Эксперимент милгрэма

Предпосылки к проведению и цель исследования

Милгрэм заинтересовался вопросом о том, сколько страданий человек может причинить невинным людям по приказу начальства. Может ли человек открыто противостоять вышестоящей силе, зная об аморальности приказа и чувствуя страдания своих жертв?

Этим вопросом Милгрэм впервые заинтересовался в годы Второй мировой войны. Известно, что простые немецкие граждане в империи Третьего Рейха устраивались работать в концлагеря и подвергали узников разнообразным издевательствам. Германия – страна, жители которой традиционно славятся своей дисциплинированностью и склонностью к повиновению. Именно поэтому исследователь намеревался сразу же после разработки методики отправиться в Германию и провести эксперимент на немцах. Однако предварительный опыт, проведённый в США, показал, что высочайшую склонность к подчинению проявляют и американцы, поэтому Милгрэм решил не ехать в Германию, а продолжать эксперименты на родине.

Впоследствии исследование было всё-таки повторено в Германии, а также в Австрии, Испании, Голландии и других странах. И во всех случаях исход экспериментов был одинаковый.

биография

Ранняя и личная жизнь

Милгрэм родился в 1933 году в Нью-Йорке ( Бронкс ) в семье евреев . Его родителями были Адель (урожденная Израиль) и Сэмюэл Милграм (1898–1953), которые эмигрировали в Соединенные Штаты из Румынии и Венгрии соответственно во время Первой мировой войны. Он был вторым из трех детей. Ближайшие и дальние родственники Милграма пострадали от Холокоста . После войны его родственники, пережившие нацистские концлагеря и сделавшие какое-то время жили с семьей Милграма в Нью-Йорке.

Его речь бар-мицвы была посвящена тяжелому положению европейских евреев и влиянию событий Второй мировой войны на евреев во всем мире. Он сказал, став мужчиной в соответствии с еврейским законом: «Поскольку я … нахожу счастье вступить в ряды Израиля, знание трагических страданий моих собратьев-евреев … делает это … поводом для размышлений о наследие моего народа, которое теперь становится моим … Я постараюсь понять свой народ и сделаю все возможное, чтобы разделить ответственность, которую история возложила на всех нас «. Позже он написал своему другу с детства: «Я должен был родиться в немецкоязычной еврейской общине Праги в 1922 году и умереть в газовой камере примерно через 20 лет. Как я родился в больнице Бронкса, я» Я никогда не пойму. »

Интерес Милгрэма к Холокосту был основан на том, что его биограф, профессор Томас Бласс , назвал «пожизненной идентификацией Милгрэма с еврейским народом ». Писательница Кирстен Фермаглих писала, что Милгрэм, будучи взрослым, имел «личный конфликт как еврей, который воспринимал себя как постороннего, жертву нацистского разрушения, так и инсайдера, как ученого». Александра заявила, что еврейская идентичность Милгрэма привела к тому, что он сосредоточился на Холокосте и его исследовании послушания авторитетам. Он поделился этим также с Гербертом Винером, одним из участников его исследования послушания, который после разговора с Милгрэмом об эксперименте отметил, что «Милгрэм был очень евреем. Я был евреем. Мы говорили об этом. Очевидно, что за нейтральным исследованием был мотив. »

Милгрэм женился на своей жене Александре на церемонии в Братской синагоге в Гринвич-Виллидж на Манхэттене 10 декабря 1961 года, и у них родилось двое детей, Мишель и Марк. На момент смерти Милгрэм жил в Нью-Рошель, штат Нью-Йорк .

Отец Милгрэма работал пекарем, обеспечивая скромный доход своей семье до своей смерти в 1953 году (после которой мать Стэнли взяла на себя пекарню). Милгрэм учился в PS 77 и средней школе Джеймса Монро в Бронксе (которую он окончил за три года), отличался в учебе и был выдающимся лидером среди своих сверстников. Одним из одноклассников Милгрэма в средней школе Джеймса Монро был Филип Зимбардо , архитектор Стэнфордского тюремного эксперимента . Милгрэм и Зимбардо также разделяют симпатию к популярной телепрограмме Candid Camera и восхищение ее создателем Алленом Фантом .

