Каннибализм с точки зрения современной психиатрии
Содержание:
- Жестокие обычаи племени ангу
- Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея
- Интересные фактыПравить
- «Длинная свинья» в земляной печи с травамиЧем отличается каннибализм простых аборигенов и их вождей
- Размерно-структурированный каннибализм
- Гуманные каннибалы
- Религиозные ритуалы и каннибализм
- Человечина-чилиРецепты ацтеков с пряностями
- Льготы
- Расходы
- Вместо заключения
- ОписаниеПравить
- «Капитан в панировке со сливовым соусом»Кулинарная книга европейского каннибализма
- Как местные жители определяли людоеда или каннибала?
Жестокие обычаи племени ангу
Теперь несколько слов о традициях племени, обитавшем в другом уголке земного шара. Почему «обитавшем»? Дело в том, что оно за несколько десятилетий почти растворилось среди других жителей большого острова в Тихом океане. Племя называлось Ангу, и обитало оно в юго-западной части Новой Гвинеи. До сих пор люди племени ангу считаются самыми воинственными и кровожадными.
Эти люди съедали не только убитых врагов. Часто случалось, что в качестве блюда они использовали своих родителей. С этим они старались торопиться. Главное условие – старики не должны были успеть потерять память или впасть в старческое слабоумие. Убийство родителей происходило как ритуал. Самим делать это было нельзя. Для проведения ритуала приглашался мужчина из другой семьи. За это убийство он получал определенное вознаграждение. После того, как его тело омывалось, его свежевали и съедали. Оставляли только голову. Её устанавливали в определенном месте. Затем следовали магические ритуалы. Голове молились, у нее спрашивали совета, просили у неё помощи и защиты.
В отличие от обычаев ранее описанного племени, обитатели Новой Гвинеи человеческое мясо в сыром виде почти не ели. Его варили, иногда тушили. Особенным блюдом считался пенис. Разрезав пополам, его поджаривали на углях.
К непрошенным гостям ангу относились как к самым лютым врагам. Для них финал мог быть только одним. Также поступали эти каннибалы и с пленниками. При этом всегда старались сделать так, чтобы жертвы приняли как можно больше мучений. Причем только физической болью дело не ограничивалось.
В случае если в деревню удавалось доставить, хотя бы двух пленников, сразу всех не убивали. Убийство совершалось на глазах у живых пленников. При этом делалось все, чтобы живые могли видеть предсмертную агонию соплеменника.
Конечно, такие варварские ритуалы можно было бы посчитать в качестве проявления садизма. То есть, ангу, доставляя мучения тем, кого собирались убить и съесть, получали наслаждения, наблюдая за ними. Однако, как установлено исследователями, таким массовым отклонением психики людоеды не страдали. Все это для них было рядовым событием, без которого нельзя обойтись. То есть, речь идет о традиции, передававшейся из поколения в поколение.
Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея
Племя короваи является одним из последних на Земле, которое регулярно питается человечиной. Они живут вдоль реки, и бывали случаи, когда те забивали случайных туристов. А еще теплые мозги знахари считали настоящим деликатесом.
Почему они едят людей? Когда кто-то в племени умирает без какой-либо видимой причины (болезни или старости), они считают это проделками черной магии и, дабы уберечь других от беды, должны съесть человека.
Интересный факт: В 1961 году Майкл Рокфеллер (сын губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера) исчез во время сбора артефактов о племени. Его тело так и не было найдено.
Интересные фактыПравить
- Наименование «каннибалы» произошло от слова «каниба», которым называли жителей Багамских островов во времена открытия Америки. Эти жители как раз были ужасными людоедами.
- Часто каннибалам предписывали садисткие, развратные наклонности. Но далеко не всегда они были правы.
- Существует теория что если человечество начнет поедать друг друга, то оно проживет приблизительно три года.
- Крысиные волки — крысы-каннибалы, поедающие своих собратьев. Несколько крыс оставляют в замкнутом пространстве на длительное время, за которое они поедают друг друга. В конечном счете выживает лишь один, самый свирепый и крупный: крысиный волк. Их используют для избавления от вредных грызунов, чаще всего на кораблях.
Ритуальный каннибализм
Дикари-каннибалы
Добавить фото в галерею
Ремесло |
|
---|---|
Ремесло | Мародерство • Наемничество • Бандитизм • Торговля • Сталкерство • Диггерство • Каннибализм • Охота • Рыбалка • Сельское хозяйство • Следопытство • Рейд • Работорговля |
«Длинная свинья» в земляной печи с травамиЧем отличается каннибализм простых аборигенов и их вождей
Фиджийские воины
Каннибальские племена знают, что месть — это блюдо, которое нужно готовить на праздник. В нашей градации — от вынужденных каннибалов, до эстетов-людоедов — нет четкого водораздела. Но зачастую все интуитивно ясно. Например, аборигены Фиджи использовали съедение врага как часть ритуала войны. Это была месть, а поедание — символ яростного, тотального уничтожения. Чисто-религиозная тема. Однако правители фиджийцев использовали каннибализм для подчеркивания своего статуса и власти. Съесть врага, захваченного в плен, может позволить себе любой воин. А вот съесть одного из своих напортачивших министров — это величественно и стильно.
Жители Фиджи были на довольно высоком культурном уровне, когда к ним приплыли европейцы. А там, где есть цивилизация, есть и классовое расслоение, а значит, и сибаритствующая элита. Местные верховные вожди, окружившие себя министрами и челядью, всячески подчеркивали, что их потребление человечины намного престижнее, чем у всех остальных. Для этого они, к примеру, пользовались специальными деревянными вилочками, приспособленными для поедания мозгов. Вот что бывает, когда у элиты нет доступа к шампанскому.
Фиджийская вилка для мозгов
Выходит, что у одного и того же народа существовало две модели каннибализма: древняя, экстатически-культовая, и более современная, которую по иронии можно назвать цивилизованной. Кстати, именно из-за фиджийцев бытует расхожее мнение о том, что человечина похожа на свинину. Дело в том, что аборигены иносказательно называли человеческое мясо «длинной свиньей» — отсюда и повелось.
Размерно-структурированный каннибализм
Нематоды Mononchidae поедают других Mononchidae.
Каннибализм с размерной структурой — это каннибализм, при котором более взрослые, более крупные и более зрелые особи потребляют более мелких и более молодых сородичей . В популяциях с размерной структурой (где популяции состоят из особей разного размера, возраста и зрелости) каннибализм может быть причиной от 8% ( суслик Белдинга ) до 95% ( личинки стрекозы ) от общей смертности, что делает его причиной значительный и важный фактор для динамики населения и сообщества.
Каннибализм с размерной структурой обычно наблюдается в дикой природе для множества таксонов . Примеры позвоночных включают шимпанзе , у которых наблюдались группы взрослых самцов, которые нападали и поедали младенцев.
Сыновний каннибализм
Сыновний каннибализм — это особый тип каннибализма с размерной структурой, при котором взрослые люди поедают собственное потомство. Сыновний каннибализм, который чаще всего рассматривается как потребление родителями живого молодняка, включает в себя потребление родителями мертворожденных младенцев и выкидышей, а также бесплодных и инкубационных яиц. Примеры позвоночных включают свиней , где на жестокость приходится значительный процент от общего количества смертей поросят, и кошек .
Сыновний каннибализм особенно распространен среди костистых рыб, появляясь по крайней мере у семнадцати различных семейств костистых. В пределах этой разнообразной группы рыб было много разных объяснений возможной адаптивной ценности сыновнего каннибализма. Одна из них — это гипотеза, основанная на энергии, которая предполагает, что рыбы поедают свое потомство, когда у них мало энергии, как вложение в будущий репродуктивный успех. Это было подтверждено экспериментальными данными, показывающими, что самцы трехиглой колюшки , самцы мозаичных дротиков и самцы собачки сфинкса потребляют или поглощают свои собственные яйца для поддержания своего физического состояния. Другими словами, когда у самцов какого-либо вида рыб мало энергии, иногда им может быть полезно кормиться собственным потомством, чтобы выжить и инвестировать в будущий репродуктивный успех.
Другая гипотеза об адаптивном значении сыновнего каннибализма костистых насекомых заключается в том, что он увеличивает выживаемость яиц в зависимости от плотности. Другими словами, сыновний каннибализм просто увеличивает общий репродуктивный успех, помогая другим яйцам достичь зрелости, уменьшая их количество. Возможные объяснения того, почему это так, включают увеличение доступности кислорода для оставшихся яиц, негативные эффекты накопления отходов эмбриона и хищничество.
У некоторых видов эусоциальных ос, таких как Polistes chinensis , воспроизводящаяся самка убивает и кормит более молодых личинок своему старшему выводку. Это происходит в условиях пищевого стресса, чтобы первое поколение рабочих появилось незамедлительно. Дальнейшие данные также свидетельствуют о том, что иногда сыновний каннибализм может быть нежелательным побочным продуктом рогоносца с рыбой . Самцы потребляют выводки, которые могут включать их собственное потомство, когда считают, что определенный процент выводка содержит генетический материал, который им не принадлежит.
Не всегда родитель каннибализирует потомство; У некоторых пауков мать кормится своим выводком в качестве конечного обеспечения от матери к детям, известное как матрифагия.
Когда- то подозревали, что динозавр Coelophysis практиковал эту форму каннибализма, но это оказалось неправильным, хотя Дейноних мог это сделать. Предполагается, что скелетные останки подопытных взрослых с отсутствующими частями были съедены другими дейнонихами , в основном взрослыми особями.
Детоубийство
Детоубийство — это убийство не-взрослого животного взрослым того же вида. Детоубийство часто, но не всегда, сопровождается каннибализмом. Часто отображается у львов ; лев-самец, вторгающийся на территорию соперничающего прайда, часто убивает всех существующих детенышей, рожденных от других самцов; это приводит к более быстрому течению у львиц, позволяя вторгающемуся льву произвести на свет собственных детенышей. Это хороший пример каннибалистического поведения в генетическом контексте.
У многих видов чешуекрылых , таких как Cupido minimus и индийская мучная бабочка , первые вылупившиеся личинки потребляют другие яйца или меньшие личинки на растении-хозяине, что снижает конкуренцию.
Гуманные каннибалы
Обычаи племени бачесу, обитающего в Уганде, как и племен тукано, кобене, жумано, живущих в Амазонии, можно отнести к более гуманным. Эти каннибалы едят не только что собственноручно убитых людей, а трупы умерших родственников. Это они делают из благих побуждений. Люди уверены, что, поступая так, они оказывают знаки истинного почтения к умершему.
Трапеза начинается приблизительно через месяц после смерти человека. К этому времени труп уже полуразложился. Но таков обычай, для названых племен – это нормальное, привычное дело. Процесс происходит следующим образом. Труп помещают в большую металлическую емкость. Обычно он напоминает огромный котел. Под котлом разводится огонь. Процесс варки продолжается до того времени, пока «варево» не начинает так жутко вонять, что запах разносится на многие десятки метров.
Полуразложившийся труп варят без воды. По этой причине он постепенно превращается просто в угли. Когда в котле не останется ничего кроме этих углей, варка заканчивается. Соплеменники дожидаются, когда котел и его содержимое остынет до той степени, чтобы процесс приготовления нужного можно было продолжить. Это продолжение заключается в растирании углей в порошок. Позже его подмешивают в пищу, используя в качестве специй. Добавляют его и в некоторые местные напитки. Как уверены члены племен, такие напитки являются «напитками мужества». Его пьют все воины племени. Считается, что такой напиток делает человека более мужественным, находчивым, мудрым.
Религиозные ритуалы и каннибализм
Как сообщила в интервью изданию El pais координатор и ведущий автор исследования Пальмира Салади из Каталонского института человеческой палеоэкологии и социальной эволюции (IPHES) в Таррагоне, ритуальный каннибализм встречается в палеолитических обществах, которые жили как коллекционеры, охотники за неолитами (с введением сельского хозяйства и животноводства) и даже в бронзовом веке, когда металлы уже использовались. Они очень широко распространены и относятся к разным периодам. Но самое интересное заключается в том, что ученые не знают почему.
В современной культуре поедание других людей является недопустимым, поэтому считалось, что отвращение к человеческой плоти так же свойственно примитивным обществам. Существует даже эволюционное объяснение плохой репутации каннибализма. Даниэль Карлтон Гайдузек — американский педиатр и вирусолог обнаружил, что куру — прионная болезнь, похожая на коровье бешенство, часто наблюдалась среди жителей Новой Гвинеи и была связана с привычкой есть части мертвых родственников. Не исключено, что подобные эпидемии способствовали выживанию групп, которые не практиковали каннибализм, однако это довольно спекулятивная гипотеза.
Черепа, найденные в пещере Эль Мирадор, в Атапуэрке, со следами манипуляций
По мнению исследователей, несмотря на то, что людоедство считалось чем-то исключительным, сегодня существует все больше доказательств того, что каннибализм встречался намного чаще. Авторы считают, что подобные практики являются своего рода способом понимания смерти и обычно связаны с сильными эмоциональными переживаниями. В официальном пресс-релизе исследования сообщается, что в прошлом некоторые общества верили, что человеческие черепа обладали властью или жизненной силой, а иногда их собирали как свидетельство превосходства и авторитета в жестоких столкновениях. Тем не менее, вопросов относительно этих находок по-прежнему много.
Один из самых больших страхов — быть съеденным
В ходе исследования ученые смогли определить, что в отметках, обнаруженных в определенных областях черепов, имеется определенное сходство. Это растяжки, нанесенные с помощью каменных инструментов. Этот тип интенсивных манипуляций встречается во всех относительно недавних местах, где жил Homo sapiens. Так или иначе, манипуляции с черепами и каннибализм не являются исключительными случаями для Западной Европы. В прошлом подобные останки были обнаружены среди некоторых индейских народов, где употребление в пищу тела врагов является древним обычаем, который, к слову, встречается в человеческих обществах по всему миру.
Получается, каннибализм — акт, который ужасает нас — пережил тысячелетия и до сих пор встречается в некоторых обществах на нашей планете. Вероятно, он является некой попыткой “победить смерть” или же получить качества, которым обладал погибший. Идея о том, что съев сердце врага получишь его храбрость и силу — есть ни что иное, как свидетельство магического мышления, свойственного представителям нашего вида. В общем и целом, каннибализм — очень непростая тема для антропологов, историков и археологов, поэтому требуются новые исследования, чтобы сделать точные выводы о причинах его существования.
Человечина-чилиРецепты ацтеков с пряностями
Сцена из «Кодекса Мальябекки»
Ацтеки — второй народ, который оставил нам рецепты каннибальской кухни. Хотя их отношения с мясом людей очень сложны. С одной стороны, ацтеки поедали человеческую плоть принесенных в жертву, но это был чисто символический жест: торжественно откусывали маленький кусочек — а остальное выбрасывали. И тут же параллельно существовала и другая разновидность каннибализма, скажем так, элитарно-декадентская.
Том Нилон считает, что империя ацтеков страдала от несбалансированного рациона. Практически все жители городов измывали от регулярного недоедания и почти весь их рацион составляла кукуруза. У индейцев не было возможности одомашнить травоядных животных, так что единственным источником животного белка были другие люди. Нилон полагает, что элита империи могла прибегать к классовому людоедству, когда на пирах подавались рабы. В условиях, когда сельское хозяйство подошло к пределу своих возможностей, богатые буквально ели бедных. Это, конечно, только гипотеза, но она кажется правдоподобной, если посмотреть на рецепты ацтеков.
Любопытно, что первые упоминания чили (и блюда, и растения), а также первые упоминания томатов встречаются в ацтекских рецептах по приготовлению человечины. Испанский конкистадор Берналь Диас дель Кастильо в мемуарах об участии в экспедиции Эрнана Кортеса рассказывает, что самый распространенный способ приготовления людей — тушение «с солью, перцем и томатами». Как остроумно замечает Нилон: «В оригинальной рецептуре бобы отсутствуют, и этим аргументом можно было бы закончить вечный спор о правильном приготовлении блюда «чили кон карне».
Рецепт Кастильо подтверждают археологические находки в окрестностях Мехико. На некоторых из человеческих костей остались красные и желтые следы специй: «Следы от тушения также содержат семена тыквы, чили и, возможно, аннато (оранжево-красный каротиновый краситель, специя с мягким вкусом, добываемая из семян помадного дерева (achiote), что позволяет предположить, что люди были также ингредиентом ранних версий блюда моле».
А это значит, что ацтеки делали из человеческого мяса как чили, так и всевозможные пряные соусы. Смысл всех этих ухищрений — скрыть слишком специфический, сладковатый, вкус человечины. Именно для этого нужно такое обилие специй и кислинка томата.
Льготы
В условиях, когда доступность пищи ограничена, люди могут получать дополнительное питание и энергию, если они используют других сородичей в качестве дополнительного источника пищи. Это, в свою очередь, увеличит выживаемость каннибала и, таким образом, обеспечит эволюционное преимущество в среде, где мало еды. Исследование, проведенное на головастиках древесных лягушек, показало, что те, которые проявляли каннибалистические наклонности, имели более высокие темпы роста и более высокий уровень физической подготовки, чем неканнибалы. Увеличение размера и роста дало бы им дополнительное преимущество защиты от потенциальных хищников, таких как другие каннибалы, и дало бы им преимущество в борьбе за ресурсы.
Пищевые преимущества каннибализма могут способствовать более эффективному преобразованию рациона особого вида в ресурсы многократного использования, чем диета, полностью состоящая из трав; поскольку травяная диета может состоять из лишних элементов, от которых животное должно расходовать энергию, чтобы избавиться от них. Это способствует более быстрому развитию; однако возможен компромисс, так как может быть меньше времени для поглощения этих приобретенных ресурсов. Исследования показали, что существует заметная разница в размерах между животными, получавшими высокоспецифический рацион, который был меньше по сравнению с животными, получавшими низкоспецифический рацион. Следовательно, индивидуальная физическая форма может быть улучшена только в том случае, если баланс между скоростью развития и размером сбалансирован, и исследования показывают, что это достигается при низком уровне специфических диет.
Каннибализм регулирует численность населения и приносит пользу людоеду и его родственникам, поскольку освобождаются такие ресурсы, как дополнительное убежище, территория и еда; тем самым повышая физическую форму каннибала; за счет снижения эффекта скученности. Однако это возможно только в том случае, если каннибал узнает своих собственных родственников, поскольку это не помешает любым шансам в будущем сохранить свои гены в будущих поколениях. Устранение конкуренции также может увеличить возможности для спаривания, что приведет к дальнейшему распространению генов особи.
Расходы
Животные, рацион которых состоит преимущественно из особей особи, подвергаются большему риску травм и тратят больше энергии на поиск подходящей добычи по сравнению с неканнибалистическими видами.
Чтобы снизить риск получения травм, хищник часто нацеливается на более молодую или более уязвимую добычу. Однако время, необходимое для такого избирательного хищничества, может привести к тому, что хищник не сможет удовлетворить свои собственные потребности в питании . Кроме того, потребление конспецифической добычи может также включать прием защитных соединений и гормонов , которые могут влиять на развитие потомства каннибала. Следовательно, хищники обычно придерживаются каннибалистической диеты в условиях, когда альтернативные источники пищи отсутствуют или труднодоступны.
Неспособность распознать родственную добычу также является недостатком, если каннибалы нацелены на более молодых особей и поедают их. Например, самец колюшки может часто ошибочно принимать свои собственные «яйца» за икру своего конкурента и, следовательно, непреднамеренно исключать некоторые из своих генов из доступного генофонда . Распознавание родства наблюдалось у головастиков лопатоногой жабы, при этом головастики-каннибалы из одной и той же кладки имели тенденцию избегать поедания братьев и сестер и причинения им вреда, в то время как поедали других не братьев и сестер.
Акт каннибализма также может способствовать передаче трофических заболеваний в популяции, хотя каннибалистически распространяемые патогены и паразиты обычно используют альтернативные способы заражения.
Вместо заключения
Конечно, миссионеры, государственные органы на территориях, где веками живут каннибалы, сыграли свою роль. Людоеды, по крайней мере, внешне не проявляют признаков былых пристрастий. Но охотиться за «белым мясом» кое-где продолжают в наше время. Но теперь все это делается в тайне. Но время от времени информация о таких фактах становится доступной общественности.
В конце двадцатого века много шума наделала история с руководителем небольшого африканского государства, о вкусовых пристрастиях которого удалось узнать совершенно случайно. Время от времени о случаях каннибализма поступает информация из джунглей Южной Америки, где до сих пор обитают племена, развитие которых остановилось в каменном веке. Правда, обычно они просто не терпят чужаков, выгоняя их со своей территории. Если же вступают в контакт, то порой сообщают о соседнем воинственном племени, не брезгающем мясом пленников.
https://youtube.com/watch?v=fZ9ZD5FAbAg
ОписаниеПравить
Каннибализм может иметь место среди абсолютно всех живых существ, будто животных или людей. Обычно это связано с психическим расстройством или нехваткой пищи и поэтому имеет место в некоторых случаях. Также с каннибализмом связаны различные суеверия, типа «съев своего врага ты получишь его силу» или же различные религии и ритуальные жертвоприношения. Каннибализм был весьма распространен в древние времена как раз по этим причинам, чаще всего его практиковали различные дикие племена. В наше время он практически не имеет какого-либо места а после конца света каннибализм может быть широко прибегаем из-за нехватки пищи и по другим причинам. Это явление почти всегда преследовалось, но в постапокалипсисе перестают действовать все законы и права кроме права сильного и он не становится чем то зазорным: производство пищи останавливается, вся еда со временем кончается или портится, большинство инфраструктур уничтожено. Поэтому может быть такое что каннибализм — единственный способ остаться в живых и спастись от голодной смерти. Получается что этому как и самим каннибалам есть некоторое оправдание. Но к этому прибегать без крайней необходимости не надо: это может поставить вас вне закона, правового поля и сделать изгоем общества. Прибегать к убийству также не стоит, в таком случае лучше поедать трупы. Только убедитесь что они пригодны к употреблению и вы не подцепите какую-либо заразу.
«Капитан в панировке со сливовым соусом»Кулинарная книга европейского каннибализма
Диего Ривера вместе с Фридой Кало
Столкнувшись с людоедством в колонизированных землях, европейцы ужаснулись этому дикарскому обычаю и использовали его для низведения аборигенов до статуса животных. Однако со временем колонизаторы сами стали очарованы каннибализмом. Поедание человеческой плоти стало таким мощным фантазмом, что со стороны может показаться, будто именно европейские народы — самые горячие поклонники людоедства в мире. Классическая литература постоянно поражает самыми изощренными примерами.
Шекспировский Тит Андроник в одноименной пьесе кормит своих врагов блюдами из их же детей. Герман Мелвилл в «Моби Дике» фантазирует на тему вынужденного каннибализма. Джонатан Свифт пишет памфлет «Скромное предложение», в котором предлагает богачам покупать детей у ирландских бедняков и поедать их — дескать, так будет лучше для всех. Мишель Монтень пишет эссе (кстати, советуем прочитать, одно из лучших у него), где сравнивает обычаи каннибалов Северной Америки и европейских колонизаторов, приходя к мысли о том, что последние — гораздо большие дикари, чем аборигены.
Сцена из жизни племени тупинамба из книги Теодора деБрю «Америка» (1590)
Но самые безумные примеры фантазий о каннибализме дает нам Чарльз Диккенс. Многие из его работ неожиданно ошарашивают читателя упоминаниями людоедства. Причем это доходит до навязчивости. И снова обратимся к Тому Нилтону (лучше него тут не скажешь):
Уильям Пауэлл Фрайт, портрет Чарльза Диккенса, 1859
Сам Диккенс объяснял создание этого сборника рецептов сатирой: дескать, каннибализм удовлетворяет необходимость в пище животного происхождения в условиях, когда все коренные народы съедены. Проще говоря, он, как Свифт и Монтень, использует людоедство как метафору антигуманного обращения с теми, кто оказался в самом низу «пищевой цепи» современного ему общества. Правда, классик чрезмерно увлекся этой фантазией, из-за чего Нилтон предполагает (правда, в шутку), что классик был крипто-каннибалом и вообще, стоит посмотреть, сколько сирот пропало без вести в районе, где жил Чарльз Диккенс. Просто для уверенности.
Как местные жители определяли людоеда или каннибала?
Однако некоторые, вероятно, лишившиеся рассудка люди, употребляли в пищу человеческое мясо вполне осознанно. Более того, некоторые не меняли своих привычек и после снятия блокады. Впрочем, что говорить об этом, если и сейчас, во времена продуктового изобилия, встречаются порой случаи каннибализма.
Согласно показаниям очевидцев и современников блокадных людоедов, эти люди, называть которых так вовсе нет желания, обладали чертами и признаками, которые явно выделяли их в серой массе едва живых от голода блокадников:
- Пар, идущий от тела. Блокадные времена были усугублены аномальными холодами, порой столбик термометра опускался значительно ниже отметки – 40 градусов, что в разы увеличило количество жертв. В холода от тела человека, изнурённого невыносимым голодом, практически не шёл пар, дыхание было едва заметным, движения – замедленными и осторожными. Всё делалось для того, чтобы сохранить драгоценное тепло, а с ним – и жизнь. От тела же каннибала шёл густой и плотный пар, который говорил о сытости, здоровье, полнокровии. Разумеется, движения людоедов были быстры и резки, ведь они не были изнурены отсутствием пищи.
- Полнота. Людоеды были если не полными, то довольно упитанными. Вероятно, некоторые из них всё же успели ощутить муки голода и поэтому наедались впрок, что отражалось на внешности. Стоит ли говорить о телосложении рядовых ленинградцев? Изнурённые, с одутловатыми лицами, отёкшими руками и ногами, больше похожие на призраков, нежели на живых людей – так выглядели все, и дети, и старики, и взрослые, голод не щадил никого.
- Лицо. Кожа тех, кто был лишён пищи, выглядела, словно пергамент – сухая, имеющая сероватый или желтоватый оттенок и невероятную бледность. Людоеды же обладали гладкими лоснящимися лицами, нездоровым ярким румянцем, который свидетельствовал не о здоровье, но о помешательстве.
- Глаза. Большинство тех, кто стал на путь каннибализма, был изначально нездоров в плане душевном. Убийства и поедание человеческой плоти в разы усугубили и без того плачевное состояние. Людоеды обладали лихорадочно блестящими глазами, говорящими о помешательстве. Порой они, не имея стеснения, откровенно выискивали очередную жертву, оценивающе разглядывая людей, прячущихся в бомбоубежищах или стоящих в бесконечных очередях за крохотной порцией хлеба, и это было особенно страшно.
- Те, кто употреблял человеческое мясо постоянно, через некоторое время обострялись черты лица. Особенно это было заметно посильно заострённому носу и чуть удлинившимся ушам.
Итак, людоеды и каннибалы – в массе своей лишённые здравого рассудка люди, вознёсшие на вершину алтаря собственную жизнь и бросавшие к его подножью жизни других. Кто из них действовал осознанно, а кто лишь следовал низменным инстинктам, не пытаясь воззвать к собственному разуму – сказать теперь невозможно. Важным и страшным остаётся лишь то, что факт каннибализма сопровождал человечества на различных этапах его истории, и блокадный Ленинград – явное тому подтверждение.
А теперь поговорим о тех, кого мы коснулись в самом начале этой статьи, а именно: о людоедах и каннибалах поневоле. Большинство тех, кого сложно назвать людьми, кто не гнушался продлевать свою жизнь, отбирая ее у других, выбрал этот путь вполне осознанно.
Но были и те, кто стал людоедом поневоле. И сейчас речь идёт о матерях, взрослых уже детях, сёстрах, братьях и жёнах, которые убийством другого даровали жизнь тем близким. Так, истории известны случаи, когда родители, пытаясь продлить жизнь одному ребёнку, отбирали её у другого. Так, стремясь избавить собственных детей от смертельных мук, матери шли на убийства. Вправе ли мы судить эти безрассудные, но в то же время оправданные поступки? Думаю, нет…