Иван сеченов: специалист по людям

Написание диссертации

В 1856 году Сеченов И.М. с успехом закончил обучение. Благодаря способностям и усердию, ему было предоставлено право получить диплом доктора наук после защиты диссертации. Чтобы написать ее, Сеченову пришлось покинуть Россию:

  1. Для совершенствования полученных в Вузе знаний, Сеченов отправляется за рубеж. В Берлине, столице бывшего государства Пруссия, в лабораторных условиях ему удалось начать изучение жидкостей, которые находятся в организме у животного.
  2. Свою докторскую диссертацию Сеченов решил посвятить проблеме алкогольного отравления. Этот вопрос волновал ученого, так как большое количество людей злоупотребляло алкоголем, от чего многие из них погибали вследствие острого алкогольного опьянения. Им были проведены опыты о причинах, влияния алкоголя на дыхание человека. Затем он начал изучение процесса влияние алкоголя на обмен азота. Чтобы детально изучить происходящие изменения после опьянения им изучались образцы трезвого человека, а затем после того, как был употреблен алкоголь.
  3. Изучение действия алкоголя на нервную систему, Иван Михайлович проводит на подопытных лягушках. Интересно то, что Сеченов, очень негативно относился к алкоголю, и сам никогда не пил таких напитков.

Детство

Оглавление

  1. Будущий физиолог родился в селе Тёплый Стан Симбирской губернии (сейчас это село Сеченово Нижегородской области) 13 августа 1829 года в многодетной семье, где он был восьмым ребёнком.
  2. Отец Ивана – Михаил Алексеевич отставной военный и дворянин, окончив службу в звании секунд-майора, решил обосноваться в деревне. Он умер, когда мальчику исполнилось всего 10 лет. Мать — Анисья Егоровна Осипова была крестьянкой, вышедшая замуж за своего хозяина и таким образом освободившаяся от крепостного ярма.
  3. После смерти отца семья стала испытывать материальные трудности. Заботу о хозяйстве взяли на себя старшие дети. Не имея возможности оплачивать обучение Ивана в школе, мама сумела дать ему хорошее начальное образование дома. В конце обучения, мальчик, получив необходимые знания по физике, математике, и естественным наукам, мог также свободно изъясняться на немецком и французском языках.

Выдающиеся заслуги Сеченова

К 1868 году Иван Сеченов окончательно сформировал свою физиологическую школу. В 1866 году он выдал книгу «Физиология нервной системы», которая и по нынешний день используется в качестве фундамента для изучения процессов, происходящих в живых организмах. Научный труд 1879 года «Элементы мысли» стал настоящей революцией в области психологии. До Сеченова никому не удавалось настолько четко сформулировать основополагающие принципы мышления человека.

Организованная академиком физиологическая лаборатория, работавшая при Медико-хирургической академии, являлась крупнейшим исследовательским центром. Здесь проводились научные изыскания, касающиеся не только физиологии, но и фармакологии и клинической медицины. Курс лекций, которые ученый подготовил в период работы в Московском университете, стал основой труда «Физиология нервных центров», увидевшего свет в 1891 году. А в 1901-м ученый заканчивает работу над «Очерком рабочих движений человека». Перед этим совместно с М. Шатерниковым академик разрабатывает принцип действия портативного дыхательного аппарата. В 1902 году Сеченов оформляет свой следующий труд «Предметная мысль и действительность». 

В 1905-м жизнь величайшего ученого оборвалась. Но впоследствии его труды оказали значительное влияние на развитие таких наук, как психология и медицина, биология, естествознание и общая теория познания. При этом отдельные опытные разработки академика весьма пригодились в газотранспортной отрасли, а также в сфере нефтегазодобычи.  

Избранные работы

  • 1860 г. Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения . Санкт-Петербург («Некоторые факты для будущего изучения алкогольного опьянения »)
  • 1862 г. О животном электричестве . Санкт-Петербург («О животном электричестве»)
  • 1863 г. «Рефлексы головного мозга». Медицинский вестник 47-48 («Рефлексы головного мозга»)
  • 1866 Физиология нервной системы . Санкт-Петербург («Физиология нервной системы »)
  • 1873 г. «Кому и как разрабатывать психологию». Вестник Европы 4 («Кому следует и как развивать психологию »)
  • 1897 г. Физиологические критерии продолжительности рабочего дня.
  • 1900 г. Участие нервной системы в рабочих движениях человека.
  • 1901 Участие чувств и ловкости рук у зрячих и слепых
  • Эссе 1901 года о рабочих движениях человека

Достижения

Биография Сеченова и вклад в науку ученого до сих пор вызывает интерес людей всего мира. Иван Михайлович создал физиологическую школу, которая за время своего существования совершила ряд важнейших для человечества открытий. Одно из них — концепция о неспецифических системах мозга.