Когда он учился в колледже, его семья переехала в соседний Квинс . В 1954 году Милгрэм получил степень бакалавра политических наук в Куинс-колледже в Нью-Йорке , где он учился бесплатно. Он также учился в Бруклинском колледже , где получил отличные оценки по специальностям «Психология личности» и «Эклектичный подход к социальной психологии». Он подал заявление на соискание докторской степени по социальной психологии в Гарвардском университете , но сначала был отклонен из-за недостаточного опыта в психологии (он не посещал никаких курсов по психологии в Куинс-колледже). В конце концов, он был принят в Гарвард в 1954 году после того, как впервые поступил в Гарвардское управление специальных студентов.

Профессиональная жизнь

В 1961 году Милгрэм получил в Гарварде докторскую степень по социальной психологии. Осенью 1960 года он стал доцентом Йельского университета. С 1963 по 1966 год он работал доцентом кафедры социальных отношений в Гарварде по трехлетнему контракту. Затем контракт был продлен еще на один год, но с более низким рангом лектора. Скорее всего из — за его противоречивого повиновения эксперимента , Milgram было отказано пребывания в Гарварде.

В 1967 году он принял предложение стать штатным профессором в Центре выпускников Городского университета Нью-Йорка и преподавал в Городском университете до своей смерти в 1984 году. Милгрэм оказал большое влияние, в том числе на психологов Соломона Аша и Гордона Олпорта .

Смерть

Милгрэм умер 20 декабря 1984 года в возрасте 51 года от сердечного приступа в Нью-Йорке. Это был его пятый сердечный приступ. После него остались вдова Александра «Саша» Милграм, дочь Мишель Сара и сын Марк Даниэль.

Дополнительные эксперименты

Для проверки первого предположения Милгрэм снял небольшое помещение в Бриджпорте – городе в другом штате США; при этом вывеска ничего не говорила о связи с Йельским университетом: организация представлялась просто коммерческой исследовательской компанией. Там учёный повторил эксперимент, и его результаты лишь незначительно отличались от первоначальных.

Следующий эксперимент показал, что женщины в роли «учителя» вели себя точно так же, как и мужчины.

В третьем опыте участники могли явственно слышать вопли «ученика», соответствующие силе подаваемого тока, и поэтому хорошо осознавали причиняемый ими вред. Но результаты снова оказались аналогичны первому испытанию.

Милгрэм проверил четвёртое предположение. Оказалось, что все участники были абсолютно нормальными людьми с устойчивой психикой, не страдавшими никакими психическими или умственными расстройствами. Сам исследователь вынужден был констатировать: «Они и есть мы с вами».

В частности, оказалось, что испытуемые не были садистами. В одном из опытов инструктор уходил, оставляя в комнате своего ассистента, и тогда лишь 20 процентов участников соглашались продолжать эксперимент.

Если участнику давалось право самому выбрать напряжение, почти все останавливались на 150 вольтах или даже меньшем напряжении.

Милгрэм заключил, что в сознании людей прочно закреплена необходимость подчиняться вышестоящему. Он заметил, что решающую роль во всех экспериментах играла неспособность участников открыто противостоять «начальнику», в качестве которого выступал инструктор. При этом испытуемые просили инструктора прекратить опыт, а когда тот отказывался, то они продолжали задавать вопросы и включать ток. Во время этих действий, однако, они дрожали, потели, что-то бормотали, хватались за голову и проявляли другие признаки обеспокоенности и смятения, однако покорно продолжали делать свою работу.

Один из очевидцев наблюдал, как за двадцать минут уверенный в себе солидный бизнесмен – один из участников – был доведён до нервного срыва. Он даже бил себя кулаком по голове и умолял инструктора остановиться, но тот отвечал отказом, и бизнесмен продолжал работать.

Милгрэм провёл дополнительные эксперименты, которые только подтвердили его предположения.

Заметки

Что такое эксперимент Стэнли Милгрэма?

Эксперимент Милгрэма показывает как пока еще мало в среднем человеке самодостаточности, и способности свободно мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность. А если по официальной формулировке, Эксперимент Милгрэма показывает — люди склонны подчиняться авторитету.

В эксперименте всегда действуют 3 человека: испытуемый (он же учитель), нанятый актер (ученик), и экспериментатор (он дает указания и инструкции учителю).

В начале происходит “подставная” жеребьевка, на которой разыгрывается роль учителя и ученика. Испытуемый чаще получает роль учителя. Задача учителя
— бить током, через “хитрую” установку, ученика за допущенные ошибки. Вначале ему проводит небольшой инструктаж экспериментатор и самого 1 раз для достоверности бьют током.

Дальше они работают по схеме: у учителя есть список фраз для запоминания учеником, он их зачитывает по очереди ученику. За каждую допущенную ошибку ученика он должен бить его током, но это еще не самый цимес… бить должен каждый раз более мощным зарядом. Актер не получает заряд на практике, но испытуемому однозначно это неизвестно. Все обставлено и обыграно “чин чинарём”.

Но в чем здесь мораль? В том, что человек склонен следовать указке авторитету, отключая собственное сознание. В ходе эксперимента были специально подстроены моменты, в которых учитель-испытуемый должен усомниться в правильности поручений, испытать негативные эмоции от своих действий.

Вместо того чтобы поставить точку, он спрашивал совета у человека “в погонах”. Тот давал ему отмашку, мол, всё будет отлично, не парься. Испытуемый продолжал…

Эксперимент Милгрэма – это, по сути, серия классических, социально-психологических исследований, результаты которых были представлены в 1963 году американским ученым Стэнли Милгрэмом в работе «Подчинение: исследование поведения», а затем обобщены и детально проанализированы в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» в 1974 г.


Текст на картинке: “Стэнли Милгрэм. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль”

Целью исследований являлось выяснение, почему люди готовы терпеть сами и причинять боль другим при преклонении перед лидером. Ученого интересовал вопрос, почему обычные люди, вполне доброжелательные и порядочные, становятся садистами и варварами, и есть ли пределы таких превращений.

Милгрэм провел впечатляющие исследования человеческой натуры в части беспрекословного следования за авторитетом, не обращая внимание на собственные убеждения, общепризнанные нормы морали

Его не интересовало принудительное исполнение приказов под страхом смерти, а важно было узнать, почему люди добровольно причиняют огромные страдания другим, причем не только врагам, но и своим соотечественникам. Более того, они сами готовы терпеть моральные и физические страдания

Более того, они сами готовы терпеть моральные и физические страдания

Его не интересовало принудительное исполнение приказов под страхом смерти, а важно было узнать, почему люди добровольно причиняют огромные страдания другим, причем не только врагам, но и своим соотечественникам. Более того, они сами готовы терпеть моральные и физические страдания

Эффект социальной уступчивости

Большое количество интересных и виртуозных экспериментов провел Стэнли Милгрэм. Задача его исследования состояла в том, чтобы выявить механизмы соблюдения социальных резидуальных норм, то есть правил, регулирующих повседневную деятельность человека. Такие нормы определяются по двум критериям: 1) большинство людей согласны с ними и автоматически их выполняют; 2) эти нормы остаются незаметными до тех пор, пока не происходит их нарушение. Экспериментаторы провоцировали людей нарушать резидуальные нормы.

Первый эксперимент Милгрэма проходил в нью-йоркском метро. Одно из правил поведения в метро базируется на принципе «кто успел, тот и сел». Другое правило предписывает воздерживаться от разговоров друг с другом. Помощниками экспериментатора были студенты-психологи. Испытуемыми — пассажиры метро. Помощники Милрэма в вагоне метро обращались к сидящему испытуемому со словами: «Извините, не уступите ли вы мне свое место?». Как показали наблюдения, 68,3 % испытуемых уступили свое место. Милгрэм трактует такое поведение как нарушение резидуальных правил. Экспериментаторы выявили социальную уступчивость — люди не стремятся защищать резидуальные нормы (112, с. 55-61).

Второй эксперимент Милгрэма был направлен на изучение реакции на вторжение в очередь. Он различает два типа очереди. Первый — упорядоченная очередь (запись на прием к врачу, выдача номерков). Второй — неупорядоченная, спонтанная очередь. Спонтанная очередь — это явление социального порядка, которое подчиняется общим социально-психологическим законам. Очередь представляет собой классический пример того, как люди создают общественный порядок, опираясь на элементарный принцип справедливости. Милгрэм исследовал реакцию тех, кто стоял в очереди, на нарушителей порядка и справедливости. Он описывает три наблюдения по проблеме вторжения. Во-первых, люди редко действуют согласованно, чтобы вытеснить нарушителей. Во-вторых, хотя остальные могут выражать неодобрение, ответственность за выдворение нарушителя ложится на того, кто стоит непосредственно за точкой вторжения. В-третьих, меньше всего протестовать будут те, кто стоит до точки вторжения. В теоретическом плане Милгрэм хотел обнаружить связь защитной реакции очереди с ее наиболее характерной чертой: линейным расположением в пространстве ее участников. Как такая уникальная пространственная конфигурация влияет на то, как очередь защищает свою целостность? Результаты эксперимента показали, что только 18,2 % людей, занимавших в очереди позицию за точкой вторжения, и 8 % людей, которые стояли за нарушителем через два человека, в той или иной форме выразили свой протест. Физические действия в отношении нарушителя применялись в 10,1 % случаев, вербальное противодействие — в 21,7 %, невербальные действия (враждебные взгляды, жесты — в 14,7 %. Помощники экспериментатора отметили, что задача вторжения вызвала у них крайне негативные эмоции, они долго собирались с духом. У некоторых факт вторжения сопровождался физическими симптомами тошноты и бледности (112, с. 62-74). В целом эксперименты Милграма продемонстрировали факт неоказания помощи друг другу в процессе стояния в очереди и довольно легкого проникновения в нее посторонних людей. Подобное поведение людей в окружении большого количества посторонних можно обозначить как социальную уступчивость.

Результаты


Результаты эксперимента в процентах.

В одной серии опытов основного варианта эксперимента 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Лишь пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать. Ещё четверо (10 %) остановились на напряжении 315 В, когда жертва второй раз стучала в стену, не давая ответа. Двое (5 %) отказались продолжать на уровне 330 В, когда от жертвы перестали поступать как ответы, так и стуки. По одному человеку — на трёх следующих уровнях (345, 360 и 375 В). Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Общая процедура эксперимента

Для
изучения подчинения была разработана специальная процедура (Milgram, 1961). Испытуемого, не
информированного об истинном смысле исследования (т. н. «наивного субъекта»),
просили наносить жертве удары электротоком. В эксперименте применяли «ложный»
генератор тока. На этом генераторе были четко помечены 30 уровней тока от 15 до
450 вольт и помещены словесные обозначения: «слабый ток», «опасно: сильный
ток». Реакции жертвы, специально подготовленного помощника экспериментатора,
строятся по определенной схеме. Испытуемого просят наносить удары электротоком,
представив процесс как часть «обучающего эксперимента» и говоря, что сама
процедура проводится якобы для «изучения влияния наказания на память». По мере
того как эксперимент продвигается дальше, «наивного субъекта» побуждают
наносить жертве все более сильные удары током, вплоть до того, что испытуемый
достигает уровня «опасно: сильный ток». Внутреннее сопротивление становится
сильнее и в какой-то момент испытуемый отказывается продолжать эксперимент.
Пока испытуемый уступает требованиям экспериментатора, его поведение
описывается как «подчинение». Момент прекращения наказания — это акт
неподчинения. Количественная величина, соответствующая выполнению действия
испытуемым, основывается на максимальной величине силы тока, удар которой он
соглашается нанести, прежде чем отказывается продолжать дальше. Таким образом,
для любого конкретного испытуемого и для любого конкретного условия
эксперимента степень подчинения можно свести к определенной цифровой величине.
Исследователи здесь ставят перед собой задачу систематически изменять степень
подчинения командам экспериментатора.

Техника
позволяет по-разному манипулировать со значимыми переменными. Исследователь
может изменять источник команд, содержание и форму приказов, приборы для
нанесения наказания, объект наказания, общую социальную ситуацию и так далее.
Следовательно, проблема не в том, чтобы организовать и провести как можно
больше экспериментов, а в том, чтобы выбрать такие экспериментальные условия, которые
лучше всего проясняют процесс подчинения с социально психологической точки
зрения.

Пограничные
исследования

Это
исследование соприкасается с философским анализом подчинения и власти (Arendt, 1958;
Friedrich, 1958;
Weber, 1947), оно также
взаимосвязано с первыми экспериментальными исследованиями подчинения Франка (Frank,1944), исследованиями
«авторитаризма» (Adorno.
Frenkel-Brunswik,
Levinson.and
Sanford, 1950; Rokeach, 1961), а также современными
сериями аналитических и эмпирических исследований власти в социуме (Cartwright, 1959). Во многом такая связь
объясняется большим интересом социальных психологов к внушению. Надо сказать,
что ученых интересует как внушение в его естественных проявлениях (например,
Binet, 1900), так и клинические
случаи (Charcot, 1881). Однако в первую очередь все эти исследования
базируются на социальном факте: человек, которому что-то приказывают
представители законной власти, как правило, подчиняется. Человек в такой
ситуации подчиняется часто и не задумываясь. Это неотъемлемая и повсеместная
черта социальной жизни.

Сираноиды

В 1977 годе Milgram начал пилотирование экспериментальной процедуры, направленные на операционализировать слитые фантазии ума тела , исследованные в Эдмоном Ростана играть Сирано де Бержерак . По сюжету Сирано снабжает Кристиана любовной прозой, чтобы они могли совместно ухаживать за Роксаной (каждая из которых неспособна, учитывая свои физические и языковые ограничения, сделать это самостоятельно).

Милгрэм обучил речевых теневых копировать в реальном времени спонтанную прозу, передаваемую удаленным «источником» посредством скрытой радиопередачи во время личного диалога с наивными «взаимодействующими лицами». В знак уважения к Сирано он назвал гибридного агента, образованного соединением слов одного человека с телом другого, « сираноидом ». В его исследованиях взаимодействующие лица неоднократно не могли обнаружить, что их собеседники были просто речевой слежкой для третьих лиц, неявно и явно приписывая им коммуникативную автономию. Милгрэм назвал это явление «иллюзией киранической болезни». Эта иллюзия сохранялась даже в обстоятельствах, связанных с большим несоответствием между шедоуровщиком и источником, например, когда он использовал источник для детей-теней во время интервью с группами учителей (наивных к обману), которым было поручено оценить интеллектуальные способности каждого ребенка.

Милграм надеялся, что метод сираноидов может превратиться в полезное средство интерактивного изучения явлений, связанных с социальным поведением и самовосприятием (например, стереотипы и подтверждения поведения на основе расовых, гендерных и возрастных факторов ). Хотя он продолжал разрабатывать методологию до 1984 года (года своей смерти), он так и не подготовил официальную публикацию с подробным описанием своих экспериментов с сираноидом.

В 2014 году социальные психологи Лондонской школы экономики опубликовали первые копии оригинальных пилотных проектов Милграма. Робб Митчелл исследовал сираноиды как инструмент экспериментального обучения в классе (когда дети тенью учителя во время учебных упражнений). Сираноиды также использовались в искусстве инсталляции, чтобы исследовать социальный опыт, при котором люди встречают знакомых через тела незнакомцев.

Вильгельм Райх

Смысл эксперимента

В жестоком эксперименте Стэнли Милгрэма задача была узнать, сколько страданий готовы причинить простые люди другим, если это будет входить в их должностные обязанности. Изначально психолог решил экспериментировать на людях Германии в период господства нацистов для выявления лиц, которые могли бы участвовать в уничтожении и пытках в концентрационных лагерях. После того как свой социальный эксперимент Милгрэм усовершенствует, он планировал поехать в Германию, так как считал, что немцы более склонны к повиновению. Но после первого проведенного эксперимента в Нью-Хэйвене в штате Коннектикут стало ясно, что ехать никуда не придется, и можно продолжать работу в Соединенных Штатах Америки.

Критический прием

Этика

Шоковый эксперимент Милгрэма поднял вопросы об исследовательской этике научных экспериментов из-за сильного эмоционального стресса и проницательности, от которых страдали участники. Некоторые критики, такие как Джина Перри, утверждали, что участники не были должным образом опрошены. В защиту Милграма, 84 процента опрошенных позже бывших участников сказали, что они «рады» или «очень рады» участию; 15% выбрали нейтральные ответы (92% всех бывших участников ответили). Позже многие писали благодарности. Милграм неоднократно получал предложения о помощи и просьбы присоединиться к его сотрудникам от бывших участников. Шесть лет спустя (в разгар войны во Вьетнаме ) один из участников эксперимента написал Милграму, объясняя, почему он был рад участвовать, несмотря на стресс:

10 июня 1964 года американский психолог опубликовал краткую, но влиятельную статью Дайаны Баумринд под названием «Некоторые мысли об этике исследований: после прочтения« Поведенческого исследования послушания »Милгрэма». Критика Баумриндом обращения с людьми, участвовавшими в исследованиях Милгрэма, стимулировала тщательный пересмотр этических стандартов психологических исследований. Она утверждала, что даже несмотря на то, что Милгрэм получил информированное согласие, он по-прежнему несет этическую ответственность за обеспечение их благополучия. Когда участники проявляли признаки стресса, такие как потливость и дрожь, экспериментатор должен был вмешаться и остановить эксперимент.

В своей книге, опубликованной в 1974 г. « Повиновение авторитету: экспериментальный взгляд» , Милгрэм утверждал, что этическая критика, вызванная его экспериментами, была вызвана тем, что его открытия вызывали беспокойство и раскрывали нежелательные истины о человеческой природе

Другие утверждали, что этические дебаты отвлекли внимание от более серьезных проблем, связанных с методологией эксперимента .

Применимость к Холокосту

Милгрэм вызвал прямую критическую реакцию в научном сообществе, заявив, что «общий психологический процесс центрально вовлечен в события ». Джеймс Уоллер , заведующий кафедрой исследований Холокоста и геноцида в Государственном колледже Кин , ранее заведующий кафедрой психологии Уитвортского колледжа , выразил мнение, что эксперименты Милгрэма не совсем соответствуют событиям Холокоста:

  1. Джеймс Уоллер (« Становление злом» ), испытуемых в экспериментах Милгрэма, заранее заверили, что их действия не причинят им постоянного физического ущерба. Тем не менее, исполнители Холокоста полностью осознавали, что они убивают и калечат своих жертв.
  2. Сами подопытные не знали своих жертв и не были мотивированы расизмом или другими предубеждениями. С другой стороны, виновные в Холокосте продемонстрировали интенсивную девальвацию жертв на протяжении всей жизни личного развития.
  3. Те, кто отбывали наказание в лаборатории, не были садистами или разжигателями ненависти, и в эксперименте часто демонстрировали сильную боль и конфликты, в отличие от разработчиков и исполнителей Окончательного решения (см. Испытания Холокоста ), у которых была четкая «цель» руки, поставленные заранее.
  4. Эксперимент длился час, и у испытуемых не было времени обдумывать последствия своего поведения . Между тем, Холокост длился годами, и у него было достаточно времени для моральной оценки всех вовлеченных лиц и организаций.

По мнению Томаса Бласса, который является автором научной монографии об эксперименте ( Человек, потрясший мир ), опубликованной в 2004 году, исторические свидетельства, касающиеся действий преступников Холокоста, говорят громче слов:

Срок действия

В номере журнала Jewish Currents за 2004 год Джозеф Димоу, участник эксперимента 1961 года в Йельском университете, написал о своем раннем отказе от должности «учителя», подозревая, что «весь эксперимент был разработан, чтобы увидеть, будут ли обычные американцы подчиняться аморальному принципу». приказов, как это делали многие немцы в нацистский период ».

В 2012 году австралийский психолог Джина Перри исследовала данные и сочинения Милгрэма и пришла к выводу, что Милгрэм манипулировал результатами и что существует «тревожное несоответствие между (опубликованными) описаниями эксперимента и доказательствами того, что на самом деле произошло». Она написала, что «только половина людей, проводивших эксперимент, полностью верила в его реальность, и из них 66% ослушались экспериментатора». Она описала свои открытия как «неожиданный результат», который «ставит социальную психологию в затруднительное положение».

Эффект притягательной силы толпы

Третий эксперимент Милгрэма был направлен на выявление зависимости между количеством людей в толпе и силой ее притяжения. Опираясь на идеи Коулмена и Джеймса, Милгрэм считал, что всякая свободно формирующаяся группа достигает максимального размера, естественным образом приобретая и теряя своих членов. В городской среде толпа обладает способностью притягивать к себе других людей. Он высказал предположение о двух разнонаправленных тенденциях:  первая — постоянное стремление члена группы к независимости, вторая — стремление отдельного индивида примкнуть к группе. Существует также фактор «заражения» — человек скорее присоединится к большой группе, нежели к малой.

Стэнли Милгрэм провел исследование притяжения групп разной величины. Была создана стимульная группа. Количество участников в ней варьировалось от одного до 15 человек. Помощники экспериментатора — члены стимульной группы — в течение минуты смотрели на окно одного из домов Нью-Йорка. Реакция прохожих снималась на кинопленку. В результате оказалось, что если к стимульной группе, состоящей из одного человека, присоединились 4 % прохожих, то к стимульной группе, состоящей из 15 человек, присоединились 40 % прохожих. Таким образом, численность стимульной группы оказала существенное влияние на количество остановившихся и посмотревших на окно дома людей. Милгрэм пришел к выводу, что притягательная сила толпы зависит от:

1) количества людей в толпе, причем численность не обязательно бывает постоянной, она возрастает с каждым остановившимся прохожим;

2) характера стимульного события: чем интереснее событие, тем быстрее растет численность толпы.

Данное исследование является конкретным воплощением количественного подхода Милграма к изучению толпы и лежит в русле американской парадигмы социальной психологии.

Итак, американские психологи экспериментальным путем обнаружили некоторые количественные закономерности массового поведения людей и  выявили ряд социально-психологических эффектов.

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector