Метод использования карточек для длительного запоминания по cистеме лейтнера (leitner system)
Содержание:
- Примеры
- Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
- История
- Метод интервальных повторений для изучения английских слов
- Что такое мнемотехника?
- Краткая история мнемоники.
- И все-таки «21» — миф?
- Какое преимущество дают интервальные тренировки?
- Упражнения для тренировки внимания
- Как это работает по пунктам
- Как выбрать мнемотехнику для себя?
- Преимущества работы с памятью
- Длина и интенсивность интервала — что работает лучше?
- Основные выводы
Примеры
Три коробки
Анимация трех сеансов. нажмите, чтобы увеличить
Предположим, есть 3 коробки с карточками, которые называются «Коробка 1», «Коробка 2» и «Коробка 3». Карты в ячейке 1 — это те, с которыми ученик часто ошибается, а в ячейке 3 содержатся карты, которые он очень хорошо знает. Они могут изучать карточки блока 1 один раз в день, коробки 2 каждые 3 дня и карточки блока 3 каждые 5 дней. Если они смотрят карту в ячейке 1 и получают правильный ответ, они «перемещают» ее в ячейку 2. Правильный ответ с картой в ячейке 2 «перемещает» эту карту в ячейку 3. Если они ошиблись с картой в блоке 2 или блоке 3 он «понижается в рейтинге» до первого блока, что заставляет учащегося чаще изучать эту карту.
Преимущество этого метода в том, что учащийся может сосредоточиться на самых сложных дидактических карточках, которые остаются в первых нескольких группах. В результате, в идеале, требуется сокращение времени на обучение.
Уровни владения
В этом примере используются 5 уровней владения языком и 12 колод флэш-карт. Карточки уровня владения 1 проверяются на каждой учебной сессии; те, кто находится на уровне 5, списаны и больше не используются. Те, кто находится на уровнях 2, 3 и 4, проверяются на каждом 2-м, 3-м и 4-м сеансах соответственно.
Учебные занятия нумеруются от 0 до 9, затем нумерация начинается заново (то есть 0, 1, 2, … 8, 9, 0, 1, 2 …). Карты уровня 1 находятся в текущей колоде; те, кто находится на уровне 5, находятся в исключении из колоды; все остальные карты находятся в одной из этих 10 колод «прогресса», каждая из которых начинается с титульной карты, содержащей 4 цифры:
- 0-2-5-9
- 1-3-6-0
- 2-4-7-1
- 3-5-8-2
- 4-6-9-3
- 5-7-0-4
- 6-8-1-5
- 7-9-2-6
- 8-0-3-7
- 9-1-4-8
Если учащийся успешно использует карту из Deck Current, она переносится в колоду прогресса, которая начинается с номера этой сессии. (Например, успех карты во время сеанса 6 переводит его из текущей колоды в колоду 6-8-1-5.) Карты из этой колоды просматриваются всякий раз, когда число из названия колоды совпадает с номером сеанса. (Например, карты из Колоды 6-8-1-5 будут повторно проверены на Сессиях 8, 1 и 5.) Если учащийся испытывает трудности с картой во время последующего просмотра, карта возвращается в Текущую Колоду; в противном случае он остается в колоде прогресса. Когда учащийся успешно использует карту во время сеанса, который соответствует последнему номеру в колоде (например, Сеанс 5 для колоды 6-8-1-5), эта карта переходит в исключенную колоду, а титульная карта для этого прогресса Колода освобождается для использования в следующем сеансе.
Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.
Викиум
Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.
Битрейника
Расскажу про мои любимые:
- Нумизмат – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран.
- Звукварь – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
- Фразоскоп – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.
BrainApps
Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.
Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.
4Brain
На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.
Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.
Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.
Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.
История
С годами были разработаны методы и тесты, чтобы помочь пациентам с проблемами памяти. Частое повторение — одно из таких решений, помогающих улучшить сознание пациентов. Интервальное повторение используется во многих различных областях памяти: от запоминания фактов до воспоминаний о том, как ездить на велосипеде, до воспоминаний о прошлых событиях из детства. Практика восстановления используется, чтобы увидеть, может ли человек вспомнить что-то сразу после того, как он это увидел или изучил. Практика восстановления часто используется как метод улучшения долговременной памяти , особенно для маленьких детей, пытающихся учиться, и пожилых людей с заболеваниями памяти .