Множество исследований в области медицины привело к открытию того, что эритроциты несут кислород из легких в ткани, а из тканей к легким — углекислоты. В результате этих открытий Сеченовым был разработан первый портативный дыхательный аппарат.

Профессор Сеченов много времени посвятил психологии. Его научный труд «Психология мысли» до сих пор является одним из важнейших в изучении мышления человека.

Одно из главных достижений в области биологии — открытие тормозящего действия. Он также выявил причину возникновения двигательных рефлексов.

Детские годы Сеченова

Сеченов И.М. родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан, которое на сегодняшний день называется село Сеченово и находится в Нижегородской области.

Его отец, Сеченов Михаил Алексеевич, был помещиком и дворянином, а мать – Анисья Егоровна, бывшей крепостной его отца. Сам Иван, вспоминая о своей семье уже во взрослом возрасте, признавался, что больше всех любил свою няню Настасью, которая заботилась о нем, оберегала, баловала и знала множество интересных сказок.

Семейство Сеченовых, несмотря на свой общественный статус, испытывало определенные трудности с деньгами, из-за чего юному Ивану пришлось получить только домашнее образование, что никак не помешало ему в будущем достичь больших успехов в самых разных направлениях деятельности.

Грамоте, математике и естественным наукам, его обучала мать, которая свободно владела русским и живыми иностранными языками, и мечтала о том, как однажды ее сын станет профессором. 

Иван Михайлович Сеченов

13 августа 1829 г. (знак зодиака Лев) в селе Симбирской губернии в дворянской семье родился восьмой ребенок, которого назвали Иваном. Его отец был отставным военным, женился на собственной крепостной, дав ей вольную.

Отец умер, когда Ване было десять лет. Все дети в семье получили домашнее образование, благодаря урокам гувернантки. Иван говорил на французском и немецком языках. Четырнадцатилетний Иван Сеченов, по настоянию старшего брата, поступает в школу военных инженеров и уезжает в Петербург.

Инженерные науки юношу не увлекали, но он полюбил физику и проявлял интерес к химии. Окончив инженерную школу в 19 лет, унтер-офицер Сеченов был распределен в Киев, в резервный саперный батальон. Через два года, он подает в отставку, с твердым решением учиться медицине.

В 1851 г., блестяще сдав экзамены, юноша становится студентом Императорского Московского университета. Изучая теоретические медицинские предметы, Сеченов испытывает разочарование в медицинской науке. Его увлекают лекции по физиологии и сравнительной анатомии. Кроме того, ему интересны психология, философия и история.

После смерти матери в 1855 г. Иван получает от братьев 6000 рублей из наследства матери. Эти деньги ему пригодятся совершенствовать образование за границей, где он пробудет четыре года.

Стажировка за границей (1856-1860)

В 1856 г. выпускник университета отправляется в Берлин. В нескольких лабораториях под началом известных ученых и Анатомо-патологическом институте он проводил исследования и опыты.
Слушал лекции известных профессоров по гистологии, физиологии, сравнительной анатомии и аналитической химии. Ученый работал в Лейпциге, в Вене начал работу над докторской диссертацией.

Весной 1859 г. в Гейдельберге (Германия) он продолжил научные работы по физиологической оптике и анализу газов. Здесь он сблизился с химиками Дмитрием Менделеевым и Александром Бородиным, с которыми осенью отправился в Швейцарию, а затем в Париж.

Доктор медицинских наук И.М. Сеченов

В 1860 г. из Парижа Иван Михайлович переехал в Петербург, где защитив диссертацию, получил степень доктора медицинских наук. После ряда открытий, спустя девять лет, он будет почетным членом Санкт-Петербургской академии наук.

В обыденной жизни академик довольствовался весьма малым и был скромным человеком. В 1901 г. доктор медицины вышел в отставку, через четыре года скончался от воспаления легких. Большую часть своего состояния он завещал простым крестьянам родного села.

