитивная лингвистика стала активно изучать мультимодальность — то, как люди общаются друг с другом не только словами, но и интонацией, темпом и громкостью речи, жестами рук, движениями головы, мимикой, направлением взора.
Это направление меня сейчас особенно интересует.
Пять лет я вел проект российского научного фонда «Язык как он есть», где мы изучали мультимодальный, или мультиканальный, дискурс: то, как люди одновременно задействуют множество коммуникативных каналов и как информация делится между этими каналами. Этим занимаются и мои зарубежные коллеги-когнитологи. Например, американец Алан Ченки, профессор Свободного университета Амстердама и заведующий лабораторией в МГЛУ, вместе с московскими специалистами работает на стыке когнитивной лингвистики и мультимодальности, изучая, в частности, жестикуляцию носителей русского языка.
Да, конечно — на одной из недавних конференций мы с коллегами рассказывали о результатах нашего исследования, как слушающие следят за жестами говорящего.
Во время речи люди в среднем примерно половину времени жестикулируют
По тому, куда смотрит слушающий, можно судить, на что он обращает внимание. Чтобы отследить глазодвигательную активность участников, мы использовали айтрекинговые очки, и выяснилось, что практически постоянно люди смотрели на лицо говорящего — в глаза и на рот, но какую-то долю времени и на руки
Значит,
При этом есть довольно серьезное индивидуальное варьирование: разные люди в разной степени обращают внимание на жестикулирующие руки, но в целом доля времени заметная
Франция
- CNRS, институт Джин Никод (доктор философии) http://www .institutnicod.org /
- École Polytechnique
.http://www.graduateschool.polytechnique.edu/home/master-s-programs/our-master-s-programs/masters-of-sciences-technologies-society-innovation-31211.kjsp
École normale supérieure, École des Hautes Études en Sciences Sociales и Юниверсите Пари Декарт (Cogmaster) http://sapience
- École Nationale Supérieure de Cognitique, (Владелец де Ссианк Конитив и Ergonomie) http://www .ensc.fr /
- Université de Grenoble, (Владелец де Ссианк Конитив) http://imss-www
Лион, (Лицензия и Владелец де Ссианк Конитив)
Нэнси, (Лицензия и Владелец де Ссианк Конитив) http://www .univ-nancy2.fr/sciencescognitives / /
Критика
Отсутствие сплоченности
Некоторые наблюдатели предположили, что по мере того, как когнитивная психология стала движением в 1970-х годах, сложность исследуемых ею явлений и процессов означала, что она также начала терять сплоченность как область исследования. В книге «Психология: Пифагор в настоящем» , например, Джон Мэлоун пишет: «Изучение учебников конца двадцатого века, посвященных« когнитивной психологии »,« человеческому познанию »,« когнитивной науке »и т. П., Быстро обнаруживает, что существует очень много разновидностей. когнитивной психологии и очень мало согласия относительно того, что именно может быть ее областью «. Это несчастье породило конкурирующие модели, ставящие под сомнение подходы к обработке информации для когнитивного функционирования, такие как принятие решений и поведенческая наука .
Отсутствие эмпирической поддержки
В первые годы когнитивной психологии критики- бихевиористы считали, что эмпиризм, которого она придерживается, несовместим с концепцией внутренних психических состояний; но когнитивная нейробиология продолжает собирать доказательства прямой корреляции между физиологической активностью мозга и предполагаемыми психическими состояниями, подтверждая основу когнитивной психологии.
Однако между нейропсихологами и когнитивными психологами существуют разногласия . Когнитивная психология создала модели познания, которые не поддерживаются современной наукой о мозге . Часто бывает, что сторонники разных когнитивных моделей формируют диалектические отношения друг с другом, что влияет на эмпирические исследования, при этом исследователи поддерживают свою любимую теорию. Например, сторонники теории ментальных моделей пытались найти доказательства того, что дедуктивное мышление основано на образном мышлении , в то время как сторонники теории ментальной логики пытались доказать, что оно основано на вербальном мышлении , что привело к беспорядочной картине выводов изображения головного мозга и исследования поражений головного мозга . Если отбросить теоретические утверждения, данные показывают, что взаимодействие зависит от типа проверяемой задачи, будь то визуально-пространственная или лингвистическая ориентация; но есть также аспект рассуждения, который не покрывается ни одной теорией.