Основа для исследования интервального повторения была заложена Германом Эббингаусом , который предположил, что потеря информации со временем следует кривой забывания , но что забывание можно сбросить с помощью повторения, основанного на активном вспоминании.
Тренировка с интервальными повторениями была впервые протестирована Ландауэром и Бьорком в 1978 году; они собрали группу студентов-психологов, показывающих студентам фотографии определенного человека, за которыми следует имя этого человека. Это также известно как ассоциация имен лиц. С повторением видения имени и лица человека они смогли связать имя и лицо этого человека с расширением времени из-за интервального повторения.
Шактер, Рич и Стамп в 1985 году продолжили исследование, включив в него людей, страдающих амнезией и другими нарушениями памяти. Результаты показали, что использование интервального повторения может помочь не только учащимся с ассоциацией имен и лиц, но и людям, имеющим дело с заболеваниями памяти.
В 1989 году К. Дж. Кэмп решил, что использование этой техники с пациентами с болезнью Альцгеймера может увеличить продолжительность их запоминания определенных вещей. Эти результаты показывают, что увеличение временного интервала показывает самые сильные преимущества для памяти.
Интервальное повторение — это метод, при котором испытуемого просят вспомнить определенный факт с увеличивающимися временными интервалами каждый раз, когда факт представлен или сказан. Если испытуемый способен правильно вспомнить информацию, время удваивается, чтобы в дальнейшем помочь ему сохранить информацию свежей в уме, чтобы вспомнить в будущем. С помощью этого метода пациент может разместить информацию в своей долговременной памяти. Если они не могут запомнить информацию, они возвращаются к предыдущему шагу и продолжают практиковать, чтобы техника оставалась долговечной. (Вэнс и Фарр, 2007 г.)
Расширение сделано для обеспечения высокого уровня успеха при первом вызове информации и увеличения временного интервала, чтобы сделать информацию долговечной, чтобы информация всегда оставалась доступной в их памяти. В ходе разработки интервального повторения они обнаружили, что пациенты с деменцией, использующие эту технику , могут вспомнить информацию через несколько недель — даже месяцев — позже. Этот метод оказался успешным в помощи пациентам с деменцией в запоминании названий конкретных предметов, повседневных задач, ассоциации имени и лица, информации о себе и многих других фактов и моделей поведения (Small, 2012). Достаточное количество тестовых данных показывает, что интервальное повторение полезно для изучения новой информации и вспоминания информации из прошлого.
Смолл объединил работы и открытия довольно многих ученых, чтобы придумать пять причин, почему интервальное повторение работает: оно помогает показать взаимосвязь рутинных воспоминаний, оно показывает преимущества изучения вещей с увеличением времени, помогает пациенту с болезнью Альцгеймера. слабоумие поддерживает активный мозг, имеет высокий уровень успеха с минимальными ошибками или их отсутствием, а методика позволяет пациенту делать и запоминать больше вещей (Small, 2012). Joltin et al. (2003) попросил воспитателя обучить женщину с болезнью Альцгеймера, назвав ей по телефону имя ее внука и попросив ее ассоциировать себя с фотографией внука, размещенной на холодильнике. Через пять дней после тренировки женщина смогла вспомнить имя своего внука.
Метод интервальных повторений для изучения английских слов
При разговоре о методе интервальных повторений сразу возникает ассоциация с интервальными тренировками и упражнениями — безусловными составляющими спортивной подготовки. Смысл их заключается в чередовании этапов занятия с низкой нагрузкой и этапов, которые требуют серьезных усилий. Такая технология заметно сокращает время тренировки, но качество занятия заметно возрастает. Мозг, конечно, не мышца, но тоже нуждается в регулярных тренировках. Весь секрет — в выборе правильного интервала между тренировками. Согласно методу, лучше всего мы вспоминаем, когда вот-вот готовы полностью забыть. Парадокс, но это работает.
Метод интервальных повторений на практике: советы студентам
Итак, как понять, что настал тот самый момент, когда нужно извлечь из памяти слово и «обновить» его? Специалисты считают, что интервалы между повторами должны быть как можно длиннее (на стороне студента будет статистический эффект распределения) и, в то же время, достаточно короткими, чтобы окончательно не забыть информацию. Попробуем на практике?