Его имя присвоено Первой Московской медицинской академии, Институту эволюционной физиологии и биохимии РАН. В его честь назвали кратер на обратной стороне луны. Академией наук учреждена премия им. Сеченова, которую присуждают за выдающиеся исследования по физиологии.

Личная жизнь

Супругой Ивана Михайловича была М.А. Бокова (урожд. Обручева). Мария Александровна — одна из первых русских женщин-врачей, доктор медицины. Обучалась в Петербурге, была слушательницей Сеченова, работала в его лаборатории.

Добровольно трудилась сестрой милосердия во время франко-прусской войны (1870-1871). Является прототипом Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»

Детство и юность

Иван Сеченов родился в небогатой семье помещиков. Детство его прошло в селе Теплый Стан. Воспитанием мальчика занималась няня, которая привила ему любовь к литературе. Так как семья не могла себе позволить отдать Ивана учиться в школу, то свои первые уроки младшей школы он получил дома. Его мать хоть и была в прошлом крепостной, имела большие амбиции и хотела, чтобы ее любимый сын в будущем стал знаменитым ученым. Тогда никто не мог и предположить, что этим мечтам суждено сбыться, хоть и не сразу.

В 1848 году Сеченов закончил инженерное военное училище в Северной Столице, после чего пошел по собственному желанию в армию. После демобилизации он поступил в МГУ, на факультет медицины. Интересы Ивана Сеченова были столь разносторонними, что параллельно он занимался философией, историей, культурологией и психологией

Затем молодой и перспективный ученый, уже тогда подававший надежды, переключил свое внимание на физиологию, которая и стала основным делом его жизни

После окончания столичного университета Сеченов отправляется в Европу продолжать учиться и набираться опыта у зарубежных коллег. В Германии он для своих экспериментов сконструировал на основе абсорбциометра уникальный аппарат — «кровяной насос», которым в дальнейшем пользовался сам молодой экспериментатор и другие ученые всего мира.

Что такое человек?

Здание Физиологического института, организованного И. М. Сеченовым в 1893 году. Фото 1897 года с сайта wikipedia.org

В 1889 году Иван Михайлович перебирается в Москву, где в качестве приват-доцента приступает к лекциям уже в Московском университете. Одновременно создает физиологическую лабораторию, а затем и Физиологический институт.

Круг его интересов – физиология обмена веществ, дыхания, газообмен, нервно-мышечная физиология, деятельность центральной нервной системы. Именно он еще в 34-летнем возрасте открыл феномен центрального торможения, на основе которого в дальнейшем строилось учение о взаимоотношении человека и окружающего мира.

Даже сейчас все это представляется довольно сложным, а какого было исследователю общаться с современниками? Они ж его за умственно неполноценного считали!

А ведь он спустя еще десяток лет неожиданно для академического мира объявил самостоятельной наукой психологию. Такую блажь – и вдруг наукой! А в самой психологии он объявил верховодство генетики. Вот чудак-человек!

Смысла нет перечислять даже самые значительные труды и открытия Сеченова. Простой человеческий мозг, которому они по большей части и посвящены, в принципе не способен воспринять такую информацию.

Некое поверхностное представление о том, каков был круг его научных интересов, могут дать названия его работ: «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы», «Элементы мысли», «О щелочах крови и лимфы», «Физиологические критерии для установки длительности рабочего дня», «Очерк рабочих движений человека».

Главное, что бы мы с вами ни делали, как бы ни реагировали на доброжелательность, на равнодушие, агрессию, тепло, трущуюся о ноги кошку, холод, голод, жажду или же задержку рейса самолета, мы тем самым подтверждаем сразу несколько законов, сформированных этим великим человеком, расписавшим человеческую деятельность по элементарным пунктам, словно речь идет и не о человеке, а о мясорубке или шахматных часах.

А еще Сеченов был убежденным противником опытов над человеком. Исключение он делал только для себя. Страшно представить, сколько всякой гадости, от неразбавленного спирта до раствора туберкулезных палочек, довелось ему выпить во время научных исследований.

* * *

Умер же этот невероятный человек в возрасте 76 лет от воспаления легких. В своей области медицины он обогнал время на десятилетия, но, к сожалению, в других областях не было такого же великого Ивана Сеченова, и антибиотики в то время еще не открыли.

Незадолго до этого началась русско-японская война. Россия проигрывала один бой за другим. Ученый сокрушался: «Несчастье быть в такое тяжкое время ни на что не годным стариком – мучаться тревожными ожиданиями и заламывать бесполезные руки».

Он снова захотел на фронт, но ничего уже не мог поделать со своим желанием.

Могила И. М. Сеченова на Новодевичьем кладбище. Фото с сайта wikipedia.org

В соответствии с завещанием Ивана Михайловича, похороны были более чем скромными. За гробом шли несколько самых близких человек. И это было последним поступком Сеченова, шедшим вразрез с обывательскими представлениями.

Литература

  • Сеченов, Иван Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сеченов Иван Михайлович — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • И. М. Сеченов (некролог) // Сибирский листок. — Тобольск. — № 91. 20 ноября 1905
  • Введенский Н. Е. И. М. Сеченов // Труды С.-Петербургского общества естествоиспытателей. — 1906. — Т. 36. — Вып. 2.
  • Иванова О. М. Анатомический и молекулярный принципы в новых технологиях исследования патологического процесса ишемической болезни . — С. 54—58.
  • Кекчеев К. Х. И. М. Сеченов. — М., 1933. — (Жизнь замечательных людей)
  • Коштоянц Х. С. И. М. Сеченов — М., 1950.
  • Белов П. Т. Материализм Сеченова. — М., 1949
  • Ухтомский А. А. И. М. Сеченов в Ленинградском университете // Ухтомский А. А. Доминанта души. — Рыбинск, Рыбинское подворье, 2000.
  • Фридланд Л. С. Страницы одной жизни. — Л.: Лениздат, 1959.
  • Ярошевский М. Г. И. М. Сеченов. — Л., 1968.
  • Мирский М. Б. И. М. Сеченов — М.: Просвещение, 1978. — 120 с. — (Люди науки).
  • Мирский М. Б. Революционер в науке, демократ в жизни: Иван Михайлович Сеченов — М.: Знание, 1988. — (Творцы науки и техники).
  • И. М. Сеченов (некролог) // Сибирская торговая газета. № 247. 18 ноября 1905 года. Тюмень.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 653—654. — 894 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

Значение слова по И.П.Павлову

По И.П.Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова — это «сигналы сигналов», т.е. сигналы для работы первой сигнальной системы.

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова — это звуки, раздражители, то для человека — это понятия. Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств.

Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье

Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика — учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова

Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Да, было 1 раз Да, периодически снятся Постоянно снятся Нет, никогда не снились Не запоминаю, что снилось. Поэтому не знаю, может, и были вещие сны)) Голосовать Результаты Выберите свой вариант ответа.После этого появится результат.

Научный труд «Элементы мысли»

Известна и книга Сеченова «Элементы мысли». В ней учёный описывает, опять-таки популярным языком, своё видение психической жизни человека. Сеченов здесь предвосхищает психологию двадцатого века, в частности – концепцию Жана Пиаже, поскольку призывает изучать психическое развитие человека в течение всей его жизни. В частности, в «Элементах мысли» Сеченов описывает мышление ребёнка и показывает, чем оно отличается от интеллекта взрослого человека. К примеру, мышление ребёнка в самом раннем возрасте ещё не основано на мыслях, поскольку ему ещё не из чего эти мысли создавать. Другими словами, маленький ребёнок ещё не мыслит, а только чувствует. Однако он очень активно познаёт окружающий мир с помощью чувств, и на этой основе у него постепенно зарождаются первые мысли.

В этой книге также описывается природа чувств и механизм их зарождения; приводится сравнение между мышлением животных и человека. Сеченов указал, в чём разница между инстинктами и разумом. Любопытно, что указал на сложность разграничения интеллекта человека и животных: помимо «машинообразных» инстинктов, у животных отмечается способность пользоваться обстоятельствами данного времени и условиями местности, то есть сообразительность и возможность обучаться; а у человека привычные действия своим «машинообразным» характером напоминают животные инстинкты.

биография

Сеченов родился в селе Теплый Стан, которое сейчас носит название Сеченов Горьковской области . Он был сыном дворянина и крестьянина. Сеченова сначала преподавали частные репетиторы, и он выучил немецкий и французский в раннем возрасте. К 14 годам он был принят в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище. После военной подготовки он заинтересовался медициной, поэтому изучал медицину в Московском университете, получив степень доктора медицины в 1856 году. Он получил лучшее в России образование как в области фундаментальных, так и клинических наук. Затем он получил высшее медицинское образование за границей. Его наставниками и влиянием оказывали европейские ученые, в том числе Йоханнес Мюллер , Эмиль Дюбуа-Реймон , Герман фон Гельмгольц , Карл Ф. В. Людвиг , Роберт В. Бунзен и Генрих Магнус . Сеченов работал профессором Медицинской хирургической академии до 1870 года.

  • 1843-1848 Главный военно — инженерное училище , ныне Военно — инженерно-технический университет (Россия: Военный инженерно-технический университет ), в Санкт — Петербурге
  • 1850-1856 гг. — обучение медицине в Московском университете.
  • 1860 MD от Императорского Военно — медицинской академии Санкт — Петербурга
  • 1860-1870 гг. Профессор Императорской военно-медицинской академии . Основание первой в России физиологической школы. Сеченов подал в отставку в знак протеста против отказа Ильи Ильича Мечникова (основоположника иммунологии , лауреата Нобелевской премии 1908 года).
  • 1870 г. химические исследования в лаборатории Менделеева в Санкт-Петербурге.
  • 1871-1876 гг. — кафедра Новороссийского университета в Одессе (где Мечников был назначен титулярным профессором зоологии и сравнительной анатомии )
  • 1876–1888 профессор Петербургского университета.
  • 1889 «Сеченова уравнения » вводятся (от экспериментального доказательства) для растворимости от газов
  • 1891-1901 профессор Московского университета.
  • 1904 избран почетным членом Российской академии наук.

Основным интересом Сеченова была нейрофизиология (строение мозга ). Он показал, что активность мозга связана с электрическими токами, и заинтересовался электрофизиологией. Среди его открытий было церебральное торможение спинномозговых рефлексов. Он также утверждал, что химические факторы в окружающей среде клетки имеют большое значение.

В 1856–1862 гг. Сеченов учился и работал в Европе в лабораториях Мюллера, дю Буа-Реймонда, фон Гельмгольца ( Берлин ), Феликса Хоппе-Зейлера ( Лейпциг ), Людвига ( Вена ) и Клода Бернара ( Париж ).

Как и некоторые другие российские ученые того периода, Сеченов часто вступал в конфликт с царским правительством и консервативными коллегами , но не эмигрировал . В 1866 году петербургский цензурный комитет предпринял попытку судебного разбирательства, обвиняя Сеченова в распространении материализма и «унижении христианской морали ».

Учеба в университете

По совету старшего сына, Анисья Григорьевна отдала Ивана в инженерное училище в Санкт-Петербурге. За 285 руб. там можно было получить приличное образование, к тому же, там кормили и бесплатно давали обмундирование. В этом учебном заведении также учились Федор Достоевский, Тотлебен (герой Севастополя) и другие выдающие люди того времени.

Однако Иван не смог сдать экзамены для перевода в офицерский класс, и поэтому был отправлен в батальон саперов. Но, дослужившись до подпоручика, он уволился со службы. После этого Сеченов начал посещать лекции медуниверситета в качестве вольного слушателя, а затем был принят в ВУЗ.

Еще будучи студентом, Сеченов решил, что не будет заниматься лечебной практикой. Его больше привлекала наука. Ему хотелось ставить опыты на живых существах, чтобы проверять свои научные гипотезы.

Свобода и радость

Врач и великий ученый Иван Михайлович Сеченов слыл человеком крайне несерьезным, непоследовательным. Чего захочет, то и делать будет. Ни далеко идущих планов, ни продуманной системы. Как будто ветер носится.

Именно таким он виделся со стороны. Во всяком случае, в начале своей жизни.

Казалось бы, таким может быть только человек, сызмальства избалованный, капризный любимец восторженных маменьки с папенькой. Но нет, здесь ситуация была совсем другая.

Сын мелкопоместного и многодетного провинциального дворянина, родившийся в 1829 году в селе Теплый Стан Симбирской губернии, он роскоши не знал. Впрочем, и не стремился к ней. Сеченов брал от жизни другое – свободу и радость.

Теплый Стан. Дом, в котором родился И. М. Сеченов. Рисунок по фотографии с сайта nplit.ru

Пример отца был каждый день перед глазами. Дело в том, что он женился на собственной крепостной, повторив тем самым исторический поступок графа Николая Шереметева. Эпоха была та же самая, а вот богатство Шереметевых и Сеченовых, а также провинциальность Москвы и симбирского сельца, никакому сравнению не поддавались.

Если Николаю Петровичу со всеми его возможностями (подготовка липовых дворянских документов для Прасковьи Жемчуговой и так далее) было трудно, то Михаилу Алексеевичу вообще невыносимо. Их отношения с Анисьей Егоровной – излюбленная тема для всех жителей села без исключения. Тем не менее, он сделал это и был счастлив.

Ученый вспоминал: «В детстве больше отца и матери я любил мою милую няньку. Настасья Яковлевна меня ласкала, водила гулять, сберегала для меня от обеда лакомства, брала мою сторону в пререканиях с сестрами и пленяла меня больше всего сказками, на которые была большая мастерица».

Денег на гимназию не было, и Ваню обучала мать, которая, пусть и крестьянка, но в совершенстве знала несколько иностранных языков, прекрасно разбиралась в математике, в естественных науках. И, совсем как деревенская баба, мечтала, что ее Ванечка станет профессором. Не верила, конечно, где симбирское село, а где профессора! Но все равно мечтала.

Инженерный (Михайловский) замок, в котором и располагалось Николаевское инженерное училище. Санкт-Петербург, 1865 год. Фото с сайта pastvu.com

В 1843 году Иван Михайлович поступил в Санкт-Петербугское Главное военно-инженерное училище. Раньше вообще ни разу не покидал село, а тут приехал на перекладных из своего Теплого Стана и играючи сдал все экзамены. А когда надоела столичная жизнь, влез в сапоги и пошел на войну.

До самой войны Сеченов, правда, не дошел, остановили, а то был бы полководец, и два года служил в Киевском саперном батальоне. А потом подал в отставку и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Новоявленный студент с огромным нетерпением ждал первой университетской лекции. Это была анатомия. Отсидел целый час и не понял ни слова, вреднющий профессор читал на латыни. Ничего, выучил быстро и латынь.

На четвертом курсе Сеченов и в медицине разочаровался: «Виной измены моей медицине было то, что я не обнаружил в ней того, чего ожидал – голый эмпиризм вместо теорий… Нет ничего, кроме перечисления симптомов болезни и причин заболевания, способов лечения и ее исходов. А о том, как болезнь развивается из причин, в чем сущность ее и почему помогает то или иное лекарство, нет сведений».

Однако он все же нашел свою нишу, принялся изучать человеческий мозг. В то время это считалось занятием бесперспективным, но Сеченову что за дело до этого? Захотел и изучает.

Просветительская и научная деятельность русского учёного

Исследовательская деятельность Ивана Сеченова привела к тому, что Россия превратилась в главный мировой центр изучения работы мозга. Сеченов был одним из основателей нейрофизиологии, физиологии труда, физиологии экстремальных состояний и других направлений. Сеченова зачастую интересовали внутренние механизмы психических и психологических явлений. Для их изучения он проводил эксперименты, препарируя лягушек. В одном из опытов он вскрыл головной и спинной мозг лягушки, сделал надрезы в определённых их участках и раздражал эти участки, наблюдая за формированием рефлексов: задние конечности лягушки опускались в раствор серной кислоты. Оказалось, что при раздражении определённых зон ответ лягушки на опускание в серную кислоту (сжимание лапок) происходил медленнее. Подобные эксперименты привели к открытию двух основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения.

Сеченов установил, что гемоглобин и жидкая часть крови необходимы для связывания углекислого газа. Также он установил наличие биоэлектрических ритмов в центральной нервной системе.

Исследования Сеченова были не только фундаментально-научными: свои выводы он рекомендовал для практической деятельности. Так, изучение физиологии труда привело к установлению оптимальной длины рабочего дня. Именно он доказал, что рабочий день не должен превышать восьми часов; этот стандарт до сих пор действует как в нашей стране, так и за рубежом. Сеченов также ввёл понятие «активный отдых» и показал его пользу для организма.

Сеченов разработал первую в России программу по изучению психологии на основе объективного метода. До этого психологи считали, что исследователь может изучать только своё сознание путём интроспекции, то есть самонаблюдения. Сеченов же указал, что «душевные» явления поддаются такому же объективному научному исследованию, как и физические объекты и их механизмы, в том числе нервная система. Он заметил, что такое исследование должно учитывать специфику «душевных явлений», поскольку они отличаются даже от работы нервной системы, хотя на ней и основаны.