Точно так же нейролингвисты обнаружили, что исследования с использованием изображений мозга легче понять, если оставить теории в стороне. В области изучения языкового познания генеративная грамматика заняла позицию, согласно которой язык находится внутри своего частного когнитивного модуля , в то время как идет в противоположную крайность, утверждая, что язык не является независимой функцией, а действует на общие когнитивные способности, такие как как зрительная обработка и моторика . Консенсус в нейропсихологии, однако, занимает среднюю позицию, согласно которой язык является специализированной функцией, но перекрывается или взаимодействует с обработкой изображений. Тем не менее, большая часть исследований в области языкового познания по-прежнему разделяется по направлениям генеративной грамматики и когнитивной лингвистики; и это, опять — таки, влияет на смежные научные направления , включая развитие языка и овладение языком .
Возникновение
Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор). На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения. Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос существует ли мир, когнитивная наука отвечает: «Неизвестно, но существуют наши представления об этом мире». С другой стороны, когнитивизм также вернул декартовский скептицизм и оставил без внимания субъективные переживания и эмоции.
Как проходила учеба?
Учёба началась в середине сентября. До этого нужно было выбрать предметы и записаться на них через информационную систему университета.
Большой плюс не только этого, но вообще всех университетов в Чехии — это автоматизированность многих процессов. Вы записываетесь на экзамены, «скачиваете» лекции, сдаете домашнюю работу и семестровые работы, а также достаете все необходимые вам справки online. К тому же, вы можете написать любому преподавателю письмо, а не искать его в приемные часы на кафедре. Это правда очень удобно и освежающе после учебы в России.
Вы можете выбрать любые предметы, но у вас есть список обязательных, обязательно-необязательных (это дословный перевод) и необязательных. Вы должны сдать все обязательные предметы, некоторое количество обязательно-необязательных и один или два необязательных. К концу учебы нужно набрать необходимое количество «кредитов».
Учиться вначале было тяжело не только физически, но и эмоционально. Я привыкла к системе академических групп, когда тебе на все время учебы выделяют коллектив, который будет тебя поддерживать и помогать тебе все четыре года. Все еще считаю это лучшей системой, пусть с ней и невозможно выбирать себе предметы или расписание.
В чешском университете вы окажитесь в одиночестве с самого начала. Знакомиться с однокурсниками очень сложно. Во-первых, языковой барьер, во-вторых, вы видитесь примерно полтора часа в неделю, ведь на каждом из предметов у вас новая группа. Бакалаврам в этом плане легче — у них все курсы общие, поэтому они ходят всей гурьбой с одной пары на другую.
К тому же, чехи не самые общительные ребята даже между собой, а уж иностранцы для них — вообще чужаки. Но неприязни или отвращения они к ним не испытывают, понимают, что им сложно адаптироваться, поэтому иногда сами подходят и пытаются завязать беседу и поинтересоваться, как другой человек себя чувствует и справляется ли он. Они не самые общительные, но очень дружелюбные.
Система образования в Чехии не сильно отличается от системы образования в СНГ. Вы ходите на полуторачасовые занятия, они бывают практические и теоретические. Теоретические — это лекции, и там посещаемость не отмечают вообще.
Влиятельные когнитивные психологи
- Джон Р. Андерсон
- Алан Баддели
- Дэвид Осубель
- Альберт Бандура
- Фредерик Бартлетт
- Элизабет Бейтс
- Аарон Т. Бек
- Роберт Бьорк
- Гордон Х. Бауэр
- Дональд Бродбент
- Джером Брунер
- Сьюзан Кэри
- Ноам Хомский
- Фергус Крейк
- Антонио Дамасио
- Герман Эббингаус
- Альберт Эллис
- Уильям Эстес
- Юджин Галантер
- Витторио Галлезе
- Майкл Газзанига
- Дедре Джентнер
- Витторио Гуидано
- Филип Джонсон-Лэрд
- Даниэль Канеман
- Нэнси Канвишер
- Эрик Леннеберг
- Алан Лесли
- Виллем Левелт
- Элизабет Лофтус
- Александр Лурия
- Брайан МакУинни
- Джордж Мандлер
- Жан Материя Мандлер
- Эллен Маркман
- Джеймс Макклелланд
- Джордж Армитаж Миллер
- Ульрих Нейссер
- Аллен Ньюэлл
- Аллан Пайвио
- Сеймур Пейперт
- Жан Пиаже
- Стивен Пинкер
- Майкл Познер
- Карл Х. Прибрам
- Джакомо Риццолатти
- Генри Л. Рёдигер III
- Элеонора Рош
- Дэвид Румелхарт
- Элеонора Саффран
- Даниэль Шактер
- Отто Зельц
- Роджер Шепард
- Ричард Шиффрин
- Герберт А. Саймон
- Джордж Сперлинг
- Роберт Штернберг
- Ларри Сквайр
- Саул Штернберг
- Энн Трейсман
- Эндел Тульвинг
- Амос Тверски
- Лев Выготский
Появление новой дисциплины
Рождение когнитивной науки
11 сентября 1956 г. в Массачусетском технологическом институте состоялась масштабная встреча когнитивистов . Джордж А. Миллер представил свой доклад «Магическое число семь, плюс или минус два », а Ноам Хомский и Ньюэлл и Саймон представили свои открытия по информатике . Ульрик Нейссер прокомментировал многие открытия на этой встрече в своей книге 1967 года « Когнитивная психология» . Термин «психология» начал сокращаться в 1950-х и 1960-х годах, в результате чего область стала называться «когнитивная наука». Бихевиористы, такие как Миллер, начали сосредотачиваться на представлении языка, а не на общем поведении. Дэвид Марр пришел к выводу, что любой когнитивный процесс следует понимать на трех уровнях анализа. Эти уровни включают вычислительный, алгоритмический / репрезентативный и физический уровни анализа.
Сочетание нейробиологии и когнитивной науки
До 1980-х годов взаимодействие между нейробиологией и когнитивной наукой было ограниченным. Когнитивная нейробиология начала объединять недавно заложенные теоретические основы когнитивной науки, возникшие между 1950-ми и 1960-ми годами, с подходами в экспериментальной психологии, нейропсихологии и нейробиологии. (Нейробиология не была создана как единая дисциплина до 1971 года). В самом конце 20-го века появились новые технологии, которые в настоящее время составляют основу методологии когнитивной нейробиологии, включая ТМС (1985) и фМРТ (1991). Более ранние методы, используемые в когнитивной нейробиологии, включают ЭЭГ (ЭЭГ человека 1920) и МЭГ (1968). Иногда когнитивные нейробиологи используют другие методы визуализации мозга, такие как ПЭТ и ОФЭКТ . Одним из новых методов нейробиологии является NIRS, который использует поглощение света для расчета изменений оксигемоглобина и дезоксигемоглобина в областях коры головного мозга. У некоторых животных может использоваться однократная запись . Другие методы включают микронейрографию , ЭМГ лица и отслеживание глаз . Интегративная нейробиология пытается объединить данные в базах данных и сформировать унифицированные описательные модели из различных областей и масштабов: биологии, психологии, анатомии и клинической практики. В 2014 году Станислас Дехаен , Джакомо Риццолатти и Тревор Роббинс были удостоены премии Brain Prize «за новаторское исследование механизмов высшего мозга, лежащих в основе таких сложных человеческих функций, как грамотность, счет, мотивированное поведение и социальное познание, а также за их усилия по пониманию когнитивных и интеллектуальных функций. поведенческие расстройства ». Бренда Милнер , Маркус Райхл и Джон О’Киф получили премию Кавли в области нейробиологии «за открытие специализированных мозговых сетей для памяти и познания», а О’Киф разделила Нобелевскую премию по физиологии и медицине в том же году с Мэй-Бритт Мозер. и Эдварду Мозеру «за открытие клеток, которые составляют систему позиционирования в мозгу». В 2017 году Вольфрам Шульц , Питер Даян и Рэй Долан были удостоены премии Brain Prize «за междисциплинарный анализ механизмов мозга, которые связывают обучение с вознаграждением, что имеет далеко идущие последствия для понимания человеческого поведения, включая нарушения принятия решений в таких условиях, как азартные игры, наркомания, компульсивное поведение и шизофрения «.