К примеру, вам нужно выучить слово «foal»
Первый раз необходимо повторить его примерно через пару минут после первого прочтения и осознания перевода термина (задействуем смысловую память — это важно!). Через час вы понимаете, что не уверены в произношении? Вернитесь к слову. Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей
Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:
Затем — через 24 часа, 5 суток, неделю и далее, в зависимости от потребностей. Американские исследователи памяти журналист Боб Салливан и математик Хью Томпсон предлагают следующий алгоритм повторений:
5 секунд — 25 секунд — 2 минуты — 10 минут — 1 час — 5 часов — 5 суток — 25 дней — 4 месяца.
Метод Лейтнера
Хорошо, про частоту повторений понятно. Но что делать, если они малоэффективны, поскольку плохо развита визуальная память? Еще в 1970-е гг. ученый и журналист Себастьян Лейтнер придумал систему карточек, которую потом с успехом воплотили в разных компьютерных программах по обучению иностранным языкам. Обычные бумажные флэш-карточки превратились в электронные, а метод остался прежним.
Итак, заготовьте карточки с необходимой лексикой, рассортируйте их по коробкам. Помимо самого английского слова пишите перевод на русский и транскрипцию. В первую очередь определите, сколько коробок будет в вашей собственной системе. Но считается, что оптимальное количество коробок не должно превышать пять: в ином случае вы просто не будете успевать использовать их все. Лучше всего использовать три коробки: самую сложную коробку, самую легкую коробку и коробку с «ошибками». Одну коробку с наиболее сложными для запоминания словами нужно повторять ежедневно. Вторую — раз в двое суток, третью — один раз в неделю и так далее.
Если вы знаете, что выучили одну карточку, ее нужно перекладывать в следующую коробку, к примеру, из стопки для ежедневного повторения она может перейти в коробку номер два. Что делать, если вы не верно перевели или произнесли слово из любой коробки, помимо первой? Нужно вернуть ее — как бы то ни было обидно — в первую коробочку и повторять каждый день.
Этот метод можно модифицировать: например, записывать на карточку не перевод, а картинку или любой другой образ (знак), помогающий запомнить слово
Важно не останавливаться, а превратить набор знаний в единую систему, некую «картину мира»
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника — это все алгоритмы, созданные для того, чтобы выделить, структурировать, запомнить, сохранить и воспроизвести информацию с помощью дополнительных ассоциаций. О мнемонических техниках говорят как об «искусстве заполучить хорошую память», ведь они позволяют легко усваивать разные знания, вспоминать их по первому требованию. На самом деле нет никаких чудес, только смена типа информации: цифры заменяем словами, вместо слов запоминаем места, вместо формул – стихотворения.
Общий принцип состоит в следующем: человек получает знания, которые нужно запомнить, мозг превращает их в образы через ассоциации. Когда надо припомнить один из образов, срабатывает ассоциативная цепочка и восстанавливает всю информацию. Но техник, помогающих прокачать собственную память, на самом деле очень много. Используя несколько систем кодирования информации, мы обогащаем свои способности и облегчаем запоминание.
Пройти тест на полушария мозга
Мнемоникам для легкого заучивания учат дошкольников. Ученикам, студентам техники запоминания помогают «писать» ментальные шпаргалки для подготовки к экзаменам. Но полученные навыки не пропадают даром. Удобные «запоминалки» придумывают для своей работы педагоги, политические деятели, бизнесмены. Пригодятся они для самообразования, сохранения умственного, психического здоровья. Ведь мозгу, как и всему организму нужно поддерживать физическую форму. Мнемоника – отличный фитнес для мозга, который помогает творчески мыслить, запоминать и оставаться в тонусе.
Знаете время своего рождения?
Примите участие в проверке уникальной методикиДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно. Узнайте свой генетический потенциал на уровне биохимии иполучите инструкцию индивидуального развития .Получить сейчас
Краткая история мнемоники.
Говорят, что мнемотехникой пользовались еще древние египтяне, индейцы майя. Но письменных доказательств и официальной даты возникновения искусства запоминания нет. Одни ученые считают изобретателем мнемоники греческого поэта Симонида, жившего в 556-468 годах до н. э. Другие официальной датой зарождения мнемоники считают 86 год до Рождества Христова, которым датируется первая сохранившаяся письменная работа.
Точно установлено, что мнемоника всегда была тесно связана с риторикой или ораторским мастерством. Ведь ни один оратор или политический деятель не выступал перед слушателями с конспектом в руках. Зато от умения произносить пылкие, длинные речи часто зависела не только его популярность, но и жизнь.
Целые мнемонические системы есть в трудах римского оратора и полководца Цицерона. Актуальными сегодня остаются другие, сформулированные Цицероном техники сегодня все также актуальны. Но все они более подходят для людей с визуальным мышлением, так как используют для запоминания зрительные коды.
Основоположником альтернативной мнемонической техники считают римского оратора Квинтилиана – автора самого известного учебника по риторике того времени. Он предлагает более простые методы запоминания, которые базируются на «тщательном и прилежном заучивании чего-либо». Предложенные Квинтилианом советы схожи с современными научными методами: сосредоточьтесь, успокойтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.
В средневековые и более поздние времена многие ученые разъезжали по Европе, предлагали научить людей так называемой memoria technica. Самые известные: итальянский философ Джордано Бруно, французский логик Петр Рамус. Разные мнемотехники использовали легендарные исторические личности: Наполеон, Юлий Цезарь, Теодор Рузвельт, Никола Тесла.
И все-таки «21» — миф?
Несмотря на то, что у испытуемых, согласно исследованиям, пик адаптации к измененным условиям приходился на 21 день, ни один ученый не заявит вам со 100% уверенностью, что новую привычку можно создать за такой период времени. И тому есть несколько аргументов.
- Согласно условиям эксперимента, испытуемые должны были постоянно носить оптический прибор, изменяющий «реальность». А многие ли из нас могут похвастаться тем, что имеют возможность попасть в среду, не переполненную информационным шумом и множеством других отвлекающих факторов?
- Ученые выяснили, что, если в течение 30 дней «сбиться с курса» и вернуться к старым привычкам, нужно будет потратить столько же времени, чтобы привить их обратно. Например, если вы решили бегать по утрам, побегали неделю, а потом оставили это дело, через неделю от полезной привычки и следа не останется.
- Если посчитать (вычтя время для сна) время, которое было потрачено испытуемыми на формирование новых умения, получится примерно 300 часов. В условиях нашей современной жизни это займет, скорее всего, не менее месяца. Если вы решите воспитать в себе новую привычку, то сознательно отслеживать и контролировать свои действия придется на протяжении трех месяцев. И только по истечении этого срока вы можете позволить себе расслабиться, а привычка перейдет в ранг потребности.
- Что касается восприятия, эксперименты с воспринимаемым изображением косвенно подтверждают, что для восстановления привычного восприятия мира требуется действительно около трех недель. Так что если вы прерветесь на некоторое время, то можете смело прибавлять его к сроку взращивания привычки.
- Филиппа Лалли из Университетского Колледжа в Лондоне провела исследование, которое касалось именно привычек. 96 добровольцев взялись участвовать в эксперименте по внедрению разных полезных повседневных привычек, по результатам которого они заполнили подробный опрос о том, как это получилось. По отзывам участников, время, которое прошло до момента, когда новое поведение становилось действительно привычным, составляло от 18 до 254 дней, в среднем 66 дней.
Какое преимущество дают интервальные тренировки?
Основные преимущества интервального бега заключаются в улучшении техники бега, беговой экономичности, повышении выносливости, нейромышечных связей, повышении психологической устойчивости к тяжелым нагрузкам, что так необходимо на дистанции марафона и полумарафона.
Если вы изучали львиную долю тренировочных планов, выложенных в интернете или найденных в спортивных пособиях, то заметили, что среди часто встречающихся работ есть «классика». Например, 1200 метров в темпе соревнований на 5 километров с 400 метровым отдыхом между повторами. Но почему цифры именно такие? В случае такой работы, цель состоит в том, чтобы увеличить ваш VO2 max или количество кислорода, которое вы можете доставить мышцам во время быстрой работы. Это действительно тяжелая тренировка. Именно в таком виде она работает — улучшает физическую и умственную способность поддерживать «комфортно тяжелый» темп.
Упражнения для тренировки внимания
«Мы запоминаем плохо, в первую очередь, потому, что не умеем сосредоточить внимание на одном деле на 100%, – уверен Никита Петров. – Улучшить концентрацию внимания помогут несложные упражнения. Вместе с приемами мнемотехники они помогут в несколько раз увеличить «резервуар памяти»
Но, конечно, за один день до экзамена упражнения не сотворят чуда – начинать «прокачивать» свою память нужно заранее, хотя бы за пару недель»
Вместе с приемами мнемотехники они помогут в несколько раз увеличить «резервуар памяти». Но, конечно, за один день до экзамена упражнения не сотворят чуда – начинать «прокачивать» свою память нужно заранее, хотя бы за пару недель».
Положите часы напротив телевизора, когда идет боевик, реклама или новости
Постарайтесь удерживать внимание на секундной стрелке в течение полных двух минут. Не позволяйте телевизору сместить фокус вашего внимания. Разделите внимание на две равные части, сфокусировав одну половину на движениях секундной стрелки, а вторую – на своих руках
Думайте и о руках, и о секундной стрелке
Разделите внимание на две равные части, сфокусировав одну половину на движениях секундной стрелки, а вторую – на своих руках. Думайте и о руках, и о секундной стрелке
Уделите одну половину внимания секундной стрелке, а вторую – числовой последовательности. Мысленно перечисляйте цифры с интервалом в три: 1, 4, 7, 10, 13… до 60 и назад, жонглируя в уме поставленными задачами. Если собьетесь или будете думать о чем-то другом, начинайте сначала. Постарайтесь продержаться две минуты или более.
Продолжаем «делить» внимание. Сконцентрируйте на движениях секундной стрелки треть внимания. Другую треть уделите мысленной декламации какого-нибудь стихотворения или песни
Оставшуюся треть внимания сосредоточьте на числовой последовательности
Другую треть уделите мысленной декламации какого-нибудь стихотворения или песни. Оставшуюся треть внимания сосредоточьте на числовой последовательности.
Когда будете мыть посуду, экономьте внимание за счет разделения процедуры на рабочие циклы. Например, приготовившись помыть ложку, дайте себе команду: «Старт!» Мойте ложку так, словно делаете хирургическую операцию. Закончив мытье ложки, вытрите ее и положите на место
Скажите: «Стоп!» Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс
Закончив мытье ложки, вытрите ее и положите на место. Скажите: «Стоп!» Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс.
Повторимся: от всех перечисленных методов не стоит ждать «быстрых чудес», но если планомерно практиковать предложенные упражнения и техники, можно добиться впечатляющих результатов.
Как это работает по пунктам
- Чтобы упростить понимание привожу последовательность действий.
- Выбираем интересный сериал.
- Разбиваем серию на карточки, используя программу subs2srs.
- Импортируем текст и медиафайлы в Anki, в отдельную колоду.
- Просматриваем всю колоду целиком по порядку, удаляя все карточки, которые смогли понять на слух. Все непонятные фразы остаются для дальнейшего изучения (это проще делать на десктопной версии Anki).
- Изучаем в Anki все фразы, которые остались непонятыми. Добавляем незнакомые слова из фраз для дополнительного запоминания.
- Спустя примерно неделю после просмотра последней карточки включаем изученную серию и наслаждаемся просмотром.
- Повторяем весь алгоритм, начиная со второго пункта, со следующей серией.
Как выбрать мнемотехнику для себя?
Чтобы улучшить память, нам не нужно досконально знать строение мозга или скорость, с которой двигается нейрон по нейронной сетке. Лучше, что мы можем сделать – познакомиться с собой поближе и узнать: в какое время суток мы наиболее продуктивны, предпочитаем слушать или смотреть, любим одиночество или компании.
Пройти тест на тип восприятия
Для прочных ассоциаций создаваемые образы должны быть:
- Крупными. Связи между контрастными размерами фиксируются плохо. Поэтому независимо от реальных размеров предметов, их следует приводить к соизмеримой величине. Например, если нужно запомнить чашку и ведро, стоит мысленно увеличить чашку до большего размера.
- Многомерными. Это могут быть объемные картинки, которые удобно поворачивать, рассматривать с разных сторон.
- Цветными. Например, образ цветка запомнится лучше, если представить яркие лепестки на фоне сочных зеленых листьев.
- Детальными. Если вы хотите выучить герб страны, нужно рассмотреть его мельчайшие детали, выделить базовые элементы, мысленно проговорить все, что увидели.
И еще три правила, которые касаются запоминания:
Правило 1. Сон никак не уменьшает количество запомненной информации. Наоборот, перевод данных в нужный отдел мозга происходит именно во время сна. Чтобы упаковать все полученное, мозгу нужно время и возможность. Именно поэтому ученые советуют перед экзаменом хорошенько выспаться.
Правило 2. Чтобы учиться не обязательно смирно сидеть. Обучение – сугубо личный процесс. Одному нужна музыка, другой может учиться только в тишине, третий должен постоянно ходить во время подготовки к экзамену. Главное, чтобы выбранный способ учебы был эффективным именно для вас.
Правило 3. Нетривиальные, экстравагантные, яркие вещи запоминаются лучше, чем обычные. Чем более абсурдной на первый взгляд покажется ассоциация, тем четче она отпечатается в памяти.
Преимущества работы с памятью
Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.
Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.
Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.
Длина и интенсивность интервала — что работает лучше?
Есть три ключевых аспекта, на которые следует обращать внимание при разработке интервальной тренировки:
- интенсивность интервалов
- время интервала
- Продолжительность периодов отдыха между каждым интервалом.
- Короткие интервалы высокой интенсивности, состоящие из 7 х 30 секунд «тотальных» ускорений (спринтерские интервалы).
- Длительные аэробные интервалы, состоящие из 3 х 20-минутных отрезков, на уровне около 87% от VO2max.
короткие спринтерские интервалы были столь же эффективны, как и более длинные интервалы
- 90% от максимальной мощности в течение 30 секунд;
- 90% максимальной мощности за 3 минуты;
- 100% максимальной мощности в течение 30 секунд;
- 100% максимальной мощности за 3 минуты;
Результаты показали, что, хотя все четыре протокола приводят к заметному увеличению показателей физической подготовки, лучший способ увеличить общее время, проведенное с высокой интенсивностью в течение интервалов и максимизировать поглощение кислорода ( т.е. максимизировать тренировочный эффект), состоит в выполнении коротких (30-секундных) интервалов при мощности 90% от максимальной, а не выполнять интервалы больше, или делать их тяжелее.
Основные выводы
- Аудиокарточки запоминаются гораздо быстрее, чем карточка с отдельным словом. Тут всё, как я понимаю, решает контекст: даже если ты не знаешь перевод отдельного слова, можно понять его в контексте всей фразы.
- Слова в сериале повторяются: увидев незнакомое слово, вы, скорее всего, встретите его еще не раз. Многократное применение слова в разных контекстах наилучшим образом закрепит его в длительной памяти.
- Subs2srs создает карточки с картинками. Они удобны при первом просмотре. Но в дальнейшем картинки мешают при заучивании: я вспоминал значение многих фраз, видя картинку, а не слыша фразу.
- Если вы будете учить интенсивно (я учил в среднем по 15 фраз в день в течение года), то очень скоро вы каждый день будете тратить много времени, повторяя фразы, которые в принципе уже запомнили. Так что не бойтесь удалять целые серии и сезоны, предварительно посмотрев и убедившись, что там для вас все понятно.
- Повторный просмотр серий особой пользы не принесет. По моей задумке я хотел после заучивания просматривать серии еще несколько раз для закрепления. На практике это не дает особых результатов. Просмотр хорошо выученной с помощью интервального повторения серии не сложнее, чем просмотр серии на родном языке.
- После года аудирования мне стало гораздо проще читать книги. Не знаю, с чем это связано. Наверное, с тем, что увеличился словарный запас и с тем, что пропустил через себя большое количество фраз. В итоге я могу без особого напряга читать простые книги, иногда заглядывая в словарь.
- Просматривая последующие (незнакомые) серии “Game of Thrones”, я понимал примерно 80% сказанного на слух. Но в других, даже более простых, сериалах результат хуже. Так что нет смысла заучивать один сериал с первой по последнюю серию. Лучше заучить несколько первых серий, затем посмотреть остальную часть, подглядывая в субтитры.
- Сериал нужно выбирать тщательно. Он обязательно должен быть интересен. Лучше, если серии будут короткими. Желательно, с современным сленгом и оборотам. Я бы начал с американского английского. “Game of Thrones”, на мой взгляд, оказался плохим выбором: длинные серии, выдуманные слова, тяжело понимать некоторых персонажей, сословия и целые народности.
- Если фраза понятна полностью, очень полезно произнести фразу вслух.
- Во время изучения фраз целиком надо создавать дополнительные карточки ANKI с непонятными словами. То есть, когда в фразе есть неизвестное слово, надо его выучить. А так как мы видим разные контексты применения этого слова, то запоминается оно проще. В моих карточках есть дополнительные поля. Если туда добавить непонятное слово, карточка с ним будет сгенерирована автоматически.