В российском обществе Сеченов прослыл настоящим революционером. Он пропагандировал эволюционное учение, переводил на русский язык труды Дарвина, Гексли и других столпов материалистической науки. Его материалистическое объяснение «духовной жизни» человека приводило в ярость ревнителей религиозного благочестия. Сеченов читал научные лекции для широкой публики, в том числе для рабочих. Также он был активным сторонником женского образования.

Особое бешенство у сторонников традиционного мировоззрения и охранителях режима вызвала его главная книга – «Рефлексы головного мозга». Сеченов написал этот труд для широкой публики, поэтому он был написан довольно простым и понятным языком. Чтобы обеспечить своей книге максимальный доступ к простому человеку, он распорядился продавать её по очень низкой цене. Однако царское правительство наложило на весь выпущенный тираж арест. Книги предполагалось уничтожить, однако министр юстиции Урусов смог уговорить власти не затевать уголовный процесс и вернуть книгу в продажу. Вскоре вышло второе издание этой книги. Однако в официальном списке она всё равно числилась запрещённой для хранения в библиотеках.

До того, как издавать свой труд отдельной книгой, Сеченов пытался публиковать её в научных журналах. Ему удалось напечатать её лишь в малоизвестном «Медицинском вестнике», хотя сначала она предназначалась для «Современника» — одного из главных литературных, научных и политических журналов страны. Из соображений цензуры его первоначальное название «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» пришлось сменить.

Рассказывают, что когда правительство требовало открыть уголовное дело в отношении Сеченова, друзья советовали ему обратиться к адвокату. На это Сеченов ответил, что адвокат ему ни к чему: вместо этого он возьмёт на суд лягушку и проделает свои опыты с ней перед судьями, и пусть тогда они попробуют его опровергнуть.

Вклад в науку Ивана Михайловича Сеченова

После публикации в 1866 году одной из его знаменитых книг «Физиология нервной системы» учёный заканчивает формирование собственной физиологической школы в России. Его труд о физиологии нервной системы и по сей день используют в качестве основы, позволяющей изучить процессы, которые происходят внутри живого организма. Даже несмотря на то, что сейчас в психологии и психотерапии преобладают идеалистические направления, работу Сеченова продолжают уважать во всём мире.

Лаборатория физиологии, которую организовал учёный, длительное время работала при Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Именно она представляла собой крупнейший научно-исследовательский центр в России. На её базе изучали не только вопросы физиологии, но также фармакологию и практическую медицину.

Когда И.М. Сеченов работал в университете г. Москвы, он прочёл своим студентам лекционный курс, ставший основой его другой книги «Физиология нервных центров». Книга вышла в печать в 1891 году. За четыре года до своей кончины учёный опубликовал ещё одну прекрасную работу, которую назвал «Очерк рабочих движений человека» (1901).

Одним из примечательных фактов его биографии является курьёзный случай, когда Сеченова стали преследовать представители власти из-за материалистических взглядов. Он считал, что причиной всех сложных процессов, происходящих в нервной системе человека, является не мифологическая «душа», а комплекс сложнейших условных реакций, выстроенных в определённой последовательности. Когда Ивана Михайловича пытались привлечь к ответственности в суде, он отреагировал на это совершенно спокойно. Друзья задавали ему вопросы о том, кто будет его адвокатом. На это учёный ответил, что вместо адвоката он возьмёт с собой на судебное заседание лягушку и с радостью продемонстрирует всем судьям лабораторные опыты над ней в качестве доказательств его правоты.

Несмотря на то что события происходили ещё задолго до октябрьской революции, надолго положившей конец «моде» на идеалистическое мышление в нашей стране, царская власть побоялась международного скандала. К тому времени Иван Михайлович уже был всемирно известным учёным, и его преследование могло негативно сказаться на отношениях России с другими странами. Кроме того, у него было много сторонников и последователей на родине, и если бы его продолжали преследовать, коллеги бы непременно вступились за Сеченова.

Таким образом, царское правительство оставило Ивана Михайловича в покое, однако великий учёный до конца своих дней с точки зрения государственной власти имел репутацию «политически неблагонадёжного элемента».

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector